Рыбный Мурман. 1990 г. Февраль.

РАЗГОВОР Еще один областной семинар на­ чинающих литераторов Мурман а по­ зади. Каковы его результаты? Общее настроение было, увы, ие столь при­ поднятое, как бывало раньше. И на­ чался он с удручающей /ноты: комсо­ мол, неизменно субсидировавший это мероприятие, на сей раз отказался от участия, представителей обкома ВЛКСМ даже не было па открытии всегда торжественного события. Вид­ но, у них появились более важные заботы, нежели духовное взращивание молодежи. Да и самой молодежи сре­ ди семинаристов было «подавляющее меньшинство». В основном съехались со всей области давние, в годах уже, литераторы. З а свой счет. С не по­ следней целыо — просто увидеться со старыми приятелями, пообщаться. Субъективные эти впечатления под­ тверждаются многими из них. Однако «нива благородная» хоть и оскудела, но жива: есть-таки откры­ тие, о котором пошла добрая молва. Представим его и вам. Ирина Михневич в Мурманске все- го два года. После окончания Ленин­ градского пединститута она 8 лет р а ­ ботала в профтехучилище в Медвежь­ егорском районе Карелии. Эта рабо­ та оставила в душе глубокий след: в училище среди курсантов — буду­ щих моряков — царили бездушие, почти уголовного характера законы, справиться с которыми не удалось. Во-первых, потому что ребята не за­ хотели присоединиться к борьбе с порочными традициями, а во-вторых, среди педагогов был ощутимый раз ­ лад. Дело закончилось смертью трех ребят, и ПТУ расформировали. С о ­ бытия эти и легли в основу повести с условным названием «Ты слышишь, море?», которая заинтересовала ру ­ ководителей семинара. ПОСЛЕ — Я взялась за повесть не с толь ко из с трем ления за н им а ть с я л и тер а т урной дея тел ьнос тью , с к о л ь к о из ж е л а н и я вы ­ п л е с н у т ь свой п р о те с т п р о ти в с ущ е с т ­ в ующ ей системы во спи тани я , о с тавш ей ­ ся в наследие о т то та л и та р н о го реж им а в с тране , — с ка зал а автор . — Она к а ­ л е ч и т ребят. Трагедия зрела на н аш и х гл а за х , э то было тр уд н о , больно наблю ­ д ать . Больно и п и са ть об этом мне, ма­ тери п я тнадца тиле тне го сына . — Вы пробовали перо до этого? — Да к а к с ка за ть ... С тихи писала , за ­ тевала повесть , есть тр и расс ка за , но работа учи тел я не очень -то по зволяет за ним а ть ся творчес твом , не удавалось вы кр а и в а т ь время для полноценной до ­ рабо тки р у ко п и с е й . — Вы написали прои зведение острое и нелицепри ятное д аж е для н аш и х дней . Предлагали ли вы пове сть ж урналам? — Да. О т кл и к и пол учила очень п р о ти ­ воречивые . Реда кция ж у р н а л а «Смена» счи тае т , что «нечего п у га т ь н аш у моло­ деж ь» и > ч т о «молодой чи татель м ож е т превра тно п о н я ть э то т материал» , и «•для нас эта вещь несвоевременна , ищ и ­ те д р у го го издателя» . Ж ур н а л «Юность» прислал и вовсе о т п и с к у : мол, не п и ш и ­ те о том , че го не знаете . А м еж ду тем в повести и зл ож е ны т о л ь ко реальные ф а к ты ,-п р о и с х о д и вш и е в учи л ищ е на м ои х гл а за х . Были о т к л и к и из «Авро ­ ры» и д р у г и х и зд аний . Один и з с толич ­ н ы х ж у р н а л о в , правда , заинтересовался , реда ктор отдела про зы прочи тал р у к о ­ пи сь и пообещал по дд е рж ку . — К а к о тне сл и сь к повести м урм а н ­ с ки е п р о з а и к и , ваш и рецен зен ты Н и ко ­ лай С кр ом ны й и Леонид Крейн? — Д оброжелательно . Их проф ессио ­ нальная помощ ь для меня очень важ на . — Вы с т о л кн у л и с ь с оборотной с торо ­ ной пе д а го ги ч е с ко й работы . Вернетесь ли вы к э той профессии? — Не м о гу с ка за т ь что -либо опреде ­ ленно . У меня на р у к а х м алыш ка , и я п о к а д ум аю то л ь ко о ней. У Ирины трое детей. Ее муж Вла­ димир работает в рыбиом порту. Кстати, он тоже был педагогом в том же ПТУ в течение 4 лет, и, по словам Ирины, был ей- помощником и под­ держкой в написании 65-страничной повести. Произведение пока еще никому не известного автора Ирины Михневич заставляет задуматься: каким воспи­ тывается в нашей стране молодой р а ­ бочий класс? С. АРХИПОВ. (Наш корр .) СЕМИНАРА ^ ЗДРАВСТВУЙТЕ, дорогие мои мама и папа! Вот и началась для меня новая жизнь. Здесь мы все делаем по режиму, чтобы быстрей войти в ко ­ лею. Каждое утро начинаем с зарядки на улице в любую погоду, даже в дождь. Потом строем идем на камбуз. Уроков еще больше, чем в школе. Ес­ ли честно, устаем здорово. А после занятий уборка, самоподготовка, ве­ черняя поверка. Только не подумайте, что я уже ною. Я даже рад, что неког­ да бездельничать. Если решил начать новую жизнь, надо сразу, чего тянуть. Пишу вам на самоподготовке, больше времени нет. Скучаю по дому, хотя и начинаю понемногу привыкать. Поце­ луйте за меня Светлану и Машеньку. Мамочка, ты во многом была права, но обратного пути для меня нет. Я так ре­ шил. Мама, пришли мне, пожалуйста, чего- нибудь поесть. Мне здесь нравится, только мы никуда не ходим. Даже на почту надо отпрашиваться. Это потому, что у нас карантин, как в армии. По­ том будут посвящать в курсанты и вы­ дадут форму. Пока ходим в своем. Когда получите мое письмо, ответьте сразу. Я буду очень, очень ждать. И еще, мамочка, одна просьба. Вышли мне в конверте хоть 5— 10 рублей, сколько сможешь. Я куплю чего-нибудь Литературная, страница существуют на свете неписанные зако­ ны муж ско го братства, невыполнение которых грозит гибелью моряку . Так учили книги и фильмы, так об этом пе­ лось... А после концерта был сюрприз. Кру­ тили фильм, снятый ребятами на практике. Много солнца, омытая шаль­ ными волнами качающаяся палуба, чай­ ки-попрошайки за кормой. Мальчишка у штурвала корабля, рядом с ним — мудрый, седой, улыбающийся в усы капитан. (Как в кино, ей богу). Флот­ ский борщ и пышный пирог в три пальца толщиной по случаю дня р ож ­ дения практиканта. (Стон пронесся по залу). Вся команда поздравляет счаст­ ливчика. Везет же лю д ям .' * * * Разошлись по домам преподаватели и мастера, проверив вахту и замки, на которые запирались роты первокурсни­ ков. На душе у Мишки кошки скребли: все-таки не обычная ночь, а — Посвя­ щение... Что-то непременно должно произойти. Их же предупреждали. Но было на удивление тихо. Не сговари- Но нет. Кто-то изо всех сил саданул по двери. Ввалились. Один бросил на тумбочку маленький якорек: — Купи! Недорого возьмем. Всего червонец, — повернулись к Зайкову. — Пошли вы... — Что-то ты, сопля, со взрослыми разговаривать не умеешь. И чему тебя только восемь лет учили в нашей со­ ветской школе? Зайков, пошатнувшись, рухнул на ко ­ лени. Удар был мгновенным, неулови- мым и точным: толстый Заяц • как-то сразу уменьшился в размерах, словно вдвое свернулся, как блин. — Покупай, сука, раз продают, — назидательно сказали ему. — Ребята, одолжите! У меня только пятерка, — взмолился Зайков, не под­ нимая глаз. «Ага, и до тебя добрались, — поду­ мал Мишка. — Ладно, чего там счеты сводить. Выручить надо Зайца, все-таки свой». Осторожно, как минное поле, обходя второкурсников, Зайков взял у Мишки деньги и передал им. Ирина Михневич Ты слышишь, море? ОТРЫВОК ИЗ ПОВЕСТИ РЫ5НЫЙ МУРМАН в буфете поесть. Командир сказал, что каждый месяц родители могут высы­ лать небольшие переводы. Целую крепко . Ваш сын Михаил». ф * * «Будет людям счастье, счастье на века», — бодро сулит оркестр. Неисто­ во и сладко заливается труба, большой барабан бухает согласно и умиротво­ ренно, и вдруг взрываются салютно литавры. Вот и пришел, их праздник, День По­ священия. Поплыли по стенам фойе корабли, обрушились на них морские шквалы, но корабли, как и полагается, выстоя­ ли в борьбе со стихией, благодаря соц­ обязательствам, призывам и рапортам на бортах. Смущенные виновники торжества прибывают поротно. Выстроился длин­ ный строй, замер по команде «смир­ но». Вносят училищное знамя — вре­ мя клятвы пришло. Читает по алой бар­ хатной книге первокурсник Петр Сквор­ цов, личность уже всем в училище из­ вестная, единственный отличник. — Клянусь высоко нести честь со­ ветского моряка у нас в стране и за рубежом ! — Клянусь! — Клянусь быть дисциплинирован­ ным, беспрекословно выполнять при­ казы командиров, мастеров, преподава­ телей, администрации... — Клянусь! — ...быть честным и справедливым, беречь и умножать славные трудовые традиции училища и флота... • — Клянусь! — Если же я нарушу э т / клятву, пусть меня покарает презрение моих товарищей... Как долго читают приказ о зачисле­ нии, но зато Мишка услышал свою фа­ милию в общем списке. Наконец стар­ шекурсники надевают форменные во­ ротнички своим меньшим братьям, жм ут руку, хлопают по плечу. И дела­ ется все это самым естественным, са­ мым дружеским образом. Будто окно в другой мир распахнулось. Рассиялось благодушными улыбками многочислен­ ное районное начальство, приглашенное на торжество. Раздвинулся малиновый занавес. Вот это да! Мишка в жизни не видел ниче­ го подобного : могучий хор на сцене, причем из одних парней. В школе пи­ щали только девчонки, на единствен­ ного солиста-пятиклассника моли­ лись все учителя. А тут — человек пол­ тораста на сцене. Луженые глотки, при­ выкшие к матерщине и табаку, вдруг грянули мужественно и нежно: «Море, ты слышишь, море, твоим матросом хочу я стать». У Мишки даже мурашки по спине побежали. И ребята рядом замерли, перестали возиться. Зал взор ­ вался от восторга. Мишка раньше ду­ мал, что все это давным-давно устаре­ ло. Наверное, только в песнях курсант­ ско го хора было еще нечто такое, чего им здорово не хватало в жизни, — ве­ ры в надежное плечо друга, в то, что 13 ваясь, легли, ждали: вот-вот начнется. Наконец, усталость взяла свое и маль­ чишек сморил сон... Мишке почему-то приснилось, что он в деревне, и дед режет кабанчика к приезду матери. Кабанчик визжит, бры­ кается, норовит выскользнуть из дедо­ вых рук. Дед пытается успокоить поро­ сенка лаской, но тот, предчувствуя судьбу, словно взбесился. Мишке, со­ всем еще маленькому, страшно жалко кабанчика. Слезы текут по щекам маль­ чика, он размазывает их грязными ру­ ками, он приказывает себе не реветь, но они все равно текут и текут. Мишка рвется к деду, а бабушка цепко дер­ жит его за плечи и ласково уговарива­ ет: — Иди в дом, не смотри, не надо! Мишка не слушается, он замахивается своим игрушечным автоматом на деда и сердито кричит: — Ты плохой, ты злой, я к тебе боль­ ше никогда не приеду! А дедушка, его добрый дедуля, гром ко и ехидно смеется чужим сме­ хом, щуря подслеповатые глаза, откры ­ вая полупустой беззубый рот... И Миш­ ку пронзает ужас: ведь он точно пом­ нит, что деда нет, нет его уже три го­ да... От ужаса он проснулся. В кубрике противно воняло жженым и не во сне, а наяву кто-то дико верещал. Очухался Мишка, сел в кровати и замер: рядом лежал распятый Васька Рябченко. Кто- то в капроновом чулке, натянутом на морду, поджигал спички, вставленные между пальцами босых ног Васьки. Спички горели, Васька дрыгал ногами, а тот, оседлавший его, довольно ржал. — Выходим на финишную прямую ! Лидирует спортсмен в желтой майке... — сквозь смех утробно комментировал долговязый. Мишка прыгнул на Васькиного обид­ чика: — Ты, гад, что делаешь? Но его быстренько скрутили двое, тоже в масках, которые раньше держа­ ли Ваську за руки. Один из них прого­ ворил ласково: — Ага, еще один петушок проснулся. Дети, в школу собирайтесь, петушок пропел давно. И куда ты скачешь так резво, милый, и что тебе надо? Тебя трогали? Мишка рванулся, но не смог освобо­ диться. Рябчик сломался — от него отвязались, и он лежал тихо, как мышь. Рассчитывать на его помощь не приходилось. А Панченко и Зайков, от­ вернувшись к стенке, тихо сопели. Предатели! Трусы! — Подъем, — гаркнули им. Они не­ хотя встали. — Настоящий курсант в огне не горит, в воде не тонет. Ведра видите? Марш за водой! ...Через несколько минут Мишка обалдело трясся от холода, мокрый и жалкий. Ушли. «Посвященные» тоскливо мол­ чали. Что тут скажешь? В глаза друг другу стыдно глянуть. Снова легли. М о ­ жет, все? Отстали? Оставят их в покое? И снова наступила скребущая душу тишина. И в ней пульсировал страх и текло тягучее оцепенение, и была под­ ленькая мысль: может, не меня. Но Мишке швырнули брю ки с отпоротыми пуговицами на ширинке: «Пришей», — приказали, и он, глупо улыбаясь, взял­ ся за иголку. «Деды» тем временем уничтожали родительские дары, при­ сланные к празднику. Сытые, рыгаю­ щие, они свалили остатки в посылоч­ ный ящик и уволокли добычу наверх, в свою роту. Следующий спазм тишины был со­ всем кратким. Все предельно примитив­ но, никакой фантазии: — Чё зыришь? В морду хошь? Двинули — отчалили. И еще, и еще... К ним приходили и уходили, будто эстафету передавая. Они вставали и ло­ жились, снова вставали и снова ложи­ лись, подстилки, ваньки-встаньки. Кош­ мар не кончался. Время, казалось, раст­ ворилось в ночи, размазавшись по сте­ ке тенью... Через неделю сразу двадцать чело­ век отчислили из училища. За ту ноч- ку. — Ага, стукачи завелись, — поняли первокурсники, но как-то вяло сообра­ зили, без эмоций. Зато у мамаш отчис­ ленных эмоции были через край. Ры­ дая, негодовали, умоляли, угрожали-. — Не может быть! Не способен мой сын на такое. Его оклеветали! Вы не имеете права его отчислять! Произ­ вол! Мы найдем на вас управу! Будем жаловаться в Госкомитет. А Мишка вместе со всеми орал на классном часе: — Конечно, не виноват! Не он бил| Несправедливо выгнали! — чтобы свои не посчитали его малодушным фиска­ лом. Хороший человек Дика Андреевна, их классная, да только что она понима­ ет в их жизни? Педагоги твердят, слов­ но сговорившись: — Помогите нам, ребята, вывести эту нечисть из училища. Не справиться нам без вашей помощи. Не хотите выдавать — не надо, во все времена доносчикос не терпели. Но сопротивляйтесь! Не позволяйте себя унижать, не давайте в сбиду товарищей. Объединяйтесь! Красиво и правильно говорить все учителя умеют, но кто из них хоть од­ нажды побывал в ш куре курсанта? Ко­ го из них били просто так, ни за что? Да они половины из того, что в общаге творится, не знают. И кто из них не не словах, на деле смог бы пойти протиЕ такой силы? Это же революция нужна настоящая: земляк против земляка, младший курс против старшего, все вверх тормашками перевернуть. * * * У «дедов» прихлебателей становилось с каждым днем больше. За кусо к сала, за сигаретку, за то, чтобы не били, вер­ ными псами цепными служили Системе: она вербовала новые кадры... 23 февраля 1990 года *

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz