Рыбный Мурман. 1990 г. Февраль.

Литературная страница Заметки читателя Дапля,отражающая мир С *ТИ ХИ Александра Миланова стали 1 появляться в местных газетах и не­ которых журналах давно. По ним было вид­ но, что поэт работает с переменным успе­ хом. Сильные стихи соседствовали с теми, где, если перефразировать известное выра­ жение, па зеркальной поверхности водяной капли мир ие отражался. Отсюда — настороженность, с какой я открывал только что изданную «Молодой гвардией» топкую книжечку, объединив­ шую циклы стихотворений трех поэтов — «Созвездие мамы» А. Миланова, «Сви­ рель» В. Потапова и «Половицы» А. Ше- стопалова. Как-то там, в этой скромной книжечке, живется-можется поэту-северяии- ну? Произошла ли у пего подвижка в сто­ рону постижения вершин искусства или он все еще робко топчется иа ступеньке уче­ ничества? Поначалу, отвечая на этот вопрос, при­ веду одно из его стихотворений, включен­ ных в сборник. Оно вовсе не из лучших, по примечательно тем, что дает возможность увидеть — вскользь, в общих чертах — творческое лицо поэта, его пристрастия: Прозрачна ночь. ^ Наверное, рассвет П ли , вернее, видимость рассвета. Ведь в Заполярье летом ночи нет — И юль пронизан золотистым светом. В такую ночь являютси слова, Исполненные Светлого значенья, Простые, Как зеленая трава, Высокие, Как птичье песнопение. Это картина чарующей светоносностн за­ полярной ночи. Но в центре изображения — все-таки человек и его просветленные чувства. Вот она, капля воды, в которой отражается мир! Приведенное стихотворение является и как бы творческой программой поэта — желанием пользоваться словами простыми, но имеющими предельную смысловую на­ грузку, облагороженными достойной пози­ цией автора. А легко ли писать незамысло­ вато, понятно, и в то же время сильно и неподражаемо? Если бы так... А. Милаиов верен своей творческой про­ грамме в каждом своем стихотворении. В «Заполярной осени», представляющей со ­ бой лирический репортаж с рыбалки, поэту тесно в рамках темы, чувства и пережива­ н и я его полифоничны, размашисты. Среди увядающей природы, когда перестала кле­ вать рыба и «грибы, как цыплята, всем вы­ водком» уже не мчались за человеком, ав­ тор иронизирует над собой: Я смешон и нелеп в мокрой справе своей, Одинокий рыбак, изучающий тундру без карты. Через несколько строчек — половодье эмоций: Ну о чем горевать? Что ль в любви не везло? Раны мне врачевали пространство и время, и лист-подорожник. Да, случалось порою, как выстрел — ломалось весло, По ведь берег спасал, принимая на спину меня осторожно. Потому-то и весело памяти. Мне ли се не понять? Вот и нынешний день — разве прожит он так уж напрасно? I I пускай себе рыба на дальние ямы ушла зимовать — Там ей будет привольно, легко, безопасно. Поэт, убеждает эта цитата, ищет и нахо­ дит безыскусные, однако единственно точ­ ные слова, достигает художнической цели — ненавязчиво заронить в душу читателя искру добра и совестливого отношения к природе. По-хорошему удивляет умение автора це­ ломудренно, без пошлости повествовать о деликатных вещах, например, о том, как «молодые родные сердца» — отец и мать — «загадали» его, поэта, в звездную ночь. Трогательны в его изображении старики и старухи, изведавшие почем фунт лиха, но не ожесточенные выпавшими па их долю тяготами. Умирающая тетка Степанида связывает родичей круговой порукой, отпу­ скает им вольные и невольные грехи. Смо­ тритель маяка Лукич очень стар, по служ­ бу несет молодо. С подобных лиц писали образа Всея Руси честные богомазы — замечает поэт. От сходства с ними, на­ до полагать, боги выигрывали безмерно. Над всем, о чем размышляет автор сти­ хов — идет ли речь о Полярной звезде, о рыбе ли, переставшей клевать, или о не­ ведомом ему Фроле Егорьевиче, чей прах покоится под замшелой плитой заброшен­ ного кладбища — над всеми этими разны­ ми материями господствует дух доброты, участливости. «Недруги, будьте здоровы!» — восклицает А. Милаиов в стихотворе­ нии «Кольский цветок», выразив этими сло­ вами глубинную суть человеческих отно­ шений. Древняя библейская заповедь, сей­ час очень злободневная, по изрядно нами подзабытая... Есть ли в поэтическом — безусловно ладном — хозяйстве А. Миланова срывы? К сожалению, да. В отличную, уже знакомую нам «Запо­ лярную осень» влито две ложки дегтя. Про­ анализируем выражение «палия молнией шла за блесной». Тут «молния» не лезет ни в какие ворота. Во-первых, она постоян­ но шмыгает из одной книги в другую, ис­ пепеляя нормальный писательский язык переставая обозначать что-либо конкрет­ ное и действительное. Во-вторых, молние­ носно бегущая за приманкой рыба предпо­ лагает блесну, ведомую рыбаком с равно­ великой скоростью. Между тем, суперскоро- стиой блесны попросту не существует. В- третьих, не существует и палии, носящей­ ся молнией. Она рыба довольно снорови­ стая, но намного степеннее и тихоходнее своей родственницы форели. Другая ложка дегтя угодила в словосо­ четание «ветер тундры шальной».. Эпитет затерт, измочален ие меньше бедной мол­ нии. Он буквально шалит, лютует в сотнях произведений прозаиков и поэтов, и, есте­ ственно, «молниеносно» проскакивает ми­ мо читательского внимания, вызывая в каж­ дом конкретном случае разве лишь чувст­ во раздражения. Поэт, бывает, вольно обращается с фак­ тами. «Волчье лыко в гуще васильков», наперекор его утверждению, не растет. В а ­ силек — типично полевой цветок, волчье же лыко — лесной отщепенец, склонный не то чтобы к уединению, а плохо вынося­ щий тесное соседство с любым растением. Впрочем, просчеты, обнаруженные в сти­ хах (а можно указать и на другие), легко поправимы и не могут умалить эстетиче­ ских достижений поэта-лирика. В аннотации к стихотворениям Александ­ р а Миланова критик Станислав Золотцев пишет: «С радостью вижу, что поэт ^стано­ вится все более чутким к приметам бытия, перо его — все уверенней. А . Милаиов с о ­ зрел для весомого разговора с читателями, временем». Возразить критику нечем. А. НЕСТЕРСЗ. Страницы истории А бойцы писали стихи В П ОЛЯ РНОМ — глав­ ной базе Северного флота в годы войны — ря­ дом с Домом флота в дере­ вянном домике находилась редакция «Краснофлотца», предшественника нынешней газеты «На страже Запо­ лярья». Отдел информации в «Кр аснофл отце» воз главлял Николай Флеров, ныне из­ вестный советский поэт. В штате редакции работали также поэт (впоследствии по­ гибший) Александр Ойслеи- дер, прозаики Николай Па­ нов и Александр Зонни (позднее написавший по­ пулярные романы о русских флотоводцах), поэт и журна­ лист Андрей Петров. Актив­ но сотрудничали с этой га­ зетой Дмитрий Ковалев —- военкор дпвизпопки «Боевой курс», ставший после войны маститым поэтом, Ярослав Родионов — драматург и поэт из тогдашнего состава ансамбля песни и пляски Северного флота. Кстати сказать, Д. Кова­ лев в своем военном дневни­ ке,* сетуя иа отсутствие хотя бы тоненькой книжечки сти­ хов Я. Родионова, невольно предсказал печальную судь­ бу не только .музы Ярослава: сам он. погибший под вра­ жеской бомбежкой во время одной из командировок, был похоронен в Полярном, по место его захоронения до сих пор не известно... Навер­ няка мало кто знает и о том, что имевшая успех в испол­ нении Леонида Утесова «Пе­ сенка извозчика», написана Родионовым... До сих пор не осуществлен и сборник его песенной поэзии. И все-таки память о том хранится в литературно- краеведческом музее сред­ ней школы № 1 города По­ лярного. Юными энтузиаста­ ми собраны многие интерес­ ные факты литературной жизни родного города воен­ ной поры. Бывал здесь, например, тогда корреспондент Радио- комитета С СС Р Лев Кассиль. В часы затишья организовы­ вались интересные вечера в местном Долю флота. В его зале бойцы могли послушать стихи величайшего русского поэта и лекции пушкиниста И. Л. Фейнберга, служивше­ го во флоте хирургом... Ког­ да о таком необычном для военного времени факте уз­ нал один из пленных фаши­ стских летчиков, вспоминал писатель В. А. Каверин, не­ мец обронил неожиданное признание: «Вы выиграете войну». Между прочим, в пригласительном билете па пушкинский вечер над име­ нем поэта стоял тот же де­ виз, что и в боевых листках: «Смерть немецким оккупан­ там!» Да, в годы жестоких • ис­ пытаний для Родины, поэти­ ческая муза, образно гово­ ря, одела солдатскую ши­ нель: профессиональные ли­ тераторы брались за ору ­ жие, а бойцы, не писавшие прежде стихов, пробовали свои силы и пером. Легендарный командир подводной лодки М-172. И. Фисанович писал: Любимые , вс тречайте нас с цветами . И х о ть на свете вы нам всех милей , Но нет нам тв е рж е почвь: под но гами . Чем палубы подводны х кораблей . А вот строки, посвящен­ ные командиром экипажу своей «малютки». В них со ­ четание суровости момента, тревожности морского пейза­ жа и уверенности в конеч­ ном торжестве над врагом: Безмолвны и хм у ры н о р в е ж с ки е с ка лы . Л иш ь эхом о т к л и к н у т с я взры вы торпед. Да сполохи я р к о над морем свер каю т . Ведя хороводы в честь н аш и х побед. Проявлял способности В поэзии и знаменитый на фло­ те разведчик Виктор Леонов, дважды - Герои Советского Союза. Bor как заканчивает­ ся его стихотворение о Коль­ ской земле, о заполярном городе: И Еетер рвет густую т к а н ь тумана ... Когда рассеет, о б ры з га нны й росой. З а ж ж е т на о к н а х свой о гонь б а гр я ны й , — Проснется город стр о гий и простой . Мне радостно рассветы зоревые Встречать и — песней хоче тся с ка за ть : — Седое море, со п ки сне говые , Я с вами ж и з н ь го тов наве к связать ! В экипажах надводных кораблей нашего флота в годы войны служил Георгий Некрасов. Местом его рож ­ дения как поэта стал тоже город Полярный: ...Мы мчались из дер зкой торпедной а та ки , Все ярче и ярче в с гущ а вш ем ся мраке Пылал, п о гр уж а вш и й с я в кр а с ны е вспле ски . Зачисленны й в см е р тн и ки . т р а н с п о р т немец кий . Вера в победу, оптимизм североморцев утверждался иа страницах «Краснофлот­ ца» и сатирическим пером, острие которого язвило вра­ га частушками, 'баснями, анекдотами. В фельетонах Б. Яглиига действовал вы­ мышленный персонаж Иван Щукарь. как бы родствен­ ник всем известного шоло­ ховского героя. По воле ав­ тора он был подводником. О месте службы па надводных кораблях говорила фамилия Корнея Эсминкииа. Другими военными специальностями владели сатирические персо­ нажи боцман Зах ар Авралов и комендор Максим Зенит- кин. Выступал в красно­ флотской газете с крепким юмором также бывалый рус­ ский солдат Калистрат. Устами этих заполярных собратьев Василия Теркина говорили поэты А. /Каров и И. Флеров, литсотрудиики «Краснофлотца» А. Марь­ ямов, А. Петров, Н. Панов и внештатный военкор газеты — ' артиллерийский офицер II. Букин, автор поэтическо­ го текста популярной песни <Прощайте, скалистые го­ ры». А капитан-лейтенант Г. Исай, например. сочинил ‘ Послание фрицам от севе­ роморских подводников» па мотив другой известной пес­ ни «Будьте здоровы». Вот отрывок из «Послания»: В го с ти кс-давьо мы к вам приходили И мно го «подарков» с собой приносили . Мы очень ж алели , что вас не застали , • Хотя у фиорда мы дол го вас ждали . И должен пр и зн а ть с я : к а к все мы гр у с ти л и , Что ли чно пода р ки свои не вр учил и . Ко мы понимаем : вы заня ты были, Ведь вас в это время в д р у гом месте били. ...Подробнее обо всем этом можно узнать из книги «Мы из Полярного (Фронто­ вая столица Северного фло­ та в поэзии)», выпущенной местным литературно-крае­ ведческим музеем и общест­ венной редакционной груп­ пой десятиклассников школы N° 1 под руководством учи­ теля И. Н. Опимаха. Б. СМИРНОВ, член общества охраны па­ мятников истории и куль­ туры. 13 2 февраля 1990 года %

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz