Рыбный Мурман. 1990 г. Декабрь.
В свете рампы Накануне премьеры Со дня на день паши ре бятишки познакомится с НО ВО»! театральной сказкой. Ге роями ее будут не знакомые по мультикам зверюшки, а совсем новые — игрушеч ные и дворовые котята, ще нята. куклы II мышки. Это наш старый знакомый «Иван Иванов» впал в дет ство н подыскал для поста новки сказку Владимира Хох лова «Тайна малиновой во ды». Такой выбор коллектива хозрасчетного театра-студии кажется неожиданным толь ко на первый взгляд. А ес ли приглядеться, то можно увидеть и другие новости. Одна из главных, по-моему, состоит в перемене ориен тира театра от «среднего зрителя» — к* юному. Пото му-то в ближайших планах студии означены две сказки и пьеса о подростке. А вот причина перемены «жанра» театра хорошо была видна 1 декабря. В ДК железнодорожников, где теперь поселилась сту дия, две недели назад она же и проводила благотвори тельный праздник для детей всех мурманских детских домов и интернатов. В пер вых рядах расположились дошколята п слабослыша щие дети, потом — ребята постарше, ученики обычных школ, взрослые. В центре праздника фигурировал зна комый многим спектакль «Малыш и Карлсон, кото рый живет на крыше». Значительное участие в этом благотворительном ме роприятии приняли добрые друзья театра •— ученики художественной школы. « З а тейники» Дома культуры придумали веселые и поучи тельные игры для зрителей. Ну, а «на десерт» малень кие победители конкурсов получили .множество подар ков. Надо сказать, что артис ты тоже получили свои впе чатления от этого праздни ка. Особенно от рисунков детдомовских детей, где на каждом листе вместо Карл сона нарисованы мама и па па. ...Французских комедий на наших сценах много. А вот душевной теплоты и раз думий о жизни — мало. И катастрофически мало и пло хо — для детей. Почему-то в богатых гостеатрах этого ие замечают, а в нищих хоз расчетных стадиях — поду мывают. . В ноябре ХТС «Иван Ива нов» играл для взрослых спектакль «Жил человек» но рассказам В. Шукшина. Вроде и автор нам не нов. н «обнаженной натуры» в спектакле нет, а нашел он понимание у зрителей. Пото му что пресловутая жизнь человеческого духа все-таки знакома людям. Может быть, задремала эта жизнь сейчас. Разбудить бы... Спектакль «Жил человек» включает пять рассказов Шукшина. Все они сцениче ски связаны действием, но по сюжету замкнуты — каждый про свое. А по об щему смыслу получился спектакль о раскаянии чело века в испорченной жизни. Человека, который сам пе ред собой виноват, да позд но понял это. Похоже, что поверили а р тистам ие только мурман ские студенты (у юных чутье куда сильнее нашего), по и обделенные «живым» теат ром зрители Ковдора, Кан далакши, Полярных Зорь, где гастролировал театр в ноябре. Нынешний художествен ный руководитель ХТС Вла димир Семенпшин, опытный актер и ищущий режиссер, склонен к психологическому театру, не отрицая и других направлений. А это направ ление в театре сейчас, по жалуй, наиболее перспектив но, потому что отражает пе ремены в общественном соз нании и морали параллель но с так называемой обыч ной жизнью. И. БОРИСОВА, член секции критиков М ур манской организации СТД. В гостях у муз Книжная полка Возвращение В энциклопедическом сло варе Брокгаузе и Ефрона, хранящемся в фонде редкой книги областной научной би блиотеки, о Н. А. Бердяеве сообщается следующее: « Р о дился в 1874 году в г. Ки еве. Воспитывался в киев ском кадетском корпусе... В 1889 г. был арестован и ис ключен из университета. Пер вая статья была напечатана в «Хеие Zeil» в 1899 г... С января 1905 г. состоит од ним из редакторов журнала «Вопросы Жизни». В том далеком 1905 году, когда был издан словарь, ря дом с фамилией Бердяева еще не стояло громкого эпи тета «выдающийся». Соста вители характеризуют его скромно — «философ и пуб лицист». К тому времени Николай Александрович был известен как автор довольно заМет- ной работы «Субъективизм и индивидуализм в общест венной философии», ряда монографических публика ций, как участник известно го сборника «Проблемы иде ализма». В последовавшие затем тя желые для России годы с о циальных переломов и войн Бердяев сохранил верность своему призванию и несмот ря ни на что активно про должал философскую дея- тельиость. Переломным мо ментом в его судьбе стал 1922 год, когда он в числе других представителей «ста рой» русской интеллигенции был выслан в Германию. Все статьи п книги ставшего опальным автора на многие десятилетия перекочевали с библиотечных полок стра ны в спецхраны и были пре даны забвению. Николаю Алекса»iдровцчу не удалось больше вернуть ся на Родину — он прожил оставшуюся жизнь в Пари же, где и умер в 1918 году. По книги его спустя почти семьдесят лет все же ока зались необходимы нашему обществу и теперь снова вхо дят в отечественную куль туру. За два последних го да около двадцати журна лов напечатали работы Бер дяева и статьи о нем. Все они отражены в системати ческой картотеке статен на ше]'! библиотеки. В прошлом году вышла его книга "Ф и лософия свободы. Смысл творчества», а не так давно — репринтное воспроизведе ние парижского издания 1955 года «Истоки и смысл рус ского коммунизма», реприн ты московских изданий 1918 года «Кризис искусства» (статьи «Кризис искусства». «Пикассо», «Астральный ро ман») и «Судьба России». На днях па четвертом эта же библиотеки в общем чи тальном зале открылась не большая, ио любопытная вы ставка из фонда редкой кни ги, которая должна привлечь внимание специалистов и тех. кто интересуется исто рией отечественной филосо фии, возможностью познако миться с мало кому извест ными у нас статьями II. А. Бердяева, опубликованными в журнале «Русская .мысль». Этот научный, литературный и политический журнал из давался в Москве в 1880 — 1917 гг. В последние годы своего существования он стал органом кадетской пар тии, а потому сразу же был закрыт Советским правитель ством. Известно, что в по литике Бердяев после 1905 года был близок к кадетам, что объясняет появление его статей именно в этом изда нии. Центральное место п них занимают вопросы ду ховного развития русской ин теллигенции. Конечно, статьи разных лет, отдельные главы из книг можно сравнить лишь с осколками, ио которым трудно составить впечатле ние о целостно»! картине, проследить эволюцию автор ской мысли. Однако, как на писал в своей статье, опуб ликованной в журнале «Сло во», кандидат философских наук А. Панкратов, «тут нам остается принять как данное возникшее обстоя тельство и читать фрагмен ты с надеждой на выход полных н комментированных собраний». О. ДАНИЛОВА. М ожно ли подпевать, не имея голоса! Нужно ли входить с топо ром га искусство, если в нем нет проторенных путей! М ожно ли жить на широкую ногу, будучи узким специали стом! А среди поклонников име ются таланты! Везучий — это тот, за ко - Вопросы ребром торого всю жизнь везут дру гие! Обязательно ли иметь два лица, чтобы быть двуличным! Что лучше, быть бараном или козлом отпущения! Может ли лес рук в защи ту природы заменить хотя бы одно дерево! Следует ли относить подха лима к работникам сферы об служивания! Зависит ли то, что у тебя за пазухой от того, что у те бя за душой! Есть ли что сказать друг другу супругам, когда они молчат! В. КОЛЕСНИК. г. Ленинград. Из поэтического блокнота Полина Беспрозванная С поэтессой из города Апа титы «РМ» уже знакомил чи тателей. Предлагаем вашему вниманию подборку не публи ковавшихся пока еще стихо творений. Как слепого слепой наугад выгребает из тьмы, Нынче в поисках истины так же усердствуем мы. Скудный опыт увечий, да горстка пожухлых надежд, Да над храмом заброшенным звательный реет падеж, Над землей изможденной, над радужной пленкой морей... Но — окликнет, коснется рукою, позволит — <гПрозрей». 1980 г. Рок Ищущий света наощупь —. В угле по локоть. В черных разводах лицо, Глаза покраснели от пыли. Он знает точно — Надо разжечь огонь! Ищущий света не хочет «око за око»! Он хочет счастья для всех, Он хочет свободы. Он хочет разжечь огонь! Ищущий света слышит надзвездный голос. Или подземный гул. Он не знает толком. Он только знает — «Надо разжечь огонь!» Ищущий света уголь бросает в топку. Черное пламя гудит. Трубы поют: «Осанна!» Рушатся стены. Тьма затопляет дом. * А * Сегодняшний воздух сгустится и станет смолой. А после — в январь превратится. И ты в нем останешься тсныо и отблеском. Светом и мглой. И только... О нет. не удушье, скорей — запредельное пенье и берег морской. И суровая нитка в руках сбирающего каменья. Поднимет, уронит и снова поднимет... Страх в песке затеряться крупнозернистом. Ближе подносит к глазам, б.гизоруким. навыкате... Мертвый Птах янтарные зерна, на нитку живую нижет. Дорога в октябре Это не было смертью, но жизнью не было тоже, И клубилась земля, а небо давило твердью. (Так безумье родной державы на жизнь похоже — то клубится, то давит — а пахнет все-таки смертью.) И когда из тумана куст выбегал погреться в этом марлевом свете подслеповатых фар, отчего-то сжималось и падало злое сердце, и солеными брызгами лопался алый шар. «Ист ни Эллина; ни Иудея» — Так апостол еще говорил. Сколько раз эта чудо-идея Прорастала из братских могил. То травою. То дымом и пеплом. Сизым пеплом из лагерных труб. И над нашим заснеженным пеклом Не единожды сделала круг. 11 все дальше, и дальше. II мимо. И того и гляди прошуршишь Вслед за ней над сторонкой родимой Чудо-юдою рыбою-фиш. Запекается осень на ране, И любовь отступает во тьму. А того, что сияло меж нами Хрусталем в перекошенной раме, Никогда не пойму. Зимний сад Дважды ли. трижды предавший — мне ли тебя судить? Бровь поднимать и улыбаться гордо. Только и надо было — самой любить с нежностью, перехватывающей горло. Только и надо было — самой жалеть, не отводя ни судьбы, ни руки, ни взгляда. И не смотреть, что солнце заходит в сеть зимнего сада. Недоговоренное земное С недопроявившимся небесным. Это губы нежные твои. Пенье херувимов за стеною И в ночи рыдающие бесы. Это речи лживые твои. РЫБНЫЙ мурман 13 14декабря 1990 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz