Рыбный Мурман. 1990 г. Июль.
В Мурманском гарнизоне На верность Родине присягая У Т Р ЕННЮЮ ТИШИНУ J всколыхнула меДь Ду хового оркестра. Легкий ве терок колышет Боевое зна мя. Замер воинский строГг. Сегодня у воинов Мурман ского гарнизона большой праздник. Молодые солдаты принимают Военную прися гу. Совсем еще недавно они учились, работали ' на заво дах, фабриках, колхозных полях... Сегодня — в армей ском строю. Руки крепко сжимают автоматы. Торжественный ритуал принятия Военной присяги. Сколько раз читал и слышал слова клятвы, и каждый раз нельзя унять волнение. На верное, потому, что понима ешь: вот так же, с оружием п руках давали клятву з а щитники молодой Республи ки Советов, а потом солда ты Великой Отечественной — паши прадеды, деды, от цы. На верность Отчизне при сягает бывший каменщик из поселка Ноглики Сахалин ской области рядовой Алек сей Зайцев . Он клянется за щищать Родину с достоинст вом и честыо. А это означа ет быть во всем примером для сослуживцев, честно вы полнять " наказ дорожно строительного отряда, в ко тором трудился солдат. Из строя выходит внук фронтовика рядовой Л. Крю ков. — Я, гражданин Союза Советских Социалистических Республик, вступая в ряды Вооруженных Сил, прини маю присягу и торжественно клянусь.-?. — громко произ носит Леонид. В годы войны клятву па верность Родине давал его дед и остался ве рен ей. Конечно, Крюкову-млад- шему придется испытать не мало трудностей в армей ской жизни, но легких путей он не ищет. Уже сейчас комсомолец из Казахстана считается одним из лучших строевиков в подразделении. Перед лицом своих товари щей торжественно клянется молодой механизатор • из Кустанайской области А. Таз- булатов. Амангельды прошел хорошую трудовую закалку. За успехи в уборочной стра де отмечен Почетной грамо той и премией комитета ком сомола • совхоза. Теперь свой долг солдат видит в том, чтобы добросовестно изучать военное дело. Ра зные судьбы у молодых воинов, прибывших служить в Заполярье. Ио объединяет их одна благородная цель — защищать Отечество, мир. Один за другим принима ют Военную присягу рядо вые Андрей Маторин, Сер гей Еремин, Игорь Хаустов, Ерхаи Аскаров, Александр Циммер, Станислав Пошков- ский и многие другие.; С радостным событием молодых воинов поздравил командир. Он сказал, что служить Отчизне — дело настоящих мужчин, высокая честь. Ее необходимо оправ дать отличной учебой и службой. Все свои силы и энергию молодые воины должны направить па вы полнение задач, стоящих пе ред Вооруженными Силами. Он выразил уверенность, что тс, кто сегодня стал полно правным членом воинского коллектива, будут приумно жать славные традиции ге- роев-одиополчап, честно слу жить Родине. С. ПРЕСНЯНСКИЙ, капитан. Из редакционной почты Резонанс «Обида промысловиков» — так называлось выступление первого помощника капитана БАТ «Заволжски объединения «Архангельскрыбпром» Г. Ува- кипа («РМ» , 1990, № 14). Оно касалось старой, по весьма актуальной проблемы: промысловики для «Севрыбхолодфлота* или наоборот? Предлагая вашему вниманию отклик на эту статью, заме тим: управление «Севрыбхолодфлот» не сочло нужным выска зать свое отношение к статье. ------------------- Вопрос—ответ - О начислении отпускных Уважаемая редакция, прошу дать мне разъяснение о правиль ности начисления отпускных. В январе 1990 года я была в от пуске без содержания по приходе мужа с моря. При начисле нии отпускных мне включили в расчет среднего и заработок за январь, который был в два раза ниже обычного. Прошу пояс нить, правомочна ли была бухгалтерия включать в расчет мой заработок за тот месяц, когда я была в льготном отпуске. О. М. МИШУРА, инженер НПО «Севрыбтехцентр». Как нам сообщила главный бухгалтер обкома профсоюза работников рыбного хозяйстза В. И. Кичева, расчет произве ден правильно. Дело в том, что админист рация действительно вправе предоставлять кратковремен ный отпуск, но без сохране ния заработной платы и об щей продолжительностью до двух недель в году для встре чи супругов в период стоян ки судов в портах СССР. На это есть специальное разре шение Минрыбхоза СССР, со гласованное с Госкомтрудом СССР и ВЦСПС от 19 июля 1988 года. Поскольку дни эти включаются как расчетные для начисления отпускных ( льго ты здесь нет), это влечет за собой и некоторое понижение размера среднего заработка за год. В итоге меньше стано вится и общая сумма отпуск ных. Количество же дней, предоставляемых отпускнику, остается в этом случае без из менений. П ОЛНОСТЬЮ ПОДДЕРЖИВА ЕМ и разделяем проблемы, поднимаемые промысловиками наших флотов. Вопросы, касаю щиеся непроизводительных по терь времени на промысле, осо бенно чувствительны в период улучшения промысловой обста новки. Экипажи промыслозых су дов заинтересованы в выполне нии рейсовых заданий с мини мальными потерями на отвлече ние от промдеятельности для производства грузовых операций. Так, в феврале БАТ «Заволжсн» произвел один раз вы грузку 740 тонн мороженой рыбопродукции и 158 тонн рыбной муки, в марте выгрузил, соответственно, 763 и 1G5 тонн за два подхода к ТР, а в апреле — 770 тонн мороженой и 125 тонн рыбмуки за три захода. Налицо потери промыслового вре мени. А если еще к этому доба вить потери времени на перехо ды к транспортам и танкерам «Севрыбхолодфлота», которые по являю тся у наших судов на про мысле из-за нежелания капитанов транспортов пойти навстречу убеждениям промысловиков, то потери от недоданной рыбо продукции еще больше усугубля ют и без того тяжелое положение промысловых флотов. Мы неоднократно обращались к управлению «Севрыбхолодфлот» о пересмотре текста договора № 16 от 20 апреля 1987 года, о б р ащ а л и с ь в а р б и т р аж «Севры- бы» для урегулирования спорных вопросов по тексту договора, но управление «Севрыбхолодфлот» категорически отказызается ид ти на уступки, урегулировать и принять к исполнению пункты об ответственности' за невыполнение условий догозора. За последние 10 месяцев сл уж ба эксплуатации флота совместно с юридическим отделом предъяви ли управлению «Севрыбхолодфлот* претензии за простой судов на промысле на сумму 1050 тысяч рублей, из которой 275 ты сяч руб лей решением арбитража «Севры- бы» перечислено нашему объеди нению, а претензии на сумму 673 ты сячи рублей находятся на рас смотрении в арбитраже. Также проводится целенаправленная ра бота по уменьшению затрат на транспортные расходы флота в дальних районах промысла, что уже принесло экономию денеж ных средств в размере 480 тыср Л рублей. Для улучшения организации ра боты промысловых флотоз вы носим на обсуждение руководи телей флотов и ассоциации «Сез- рыба» предложения: 1. Премирование начальников промрайонов поставить в пря мую зависимость от добычи, вы пуска готозой продукции, отсут ствия простоев промыслозых су дов в ожидании грузовых работ по группе судов, руководимой ими. 2. Руководителям флотоз да вать соответствующую оценку начальникам промрайонов по окончании производственной деятельности, предварительно произзести анализ деятельности промсудоз. И в заключение хочется вы сказа ть п ож е л а ни е «С е з ры б х о л о д - флоту» о скорейшем решении проблем промысловиков для ус пешного выполнения производст венной программы, поставленной перед Северной хозяйственной ассоциацией рыбопромышлен ных предприятий. И. ДЕГТЯРЕВ, генеральный директор объеди нения «Архангельскрыбг.ром». Точка зрения ГЕГОДНЯ много гозорят о ^ том, что нельзя всем нам и дальше так жить — идти в недалекое будущее. Иначе эта жизнь, лишенная святого смысла, превратится в небы тие, в своего рода духовную пустыню, в которой поселя ются всевозможные злые и вредоносные духи. И поэтому приходится сегодня говорить уже не просто о падении ро ли духовной культуры и об отсутствии простого знания того, что такое культура. Ста новится все более осязаемой оторванность наша от корней культуры, нас породившей. Следует уже всерьез заду маться о том, как развить ду ховную оседлость людей, их привязанность и уважение к своей местности, к своим ис токам. Задуматься, наконец, всерьез, о дороге, которая аедет к храму. И говорить о ней надо как о вполне реаль ной. Долго ли еще мы будем вместо храма искать некую метафору? Сегодня, в создавшейся об становке нестабильности ду ха, не обретя своих скрижа лей, мы перехзатызаем слоза и образы у соседствующей езятой обители. Но все эти слоза имеют смысл только в свете евангельского миропо нимания и созидания жизни. Да, конечно, мы говорим о том, что ничто общечепозече- ское и нам не чуждо и что даже есть своеобразная пре емственность этих общечело веческих идеалов и наших не давних зульгаризозанных стремлений к светлому бу Дорога к храму дущему. Но прозрейте, мы же стоим и попираем нами же допущенные руины. Мы же по сути своей неполно ценны, ибо ничто новое не бывает полноценным, если оно стоит на развалинах ста рого. И в наших сегодняшних разговорах о культуре, как о культуре «вообще», как о культуре «интер», таится по рыв к формированию нового варианта псевдодуховности; разрыв же с тысячелетней ду ховной культурной традицией сохраняется. Ведь мы уже ис пытали на себе, что после та ких разговоров культуру нель зя взять и создать. Культура может развиваться, только ес ли она жизет. Настоящая культура не нуждается в на силии для своего развития. Она сама в себе несет притя гательность. И поэтому такая культура вечна и дает выход жаждущему деятельности че ловеку. Мы же, видя сегод няшнее несоответствие, пыта емся уже не просто объяс нить сложившееся положение вещей, мы это положение своеобразно опраадызаем. Наглядное подтверждение то му — музеи и концертные залы в стенах церквей. И тут хотелось бы, чтобы поняли празильно, не торопясь с оценкой первых прочитанных слоз. Глазным оправданием з та ком положении вещей стано вится то, что храм должен принадлежать не только веру ющим, а всем людям. Кто эти «все люди»? Помните фи л ь м Тарковского «Андрей Рублев»? Когда вы кололи глаза ваятелям хра мов, один из них стонет и протягивает руки к зрителям. Этот кошмарный образ на все времена обращен к нам. Ибо вьжололи глаза церквям, сто ят они слепые, безликие с пу стыми иконостасами. Лишили их языка богослужений, вы рвали язык их традиции, язык того неба и той зеАлли, что когда-то вызывали их к жиз ни. Нам, как детям, снова и сно ва необходимо напоминать, что просто так на этом езете ничего не бывает и не дела ется. Разделения на добро и зло никто и никогда не отме нит. Мы же хотим опять най ти что-то третье и назвать это культурой и поклоняться этому. Разве нет? Но позволь те спросить тогда, во имя че го это стирание различий и противоречий (а по большо му счету — предназначений), это окультуривание? Неужели опять нам не хватит до кон ца честности спросить себя — з чем же все-таки салысл всех наших действий? В чем же все-таки смысл жизни? Ну достигли мы наикультурнейше го образа жизни, а дальше что? Многое знаем, всех ува жаем и предупредительны зо всем, а зо имя чего? Зо имя чего это праздное разгляды вание прошлого? В сознании нашем размыт фундамент христианского со знания. Мы не знаем, что это такое, кто такие христиане и чем они живут. Но на всякий случай мы уже отказываемся от основы, на которой это все зиждется. Церковь — это не наш путь, это уже было, слышится иной раз. Но куда путь? Во имя чего? Вселение в храм музея или концертного зала — всегда насилие, сродни лишению че ловека чувства родины, наци ональности, хозяина. И, ко нечно, отказ местных органоз власти в передаче церкви хра ма вызывает волнение даже среди неверующих. Ведь пат риотизм в истинном смысле — это еще и деятельная лю бовь ко всему страдающему народу. У нас же не замеча ют и как бы невольно оскор бляют малейший порыз души. Неужели не видно, что, про ходя мимо здания храма и видя узенчанные крестами ку пола, верующие осеняют се бя крестным знамением, но внутрь не входят, считая, что осквернен храм присутствием Музея поморского быта или же другого инородного духа, вводящего там свои порядки. Противоестественно это или нет — долгий разгозор, но и не нам судить об этом. Не нам, назерное, и решать, сов мещать ли музей с храмом? Вряд ли можно себе предста вить, что бабушки в платоч ках будут ходить в краеведче ский музей на молитву. Да и, если честно, какой музей со хранил для нас столько, сколь ко сохранила церковь? Конечно, есть и другая сто рона проблемы. Музей при* надлежит не просто какому- то населенному пункту, а все му обществу. Но это говорит лишь о том, что при выселе нии из храма государство обя зано предоставить ему дру гое пригодное для музейных целей здание. Призывы искать виновных никогда не обретали истинно го понимания. Корни зла на могут лежать на поверхности. Наше постыдное невежество имеет глубокие корни. В те чение десятилетий церкозь была обречена на полулегаль ное существование. Не сколько поколений оказались отрезанными от громадного богатства векозых традиций духовной жизни народа. И сегодня перед нами внозь от крываются врата храма. За ними — целый Алир. У него своя история, особая эстети ка, свой выразительный и бо гатый язык. Сегодня мы уже не зпразе пренебрегать им. Владимир ЛАРИОНОВ, Анд рей РАЗИНКОВ, Любозь ЧЕРНОКОВА и др. предста вители христианского брат ства «Содейстеие». г. Мурманск. 20 июля 1890 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz