Рыбный Мурман. 1990 г. Декабрь.

можно зарегистрировать в Москве. Тираж <Рыбного Мурмана» мог быть значи­ тельно большим, если бы не лимит бумаги. Сейчас во многом успех газеты зависит от ее коллектива: выведет он ее в рентабельные или нет. А нам нужно предста­ вить квалифицированно под­ готовленные документы, что­ бы вновь ие допустить оши­ бок. В заключение выступил С. Н. Дащннскпй: — Нам вместе сейчас ну­ жно заново подготовить до­ кументы п еще раз собрать­ ся, чтобы утвердить Устав и обговорить все волнующие пас проблемы. * * * Итак, в основном все вы­ ступающие поддержали за ­ конные требования редакции — быть независимой от ап­ парата. нпкто не волен на­ вязывать творческому кол­ лективу свою волю, ибо «Печать и другие средства массовой информации сво- <>дны», согласно Закону о печати. Правда, еще до сих пор раздаются голоса: «Как это так: свободны? Ведь кто платит, тот и заказывает му­ зыку» (именно так прозву­ чал предвзятый коммента­ рий к нашей забастовке на Мурманском телевидении). Конечно, если исходить из марксовой теории, то мы, журналисты, — обслуга, не более и не менее (можно продолжить: Сталин считал газетчиков приводными рем­ нями партии, Хрущев — «ав­ томатчиками», Брежнев — сотрудниками идеологических отделов парткомов, обко­ мов). Если же взглянуть на сегодняшний день не за­ шоренными глазами надуман­ ных теорий, то журналисты — есть тоже производители материальных ценностей, то­ вара. имя которому — Ин­ формация. Правдивая. Чест­ ная. Независимая. II пусть никого не коробит данный г ?стулат. В цивилизованных правовых государствах на рынке информация представ­ ляет самую большую цен­ ность, за которую платят подписчики, читатели газеты. И создатели этого товара, творческие сотрудники (ра­ зумеется, на «диком» Запа­ де) всегда равные среди дру­ гих создателей материаль­ ных благ. В наших сегодняшних эко­ номических структурах мес­ то печатных изданий оп­ ределяется рыночными от­ ношениями. где первая скрипка принадлежит жур­ налистам. Вот такая наша позиция. И тут мы никогда не поступимся своими прин­ ципами. Что дальше, спросят чита­ тели. Во-первых, ко всем трудовым коллективам фло­ тов, предприятий, организа­ циям рыбной отрасли (согла­ сно Уставу газеты «Рыбный Мурман» им отдано пред­ почтение по учреждению га­ зеты) ушла телеграмма с просьбой стать учредителя­ ми газеты. Во-вторых, 11 декабря, в 17 часов, в редакции состоится собрание новых учредителей. Надо надеяться, что на нем преж­ де всего будут услышаны мнения рыбаков о будущем « Рыбного Мурмана». v Оно должно рассмотреть Устав и программу газеты. А во вто­ рой половине декабря долж­ но состояться заседание обл­ исполкома, на котором бу­ дет изменен состав учредите­ лей. Вот и все. Всем верным друзьям «Рыбного Мурмана» спасибо за поддержку! Будем и дальше вместе. Всегда и во всем. В этом — сила глас­ ности, демократии, нашей с вами свободы. Рыбномурманцы. А 2. Выживем? Не выживем? В Наверное, нет ни одной другой отрасли хозяйства в нашей стране более непонят­ ной и непредсказуемой, чем рыбная. Десятилетиями ко­ пились здесь проблемы, впро­ чем. их достаточно и во всех иных областях, будь то про­ мышленность, сельское хо­ зяйство. культура, медицина и т. д. Но если там решение чаще всего зависит от инве­ стиций, то в рыбной промыш­ ленности даже неизвестно и непонятно с чего начинать, чтобы вывести се из топкого болота проблем. На мой взгляд, причина тому — не­ лепое планирование (опять же десятилетиями). Если, скажем, вы имеете стадо ко­ ров, то. позаботясь о кор­ мах, вы можете планировать, да н то с относительной сте­ пенью точности, что сможете получить такое-то количест­ во молока. Но идя на рыбал­ ку, как же вы пообещаете жене, что принесете 10 ры­ бин? Да еще не просто ры­ бин, а такого-то вида, раз­ мера. Причем жена вам обе­ щает наказания, если вы пой­ маете меньше десяти рыбин. Понимаю примитивность сравнения, но, согласитесь, примерно то же самое, толь­ ко в масштабах отрасли, тво­ рилось и творится сейчас. Не могу постичь, как мож­ но планировать количество судов на промысле в том или ином районе. Основание — эксплуатационные показа­ тели. статистика, прогноз. Годами тут рыба была, а нынче взяла да ушла. Или дается задание: вне­ сти и внедрить столько-то рационализаторских предло­ жений и столько-то изобре­ тений с таким-то экономиче­ ским эффектом. Возможно такое планирование? Сомне­ ваюсь. А вот и конкретный при­ мер. По плану третьего квар­ тала объединению • «Мур- маирыбпром» следовало из­ готовить 150 тонн филе из тресковых рыб по междуна­ родному стандарту. Факт — 44 тонны. Не из-за лени получилось, а потому что не­ достаточно было квот па треску, н экипаж БМ РТ «То­ рос» работал на облове кре­ ветки. Примерам абсурдности в нашей любимой отрасли несть числа. Вот ярчайший пример: у объединения в конце нынешнего декабря прибыль составит... ноль. Х о ­ тя на сверхплановом счету коллектива только за 11 ме­ сяцев было на 21 миллион рублей товарной продукции. Почти на треть больше, чем в прошлом году. 1 декабря выполнен план года. Куда деваются денежки? А очень просто. Моряки добивались оплаты за вредность, ноч­ ные, переработки и т. д. Минрыбхоз пошел навстречу и удовлетворил справедли­ вые требования. Нужны на эти цели 322 миллиона? Нет проблем у Мпирыбхоза: приказано предприятиям са ­ мим изыскать эти средства («Мурманрыбпрому» — 30 миллионов.) Или: объявили предприятия самостоятель­ ными. Оказалось — на - бу­ маге. А на деле — туда не ходи, того не моги. Объемы материально - технического снабжения (централизованно­ го) смехотворно малы, судо­ ремонтные мощности, мягко говоря, недостаточны. Кру­ тись. флот, изыскивай резер­ вы. И чем дальше. тем страшней, прямо как* в сказ­ ке. Например, приближаясь к рынку. предприятия-моно­ полисты уже кладут пальчи­ ки на горло промысловых флотов. Объединение «М ур­ манская судоверфь» хочет в будущем году повысить сто­ имость судоремонта в 2,1 раза. «Севрыбхолодфлот» чуть скромней: предполагает повысить тарифы лишь в 2.2 раза. Обойтись без судовер­ фи трудно, но можно. А вот как перевозить продукцию без « Севрыбхолодфлота »? Оставлять за границей? При­ ватизацией заняться? Так ведь опять же море проблем: стоимость судна 5 — 10 мил­ лионов рублей... Не говоря уже о лицензиях, квотах, межправительственных до­ говорах и т. д., как вписать в них приватизированное суд­ но? If все-таки самые мощные удары промысловики полу­ чают из Москвы. Один пз них (если правительство ут­ вердит) — плата за сырье­ вые ресурсы. От 60 до 120 рублен (в зависимости от района промысла) за тонну выловленной рыбы. Минрыб­ хоз рассчитывает получить от этой акции 020 миллио­ нов рублей в год. Для «Мур- манрыбпрома * новшество это будет стоить около 21) миллионов. А па что понадо­ бились такие большие день­ ги? На финансирование на­ учно-исследовательских ин­ ститутов и Главрыбвода. По­ ка это проект, но как долго он будет проектом? Второй удар — валюта. Указ Президента. Я спроси­ ла начальника планово-эко­ номического отдела «Мур- манрыбпрома» С. II. Угрю- мог.а, что означает выполне­ ние этого Указа для коллек­ тива. Сергей Николаевич сказал: — Мы потеряе.м около 2,5 миллиона инвалютных руб­ лен. Это в сравнении с ны­ нешним годом. Если ие бу­ дет централизованного ва­ лютного финансирования со­ держания флота и оплаты лицензий, в целом положе­ ние наше станет критичес­ ким. Чтобы покрыть собст­ венными валютными средст­ вами эксплуатационные рас­ ходы, мы должны вдвое уве­ личить экспортные поставки. А дополнительное количест­ во рыбы на мировом рынке неизбежно собьет цену на 15— 20 процентов, что в свою очередь увеличит нашу дополнительную потребность в экспорте. Как быть? Экономисты считают, что есть два выхо­ да: свободные цены на внут­ реннем рынке или дотация государства, обеспечивающая 30 процентов рентабельно­ сти. Надо исключить из се­ бестоимости продукции вы­ платы по районному коэффи­ циенту н «поляркам». умень­ шить на сумму этих выплат налог па прибыль. Разумно? Конечно. Но пока нереаль­ но, поскольку нет такого за ­ кона. И, наконец, завершая тему неразберихи и нелепостей в рыбной промышленности, скажем еще и вот о чем. На дворе декабрь, считанные дни до Нового года, нового не только по календарю, по и совершенно нового в смысле эконом ичес ki iх отношеп ин. Тем ие менее никто не зна­ ет, какими будут квоты, гос­ заказ. оптовые цены, валют­ ное обеспечение, материаль­ но-техническое снабжение, по­ ступление новых судов и т. д. На любое наше «как?» руководство флота может лишь пожать плечами: «Воп­ рос. конечно, интересный...'» Хотя, доподлинно не зная всего вышеназванного, эко­ номисты вместе со всеми службами прорабатывают, просчитывают программу бу­ дущего года, стремясь В ыйти на УJ Хочешь жить — умей вер­ теться. Этому умению выхо­ дить из самых сложнейших ситуаций да еще с неплохи­ ми результатами мы учились тоже десятилетиями. Мы ге­ роически преодолевали аб­ сурдные планы. Какой це­ ной? Всякое бывало. II суда доводили до ужасного техни­ ческого состояния, и продле­ вали срок их службы на многие годы, и грабили мо­ ряка, под разными предлога­ ми вытаскивая из его кар­ мана столь необходимые для флота деньги, и заставляли людей всю жизнь ждать жилья, поскольку па строи­ тельство его не было средств. Теперь «вертеться» при­ дется с еще большей скоро­ стью. Рынок потребует. Ио не только рынок сам по себе, а не отмененные приказы, постановления, нормативы, тарифы, параграфы, спутав­ шие по рукам и ногам пред­ приятия. Так что же думают в «Мурмаирыбпроме» о рабо­ те в этих условиях? По предварительным рас­ четам, у флота должно ос­ таться около 40 тысяч тонн рыбопродукции для прямых договоров с областями, кото­ рые в обмен па рыбу дадут то или иное материально- техническое снабжение. На стадии завершения пе­ реговоры о создании совме­ стных предприятий «Мур- манрыбпрома» с португаль­ ской фирмой по переработ­ ке рыбы н работе в зоне ино­ странных государств и с Гер­ манией по ремонту судов. Из-за физического старе­ ния флота снижается эффек­ тивность его работы. В объ­ единении уже продали на Дальний Восток несколько лишних СТР. которые при­ носили немалые убытки фло­ ту: мойвы-то не было. В бу­ дущем году ученые обещают нам промысел мойвы. И сейчас прорабатывается сов­ местно с « Севрыбхолодфло- том» идея о создании экспе­ диции в Баренцевом море, чтобы несколько средних траулеров работали в комп­ лексе с плавбазами. Но ре ­ зультат от этой работы будет хорошим лишь при условии новых договорных цеп на мойву. Ио беда — мало баз. Благодаря конверсии у объединения появилась воз­ можность разместить два судна в ремонт на военных заводах. Переоснащаются суда новым технологическим оборудованием. создаются совместные производства для выпуска продукции. Разрабатывается положе­ ние об аренде судов. И даже намечено первое судно «Сергей Макаревич», кото­ рое экипаж возьмет в арен­ ду на новых условиях. Хозяйственная самостоя­ тельность-в виде коллектив­ ного подряда, предоставлен­ ная нынче подразделениям объединения, дала неплохие результаты. В итоге на соб­ ственные «ноги» могут встать в будущем году плавмастер- ская «Резец», Нмандровскин рыбозавод. Терпберские ма­ стерские. Большие надежды возла­ гает «Мурманрыбпром» на то, что горисполком примет на баланс ведомственное жилье флота. Ведь отчисле­ ния в .местный бюджет воз­ росли. Хотя горисполком не жаждет, конечно, заполучить старые «деревяшки» объеди­ нения. Вот, пожалуй, и все, что можно сегодня сказать о флотских программах на бу­ дущий год. Маловато? Да, мало. По что могут планировать в объ­ единении, не зная самого главного? Впрочем, мы уже об этом говорили. Выживет ли «Мурмаирыб- пром» в условиях рынка? Выживет. Вопрос: «какой це­ ной? > — остается открытым. И. БЕРЕЗЮК. I Ремонт судов — тоже проблема. Фото В. Семакова. шшвшшшшшшяшвашт РЫБНЫЙ мурман 7 декабря1990 года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz