Рыбный Мурман. 1990 г. Декабрь.
можно зарегистрировать в Москве. Тираж <Рыбного Мурмана» мог быть значи тельно большим, если бы не лимит бумаги. Сейчас во многом успех газеты зависит от ее коллектива: выведет он ее в рентабельные или нет. А нам нужно предста вить квалифицированно под готовленные документы, что бы вновь ие допустить оши бок. В заключение выступил С. Н. Дащннскпй: — Нам вместе сейчас ну жно заново подготовить до кументы п еще раз собрать ся, чтобы утвердить Устав и обговорить все волнующие пас проблемы. * * * Итак, в основном все вы ступающие поддержали за конные требования редакции — быть независимой от ап парата. нпкто не волен на вязывать творческому кол лективу свою волю, ибо «Печать и другие средства массовой информации сво- <>дны», согласно Закону о печати. Правда, еще до сих пор раздаются голоса: «Как это так: свободны? Ведь кто платит, тот и заказывает му зыку» (именно так прозву чал предвзятый коммента рий к нашей забастовке на Мурманском телевидении). Конечно, если исходить из марксовой теории, то мы, журналисты, — обслуга, не более и не менее (можно продолжить: Сталин считал газетчиков приводными рем нями партии, Хрущев — «ав томатчиками», Брежнев — сотрудниками идеологических отделов парткомов, обко мов). Если же взглянуть на сегодняшний день не за шоренными глазами надуман ных теорий, то журналисты — есть тоже производители материальных ценностей, то вара. имя которому — Ин формация. Правдивая. Чест ная. Независимая. II пусть никого не коробит данный г ?стулат. В цивилизованных правовых государствах на рынке информация представ ляет самую большую цен ность, за которую платят подписчики, читатели газеты. И создатели этого товара, творческие сотрудники (ра зумеется, на «диком» Запа де) всегда равные среди дру гих создателей материаль ных благ. В наших сегодняшних эко номических структурах мес то печатных изданий оп ределяется рыночными от ношениями. где первая скрипка принадлежит жур налистам. Вот такая наша позиция. И тут мы никогда не поступимся своими прин ципами. Что дальше, спросят чита тели. Во-первых, ко всем трудовым коллективам фло тов, предприятий, организа циям рыбной отрасли (согла сно Уставу газеты «Рыбный Мурман» им отдано пред почтение по учреждению га зеты) ушла телеграмма с просьбой стать учредителя ми газеты. Во-вторых, 11 декабря, в 17 часов, в редакции состоится собрание новых учредителей. Надо надеяться, что на нем преж де всего будут услышаны мнения рыбаков о будущем « Рыбного Мурмана». v Оно должно рассмотреть Устав и программу газеты. А во вто рой половине декабря долж но состояться заседание обл исполкома, на котором бу дет изменен состав учредите лей. Вот и все. Всем верным друзьям «Рыбного Мурмана» спасибо за поддержку! Будем и дальше вместе. Всегда и во всем. В этом — сила глас ности, демократии, нашей с вами свободы. Рыбномурманцы. А 2. Выживем? Не выживем? В Наверное, нет ни одной другой отрасли хозяйства в нашей стране более непонят ной и непредсказуемой, чем рыбная. Десятилетиями ко пились здесь проблемы, впро чем. их достаточно и во всех иных областях, будь то про мышленность, сельское хо зяйство. культура, медицина и т. д. Но если там решение чаще всего зависит от инве стиций, то в рыбной промыш ленности даже неизвестно и непонятно с чего начинать, чтобы вывести се из топкого болота проблем. На мой взгляд, причина тому — не лепое планирование (опять же десятилетиями). Если, скажем, вы имеете стадо ко ров, то. позаботясь о кор мах, вы можете планировать, да н то с относительной сте пенью точности, что сможете получить такое-то количест во молока. Но идя на рыбал ку, как же вы пообещаете жене, что принесете 10 ры бин? Да еще не просто ры бин, а такого-то вида, раз мера. Причем жена вам обе щает наказания, если вы пой маете меньше десяти рыбин. Понимаю примитивность сравнения, но, согласитесь, примерно то же самое, толь ко в масштабах отрасли, тво рилось и творится сейчас. Не могу постичь, как мож но планировать количество судов на промысле в том или ином районе. Основание — эксплуатационные показа тели. статистика, прогноз. Годами тут рыба была, а нынче взяла да ушла. Или дается задание: вне сти и внедрить столько-то рационализаторских предло жений и столько-то изобре тений с таким-то экономиче ским эффектом. Возможно такое планирование? Сомне ваюсь. А вот и конкретный при мер. По плану третьего квар тала объединению • «Мур- маирыбпром» следовало из готовить 150 тонн филе из тресковых рыб по междуна родному стандарту. Факт — 44 тонны. Не из-за лени получилось, а потому что не достаточно было квот па треску, н экипаж БМ РТ «То рос» работал на облове кре ветки. Примерам абсурдности в нашей любимой отрасли несть числа. Вот ярчайший пример: у объединения в конце нынешнего декабря прибыль составит... ноль. Х о тя на сверхплановом счету коллектива только за 11 ме сяцев было на 21 миллион рублей товарной продукции. Почти на треть больше, чем в прошлом году. 1 декабря выполнен план года. Куда деваются денежки? А очень просто. Моряки добивались оплаты за вредность, ноч ные, переработки и т. д. Минрыбхоз пошел навстречу и удовлетворил справедли вые требования. Нужны на эти цели 322 миллиона? Нет проблем у Мпирыбхоза: приказано предприятиям са мим изыскать эти средства («Мурманрыбпрому» — 30 миллионов.) Или: объявили предприятия самостоятель ными. Оказалось — на - бу маге. А на деле — туда не ходи, того не моги. Объемы материально - технического снабжения (централизованно го) смехотворно малы, судо ремонтные мощности, мягко говоря, недостаточны. Кру тись. флот, изыскивай резер вы. И чем дальше. тем страшней, прямо как* в сказ ке. Например, приближаясь к рынку. предприятия-моно полисты уже кладут пальчи ки на горло промысловых флотов. Объединение «М ур манская судоверфь» хочет в будущем году повысить сто имость судоремонта в 2,1 раза. «Севрыбхолодфлот» чуть скромней: предполагает повысить тарифы лишь в 2.2 раза. Обойтись без судовер фи трудно, но можно. А вот как перевозить продукцию без « Севрыбхолодфлота »? Оставлять за границей? При ватизацией заняться? Так ведь опять же море проблем: стоимость судна 5 — 10 мил лионов рублей... Не говоря уже о лицензиях, квотах, межправительственных до говорах и т. д., как вписать в них приватизированное суд но? If все-таки самые мощные удары промысловики полу чают из Москвы. Один пз них (если правительство ут вердит) — плата за сырье вые ресурсы. От 60 до 120 рублен (в зависимости от района промысла) за тонну выловленной рыбы. Минрыб хоз рассчитывает получить от этой акции 020 миллио нов рублей в год. Для «Мур- манрыбпрома * новшество это будет стоить около 21) миллионов. А па что понадо бились такие большие день ги? На финансирование на учно-исследовательских ин ститутов и Главрыбвода. По ка это проект, но как долго он будет проектом? Второй удар — валюта. Указ Президента. Я спроси ла начальника планово-эко номического отдела «Мур- манрыбпрома» С. II. Угрю- мог.а, что означает выполне ние этого Указа для коллек тива. Сергей Николаевич сказал: — Мы потеряе.м около 2,5 миллиона инвалютных руб лен. Это в сравнении с ны нешним годом. Если ие бу дет централизованного ва лютного финансирования со держания флота и оплаты лицензий, в целом положе ние наше станет критичес ким. Чтобы покрыть собст венными валютными средст вами эксплуатационные рас ходы, мы должны вдвое уве личить экспортные поставки. А дополнительное количест во рыбы на мировом рынке неизбежно собьет цену на 15— 20 процентов, что в свою очередь увеличит нашу дополнительную потребность в экспорте. Как быть? Экономисты считают, что есть два выхо да: свободные цены на внут реннем рынке или дотация государства, обеспечивающая 30 процентов рентабельно сти. Надо исключить из се бестоимости продукции вы платы по районному коэффи циенту н «поляркам». умень шить на сумму этих выплат налог па прибыль. Разумно? Конечно. Но пока нереаль но, поскольку нет такого за кона. И, наконец, завершая тему неразберихи и нелепостей в рыбной промышленности, скажем еще и вот о чем. На дворе декабрь, считанные дни до Нового года, нового не только по календарю, по и совершенно нового в смысле эконом ичес ki iх отношеп ин. Тем ие менее никто не зна ет, какими будут квоты, гос заказ. оптовые цены, валют ное обеспечение, материаль но-техническое снабжение, по ступление новых судов и т. д. На любое наше «как?» руководство флота может лишь пожать плечами: «Воп рос. конечно, интересный...'» Хотя, доподлинно не зная всего вышеназванного, эко номисты вместе со всеми службами прорабатывают, просчитывают программу бу дущего года, стремясь В ыйти на УJ Хочешь жить — умей вер теться. Этому умению выхо дить из самых сложнейших ситуаций да еще с неплохи ми результатами мы учились тоже десятилетиями. Мы ге роически преодолевали аб сурдные планы. Какой це ной? Всякое бывало. II суда доводили до ужасного техни ческого состояния, и продле вали срок их службы на многие годы, и грабили мо ряка, под разными предлога ми вытаскивая из его кар мана столь необходимые для флота деньги, и заставляли людей всю жизнь ждать жилья, поскольку па строи тельство его не было средств. Теперь «вертеться» при дется с еще большей скоро стью. Рынок потребует. Ио не только рынок сам по себе, а не отмененные приказы, постановления, нормативы, тарифы, параграфы, спутав шие по рукам и ногам пред приятия. Так что же думают в «Мурмаирыбпроме» о рабо те в этих условиях? По предварительным рас четам, у флота должно ос таться около 40 тысяч тонн рыбопродукции для прямых договоров с областями, кото рые в обмен па рыбу дадут то или иное материально- техническое снабжение. На стадии завершения пе реговоры о создании совме стных предприятий «Мур- манрыбпрома» с португаль ской фирмой по переработ ке рыбы н работе в зоне ино странных государств и с Гер манией по ремонту судов. Из-за физического старе ния флота снижается эффек тивность его работы. В объ единении уже продали на Дальний Восток несколько лишних СТР. которые при носили немалые убытки фло ту: мойвы-то не было. В бу дущем году ученые обещают нам промысел мойвы. И сейчас прорабатывается сов местно с « Севрыбхолодфло- том» идея о создании экспе диции в Баренцевом море, чтобы несколько средних траулеров работали в комп лексе с плавбазами. Но ре зультат от этой работы будет хорошим лишь при условии новых договорных цеп на мойву. Ио беда — мало баз. Благодаря конверсии у объединения появилась воз можность разместить два судна в ремонт на военных заводах. Переоснащаются суда новым технологическим оборудованием. создаются совместные производства для выпуска продукции. Разрабатывается положе ние об аренде судов. И даже намечено первое судно «Сергей Макаревич», кото рое экипаж возьмет в арен ду на новых условиях. Хозяйственная самостоя тельность-в виде коллектив ного подряда, предоставлен ная нынче подразделениям объединения, дала неплохие результаты. В итоге на соб ственные «ноги» могут встать в будущем году плавмастер- ская «Резец», Нмандровскин рыбозавод. Терпберские ма стерские. Большие надежды возла гает «Мурманрыбпром» на то, что горисполком примет на баланс ведомственное жилье флота. Ведь отчисле ния в .местный бюджет воз росли. Хотя горисполком не жаждет, конечно, заполучить старые «деревяшки» объеди нения. Вот, пожалуй, и все, что можно сегодня сказать о флотских программах на бу дущий год. Маловато? Да, мало. По что могут планировать в объ единении, не зная самого главного? Впрочем, мы уже об этом говорили. Выживет ли «Мурмаирыб- пром» в условиях рынка? Выживет. Вопрос: «какой це ной? > — остается открытым. И. БЕРЕЗЮК. I Ремонт судов — тоже проблема. Фото В. Семакова. шшвшшшшшшяшвашт РЫБНЫЙ мурман 7 декабря1990 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz