Рыбный Мурман. 1990 г. Декабрь.

1П Н О Я Б Р Я 1990 года в Совете Министров Р С Ф С Р состоялась Ю встреча работников рыбного хозяйства с Председателем С о ­ вета Министров России И. С. Силаевым. Главная цель встречи — подробнейшим образом посвятить премьер-министра в те проблемы, которые так тревожат отрасль, особенно сейчас, на переходе к рыночным отношениям. Предлагаем вниманию читателей выступление на встрече гене­ ральн ого директора АРП «Севрыба» В. Ф . Корельского. В Совете Министров РСФСР и изъятия рыоы во внутренних во­ доемах и прибрежной зоне России. Хотя структура рыбного хозяйства на 90 процентов состоит из океани­ ческого сырья, причем около полови­ ны объема добывается либо в ино­ странных зонах, либо в открытой ча­ сти Мирового океана. Отсюда — и состав флота, и управление этим флотом. Кроме того, работа па суще- НОРЕ НАШЕЙ Г Л А В Н Ы П ВОП РОС , волнующий 1 сегодня многотысячный коллек­ тив Северного бассейна, — чья же мы собственность. Союза или России? Но сначала о сути наших проблем. Десятилетия рыбная промышлен­ ность работала в условиях преиму­ щественно административного плани­ рования и управления, централизо­ ванного ценообразования и распреде­ ления. За это время уровень мате­ риального стимулирования и социаль­ ного обеспечения трудовых коллекти­ вов оторвался от результатов их тру­ да. Это привело к таким проблемам в отрасли, что теперь для создания действительно равных условий потре­ буется довольно длительный переход­ ный период. Мы должны решить на­ копившиеся проблемы, нивелировать возможные негативные последствия рыночных отношений, создать необ­ ходимые условия для высокоэффек­ тивной производственной деятельно­ сти на каждом предприятии. Ясно, что дело это непростое. Тем более что проблемы, о которых идет речь, разнородные и требуют реше­ ния в высших органах управления Союза п России. Прежде всего, это финансирование строительства ново­ го флота, валютная самоокупаемость, налоговые льготы. компенсации и льготы для работников Крайнего Се­ вера и приравненных к ним районов. Что касается валютной самоокупае­ мости. то здесь создается особая на­ пряженность, поскольку Указ Прези­ дента об особом порядке использова­ ния валюты режет нашу отрасль без ножа. Пакет материалов по этим пробле­ мам мы направили в высшие органы управления Союза и Р СФ С Р . Однако до настоящего времени решения по ним нет. Хотя, по нашему мнению, решение этих проблем имеет принци­ пиальное-значение для развития рыб­ ного хозяйства и могло стать основой для разработки как союзной, так* и республиканской концепции перехода отрасли к рынку. Здесь мы исходим вот из чего. Продовольственной программой стра­ ны предусмотрено наращивание объе­ мов производства из расчета 20 ки­ лограммов продукции на одного жи­ теля в год. Даже неспециалисту яс­ но, что при сложившемся состоянии отрасли, при наших издержках произ­ водства и нынешних розничных ценах выполнение возрастающих заданий по выпуску рыбопродукции в условиях самофинансирования и самоокупаемо­ сти приведут к банкротству многих предприятий отрасли. А значит, и резкому сокращению объемов произ­ водства. Следовательно, по крайней мере па первом этапе, потребуются государст­ венные и республиканские дотации через оптовые цены, бюджетное фи­ нансирование строительства нового флота. Однако законы, принимаемые се­ годня Верховным Советом республи­ ки. не содержат решений, касающих­ ся наших проблем. Так, в Законе о формировании бюджета Р С Ф С Р в 1991 году говорится о дотации к це­ нам на сельскохозяйственную про­ дукцию, потребляемую на территории России, но пет ни слова о дотации на рыбопродукцию, хотя на 1991 год сохраняются оптовые цепы, превыша­ ющие розничные. Значит, уже сейчас необходимо принять дополнение к названному закону. Кроме того, считаем, что рыбная промышленность как составная часть агропромышленного комплекса долж­ на обязательно учитываться в соот­ ветствующих законах России, прини­ маемых но этому комплексу. Я прочитал проект Закона «О рыб­ ном хозяйстве Р С Ф С Р » , но согласить­ ся с ним не могу, поскольку он ка­ сается в основном воспроизводства ствующей сырьевой базе требует на­ учных исследований бноресурсов и затрат, связанных с ними. А в про­ екте закона об этом ничего не ска­ зано. Нечетко написано в нем и об органах рыбоохраны. II еще: каким образом, на какой научной оценке запасов предполагается заключение договоров с другими государствами? Думаю, что это не закон, п даже как* проект его невозможно рассматри­ вать. Теперь о таком аспекте проблемы. Система рыбного хозяйства СССР в настоящее время объединяет пять производственно - территориальных комплексо в- бас сеГшов: Дальневос­ точный, Северный, Южный, Запад­ ный, Каспийский. В состав производ­ ственной структуры каждого из них входит не только флот, а он, конеч­ но же, — основная часть наших про­ изводственных фондов, но и берего­ вые предприятия — порты, рыбо­ комбинаты. судоремонтные базы, .ма­ шиностроительные заводы и другие предприятия, необходимые для нор­ мальной работы рыбного хозяйства. Таким образом, это пронзводствепно- хозяйственпые комплексы с закон­ ченным циклом производства, где предприятия работают (друг за дру­ гом) в единой технологической це­ почке. Многие нз пнх находятся на территориях различных республик и областей. При этом отношение к* пер­ спективам развития рыбного хозяй­ ства и них различное. Кроме того, в системе отрасли су­ ществуют производственные и науч­ но-исследовательские структуры, об­ служивающие отрасль в целом. Все это обусловливало определенную не­ обходимость координации и выработ­ ки единой стратегии развития отрас­ ли. С другой стороны, основной осо­ бенностью рыбного хозяйства страны является то, что практически в<се предприятия независимо от их тер­ риториального расположения работа­ ют в одних и тех нее районах Миро­ вого океана, особенно предприятия Европейской части С СС Р (Р С Ф С Р , Литва, Латвия, Эстония, Украина, Грузия). Около 70 процентов обще­ го улова добывается в открытой ча­ сти океана и зонах иностранных го­ сударств. Организация промысла в этих районах требует координации деятельности, начиная от разделе­ ния квот на вылов, перелетов экипа­ жей, организации ремонта судов, вы­ воза продукции и т. д., и которые ос ­ таются за союзными ведомствами, кончая исследованиями сырьевой ба­ зы и участием в различных между­ народных организациях, регулирую­ щих мировое рыболовство. В любом случае, если говорить «по-новому», здесь потребуется ко­ ординация на межреспубликанском уровне. По нашему мнению, такую координацию наиболее удобно было бы осуществлять в рамках отрасли — союзное министерство. Это не значит, что министерство ничего не должно менять. Оно дол­ жно решать следующие основные за­ дачи: 1. Определение концепции разви­ тия рыбного хозяйства в рамках стра­ ны. 2. Формирование госзаказа (объ­ ема и ассортимента поставок) в об­ щесоюзные фонды потребления и с о ­ ответствующее их ресурсное обеспе­ чение. 3. Изучение и использование сырь­ евой базы Мирового океана. 4. Внешнеэкономическая деятель­ ность. 5. Координация на межреспубли­ канском и виутрнреспубликанском уровнях. И в заключение хотелось бы вы­ сказать просьбу от имени всех ры­ баков вот о чем: необходимо как можно быстрее решить вопрос уп­ равления отраслью. Сегодня мы — предприятие союзного подчинения со всеми вытекающими отсюда послед­ ствиями. С другой стороны, принимаются законодательные акты н постановле­ ния, взаимоисключающие друг дру­ га. а нередко приостанавливающие ' действие актов СССР . И это окон­ чательно нас дезорганизует в и без того сложной -ситуации. И получает­ ся, что дело не в экономике, а в по­ литике. А при такой политике нель­ зя ничего сделать! Промышленность ждет от полити­ ков решения — и как можно быст­ рей! П РИМ Е Р I IО с прошло- ■* го года в Мурман­ ском тралфлоте стало «мод­ ным» направлять людей в так называемый бесплатный резерв. Признаться, ничего худшего нет. Вроде бы п па работе и в то же время без работы. Приходишь в один прекрасный день в отдел, а тебе и говорит начальник: бери бесплатный резерв хоть на полгода. Встречаю одного капита­ на н одного стармеха (капи­ тан Демяненко Н. Д., его фамилия па Доске почета в службе .мореплавания трал- флота. победитель соцсорев­ нования). Вот ои-то как раз и говорит мне: «Уже 1.5 го­ да то в платном резерве, то в бесплатном, а сейчас на­ шел работу в рыбколхозе, может, переведусь и останусь там». Старшему механику Кошелеву А., пока дождал­ ся судна, пришлось тоже «позагорать» бесплатно. Но что удивительно — судов в ремонте — десятки, а на штатных должностях... пен­ сионеры. Оно и попятно, пен­ сией себя же не прокормить, особенно сейчас. Ситуация понятна — ко­ раблей становится все мень­ ше. специалистов готовят все больше, отсюда безрабо­ тица. Хотелось бы знать мне­ ние юриста: вправе ли ад­ министрация пользоваться —Письмо и комментарии такими приемами, как сило­ вые методы. называемые «бесплатны!! резерв», ведь колдоговор и другие юриди­ ческие документы такой практики не предусматрива­ ют. С уважением СМИРНО* В. П.»* работают два Смирновых, оба Владимиры Петровичи. Одни, электрорадионавпгатор. находится в море, скоро при­ дет. Второй, матрос, работа­ ет с августа этого года. То есть ни тот пи другой не мо­ гли написать такое письмо. Стало быть, одну неправду его чуть не со слезами про­ сили в отделе кадров, то не пришлось бы ему «загорать» в резерве, и не попала бы его фамилия в письмо Смир­ нова В. П. А теперь о главном в письме. Два года назад в это нее н е с о в с е м т а к или совсем не так С ЫЛ ТАКОЙ СЛУЧАЙ . О Группа моряков напи­ сала жалобу администрации флота, мол, устроили меха­ ники себе вечер, закупили водку. Причем закупили па талоны моряков. Вот. мол, что творит комсостав! Проверили. Моряков с ф а ­ милиями, что написаны под жалобой, на флоте пет и ни­ когда не было. А самое ин­ тересное. что водку-то никто не закупал, поскольку... ве­ чера не было. Так* и с письмом В. П. Смирнова получилось. В Мурманском траловом флоте мы уже обнаружили. И. Д. Демяненко работал капитаном на БМРТ «Анато­ лии Бредов». Действительно, он отправился в командиров­ ку в рыбакколхозсоюз. но совсем но другой причине. Что касается А. И. Коше­ лева. то с ним было почти по письму: отдыхал Алек­ сандр Иванович в отпуске с мая по сентябрь, потом оф о р ­ мил резерв на две недели, потом отгулял выходные и — снова в резерв. Но... Если бы старший механик не ждал свой СТМ «Мария Мелептье- ва>, а ушел на ИСТ. о чем предзимнее вредя в резерве у тралфлота числилось 1200 человек. Сейчас — 354. Большинство ждут «свое» судно. 60 человек — радио- специалисты. Вот им. дейст­ вительно. подолгу приходит­ ся находиться в резерве, по­ скольку из-за сокращений штатов радиослужб многие остались не у дел. Хотя и предлагают им идти, ска­ жем. радиомонтажниками на заводы, заработки там весьма приличные, но они не идут. Конечно, можно лишних людей сокращать. Так ведь жалко, отработали 10— 15 лет, а теперь выкидывать за ворота? Да. согласно колдоговору, моряк должен находиться в оплачиваемом резерве не бо­ лее двух недель. За это вре­ мя будь любезен пройти мед­ комиссию, аттестацию и т. д. Прошел — на любое судно иди. Ап нет. говорят: в не- визироваиный рейс — ни за что. Что же делать? Моряк знает, что делать: он «тя­ нет - с прохождением комис­ сии и прочих формально­ стей. Спрашивается, кто же должен оплачивать это вре­ мя? Ведь деньги ему идут с флота, то есть из кармана рыбаков. Кстати, только па Севере оплачивается резерв, ни южане, ни балтийцы та­ кого блага не имеют. А что касается бесплатного резер­ ва. так- это только по лично­ му заявлению моряка. .И. наконец, о пенсионерах. Да. есть такие. Пенсионный возраст («северный») у них наступил, а 60 лет нм еще пет. Стало быть, имеют пра­ во. А всего-то их пятеро: три капитана и два старме­ ха. Вот такие дела. Вспомина­ ется старая шутка: «Да, дей­ ствительно, все правда, толь­ ко не выиграл, а проиграл: не в лотерею, а в карты; не сто тысяч, а три рубля. А так все верно». И. БЕРЕЗЮК. 7 декабря 1990 года РЫБНЫЙ МУРМ4Н

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz