Рыбный Мурман. 1990 г. Декабрь.
1П Н О Я Б Р Я 1990 года в Совете Министров Р С Ф С Р состоялась Ю встреча работников рыбного хозяйства с Председателем С о вета Министров России И. С. Силаевым. Главная цель встречи — подробнейшим образом посвятить премьер-министра в те проблемы, которые так тревожат отрасль, особенно сейчас, на переходе к рыночным отношениям. Предлагаем вниманию читателей выступление на встрече гене ральн ого директора АРП «Севрыба» В. Ф . Корельского. В Совете Министров РСФСР и изъятия рыоы во внутренних во доемах и прибрежной зоне России. Хотя структура рыбного хозяйства на 90 процентов состоит из океани ческого сырья, причем около полови ны объема добывается либо в ино странных зонах, либо в открытой ча сти Мирового океана. Отсюда — и состав флота, и управление этим флотом. Кроме того, работа па суще- НОРЕ НАШЕЙ Г Л А В Н Ы П ВОП РОС , волнующий 1 сегодня многотысячный коллек тив Северного бассейна, — чья же мы собственность. Союза или России? Но сначала о сути наших проблем. Десятилетия рыбная промышлен ность работала в условиях преиму щественно административного плани рования и управления, централизо ванного ценообразования и распреде ления. За это время уровень мате риального стимулирования и социаль ного обеспечения трудовых коллекти вов оторвался от результатов их тру да. Это привело к таким проблемам в отрасли, что теперь для создания действительно равных условий потре буется довольно длительный переход ный период. Мы должны решить на копившиеся проблемы, нивелировать возможные негативные последствия рыночных отношений, создать необ ходимые условия для высокоэффек тивной производственной деятельно сти на каждом предприятии. Ясно, что дело это непростое. Тем более что проблемы, о которых идет речь, разнородные и требуют реше ния в высших органах управления Союза п России. Прежде всего, это финансирование строительства ново го флота, валютная самоокупаемость, налоговые льготы. компенсации и льготы для работников Крайнего Се вера и приравненных к ним районов. Что касается валютной самоокупае мости. то здесь создается особая на пряженность, поскольку Указ Прези дента об особом порядке использова ния валюты режет нашу отрасль без ножа. Пакет материалов по этим пробле мам мы направили в высшие органы управления Союза и Р СФ С Р . Однако до настоящего времени решения по ним нет. Хотя, по нашему мнению, решение этих проблем имеет принци пиальное-значение для развития рыб ного хозяйства и могло стать основой для разработки как союзной, так* и республиканской концепции перехода отрасли к рынку. Здесь мы исходим вот из чего. Продовольственной программой стра ны предусмотрено наращивание объе мов производства из расчета 20 ки лограммов продукции на одного жи теля в год. Даже неспециалисту яс но, что при сложившемся состоянии отрасли, при наших издержках произ водства и нынешних розничных ценах выполнение возрастающих заданий по выпуску рыбопродукции в условиях самофинансирования и самоокупаемо сти приведут к банкротству многих предприятий отрасли. А значит, и резкому сокращению объемов произ водства. Следовательно, по крайней мере па первом этапе, потребуются государст венные и республиканские дотации через оптовые цены, бюджетное фи нансирование строительства нового флота. Однако законы, принимаемые се годня Верховным Советом республи ки. не содержат решений, касающих ся наших проблем. Так, в Законе о формировании бюджета Р С Ф С Р в 1991 году говорится о дотации к це нам на сельскохозяйственную про дукцию, потребляемую на территории России, но пет ни слова о дотации на рыбопродукцию, хотя на 1991 год сохраняются оптовые цепы, превыша ющие розничные. Значит, уже сейчас необходимо принять дополнение к названному закону. Кроме того, считаем, что рыбная промышленность как составная часть агропромышленного комплекса долж на обязательно учитываться в соот ветствующих законах России, прини маемых но этому комплексу. Я прочитал проект Закона «О рыб ном хозяйстве Р С Ф С Р » , но согласить ся с ним не могу, поскольку он ка сается в основном воспроизводства ствующей сырьевой базе требует на учных исследований бноресурсов и затрат, связанных с ними. А в про екте закона об этом ничего не ска зано. Нечетко написано в нем и об органах рыбоохраны. II еще: каким образом, на какой научной оценке запасов предполагается заключение договоров с другими государствами? Думаю, что это не закон, п даже как* проект его невозможно рассматри вать. Теперь о таком аспекте проблемы. Система рыбного хозяйства СССР в настоящее время объединяет пять производственно - территориальных комплексо в- бас сеГшов: Дальневос точный, Северный, Южный, Запад ный, Каспийский. В состав производ ственной структуры каждого из них входит не только флот, а он, конеч но же, — основная часть наших про изводственных фондов, но и берего вые предприятия — порты, рыбо комбинаты. судоремонтные базы, .ма шиностроительные заводы и другие предприятия, необходимые для нор мальной работы рыбного хозяйства. Таким образом, это пронзводствепно- хозяйственпые комплексы с закон ченным циклом производства, где предприятия работают (друг за дру гом) в единой технологической це почке. Многие нз пнх находятся на территориях различных республик и областей. При этом отношение к* пер спективам развития рыбного хозяй ства и них различное. Кроме того, в системе отрасли су ществуют производственные и науч но-исследовательские структуры, об служивающие отрасль в целом. Все это обусловливало определенную не обходимость координации и выработ ки единой стратегии развития отрас ли. С другой стороны, основной осо бенностью рыбного хозяйства страны является то, что практически в<се предприятия независимо от их тер риториального расположения работа ют в одних и тех нее районах Миро вого океана, особенно предприятия Европейской части С СС Р (Р С Ф С Р , Литва, Латвия, Эстония, Украина, Грузия). Около 70 процентов обще го улова добывается в открытой ча сти океана и зонах иностранных го сударств. Организация промысла в этих районах требует координации деятельности, начиная от разделе ния квот на вылов, перелетов экипа жей, организации ремонта судов, вы воза продукции и т. д., и которые ос таются за союзными ведомствами, кончая исследованиями сырьевой ба зы и участием в различных между народных организациях, регулирую щих мировое рыболовство. В любом случае, если говорить «по-новому», здесь потребуется ко ординация на межреспубликанском уровне. По нашему мнению, такую координацию наиболее удобно было бы осуществлять в рамках отрасли — союзное министерство. Это не значит, что министерство ничего не должно менять. Оно дол жно решать следующие основные за дачи: 1. Определение концепции разви тия рыбного хозяйства в рамках стра ны. 2. Формирование госзаказа (объ ема и ассортимента поставок) в об щесоюзные фонды потребления и с о ответствующее их ресурсное обеспе чение. 3. Изучение и использование сырь евой базы Мирового океана. 4. Внешнеэкономическая деятель ность. 5. Координация на межреспубли канском и виутрнреспубликанском уровнях. И в заключение хотелось бы вы сказать просьбу от имени всех ры баков вот о чем: необходимо как можно быстрее решить вопрос уп равления отраслью. Сегодня мы — предприятие союзного подчинения со всеми вытекающими отсюда послед ствиями. С другой стороны, принимаются законодательные акты н постановле ния, взаимоисключающие друг дру га. а нередко приостанавливающие ' действие актов СССР . И это окон чательно нас дезорганизует в и без того сложной -ситуации. И получает ся, что дело не в экономике, а в по литике. А при такой политике нель зя ничего сделать! Промышленность ждет от полити ков решения — и как можно быст рей! П РИМ Е Р I IО с прошло- ■* го года в Мурман ском тралфлоте стало «мод ным» направлять людей в так называемый бесплатный резерв. Признаться, ничего худшего нет. Вроде бы п па работе и в то же время без работы. Приходишь в один прекрасный день в отдел, а тебе и говорит начальник: бери бесплатный резерв хоть на полгода. Встречаю одного капита на н одного стармеха (капи тан Демяненко Н. Д., его фамилия па Доске почета в службе .мореплавания трал- флота. победитель соцсорев нования). Вот ои-то как раз и говорит мне: «Уже 1.5 го да то в платном резерве, то в бесплатном, а сейчас на шел работу в рыбколхозе, может, переведусь и останусь там». Старшему механику Кошелеву А., пока дождал ся судна, пришлось тоже «позагорать» бесплатно. Но что удивительно — судов в ремонте — десятки, а на штатных должностях... пен сионеры. Оно и попятно, пен сией себя же не прокормить, особенно сейчас. Ситуация понятна — ко раблей становится все мень ше. специалистов готовят все больше, отсюда безрабо тица. Хотелось бы знать мне ние юриста: вправе ли ад министрация пользоваться —Письмо и комментарии такими приемами, как сило вые методы. называемые «бесплатны!! резерв», ведь колдоговор и другие юриди ческие документы такой практики не предусматрива ют. С уважением СМИРНО* В. П.»* работают два Смирновых, оба Владимиры Петровичи. Одни, электрорадионавпгатор. находится в море, скоро при дет. Второй, матрос, работа ет с августа этого года. То есть ни тот пи другой не мо гли написать такое письмо. Стало быть, одну неправду его чуть не со слезами про сили в отделе кадров, то не пришлось бы ему «загорать» в резерве, и не попала бы его фамилия в письмо Смир нова В. П. А теперь о главном в письме. Два года назад в это нее н е с о в с е м т а к или совсем не так С ЫЛ ТАКОЙ СЛУЧАЙ . О Группа моряков напи сала жалобу администрации флота, мол, устроили меха ники себе вечер, закупили водку. Причем закупили па талоны моряков. Вот. мол, что творит комсостав! Проверили. Моряков с ф а милиями, что написаны под жалобой, на флоте пет и ни когда не было. А самое ин тересное. что водку-то никто не закупал, поскольку... ве чера не было. Так* и с письмом В. П. Смирнова получилось. В Мурманском траловом флоте мы уже обнаружили. И. Д. Демяненко работал капитаном на БМРТ «Анато лии Бредов». Действительно, он отправился в командиров ку в рыбакколхозсоюз. но совсем но другой причине. Что касается А. И. Коше лева. то с ним было почти по письму: отдыхал Алек сандр Иванович в отпуске с мая по сентябрь, потом оф о р мил резерв на две недели, потом отгулял выходные и — снова в резерв. Но... Если бы старший механик не ждал свой СТМ «Мария Мелептье- ва>, а ушел на ИСТ. о чем предзимнее вредя в резерве у тралфлота числилось 1200 человек. Сейчас — 354. Большинство ждут «свое» судно. 60 человек — радио- специалисты. Вот им. дейст вительно. подолгу приходит ся находиться в резерве, по скольку из-за сокращений штатов радиослужб многие остались не у дел. Хотя и предлагают им идти, ска жем. радиомонтажниками на заводы, заработки там весьма приличные, но они не идут. Конечно, можно лишних людей сокращать. Так ведь жалко, отработали 10— 15 лет, а теперь выкидывать за ворота? Да. согласно колдоговору, моряк должен находиться в оплачиваемом резерве не бо лее двух недель. За это вре мя будь любезен пройти мед комиссию, аттестацию и т. д. Прошел — на любое судно иди. Ап нет. говорят: в не- визироваиный рейс — ни за что. Что же делать? Моряк знает, что делать: он «тя нет - с прохождением комис сии и прочих формально стей. Спрашивается, кто же должен оплачивать это вре мя? Ведь деньги ему идут с флота, то есть из кармана рыбаков. Кстати, только па Севере оплачивается резерв, ни южане, ни балтийцы та кого блага не имеют. А что касается бесплатного резер ва. так- это только по лично му заявлению моряка. .И. наконец, о пенсионерах. Да. есть такие. Пенсионный возраст («северный») у них наступил, а 60 лет нм еще пет. Стало быть, имеют пра во. А всего-то их пятеро: три капитана и два старме ха. Вот такие дела. Вспомина ется старая шутка: «Да, дей ствительно, все правда, толь ко не выиграл, а проиграл: не в лотерею, а в карты; не сто тысяч, а три рубля. А так все верно». И. БЕРЕЗЮК. 7 декабря 1990 года РЫБНЫЙ МУРМ4Н
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz