Рыбный Мурман. 1990 г. Декабрь.
» рыбный мурман От Кижей .до Египта «Ивлшо» к зимней стоянке, чтобы на следующее лето продолжить маршрут до Италии. Диера стояла в яхт-клу бе, который отделял от открытого мо ря высокий волнолом, получивший у столичной греческой молодежи р о мантичное название Стена Любви. Погостив один вечер у одесситов, мы уже не удивлялись этому названию: ежеминутно к степе подъезжали мо тоциклы с восседающими па задних сиденьях юными девами, и автома шины, из которых выходили пли не выходили вышедшие из подростково го возраста влюбленные пары. Место для свиданий действительно идеаль ное — внизу гремит прибой, вокруг темно, над головой звездное небо, под тобой хранящий дневной зной бе лый камень рукотворного полуостро ва. А где-то там. внизу, под стеноп, которую неделю сидят и варят па примусах похлебку пз концентратов какие-то иностранцы с северного по бережья далекого и холодного Чер ного моря; оборванные. загорелые варвары, зачем-то приплывшие в Гре цию па диковинной, без всяких удобств, тихоходной большой лодке... Ей-ей, уверен, что современные зем ляки-потомки Одиссея мало что зна ют о своем легендарном предке. В о з можно, нации действительно устают и стареют. Не раз я убеждался, что греков почти ничего не интересует, если это не имеет прямого отношения к удовлетворению простейших естест венных надобностей. Видно, слишком много сил и таланта было затрачено на создание своей цивилизации, что бы этот созидательный дух сохранил ся в несчетных поколениях, очеред ным из которых и являются подрост ки, приезжающие па свои еженощные тусовки к афинской Стене Любви... Однако мы вновь несколько от влеклись от темы сегодняшнего раз говора. Чувствую, что в этой части путевых заметок я скачу галопом но Квропам, так и не рассказав о вели чественны^ памятниках античности. Постараюсь это исправить, пригласив читателя па греческий остров Родос, тот самый, где некогда высился Р о досский Колосс — одно из семи чу дес света. Колосса давно уже нет. за то есть на острове великолепные рас копки древнегреческого города. ...О Т РОДОСА , в бухте кото рого стояла наша лодья «Надежда», мы отправились вглубь острова впятером, возглавляемые не утомимым отцом Августином (осталь ные паломники не захотели тратить валюту на поездку). Рейсовый авто бус после получасового пробега по великолепному морскому побережью затормозил у придорожного к аф е «Камирос». Это же название было начертано па путеводителе, указыва ющем на вершину ближайшего хол ма. Подойдя, мы уткнулись в решет чатый забор, за которым на обшир ном косогоре раскинулся целый древ негреческий городок. Вход для турн- стов-иностранцев, как обычно в Гре ции, был платным, ио на этот раз нам удалось сэкономить по два дол лара. «Эллино советикус», — объяс нил отец Августин, показывая на се бя и нас. И «советских греков.» кас сиры-контролеры пропустили бесплат но... Странное чувство испытал я. бре дя по улицам, заглядывая в дома го рода, в которых тысячелетия назад пели и плакали, любили и растили детей такие же. как мы с вами, лю ди. В каменные, сложенные из дико го камня и песчаника стены вросли какие-то керамические осколки. ~ С вершины холма к центральной пло щади тянутся глиняные трубы для подачи питьевой воды. В низких кле тушках-хижинах угадывается место для очага, вокруг которого когда-тс.» собиралась вся семья. Дома лепятсяГ- друг к другу, расходясь по периметру от центральной улицы-проспекта, на котором, наверное, всегда было тесно от шаловливой ребятни. Сам городок занимает склон хол ма, который обрывается в долину крутой пропастью. А подход со сто роны моря был, очевидно, защищен каменным валом. То есть этот город- крепость с глубокими колодцами мог выдержать осаду незваных гостей. В центре находится акрополь-фо рум с жертвенником-алтарем местно го божества. Сохранилась одна рез ная колонна, а также полированные мраморные плиты, исчерченные ка кими-то письменами. А из-под стены ближайшего к форуму дома напере кор тысячелетиям и безжалостному солнцу тянется вверх персиковое де рево. Подойдя к нему, я с удивлением увидел на ветках множество чуть зе леноватых. твердых, но сладких и сочных плодов. И, уверен, вкус этих персиков не изменился за прошедшие века, которые как вода утекли в пе с о к средиземноморских островов, на которых «люди жили, как боги, ног зная изнурительного труда и горя. Земля щедро кормила их, и старость не смела подступиться к ним. Всю жизнь, куда более долгую, чем у ны нешних людей, они были молоды и сильны, а смерть приходила к ним незаметно и безболезненно, точно сон. Зовется это время Золотым веком». жется, он проповедут о чужих боже ствах», потому что он благовествовал нм Иисуса и воскресение. 11, взявши его, привели в ареопаг и говорили: можем ли мы знать, что это за повое учение, проповедуемое тобою? Ибо что-то странное ты влагаешь в .мни наши: посему хотим знать, что это такое? Афиняне же все и живущие у них иностранцы ни в чем охотнее не про водили время, как- в т.ом, чтобы гово рить или слушать что-нибудь новое. II. встав, Павел среди ареопага ска зал: <Афиняне! ио всему вижу я, что вы как-то особенно набожны; ибо. проходя и осматривая ваши святыни, я нашел и жертвенник-, на котором написано: «неведомому Богу». Сего- то. которого вы. не зная, чтите, я проповедую вам...* Что говорить: сколь предусмотри тельны были греческие демократы, столь п находчивы наши апостолы. А я все думаю: почему же в нашей стра не. якобы ставшей па путь демокра тических преобразований, никто не слушает друг друга, а лишь старает ся перекричать соседа. I! в этом шу- ме-гаме с прилавков магазинов про пали предметы первой необходимости вместе со свергнутыми с пьедесталов вождями. А 25 веков назад те же демократы просто так. на всякий слу чай. умудрились поставить памятник « 11 Cведомому Богу »... Кстати, при заходе в афинский порт Пирей мы нежданно-негаданно встретились со старыми знакомыми — мореходами из Одесского научно- исследовательского центра «Понт Эвк- синСкнй», которые пришли в Грецию на построенной своими руками ан тичной диере «Ивлия». Но сравне нию с нашими парусниками диера вы глядела весьма внушительно. Двух палубная двадцатнпятпметровая .ма хина глубоко осела все.м своим 40- тонным весом в воду, угрюмо кося на наши древнерусские лодьн длинный красный глаз, нарисованный у форш тевня рядом с мощным носовым та раном. Одесситам потребовалось два лета, чтобы не спеша добраться до благословенной Эллады, где, что по разительно, им было уделено со сто роны местной прессы до обидного ма ло внимания. А ведь шли большей частью на веслах, полностью модели руя плавание античных мореходов. Но тогда, несколько тысячелетий назад, можно было приковать к вес лам рабов, а теперь выдержать греб лю по морю восьмиметровым и не подъемными оглоблями могут лишь отчаянные энтузиасты. Как оказалось, ребята уже чуть ли не месяц находились в Афинах, от правляя по мерс возможности людей домой, в Союз, бортами попутных со ветских транспортных судов и готовя (Окончание. Нач. на l l -й сгр.) кончилась: проснувшиеся друзья-па ломпики разбрелись но берегу: люби тели-аквалангисты целыми пригорш нями поднимали с») дна морских звезд и ежей, а самые смелые даже пойма ли в сетку маленького осьминога; от куда-то уже чуть ли не ведрами та щили свежий инжир... Закончилось все прозаично: к* берегу подъехал ту поносый джип, в котором оказались несколько наших паломников, угодив ших ненароком в одних плавках па территорию военно-морской натов ской базы. I/ нам ничего не остава лось делать, как покинуть этот рай ский уголок, надеясь, что лежащие по курсу греческие острова еще пора дуют своим великолепием. П Д И АЖ К ПК ЗН АЮ , что ска- зать читателям о знаменитом афинском Акрополе, где. изнывая от жары, мы часа два потели в толпе любопытствующих туристов со всего света. Ясно одно: выстояв 2100 лет, сегодня этот монументальный ан самбль находится под угрозой гибе ли. Белоснежный мрамор античных колони трескается, ступени, плиты да и сама скала стираются под ногами ежегодных трех миллионов посетите ле!"]. Греки предпринимают отчаянные попытки, чтобы продлить жизнь Ак рополя, предохранить его, находяще гося в самом центре многомиллионно го города, от воздействия бытовых и промышленных отходов, загрязняю щих воздух Афин. Нет, не смогли мы. миссионеры <Золотого века», увидеть в этом па мятнике архитектуры даже отблеска некогда благословенного золотого ве ка правления царя Перикла. Очень трудно в экскурсионной суете пред ставить восседающих па лужайке фи лософов, рассуждающих о вечном и сиюминутном, этих свободных граж дан Афин, где в пятом веке до па шен эры родилась демократия. Афи няне были предусмотрительны, не желая ссориться ни с одним пз не божителей;. Поставив на Акрополе па мятники всем известным им богам, они, па всякий случай, соорудили жертвенник и «неведомому Богу». Именно этот поступок обыграл пла менный апостол Павел, проповедуя в Афинах. Вот что говорится но сему случаю в деяниях святых апостолов: «...Павел возмутился духом при виде этого города, полного идолов. I I так он рассуждал в синагоге с Иу деями и с чтущими Бога, и ежеднев но на площади со встречающимися. Некоторые из эпикурейских и стоиче ских философов стали спорить с ним; и одни говорили: «Что хочет сказать этот суеслов?», а другие: «Ка-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz