Рыбный Мурман. 1990 г. Декабрь.

Чудодеи -------------------------- И никаких лекарств! --------------------------- Ч УДЕСАМИ НЕТРАДИЦИОННОЙ М ЕДИЦИНЫ сего- дня увлечены все — от академиков до домохозяек. Еще бы! Наши больницы, наличие лекарств, очереди па опе­ рации оставляют нам слишком мало надежд на выздоровле­ ние. А тут — никаких лекарств: руками поводил, па какие- то там точечки нажал — и скрюченный до этого больной резво побежал на работу. Об одном из таких специалистов сегодня наш рассказ. Врач или волшебник? Декабрьская палитра НА СНИМК5: Борис Непомнящий на откры­ тии пыстааки. Фото В. ИОРЕЦКОГО. НЕ ЗЛ СРЕБРЕНИКИ D ХУДОЖЕСТВЕННОМ МУЗЕЕ — вы- стеки графических работ Бориса Не­ помнящего, заслуженного художники РСФСР из Новгорода. Его имя знакомо мурманчанам по прошлогодней зональной выставке, где ли­ сты Непомнящего оставляли наиболее яркое впечатление. Графические притчи удивляли либо сердили, возбуждали споры, но никак не сливались с общим фоном. До сей поры мы могли судить об этом художнике лишь по не­ скольким работам, теперь же — обширной вы* ставке. Почитатели искусства и профессиона­ лы считают ее одним из самых примечатель­ ных событий года в художественной жизни города, области. «Рыбный •Мурман» оценил рождественский подарок музея, и мы решили познакомить читателей поближе с интересным художником, побеседовав с ним. — Ваши работы напоминают старинный классический стиль, хотя наполнены совре­ менными размышлениями. Что это — но­ стальгия по прошлому, отчуждение от на­ стоящего, стремление соединить «времен порвавшуюся нить»? — Современность — это ведь не обособ­ ленный некий период, а этап истории, и в этом смысле возврат к традициям — не­ отъемлемая часть развития культуры. Вспомним Возрождение с его обращением к античному искусству, склонность «мири ­ скусников» к классическим образцам жи­ вописи, к эстетической атмосфере прош­ лых веков. Сейчас тоже в искусстве харак­ терен возврат к 20— 30 годам. Этот про­ цесс можно было бы считать возрождением направлений, стилей. По он связан, как правило, с социальными катаклизмами, когда меняются нравы, политические и эс­ тетические ориентиры. Время диктует стиль. Сейчас же, во время экономической, политической нестабильности, нет и в куль­ туре стержня, который бы объединял и формировал искусство. Отсюда пестрота стилей, сумбур эстетических воззрений: у каждого художника своп ценности. — Можно ли считать ваш стиль — школой, есть ли у вас единомышленники? — Я не думал о единомышленниках. Есть две группы художников, два клана, что ли: те, кто делают деньги, и те. кто де­ лают, что им хочется. Многие сейчас вы­ шли па «арбат* (Борис Львович употребил это слово не как собственное, московское, а как нарицательное, повсеместное), пото­ му что там теперь основной заказчик. Рань­ ше художникам заказывало работы госу­ дарство — а вернее, партия, — рынок тре­ бовал идеологизированную продукцию, и цех выполнял этот соцзаказ. Теперь патрон ушел. Кто новый заказчик? Иностранцы. Почти единственные покупатели, они ску­ пают огромное количество работ за бесце­ нок. занимаясь, по сути, грабежом. Имея деньги, они формируют и художественный рынок. Кому из художников важнее день­ ги. тот работает на этот рынок*. Другие де­ лают то, что считают нужным. — Но есть коммерция — и коммерция. Как за рубежом, так и у нас пользуются популярностью, например, произведения нового направления, так называемого со- царта, и наряду с этим — массовая экзаль­ тация вокруг Шилова, Глазунова и про­ чих... — Что касается соцарта, то я отлично помню, знаю этих ребят, у них все было искренне. Это сатира, совершенно профес­ сионально выполненная, она имеет богатые корни и предшественников — вспомним х о ­ тя бы Домье. Но я однозначно ие приемлю то, чем занимаются Шилов — абсолютно холодный человек, или Глазунов — тот просто нечистоплотен в искусстве. Их аг­ рессивные защитники — это большей ча­ стью несведущие люди, неискушенные в во- * просах художественного мастерства и про­ фессионализма, либо с поверхностными эс­ тетическими критериями. «Популярен на Западе»! Пошлость, как известно, интерна­ циональна. На заборе в лондонском Гайд- парке я видел росписи: кошечки, лебеди, как на наших плюшевых ковриках. В то же время и Запад оцепил замечательное ис­ кусство, зарождающееся в Средней Азии, — своеобразное, не имеющее аналогов, по- детски чистое, доброе, искреннее искусство. — И тем не менее шиловы-глазуновы в большом фаворе, в чем причина этой «все­ народной любви» к подобным художникам? Чем противостоять этому половодью? —• Искусство перестало быть доступно народу. Оно было доступно тогда, когда принадлежало Храму. Живопись, музыка, архитектура были воедино слиты с верой — человек, видя и слыша в храме, убеж­ дался в своей вере и красоте мира. С по­ явлением же светской культуры искусство стало элитарным, оно служило «избран­ ным» и те.м самым было оторвано от паро­ да. стало непонятно ему, чуждо. Примерно тот же разрыв между развити­ ем искусства и зрительским восприятием происходит и в паше время. Эстетике вое- Jf приятия искусства не способствует и систе­ ма советского среднего образования. Ред­ кая учительница обладает развитым, разно­ сторонним эстетическим вкусом, ио и у нее нет возможности полноценно обучать де­ тей культуре восприятия изящного. Нужно менять всю нашу систему воспитания и образования — изменится и отношение к подлинным и фальшивым образцам искус­ ства. А пока слишком велико культурное рас­ слоение, утрачены традиции посещения те­ атра, концертов, выставок, музеев... — Считается, что настало время пере­ мен к лучшему. Наблюдаете ли и вы такие перемены в сфере искусства? — Да. Могу судить об этом и на мур­ манском примере: зональная выставка, ко­ торая здесь была год назад, очень отлича­ ется от предыдущих, она оставила самые хорошие впечатления: выставном впер'выё1' i «раскрепостился > от идеологических и про;- чих предубеждений и принял к экспозиции работы, которые раньше ни за что бы не были выставлены. Интервью озял С. АРХИПОВ. Геннадий -Иванович Го- рислов — врач, лечащий с помощью мануальной тера­ пии. ' — А что это такое? — спросил я у него. — Говоря по-научному, это совокупность приемов ручного воздействия па по­ звонки и мышечно-связочный аппарат позвоночника и су­ ставов для устранения болей и восстановления подвижно­ сти. Таких целителей раньше называли костоправами, хо­ тя ныне палитра их воздейст­ вия стала намного богаче. — И как много людей, нуждающихся в таком лече­ нии? — По сути, каждый вто­ рой человек в течение жизни страдает от болей в позво­ ночнике. Особенно беспокоят они людей старшего поколе­ ния. Длительное перенапря­ жение, гиподинамия, рез­ кие физические нагрузки — все это предпосылки болей. Радикулит, остеохондроз, бо­ ли в суставах, полиартрит не только приковывают к посте­ ли больного, по и нередко требуют оперативного вме­ шательства. — А мануальная тера­ пия?.. — Уменьшается необходи­ мость операции в десятки раз. Мне удалось избавить несколько человек* от инва­ лидности (от операции они отказались), более того, вер­ нуть их к трудовой жизни. Обычно пяти-семи процедур достаточно, чтобы человек забыл о своем недуге. Заме­ чу, улучшение наступает по­ сле второго сеанса, но эф ­ фект этот обычно ие стоек. — Геннадий Иванович, много ли в Мурманске вра­ чей, использующих ману­ альную терапию? — Точно не знаю, но хочу предупредить, что это дале­ ко ие безопасный метод: су­ ществует много противопока­ заний. А самое главное, не­ обходима точная диагности­ ка. Поэтому Минздрав раз­ решает заниматься мануаль­ ной терапией только врачам, прошедшим специальную подготовку. — А как вы пришли ^ к этому методу? Что это, бо­ жий дар или... — Я — хирург, травма­ толог. Лет 15 назад начал заниматься массажем, лечил радикулиты, увлекся то­ чечным массажем. Как-то в отпуске поехал к доктору Касьяну. Потом прошел кур­ сы мануальной терапии в ин­ ституте усовершенствования врачей в Запорожье при ка­ федре неврологии. Божий дар? Вряд ли. Тяжелый труд, горы прочитанных книг... Идут и идут на прием лю­ ди. «После травмы — дикие головные боли, таблетки не помогают», — жалуется па­ циентка. «Головные боли, обмороки», — рассказывает другая. «Боль в шейных по­ звонках и позвоночнике», — просит помощи очередной па­ циент. А после сеансов — улыб­ ка и слова: «Я словно зано­ во родился». Ю. АРЛАНОВ. Наш внешт. корр. Фото В. КОРЕЦКОГО. 23 декабря 1990 года рыбный мурман

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz