Рыбный Мурман. 1990 г. Декабрь.
w РЫЕНЫЙМУРМАН рыбной промышленности: стадия завершения Устав службы на судах 17 человек от Северного бассейна, представляющих все судовые службы, недавно вернулись из Москвы, где они подписывали окончательную редакцию Уста ва службы на судах рыбной промышленности. Наш корреспондент беседует с руководителем группы мо- ряков-севсрян Главным государственным инспектором по безопасности мореплавания и портового надзора АРП «Севрыба» П. В. Виноградовым. — Павел Васильевич, пом ню, в начале года на судах обсуждался проект Устава. Стало быть, вы утверждали этот проект? От Петра 1- в Х Х 1 — Это была уже третья ■' редакция. Первый вариант, I разработанный Гипрорыб- I флотом, сначала обсуждали I в Минрыбхозе. В феврале I на предприятиях и флотах рассматривали второй вари- I ант. Так что третья редак ция включала большое ко личество поправок* и допол нений, внесенных самими моряками. Да и на утверж- I дение в Москву поехала группа, две трети которой I — моряки. Там все собрав- ; шиеся разделились ио груп- I лам: добытчики, судоводите ли, механики, специалисты радиослужб, помощники ка питанов по обработке рыбы. I Тщательно рассматривали I каждую статыо. каждое вне- |1 сенное изменение. [I — Видимо, Устав стал ;{ еще объемней? !| — Как раз наоборот. В I первой редакции было свы- j ше 900 статей, в последнем 1 варианте осталось около ше- I стпсот. : — О каких статьях боль- I ше всего спорили? ] — Полемика разгорелась | по статьям, касающимся ста- - туса первого помощника ка- 1 питана. В связи с изменени ем политической обстановки в стране, демократизацией, возникновением новых пар тий существование должнос ти первого помощника стало проблематичным, па многих судах начали отказываться от него. Летом состоялось заседание коллегии Минрыб- хоза, посвященное этой проб леме. И там решили, долж ность остается, по называть ся будет иначе: помощник капитана но экипажу и со циальным вопросам. При чем в море он пойдет лишь по согласию экипажа и су довладельца. — А если возникает про тиворечие: экипаж не хочет брать такого специалиста, а судовладелец настаивает? — Убеждать надо. Хотя у нас на бассейне пока таких ситуаций не возникало. Од нозначно решен вопрос, на каких судах должен рабо тать помощник капитана: на крупнотоннажных, на плав базах. Особенно ратовали за сохранение этой должности дальневосточные капитаны, ведь там есть ллавзаводы, где работают свыше ООО че ловек-. Но тут возникла вот ка кая проблема. В документе, регламентирующем и оплату труда, н срок выхода на пенсию, н т. д. — постанов лении № 1115, говорится о должности первого помощни ка, а не помощника капита на ио экипажу. Что делать? Поэтому в Уставе мы оста вили первоначальное назва ние должности, по в пере числении его функций теперь нет ни слова о партийной работе, все, что касается иде ологии — лишь воспитание экипажа в духе традиций российского флота, рыбопро мыслового флота. — Да ведь и сами пер вые помощники разные, по тому и экипаж к ним отно сится по-разному. — Я всегда привожу в пример Константина Стефа новича Атрощенкова: в са мых сложных рейсах он был и мне, и экипажу настоя щим помощником. Кроме то го, на судне должен быть человек*, который мог бы рассказать морякам о собы тиях в стране и за рубежом, позаботиться об обмене биб лиотеки, фильмов. В общем, забот немало. — Вернемся к новому У с таву. Насколько он отлича ется от предыдущего? — Отличия незначитель ные. Вы удивлены? Давайте разберемся: откуда пошел Устав? Верно, от Петра I. За двести с лишним лет его статьи писались жизнями и кровыо людей. За каждой статьей — жизнь человека. Как же мы можем игнори ровать такой огромный опыт? — Но мы за время «цар ствования» командно-адми нистративной системы обро сли целыми горными систе мами циркуляров, докумен тов, от которых стонали мо ряки. — Была проведена тща тельная экспертиза всех су довых документов. Очень многое было отменено. В том числе многие акты мате риальной бухгалтерии, мно жество справок, отчетов. — Павел Васильевич, сей час поговаривают о перехо де на контрактную систему работы на флоте. Как в этих отношениях будет работать Устав? — Во всем мире руковод ствуются документами ИМО (международной морской: организации), в которых оп ределены требования к той или иной морской специаль ности. И статьи нашего У с тава практически полностью соответствуют этим требова ниям. Другой вопрос — дис циплинарный Устав, кото рый следует отменить, осно вой должен стать Кодекс законов о труде. Я знаком с системой кон трактов, которые заключают судовладельцы с моряками в Норвегии и Японии. Там четко оговорены все условия от найма на работу до окон чания контракта. Судовладе лец берет на себя опреде ленные обязательства: обес печить моряку надлежащие условия труда, его оплаты, режима отдыха, социальных благ. А тот, кто нанимается, смотрит, подходят ему эти условия пли нет, подписы вать контракт пли нет, — Демократия и Устав службы, как они будут с о существовать? — К сожалению, многие рассматривают демократию как вседозволенность: что хочу, то и ворочу, ие хочу — и ничего не делаю. Но на таком сложном инженер ном сооружении, как судно, которое в любой момент мо жет оказаться в экстремаль ных условиях с неизвестным исходом, должно быть еди ноначалие. И это ведь ие только у нас — так во всем мире. Поэтому статья Уста ва гласит, что капитан уп равляет судном на принци пах единоначалия. Но есть . н вторая статья о том, что в экстремальной ситуации с о бирается судовой совет, вы сказывает свое мнение, но - последнее слово все равно за капитаном. Это не умаля ет роли общественных орга низаций, ио в идеале долж но быть выработано единое мнение капитана и моряков в интересах производства, не забыв при этом челове ка. — На какой же стадии сейчас работа над Уставом? — Мы внесли в него по следние правки. Теперь пред стоит согласовать Устав с профсоюзом и Министерст вом юстиции. Думаю, в се редине будущего года мы уже будем иметь новый Ус тав. Беседовала И. БЕРЕЗЮК. I 23 Какая она — „Атомфлот — Не надо нам станций этих атомных. Милан, я те левизор и со свечкой посмо трю... — о протесте пожи лой гражданки против атом ной энергетики с улыбкой рассказал мне директор ре- монтно - технологического предприятия «Атомфлот» А. И. Тумпаров. Увы, сегод ня гораздо чаще Андрею Ивановичу приходится не улыбаться, а в недоумении разводить руками: откуда что берется? Казалось бы. мурманская общественность после вспле ска волны протеста против строительства временного хранилища отходов отрабо танного ядерного топлива пришла, как модно сейчас говорить, к консенсусу. По решению областного Совета народных депутатов создали независимую межведомст венную комиссию для экспер тизы радиационной безопас ности объекта. Полгода спе циалисты, депутаты, предста вители общественности до тошно изучали проекты, тех нические решения, перспек тивы захоронения отходов на РТП «Атомфлот»... А для определения целесообраз ности продолжения строи тельства временного храни лища радиоактивных отхо дов была проведена специ альная экологическая экс пертиза. Для участия в этой работе пригласили главного оппонента, ведущего специа листа одного из головных НИИ Министерства атомной энергетики и промышленно сти члена Ядерного общест ва С СС Р В. А . Перовского, с чьей статьи в «Полярной правде» под названием с Без иллюзий» начинался вал протестов. И вот за три дня до выдачи утвердительного заключения о целесообразно сти продолжения стройки, произошел непредсказуемый поворот событий. Сессия Ле нинского райсовета Мурман ска принимает категоричен кое требование: стройку пре кратить! Специалистов пригласить на эту сессию забыли или не пожелали. Лишь два члена комиссии В. М. Гарин и 10. М. Маевский, по профес сии рыбаки, капитан и боц ман, ие ставя в известность своих коллег по проверке, обрушили на районных депу татов весь свой запал проте ста. И пошли гулять стра сти... Времени поприсутство вать на деловом разборе ито гов экспертизы, который шел целую неделю, у названных членов комиссии почти ие нашлось. Появлялись изред ка на час-другой, вводили в краску присутствующих во просами типа: как перегоня ется атомное топливо по тру бам, свидетельствующими о полном отсутствии понимания проблемы, и исчезали. Что Фото С. БАРКОВА. Институт рыбного Если вы решили внедрить передовые методы организа ции труда н управления предприятием, определить трудоемкость любых видов работ, создать акционерное общество, концерн, арендное, малое или народное пред приятие, осуществить прнва- экономики хозяйства предлагает... тнзацню собственности, у со вершенствовать организа цию внешнеэкономической деятельности, ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ РЫ Б Н О Г О Х О ЗЯ Й С Т В А предлагает разработку пакета докумен тации но интересующим вас вопросам. Залог ваших успехов — в постоянном сотрудничест ве с нами. Обращаться: 183027, Мурманск, ул. Пав лова, 21. Телефоны: 6-68*45, 6-68-84, 6-34-63.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz