Рыбный Мурман. 1990 г. Февраль.
*v«. После рейса Имя кораблю ^ Два года назад у нас на тран спортном судне «Леонид Лео нидов» в рейсе умер капитан Станислав Сергеевич Лазарев. Все,^ кто его знал, отзывались о нем. как ~ об очень порядочном, добром челове ке и очень грамотном капитане. По приходе в порт мы ходатайствовали перед руководством флота о присвое нии новому судну его имени. С тех пор прошло почти два года. Экипаж уже кто где, в том числе и комсо став. А о нашем ходатайстве — Пн слуху ни духу. Неужели суда лучше называть такими именами, как «Г а га» или «Кренометр», чем именем за служенного человека? В. КАЧАЙЛОВ, моторист плавбазы «Рыбный М ур ман». Личное мнение Где здравый *• смысл? В период, когда по всей стране идет переименование надуманных названий, идет возвращение городам, поселкам их старинных имен, то есть восстанавливается и таким об разом историческая память народа, в Мурманской области вдруг обратный процесс: вместо старинной Лавны — Пересвет-на-Лавне! Самара, Тверь и другие названия вот-вот вернутся на карту, сколько уже возвращено, а мы вычеркиваем из истории, памяти народа то, что не нами создано. Почему, спрашивается, проигнорировано мнение большинст ва, которое сложилось при первом обсуждении проблемы с переимено ванием Лавны? Где здравый смысл в содеянном? Ну при чем здесь Пере- свет: разве Кольский полуостров — родина этого героя или здесь состоя лось сражение, принесшее ему сла ву?! Чем провинилась тихая и ласко вая Лавиа? Другая «сторона медали». Если у энтузиастов своя, особая логика, то 1 &тя бы поглядели па свое творчест во глазами среднего обывателя сб средним уровнем веселости: «Пере- свет-на-Лавие» звучит как «Иван-иа- М арье» — это уже «гуляет» в наро де, вызывая незлобивые усмешки. О памятниках. Разговоры об уста новлении памятника Кириллу и Ме- фодию носились в воздухе наподобие эфира: легко и неожиданно возникали и так же неуловимо таяли. И вдруг — на тебе: уже и сваи забивают! Опять кто-то с кем-то где-то реши ли... Ну, а почему все остальные го рожане не приняли участие в уста новлении памятника? Разве не нам. горожанам, жить в Мурманске, не нашим детям? Ки рилл, Мефодий имеют к Мурманску такое же отношение, как и Пересвет, то есть — никакого. Искусственное мероприятие, чужеродная идея, заве зенная писателем В. Масловым из Болгарии (хотя в ней пег ничего ху дого), у нас внедряется с трудом. Но коль скоро к нам из Болгарии доставят памятник, надо думать о достойном месте для него. Здравый ^вэлос возражения против памятника тюзле областной библиотеки уже зву чал со стороны директора библиоте ки Л. А. Максимовой, но каждый раз ее осуждали как консерватора и чуть ли не гонителя русской культуры. Хочу сказать и свое слово. Возле библиотеки — прекрасный уголок, здесь законченный архитектурный об лик — редкость для Мурманска, он любим многими мурманчанами. З а чем же отягощать площадку? Еще одно: представьте, что вы спускае тесь по ступенькам библиотеки — впереди открывается простор, ветер с моря приносит свежесть. Теперь же на площадке будет темный па мятник, а через квартальный пролет, у входа на стадион, на Кирилла и Мефодия замахивается гранатой Ана толий Бредов. Что говорит по этому поводу глав ный архитектор? Главный художник города? Кстати, 10 лет живу в городе и столько же гадаю, почему памятник Анатолию Бредову установлен имен но па том месте, где обычно устанав ливаются знаменитые «Девушка с веслом» или «Дискобол»? Ведь Бре дов погиб не на этом месте, улица носит не его имя, ведь Дом пионеров его имени отсюда далековато, и ра- ботал-то он па судоверфи. Загадка... Есть предложение установить па мятник Кириллу и Мефодию возле областного Дома пионеров. Мне ка жется, что лучше памятник смотрел ся бы в районе' пединститута, главно го его., здания: .повернешь голову С проспекта Ленина — в тупичке ули цы Капитана Егорова стоит памят ник, рядом — пединститут, его Об щежитие, институт «Мурмапскграж- данпроект». Места хватает, студиозы ходят мимо, взирают на памятник учителям словесности, великим дея телям культуры... Памятники — дело дорогостоящее. Почему же сегодня не сделать самое приемлемое: назвать в память о ста рейшем литераторе Мурмана Нико лае Николаевиче Блинове улицу в новом районе, установить мемориаль ную доску на доме, где жил Си и где живет его вдова: почему пет мемори альной доски, скажем, па здании ре дакции газеты «На страже Запо лярья» в честь Н. Рубцова? Ушла из жизни в расцвете сил Светлана Родионова и из города Апатиты: почему на стене КФАИА , где она работала, не установили ме мориальную доску? В Мурманске обойдены вниманием и другие лите раторы. Наши, местные, разве не они становятся частью истории Кольского полуострова, парода его? Н. С АРС А КО ВА , член С ою за ж у р н а л и с то в СССР. Странный язык Инородные тела В «РМ » № 3 опубликовано письмо II. Котова «Странный язык». Вы аб солютно правы, ни «стиляги», пи < хиппи» своего языка не изобретали только лишь потому... что он сущест вует с незапамятных времен. Сейчас можно слышать, как уже полысевшие и раздобревшие джазмены (бывшие «стиляги») разговаривают между со бой на непонятном непосвященным языке: эдакой смеси блатной «фенц» и языка одесских музыкантов. (При мер: рассказ В. Аксенова «Ожог», напечатанный во втором номере <•Огонька»). Кстати, известная всей стране с подачи героя Е. Леонова «редиска — нехороший человек» пришла из советского цирка 30-х го дов. «Редиска»! Так назывался иомер- клоунада о человеке с виду вроде «красном», а внутри «белом» (как редиска). Слово «берлять», что озна чает есть, принимать пищу, пошло от знаменитого Берлиоза, который был, как известно, большим любителем по есть. (Кстати, слово «хавать», кото рое применяют «знакомые» П. Кото ва, означает вовсе не есть, а чаще всего понимать, соображать). Был и есть «свой» язык у артистов, цирка чей, музыкантов. Наверняка мы с ва ми не поймем ни слова из разгово ра, например, ученых-атомщиков. Да и у моряков достаточно «своих» вы ражений, непонятных непосвящен ным. Но все эти языки существовали параллельно с русским языком, ни когда не пересекаясь, как бы «для внутреннего пользования». Когда же все эти «качумы», «чувихи», «лабу хи» попадают в бытовую речь, то ко нечно, ничего, кроме недоумения или удивления, вызвать не могут. В рус ском языке это ииооодные тела. с. соколов, бывший «стиляга». Забыть невозможно Нина Андреева не одинока! Дорогая редакция! З а свои 70 лет я ни разу не писала в газету. А тут прочитала письмо А. Логинова « З а быть невозможно» — и возмущена. Ну прямо слезу вышибает — как тя жело жилось при Сталине в дерев не. В ваших деревнях мне пришлось Отбывать наказание с 1937-го по 1950 годы. J I везде деревенские издевались Над нами, «врагами народа», — начи ная с властей и кончая детьми. Знаете ли вы, что такое работа по 10— 12 часов при хроническом голоде? «Ста кан ягод по 5 копеек!» Да не было этого! Мы «покупали» стакан ягод за сапоги, за два стакана отдавали пальто, костюм, если кому-то из де ревенских эти вещи приглянулись. И наплевать им было па т о ,«что после такой сделки мы оставались раздетые и разутые. Сами мы не смели соби рать ни ягод, ии грибов. Ваша мест ная власть и деревенские подростки пас, детей «врагов народа» не «пу щали». Так причем тут Сталин? Это вам было выгодно обирать пас до нитки. Сталин нас посылал работать по 12 часов? Нет, местные власти. Это в их праве было устанавливать хт нормы, и время работы. И они пользовались этим правом вовсю. А избивали нас н унижали всячески, если мы план вам не выполним, с молчаливого согласия всех, кто был рядом. Мне жаль, что всю эту бол товню преподносят людям. И Нина Андреева не одинока. Нас тысячи, прошедших через ад. по не у Сталина в кабинете, а у вас в де ревнях. Деревенские ненавидели нас за то, что мы умели читать, петь, любили стихи, учебу. И лдежду про чим, мы выстояли! Мы такими . и остались. Дети, внуки мои все с выс шим образованием. И правнуков вы учим. Одно страшно, что еще пыта ются молодежи внушить, что выслан ным жилось лучше, чем тем, кто остался дома. Какая ерунда! Думаю, не отважитесь напечатать этот осколок жизни девочки — «вра га народа», а жаль. Э. БЕЛЬБАУМ, г. Ленинград. Из-за своей кочки не видно Не хотел бы полемизировать со своей землячкой, Т. Демидовой («РМ » № 3), изложившей свое кредо в корреспонденции «Произвол мест ных начальников». Но ...вопрос этот принципиальный. Малограмотный крестьянин дейст вительно видел свои притеснения только перед своим носом, так как непосредственные требования исходи- г t ли от председателя сельсовета. Но ведь все требования шли сверху, а конкретно — от Сталина, сумевшее го забрать всю полноту власти. Не могу согласиться с автором кор респонденции о бедняках, что онц были лодырями. Это тоже сохранив*, шаяся в ее понятии память о роди-t телях, обиженных и считавших мене$ состоятельных крестьян своими лич* иыми врагами. Не спорю, зависть’ тогда была у них к таким, кто име.Д больше. Хочу напомнить, что — в поллог| смысле слова — бедняков в Волого;й ской области было немного, так как not мещиков почти не было. Крестья] % считались государственными и плат}§ ли с подворья 3 рубля налога в го;^ В бедняки попадали преимуществе:» но семьи, лишившиеся кормильца —< главы семьи. Они и в колхозах жили хуже других. Наши мужики ходили на сплав К тоже по принуждению, но там хот& выдавали спецобувь — бахилы (сшич тые из лоскутков кожи длинные чул* ки. надеваемые на обувь и закрепляем мые за пояс). Но они их не надева- ли, берегли для дома, так как вер* пувшись, шили из них сапоги своим детям. Одпако бахил иа 5— 8 паца^ иов не хватало. Беспокоились в oq- иовиом о школьниках. От оставшейся одной коровы з личном хозяйстве требовалось сдат* 360 литров молока, а коровы были тогда малопродуктивными, и некото* рые колхозники ездили па базар, noi купали на последние гроши масло it сдавали государству, чтобы рассчи таться с молочным налогом. Все шло на индустриализацию Я освоение новых районов страны. Ш в части питания, одежды и обуви не*, возможно сравнить работающих О колхозной деревней. А отпуска? Пер вый год — 1 месяц, второй год — 2 .месяца, третий год — 3 месяца. Пе резаключил договор и все повторите*} сначала. Рассказывал мне знакомый по работе С. Т. Курплов, что фрукч тов не покупал килограммами. Брал, допустим, апельсинов ящик, ставид под кровать н только протягивал ту* да руку. Родственник моей жены был вы* слан из деревни в Мурманск за то# что забрал свою лошадь из обществ венной конюшни. И ясно, что попал $ нарушители и противники коллектц-. визации, а таких Сталин не миловав и не нужно ссылаться иа местный начальников. Так вот этот родствен* ник работал на лошади здесь в М у р манске ассенизатором. Но это не бы'*! ло его принижением. Крестьяиниа не возможно удивить... Ездил и домик на склоне северо-восточной сопки выстроил. Потом же работал началы ником Ж КО торгового порта. Так вот этот высланный был уже доволен своей участью. Приезжал в деревни) в отпуск с грузом соленой трески ft сливочного масла. Угощал родствен ников и жителей деревни, и ему да же завидовали... Некоторые до сих пор говорят, что при Сталине было все. Да, в го родах еще было, хотя и не все, но было. Лежало мясо, колбаса и дру гие продукты. Но обдпрал-то он деч ревшо. Можно, конечно, было таким образом прокормить население горо^ дов. Это же бесспорно. И после вой ны было мясо. Не все еще колхозни ки сбежали в города, вот п было. Колхозник начал умнеть после обра зования колхозов и закончился этот процесс только сейчас. Кто же по влиял на бегство крестьян в город? Местные власти, что ли? Говорят, что при Сталине ежегод но снижались цены на товары. Да, это так, но как* это осуществлялось? После войны появились коммерческие магазины, где товары были в не сколько раз дороже, чем прежние. А когда подошла возможность отказать ся от карточек, то ведь не без ведома вождя были смешаны все цены. И потом, как ни снижал он высокие це ны. но не довел их до довоенных. А. ЛОГИНОВ, рыбный мурман 11 9 февраля 1990 года %
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz