Рыбный Мурман. 1990 г. Декабрь.
Судьба кораблей Почему бы барку «Седов» не получить прописку в порту Мурманск? & ЪЯШШ г* шшшшш '' * Из семьи парусни-ков. «Дар поможе» (Польша). Фото В. КОНОНОВА. В Т Р А Д И Ц И О Н Н О Й европейской регате на приз Катти Сарк вместе с учебным барком «Седов» в этом году участвовали парусники: английский бриг «Астрид», шведская гафельная шхуна «Фалкен», чи лийская четырехмачтовая баркентина «Эсмеральда», польская баркентина «И скра» , голландская шхуна «Эндрахт», болгарская баркентина «Калеакра» . С о ветские курсанты в трудной борьбе на первом этапе гонки, стартовавшей в Плимуте (старт, кстати, в этом английском порту торжественно дала принцесса Ан на ) , завоевали серебряные медали, на втором — брон зовые. Барк «Седов» посетил порты Испании, Ф р а к ции, Бельгии, Швеции, Ф Р Г . цгш и, кроме того, занима лось подготовкой кадров для торгового флота. Барк под названием «Командор Ян- сон» стал учебным судном — на его борту проходили пра ктику до 70 курсантов мор ских училищ Германии. Но он по-прежнему продолжал перевозить массовые грузы, совершая плавания в Юж ную Америку и Австралию, на острова Тихого океана. После Великой Отечест венной войны барк Еошел в риментально • конструктор ского бюро промышленного рыболовства разработали проект его восстановления и полного переоборудования. По этому проекту кронштад тские судоремонтники пол ностью обновили судно. После завершения всех работ «Седов» превратился в современное учебное суд но. Два комплекта новых па русов и вспомогательный двигатель в 1160 л. с. обес печивают ему хорошую ско- — На борту «Седова» на ходилось 85 курсантов судо водительского, судомехани ческого, электромеханичес кого и технологического факультетов М ВИМ У —* рассказывает руководитель практики училища В. Ф . Штыков. — Основа органи зации службы на «Седове» — парусные вахты, пред- ставляющие собой команды матросов и курсантов, рас писанные каждые по своим мачтам. Работа на мачтах — тя желейший труд. Все опера ции по постановке и уборке парусов выполняются вруч ную, приходится поднимать ся на высоту до 50 метров в условиях качки, когда рез кие колебания верхних ча стей мачт достигают 10 и более метров. Курсанты МВИМУ пока зали во время гонки хоро шую морскую выучку и вза имопонимание, несмотря, ко нечно, на некоторые досад ные ошибки с напрасной по терей времени. Запомнился прекрасный переход через Бискайский залив, когда ог ромный крылатый «Седов» летел со скоростью 16 узлов, «разбивая в пыль и брызги изумрудные громады». В конце первого этапа не выдержали напора ветра и вдребезги разбились четыре брамселя, и нужно было при страшном ветре лезть на верхние реи, ловить руками обрывки парусов и крепить их. Курсанты — будущие рыбаки л» с этой задачей справились блестяще. С моря радист «Седова» Игорь Винокуров регулярно передавал радиограммы. Вот одна из последних. «Знают ли у нас в стране, Хотя он и в книге рекордов Гиннесса... что по количеству учебных парусных судов мы на пер вом месте в мире? З а рубежом это знают и, соответственно, чествуют И восхищаются нашими моря ками и курсантами. Тем гор ше сознавать, что, возвра щаясь на Родину, мы обде лены подобным вниманием». А ведь четырехмачтовый барк «Седов» входит в книгу рекордов Гиннесса как круп нейший из ныне действую щих учебных парусников в мире. Построен этот корабль в 1921 году на верфи Круппа в Киле по заказу судоход ной компании «Виннен» и получил название «Магдале на Виннен». Барк был самым большим судном компании и входил в первую десятку крупнейших парусников ми ра. Он совершал репсы с грузами шерсти и селитры в Австралию и Южную Аме рику, огибал мыс Горн и мыс Доброй Надежды. Но конкурировать с паровым флотом парусным судам бы ло все труднее, и компании стало невыгодным содержать парусник. Новым владельцем его в 1936 году становится севе- рогермапский «Ллойд». Это крупное судоходное предпри ятие Германии исполняло классификационные функ- состав флота нашей страны и стал называться «Седов» в честь русского полярного исследователя. После ремон та и переоборудования гру зы он больше не перево зил, а использовался в чис то учебных целях. Сначала барк плавал по Балтике, за тем с курсантами на борту совершал длительные океан ские плавания. В 1957 году в связи с проведением 3-го Междуна родного географического го да «Седов» обеспечивал про ведение научно-исследова тельских работ по програм ме Академии наук ССС Р . На нем были установлены океанографические глубоко водные лебедки и другое обо рудование. Впервые под со ветским флагом барк пере сек экватор в 1958 году. Не смотря на обширную науч ную программу, на его борту по-прежнему проходили пра ктику курсанты. Экспедиционным океано графическим судном «Седов» был до середины 60-х годов. Он прошел под парусами по морям и океанам свыше 250 тысяч миль. Затем парусник длитель ное р.ремя не плавал. Барк старел, и ему требовался серьезный капитальный ре монт. Калининградские ин женеры специального экспе рость и безопасность плава ния при сильном ветре и штиле. Конструкция мачт, реев, марсовых и салинговых площадок, $ также стоячий и бегущий такелаж у «Седо ва» практически одинаков с другим парусником — «Кру зенштерном». Но все реи у «Седова» все же на 40 см длиннее и добавлен парус —* крюйс-брамс-стень -стаксель, что и позволило ему занять свое законное место в книге рекордов Гиннесса. Тысячи курсантов про шли практику, получив ве ликолепную морскую закал ку на «Седове». Став заслу женными капитанами, меха никами, они запомнили ее на всю жизнь. Вот что написал в прошлом году в газете «Рыбацкая смена» курсант рторого курса С В Ф С. Ти мофеев: «Все. Рейс закончен. Большинство из нас уже ни когда не ступит на палубу парусного судна. Мы унесли с «Седова» твердую убежден ность в правильном выборе пути, которая выросла из детской мечты о парусах. Каждому, повторяю, каждо му курсанту «мореходки» на до пройти через «Седов» или другой парусник. Надо добиться, чтобы МВИМУ имело свое учебное парус ное судно». А вот ситуация на «Седо ве» неожиданно обострилась. Еще когда он участвовал в регате, Минрыбхоз С СС Р со вместно с ЦК профсоюза принял решение о передаче учебно - производственных траулеров «Курсограф» и «Диплот», супертраулер «Призвание» и парусник «Се дов > в Калининград. Пред ставитель М РХ С СС Р тов. Сазонов, находившийся на «Седове» во время регаты, сказал на собрании экипажа: «Политическая обстановка в 4? Прибалтике может стать не предсказуемой, и будет це лесообразно сохранить этот уникальный парусник, отдав его в Калининград». В Риге, естественно, всполошились, начали через прессу зада вать наивные вопросы: от кого, дескать сохранить? Я бы задал вопрос несколько иначе: для кого? Ответ на который однозначен: для СССР . и зарабатывать деньги он должен не только для Риж ской базы тралового флота и рижской же хозрасчетной фирмы «Иргал» (за послед ний только регатный рейс они заработали 335 тысяч марок). О разных коммерче ских операциях на «Седове» свидетельствовало присутст вие на его борту двух коо ператоров и огромного коли чества шампанского, пред назначенного для продажи за рубеж. Под него был полностью занят механиче ский учебный класс. Как от метил руководитель практи ки В. Ф . Штыков, «вследст вие этого довольно сложно организовать учебу, особен но для механиков». Учебный барк «Седов» принадлежит не только Латвии — это обязаны раз и навсегда уяс нить для себя жители Риги и других портов этой при балтийской республики. Рижане сетуют, что «Се дов», с высотой мачт 57 мет ров зайти в Калининград не сможет из-за линий электро передач, которые служат ему помехой. А что помешает ему зайти в Мурманск, чья гавань глубока, прекрасна, где два мореходных училища — среднее и высшее, и чьи курсанты мечтают о собст венном учебном барке? , 14декабря 1990 года ш РЫБНЫЙ мурман -г
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz