Рыбный Мурман. 1990 г. Февраль.
Литературная страница Заметки читателя Дапля,отражающая мир С *ТИ ХИ Александра Миланова стали 1 появляться в местных газетах и не которых журналах давно. По ним было вид но, что поэт работает с переменным успе хом. Сильные стихи соседствовали с теми, где, если перефразировать известное выра жение, па зеркальной поверхности водяной капли мир ие отражался. Отсюда — настороженность, с какой я открывал только что изданную «Молодой гвардией» топкую книжечку, объединив шую циклы стихотворений трех поэтов — «Созвездие мамы» А. Миланова, «Сви рель» В. Потапова и «Половицы» А. Ше- стопалова. Как-то там, в этой скромной книжечке, живется-можется поэту-северяии- ну? Произошла ли у пего подвижка в сто рону постижения вершин искусства или он все еще робко топчется иа ступеньке уче ничества? Поначалу, отвечая на этот вопрос, при веду одно из его стихотворений, включен ных в сборник. Оно вовсе не из лучших, по примечательно тем, что дает возможность увидеть — вскользь, в общих чертах — творческое лицо поэта, его пристрастия: Прозрачна ночь. ^ Наверное, рассвет П ли , вернее, видимость рассвета. Ведь в Заполярье летом ночи нет — И юль пронизан золотистым светом. В такую ночь являютси слова, Исполненные Светлого значенья, Простые, Как зеленая трава, Высокие, Как птичье песнопение. Это картина чарующей светоносностн за полярной ночи. Но в центре изображения — все-таки человек и его просветленные чувства. Вот она, капля воды, в которой отражается мир! Приведенное стихотворение является и как бы творческой программой поэта — желанием пользоваться словами простыми, но имеющими предельную смысловую на грузку, облагороженными достойной пози цией автора. А легко ли писать незамысло вато, понятно, и в то же время сильно и неподражаемо? Если бы так... А. Милаиов верен своей творческой про грамме в каждом своем стихотворении. В «Заполярной осени», представляющей со бой лирический репортаж с рыбалки, поэту тесно в рамках темы, чувства и пережива н и я его полифоничны, размашисты. Среди увядающей природы, когда перестала кле вать рыба и «грибы, как цыплята, всем вы водком» уже не мчались за человеком, ав тор иронизирует над собой: Я смешон и нелеп в мокрой справе своей, Одинокий рыбак, изучающий тундру без карты. Через несколько строчек — половодье эмоций: Ну о чем горевать? Что ль в любви не везло? Раны мне врачевали пространство и время, и лист-подорожник. Да, случалось порою, как выстрел — ломалось весло, По ведь берег спасал, принимая на спину меня осторожно. Потому-то и весело памяти. Мне ли се не понять? Вот и нынешний день — разве прожит он так уж напрасно? I I пускай себе рыба на дальние ямы ушла зимовать — Там ей будет привольно, легко, безопасно. Поэт, убеждает эта цитата, ищет и нахо дит безыскусные, однако единственно точ ные слова, достигает художнической цели — ненавязчиво заронить в душу читателя искру добра и совестливого отношения к природе. По-хорошему удивляет умение автора це ломудренно, без пошлости повествовать о деликатных вещах, например, о том, как «молодые родные сердца» — отец и мать — «загадали» его, поэта, в звездную ночь. Трогательны в его изображении старики и старухи, изведавшие почем фунт лиха, но не ожесточенные выпавшими па их долю тяготами. Умирающая тетка Степанида связывает родичей круговой порукой, отпу скает им вольные и невольные грехи. Смо тритель маяка Лукич очень стар, по служ бу несет молодо. С подобных лиц писали образа Всея Руси честные богомазы — замечает поэт. От сходства с ними, на до полагать, боги выигрывали безмерно. Над всем, о чем размышляет автор сти хов — идет ли речь о Полярной звезде, о рыбе ли, переставшей клевать, или о не ведомом ему Фроле Егорьевиче, чей прах покоится под замшелой плитой заброшен ного кладбища — над всеми этими разны ми материями господствует дух доброты, участливости. «Недруги, будьте здоровы!» — восклицает А. Милаиов в стихотворе нии «Кольский цветок», выразив этими сло вами глубинную суть человеческих отно шений. Древняя библейская заповедь, сей час очень злободневная, по изрядно нами подзабытая... Есть ли в поэтическом — безусловно ладном — хозяйстве А. Миланова срывы? К сожалению, да. В отличную, уже знакомую нам «Запо лярную осень» влито две ложки дегтя. Про анализируем выражение «палия молнией шла за блесной». Тут «молния» не лезет ни в какие ворота. Во-первых, она постоян но шмыгает из одной книги в другую, ис пепеляя нормальный писательский язык переставая обозначать что-либо конкрет ное и действительное. Во-вторых, молние носно бегущая за приманкой рыба предпо лагает блесну, ведомую рыбаком с равно великой скоростью. Между тем, суперскоро- стиой блесны попросту не существует. В- третьих, не существует и палии, носящей ся молнией. Она рыба довольно снорови стая, но намного степеннее и тихоходнее своей родственницы форели. Другая ложка дегтя угодила в словосо четание «ветер тундры шальной».. Эпитет затерт, измочален ие меньше бедной мол нии. Он буквально шалит, лютует в сотнях произведений прозаиков и поэтов, и, есте ственно, «молниеносно» проскакивает ми мо читательского внимания, вызывая в каж дом конкретном случае разве лишь чувст во раздражения. Поэт, бывает, вольно обращается с фак тами. «Волчье лыко в гуще васильков», наперекор его утверждению, не растет. В а силек — типично полевой цветок, волчье же лыко — лесной отщепенец, склонный не то чтобы к уединению, а плохо вынося щий тесное соседство с любым растением. Впрочем, просчеты, обнаруженные в сти хах (а можно указать и на другие), легко поправимы и не могут умалить эстетиче ских достижений поэта-лирика. В аннотации к стихотворениям Александ р а Миланова критик Станислав Золотцев пишет: «С радостью вижу, что поэт ^стано вится все более чутким к приметам бытия, перо его — все уверенней. А . Милаиов с о зрел для весомого разговора с читателями, временем». Возразить критику нечем. А. НЕСТЕРСЗ. Страницы истории А бойцы писали стихи В П ОЛЯ РНОМ — глав ной базе Северного флота в годы войны — ря дом с Домом флота в дере вянном домике находилась редакция «Краснофлотца», предшественника нынешней газеты «На страже Запо лярья». Отдел информации в «Кр аснофл отце» воз главлял Николай Флеров, ныне из вестный советский поэт. В штате редакции работали также поэт (впоследствии по гибший) Александр Ойслеи- дер, прозаики Николай Па нов и Александр Зонни (позднее написавший по пулярные романы о русских флотоводцах), поэт и журна лист Андрей Петров. Актив но сотрудничали с этой га зетой Дмитрий Ковалев —- военкор дпвизпопки «Боевой курс», ставший после войны маститым поэтом, Ярослав Родионов — драматург и поэт из тогдашнего состава ансамбля песни и пляски Северного флота. Кстати сказать, Д. Кова лев в своем военном дневни ке,* сетуя иа отсутствие хотя бы тоненькой книжечки сти хов Я. Родионова, невольно предсказал печальную судь бу не только .музы Ярослава: сам он. погибший под вра жеской бомбежкой во время одной из командировок, был похоронен в Полярном, по место его захоронения до сих пор не известно... Навер няка мало кто знает и о том, что имевшая успех в испол нении Леонида Утесова «Пе сенка извозчика», написана Родионовым... До сих пор не осуществлен и сборник его песенной поэзии. И все-таки память о том хранится в литературно- краеведческом музее сред ней школы № 1 города По лярного. Юными энтузиаста ми собраны многие интерес ные факты литературной жизни родного города воен ной поры. Бывал здесь, например, тогда корреспондент Радио- комитета С СС Р Лев Кассиль. В часы затишья организовы вались интересные вечера в местном Долю флота. В его зале бойцы могли послушать стихи величайшего русского поэта и лекции пушкиниста И. Л. Фейнберга, служивше го во флоте хирургом... Ког да о таком необычном для военного времени факте уз нал один из пленных фаши стских летчиков, вспоминал писатель В. А. Каверин, не мец обронил неожиданное признание: «Вы выиграете войну». Между прочим, в пригласительном билете па пушкинский вечер над име нем поэта стоял тот же де виз, что и в боевых листках: «Смерть немецким оккупан там!» Да, в годы жестоких • ис пытаний для Родины, поэти ческая муза, образно гово ря, одела солдатскую ши нель: профессиональные ли тераторы брались за ору жие, а бойцы, не писавшие прежде стихов, пробовали свои силы и пером. Легендарный командир подводной лодки М-172. И. Фисанович писал: Любимые , вс тречайте нас с цветами . И х о ть на свете вы нам всех милей , Но нет нам тв е рж е почвь: под но гами . Чем палубы подводны х кораблей . А вот строки, посвящен ные командиром экипажу своей «малютки». В них со четание суровости момента, тревожности морского пейза жа и уверенности в конеч ном торжестве над врагом: Безмолвны и хм у ры н о р в е ж с ки е с ка лы . Л иш ь эхом о т к л и к н у т с я взры вы торпед. Да сполохи я р к о над морем свер каю т . Ведя хороводы в честь н аш и х побед. Проявлял способности В поэзии и знаменитый на фло те разведчик Виктор Леонов, дважды - Герои Советского Союза. Bor как заканчивает ся его стихотворение о Коль ской земле, о заполярном городе: И Еетер рвет густую т к а н ь тумана ... Когда рассеет, о б ры з га нны й росой. З а ж ж е т на о к н а х свой о гонь б а гр я ны й , — Проснется город стр о гий и простой . Мне радостно рассветы зоревые Встречать и — песней хоче тся с ка за ть : — Седое море, со п ки сне говые , Я с вами ж и з н ь го тов наве к связать ! В экипажах надводных кораблей нашего флота в годы войны служил Георгий Некрасов. Местом его рож дения как поэта стал тоже город Полярный: ...Мы мчались из дер зкой торпедной а та ки , Все ярче и ярче в с гущ а вш ем ся мраке Пылал, п о гр уж а вш и й с я в кр а с ны е вспле ски . Зачисленны й в см е р тн и ки . т р а н с п о р т немец кий . Вера в победу, оптимизм североморцев утверждался иа страницах «Краснофлот ца» и сатирическим пером, острие которого язвило вра га частушками, 'баснями, анекдотами. В фельетонах Б. Яглиига действовал вы мышленный персонаж Иван Щукарь. как бы родствен ник всем известного шоло ховского героя. По воле ав тора он был подводником. О месте службы па надводных кораблях говорила фамилия Корнея Эсминкииа. Другими военными специальностями владели сатирические персо нажи боцман Зах ар Авралов и комендор Максим Зенит- кин. Выступал в красно флотской газете с крепким юмором также бывалый рус ский солдат Калистрат. Устами этих заполярных собратьев Василия Теркина говорили поэты А. /Каров и И. Флеров, литсотрудиики «Краснофлотца» А. Марь ямов, А. Петров, Н. Панов и внештатный военкор газеты — ' артиллерийский офицер II. Букин, автор поэтическо го текста популярной песни <Прощайте, скалистые го ры». А капитан-лейтенант Г. Исай, например. сочинил ‘ Послание фрицам от севе роморских подводников» па мотив другой известной пес ни «Будьте здоровы». Вот отрывок из «Послания»: В го с ти кс-давьо мы к вам приходили И мно го «подарков» с собой приносили . Мы очень ж алели , что вас не застали , • Хотя у фиорда мы дол го вас ждали . И должен пр и зн а ть с я : к а к все мы гр у с ти л и , Что ли чно пода р ки свои не вр учил и . Ко мы понимаем : вы заня ты были, Ведь вас в это время в д р у гом месте били. ...Подробнее обо всем этом можно узнать из книги «Мы из Полярного (Фронто вая столица Северного фло та в поэзии)», выпущенной местным литературно-крае ведческим музеем и общест венной редакционной груп пой десятиклассников школы N° 1 под руководством учи теля И. Н. Опимаха. Б. СМИРНОВ, член общества охраны па мятников истории и куль туры. 13 2 февраля 1990 года %
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz