Рыбный Мурман. 1990 г. Декабрь.
Мы продолжаем публика цию путевых заметок Виктора Г£к»рги, совершившего этим лётом в составе экспедиции миссии «Золотой век» первое за годы советской власти мас совое паломничество из Рос сии к христианским святыням Средиземноморья. Ранее ав тор рассказал о впечатлениях от посещения гробницы Ни колая Мирликийского, поездки к Галилейскому озеру на р о дину Иисуса Христа в город Назарет, пребывания в изра ильском городе-порте Хайфа. Нынче речь пойдет об остро ве Патмос, где в первом веке нашей эры один из апостолов Иоанн Богослов написал самую мистическую книгу Нового За вета — «Апокалипсис». Напомним, что акция «Па ломничество» была проведе на на самодельных парусных судах петрозаводского клуба «Полярный Одиссей», которые на будущий год вновь отпра вятся в Средиземное море. На этот раз экспедиция будет н^ы ваться «Мир католиче ский». Все, кто хочет помочь мореплавателям • энтузиастам деловым советом или стать их спонсором, могут обращаться к председателю совета мис сии ((Золотой век» Виктору Дмитриеву по адресу: 185020, Петрозаводск, ул. Московская, 12 или к автору этих строк. От Кижей до Египта рога, подобные агнчим, и говорил как дракон... Кто имеет ум, тот сочти чис ло зверя, ибо это число человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть». Городок Скала встретил нас массой фешенебельных яхт и прогулочных па роходиков, буквально облепивших при чальную подкову одноименной бухты. На их фоне лодья смотрелась, навер ное, весьма экзотично — к сожалению, кроме этой варварской экзотики мы больше ничем не могли оправдать в глазах привыкших к комфорту иност ранцев пугающую их непритязатель ность к бытовым условиям кочевой жизни на открытой палубе. Естественно, здесь нас никто не ждал и не встречал, но опыт швартовки в курортных местечках греческих остро вов уже был: растолкав рыбацкие лод ки и не обращая внимания на возму щенные крики их владельцев, мы вста ли под берег напротив одного из пор товых ресторанов и сразу оказались в ( осаде любопытствующих туристов. Ан г личане и американцы, немцы, францу зы, турки — они с интересом осмат ривали лодью, внимательно читали спе циально отпечатанный для этих целей пресс-релиз о целях и задачах экспе диции «Паломничество» — листок, на клеенный на картон и вывешенный по борту лодьи. Щелкали затворы фото аппаратов, отблескивали объективы ви деокамер. Одна молодая супружеская пара попыталась завязать разговор на ломаном русском языке. Оказалось, что они поляки, но вот уже много лет живут в Западной Германии. На Патмос прилетели самолетом и после недель ного отдыха сегодня же отправятся до мой. В ответ на подаренный экскурси онный буклет муж вскоре принес ко- Виктор ГЕОРГИ, наш корр. ПАЛОМНИЧЕСТВО Р*. часть четвертая Л ИШЬ ТОЛЬКО наша лодья «Надежда» вышла из защи щенной от ветров бухты ост рова Сирое, как в просмо ленный борт запоздалым подвыпившим гостем настойчиво засту чала крутая волна. Курс на восток, к системе островов Южные Спорады Эгейского моря. Уже вечереет, но ве тер не ослабевает. Парус полон, пузат, как баба на сносях. Луна поднялась и ушла с неба рано — ночное светило половинчато, словно кто-то точным уда ром топора расколол надвое белесый срез высохшей березы. Я стою на па лубе и, обхватив руками поскрипыва ющую мачту, пытаюсь удержаться на ногах. Если посмотреть вверх, на небо, то звезды, как рой светляков, то сходят- ся-грудятся в кучу, то разбегаются по небосводу, стараясь вырваться из не вода привычных созвездий. Крен усиливается — раздается коман да всем свободным от вахты спать только на правом борту лодьи. Ребята неохотно перебираются, расстилают мо крые спальники, выбирая на палу бе под бортом место посуше. Через планширь перелетают снопы брызг, водяная пыль заставляет даже стояще го на возвышении кормщика то и дело рукавом обтирать залотезшее стекло компаса. Скорость — узлов семь. Ход ко, радостно, просто великолепно! К Патмосу подходим днем, во вре мя нашей вахты (как раз моя очередь как палубного матроса стоять у прави ла). Судя по карте остров обширен, но удобных для стоянки мест мало. Он состоит как бы из трех частей, соеди ненных между собой узкими низинами- перешейками. В целом же это единый горный массив, на котором нет ни рек, ни озер. Так что местные жители, оче видно, добывают питьезую воду из ко лодцев. Обходим остров с севера, мили за две от берега, опасаясь выступающих над поверхностью моря рифовых скал. На компас не смотрю, ориентируясь ви зуально и имея запас ветра для манев ра парусом. Рядом бежит мариуполь ская яхта «Орла» с экипажем из ре- бят-подростков во главе с опытным ка питаном Геннадием Михайловичем Д у ловым. Они !идут под движком, так как старенький грот хорошо потрепало по следние недели. Вдруг яхта как-то не естественно ткнулась раз-другой впе ред, встала бортом на ветер. Вызвали Дулова по рации — оказывается, заглох движок. Насколько возможно, сбазляем ход лодьи. Приходится идти зигзагом: следя за передней шкаториной паруса, я то привожусь, набирая высоту и идя на ветер, то уваливаю, лозя попутный ветер. При одном прямом парусе это получается довольно-таки неуклюже, но иного не дано. Надо и в берег не вре заться, и в открытое море не убежать — кому охота выгребать потом на вес лах целый день. Малым ходом, поставив стаксель, «Орла» нас догоняет. Берем яхту на буксир и ложимся на прежний курс, огибая остров, чтобы попасть в бухту, куда ведет узкий проход со скалой как раз посредине. Очезидно поэтому и греческий городок, расположенный в бухте, назван Скала (не знаю, правда, на какой слог надо правильно делать ударение). Патмос холмист, крутые берега обиль но обсыпаны обломками камней, кое- где скалы обрываются в море и ка жется, будто это какое-то доисториче ское чудовище карабкается вверх, цеп ляясь когтями за красноватые берего вые уступы. Или это мистический дра кон ощетинился против ангелов небес ных? Вот уж, воистину, трудно найти лучшее место для ссылки воинствую щего пророка, сказавшего о себе: «Я Иоанн, брат ваш и соучастник в скор би и в царствии и в терпении Иисуса Христа, был на острове, называемом Патмос, за слово Божие и за свиде тельство Иисуса Христа... И стал я на песке морском и увидел выходящего из моря зверя с семью головами и де сятью рогами: на рогах его было де сять диадем, а на головах его имена богохульные... И увидел я другого зве ря, выходящего из земли; он имел два Я* ....... •. j g j j j g j j < . шм робку баночного пива, которым алы и запили наскоро приготовленный обед. Так началась наша непродолжитель ная стоянка на затерянном в Эгейском море острове Патмос близ Малоазиат ского полуострова. И прежде чем рас сказать о посещении пещеры «Апока липсиса» и монастыря Иоанна Богосло ва, я, воспитанный при советской вла сти атеист-безбожник, попытаюсь со брать а скудной памяти все, что знаю о наивном юноше Иоанне, который в трагические минуты Тайной вечери склонил голову на грудь Учителя и ти хо спросил: «Кто предаст тебя?» В НАЧАЛЕ было Слозо, и Сло во было у Бога, и слово было Бог», — так начинает свое святое благовествова- ние Иоанн в отличие от трех других езангелистов. Он, знавший и искренне любивший Иисуса-человека, имеет празо на философские обобще ния. Ему не надо доказывать свою пре данность Христу, углубляться а детали его жизнеописания. Еще подростком рыбак Галилейского озера Иоанн со своим товарищем Андреем, лишь толь ко услышав от Иоанна Крестителя о назарянине Иисусе., подошли к Христу и завязали с ним беседу. О чем они говорили? Мы не знаем. Но на следу ющий день Андрей отыскал своего бра та Симона (в будущем апостола Петра) и с восторгом заявил: «Мы нашли Мес сию»... В то время Иоанн был молод, почти мальчишкой. С детства он воспитывал ся на чтении таинственных книг проро ков о конце света. С братом Иаковом они хотели сидеть по двум сторонам престола, на котором, по их мнению, должен восседать Иисус. Этакий сов ременный Зевс-громовержец по мне нию экзальтированного, начитавшегося апокалиптических книг юноши. Сам Спаситель называл Иоанна Воанерге- сом — «сыном грома». Яркой, своеобразной личностью был сын рыбака Заведея Иоанн. Да и его мать Саломея постоянно сопровожда ла Иисуса и была свидетельницей пос ледних минут Христа. Тогда, на Голго фе, Иисус увидел в толпе свою мать и рядом с ней Иоанна. «Жено! Се сын твой!.. Се Матерь твоя», — прогово рил прибитый к кресту Спаситель, по ручая великую страдалицу Марию за ботам своего любимого ученика. Кто из смертных может удостоиться выс шей чести? Однако Иоанн не был прямолинеен и столь решителен, как старший из апо столов — Петр. Иоанну свойственны раздумья и даже некоторая робость там, где требовалось действие. Вот и в то раннее утро 9 апреля 30-го года, после распятия Христа, Иоанн с Пет ром поспешили проверить слова Марии Магдалины, что гроб пуст. Они бежа ли на Голгофу вместе, но нетерпение и молодость Иоанна заставили его опе редить Петра и он первым приблизил ся к пещере. Мария была права. Уче ник увидел лишь погребальные пелены, сложенные на дне пустого гроба. Обу реваемый самыми противоречивыми чувствами и мыслями, Иоанн нереши тельно остановился у входа в гробни цу. Неужели, даже мертвого, враги не оставляют Учителя в покое? Или... В это время прибежал запыхавшийся и взволнованный Петр и без страха во шел в темную пещеру. Видя его сме лость, следом вошел Иоанн. Четвертое Евангелие, Езакгелие от Иоанна, изобилует столь верными ис торико-географическими деталями, что, следуя им, удалось успешно завершить раскопки в Иерусалиме. Лично меня подкупает и лирический герой этого Евангелия, который смог так сказать о себе: «Петр же, обратившись, видит иду щего за ним ученика, которого любил Иисус, и который на вечери, прикло нившись к груди Его, сказал: Господи! Кто предаст Тебя? Его увидев, Петр говорит Иисусу: Господи, а он что? Иисус говорит ему: если Я хочу, что бы сн пребыл, пока прииду, что тебе до того? Ты иди за Мною. И пронеслось это слово между бра тьями, что ученик тот не умрет... Сей ученик и свидетельствует о сем и написал сие; и знаем, что истинно свидетельство его». «Ученик тот не умрет...» Наверное, имел право произнести эти слова Иоанн Богослов в свой адрес, ведь, будучи уже стариком, он вспоминал и записы вал события своей молодости, когда все остальные из двенадцати апосто лов давно умерли от рук врагов хри стианства. В 68—69 годах (как утверж дают богословы, а вслед за ними и Энгельс) был написан «Апокалипсис». Его автору апостолу Иоанну было как минимум лет 60 (умер он около ста лет отроду). И нам на следующий день после шзартовки в бухте Скала остро ва Патмос предстояло войти под сво ды пещеры, где 19 веков назад томил ся человек, который оказался достоин заглянуть в книгу за семью печатями. Много, очень много лет прошло, преж де чем восторженный мечтатель прев ратился в мудрого автора «Апокалип сиса», сумевшего раньше нас всех уви деть семь ангелов с трубами, которые возвестят о неизбежном конце мира. (Сегодня мы услышали лишь третьего (Окончание ни 12-й стр.) РЫБНЫЙМУРМАН 11 14 декабря 1990 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz