Рыбный Мурман. 1990 г. Декабрь.
к РЫБНЫЙМУРМАН Паломники перед входом в пещеру, где Иоанн Бого слов написал самую мистическую книгу Нового Завета. 14декабря 1990 года От Кижей до Египта ми, выбитыми в скале, ступенями. Вот наконец и скромный маленький мона стырь, над входом в который находит ся мозаика с изображением Иоанна Богослова и его ученика Прохора, при лежно з а п и с ы в а ю щ е г о о т к р о в е н и я апо стола. Как и во всех открытых для посеще ния туристов греческих монастырях, за вход надо платить. Но с нами отец Ав густин, а церковнослужители освобож даются от подобных поборов. Пользу ясь покровительством батюшки мы то же нахаляву протискиваемся в узкий проход, спускаемся по глухой, с отбе ленными стенами, лестнице в пещеру. Лишь воображение глубоко верующего человека может, наверное, заставить отдыхающего туриста проникнуться священным трепетом под этими свода ми. Да и слишком разителен контраст между полумраком наг-.сших над го ловой каменных плит и солнечным про стором ласкового моря с расположен ными под окнами отелей нудистскими пляжами. Что ж, каждый волен выби рать себе развлечение' по вкусу. Как бы там ни было, но мы с бла гоговением зажигаем и ставим у иконы свечи, переданные нам еще в Союзе богомольцами из волжских городов. Прикладываем ладони к скале, вбирая в себя могильный холод пещеры — этой величайшей святыни христианства. А я, грешным делом, думаю, что если б довелось год-другой покоротать в этом каменном мешке, то, как знать, смог бы написать свой вариант Страш ного Суда... После сумрака и пробирающего до костей озноба пещеры выход на свет божий приятен вдвойне. Присев в те нечке, перекуриваем, обмениваемся впечатлениями об увиденном. На глад ких стволах «импортных» деревьев вдруг замечаю Еполне «нашенские», а, впрочем, общечеловеческие надписи: «I love you...» с пронзенным стрелой сердцем. Что ж, жизнь продолжается, и есть еще время для любви и мир ских забот. О ДНАКО на этом знакомство с христианскими памятника ми Патмоса не заканчивает ся. Мы продолжаем свой путь к вершине горы, где расположен еще один монастырь — значительно больший по размерам, хранящий поистине уникальные со кро вища нашей истории. Монастырь этот, построенный в честь Иоанна Богослова, был основан ровно тысячу лет назад. Во времена кресто вых походов европейские рыцари пе ределали его под крепость. Но и она вскоре пала, попав под турецкое гос подство. Но греческим монахам все эти годы удавалось сохранить действующий монастырь, откупаясь от иноверцев щедрыми дарами. И вот, завороженные черной рясой отца Августина и столь непривычной здесь русской речью, бдительные стра жи-кассиры прозодят нас во внутрен ний дворик и выделяют в качестве экс курсовода молодого и очень любезно го монаха. Мы осматриваем трапезную с двумя длинными каменными столами, у которых можно принимать пищу лишь стоя на коленях. Проходим в святая святых после алтаря — библиотеку. Одну из самых богатых греческих биб лиотек, где хранятся рукописи и книги раннего средневековья и времен Ви зантийской империи. После краткого замешательства библиотекарь выносит и дарит нам все, что есть в его архи вах на русском языке. Выбор весьма скуден — лично мне досталось миниа тюрное Евангелие от Марка дореволю ционного издания. Поднявшись на второй этаж, попада ем в монастырскую сокровищницу. Ча ши для причащения, лампады, кресты, подсвечники, церковные одежды — все это выставлено в просторном зале с мраморными полами. Специальная подсветка выигрышно подчеркивает узорный орнамент» серебряных чаш, заставляет играть каждый драгоценный камень в отделке церковной утвари. С нашим приходом откуда-то сверху ти хо зазвучали русские православные песнопения. В общем, эта монастырская сокровищница заткнет за пояс многие знаменитые музеи мира. Но главная здешняя гордость — старинные ману скрипты. Я не специалист в этой обла сти, но обратил внимание на уникаль ные листы с раздельным письмом, к о торое применялось до VII века нашей эры. Впечатляют и выставленные листы так называемого Пурпурного Кодекса — записанных на бычьей коже текстов Евангелия, отдельные отрывки из ко торого хранятся также в Лондоне, в Ленинградской библиотеке имени Сал тыкова-Щедрина и в Америке. Выпи санные золотой краской буквы как бы парят над желтоватыми с красным от тенком листами... Не говорю уже об уникальной экспозиции икон сокровищ ницы — слишком беден для этого мой словарный запас. ...Потрясенный, пресыщенный увиден ным великолепием, я потихоньку вы- шзл из монастыря, стал спускаться к морю. Безжалостное солнце буквально раскалило каждый камень,- паломниче ская одежда пропиталась потом. На ве чер был объявлен отход, и последнее, чем порадовал Патмос, была встреча с гражданином Швеции Владимиром Радько, любезно пригласившим ру ко водителей нашей экспедиции (а я вхо дил в соЕет миссии «Золотой век») к себе в гости. Дело в том, что на гре ческих островах мы испытывали значи тельные неудобства из-за отсутствия столь желанных для души и тела рус ского человека бань. Попросту говоря, негде было даже помыться — не пла тить же валюту за аренду номеров л* фешенебельных отелях. А в небольшое домике Радько нашлась ванная комна та с горячей водой, после которой нас ждал накрытый стол с выставленной ради этой встречи бутылкой водки «от Горбачева». Сам Радько родился в Турции, отец был украинцем. На Патмосе, где он от дыхает каждое лето, живет его брат. Владимир несколько раз включал маг нитофон с записями советских песен, в основном патриотической тематики. Но нас больше интересовали местные мелодии. А под конец мы договори лись, что на будущий год обязательно приедем к нему на Патмос вместе с семьями и побудем недельку-другую. Хорошо обещать, когда не знаешь, что ждет тебя уже этой ночью. Впереди по курсу лодьи лежали Родос и Кипр, Из раиль и Египет. Солнце склонилось к горизонту, ветер обещал быть попут ным — экспедиция продолжалась. ♦ * * Читателей «Рыбного Мурмана», на верное, интересует дальнейший марш рут лодьи «Надежда»- по газетным страницам, ведь в этих заметках я, ф придерживаясь хронологии событии, выборочно рассказываю, об отдельных этапах пути. И стараюсь не сглажизагь, не приукрашивать поведение и поступ ки «паломников», среди которых кроме доцента Ленинградской духовной ака демии отца Августина в общем-то и не было верующих людей. Но так уж полу чилось: первое за- годы советской вла сти паломничество совершили именно мы, побывав в святых местах, многие из которых нынче совершенно неизве стны нашим соотечественникам. Право, обидно, что посещение того же Патмо са входит в основные туры экскурсион ных фирм всего мира, а верующие из Советского Союза лишены возможно сти, даже имея для этого материаль ные средства, побывать на острове. . Издревле русские люди ходили на лодьях торговать и воевать в Средизем номорье. Да и первые паломнические отряды напоминали больше разбой ничьи ватаги, а не группы благочести вых православных христиан. Очевидно и нынче, возрождая и торя пути к свя тым местам, история предоставила это право нам — мурманчанам и ленингра дцам, петрозаводчанам и м о с к в и ч а ^ собранным в э к и п а ж и необычных парус ников и представляющим из себя ж и вой срез сегодняшнего общества со Есеми его м и н у с ам и и плюсами... В ближайших номерах газеты плани руется рассказать о святой горе Афон, где расположен русский Пантелеймо- ьозский монастырь. Всего несколько часов беседовали паломники с афонски ми монахами, но добиться даже этой краткой встречи было крайне трудно. Кроме того, готовится обобщающий материал об античных памятниках Гре- ции. Хотя античность и не зходила в основную программу «Паломничества», однако обойти молчанием сколь вели колепные, столь и недоступные для многих советских людей места нельзя. (Окончание. Нач. ни 11-йс гр.) ангела. Он «вострубил, и упала с неба большая звезда, горящая подобно све тильнику, и пала на третью часть рек и на источники вод. Имя сей звездьц полынь; и третья часть вод сделалась полынью, и многие из людей умерли от вод, потому что они стали горьки».) Н А РАССВЕТЕ следующего дня мы отправляемся к пещере «Апокалипсиса». Вместе с вахтенными матросами на «Орле» остались человек шесть. Оста лись по различным причинам, но в ос новном из-за слишком бурно прове денной ночи: рядом с прикрепленным к борту пресс-релизом о нашем похо де был установлен и ящик-копилка с лаконичным текстом «Не!р fund for expedition», из которого вечером было иэзлече-но свыше трех тысяч драхм, что позволило не только закупить на у ж и н свежего хлеба, фруктов и ово щей, но и приобрести несанкциониро ванные руКОЕОДСТЕОМ МИССИИ ГОряЧи- тельные налитки. Но это, как говорится, к слову. Итак, мы, десятка дэа паломников в одинаковых холщовых костюмах, потя нулись в гору, поплутав первоначаль но по узким улочкам просыпающегося курортного городка. Возглавляет про цессию архимандрит Августин, которо го телевизионщики из «Клуба путеше ственников» попросили, несмотря на жару, облачиться в черную монашес кую рясу. Идем древней, мощенной ди ким камнем, дорогой, хотя рядом про ложена современная бетонная трасса, по которой более состоятельных ино странцев доставляют к монастырю ком фортабельные автобусы с кондиционе рами. Но ведь мы не туристы, а как- никак первые советские паломники. Дорога-тропа пересекает высохшие русла небольших рек, сбегающих вниз лишь в период дождей. Этим же ле том вот уже месяца четыре, как нам сказали, на небе не было ни облачка. Тропа устлана длинными желтыми иг лами растущих у подножия горы лист венниц. Кровавыми пятнами вспыхивают большие цветы незнакомого мне кус тарника. Минут через тридцать подъем становится круче, и тропа переходит в грубую каменную лестницу с широки
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz