Рыбный Мурман. 1990 г. Июль.

Экономическая политика Секрного бассейна: Скупой платит дважды! Такая техника -и не нужна? Т Р Е Н А Ж Е Р Н Ы Й ЦЕНТР Север- * ного бассейна работает один­ надцатый год. Сотни моряков полу­ чили здесь навыки высококвалифици­ рованного труда. З а эти годы в тренажерном центре произошли большие изменения. Если раньше судоводителей учили обыч­ ному спуску трала с судна, идущего по прямой, то сейчас функциональные возможности тренажеров значительно расширились. Сегодня специалист может производить «спуск» трала, учитывая «ветер», «течение», «глу­ бины» (от 50 до 1200 метров), де­ лать «поворот» судна, «циркуляцию». Уже не одну, а сотни, тысячи задач можно решать; вести визуальное, ло­ кационное, гидролокационное наблю­ дение, следить за траловой лебедкой, ходом трала, скоростью судна и т. д. В центре шесть тренажеров и учеб­ ный класс, оснащенный новейшей ра­ дионавигационной и гидроакустиче­ ской техникой. Все тренажеры имеют современное математическое обеспе­ чение и точно воспроизводят деятель­ ность всех систем и в статическом, и динамическом режимах. Более того, уже несколько лет д е й ­ ствует навигационно-акустический тренажерный комплекс «Поиск». На нем смодулированы четыре активных промысловых судна и два пассивных. В число активных входят два БМРТ , одно судно типа с Горизонт» и одно типа «Иван Бочков». Эта группа мо­ жет вести «поиск» рыбных косяков и производить п р о м ы с л о в о е « т р а л е н и е » в квадрате 10 на 10 миль. Глубина «моря» здесь — до тысячи двухсот метров. Рельеф грунта воспроизводит рельеф любого промыслового района Мирового океана. Глубина «косяка» — от поверхности до грунта, то есть дО 1200 метров. Причем «косяк» мо­ жет перемещаться в горизонтальном направлении со скоростью от одного до семи узлов. На каждом «судне» есть гидроаку­ стическая станция «Прибой-101» и радиолокационная «Наяда-5». Ис­ пользуя их, молено вести совместный траловый промысел в любую «пого­ ду» — и при волнении «моря» до 7— 8 баллов, и в условиях ограни­ ченной видимости. И еще. Судоводители в течение од- иой-двух недель изучают опыт рабо­ ты передовых экипажей всех промыс­ ловых флотов, совершенствуются в грамотной эксплуатации главного дви­ гателя и судовых механизмов «на хо­ д у » и в условиях «тралений». А это позволяет специалистам впоследствии не только экономить горюче-смазоч­ ные материалы, по и уменьшать риск поломки этих механизмов. К тому же тренажер снабжен дисплеем, на ко­ тором виден разбор ка;кдого выпол­ ненного действия. Еще ие так давно на этом уникаль­ ном, единственном в Советском Сою­ зе тренажере проходили подготовку около четырехсот специалистов всех флотов. Ио наступил 1989 год, когда пред­ приятия стали переходить па новые условия хозяйствования. И начали их руководители экономить всюду, где только можно и даже где нельзя. В том числе (где нельзя) и па обучении па тренажерах. Можно понять руководство Мурман­ ского и Архангельского рыбакколхоз- союзов, поскольку их суда не ведут разноглубинный лов рыбы, или «Сев­ рыбхолодфлот», где вообще нет про­ мысловой работы. Но как объяснить нежелание гото­ вить специалистов в Мурманском и Архангельском траловых флотах, объединении «Севрыбпоиск >? Ведь, все мы знаем, уровень специалистов в области судовождения, и особенно в условиях совместного тралового про­ мысла, прямо скажем, невелик. Я реалист и не взываю к Г. А. Сго- рожеву, начальнику «Севрыбпоиска», поскольку он ие промысловик и, ви­ димо, считает тренажерную науку из­ лишней роскошью. Не обращаюсь к Архангельскому траловому флоту — далеко «живет», l ie ропщу на Бело ­ морскую базу гослова, видимо, там уверены, что на небольших судах не нужны грамотные специалисты. Только не могу понять Г. В. Тшн- к о в а , п п р ош л ом х о р ош е г о м о р я к а . Забыл он все или перестал понимать значимость изучения нового? Недавно побывал па бассейновом тренажерном центре генеральный ди­ ректор ассоциации «Севрыба» В. Ф. йорельскнй. Походил, посмотрел, расспросил. Похоже, понял ситуацию. Но, боюсь, чтобы не забыл наши бе­ ды в текучке злободневной. Вот рассказал я обо всех наших богатых возможностях и о том, как флотоводцы игнорируют их под пред­ логом нехватки средств. Словно не знают, что скупой плати г дважды. Услышат ли на этот раз? В. ФИЛИМОНОВ, ««питан дальнего плавания. П РОЧИТАЛИ СТАТЬЮ «Третье рождение мореходки» начальни­ ка Мурманского мореходного учили­ ща Ю. Пруткова («РМ» , 1 9 9 0 , № 18) и ие остались безучастными. Во-первых, полностью разделяем тревогу автора по поводу недостаточ­ ной профессиональной эрудированно­ сти выпускников ММУ, причем в пер­ вую очередь по вопросам навигации. Ведь суть проблем, как нам кажется, н е в недостатках учебной программы .(что тоже н е исключаем), а в качест­ ве обучения. Справедливости ради должны заметить, что выпускники Мурманского высшего инженерного морского училища по знанию предме­ тов практической навигации вы г л я д я т также слабо. Во-вторых, на основании вышеска­ занного возникают сомнения, что но­ вые учебные планы и увеличение сро­ ка обучения даже па целый год поло­ жительно скажутся па качестве само­ го обучения. Да и необходима ли эта натяжка в программе среднего спе­ циального образования до уровня вы­ сшего? Автор сам приводит аргумен­ ты, свидетельствующие не в его пользу. Например, какой смысл уве ­ личивать на бассейне количество ин­ женеров, если, как он утверждает, вы их можете встретить где угодно, толь­ ко не в море? Наша отрасль дейст­ вительно стала вроде «донной коро­ вы», в то время как*, по собственно­ му признанию автора, «подготовка техников в мореходном училище из года в год усложнялась, наполнялась по требованию флотов новым содер­ жанием и по уровню профессиональ­ ного образования мало чем отличает­ ся от вузовской». Растить «младших инженеров > — значит, продолжать порочную практику разбазаривания кадров. Тем более что сегодня, с пе­ реходом рыбной отрасли па новые ус­ ловия хозяйствования, ситуация скла­ дывается так, что потребности флота в пополнении специалистами за счет выпускников училищ резко снижают­ ся. В о з н и к аю т вопросы : и ап д у т ли п ри ­ менение себе на флоте вообще буду­ щие младшие инженеры, на обуче­ ние которых планируется увеличить расходы? Может быть, как раз наобо­ рот — время подумать о другом: за счет уменьшения количества учащих­ ся в учебных группах улучшить ка­ чество ПОДГОТОВКИ СВОИХ ВЫПУСКНИКОВ: Теперь «пойдем дальше» , как пред­ лагает автор «Третьего рождения мо­ реходки». «Обязательно ли капитану далее крупнотоннажного судна быть инженером?» — спрашивает он и де­ лает вывод, что для профессиональ­ ного роста технику и инженеру до­ статочно плавцеиза. Этим как бы под­ держивает точку зрения , что образо­ вание (высшее, среднее специальное) Резонанс Судоводитель -для берега? на качество работы в плавсоставе не влияет. Одним из основных критериев оцен­ ки деятельности эксплуатационника является его способность предупреж­ дать аварийные случаи. Надеемся, этого оспаривать никто не станет. У себя в отделе «Исследований безопас­ ности мореплавания», имея доступ к необходимой информации, мы па при­ мере навигационной аварийности па судах Северного бассейна попытались установить истину. Расчеты оказа­ лись любопытными. Действительно, для помощников капитана образова­ ние не влияет на динамику виновна* стн в аварийных случаях. Капитанам же, если судить по полученным дан­ ным, высшее образование позволяет почти вдвое повышать свою защищен­ ность от аварийного случая. На основании сказанного^ вывод мо­ жет быть только один. Обучение по специальности в учебных заведениях должно проводиться в два этапа. Первый этап — это подготовка судо­ водителей для работы в должности третьего, второго и старшего помощ­ ников капитана. Второй этап — под­ готовка будущих капитанов. Для флота ото самый оптимальный вари­ ант подготовки спепиалистов. Со­ шлемся опять-таки на автора «Треть­ его рождения мореходки». Среди ка­ питанов, как он утверждает, наибо­ льший процент специалистов с выс­ шим образованием — 44 процента. Причем большая часть из них закон­ чила вуз ускоренно, после среднего специального учебного заведения, от­ работав определенное время на фло­ те в должности помощника капитана. Значит, противозатратный двухсту­ пенчатый механизм подготовки кад­ ров судоводителей вдвойне оправды­ вает себя. З а ним, несомненно, и бу­ дущее. На наш взгляд, представителям высшего и среднего образования при­ шло время определиться: кто, сколь­ ко и каких специалистов будет гото­ вить для флота. Ведь переход на пря­ мые договорные отношения между судовладельцем и учебным заведени­ ем ие за горами. И. РОЗЕНБАУМ, В. МИКОЛЮК. со­ трудники института «Севгипрорыб- флоти. D ПОСЛЕДНЕЕ ВРЕМЯ u в местной печати бы­ л о несколько публикаций об ярусном лове. Последняя была в газете «Полярная правда» с ответом замести­ теля директора по производ­ ству «Севрыбы» В. П. Торо- пова. Давайте вернемся еще раз к этой проблеме. То, что ярусный прибреж­ ный лов нужно восстанав­ ливать, ни у кого не вызы­ вает возражения. Кто и ког­ да будет заниматься ярус ­ ным ловом, пока неизвест­ но. В. П. Торопов считает, что этим должны занимать­ ся колхозы, расположенные на побережье. Ярусный лов даст замет­ ный результат только в том случае, если вдоль побережья будут одновременно выстав­ ляться несколько десятков ярусов. Автор ие ставит вопрос о приглашении на постоянное жительство в разоренные се­ ления. Речь о другом. Мож­ но па промысловый летне­ осенний период создавать рыболовецкие бригады в ко­ личестве 5 — 10 человек. Их можно временно поселять в пустых или в населенных И снова о ярусном лове Не ждать-действовать! пунктах. Часть выловленной рыбы они могли бы засали­ вать в бочки, остальное со­ бирало бы специальное суд­ но. Так работало во время войны запорное хозяйство. Судно привозило рыбакам продукты, соль, бочки, на­ живку и т. д. Ярусы ИЗГО ­ ТОВИТЬ можно своими сила­ ми. Какие использовать су­ да? Для прибрежного ярус ­ ного лова нужны малые и малоценные. В свое время использовались весельные лодки, парусные или мотор­ ные елы и мотоботы. В настоящее время нет ни ел, ни мотоботов. Сейчас каждый год идут на списа­ ние разные крупные суда как в рыбной промышленно­ сти, так и в морском паро­ ходстве. На каждом есть моторные шлюпки и катера, и также аварийные перенос­ ные радиостанции. Все они, как правило, в рабочем сос­ тоянии. Их можно использо­ вать при развитии прибреж­ ного ярусного лова па пер­ вом этапе. Автора могут обвинить в консерватизме, в попытках возвращения ручного труда.; Да, на первом этапе мы должны начинать все снача­ ла. Если будем ждать, ког­ да спроектируют и построят новые малые специальные суда для механизированного ярусного лова, то это слу­ чится лет .через 5 — 10. На­ поминаю, нам нужны деше­ вые суда, стоимостью не бо­ лее 200 тысяч рублей. Ярусы нужно разбирать и наживлять на берегу и ук­ ладывать их в специальные ящики, как это и делалось раньше. Для этой работы привлекались женщины и де­ ти, за что получали соот­ ветствующую плату. Первые бригады лучше создать из жителей населен­ ных пунктов. Это позволило бы реализовать часть рыбы среди жителей поселков, привлечь к работе с яруса ­ ми старых опытных рыба­ ков и увеличить занятость жителей. Кроме того, ие на­ до завозить продукты, снаб­ жение, людей в необжитые места. Все предложения, выска­ занные выше, в той или иной степени практически решить можно, но вот что будет трудным. Это — е ы - ход моторных шлюпок или катеров в открытое море. Давайте проанализируем эту ситуацию. По существующим правилам выхода судов в мо­ ре катерам и шлюпкам вы­ ход в море запрещен. Су­ довые шлюпки и катера в морском исполнении пред­ назначены только для спа­ сания людей, а ие для ра­ боты их в море. Грузоподъ­ емность шлюпок или кате­ ров вполне обеспечит нор­ мальную работу па ярус ­ ном лове. Так как эти шлюп­ ки могут спасать людей на море в любую погоду, то по­ чему нельзя им разрешить выход в море в тихую по­ году ие далее трех миль от берега? Молено поставить условия: выход в море раз­ решить не менее двум су­ дам. На шлюпке должна быть дипломированные су­ доводитель и механик, пере­ носная аварийная радиостан­ ция, ракетница, карманная УКВ, компас. Автор считает, что если серьезно подойти к этому вопросу, то к маю 1991 го­ да можно создать первые 3 —5 бригад и начать ярус­ ный лов. Нам кажется , что Мурманский облисполком должен рассмотреть вопрос о ярусном лове и решить е с с проблемы, связанные с ним. Практически занимать­ ся им могли бы кооперато­ ры и три рыбакколхозсоюза: Архангельский, Мурманский и Карельский. Естественно, чтобы не по­ лучилось, как в известной басне Крылова «Лебедь, рак и щука» , нужно создать еди­ ную инициативную группу, включить людей, знающих ярусный лов и заинтересо­ ванных в его развитии. В. КУЗНЕЦОВ, ветеран труда. 20 июля 1990 года рыбный мурман

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz