Рыбный Мурман. 1990 г. Февраль.
РАЗГОВОР Еще один областной семинар на чинающих литераторов Мурман а по зади. Каковы его результаты? Общее настроение было, увы, ие столь при поднятое, как бывало раньше. И на чался он с удручающей /ноты: комсо мол, неизменно субсидировавший это мероприятие, на сей раз отказался от участия, представителей обкома ВЛКСМ даже не было па открытии всегда торжественного события. Вид но, у них появились более важные заботы, нежели духовное взращивание молодежи. Да и самой молодежи сре ди семинаристов было «подавляющее меньшинство». В основном съехались со всей области давние, в годах уже, литераторы. З а свой счет. С не по следней целыо — просто увидеться со старыми приятелями, пообщаться. Субъективные эти впечатления под тверждаются многими из них. Однако «нива благородная» хоть и оскудела, но жива: есть-таки откры тие, о котором пошла добрая молва. Представим его и вам. Ирина Михневич в Мурманске все- го два года. После окончания Ленин градского пединститута она 8 лет р а ботала в профтехучилище в Медвежь егорском районе Карелии. Эта рабо та оставила в душе глубокий след: в училище среди курсантов — буду щих моряков — царили бездушие, почти уголовного характера законы, справиться с которыми не удалось. Во-первых, потому что ребята не за хотели присоединиться к борьбе с порочными традициями, а во-вторых, среди педагогов был ощутимый раз лад. Дело закончилось смертью трех ребят, и ПТУ расформировали. С о бытия эти и легли в основу повести с условным названием «Ты слышишь, море?», которая заинтересовала ру ководителей семинара. ПОСЛЕ — Я взялась за повесть не с толь ко из с трем ления за н им а ть с я л и тер а т урной дея тел ьнос тью , с к о л ь к о из ж е л а н и я вы п л е с н у т ь свой п р о те с т п р о ти в с ущ е с т в ующ ей системы во спи тани я , о с тавш ей ся в наследие о т то та л и та р н о го реж им а в с тране , — с ка зал а автор . — Она к а л е ч и т ребят. Трагедия зрела на н аш и х гл а за х , э то было тр уд н о , больно наблю д ать . Больно и п и са ть об этом мне, ма тери п я тнадца тиле тне го сына . — Вы пробовали перо до этого? — Да к а к с ка за ть ... С тихи писала , за тевала повесть , есть тр и расс ка за , но работа учи тел я не очень -то по зволяет за ним а ть ся творчес твом , не удавалось вы кр а и в а т ь время для полноценной до рабо тки р у ко п и с е й . — Вы написали прои зведение острое и нелицепри ятное д аж е для н аш и х дней . Предлагали ли вы пове сть ж урналам? — Да. О т кл и к и пол учила очень п р о ти воречивые . Реда кция ж у р н а л а «Смена» счи тае т , что «нечего п у га т ь н аш у моло деж ь» и > ч т о «молодой чи татель м ож е т превра тно п о н я ть э то т материал» , и «•для нас эта вещь несвоевременна , ищ и те д р у го го издателя» . Ж ур н а л «Юность» прислал и вовсе о т п и с к у : мол, не п и ш и те о том , че го не знаете . А м еж ду тем в повести и зл ож е ны т о л ь ко реальные ф а к ты ,-п р о и с х о д и вш и е в учи л ищ е на м ои х гл а за х . Были о т к л и к и из «Авро ры» и д р у г и х и зд аний . Один и з с толич н ы х ж у р н а л о в , правда , заинтересовался , реда ктор отдела про зы прочи тал р у к о пи сь и пообещал по дд е рж ку . — К а к о тне сл и сь к повести м урм а н с ки е п р о з а и к и , ваш и рецен зен ты Н и ко лай С кр ом ны й и Леонид Крейн? — Д оброжелательно . Их проф ессио нальная помощ ь для меня очень важ на . — Вы с т о л кн у л и с ь с оборотной с торо ной пе д а го ги ч е с ко й работы . Вернетесь ли вы к э той профессии? — Не м о гу с ка за т ь что -либо опреде ленно . У меня на р у к а х м алыш ка , и я п о к а д ум аю то л ь ко о ней. У Ирины трое детей. Ее муж Вла димир работает в рыбиом порту. Кстати, он тоже был педагогом в том же ПТУ в течение 4 лет, и, по словам Ирины, был ей- помощником и под держкой в написании 65-страничной повести. Произведение пока еще никому не известного автора Ирины Михневич заставляет задуматься: каким воспи тывается в нашей стране молодой р а бочий класс? С. АРХИПОВ. (Наш корр .) СЕМИНАРА ^ ЗДРАВСТВУЙТЕ, дорогие мои мама и папа! Вот и началась для меня новая жизнь. Здесь мы все делаем по режиму, чтобы быстрей войти в ко лею. Каждое утро начинаем с зарядки на улице в любую погоду, даже в дождь. Потом строем идем на камбуз. Уроков еще больше, чем в школе. Ес ли честно, устаем здорово. А после занятий уборка, самоподготовка, ве черняя поверка. Только не подумайте, что я уже ною. Я даже рад, что неког да бездельничать. Если решил начать новую жизнь, надо сразу, чего тянуть. Пишу вам на самоподготовке, больше времени нет. Скучаю по дому, хотя и начинаю понемногу привыкать. Поце луйте за меня Светлану и Машеньку. Мамочка, ты во многом была права, но обратного пути для меня нет. Я так ре шил. Мама, пришли мне, пожалуйста, чего- нибудь поесть. Мне здесь нравится, только мы никуда не ходим. Даже на почту надо отпрашиваться. Это потому, что у нас карантин, как в армии. По том будут посвящать в курсанты и вы дадут форму. Пока ходим в своем. Когда получите мое письмо, ответьте сразу. Я буду очень, очень ждать. И еще, мамочка, одна просьба. Вышли мне в конверте хоть 5— 10 рублей, сколько сможешь. Я куплю чего-нибудь Литературная, страница существуют на свете неписанные зако ны муж ско го братства, невыполнение которых грозит гибелью моряку . Так учили книги и фильмы, так об этом пе лось... А после концерта был сюрприз. Кру тили фильм, снятый ребятами на практике. Много солнца, омытая шаль ными волнами качающаяся палуба, чай ки-попрошайки за кормой. Мальчишка у штурвала корабля, рядом с ним — мудрый, седой, улыбающийся в усы капитан. (Как в кино, ей богу). Флот ский борщ и пышный пирог в три пальца толщиной по случаю дня р ож дения практиканта. (Стон пронесся по залу). Вся команда поздравляет счаст ливчика. Везет же лю д ям .' * * * Разошлись по домам преподаватели и мастера, проверив вахту и замки, на которые запирались роты первокурсни ков. На душе у Мишки кошки скребли: все-таки не обычная ночь, а — Посвя щение... Что-то непременно должно произойти. Их же предупреждали. Но было на удивление тихо. Не сговари- Но нет. Кто-то изо всех сил саданул по двери. Ввалились. Один бросил на тумбочку маленький якорек: — Купи! Недорого возьмем. Всего червонец, — повернулись к Зайкову. — Пошли вы... — Что-то ты, сопля, со взрослыми разговаривать не умеешь. И чему тебя только восемь лет учили в нашей со ветской школе? Зайков, пошатнувшись, рухнул на ко лени. Удар был мгновенным, неулови- мым и точным: толстый Заяц • как-то сразу уменьшился в размерах, словно вдвое свернулся, как блин. — Покупай, сука, раз продают, — назидательно сказали ему. — Ребята, одолжите! У меня только пятерка, — взмолился Зайков, не под нимая глаз. «Ага, и до тебя добрались, — поду мал Мишка. — Ладно, чего там счеты сводить. Выручить надо Зайца, все-таки свой». Осторожно, как минное поле, обходя второкурсников, Зайков взял у Мишки деньги и передал им. Ирина Михневич Ты слышишь, море? ОТРЫВОК ИЗ ПОВЕСТИ РЫ5НЫЙ МУРМАН в буфете поесть. Командир сказал, что каждый месяц родители могут высы лать небольшие переводы. Целую крепко . Ваш сын Михаил». ф * * «Будет людям счастье, счастье на века», — бодро сулит оркестр. Неисто во и сладко заливается труба, большой барабан бухает согласно и умиротво ренно, и вдруг взрываются салютно литавры. Вот и пришел, их праздник, День По священия. Поплыли по стенам фойе корабли, обрушились на них морские шквалы, но корабли, как и полагается, выстоя ли в борьбе со стихией, благодаря соц обязательствам, призывам и рапортам на бортах. Смущенные виновники торжества прибывают поротно. Выстроился длин ный строй, замер по команде «смир но». Вносят училищное знамя — вре мя клятвы пришло. Читает по алой бар хатной книге первокурсник Петр Сквор цов, личность уже всем в училище из вестная, единственный отличник. — Клянусь высоко нести честь со ветского моряка у нас в стране и за рубежом ! — Клянусь! — Клянусь быть дисциплинирован ным, беспрекословно выполнять при казы командиров, мастеров, преподава телей, администрации... — Клянусь! — ...быть честным и справедливым, беречь и умножать славные трудовые традиции училища и флота... • — Клянусь! — Если же я нарушу э т / клятву, пусть меня покарает презрение моих товарищей... Как долго читают приказ о зачисле нии, но зато Мишка услышал свою фа милию в общем списке. Наконец стар шекурсники надевают форменные во ротнички своим меньшим братьям, жм ут руку, хлопают по плечу. И дела ется все это самым естественным, са мым дружеским образом. Будто окно в другой мир распахнулось. Рассиялось благодушными улыбками многочислен ное районное начальство, приглашенное на торжество. Раздвинулся малиновый занавес. Вот это да! Мишка в жизни не видел ниче го подобного : могучий хор на сцене, причем из одних парней. В школе пи щали только девчонки, на единствен ного солиста-пятиклассника моли лись все учителя. А тут — человек пол тораста на сцене. Луженые глотки, при выкшие к матерщине и табаку, вдруг грянули мужественно и нежно: «Море, ты слышишь, море, твоим матросом хочу я стать». У Мишки даже мурашки по спине побежали. И ребята рядом замерли, перестали возиться. Зал взор вался от восторга. Мишка раньше ду мал, что все это давным-давно устаре ло. Наверное, только в песнях курсант ско го хора было еще нечто такое, чего им здорово не хватало в жизни, — ве ры в надежное плечо друга, в то, что 13 ваясь, легли, ждали: вот-вот начнется. Наконец, усталость взяла свое и маль чишек сморил сон... Мишке почему-то приснилось, что он в деревне, и дед режет кабанчика к приезду матери. Кабанчик визжит, бры кается, норовит выскользнуть из дедо вых рук. Дед пытается успокоить поро сенка лаской, но тот, предчувствуя судьбу, словно взбесился. Мишке, со всем еще маленькому, страшно жалко кабанчика. Слезы текут по щекам маль чика, он размазывает их грязными ру ками, он приказывает себе не реветь, но они все равно текут и текут. Мишка рвется к деду, а бабушка цепко дер жит его за плечи и ласково уговарива ет: — Иди в дом, не смотри, не надо! Мишка не слушается, он замахивается своим игрушечным автоматом на деда и сердито кричит: — Ты плохой, ты злой, я к тебе боль ше никогда не приеду! А дедушка, его добрый дедуля, гром ко и ехидно смеется чужим сме хом, щуря подслеповатые глаза, откры вая полупустой беззубый рот... И Миш ку пронзает ужас: ведь он точно пом нит, что деда нет, нет его уже три го да... От ужаса он проснулся. В кубрике противно воняло жженым и не во сне, а наяву кто-то дико верещал. Очухался Мишка, сел в кровати и замер: рядом лежал распятый Васька Рябченко. Кто- то в капроновом чулке, натянутом на морду, поджигал спички, вставленные между пальцами босых ног Васьки. Спички горели, Васька дрыгал ногами, а тот, оседлавший его, довольно ржал. — Выходим на финишную прямую ! Лидирует спортсмен в желтой майке... — сквозь смех утробно комментировал долговязый. Мишка прыгнул на Васькиного обид чика: — Ты, гад, что делаешь? Но его быстренько скрутили двое, тоже в масках, которые раньше держа ли Ваську за руки. Один из них прого ворил ласково: — Ага, еще один петушок проснулся. Дети, в школу собирайтесь, петушок пропел давно. И куда ты скачешь так резво, милый, и что тебе надо? Тебя трогали? Мишка рванулся, но не смог освобо диться. Рябчик сломался — от него отвязались, и он лежал тихо, как мышь. Рассчитывать на его помощь не приходилось. А Панченко и Зайков, от вернувшись к стенке, тихо сопели. Предатели! Трусы! — Подъем, — гаркнули им. Они не хотя встали. — Настоящий курсант в огне не горит, в воде не тонет. Ведра видите? Марш за водой! ...Через несколько минут Мишка обалдело трясся от холода, мокрый и жалкий. Ушли. «Посвященные» тоскливо мол чали. Что тут скажешь? В глаза друг другу стыдно глянуть. Снова легли. М о жет, все? Отстали? Оставят их в покое? И снова наступила скребущая душу тишина. И в ней пульсировал страх и текло тягучее оцепенение, и была под ленькая мысль: может, не меня. Но Мишке швырнули брю ки с отпоротыми пуговицами на ширинке: «Пришей», — приказали, и он, глупо улыбаясь, взял ся за иголку. «Деды» тем временем уничтожали родительские дары, при сланные к празднику. Сытые, рыгаю щие, они свалили остатки в посылоч ный ящик и уволокли добычу наверх, в свою роту. Следующий спазм тишины был со всем кратким. Все предельно примитив но, никакой фантазии: — Чё зыришь? В морду хошь? Двинули — отчалили. И еще, и еще... К ним приходили и уходили, будто эстафету передавая. Они вставали и ло жились, снова вставали и снова ложи лись, подстилки, ваньки-встаньки. Кош мар не кончался. Время, казалось, раст ворилось в ночи, размазавшись по сте ке тенью... Через неделю сразу двадцать чело век отчислили из училища. За ту ноч- ку. — Ага, стукачи завелись, — поняли первокурсники, но как-то вяло сообра зили, без эмоций. Зато у мамаш отчис ленных эмоции были через край. Ры дая, негодовали, умоляли, угрожали-. — Не может быть! Не способен мой сын на такое. Его оклеветали! Вы не имеете права его отчислять! Произ вол! Мы найдем на вас управу! Будем жаловаться в Госкомитет. А Мишка вместе со всеми орал на классном часе: — Конечно, не виноват! Не он бил| Несправедливо выгнали! — чтобы свои не посчитали его малодушным фиска лом. Хороший человек Дика Андреевна, их классная, да только что она понима ет в их жизни? Педагоги твердят, слов но сговорившись: — Помогите нам, ребята, вывести эту нечисть из училища. Не справиться нам без вашей помощи. Не хотите выдавать — не надо, во все времена доносчикос не терпели. Но сопротивляйтесь! Не позволяйте себя унижать, не давайте в сбиду товарищей. Объединяйтесь! Красиво и правильно говорить все учителя умеют, но кто из них хоть од нажды побывал в ш куре курсанта? Ко го из них били просто так, ни за что? Да они половины из того, что в общаге творится, не знают. И кто из них не не словах, на деле смог бы пойти протиЕ такой силы? Это же революция нужна настоящая: земляк против земляка, младший курс против старшего, все вверх тормашками перевернуть. * * * У «дедов» прихлебателей становилось с каждым днем больше. За кусо к сала, за сигаретку, за то, чтобы не били, вер ными псами цепными служили Системе: она вербовала новые кадры... 23 февраля 1990 года *
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz