Рыбный Мурман. 1990 г. Декабрь.

Мы продолжаем публика­ цию путевых заметок Виктора Г£к»рги, совершившего этим лётом в составе экспедиции миссии «Золотой век» первое за годы советской власти мас­ совое паломничество из Рос­ сии к христианским святыням Средиземноморья. Ранее ав­ тор рассказал о впечатлениях от посещения гробницы Ни­ колая Мирликийского, поездки к Галилейскому озеру на р о ­ дину Иисуса Христа в город Назарет, пребывания в изра­ ильском городе-порте Хайфа. Нынче речь пойдет об остро­ ве Патмос, где в первом веке нашей эры один из апостолов Иоанн Богослов написал самую мистическую книгу Нового За­ вета — «Апокалипсис». Напомним, что акция «Па­ ломничество» была проведе­ на на самодельных парусных судах петрозаводского клуба «Полярный Одиссей», которые на будущий год вновь отпра­ вятся в Средиземное море. На этот раз экспедиция будет н^ы ваться «Мир католиче­ ский». Все, кто хочет помочь мореплавателям • энтузиастам деловым советом или стать их спонсором, могут обращаться к председателю совета мис­ сии ((Золотой век» Виктору Дмитриеву по адресу: 185020, Петрозаводск, ул. Московская, 12 или к автору этих строк. От Кижей до Египта рога, подобные агнчим, и говорил как дракон... Кто имеет ум, тот сочти чис­ ло зверя, ибо это число человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть». Городок Скала встретил нас массой фешенебельных яхт и прогулочных па­ роходиков, буквально облепивших при­ чальную подкову одноименной бухты. На их фоне лодья смотрелась, навер­ ное, весьма экзотично — к сожалению, кроме этой варварской экзотики мы больше ничем не могли оправдать в глазах привыкших к комфорту иност­ ранцев пугающую их непритязатель­ ность к бытовым условиям кочевой жизни на открытой палубе. Естественно, здесь нас никто не ждал и не встречал, но опыт швартовки в курортных местечках греческих остро­ вов уже был: растолкав рыбацкие лод­ ки и не обращая внимания на возму­ щенные крики их владельцев, мы вста­ ли под берег напротив одного из пор­ товых ресторанов и сразу оказались в ( осаде любопытствующих туристов. Ан г ­ личане и американцы, немцы, францу­ зы, турки — они с интересом осмат­ ривали лодью, внимательно читали спе­ циально отпечатанный для этих целей пресс-релиз о целях и задачах экспе­ диции «Паломничество» — листок, на­ клеенный на картон и вывешенный по борту лодьи. Щелкали затворы фото­ аппаратов, отблескивали объективы ви­ деокамер. Одна молодая супружеская пара попыталась завязать разговор на ломаном русском языке. Оказалось, что они поляки, но вот уже много лет живут в Западной Германии. На Патмос прилетели самолетом и после недель­ ного отдыха сегодня же отправятся до­ мой. В ответ на подаренный экскурси­ онный буклет муж вскоре принес ко- Виктор ГЕОРГИ, наш корр. ПАЛОМНИЧЕСТВО Р*. часть четвертая Л ИШЬ ТОЛЬКО наша лодья «Надежда» вышла из защи­ щенной от ветров бухты ост­ рова Сирое, как в просмо ­ ленный борт запоздалым подвыпившим гостем настойчиво засту­ чала крутая волна. Курс на восток, к системе островов Южные Спорады Эгейского моря. Уже вечереет, но ве­ тер не ослабевает. Парус полон, пузат, как баба на сносях. Луна поднялась и ушла с неба рано — ночное светило половинчато, словно кто-то точным уда­ ром топора расколол надвое белесый срез высохшей березы. Я стою на па­ лубе и, обхватив руками поскрипыва­ ющую мачту, пытаюсь удержаться на ногах. Если посмотреть вверх, на небо, то звезды, как рой светляков, то сходят- ся-грудятся в кучу, то разбегаются по небосводу, стараясь вырваться из не­ вода привычных созвездий. Крен усиливается — раздается коман­ да всем свободным от вахты спать только на правом борту лодьи. Ребята неохотно перебираются, расстилают мо крые спальники, выбирая на палу­ бе под бортом место посуше. Через планширь перелетают снопы брызг, водяная пыль заставляет даже стояще­ го на возвышении кормщика то и дело рукавом обтирать залотезшее стекло компаса. Скорость — узлов семь. Ход­ ко, радостно, просто великолепно! К Патмосу подходим днем, во вре­ мя нашей вахты (как раз моя очередь как палубного матроса стоять у прави­ ла). Судя по карте остров обширен, но удобных для стоянки мест мало. Он состоит как бы из трех частей, соеди­ ненных между собой узкими низинами- перешейками. В целом же это единый горный массив, на котором нет ни рек, ни озер. Так что местные жители, оче­ видно, добывают питьезую воду из ко ­ лодцев. Обходим остров с севера, мили за две от берега, опасаясь выступающих над поверхностью моря рифовых скал. На компас не смотрю, ориентируясь ви­ зуально и имея запас ветра для манев­ ра парусом. Рядом бежит мариуполь­ ская яхта «Орла» с экипажем из ре- бят-подростков во главе с опытным ка­ питаном Геннадием Михайловичем Д у ­ ловым. Они !идут под движком, так как старенький грот хорошо потрепало по­ следние недели. Вдруг яхта как-то не­ естественно ткнулась раз-другой впе­ ред, встала бортом на ветер. Вызвали Дулова по рации — оказывается, заглох движок. Насколько возможно, сбазляем ход лодьи. Приходится идти зигзагом: следя за передней шкаториной паруса, я то привожусь, набирая высоту и идя на ветер, то уваливаю, лозя попутный ветер. При одном прямом парусе это получается довольно-таки неуклюже, но иного не дано. Надо и в берег не вре­ заться, и в открытое море не убежать — кому охота выгребать потом на вес­ лах целый день. Малым ходом, поставив стаксель, «Орла» нас догоняет. Берем яхту на буксир и ложимся на прежний курс, огибая остров, чтобы попасть в бухту, куда ведет узкий проход со скалой как раз посредине. Очезидно поэтому и греческий городок, расположенный в бухте, назван Скала (не знаю, правда, на какой слог надо правильно делать ударение). Патмос холмист, крутые берега обиль­ но обсыпаны обломками камней, кое- где скалы обрываются в море и ка­ жется, будто это какое-то доисториче­ ское чудовище карабкается вверх, цеп­ ляясь когтями за красноватые берего­ вые уступы. Или это мистический дра­ кон ощетинился против ангелов небес­ ных? Вот уж, воистину, трудно найти лучшее место для ссылки воинствую­ щего пророка, сказавшего о себе: «Я Иоанн, брат ваш и соучастник в скор ­ би и в царствии и в терпении Иисуса Христа, был на острове, называемом Патмос, за слово Божие и за свиде­ тельство Иисуса Христа... И стал я на песке морском и увидел выходящего из моря зверя с семью головами и де­ сятью рогами: на рогах его было де­ сять диадем, а на головах его имена богохульные... И увидел я другого зве­ ря, выходящего из земли; он имел два Я* ....... •. j g j j j g j j < . шм робку баночного пива, которым алы и запили наскоро приготовленный обед. Так началась наша непродолжитель­ ная стоянка на затерянном в Эгейском море острове Патмос близ Малоазиат­ ского полуострова. И прежде чем рас­ сказать о посещении пещеры «Апока­ липсиса» и монастыря Иоанна Богосло­ ва, я, воспитанный при советской вла­ сти атеист-безбожник, попытаюсь со­ брать а скудной памяти все, что знаю о наивном юноше Иоанне, который в трагические минуты Тайной вечери склонил голову на грудь Учителя и ти­ хо спросил: «Кто предаст тебя?» В НАЧАЛЕ было Слозо, и Сло­ во было у Бога, и слово было Бог», — так начинает свое святое благовествова- ние Иоанн в отличие от трех других езангелистов. Он, знавший и искренне любивший Иисуса-человека, имеет празо на философские обобще­ ния. Ему не надо доказывать свою пре­ данность Христу, углубляться а детали его жизнеописания. Еще подростком рыбак Галилейского озера Иоанн со своим товарищем Андреем, лишь толь­ ко услышав от Иоанна Крестителя о назарянине Иисусе., подошли к Христу и завязали с ним беседу. О чем они говорили? Мы не знаем. Но на следу­ ющий день Андрей отыскал своего бра­ та Симона (в будущем апостола Петра) и с восторгом заявил: «Мы нашли Мес­ сию»... В то время Иоанн был молод, почти мальчишкой. С детства он воспитывал­ ся на чтении таинственных книг проро ­ ков о конце света. С братом Иаковом они хотели сидеть по двум сторонам престола, на котором, по их мнению, должен восседать Иисус. Этакий сов­ ременный Зевс-громовержец по мне­ нию экзальтированного, начитавшегося апокалиптических книг юноши. Сам Спаситель называл Иоанна Воанерге- сом — «сыном грома». Яркой, своеобразной личностью был сын рыбака Заведея Иоанн. Да и его мать Саломея постоянно сопровожда­ ла Иисуса и была свидетельницей пос­ ледних минут Христа. Тогда, на Голго­ фе, Иисус увидел в толпе свою мать и рядом с ней Иоанна. «Жено! Се сын твой!.. Се Матерь твоя», — прогово­ рил прибитый к кресту Спаситель, по­ ручая великую страдалицу Марию за­ ботам своего любимого ученика. Кто из смертных может удостоиться выс­ шей чести? Однако Иоанн не был прямолинеен и столь решителен, как старший из апо­ столов — Петр. Иоанну свойственны раздумья и даже некоторая робость там, где требовалось действие. Вот и в то раннее утро 9 апреля 30-го года, после распятия Христа, Иоанн с Пет­ ром поспешили проверить слова Марии Магдалины, что гроб пуст. Они бежа­ ли на Голгофу вместе, но нетерпение и молодость Иоанна заставили его опе­ редить Петра и он первым приблизил­ ся к пещере. Мария была права. Уче­ ник увидел лишь погребальные пелены, сложенные на дне пустого гроба. Обу ­ реваемый самыми противоречивыми чувствами и мыслями, Иоанн нереши­ тельно остановился у входа в гробни­ цу. Неужели, даже мертвого, враги не оставляют Учителя в покое? Или... В это время прибежал запыхавшийся и взволнованный Петр и без страха во­ шел в темную пещеру. Видя его сме­ лость, следом вошел Иоанн. Четвертое Евангелие, Езакгелие от Иоанна, изобилует столь верными ис­ торико-географическими деталями, что, следуя им, удалось успешно завершить раскопки в Иерусалиме. Лично меня подкупает и лирический герой этого Евангелия, который смог так сказать о себе: «Петр же, обратившись, видит иду­ щего за ним ученика, которого любил Иисус, и который на вечери, прикло­ нившись к груди Его, сказал: Господи! Кто предаст Тебя? Его увидев, Петр говорит Иисусу: Господи, а он что? Иисус говорит ему: если Я хочу, что­ бы сн пребыл, пока прииду, что тебе до того? Ты иди за Мною. И пронеслось это слово между бра­ тьями, что ученик тот не умрет... Сей ученик и свидетельствует о сем и написал сие; и знаем, что истинно свидетельство его». «Ученик тот не умрет...» Наверное, имел право произнести эти слова Иоанн Богослов в свой адрес, ведь, будучи уже стариком, он вспоминал и записы­ вал события своей молодости, когда все остальные из двенадцати апосто­ лов давно умерли от рук врагов хри­ стианства. В 68—69 годах (как утверж­ дают богословы, а вслед за ними и Энгельс) был написан «Апокалипсис». Его автору апостолу Иоанну было как минимум лет 60 (умер он около ста лет отроду). И нам на следующий день после шзартовки в бухте Скала остро­ ва Патмос предстояло войти под сво­ ды пещеры, где 19 веков назад томил­ ся человек, который оказался достоин заглянуть в книгу за семью печатями. Много, очень много лет прошло, преж ­ де чем восторженный мечтатель прев­ ратился в мудрого автора «Апокалип­ сиса», сумевшего раньше нас всех уви­ деть семь ангелов с трубами, которые возвестят о неизбежном конце мира. (Сегодня мы услышали лишь третьего (Окончание ни 12-й стр.) РЫБНЫЙМУРМАН 11 14 декабря 1990 года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz