Рыбный Мурман. 1990 г. Июль.
■Ч В Книгу памяти П О ИЮНЯ 1941 года ры- баки Мурманска с больишм волнением выслушали по радио правительственное со общение о нападении фашист ской Германии на нашу Родину. Вскоре РТ-54 «Судак», как и другие траулеры, был постав лен к причалу Мурманской су доверфи для переоборудования его в военный корабль. Рабочие установили на корме и па носу орудия калибром 45 мм. На верхнем мостике — два пуле мета системы «Максим». При казом командующего Северным флотом «Судак» был переиме нован в сторожевой корабль j\o 23 «Муссон». Капитану Мур манского тралового флота Вя чеславу Криворученко присвои ли воинское звание «лейтенант» и назначили командиром этого сторожевика. На корабль прибыл военный комиссар Василий Степанович Глущенко. Районные военкома ты Мурманска направили па СКР-23 опытных специалистов тралового флота и других пред приятий. Командование Север ного флота присвоило им воин ские звания и назначило на ко рабль — согласно боевому рас писанию. Из Мурманска на «Муссон» прибыли: командир электромеха нической боевой части воентех ник 2-го ранга Николай Александ рович Аруев, командир отделения мотористов старшина 2-й статьи Дмитрий Васильевич Моторный, иомандир отделения котельных машинистов старшина 2-й статьи Тимофей Иванович Амелин, руле вые краснофлотцы Иван Артемь евич Заварзин и Александр Яко в левич Багаев, радист Михаил Ф е дорович Медведев, сигнальщик краснофлотец Михаил Теренть евич Коврижных, комендор крас нофлотец К узьм а Михайлович Ку- личкин, минер краснофлотец Иван Сазонтович Никонов, мотористы краснофлотцы Петр Платонович Пименов, Иван Николаевич Ба- нев, Федор Васильевич Евсеев, Борис Леонтьевич Иванов и Ф е дор Яковлевич Филаев, кок крас нофлотец Иван Алексеевич М а л ы шев, строевой краснофлотец Иван Коконович Терещенко, командир отделения радистов старшина 2-й статьи Александр Васильевич Л ы - гин. 16 июля 1941 года лейте нант Вячеслав Криворученко получил приказ следовать в Полярное. Там он узнал, что СКР-23 «Муссон» зачислен в первый дивизион сторожевых кораблей • охраны водного райо на главной базы флота (ОВР). Командир ОВРа капитап 1-го ранга В. И. Платонов вызвал лейтенанта Криворученко в свой штаб и поставил ему бое вую задачу: принять па борт корабля десантников второго -добровольческого отряда моря ков и высадить их на левый бе рег реки Большая Западная Ли ца, где уже сражались с ф а шистами два батальона 325-го стрелкового полка. К десантной •операции также привлекались СКР-20 «Штиль» и СКР-26 «Мгла», переоборудованные из рыболовных траулеров РТ-51 «Лещ» и РТ-Я8 «Стрелок». Вечером 19 июля экипаж СКР- 23 принял на борт десантников напитана В. М. Ермоленко, и ко рабль направился в Мотовский за лив. Утром 20 июля сторожевик вошел в губу Большая Западная Лица. В районе острова Лопаткин- сний лейтенант Криворученко приказал боцману старшине 2-й Статьи Борису Николаевичу Оле- шову спустить шлюпки для вы садки моряков на западный бе рег реки. Немцы ударили по ко раблям из тяжелых орудий, рас положенных на высотах. Вокруг «Муссона» начали рваться снаря ды. Несмотря на опасный обстрел, CHP-23 достиг берега и без по терь высадил десантников. \ Лейтенант Криворученко по лучил приказ следовать в Ура- губу. На переходе «Муссон» атаковали четыре фашистских бомбардировщика «Юнкерс-88». Комендоры открыли огонь. Ко рабль оказался в тяжелом по ложении. Бомбы рвались за кормой и по бортам. Командир корабля часто приказывал ру левому Ивану Заварзину ме нять курс, а также стопорил главную машину или давал пол ный ход. Орудия сторожевого корабля интенсивно стреляли. Командир артиллерийской бое вой части лейтенант В. И. За- бродский четко подавал коман ды, изменяя прицел в зависи- 6 июля I990 года мости от дистанции до самоле тов. Среди экипажа «Муссона» не нашлось ни одного панике ра. Старшины и краснофлотцы мужественно выдержали пер вый бой с фашистскими стер вятниками. Израсходовав бое запас, бомбардировщики врага повернули па юго-запад. Осенью и зимой 1941 года СКР- 23 охранял водный район от по луострова Рыбачий до острова Кильдин. За это время экипаж норабля выдержал еще два боя с немецкими самолетами. В январе и феврале сорок второго года «Муссон» сопровождал местные конвои до мыса Териберский. 28 апреля сторожевой корабль Ne 23 участвовал в десантной опе рации Северного флота на мысе Пикшуев. Корабли О ВРа успешно высадили в тыл немцам батальо- Гибель СВР- « Мусон» ны 12-й бригады мореной пехоты. Летом 1942 года «Муссон» пат рулировал на линии мыс Цып- наволок — остров Кильдин — мыс Териберский. На корабле произошли изменения в команд ном составе. Лейтенант Вячеслав Криворученко и политрук убыли в распоряжение отдела кадров штаба Северного флота. Команди ром «Муссона» был назначен ка питан-лейтенант Григорий Яков левич Козин, а военным комисса ром — старший политрук Черны шев. В конце августа капитан- лейтенант Григорий Козин по лучил приказ следовать на Но вую Землю в оперативное под чинение командира Новозе- мельскол военно-морской базы капитана 1-го ранга А. И. Диа- пова. 16 сентября СКР-23 встре тил союзный конвой PQ-18 и сопровождал его до горла Б е лого моря, а потом вернулся в Белушью губу. З а время боево го похода экипаж корабля от разил две атаки фашистских бомбардировщиков и торпедо носцев. 27 сентября 1942 года ка питан-лейтенанта Григория Ко зина вызвали в штаб Новозе- мельской военно-морской базы. Капитан 1-го ранга А. И. Диа- пов приказал ему следовать к проливу Маточкнн Шар и охра нять водный район от станови ща Лагерное до 45-го меридиа на на западе. Провожая коман дира «Муссона», капитан 1-го ранга Днанов сказал: — Береговыми постами за мечены подводные лодки врага. Внимательно следите за поверх ностью моря. Кроме того, осте регайтесь якорных и донных магнитно-акустических мин. Сторожевик вышел из Белушь- ей губы и направился к проливу Маточкин Шар. На верхнем мо стике корабля стояли командир, его помощник старший лейтенант Алексей Федорович Колдаев, ру левой Александр Багаев, сигналь щики Михаил Коврижных и Афа насий Якуш ев . Они до рези в глазах всматривались в неспо койную поверхность Баренцева моря. В штурманской рубке уточнял курс корабля штурман старший лейтенант Сергей Антонович Ко- дин. В полдень 28 сентября СКР «Муссон» прошел становище Лагерное и повернул на запад. Ничто не указывало на опас ность, которой подвергался ко рабль. Море было пустынным. Вдруг сигнальщик Михаил Коврижных громко доложил: — Слева вижу на воде две черные точки! Капитан-лейтенант Григорий Козин навел свой бинокль на незнакомые предметы. Он опо знал плавающие мины. — Боевая тревога! — сказал командир своему помощнику. На боевых постах и в жилых помещениях корабля раздался д л и н н ы й требовательный звонок — прозвучали, как говорят мо ряки, колокола громкого боя. Старшины и краснофлотцы за считанные секунды заняли свои места по боевому расписанию. Когда «Муссон» сблизился с мина ми на дистанцию два кабельто вых, Григорий Козин приказал командиру носового орудия Семе ну Орлову открыть огонь по смер тоносным шарам. Десятью вы стрелами комендорам удалось уничтожить плавающие мины. Две недели «Муссон» успешно патрулировал в заданном водном районе. 1 А ОКТЯБРЯ 1942 года ко- мандир корабля получил по радио разрешение следовать в становище Лагерное. В пол день 11 октября СКР-23 при близился к западному берегу Новой Земли южнее пролива Маточкнн Шар и повернул на створы Черные Камни. Погода была пасмурной. Черные тучи закрывали горизонт. Темпера тура воздуха упала до восьми градусов ниже нуля . Сигналь щики на верхнем мостике ко рабля ничего опасного не заме тили. Внезапно корму «Муссона» подбросило и раздался сильный взрыв. В машинное отделение корабля хлынула забортная во да. Корабль начал быстро по гружаться кормой в воду. Гри горий Козин приказал экипажу покинуть корабль. С большим трудом морякам удалось спустить на воду обе шлюпки. Шлюпкой левого бор та командовал помощник ко мандира корабля старший лей тенант А. Ф, Колдаев. В этой шлюпке разместились 23 чело века, и она успела отойти от гибнувшего корабля. Ш люпкой правого борта ко мандовал штурман старший лейтенант С. А. Кодин. В нее успели прыгнуть только во семь человек. Остальные моря ки бросились в ледяную воду, и волны отнесли их от родного корабля. Командир и комиссар «Муссона» прыгнули последни м и / Их подобрал старший лей тенант С. А. Кодин. Красно флотцы его шлюпки вытащили из воды еще двенадцать своих товарищей. Всего в шлюпке старшего лейтенанта С. А. Ко- дина разместилось двадцать два человека. Гребцы навалились на весла, и шлюпка направи лась к едва видимому в темно те скалистому берегу. Командир корабля спросил Сер гея Кодина: — Где шлюпка Алексея Калдае- ва? Штурман ответил: — Мы ее наблюдали за нормой всего несколько минут, а потом она куда-то исчезла. До спасительного берега добра лись только моряки из шлюпки Сергея Кодина. На берегу от пе реохлаждения умерли .иомандир отделения радистов старшина 2-й статьи Александр Васильевич Лыгин и шифровальщик старши на 2-й статьи Ариадий Александ рович Ниэовцев. Ш ЛЮПКА , которой командо вал Алексей Калдаев, так и не достигла берега. Моряки погибли при не известных до сих пор обстоятельствах. Вот их список: Калдаев Алексей Федорович, Аруев Николай Александрович, Моторный Дмитрий Васильевич, Амелин Тимофей Иванович, Некрасов Николай Васильевич, Олешов Борис Николаевич, Заварзин Иван Артемьевич, Багаев Александр Яковлевич, Медведев Михаил Федорович, Коврижных Михаил Терентьевич, Якушев Афанасий Петрович, Кувшинов Павел Егорович, Орлов Семен Васильевич, Кулнчкин Кузьма Михайлович, Никонов И еэн С взойтоьич , Пименов Петр Платонович, Банев Иван Николаевич, Евсеев Федор Васильевич, Иванов Борис Леонтьевич, Филаев Федор Яковлевич, Малышев Иван Алексеевич, Терещенко Иван Кононович, Хабаров Петр Федорович. П ОСЛЕ ПОБЕДЫ над не- 41 мецко-фашистскими з а хватчиками прошло 45 лет. Со трудники музея Краснознамен ного Северного флота долгие годы искали близких родствен ников погибших североморцев с СКР-23 «Муссон». На запросы в военкоматы нашей страны пришли ответы, в которых со общалось, где проживают вдо вы, дети, братья и сестры му жественных моряков «Муссо на». По уже известным адре сам я написала письма, в кото рых рассказала о боевых подви гах североморцев и где они по гибли. В ответ получила более десяти писем. Пишут из Мурманска две се стры старшины 2-й статьи Дмитрия Васильевича Моторно го: *Наш брат Дмитрий родился в 1917 году в городе Беломорске. Закончил семь нлассов. 7 сентяб ря 1935 года он поступил учиться на курсы механиков-дизелистов 3-го разряда в учебно-курсовой комбинат треста «Мурманрыба», которые закончил 20 июня 1937 года. После окончания курсов Дмитрий Васильевич плавал на дизельных траулерах Мурманско го тралового флота в должности второго и старшего механика. В ноябре 1940 года, после перегона парохода *А. Серов» из Мурман ска во Владивосток, поступил учиться на курсы механиков-па- ровиков 2-го разряда, которые успешно окончил 21 июня 1941 года. Когда началась война с фа шистами, Кировский райвоенкомат призвал нашего брата сл ужи ть в Северный флот. Извещение о ги бели Дмитрия мы получили 11 ноября 1942 года. Высылаем в музей КСФ от- нрытку брата, датированную 23 июня 1942 Года, и удостоверение механина-дизелиста 3-го разряда. В наших сердцах осталась свет лая память о Дмитрии Васильеви че. Для нас он был чутким и от зы вчивым человеком. Низкий по клон вам и благодарность, Алев тина Васильевна, за то, что не забываете моряков, отдавших свою жи зн ь за нас, за наш прекрасный город-герой. Родные сестры Дмитрия Мотор ного — Капиталина Васильевна и Людмила Васильевна». В Москве живет дочь крас нофлотца Ивана Алексеевича Малышева — Александра Ива новна Лобанова, которая напи сала следующее: «...Ворошить старое тяжело и больно. Но я считаю своим дол гом помочь вам в вашем благо родном деле. В доме моей мамы из личных вещей отца сохрани лась одна шинель, есть фронто вые письма и фотографии. За двадцать дней до войны отец проводил маму из Мурманска в деревню на лето. Больше мы в Мурманск не вернулись. ...Высылаю вам два письма моего незабвенного любимого па пы. отдавшего с б о ю ж и зн ь не только за нашу семью, но и за весь советский народ...» Краткое содержание одного из писем краснофлотца Ивг.на Малышева: «Привет из Мурманска от Ива на Алексеевича. Здравствуйте, дорогая жена Ев- дония Васильевна. сын Виктор Иванович и дочка Ш ура Иванов ка. Передаю вам свой горячий привет. Письмо от вас получил 28 1 0 августа и очень был рад. Вам я отправил сразу два письма, пото му что очень соскучился. Дорогая Дуся, когда я прочитал ваше пись мо, то как будто поговорил с то бой и нашими детками. Сейчас нам трудно в Мурманске, но ско ро взойдет солнце, и мы снова встретимся с тобой и не будем разлучаться до конца нашей ж и з ни. Я буду вас ласкать, как лас кал до нападения фашистов на нашу Родину. Я часто вспоминаю, как три месяца назад мы с тобой, Дуся, любовались своими детка ми, шутили и смеялись. Сейчас хотя бы минутку побыть с вами. До свидания, Дуся. Поцелуй за меня много раз Витю и Ш уру. 30 августа 1941 года». Из Ленинграда прислала письмо сестра краснофлотца Афанасия Петровича Якушева Голубева Анна Петровна: «Алевтина Васильевна, получи ла ваше письмо и так расстрои лась, что заболела. Письмо к вам не получается, так как слезы ме шаю т писать. У моих родителей была большая семья. В 1927 го ду мы остались сиротами. Брату Афанасию тогда было пять лет. Судьба нас разбросала по всей стране. С братом и сестрами я имела переписку. Афанасий закончил семь нлас сов, курсы трактористов и рабо тал в колхозе. Виделась с ним я в последний раз в 1938 году. Ког да началась война, я не знала, где мой брат. Я начала делать за просы и нашла его на Северном флоте. Написала ему два письма и от кры тку . Извещение о гибели бра та я получила, но там не было сказано, где он погиб. Дорогая Алевтина Васильевна, теперь из вашего письма я знаю, что Афанасий погиб на стороже вом корабле Мз 23 «Муссон». Вы сылаю вам письмо моего брд^а той тяжелой военной поры...» ^ А это строки из письма крас нофлотца Афанасия Петровича Якушева: «...В первых строках своего письма, дорогая сестра Анна Пет ровна, сообщаю, что я получил от вас два письма и одну открытку. Во-вторых, я жив , здоров и служу на том же корабле. В базе быва ем очень редко, поэтому почту получаем с большим опозданием. Вы знаете, что Гитлер уже неод нократно пытался захватить Мур манск и Кольский залив, но у него ничего не вышло. Наши ре бята бью т фашистов днем и ночью. Кольсний залив и Белое море •— это бельмо на глазах бес новатого Гитлера. Через наши порты поступают от союзников танкй, самолеты и военные мате риалы. Враг пока не отказался от захвата Мурманска. Тяжелые бои еще впереди. За четырнадцать ме сяцев войны я уже привык к боям. Мы поклялись Родине и всем братьям по великой борьбе, что здесь, на Севере, фашисты не пройдут. Мы будем их уничто ж а т ь и у нас не дрогнут нервы. В бой нас ведет священная нена висть к врагу. Дорогая сестра Ан на, ты энаешь, что я комсомолец. Я буду защищать свою Родину до последней напли крови, и потребуется, то отдам ж и з н ь ' имя Победы над проклятыми фа* шистами. Они не люди, а звери на двух ногах. Уничтожить этих двуногих зверей — благородное дело... До свидания, Анна! Твой брат Афанасий Якуш ев . Военно-морская станция 1008 п/’я 65/8. 9 сентября 1942 года». Вот такая, пока еще не допи санная история сторожевика «Муссон». В Книгу памяти бу дут занесены фамилии погиб ших моряков. Но, возможно, кто-то знает и другие подроб ности боевых действий и гибе ли этого корабля. Или данные биографии тех, кто назван в списке. Напишите об этом в ре дакцию «Рыбного Мурмана» или в наш музей. А. КРИВЕНКО, старший научный сотрудник музея КСФ. На снимках: И. А. Малышев; на групповом (2-й ряд, 1-й сле ва) — И. А. Заварзин. Репродукция А. Раубе и Л. Фроловой. рыбный мурман
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz