Рыбный Мурман. 1990 г. Декабрь.
Чудодеи -------------------------- И никаких лекарств! --------------------------- Ч УДЕСАМИ НЕТРАДИЦИОННОЙ М ЕДИЦИНЫ сего- дня увлечены все — от академиков до домохозяек. Еще бы! Наши больницы, наличие лекарств, очереди па опе рации оставляют нам слишком мало надежд на выздоровле ние. А тут — никаких лекарств: руками поводил, па какие- то там точечки нажал — и скрюченный до этого больной резво побежал на работу. Об одном из таких специалистов сегодня наш рассказ. Врач или волшебник? Декабрьская палитра НА СНИМК5: Борис Непомнящий на откры тии пыстааки. Фото В. ИОРЕЦКОГО. НЕ ЗЛ СРЕБРЕНИКИ D ХУДОЖЕСТВЕННОМ МУЗЕЕ — вы- стеки графических работ Бориса Не помнящего, заслуженного художники РСФСР из Новгорода. Его имя знакомо мурманчанам по прошлогодней зональной выставке, где ли сты Непомнящего оставляли наиболее яркое впечатление. Графические притчи удивляли либо сердили, возбуждали споры, но никак не сливались с общим фоном. До сей поры мы могли судить об этом художнике лишь по не скольким работам, теперь же — обширной вы* ставке. Почитатели искусства и профессиона лы считают ее одним из самых примечатель ных событий года в художественной жизни города, области. «Рыбный •Мурман» оценил рождественский подарок музея, и мы решили познакомить читателей поближе с интересным художником, побеседовав с ним. — Ваши работы напоминают старинный классический стиль, хотя наполнены совре менными размышлениями. Что это — но стальгия по прошлому, отчуждение от на стоящего, стремление соединить «времен порвавшуюся нить»? — Современность — это ведь не обособ ленный некий период, а этап истории, и в этом смысле возврат к традициям — не отъемлемая часть развития культуры. Вспомним Возрождение с его обращением к античному искусству, склонность «мири скусников» к классическим образцам жи вописи, к эстетической атмосфере прош лых веков. Сейчас тоже в искусстве харак терен возврат к 20— 30 годам. Этот про цесс можно было бы считать возрождением направлений, стилей. По он связан, как правило, с социальными катаклизмами, когда меняются нравы, политические и эс тетические ориентиры. Время диктует стиль. Сейчас же, во время экономической, политической нестабильности, нет и в куль туре стержня, который бы объединял и формировал искусство. Отсюда пестрота стилей, сумбур эстетических воззрений: у каждого художника своп ценности. — Можно ли считать ваш стиль — школой, есть ли у вас единомышленники? — Я не думал о единомышленниках. Есть две группы художников, два клана, что ли: те, кто делают деньги, и те. кто де лают, что им хочется. Многие сейчас вы шли па «арбат* (Борис Львович употребил это слово не как собственное, московское, а как нарицательное, повсеместное), пото му что там теперь основной заказчик. Рань ше художникам заказывало работы госу дарство — а вернее, партия, — рынок тре бовал идеологизированную продукцию, и цех выполнял этот соцзаказ. Теперь патрон ушел. Кто новый заказчик? Иностранцы. Почти единственные покупатели, они ску пают огромное количество работ за бесце нок. занимаясь, по сути, грабежом. Имея деньги, они формируют и художественный рынок. Кому из художников важнее день ги. тот работает на этот рынок*. Другие де лают то, что считают нужным. — Но есть коммерция — и коммерция. Как за рубежом, так и у нас пользуются популярностью, например, произведения нового направления, так называемого со- царта, и наряду с этим — массовая экзаль тация вокруг Шилова, Глазунова и про чих... — Что касается соцарта, то я отлично помню, знаю этих ребят, у них все было искренне. Это сатира, совершенно профес сионально выполненная, она имеет богатые корни и предшественников — вспомним х о тя бы Домье. Но я однозначно ие приемлю то, чем занимаются Шилов — абсолютно холодный человек, или Глазунов — тот просто нечистоплотен в искусстве. Их аг рессивные защитники — это большей ча стью несведущие люди, неискушенные в во- * просах художественного мастерства и про фессионализма, либо с поверхностными эс тетическими критериями. «Популярен на Западе»! Пошлость, как известно, интерна циональна. На заборе в лондонском Гайд- парке я видел росписи: кошечки, лебеди, как на наших плюшевых ковриках. В то же время и Запад оцепил замечательное ис кусство, зарождающееся в Средней Азии, — своеобразное, не имеющее аналогов, по- детски чистое, доброе, искреннее искусство. — И тем не менее шиловы-глазуновы в большом фаворе, в чем причина этой «все народной любви» к подобным художникам? Чем противостоять этому половодью? —• Искусство перестало быть доступно народу. Оно было доступно тогда, когда принадлежало Храму. Живопись, музыка, архитектура были воедино слиты с верой — человек, видя и слыша в храме, убеж дался в своей вере и красоте мира. С по явлением же светской культуры искусство стало элитарным, оно служило «избран ным» и те.м самым было оторвано от паро да. стало непонятно ему, чуждо. Примерно тот же разрыв между развити ем искусства и зрительским восприятием происходит и в паше время. Эстетике вое- Jf приятия искусства не способствует и систе ма советского среднего образования. Ред кая учительница обладает развитым, разно сторонним эстетическим вкусом, ио и у нее нет возможности полноценно обучать де тей культуре восприятия изящного. Нужно менять всю нашу систему воспитания и образования — изменится и отношение к подлинным и фальшивым образцам искус ства. А пока слишком велико культурное рас слоение, утрачены традиции посещения те атра, концертов, выставок, музеев... — Считается, что настало время пере мен к лучшему. Наблюдаете ли и вы такие перемены в сфере искусства? — Да. Могу судить об этом и на мур манском примере: зональная выставка, ко торая здесь была год назад, очень отлича ется от предыдущих, она оставила самые хорошие впечатления: выставном впер'выё1' i «раскрепостился > от идеологических и про;- чих предубеждений и принял к экспозиции работы, которые раньше ни за что бы не были выставлены. Интервью озял С. АРХИПОВ. Геннадий -Иванович Го- рислов — врач, лечащий с помощью мануальной тера пии. ' — А что это такое? — спросил я у него. — Говоря по-научному, это совокупность приемов ручного воздействия па по звонки и мышечно-связочный аппарат позвоночника и су ставов для устранения болей и восстановления подвижно сти. Таких целителей раньше называли костоправами, хо тя ныне палитра их воздейст вия стала намного богаче. — И как много людей, нуждающихся в таком лече нии? — По сути, каждый вто рой человек в течение жизни страдает от болей в позво ночнике. Особенно беспокоят они людей старшего поколе ния. Длительное перенапря жение, гиподинамия, рез кие физические нагрузки — все это предпосылки болей. Радикулит, остеохондроз, бо ли в суставах, полиартрит не только приковывают к посте ли больного, по и нередко требуют оперативного вме шательства. — А мануальная тера пия?.. — Уменьшается необходи мость операции в десятки раз. Мне удалось избавить несколько человек* от инва лидности (от операции они отказались), более того, вер нуть их к трудовой жизни. Обычно пяти-семи процедур достаточно, чтобы человек забыл о своем недуге. Заме чу, улучшение наступает по сле второго сеанса, но эф фект этот обычно ие стоек. — Геннадий Иванович, много ли в Мурманске вра чей, использующих ману альную терапию? — Точно не знаю, но хочу предупредить, что это дале ко ие безопасный метод: су ществует много противопока заний. А самое главное, не обходима точная диагности ка. Поэтому Минздрав раз решает заниматься мануаль ной терапией только врачам, прошедшим специальную подготовку. — А как вы пришли ^ к этому методу? Что это, бо жий дар или... — Я — хирург, травма толог. Лет 15 назад начал заниматься массажем, лечил радикулиты, увлекся то чечным массажем. Как-то в отпуске поехал к доктору Касьяну. Потом прошел кур сы мануальной терапии в ин ституте усовершенствования врачей в Запорожье при ка федре неврологии. Божий дар? Вряд ли. Тяжелый труд, горы прочитанных книг... Идут и идут на прием лю ди. «После травмы — дикие головные боли, таблетки не помогают», — жалуется па циентка. «Головные боли, обмороки», — рассказывает другая. «Боль в шейных по звонках и позвоночнике», — просит помощи очередной па циент. А после сеансов — улыб ка и слова: «Я словно зано во родился». Ю. АРЛАНОВ. Наш внешт. корр. Фото В. КОРЕЦКОГО. 23 декабря 1990 года рыбный мурман
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz