Рыбный Мурман. 1990 г. Июль.

В Мурманском гарнизоне На верность Родине присягая У Т Р ЕННЮЮ ТИШИНУ J всколыхнула меДь Ду­ хового оркестра. Легкий ве­ терок колышет Боевое зна ­ мя. Замер воинский строГг. Сегодня у воинов Мурман­ ского гарнизона большой праздник. Молодые солдаты принимают Военную прися­ гу. Совсем еще недавно они учились, работали ' на заво­ дах, фабриках, колхозных полях... Сегодня — в армей­ ском строю. Руки крепко сжимают автоматы. Торжественный ритуал принятия Военной присяги. Сколько раз читал и слышал слова клятвы, и каждый раз нельзя унять волнение. На­ верное, потому, что понима­ ешь: вот так же, с оружием п руках давали клятву з а ­ щитники молодой Республи­ ки Советов, а потом солда­ ты Великой Отечественной — паши прадеды, деды, от­ цы. На верность Отчизне при­ сягает бывший каменщик из поселка Ноглики Сахалин­ ской области рядовой Алек­ сей Зайцев . Он клянется за ­ щищать Родину с достоинст­ вом и честыо. А это означа­ ет быть во всем примером для сослуживцев, честно вы­ полнять " наказ дорожно­ строительного отряда, в ко­ тором трудился солдат. Из строя выходит внук фронтовика рядовой Л. Крю­ ков. — Я, гражданин Союза Советских Социалистических Республик, вступая в ряды Вооруженных Сил, прини­ маю присягу и торжественно клянусь.-?. — громко произ­ носит Леонид. В годы войны клятву па верность Родине давал его дед и остался ве­ рен ей. Конечно, Крюкову-млад- шему придется испытать не­ мало трудностей в армей­ ской жизни, но легких путей он не ищет. Уже сейчас комсомолец из Казахстана считается одним из лучших строевиков в подразделении. Перед лицом своих товари­ щей торжественно клянется молодой механизатор • из Кустанайской области А. Таз- булатов. Амангельды прошел хорошую трудовую закалку. За успехи в уборочной стра­ де отмечен Почетной грамо­ той и премией комитета ком­ сомола • совхоза. Теперь свой долг солдат видит в том, чтобы добросовестно изучать военное дело. Ра зные судьбы у молодых воинов, прибывших служить в Заполярье. Ио объединяет их одна благородная цель — защищать Отечество, мир. Один за другим принима­ ют Военную присягу рядо­ вые Андрей Маторин, Сер­ гей Еремин, Игорь Хаустов, Ерхаи Аскаров, Александр Циммер, Станислав Пошков- ский и многие другие.; С радостным событием молодых воинов поздравил командир. Он сказал, что служить Отчизне — дело настоящих мужчин, высокая честь. Ее необходимо оправ­ дать отличной учебой и службой. Все свои силы и энергию молодые воины должны направить па вы­ полнение задач, стоящих пе­ ред Вооруженными Силами. Он выразил уверенность, что тс, кто сегодня стал полно­ правным членом воинского коллектива, будут приумно­ жать славные традиции ге- роев-одиополчап, честно слу­ жить Родине. С. ПРЕСНЯНСКИЙ, капитан. Из редакционной почты Резонанс «Обида промысловиков» — так называлось выступление первого помощника капитана БАТ «Заволжски объединения «Архангельскрыбпром» Г. Ува- кипа («РМ» , 1990, № 14). Оно касалось старой, по весьма актуальной проблемы: промысловики для «Севрыбхолодфлота* или наоборот? Предлагая вашему вниманию отклик на эту статью, заме ­ тим: управление «Севрыбхолодфлот» не сочло нужным выска­ зать свое отношение к статье. ------------------- Вопрос—ответ - О начислении отпускных Уважаемая редакция, прошу дать мне разъяснение о правиль­ ности начисления отпускных. В январе 1990 года я была в от­ пуске без содержания по приходе мужа с моря. При начисле­ нии отпускных мне включили в расчет среднего и заработок за январь, который был в два раза ниже обычного. Прошу пояс­ нить, правомочна ли была бухгалтерия включать в расчет мой заработок за тот месяц, когда я была в льготном отпуске. О. М. МИШУРА, инженер НПО «Севрыбтехцентр». Как нам сообщила главный бухгалтер обкома профсоюза работников рыбного хозяйстза В. И. Кичева, расчет произве­ ден правильно. Дело в том, что админист­ рация действительно вправе предоставлять кратковремен­ ный отпуск, но без сохране­ ния заработной платы и об­ щей продолжительностью до двух недель в году для встре­ чи супругов в период стоян­ ки судов в портах СССР. На это есть специальное разре­ шение Минрыбхоза СССР, со­ гласованное с Госкомтрудом СССР и ВЦСПС от 19 июля 1988 года. Поскольку дни эти включаются как расчетные для начисления отпускных ( льго­ ты здесь нет), это влечет за собой и некоторое понижение размера среднего заработка за год. В итоге меньше стано­ вится и общая сумма отпуск­ ных. Количество же дней, предоставляемых отпускнику, остается в этом случае без из­ менений. П ОЛНОСТЬЮ ПОДДЕРЖИВА­ ЕМ и разделяем проблемы, поднимаемые промысловиками наших флотов. Вопросы, касаю­ щиеся непроизводительных по­ терь времени на промысле, осо­ бенно чувствительны в период улучшения промысловой обста­ новки. Экипажи промыслозых су­ дов заинтересованы в выполне­ нии рейсовых заданий с мини­ мальными потерями на отвлече­ ние от промдеятельности для производства грузовых операций. Так, в феврале БАТ «Заволжсн» произвел один раз вы грузку 740 тонн мороженой рыбопродукции и 158 тонн рыбной муки, в марте выгрузил, соответственно, 763 и 1G5 тонн за два подхода к ТР, а в апреле — 770 тонн мороженой и 125 тонн рыбмуки за три захода. Налицо потери промыслового вре­ мени. А если еще к этому доба­ вить потери времени на перехо­ ды к транспортам и танкерам «Севрыбхолодфлота», которые по­ являю тся у наших судов на про­ мысле из-за нежелания капитанов транспортов пойти навстречу убеждениям промысловиков, то потери от недоданной рыбо­ продукции еще больше усугубля ­ ют и без того тяжелое положение промысловых флотов. Мы неоднократно обращались к управлению «Севрыбхолодфлот» о пересмотре текста договора № 16 от 20 апреля 1987 года, о б р ащ а л и с ь в а р б и т р аж «Севры- бы» для урегулирования спорных вопросов по тексту договора, но управление «Севрыбхолодфлот» категорически отказызается ид­ ти на уступки, урегулировать и принять к исполнению пункты об ответственности' за невыполнение условий догозора. За последние 10 месяцев сл уж ­ ба эксплуатации флота совместно с юридическим отделом предъяви ­ ли управлению «Севрыбхолодфлот* претензии за простой судов на промысле на сумму 1050 тысяч рублей, из которой 275 ты сяч руб ­ лей решением арбитража «Севры- бы» перечислено нашему объеди­ нению, а претензии на сумму 673 ты сячи рублей находятся на рас­ смотрении в арбитраже. Также проводится целенаправленная ра­ бота по уменьшению затрат на транспортные расходы флота в дальних районах промысла, что уже принесло экономию денеж­ ных средств в размере 480 тыср Л рублей. Для улучшения организации ра­ боты промысловых флотоз вы­ носим на обсуждение руководи­ телей флотов и ассоциации «Сез- рыба» предложения: 1. Премирование начальников промрайонов поставить в пря­ мую зависимость от добычи, вы­ пуска готозой продукции, отсут­ ствия простоев промыслозых су­ дов в ожидании грузовых работ по группе судов, руководимой ими. 2. Руководителям флотоз да­ вать соответствующую оценку начальникам промрайонов по окончании производственной деятельности, предварительно произзести анализ деятельности промсудоз. И в заключение хочется вы­ сказа ть п ож е л а ни е «С е з ры б х о л о д - флоту» о скорейшем решении проблем промысловиков для ус­ пешного выполнения производст­ венной программы, поставленной перед Северной хозяйственной ассоциацией рыбопромышлен­ ных предприятий. И. ДЕГТЯРЕВ, генеральный директор объеди­ нения «Архангельскрыбг.ром». Точка зрения ГЕГОДНЯ много гозорят о ^ том, что нельзя всем нам и дальше так жить — идти в недалекое будущее. Иначе эта жизнь, лишенная святого смысла, превратится в небы­ тие, в своего рода духовную пустыню, в которой поселя­ ются всевозможные злые и вредоносные духи. И поэтому приходится сегодня говорить уже не просто о падении ро­ ли духовной культуры и об отсутствии простого знания того, что такое культура. Ста­ новится все более осязаемой оторванность наша от корней культуры, нас породившей. Следует уже всерьез заду­ маться о том, как развить ду­ ховную оседлость людей, их привязанность и уважение к своей местности, к своим ис­ токам. Задуматься, наконец, всерьез, о дороге, которая аедет к храму. И говорить о ней надо как о вполне реаль­ ной. Долго ли еще мы будем вместо храма искать некую метафору? Сегодня, в создавшейся об­ становке нестабильности ду­ ха, не обретя своих скрижа­ лей, мы перехзатызаем слоза и образы у соседствующей езятой обители. Но все эти слоза имеют смысл только в свете евангельского миропо­ нимания и созидания жизни. Да, конечно, мы говорим о том, что ничто общечепозече- ское и нам не чуждо и что даже есть своеобразная пре­ емственность этих общечело­ веческих идеалов и наших не­ давних зульгаризозанных стремлений к светлому бу­ Дорога к храму дущему. Но прозрейте, мы же стоим и попираем нами же допущенные руины. Мы же по сути своей неполно­ ценны, ибо ничто новое не бывает полноценным, если оно стоит на развалинах ста­ рого. И в наших сегодняшних разговорах о культуре, как о культуре «вообще», как о культуре «интер», таится по­ рыв к формированию нового варианта псевдодуховности; разрыв же с тысячелетней ду­ ховной культурной традицией сохраняется. Ведь мы уже ис­ пытали на себе, что после та­ ких разговоров культуру нель­ зя взять и создать. Культура может развиваться, только ес­ ли она жизет. Настоящая культура не нуждается в на­ силии для своего развития. Она сама в себе несет притя­ гательность. И поэтому такая культура вечна и дает выход жаждущему деятельности че­ ловеку. Мы же, видя сегод­ няшнее несоответствие, пыта­ емся уже не просто объяс­ нить сложившееся положение вещей, мы это положение своеобразно опраадызаем. Наглядное подтверждение то­ му — музеи и концертные залы в стенах церквей. И тут хотелось бы, чтобы поняли празильно, не торопясь с оценкой первых прочитанных слоз. Глазным оправданием з та­ ком положении вещей стано­ вится то, что храм должен принадлежать не только веру­ ющим, а всем людям. Кто эти «все люди»? Помните фи л ь м Тарковского «Андрей Рублев»? Когда вы­ кололи глаза ваятелям хра­ мов, один из них стонет и протягивает руки к зрителям. Этот кошмарный образ на все времена обращен к нам. Ибо вьжололи глаза церквям, сто­ ят они слепые, безликие с пу­ стыми иконостасами. Лишили их языка богослужений, вы­ рвали язык их традиции, язык того неба и той зеАлли, что когда-то вызывали их к жиз­ ни. Нам, как детям, снова и сно­ ва необходимо напоминать, что просто так на этом езете ничего не бывает и не дела­ ется. Разделения на добро и зло никто и никогда не отме­ нит. Мы же хотим опять най­ ти что-то третье и назвать это культурой и поклоняться этому. Разве нет? Но позволь­ те спросить тогда, во имя че­ го это стирание различий и противоречий (а по большо­ му счету — предназначений), это окультуривание? Неужели опять нам не хватит до кон­ ца честности спросить себя — з чем же все-таки салысл всех наших действий? В чем же все-таки смысл жизни? Ну достигли мы наикультурнейше­ го образа жизни, а дальше что? Многое знаем, всех ува­ жаем и предупредительны зо всем, а зо имя чего? Зо имя чего это праздное разгляды­ вание прошлого? В сознании нашем размыт фундамент христианского со­ знания. Мы не знаем, что это такое, кто такие христиане и чем они живут. Но на всякий случай мы уже отказываемся от основы, на которой это все зиждется. Церковь — это не наш путь, это уже было, слышится иной раз. Но куда путь? Во имя чего? Вселение в храм музея или концертного зала — всегда насилие, сродни лишению че­ ловека чувства родины, наци­ ональности, хозяина. И, ко­ нечно, отказ местных органоз власти в передаче церкви хра­ ма вызывает волнение даже среди неверующих. Ведь пат­ риотизм в истинном смысле — это еще и деятельная лю­ бовь ко всему страдающему народу. У нас же не замеча­ ют и как бы невольно оскор­ бляют малейший порыз души. Неужели не видно, что, про­ ходя мимо здания храма и видя узенчанные крестами ку­ пола, верующие осеняют се­ бя крестным знамением, но внутрь не входят, считая, что осквернен храм присутствием Музея поморского быта или же другого инородного духа, вводящего там свои порядки. Противоестественно это или нет — долгий разгозор, но и не нам судить об этом. Не нам, назерное, и решать, сов­ мещать ли музей с храмом? Вряд ли можно себе предста­ вить, что бабушки в платоч­ ках будут ходить в краеведче­ ский музей на молитву. Да и, если честно, какой музей со­ хранил для нас столько, сколь­ ко сохранила церковь? Конечно, есть и другая сто­ рона проблемы. Музей при* надлежит не просто какому- то населенному пункту, а все­ му обществу. Но это говорит лишь о том, что при выселе­ нии из храма государство обя­ зано предоставить ему дру­ гое пригодное для музейных целей здание. Призывы искать виновных никогда не обретали истинно­ го понимания. Корни зла на могут лежать на поверхности. Наше постыдное невежество имеет глубокие корни. В те­ чение десятилетий церкозь была обречена на полулегаль­ ное существование. Не­ сколько поколений оказались отрезанными от громадного богатства векозых традиций духовной жизни народа. И сегодня перед нами внозь от­ крываются врата храма. За ними — целый Алир. У него своя история, особая эстети­ ка, свой выразительный и бо­ гатый язык. Сегодня мы уже не зпразе пренебрегать им. Владимир ЛАРИОНОВ, Анд­ рей РАЗИНКОВ, Любозь ЧЕРНОКОВА и др. предста­ вители христианского брат­ ства «Содейстеие». г. Мурманск. 20 июля 1890 года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz