Рыбный Мурман. 1990 г. Февраль.

л-«. К 45-летто Великой Победи о Н БЫЛ СВОИМ среди рыбаков и судоремонт­ ников, комсомольцев и ком­ мунистов, воинов северомор­ цев и железнодорожников. Вся его сознательная жизнь была связана с Мурманском. И не случайно медаль на ку­ мачовой атласной ленте с но­ мером 0001 , на которой вы­ биты слова «Почетный граж­ данин Мурманска», принад­ лежала именно ему. Гри горий Ф и л и п п о в и ч Лев- нин , сын ж е ле зн од о р ож н и ка , прошел славны й п у т ь в рядах советсно го рабочего класса . В буквал ьном смысле рос и м у ­ ж а л вместе с Советской вла­ с тью . Когда сверш илась револю ­ ция , Гри горий был совсем еще м а л ьч иш ко й , ему то л ь ко что ис ­ полнилось одиннадцать лет. Но он уж е хорош о знал , что та кое несправедливость , н у ж ­ да, голод. Поэтому сомнений — н а ким путем идти в ж и з н ь — не было. Родился в г. Старый Оскол бывш ей К у р с к о й губ ер ни и . Вы­ рос в семье рабоче го -железно - д о р о ж н и ка . Отец его, Ф и л и п п Ф едорович , был а к ти в ны м больш еви ком , всегда находил ­ ся в гущ е собы тий , ко то ры м и ж и л и х город о к. Но отец, о к а ­ за вш ий большое влияние на становление сына , умер в 1919 год у от сы п н о го тифа. Трое р еб я тиш е к -пол у си р о т остались на попечении матери , п р иш л о с ь им хлеб н у ть немало гор я . Но, несмотря на тяжелое материальное положение семьи, мать все -та ки настаивала , что ­ бы Гриша учи л ся . Он п о с т у п а ­ ет в реальное училищ е . Но учеба продолжалась недолго. Старый Оскол заняли белые. Л е в ки ны вы н уж д е ны были бе­ ж а т ь из города, та н нан кое- к то охотно подвел бы под рас­ стрел «бол ьш евис тс кую семей­ к у » . Потом К у р с к у ю губ ер н ию освободила Красная Армия . Как и большинство его сверстников — детей рабо­ чих, Григорий, как говорит­ ся, спал и видел себя ком­ сомольцем. Только о своей мечте вслух не говорил. Одо­ левали сомнения: а достоин ли такой чести, ведь полити­ чески не очень «подкован». К тому же был безработным. Думал: кому такой нужен? * 1924 год рассеял все сом­ нения: местная комсомолия приняла его в свои ряды. Больше того, друзья помога­ ли в поисках хотя бы вре­ менного заработка до тех пор, пока Левкин наконец не устроился в механические мастерские. Слесарничал, учился всерьез этой профес­ сии. Часто думал: был бы жив отец, порадовался бы его трудовым успехам. Ско­ р о стал своим человеком сре­ ди»старооскольских рабочий. Чувствуя, что обязан продол­ жать большевистскую семей­ ную традицию, в i926 году вступил в партию. И т у т п р и клю ч и л а с ь с ним целая ис тория . Н ежданно -не га ­ данно Л евкин стал « городским головой» . Дело в том , что его избрали членом горсовета и неож иданно на значили ... пред ­ седателем гори спол ком а . И спу ­ гал ся не на ш у т к у , стал о т ка ­ зы в а ть ся : «Я — рабочий , м о гу слесари ть , но от та ко го го с у ­ дар с твенно го дела — увольте !» Куда там ! Ты , говоря т , Л е в кин , к а к со зна тельны й человек, должен исполн я ть дело, ка ко е народ тебе доверяет. Приш лось подч и ни ть ся . День и ночь учи л ся ра зличным то н ко с тям управл ения по ли ти че с кой и хо ­ зяй с тве нно й ж и з н ь ю города. Спал у р ы в к а м и и ка ж д ы й раз видел во сне одно и то ж е — м еха ни че с ки е м а с те р с кие да свой верста к... С оснучились р у ­ к и по п р и вы ч н о й работе. После перевыборов с радостью вер­ нулся в цех . Но работать здесь пр иш л о сь недолго. Покой Левкина смутил дружок, романтик по натуре. — Айда на Север, в Мур­ манск. Край света... Помо­ жем местным комсомольцам строить новую жизнь. Григорий загорелся идеей, и они отправились на этот са­ мый край... ВЕТЛОЙ августовс- • м ^ кой ночью 1929 года трое друзей — рабочих пар­ ней из Старого Оскола со ­ шли с поезда. «Неужели эти невзрачные домишки и есть Мурманск?» — с недоумени­ ем озирались они по сторо­ нам. Впрочем, их замешатель­ ство было недолгим. О ноч­ леге надо было подумать. Ка­ кой-то прохожий-полуночник посоветовал попытать сча­ стья в Доме рыбака. И в са ­ мом деле гам удалось найти приют. Вскоре они устрои­ лись в механические мастер­ ские «Севгосрыбтреста». Север принял друзей не­ приветливо: то дождь, то снег, а они, слесари, под от­ крытым небом ремонтирова­ ли лебедки, брашпили, дру­ гое судовое оборудование. Им объяснили: перед рыбаками, а значит, и перед теми, кто ремонтирует суда, стоит про­ стая по смыслу и невероятно сложная по выполнению за­ дача — увеличить поставки рыбы государству. Это были горячие годы, они летели стремительно. З а ­ работки не очень радовали, недоедали, ютились в холод­ ных бараках. Но жили весе- чего и говорить, как я был взволнован такой высокой оценкой моего труда. Вер­ нулся в Мурманск, а меня вызвали в партком и предло­ жили поступить на учебу в академию. Конечно, заманчи­ во, но я подумал: «Как же это будет выглядеть в глазах товарищей: получил орден — и уехал?» «Спасибо за предложение, — ответил я, — но высокую награду на­ до отрабатывать. А учиться буду без отрыва от произ­ водства». Левкин свое слово сдер­ жал: в 1937 году закончил курсы судовых механиков. К началу Великой Отечествен­ ной войны Г. Ф . Левкин был уже прорабом. 21 июня 1941 года Гри­ горий Филиппович с семь­ ей должен был уехать в от­ пуск. Жену с детьми отпра­ вил, а его попросили задер­ жаться, в цехе оказались не­ отложные дела. Но на дру­ гой день... -----------------Почетные граждане Мурманска -------------------- «Железный прораб» ло и задорпо1 Участвовали в самодеятельности, рассуж ­ дали о вопросах «мировой революции» в кружках по­ литграмоты, до хрипоты спо­ рили на рабочих собраниях. К сожалению, самые грамот­ ные имели четыре класса об­ разования. А знать им нужно было многое: ремонт судового обо­ рудования — дело сложное. К тому же вскоре стала по­ ступать на флот новая тех­ ника. И Левкина направили на курсы повышения квали­ фикации. Учился взахлеб. Профессия ремонтника ему не просто нравилась, он уже не мыслил своей жизни без кораблей, без привычного шума судовых механизмов. В 1931 году Гри горий Ф и л и п ­ пович был в клю чен в состав делегации по обмену опы том с немец ким и рабочими . В Герма­ нии встречался с судоремон т­ н и кам и и судостроителям и , от д уш и радовался ра зм а ху рабо­ чего д виж е ни я . Он не мог то ­ гда не тольно пред ставить се­ бе, но и подумать о том , что всего лиш ь через два года э т у с тран у пора зи т « коричневая ч у ­ ма», а м но гие из тех, с кем он говори т , через десять лет в ги тл е р о в с ко й военной форме б уд у т то п та ть со в е т с кую зем ­ лю. Когда Левкин, что назы­ вается, с головой окунулся в производство, его избрали секретарем партийной орга­ низации мастерских. И не только мастерских, но и строящегося судоремонтного завода. А это повлекло за со ­ бой новые большие заботы, которые требовали душев­ ных сил и времени, време­ ни.. — Не раз я жалел, — вспоминал Григорий Филип­ пович, — что в сутках толь­ ко двадцать четыре часа. Для всех стал праздником переезд механических масте­ рских в октябре 1933 года в настоящий дворец — меха­ носборочный цех завода. К этому времени Левкин был назначен начальником этого цеха — самого «горячего». И уже не верилось, что каких-то пять-шесть лет назад профессия судоремонтника была ему в диковинку. 1 < П * Г О Д стал для него lC FO ij особенно памятным. Вот как вспоминал об этом сам Григорий Филиппович: — Я храню номер газеты «Полярная правда», из кото­ рого узнал о награждении меня орденом Трудового Красного Знамени. Награду мне вручили в Москве. Не- — В первый день войны вызвали меня в штаб, — вспоминал ветеран, — спро­ сили: как скоро можно вве­ сти в строй стоящий на ре­ монте эсминец «Стремитель­ ный»? По нормам требова­ лось два с половиной меся­ ца. Такой срок военных мо­ ряков не устраивал — дали две недели. Что ж, надо так надо. Попросил разместить на корабле пятьсот ремонт­ ников, обеспечить их доволь­ ствием. Организовали круг­ лосуточную работу. В ночь на 5 июля вышли в море, вскоре сдали корабль экипа­ жу. Это был первый вклад мурманских судоремонтников в" дело разгрома врага. Производство на судоверфи, впрочем , к а к и в д р у г и х о тра с ­ ля х народного хо зяй с тва обла­ сти , бы стро перестраивалось на военный лад. М урм а н с к с пер ­ вы х дней войны стал пр иф р о н ­ товым городом . Многие пред ­ пр и я ти я и о р га н и зац и и , ж е н ­ щин с детьми , с та ри ко в уда ­ лось э в а куи ро в а т ь . Б ол ьш ин с т ­ во м у ж ч и н уш ло на фронт. На­ селение города со кра тил о сь бо­ лее чем в тр и раза, до 35 т ы ­ сяч человек. Все это н а л ож и ­ ло о тп е ч а то к и на работу с у ­ доверфи . Рабочий день длился по нормам военно го временй 11 часов, но Л е в кин и его т о ­ варищ и за ча с т ую работали ; по ­ ка могли д ерж а ть ся на но га х , иной раз и по 24 часа в с у т к и . ' Самоотверженно труди­ лись товарищи Григория Ф и ­ липповича: прорабы Г. Й. Баев, А. П. Кузнецов, стар­ ший мастер Д. Н. Трифонов, бригадиры М. Н. Борисов И А. В. Карев, трубопроводчик И. Г. Цыпнятов, заместитель начальника котельного цеха А. Я .Денисов и многие дру­ гие. Самого Левкина звали — «железный прораб». Физические нагрузки, бом­ бежки, холод и голод, болез­ ни — переносить все это бы­ ло нелегко. К то.му же вой­ на скорректировала не толь­ ко сроки выполнения работ и нормы выработки, но, в буквальном смысле слова, заставляла каждого специа- листа-судоремонтиика быть рационализатором и изобре­ тателем. Об этом свидетель­ ствуют десятки примеров, ко­ гда обстановка побуждала к активным действиям. ...Один из миноносцев в непогоду налетел на скалы. Изуродован гребной винт, по­ гнут вал. Его вес — 7,5 тонн, длина — 11 метров. В запасе такого нет. По предло­ жению Г. Ф . Левкина реши­ ли применить горячую прав- Работники Мурманской судоверфи, награжденные за выпол­ нение заданий по ремонту кораблей Северного флота. Первый ряд: (слева направо] старший мастер механосборочного цеха Д. Н. Трифонов, старший мастер корпусно-котельного цеха А. П. Миронов-Буздалин. Второй ряд: (слева направо] прораб П. И. Баев, старший прораб по спецремонту Г. Ф . Левкин. 1942 год. (Фото из фондов постоянно дей с твующ ей вы с та в ки становле ­ ния и ра зви ти я рыбной п р омыш лен но с ти Северного бассейна). нопосца «Гремящий» на 3 суток раньше срока. Из ре­ монта корабли вышли с хо­ рошим качеством. В работе проявляет много энергии, на­ стойчивости и инициативы». Говоря о Левкиие, неволь­ но представляются его това­ рищи по работе и единомыш­ ленники, которые вместе с ним были удостоены прави­ тельственных наград: Д. Н. Трифонов, Г. Я. Баев, Ели­ сеев, Прохоров и другие... Но Григорию Филипповичу все казалось, что он очень мало сделал, чтобы быть удостоенным такой высокой награды. И он еще раз ре­ шил добиться отправки на фронт. Пришел в Мурман­ ский горком ВКП(б) и обра­ тился к секретарю: — Товарищ Сойфер, про­ шу отправить меня на пере­ довую, чтобы оправдать вы­ сокую награду Родины. Секретарь гор ком а по смо т ­ рел на Л ев кина , устало улы б ­ нулся и ти хо прои знес : — Зачем вам передовая? Ва- ' ша пр ораб с кая , товарищ Лев­ к и н , поверьте мне, очень похо ­ ж а на ком а нд ны й п у н к т . К с та ­ ти , вы чи тали се год няш ний но ­ мер ф ло тской газеты? — Нет, не читал , —• к о р о т ко ответил Гри го р и й Ф и л и п п о в и ч . — Тогда прочи таем , — с по ­ ко й н о с ка зал се кре та рь и взял в р у к и га зе ту : — «Красноф лотец» , б мая 1942 года, ста тья на зы вае тся «Прораб Левкин» . Читаем : «Его н а зы в аю т «другом подводни ­ ков» . Да, это он пом о гае т им т о п и т ь ф аш и с тс ки е тр а н с п о р ­ ты . Доля труда прораба и его товарищ ей вложена во м ногие победы североморцев -подводни - ко в . С м о р с ким и б о га ты р ям и у не го ус та новил а сь н р е п ка я д р у ­ ж ба . Он вместе с ним и о п у с к а ­ ется на гл у б и ны , чтобы еще и еще раз провери ть б е зо т ка з ­ ное действие механизмов» . — Хорош о сказано. Этот номер дарю вам на память. На досуге прочитаете, — за ­ ключил секретарь и уже строго добавил: — Запомни­ те, товарищ Левкин, если партия посчитает, что вы ну­ жны на передовой, поверьте мне, ни одной минуты не ос- 41 танетесь «прозябать в тылу». Вы хорошо делаете свое де­ ло и продолжайте в таком же духе... Всиоре Левнин стал п о л и тр у - иом ро ты народно го ополчения , но все ж е гла вным для не го , паи и для д р у г и х оставалась ра ­ бота . У ж е 16 мая 1942 года во ф л о тс кой газете появила сь е го с та тья : «Ремонтируем корабли тем пам и военно го времени» , ноторая за ка н ч и в ал а с ь слова ­ ми : «...буду еще л учш е , еще четче о р га н и зо вы ва ть рем он т боевы х кораблей и своей рабо­ той пом о га ть ф ло ту в с ко р е й ­ шем разгром е ги тл е р о в си и х банд, в о конча тельном и с ко р е ­ нени и злейш е го вра га челове­ чества — фашизма» . В 1944 году Г. Ф . Левкин награжден орденом Красной Звезды. Награда говорила о трудовом вкладе судоремонт­ ников в разгром немецко- фашистских захватчиков в Заполярье. Ю . НОДЬ. ку — другого выхода не бы­ ло. Разработали технологию. Нагревали двое суток до 900 градусов. На третьи вал вы­ правили. Укутали асбесто­ вым полотном и сутки вра­ щали, чтобы охладить. Поста­ вили. Испытали на ф орси ро ­ ванном ходу — выдержал! Аналогичных примеров можно приводить десятки, все они зафиксированы в официальных документах и деловых бумагах. Сам Гри­ горий Филиппович дпевннков не вел: «В условиях военно­ го времени, когда от каждого требовалась высочайшая бди­ тельность, строгое соблюде­ ние военной и государствен­ ной тайны, это было невоз­ можно». Поэтому отдельные эпизо­ ды, чисто житейские впечат­ ления Г. Ф . Левкин вос­ производил по памяти. А ему было что вспомнить. Пере­ оборудование гражданских судов в военные, ремонт под­ водных лодок и надводных кораблей, рыболовных судов и союзных транспортов, и все это под бомбежками фашист­ ской авиации. По числу бомб, сброшенных на каждый квадратный метр, Мурманск уступает только Сталингра­ ду.* — Знаете , что сильнее всего врезалось в память? — в спом и ­ нал Г ри го р и й Ф и л и п п о в и ч . — Постоянное , терзающ ее м о з г и сердце, чувс тво о тве тственно ­ сти за людей . Ведь едва ли не к а ж д ы й день при ходи ло сь ид­ ти на р и с к . Н апример , свар ­ щ и к Василий И ванович М у ­ равьев реш ил не у х о д и ть и з о т­ се ков подводной лод ки во вре­ мя налетов, чтобы не те ря ть времени (перемещ а ться в тес ­ ны х о т с е ка х со сварочным а п ­ пара том тр удно ). И я со гл а сил ­ ся с е го реш ением , хо т я дол ­ ж е н был за пре ти ть . За всю войн у по вине рабо­ че го ко л л е к ти ва судоверфи не было задерж ано в ремонте ни одно го боевого норабля . О на- честве работ вопрос вообще не стоял — к а ж д ы й тр уд и л ся на совесть . Г РИ ГО РИ Й ФИЛИП- * П ОВИ Ч Левкин в апре­ ле 1942 года был удостоен высшей награды Родины — ордена Ленина. В наградном листе говорится: «С начала Отечественной войны тов. Левкин возглавляет, как старший производитель р а ­ бот, ремонт боевых кораблей Северного флота. Провел ус­ пешно переоборудование ры­ боловных траулеров на бое­ вые единицы. Обеспечил до­ срочный выход: ПЛ «Щ-404» на 4 суток, ПЛ «Щ-422» на 4 суток и эскадренного ми- 9 февраля 1990 года ю РЫБНЫЙ МУРМАН fc

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz