Рыбный Мурман. 1990 г. Июль.
Экономическая политика Секрного бассейна: Скупой платит дважды! Такая техника -и не нужна? Т Р Е Н А Ж Е Р Н Ы Й ЦЕНТР Север- * ного бассейна работает один надцатый год. Сотни моряков полу чили здесь навыки высококвалифици рованного труда. З а эти годы в тренажерном центре произошли большие изменения. Если раньше судоводителей учили обыч ному спуску трала с судна, идущего по прямой, то сейчас функциональные возможности тренажеров значительно расширились. Сегодня специалист может производить «спуск» трала, учитывая «ветер», «течение», «глу бины» (от 50 до 1200 метров), де лать «поворот» судна, «циркуляцию». Уже не одну, а сотни, тысячи задач можно решать; вести визуальное, ло кационное, гидролокационное наблю дение, следить за траловой лебедкой, ходом трала, скоростью судна и т. д. В центре шесть тренажеров и учеб ный класс, оснащенный новейшей ра дионавигационной и гидроакустиче ской техникой. Все тренажеры имеют современное математическое обеспе чение и точно воспроизводят деятель ность всех систем и в статическом, и динамическом режимах. Более того, уже несколько лет д е й ствует навигационно-акустический тренажерный комплекс «Поиск». На нем смодулированы четыре активных промысловых судна и два пассивных. В число активных входят два БМРТ , одно судно типа с Горизонт» и одно типа «Иван Бочков». Эта группа мо жет вести «поиск» рыбных косяков и производить п р о м ы с л о в о е « т р а л е н и е » в квадрате 10 на 10 миль. Глубина «моря» здесь — до тысячи двухсот метров. Рельеф грунта воспроизводит рельеф любого промыслового района Мирового океана. Глубина «косяка» — от поверхности до грунта, то есть дО 1200 метров. Причем «косяк» мо жет перемещаться в горизонтальном направлении со скоростью от одного до семи узлов. На каждом «судне» есть гидроаку стическая станция «Прибой-101» и радиолокационная «Наяда-5». Ис пользуя их, молено вести совместный траловый промысел в любую «пого ду» — и при волнении «моря» до 7— 8 баллов, и в условиях ограни ченной видимости. И еще. Судоводители в течение од- иой-двух недель изучают опыт рабо ты передовых экипажей всех промыс ловых флотов, совершенствуются в грамотной эксплуатации главного дви гателя и судовых механизмов «на хо д у » и в условиях «тралений». А это позволяет специалистам впоследствии не только экономить горюче-смазоч ные материалы, по и уменьшать риск поломки этих механизмов. К тому же тренажер снабжен дисплеем, на ко тором виден разбор ка;кдого выпол ненного действия. Еще ие так давно на этом уникаль ном, единственном в Советском Сою зе тренажере проходили подготовку около четырехсот специалистов всех флотов. Ио наступил 1989 год, когда пред приятия стали переходить па новые условия хозяйствования. И начали их руководители экономить всюду, где только можно и даже где нельзя. В том числе (где нельзя) и па обучении па тренажерах. Можно понять руководство Мурман ского и Архангельского рыбакколхоз- союзов, поскольку их суда не ведут разноглубинный лов рыбы, или «Сев рыбхолодфлот», где вообще нет про мысловой работы. Но как объяснить нежелание гото вить специалистов в Мурманском и Архангельском траловых флотах, объединении «Севрыбпоиск >? Ведь, все мы знаем, уровень специалистов в области судовождения, и особенно в условиях совместного тралового про мысла, прямо скажем, невелик. Я реалист и не взываю к Г. А. Сго- рожеву, начальнику «Севрыбпоиска», поскольку он ие промысловик и, ви димо, считает тренажерную науку из лишней роскошью. Не обращаюсь к Архангельскому траловому флоту — далеко «живет», l ie ропщу на Бело морскую базу гослова, видимо, там уверены, что на небольших судах не нужны грамотные специалисты. Только не могу понять Г. В. Тшн- к о в а , п п р ош л ом х о р ош е г о м о р я к а . Забыл он все или перестал понимать значимость изучения нового? Недавно побывал па бассейновом тренажерном центре генеральный ди ректор ассоциации «Севрыба» В. Ф. йорельскнй. Походил, посмотрел, расспросил. Похоже, понял ситуацию. Но, боюсь, чтобы не забыл наши бе ды в текучке злободневной. Вот рассказал я обо всех наших богатых возможностях и о том, как флотоводцы игнорируют их под пред логом нехватки средств. Словно не знают, что скупой плати г дважды. Услышат ли на этот раз? В. ФИЛИМОНОВ, ««питан дальнего плавания. П РОЧИТАЛИ СТАТЬЮ «Третье рождение мореходки» начальни ка Мурманского мореходного учили ща Ю. Пруткова («РМ» , 1 9 9 0 , № 18) и ие остались безучастными. Во-первых, полностью разделяем тревогу автора по поводу недостаточ ной профессиональной эрудированно сти выпускников ММУ, причем в пер вую очередь по вопросам навигации. Ведь суть проблем, как нам кажется, н е в недостатках учебной программы .(что тоже н е исключаем), а в качест ве обучения. Справедливости ради должны заметить, что выпускники Мурманского высшего инженерного морского училища по знанию предме тов практической навигации вы г л я д я т также слабо. Во-вторых, на основании вышеска занного возникают сомнения, что но вые учебные планы и увеличение сро ка обучения даже па целый год поло жительно скажутся па качестве само го обучения. Да и необходима ли эта натяжка в программе среднего спе циального образования до уровня вы сшего? Автор сам приводит аргумен ты, свидетельствующие не в его пользу. Например, какой смысл уве личивать на бассейне количество ин женеров, если, как он утверждает, вы их можете встретить где угодно, толь ко не в море? Наша отрасль дейст вительно стала вроде «донной коро вы», в то время как*, по собственно му признанию автора, «подготовка техников в мореходном училище из года в год усложнялась, наполнялась по требованию флотов новым содер жанием и по уровню профессиональ ного образования мало чем отличает ся от вузовской». Растить «младших инженеров > — значит, продолжать порочную практику разбазаривания кадров. Тем более что сегодня, с пе реходом рыбной отрасли па новые ус ловия хозяйствования, ситуация скла дывается так, что потребности флота в пополнении специалистами за счет выпускников училищ резко снижают ся. В о з н и к аю т вопросы : и ап д у т ли п ри менение себе на флоте вообще буду щие младшие инженеры, на обуче ние которых планируется увеличить расходы? Может быть, как раз наобо рот — время подумать о другом: за счет уменьшения количества учащих ся в учебных группах улучшить ка чество ПОДГОТОВКИ СВОИХ ВЫПУСКНИКОВ: Теперь «пойдем дальше» , как пред лагает автор «Третьего рождения мо реходки». «Обязательно ли капитану далее крупнотоннажного судна быть инженером?» — спрашивает он и де лает вывод, что для профессиональ ного роста технику и инженеру до статочно плавцеиза. Этим как бы под держивает точку зрения , что образо вание (высшее, среднее специальное) Резонанс Судоводитель -для берега? на качество работы в плавсоставе не влияет. Одним из основных критериев оцен ки деятельности эксплуатационника является его способность предупреж дать аварийные случаи. Надеемся, этого оспаривать никто не станет. У себя в отделе «Исследований безопас ности мореплавания», имея доступ к необходимой информации, мы па при мере навигационной аварийности па судах Северного бассейна попытались установить истину. Расчеты оказа лись любопытными. Действительно, для помощников капитана образова ние не влияет на динамику виновна* стн в аварийных случаях. Капитанам же, если судить по полученным дан ным, высшее образование позволяет почти вдвое повышать свою защищен ность от аварийного случая. На основании сказанного^ вывод мо жет быть только один. Обучение по специальности в учебных заведениях должно проводиться в два этапа. Первый этап — это подготовка судо водителей для работы в должности третьего, второго и старшего помощ ников капитана. Второй этап — под готовка будущих капитанов. Для флота ото самый оптимальный вари ант подготовки спепиалистов. Со шлемся опять-таки на автора «Треть его рождения мореходки». Среди ка питанов, как он утверждает, наибо льший процент специалистов с выс шим образованием — 44 процента. Причем большая часть из них закон чила вуз ускоренно, после среднего специального учебного заведения, от работав определенное время на фло те в должности помощника капитана. Значит, противозатратный двухсту пенчатый механизм подготовки кад ров судоводителей вдвойне оправды вает себя. З а ним, несомненно, и бу дущее. На наш взгляд, представителям высшего и среднего образования при шло время определиться: кто, сколь ко и каких специалистов будет гото вить для флота. Ведь переход на пря мые договорные отношения между судовладельцем и учебным заведени ем ие за горами. И. РОЗЕНБАУМ, В. МИКОЛЮК. со трудники института «Севгипрорыб- флоти. D ПОСЛЕДНЕЕ ВРЕМЯ u в местной печати бы л о несколько публикаций об ярусном лове. Последняя была в газете «Полярная правда» с ответом замести теля директора по производ ству «Севрыбы» В. П. Торо- пова. Давайте вернемся еще раз к этой проблеме. То, что ярусный прибреж ный лов нужно восстанав ливать, ни у кого не вызы вает возражения. Кто и ког да будет заниматься ярус ным ловом, пока неизвест но. В. П. Торопов считает, что этим должны занимать ся колхозы, расположенные на побережье. Ярусный лов даст замет ный результат только в том случае, если вдоль побережья будут одновременно выстав ляться несколько десятков ярусов. Автор ие ставит вопрос о приглашении на постоянное жительство в разоренные се ления. Речь о другом. Мож но па промысловый летне осенний период создавать рыболовецкие бригады в ко личестве 5 — 10 человек. Их можно временно поселять в пустых или в населенных И снова о ярусном лове Не ждать-действовать! пунктах. Часть выловленной рыбы они могли бы засали вать в бочки, остальное со бирало бы специальное суд но. Так работало во время войны запорное хозяйство. Судно привозило рыбакам продукты, соль, бочки, на живку и т. д. Ярусы ИЗГО ТОВИТЬ можно своими сила ми. Какие использовать су да? Для прибрежного ярус ного лова нужны малые и малоценные. В свое время использовались весельные лодки, парусные или мотор ные елы и мотоботы. В настоящее время нет ни ел, ни мотоботов. Сейчас каждый год идут на списа ние разные крупные суда как в рыбной промышленно сти, так и в морском паро ходстве. На каждом есть моторные шлюпки и катера, и также аварийные перенос ные радиостанции. Все они, как правило, в рабочем сос тоянии. Их можно использо вать при развитии прибреж ного ярусного лова па пер вом этапе. Автора могут обвинить в консерватизме, в попытках возвращения ручного труда.; Да, на первом этапе мы должны начинать все снача ла. Если будем ждать, ког да спроектируют и построят новые малые специальные суда для механизированного ярусного лова, то это слу чится лет .через 5 — 10. На поминаю, нам нужны деше вые суда, стоимостью не бо лее 200 тысяч рублей. Ярусы нужно разбирать и наживлять на берегу и ук ладывать их в специальные ящики, как это и делалось раньше. Для этой работы привлекались женщины и де ти, за что получали соот ветствующую плату. Первые бригады лучше создать из жителей населен ных пунктов. Это позволило бы реализовать часть рыбы среди жителей поселков, привлечь к работе с яруса ми старых опытных рыба ков и увеличить занятость жителей. Кроме того, ие на до завозить продукты, снаб жение, людей в необжитые места. Все предложения, выска занные выше, в той или иной степени практически решить можно, но вот что будет трудным. Это — е ы - ход моторных шлюпок или катеров в открытое море. Давайте проанализируем эту ситуацию. По существующим правилам выхода судов в мо ре катерам и шлюпкам вы ход в море запрещен. Су довые шлюпки и катера в морском исполнении пред назначены только для спа сания людей, а ие для ра боты их в море. Грузоподъ емность шлюпок или кате ров вполне обеспечит нор мальную работу па ярус ном лове. Так как эти шлюп ки могут спасать людей на море в любую погоду, то по чему нельзя им разрешить выход в море в тихую по году ие далее трех миль от берега? Молено поставить условия: выход в море раз решить не менее двум су дам. На шлюпке должна быть дипломированные су доводитель и механик, пере носная аварийная радиостан ция, ракетница, карманная УКВ, компас. Автор считает, что если серьезно подойти к этому вопросу, то к маю 1991 го да можно создать первые 3 —5 бригад и начать ярус ный лов. Нам кажется , что Мурманский облисполком должен рассмотреть вопрос о ярусном лове и решить е с с проблемы, связанные с ним. Практически занимать ся им могли бы кооперато ры и три рыбакколхозсоюза: Архангельский, Мурманский и Карельский. Естественно, чтобы не по лучилось, как в известной басне Крылова «Лебедь, рак и щука» , нужно создать еди ную инициативную группу, включить людей, знающих ярусный лов и заинтересо ванных в его развитии. В. КУЗНЕЦОВ, ветеран труда. 20 июля 1990 года рыбный мурман
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz