Рыбный Мурман. 1990 г. Август.

ribn Ч К АК МЫ УЖЕ СООБЩАЛИ; в М ур ­ манске создана ассоциация капи­ т а н о в флотов рыбной промышленности ^Севера («РМ»Г 1990, № 16). Напомним: цель ассоциации — достичь высокого уровня безопасности мореплавания, по ­ высить профессионализм и престиж ка ­ питанов, защитить их честь и достоин­ ство, усилить влияние капитанов на по­ ложение дел на флотах. К АКАЯ ПРИЧИНА АВАРИИ НА МОРЕ звучит чаще всего в заключениях комиссий? «Преступ­ ная халатность». Она обычно состоит в том, что капитаны пли их помощни­ ки нарушают десятки инструкций и предписаний, созданных нашими род­ ными бюрократами. Нет, конечно, су­ ществуют необходимые правила, оп­ ределяющие безопасность мореплава­ ния. Им следуют моряки всего мира. Но нигде в мире, кроме нашей стра­ ны, нет такого количества «бумаг», как у нас. И нигде не висит над ка­ питаном дамоклов меч плана, только у нас. И еще: какими бы глубокими ни были знания, как бы еысоки ни были морские качества, без умения про­ никать в суть человеческих отноше- . гн и й , в души моряков, капитан никог­ да не станет настоящим командиром, умом и совестью экипажа. Хочу про­ цитировать интересные мысли одного из капитанов — П. Оспчаиского («Морской флот», 1987, № 7): — Для обеспечения нормальной работы флота сегодня требуется го­ раздо больше капитанов, чем 2 0—30 лет назад, для того же количества судов. Тогда становились капитанами надолго, навсегда. Не каждый чело­ век поднимался на капитанский мо­ стик Личностью, но почти каждый становился ею. Такие капитаны были носителями традиций, они аккумули­ ровали в себе нравственный и про­ фессиональный опыт, который потом бережно переходил от поколения к поколению. Так незримо, по с огром­ ной отдачей работала школа капита­ нов. • Сегодня капитан не только не ус­ певает состариться па мостике, но он не успевает стать там ^Личностью. Далее П. О с и ч а кс ки й гово р и т о том , что частая смена ка п и та н о в ведет н том у , что новые нравственны е и профес­ сиональные ценности не н а капл иваю тся , а старые постепенно распы ляю тся . С уходом старой гвардии само слово «ш ко ­ ла» исчезло и з л е к с и ко н а моряков . Эту проблему обсуждали на с траниц а х «По­ лярной правды» и «Рыбно го Мурмана» ка п и та ны «Севрыбы» Н. Г уцкалов , Н. Ти­ тов, Д. Березенко и дру гие . Да, в море есть время обдумать и осмыслить многое, чего в береговой суете не замечаешь. Капитаны, давайте о б ъ е д и н и м с я ! Д УМЫ, ЗНАНИЯ , ОПЫТ КА­ ПИТАНОВ необходимо обсуж­ дать, обобщать, делиться ими с мо­ лодежью. Для этого и создана наша ассоциация. А еще и для развития и укрепления взаимопомощи, дружбы, солидарности. Будем стремиться по­ ставить работу нашего объединения так, чтобы при любых жизненных ситуациях в море и на берегу капи­ таны к члены их семей могли полу­ чить любую помощь и квалифициро­ ванный совет. Ведь не секрет, что капитан сегодня часто остается один на один с мощным административ­ ным аппаратом. Изменится ли что-либо, когда ка­ питан станет членом ассоциации? Из­ менится главное: атмосфера. Ведь се­ годня далеко не каждый готов высту­ пить с возражением тому или иному решению, рожденному в" ведомствен­ ных недрах. Ассоциация способна иметь независимое от аппарата .мне­ ние, исключающее пристрастное отно­ шение к человеку. Наши задачи определены уставом, он теперь есть на всех судах. Устано­ вили дружеские деловые отношения с 'аналогичными 'объединениями Мур­ манского пароходства, Эстонии, Се­ вастополя. В будущем году планиру­ ем войти в международную федера­ цию морских капитанов. Сейчас в ре ги о н ал ьны х ассоциациях ка п и та н о в с траны обсуждается вопрос создания Всесоюзной федерации . ассо­ циаций и клубов ка п и та но в . Такая ор ­ гани за ц и я координировала бы наши дей ­ ствия . имела бы право выдви гать ка н д и ­ датов в народные депута ты страны , вы­ ходи ть с предлож ениям и и ини ц и а ти ва ­ ми в законодательны е ор ганы . Наша АКС, со гласно ус та ву , о т кры та для всех ка п и та но в лю бы х ор гани заций Северного региона . Была мысль о созда­ нии единой о р гани зац ии с М урм ан ским м ор с ким пароходством . Но мы на уров ­ не правлений наш их ассоциаций о б с уж ­ дали этот вопрос и реш или , что пока это го делать не следует: будем самосто­ ятельными и, со гласно девизу, едиными для безопасности М Ы ПРИГЛАШАЕМ быть пол­ ноправными и равными среди равных членами пашей ассоциации капитанов, занимающих ныне руко­ водящие посты на флотах и в объеди­ нениях. Нам нужна их помощь, по­ скольку пробле.м у новой организа­ ции немало. Одна из самых важных — поме­ щение. Думается, капитаны в нашем морском городе вправе надеяться на помещение, где бы можно было и об­ меняться опытом, и получить свежую информацию, и отдохнуть в любой вечер с женой или друзьями, назна­ чить встречу коллег. Помещение есть (благодаря заботе ректора МВИМУ А. А. Панченко) — по ­ ловина второго э таж а вы сш е го и нж е н ер ­ но го м ор ско го училищ а на про тив к о р п у ­ са «А», но его н уж н о ка пи та л ьн о отре ­ м он тировать и достойно обставить . А пока у нас есть прекрасно обо­ рудованная кают-компания для капи­ танов па четвертом этаже корпуса «А» училища. А. СУВОРОВ, президент ассоциации капитанов Се­ вера. Резонанс «Дефицит совести» — пед таким заголовком была напечатана статья старшего мастера добычи Мурманского тралового флота И. А. Курам- шина («РМ»Г 1990, № 17). Речь шла о том, как Мурманский траловый флот создал р е ж и м наибольшего благоприятство­ вания кооперативу ({Интеграл», который, в свою очередь, за­ ключил договоры еще с че­ тырьмя кооперативами. Боль СЕтора в том, что отдача от такого союза минимальная, зато суммы, получаемые от кооператива сотрудничавши­ ми с ним работниками трал- флота, весьма солидные. Да­ лее Игорь Александрович рас­ сказывал, как экипажу СТМ «Василий Зайцев» пришлось долго и мучительно доказы­ вать свое право на высокий заработок, поскольку он рабо­ тал на аренде. «Деньги долж­ ны быть заработаны», — за­ ключал автор в своей статье. Публикуем ответ генераль­ ного директора ассоциации «Севрыба» В. Ф . КОРЕЛЬСКО- ГО. «Создание кооперативов, их производственная и финан­ совая деятельность регламен­ тируются соответствующими нормативными актами. В ча­ стности, штатное расписание, размер должностных окладов, размер заработной платы чле­ нов кооператива определяют­ ся самим кооперативом с уче­ том личного вклада в достиг­ нутые конечные результаты в пределах средств, предусмот­ ренных на оплату труда. Участие отдельных работни­ ков Мурманского тралового флота (P. X. Надырова и В. А. Кухнюк) в кооперативах до РЫБНЫЙ МУРМЛН принятия Закона СССР о ко ­ операции не запрещалось. После принятия Закона, в ко ­ тором запрещается руководя- щим работникам предприятий занимать определенные долж ­ ности в кооперативах, глав­ ный бухгалтер Мурманского тралового флота Р* X. Нады- ров и начальник финансового отдела В. А. Кухнюк вышли из кооперативов «Эра» и «Ре­ монтник ТО». По поводу выплаты зара­ ботной платы экипажу СТМ «Василий Зайцев» АРП «Сев- рыба» сообщает следующее. Экипаж судна вышел е рейс на условиях арендного подря­ да. Данный метод подрядных отношений, несмотря на оби­ лие различной рекомендатель­ ной литературы, отрабатыва­ ется применительно к флоту рыбной промышленности: уточ­ няются условия подряда, текст договора, порядок взаимоот­ ношений судовладельца и экипажа, порядок формирова­ ния фонда оплаты труда (II модель хозяйственного рас­ чета) при работе предприятия в целом на 1-й модели хоз­ расчета. Уточнение отдельных моментов привело к задерж­ ке в начислении заработной платы экипажу судна, но сама сумма фонда оплаты труда в точности соответствует перво­ начальным условиям договора об арендном подряде. ОТ РЕДАКЦИИ. Есть еще и нравственные аспекты пробле­ мы, которым в основном и была посвящена статья И. А. Курамшина. А они не всегда совпадают с юридическими, им Должен дать оценку кол­ лектив. Уважаемая редакция! Я не могла удержаться, чтобы не откликнуться на вашу публикацию — заседание «круглого стола», п о с в ящ ен ­ ного актуальным вопросам строительства в Мурманске центра космической связи («РМ» , 1990 , 2 0 апреля). Один из его участников ска­ зал такие слова: «Моряку достаточно пять минут по­ говорить с родным домом — и человек уходит счастли­ вый». Это говорил Ф. С. Ца- рик. А мне хочется сказать об обратной связи — это о же ­ нах, матерях, о близких зна­ комых и даже об отцах. Я ежедневно работаю со сводкой, пришедшей с моря со Есех его районов на бе­ рег. В ней я вижу сразу многое: как за день отрабо­ тали БМРТ , ПСТ, ТР и т. д., сколько выловили рыбы, штормуются экипажи или идут в порт на отдых. Все эти данные обрабатывает наш вычислительный центр. И оперативная информация ежедневно расходится для служб флотов. Центр космической связи и мы Хочу сказать, что в па­ шей организации работает очень много женщин, отцов, у которых близкие люди — моряки. Очень часто они подходят ко мне для того, чтобы спросить: «Когда суд­ но придет в порт? А как они сейчас работают? Где? И можно ли посмотреть коорди­ наты?» Да еще и по карте найти. А ведь что значит «посмотреть?» Это только взглянуть на бумагу, па циф­ ры, не больше. Но как это важно людям. Порой быва­ ет некогда, по не могу от­ казать никому, потому что нужно видеть глаза, кото­ рые сразу засветились, а лицо расцвело в улыбке. Я сама жена моряка. Муж ходит на БМРТ в «Мурмаи- рыбпроме» капитаном. Он звонит домой, так как у нас есть телефон. Бывает, очень нужно позвонить самой, что­ бы поговорить или посове­ товаться. А у кого нет те­ лефона, еще труднее. По­ этому я думаю и очень на­ деюсь, что меня поддержат многие члены семей моря­ ков: центр космической свя­ зи необходим всем! Думается, что и народ­ ные депутаты обязательно должны нас поддержать, не словом, а делом! То есть на­ до сделать все зависящее в гор. и обл. Советах, чтобы в планы строительных ме­ роприятий этот центр был обязательно включен! Как и многие мурманчане, уверена, моряки и их семьи своим трудом давно уже заработа­ ли себе на такой подарок. С уважением —- Л. И. ПРО­ НИНА, инженер НПО «Сев- рыбсистемотехника». РАБОТА НА ПАЛУБЕ. Ф ото В. КОНОНОВА. 3 августа 1890 года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz