Рыбный Мурман. 1990 г. Февраль.
л-«. К 45-летто Великой Победи о Н БЫЛ СВОИМ среди рыбаков и судоремонт ников, комсомольцев и ком мунистов, воинов северомор цев и железнодорожников. Вся его сознательная жизнь была связана с Мурманском. И не случайно медаль на ку мачовой атласной ленте с но мером 0001 , на которой вы биты слова «Почетный граж данин Мурманска», принад лежала именно ему. Гри горий Ф и л и п п о в и ч Лев- нин , сын ж е ле зн од о р ож н и ка , прошел славны й п у т ь в рядах советсно го рабочего класса . В буквал ьном смысле рос и м у ж а л вместе с Советской вла с тью . Когда сверш илась револю ция , Гри горий был совсем еще м а л ьч иш ко й , ему то л ь ко что ис полнилось одиннадцать лет. Но он уж е хорош о знал , что та кое несправедливость , н у ж да, голод. Поэтому сомнений — н а ким путем идти в ж и з н ь — не было. Родился в г. Старый Оскол бывш ей К у р с к о й губ ер ни и . Вы рос в семье рабоче го -железно - д о р о ж н и ка . Отец его, Ф и л и п п Ф едорович , был а к ти в ны м больш еви ком , всегда находил ся в гущ е собы тий , ко то ры м и ж и л и х город о к. Но отец, о к а за вш ий большое влияние на становление сына , умер в 1919 год у от сы п н о го тифа. Трое р еб я тиш е к -пол у си р о т остались на попечении матери , п р иш л о с ь им хлеб н у ть немало гор я . Но, несмотря на тяжелое материальное положение семьи, мать все -та ки настаивала , что бы Гриша учи л ся . Он п о с т у п а ет в реальное училищ е . Но учеба продолжалась недолго. Старый Оскол заняли белые. Л е в ки ны вы н уж д е ны были бе ж а т ь из города, та н нан кое- к то охотно подвел бы под рас стрел «бол ьш евис тс кую семей к у » . Потом К у р с к у ю губ ер н ию освободила Красная Армия . Как и большинство его сверстников — детей рабо чих, Григорий, как говорит ся, спал и видел себя ком сомольцем. Только о своей мечте вслух не говорил. Одо левали сомнения: а достоин ли такой чести, ведь полити чески не очень «подкован». К тому же был безработным. Думал: кому такой нужен? * 1924 год рассеял все сом нения: местная комсомолия приняла его в свои ряды. Больше того, друзья помога ли в поисках хотя бы вре менного заработка до тех пор, пока Левкин наконец не устроился в механические мастерские. Слесарничал, учился всерьез этой профес сии. Часто думал: был бы жив отец, порадовался бы его трудовым успехам. Ско р о стал своим человеком сре ди»старооскольских рабочий. Чувствуя, что обязан продол жать большевистскую семей ную традицию, в i926 году вступил в партию. И т у т п р и клю ч и л а с ь с ним целая ис тория . Н ежданно -не га данно Л евкин стал « городским головой» . Дело в том , что его избрали членом горсовета и неож иданно на значили ... пред седателем гори спол ком а . И спу гал ся не на ш у т к у , стал о т ка зы в а ть ся : «Я — рабочий , м о гу слесари ть , но от та ко го го с у дар с твенно го дела — увольте !» Куда там ! Ты , говоря т , Л е в кин , к а к со зна тельны й человек, должен исполн я ть дело, ка ко е народ тебе доверяет. Приш лось подч и ни ть ся . День и ночь учи л ся ра зличным то н ко с тям управл ения по ли ти че с кой и хо зяй с тве нно й ж и з н ь ю города. Спал у р ы в к а м и и ка ж д ы й раз видел во сне одно и то ж е — м еха ни че с ки е м а с те р с кие да свой верста к... С оснучились р у к и по п р и вы ч н о й работе. После перевыборов с радостью вер нулся в цех . Но работать здесь пр иш л о сь недолго. Покой Левкина смутил дружок, романтик по натуре. — Айда на Север, в Мур манск. Край света... Помо жем местным комсомольцам строить новую жизнь. Григорий загорелся идеей, и они отправились на этот са мый край... ВЕТЛОЙ августовс- • м ^ кой ночью 1929 года трое друзей — рабочих пар ней из Старого Оскола со шли с поезда. «Неужели эти невзрачные домишки и есть Мурманск?» — с недоумени ем озирались они по сторо нам. Впрочем, их замешатель ство было недолгим. О ноч леге надо было подумать. Ка кой-то прохожий-полуночник посоветовал попытать сча стья в Доме рыбака. И в са мом деле гам удалось найти приют. Вскоре они устрои лись в механические мастер ские «Севгосрыбтреста». Север принял друзей не приветливо: то дождь, то снег, а они, слесари, под от крытым небом ремонтирова ли лебедки, брашпили, дру гое судовое оборудование. Им объяснили: перед рыбаками, а значит, и перед теми, кто ремонтирует суда, стоит про стая по смыслу и невероятно сложная по выполнению за дача — увеличить поставки рыбы государству. Это были горячие годы, они летели стремительно. З а работки не очень радовали, недоедали, ютились в холод ных бараках. Но жили весе- чего и говорить, как я был взволнован такой высокой оценкой моего труда. Вер нулся в Мурманск, а меня вызвали в партком и предло жили поступить на учебу в академию. Конечно, заманчи во, но я подумал: «Как же это будет выглядеть в глазах товарищей: получил орден — и уехал?» «Спасибо за предложение, — ответил я, — но высокую награду на до отрабатывать. А учиться буду без отрыва от произ водства». Левкин свое слово сдер жал: в 1937 году закончил курсы судовых механиков. К началу Великой Отечествен ной войны Г. Ф . Левкин был уже прорабом. 21 июня 1941 года Гри горий Филиппович с семь ей должен был уехать в от пуск. Жену с детьми отпра вил, а его попросили задер жаться, в цехе оказались не отложные дела. Но на дру гой день... -----------------Почетные граждане Мурманска -------------------- «Железный прораб» ло и задорпо1 Участвовали в самодеятельности, рассуж дали о вопросах «мировой революции» в кружках по литграмоты, до хрипоты спо рили на рабочих собраниях. К сожалению, самые грамот ные имели четыре класса об разования. А знать им нужно было многое: ремонт судового обо рудования — дело сложное. К тому же вскоре стала по ступать на флот новая тех ника. И Левкина направили на курсы повышения квали фикации. Учился взахлеб. Профессия ремонтника ему не просто нравилась, он уже не мыслил своей жизни без кораблей, без привычного шума судовых механизмов. В 1931 году Гри горий Ф и л и п пович был в клю чен в состав делегации по обмену опы том с немец ким и рабочими . В Герма нии встречался с судоремон т н и кам и и судостроителям и , от д уш и радовался ра зм а ху рабо чего д виж е ни я . Он не мог то гда не тольно пред ставить се бе, но и подумать о том , что всего лиш ь через два года э т у с тран у пора зи т « коричневая ч у ма», а м но гие из тех, с кем он говори т , через десять лет в ги тл е р о в с ко й военной форме б уд у т то п та ть со в е т с кую зем лю. Когда Левкин, что назы вается, с головой окунулся в производство, его избрали секретарем партийной орга низации мастерских. И не только мастерских, но и строящегося судоремонтного завода. А это повлекло за со бой новые большие заботы, которые требовали душев ных сил и времени, време ни.. — Не раз я жалел, — вспоминал Григорий Филип пович, — что в сутках толь ко двадцать четыре часа. Для всех стал праздником переезд механических масте рских в октябре 1933 года в настоящий дворец — меха носборочный цех завода. К этому времени Левкин был назначен начальником этого цеха — самого «горячего». И уже не верилось, что каких-то пять-шесть лет назад профессия судоремонтника была ему в диковинку. 1 < П * Г О Д стал для него lC FO ij особенно памятным. Вот как вспоминал об этом сам Григорий Филиппович: — Я храню номер газеты «Полярная правда», из кото рого узнал о награждении меня орденом Трудового Красного Знамени. Награду мне вручили в Москве. Не- — В первый день войны вызвали меня в штаб, — вспоминал ветеран, — спро сили: как скоро можно вве сти в строй стоящий на ре монте эсминец «Стремитель ный»? По нормам требова лось два с половиной меся ца. Такой срок военных мо ряков не устраивал — дали две недели. Что ж, надо так надо. Попросил разместить на корабле пятьсот ремонт ников, обеспечить их доволь ствием. Организовали круг лосуточную работу. В ночь на 5 июля вышли в море, вскоре сдали корабль экипа жу. Это был первый вклад мурманских судоремонтников в" дело разгрома врага. Производство на судоверфи, впрочем , к а к и в д р у г и х о тра с ля х народного хо зяй с тва обла сти , бы стро перестраивалось на военный лад. М урм а н с к с пер вы х дней войны стал пр иф р о н товым городом . Многие пред пр и я ти я и о р га н и зац и и , ж е н щин с детьми , с та ри ко в уда лось э в а куи ро в а т ь . Б ол ьш ин с т во м у ж ч и н уш ло на фронт. На селение города со кра тил о сь бо лее чем в тр и раза, до 35 т ы сяч человек. Все это н а л ож и ло о тп е ч а то к и на работу с у доверфи . Рабочий день длился по нормам военно го временй 11 часов, но Л е в кин и его т о варищ и за ча с т ую работали ; по ка могли д ерж а ть ся на но га х , иной раз и по 24 часа в с у т к и . ' Самоотверженно труди лись товарищи Григория Ф и липповича: прорабы Г. Й. Баев, А. П. Кузнецов, стар ший мастер Д. Н. Трифонов, бригадиры М. Н. Борисов И А. В. Карев, трубопроводчик И. Г. Цыпнятов, заместитель начальника котельного цеха А. Я .Денисов и многие дру гие. Самого Левкина звали — «железный прораб». Физические нагрузки, бом бежки, холод и голод, болез ни — переносить все это бы ло нелегко. К то.му же вой на скорректировала не толь ко сроки выполнения работ и нормы выработки, но, в буквальном смысле слова, заставляла каждого специа- листа-судоремонтиика быть рационализатором и изобре тателем. Об этом свидетель ствуют десятки примеров, ко гда обстановка побуждала к активным действиям. ...Один из миноносцев в непогоду налетел на скалы. Изуродован гребной винт, по гнут вал. Его вес — 7,5 тонн, длина — 11 метров. В запасе такого нет. По предло жению Г. Ф . Левкина реши ли применить горячую прав- Работники Мурманской судоверфи, награжденные за выпол нение заданий по ремонту кораблей Северного флота. Первый ряд: (слева направо] старший мастер механосборочного цеха Д. Н. Трифонов, старший мастер корпусно-котельного цеха А. П. Миронов-Буздалин. Второй ряд: (слева направо] прораб П. И. Баев, старший прораб по спецремонту Г. Ф . Левкин. 1942 год. (Фото из фондов постоянно дей с твующ ей вы с та в ки становле ния и ра зви ти я рыбной п р омыш лен но с ти Северного бассейна). нопосца «Гремящий» на 3 суток раньше срока. Из ре монта корабли вышли с хо рошим качеством. В работе проявляет много энергии, на стойчивости и инициативы». Говоря о Левкиие, неволь но представляются его това рищи по работе и единомыш ленники, которые вместе с ним были удостоены прави тельственных наград: Д. Н. Трифонов, Г. Я. Баев, Ели сеев, Прохоров и другие... Но Григорию Филипповичу все казалось, что он очень мало сделал, чтобы быть удостоенным такой высокой награды. И он еще раз ре шил добиться отправки на фронт. Пришел в Мурман ский горком ВКП(б) и обра тился к секретарю: — Товарищ Сойфер, про шу отправить меня на пере довую, чтобы оправдать вы сокую награду Родины. Секретарь гор ком а по смо т рел на Л ев кина , устало улы б нулся и ти хо прои знес : — Зачем вам передовая? Ва- ' ша пр ораб с кая , товарищ Лев к и н , поверьте мне, очень похо ж а на ком а нд ны й п у н к т . К с та ти , вы чи тали се год няш ний но мер ф ло тской газеты? — Нет, не читал , —• к о р о т ко ответил Гри го р и й Ф и л и п п о в и ч . — Тогда прочи таем , — с по ко й н о с ка зал се кре та рь и взял в р у к и га зе ту : — «Красноф лотец» , б мая 1942 года, ста тья на зы вае тся «Прораб Левкин» . Читаем : «Его н а зы в аю т «другом подводни ков» . Да, это он пом о гае т им т о п и т ь ф аш и с тс ки е тр а н с п о р ты . Доля труда прораба и его товарищ ей вложена во м ногие победы североморцев -подводни - ко в . С м о р с ким и б о га ты р ям и у не го ус та новил а сь н р е п ка я д р у ж ба . Он вместе с ним и о п у с к а ется на гл у б и ны , чтобы еще и еще раз провери ть б е зо т ка з ное действие механизмов» . — Хорош о сказано. Этот номер дарю вам на память. На досуге прочитаете, — за ключил секретарь и уже строго добавил: — Запомни те, товарищ Левкин, если партия посчитает, что вы ну жны на передовой, поверьте мне, ни одной минуты не ос- 41 танетесь «прозябать в тылу». Вы хорошо делаете свое де ло и продолжайте в таком же духе... Всиоре Левнин стал п о л и тр у - иом ро ты народно го ополчения , но все ж е гла вным для не го , паи и для д р у г и х оставалась ра бота . У ж е 16 мая 1942 года во ф л о тс кой газете появила сь е го с та тья : «Ремонтируем корабли тем пам и военно го времени» , ноторая за ка н ч и в ал а с ь слова ми : «...буду еще л учш е , еще четче о р га н и зо вы ва ть рем он т боевы х кораблей и своей рабо той пом о га ть ф ло ту в с ко р е й шем разгром е ги тл е р о в си и х банд, в о конча тельном и с ко р е нени и злейш е го вра га челове чества — фашизма» . В 1944 году Г. Ф . Левкин награжден орденом Красной Звезды. Награда говорила о трудовом вкладе судоремонт ников в разгром немецко- фашистских захватчиков в Заполярье. Ю . НОДЬ. ку — другого выхода не бы ло. Разработали технологию. Нагревали двое суток до 900 градусов. На третьи вал вы правили. Укутали асбесто вым полотном и сутки вра щали, чтобы охладить. Поста вили. Испытали на ф орси ро ванном ходу — выдержал! Аналогичных примеров можно приводить десятки, все они зафиксированы в официальных документах и деловых бумагах. Сам Гри горий Филиппович дпевннков не вел: «В условиях военно го времени, когда от каждого требовалась высочайшая бди тельность, строгое соблюде ние военной и государствен ной тайны, это было невоз можно». Поэтому отдельные эпизо ды, чисто житейские впечат ления Г. Ф . Левкин вос производил по памяти. А ему было что вспомнить. Пере оборудование гражданских судов в военные, ремонт под водных лодок и надводных кораблей, рыболовных судов и союзных транспортов, и все это под бомбежками фашист ской авиации. По числу бомб, сброшенных на каждый квадратный метр, Мурманск уступает только Сталингра ду.* — Знаете , что сильнее всего врезалось в память? — в спом и нал Г ри го р и й Ф и л и п п о в и ч . — Постоянное , терзающ ее м о з г и сердце, чувс тво о тве тственно сти за людей . Ведь едва ли не к а ж д ы й день при ходи ло сь ид ти на р и с к . Н апример , свар щ и к Василий И ванович М у равьев реш ил не у х о д и ть и з о т се ков подводной лод ки во вре мя налетов, чтобы не те ря ть времени (перемещ а ться в тес ны х о т с е ка х со сварочным а п пара том тр удно ). И я со гл а сил ся с е го реш ением , хо т я дол ж е н был за пре ти ть . За всю войн у по вине рабо че го ко л л е к ти ва судоверфи не было задерж ано в ремонте ни одно го боевого норабля . О на- честве работ вопрос вообще не стоял — к а ж д ы й тр уд и л ся на совесть . Г РИ ГО РИ Й ФИЛИП- * П ОВИ Ч Левкин в апре ле 1942 года был удостоен высшей награды Родины — ордена Ленина. В наградном листе говорится: «С начала Отечественной войны тов. Левкин возглавляет, как старший производитель р а бот, ремонт боевых кораблей Северного флота. Провел ус пешно переоборудование ры боловных траулеров на бое вые единицы. Обеспечил до срочный выход: ПЛ «Щ-404» на 4 суток, ПЛ «Щ-422» на 4 суток и эскадренного ми- 9 февраля 1990 года ю РЫБНЫЙ МУРМАН fc
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz