Рыбный Мурман. 1990 г. Декабрь.

Судьба кораблей Почему бы барку «Седов» не получить прописку в порту Мурманск? & ЪЯШШ г* шшшшш '' * Из семьи парусни-ков. «Дар поможе» (Польша). Фото В. КОНОНОВА. В Т Р А Д И Ц И О Н Н О Й европейской регате на приз Катти Сарк вместе с учебным барком «Седов» в этом году участвовали парусники: английский бриг «Астрид», шведская гафельная шхуна «Фалкен», чи­ лийская четырехмачтовая баркентина «Эсмеральда», польская баркентина «И скра» , голландская шхуна «Эндрахт», болгарская баркентина «Калеакра» . С о ­ ветские курсанты в трудной борьбе на первом этапе гонки, стартовавшей в Плимуте (старт, кстати, в этом английском порту торжественно дала принцесса Ан­ на ) , завоевали серебряные медали, на втором — брон­ зовые. Барк «Седов» посетил порты Испании, Ф р а к ­ ции, Бельгии, Швеции, Ф Р Г . цгш и, кроме того, занима­ лось подготовкой кадров для торгового флота. Барк под названием «Командор Ян- сон» стал учебным судном — на его борту проходили пра­ ктику до 70 курсантов мор­ ских училищ Германии. Но он по-прежнему продолжал перевозить массовые грузы, совершая плавания в Юж ­ ную Америку и Австралию, на острова Тихого океана. После Великой Отечест­ венной войны барк Еошел в риментально • конструктор­ ского бюро промышленного рыболовства разработали проект его восстановления и полного переоборудования. По этому проекту кронштад­ тские судоремонтники пол­ ностью обновили судно. После завершения всех работ «Седов» превратился в современное учебное суд­ но. Два комплекта новых па­ русов и вспомогательный двигатель в 1160 л. с. обес­ печивают ему хорошую ско- — На борту «Седова» на­ ходилось 85 курсантов судо­ водительского, судомехани­ ческого, электромеханичес­ кого и технологического факультетов М ВИМ У —* рассказывает руководитель практики училища В. Ф . Штыков. — Основа органи­ зации службы на «Седове» — парусные вахты, пред- ставляющие собой команды матросов и курсантов, рас­ писанные каждые по своим мачтам. Работа на мачтах — тя­ желейший труд. Все опера­ ции по постановке и уборке парусов выполняются вруч­ ную, приходится поднимать­ ся на высоту до 50 метров в условиях качки, когда рез­ кие колебания верхних ча­ стей мачт достигают 10 и более метров. Курсанты МВИМУ пока­ зали во время гонки хоро­ шую морскую выучку и вза­ имопонимание, несмотря, ко­ нечно, на некоторые досад­ ные ошибки с напрасной по­ терей времени. Запомнился прекрасный переход через Бискайский залив, когда ог­ ромный крылатый «Седов» летел со скоростью 16 узлов, «разбивая в пыль и брызги изумрудные громады». В конце первого этапа не выдержали напора ветра и вдребезги разбились четыре брамселя, и нужно было при страшном ветре лезть на верхние реи, ловить руками обрывки парусов и крепить их. Курсанты — будущие рыбаки л» с этой задачей справились блестяще. С моря радист «Седова» Игорь Винокуров регулярно передавал радиограммы. Вот одна из последних. «Знают ли у нас в стране, Хотя он и в книге рекордов Гиннесса... что по количеству учебных парусных судов мы на пер­ вом месте в мире? З а рубежом это знают и, соответственно, чествуют И восхищаются нашими моря­ ками и курсантами. Тем гор­ ше сознавать, что, возвра­ щаясь на Родину, мы обде­ лены подобным вниманием». А ведь четырехмачтовый барк «Седов» входит в книгу рекордов Гиннесса как круп­ нейший из ныне действую­ щих учебных парусников в мире. Построен этот корабль в 1921 году на верфи Круппа в Киле по заказу судоход­ ной компании «Виннен» и получил название «Магдале­ на Виннен». Барк был самым большим судном компании и входил в первую десятку крупнейших парусников ми­ ра. Он совершал репсы с грузами шерсти и селитры в Австралию и Южную Аме­ рику, огибал мыс Горн и мыс Доброй Надежды. Но конкурировать с паровым флотом парусным судам бы­ ло все труднее, и компании стало невыгодным содержать парусник. Новым владельцем его в 1936 году становится севе- рогермапский «Ллойд». Это крупное судоходное предпри­ ятие Германии исполняло классификационные функ- состав флота нашей страны и стал называться «Седов» в честь русского полярного исследователя. После ремон­ та и переоборудования гру­ зы он больше не перево­ зил, а использовался в чис­ то учебных целях. Сначала барк плавал по Балтике, за­ тем с курсантами на борту совершал длительные океан­ ские плавания. В 1957 году в связи с проведением 3-го Междуна­ родного географического го­ да «Седов» обеспечивал про­ ведение научно-исследова­ тельских работ по програм­ ме Академии наук ССС Р . На нем были установлены океанографические глубоко­ водные лебедки и другое обо­ рудование. Впервые под со­ ветским флагом барк пере­ сек экватор в 1958 году. Не­ смотря на обширную науч­ ную программу, на его борту по-прежнему проходили пра­ ктику курсанты. Экспедиционным океано­ графическим судном «Седов» был до середины 60-х годов. Он прошел под парусами по морям и океанам свыше 250 тысяч миль. Затем парусник длитель­ ное р.ремя не плавал. Барк старел, и ему требовался серьезный капитальный ре­ монт. Калининградские ин­ женеры специального экспе­ рость и безопасность плава­ ния при сильном ветре и штиле. Конструкция мачт, реев, марсовых и салинговых площадок, $ также стоячий и бегущий такелаж у «Седо­ ва» практически одинаков с другим парусником — «Кру­ зенштерном». Но все реи у «Седова» все же на 40 см длиннее и добавлен парус —* крюйс-брамс-стень -стаксель, что и позволило ему занять свое законное место в книге рекордов Гиннесса. Тысячи курсантов про­ шли практику, получив ве­ ликолепную морскую закал­ ку на «Седове». Став заслу­ женными капитанами, меха­ никами, они запомнили ее на всю жизнь. Вот что написал в прошлом году в газете «Рыбацкая смена» курсант рторого курса С В Ф С. Ти­ мофеев: «Все. Рейс закончен. Большинство из нас уже ни­ когда не ступит на палубу парусного судна. Мы унесли с «Седова» твердую убежден­ ность в правильном выборе пути, которая выросла из детской мечты о парусах. Каждому, повторяю, каждо­ му курсанту «мореходки» на­ до пройти через «Седов» или другой парусник. Надо добиться, чтобы МВИМУ имело свое учебное парус­ ное судно». А вот ситуация на «Седо­ ве» неожиданно обострилась. Еще когда он участвовал в регате, Минрыбхоз С СС Р со­ вместно с ЦК профсоюза принял решение о передаче учебно - производственных траулеров «Курсограф» и «Диплот», супертраулер «Призвание» и парусник «Се­ дов > в Калининград. Пред­ ставитель М РХ С СС Р тов. Сазонов, находившийся на «Седове» во время регаты, сказал на собрании экипажа: «Политическая обстановка в 4? Прибалтике может стать не­ предсказуемой, и будет це­ лесообразно сохранить этот уникальный парусник, отдав его в Калининград». В Риге, естественно, всполошились, начали через прессу зада­ вать наивные вопросы: от кого, дескать сохранить? Я бы задал вопрос несколько иначе: для кого? Ответ на который однозначен: для СССР . и зарабатывать деньги он должен не только для Риж­ ской базы тралового флота и рижской же хозрасчетной фирмы «Иргал» (за послед­ ний только регатный рейс они заработали 335 тысяч марок). О разных коммерче­ ских операциях на «Седове» свидетельствовало присутст­ вие на его борту двух коо­ ператоров и огромного коли­ чества шампанского, пред­ назначенного для продажи за рубеж. Под него был полностью занят механиче­ ский учебный класс. Как от­ метил руководитель практи­ ки В. Ф . Штыков, «вследст­ вие этого довольно сложно организовать учебу, особен­ но для механиков». Учебный барк «Седов» принадлежит не только Латвии — это обязаны раз и навсегда уяс­ нить для себя жители Риги и других портов этой при­ балтийской республики. Рижане сетуют, что «Се­ дов», с высотой мачт 57 мет­ ров зайти в Калининград не сможет из-за линий электро­ передач, которые служат ему помехой. А что помешает ему зайти в Мурманск, чья гавань глубока, прекрасна, где два мореходных училища — среднее и высшее, и чьи курсанты мечтают о собст­ венном учебном барке? , 14декабря 1990 года ш РЫБНЫЙ мурман -г

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz