Рыбный Мурман. 1990 г. Декабрь.

w РЫЕНЫЙМУРМАН рыбной промышленности: стадия завершения Устав службы на судах 17 человек от Северного бассейна, представляющих все судовые службы, недавно вернулись из Москвы, где они подписывали окончательную редакцию Уста­ ва службы на судах рыбной промышленности. Наш корреспондент беседует с руководителем группы мо- ряков-севсрян Главным государственным инспектором по безопасности мореплавания и портового надзора АРП «Севрыба» П. В. Виноградовым. — Павел Васильевич, пом­ ню, в начале года на судах обсуждался проект Устава. Стало быть, вы утверждали этот проект? От Петра 1- в Х Х 1 — Это была уже третья ■' редакция. Первый вариант, I разработанный Гипрорыб- I флотом, сначала обсуждали I в Минрыбхозе. В феврале I на предприятиях и флотах рассматривали второй вари- I ант. Так что третья редак­ ция включала большое ко­ личество поправок* и допол­ нений, внесенных самими моряками. Да и на утверж- I дение в Москву поехала группа, две трети которой I — моряки. Там все собрав- ; шиеся разделились ио груп- I лам: добытчики, судоводите­ ли, механики, специалисты радиослужб, помощники ка­ питанов по обработке рыбы. I Тщательно рассматривали I каждую статыо. каждое вне- |1 сенное изменение. [I — Видимо, Устав стал ;{ еще объемней? !| — Как раз наоборот. В I первой редакции было свы- j ше 900 статей, в последнем 1 варианте осталось около ше- I стпсот. : — О каких статьях боль- I ше всего спорили? ] — Полемика разгорелась | по статьям, касающимся ста- - туса первого помощника ка- 1 питана. В связи с изменени­ ем политической обстановки в стране, демократизацией, возникновением новых пар­ тий существование должнос­ ти первого помощника стало проблематичным, па многих судах начали отказываться от него. Летом состоялось заседание коллегии Минрыб- хоза, посвященное этой проб­ леме. И там решили, долж­ ность остается, по называть­ ся будет иначе: помощник капитана но экипажу и со ­ циальным вопросам. При­ чем в море он пойдет лишь по согласию экипажа и су­ довладельца. — А если возникает про­ тиворечие: экипаж не хочет брать такого специалиста, а судовладелец настаивает? — Убеждать надо. Хотя у нас на бассейне пока таких ситуаций не возникало. Од­ нозначно решен вопрос, на каких судах должен рабо­ тать помощник капитана: на крупнотоннажных, на плав­ базах. Особенно ратовали за сохранение этой должности дальневосточные капитаны, ведь там есть ллавзаводы, где работают свыше ООО че­ ловек-. Но тут возникла вот ка­ кая проблема. В документе, регламентирующем и оплату труда, н срок выхода на пенсию, н т. д. — постанов­ лении № 1115, говорится о должности первого помощни­ ка, а не помощника капита­ на ио экипажу. Что делать? Поэтому в Уставе мы оста­ вили первоначальное назва­ ние должности, по в пере­ числении его функций теперь нет ни слова о партийной работе, все, что касается иде­ ологии — лишь воспитание экипажа в духе традиций российского флота, рыбопро­ мыслового флота. — Да ведь и сами пер­ вые помощники разные, по­ тому и экипаж к ним отно­ сится по-разному. — Я всегда привожу в пример Константина Стефа­ новича Атрощенкова: в са ­ мых сложных рейсах он был и мне, и экипажу настоя­ щим помощником. Кроме то­ го, на судне должен быть человек*, который мог бы рассказать морякам о собы­ тиях в стране и за рубежом, позаботиться об обмене биб­ лиотеки, фильмов. В общем, забот немало. — Вернемся к новому У с ­ таву. Насколько он отлича­ ется от предыдущего? — Отличия незначитель­ ные. Вы удивлены? Давайте разберемся: откуда пошел Устав? Верно, от Петра I. За двести с лишним лет его статьи писались жизнями и кровыо людей. За каждой статьей — жизнь человека. Как же мы можем игнори­ ровать такой огромный опыт? — Но мы за время «цар­ ствования» командно-адми­ нистративной системы обро­ сли целыми горными систе­ мами циркуляров, докумен­ тов, от которых стонали мо­ ряки. — Была проведена тща­ тельная экспертиза всех су­ довых документов. Очень многое было отменено. В том числе многие акты мате­ риальной бухгалтерии, мно­ жество справок, отчетов. — Павел Васильевич, сей­ час поговаривают о перехо­ де на контрактную систему работы на флоте. Как в этих отношениях будет работать Устав? — Во всем мире руковод­ ствуются документами ИМО (международной морской: организации), в которых оп­ ределены требования к той или иной морской специаль­ ности. И статьи нашего У с­ тава практически полностью соответствуют этим требова­ ниям. Другой вопрос — дис­ циплинарный Устав, кото­ рый следует отменить, осно­ вой должен стать Кодекс законов о труде. Я знаком с системой кон­ трактов, которые заключают судовладельцы с моряками в Норвегии и Японии. Там четко оговорены все условия от найма на работу до окон­ чания контракта. Судовладе­ лец берет на себя опреде­ ленные обязательства: обес­ печить моряку надлежащие условия труда, его оплаты, режима отдыха, социальных благ. А тот, кто нанимается, смотрит, подходят ему эти условия пли нет, подписы­ вать контракт пли нет, — Демократия и Устав службы, как они будут с о ­ существовать? — К сожалению, многие рассматривают демократию как вседозволенность: что хочу, то и ворочу, ие хочу — и ничего не делаю. Но на таком сложном инженер­ ном сооружении, как судно, которое в любой момент мо­ жет оказаться в экстремаль­ ных условиях с неизвестным исходом, должно быть еди­ ноначалие. И это ведь ие только у нас — так во всем мире. Поэтому статья Уста­ ва гласит, что капитан уп­ равляет судном на принци­ пах единоначалия. Но есть . н вторая статья о том, что в экстремальной ситуации с о ­ бирается судовой совет, вы­ сказывает свое мнение, но - последнее слово все равно за капитаном. Это не умаля­ ет роли общественных орга­ низаций, ио в идеале долж­ но быть выработано единое мнение капитана и моряков в интересах производства, не забыв при этом челове­ ка. — На какой же стадии сейчас работа над Уставом? — Мы внесли в него по­ следние правки. Теперь пред­ стоит согласовать Устав с профсоюзом и Министерст­ вом юстиции. Думаю, в се­ редине будущего года мы уже будем иметь новый Ус­ тав. Беседовала И. БЕРЕЗЮК. I 23 Какая она — „Атомфлот — Не надо нам станций этих атомных. Милан, я те­ левизор и со свечкой посмо­ трю... — о протесте пожи­ лой гражданки против атом­ ной энергетики с улыбкой рассказал мне директор ре- монтно - технологического предприятия «Атомфлот» А. И. Тумпаров. Увы, сегод­ ня гораздо чаще Андрею Ивановичу приходится не улыбаться, а в недоумении разводить руками: откуда что берется? Казалось бы. мурманская общественность после вспле­ ска волны протеста против строительства временного хранилища отходов отрабо­ танного ядерного топлива пришла, как модно сейчас говорить, к консенсусу. По решению областного Совета народных депутатов создали независимую межведомст­ венную комиссию для экспер­ тизы радиационной безопас­ ности объекта. Полгода спе­ циалисты, депутаты, предста­ вители общественности до­ тошно изучали проекты, тех­ нические решения, перспек­ тивы захоронения отходов на РТП «Атомфлот»... А для определения целесообраз­ ности продолжения строи­ тельства временного храни­ лища радиоактивных отхо­ дов была проведена специ­ альная экологическая экс­ пертиза. Для участия в этой работе пригласили главного оппонента, ведущего специа­ листа одного из головных НИИ Министерства атомной энергетики и промышленно­ сти члена Ядерного общест­ ва С СС Р В. А . Перовского, с чьей статьи в «Полярной правде» под названием с Без иллюзий» начинался вал протестов. И вот за три дня до выдачи утвердительного заключения о целесообразно­ сти продолжения стройки, произошел непредсказуемый поворот событий. Сессия Ле­ нинского райсовета Мурман­ ска принимает категоричен кое требование: стройку пре­ кратить! Специалистов пригласить на эту сессию забыли или не пожелали. Лишь два члена комиссии В. М. Гарин и 10. М. Маевский, по профес­ сии рыбаки, капитан и боц­ ман, ие ставя в известность своих коллег по проверке, обрушили на районных депу­ татов весь свой запал проте­ ста. И пошли гулять стра­ сти... Времени поприсутство­ вать на деловом разборе ито­ гов экспертизы, который шел целую неделю, у названных членов комиссии почти ие нашлось. Появлялись изред­ ка на час-другой, вводили в краску присутствующих во­ просами типа: как перегоня­ ется атомное топливо по тру­ бам, свидетельствующими о полном отсутствии понимания проблемы, и исчезали. Что Фото С. БАРКОВА. Институт рыбного Если вы решили внедрить передовые методы организа­ ции труда н управления предприятием, определить трудоемкость любых видов работ, создать акционерное общество, концерн, арендное, малое или народное пред­ приятие, осуществить прнва- экономики хозяйства предлагает... тнзацню собственности, у со ­ вершенствовать организа­ цию внешнеэкономической деятельности, ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ РЫ Б Н О Г О Х О ЗЯ Й С Т В А предлагает разработку пакета докумен­ тации но интересующим вас вопросам. Залог ваших успехов — в постоянном сотрудничест­ ве с нами. Обращаться: 183027, Мурманск, ул. Пав­ лова, 21. Телефоны: 6-68*45, 6-68-84, 6-34-63.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz