Рыбный Мурман. 1990 г. Август.
ribn Ч К АК МЫ УЖЕ СООБЩАЛИ; в М ур манске создана ассоциация капи т а н о в флотов рыбной промышленности ^Севера («РМ»Г 1990, № 16). Напомним: цель ассоциации — достичь высокого уровня безопасности мореплавания, по высить профессионализм и престиж ка питанов, защитить их честь и достоин ство, усилить влияние капитанов на по ложение дел на флотах. К АКАЯ ПРИЧИНА АВАРИИ НА МОРЕ звучит чаще всего в заключениях комиссий? «Преступ ная халатность». Она обычно состоит в том, что капитаны пли их помощни ки нарушают десятки инструкций и предписаний, созданных нашими род ными бюрократами. Нет, конечно, су ществуют необходимые правила, оп ределяющие безопасность мореплава ния. Им следуют моряки всего мира. Но нигде в мире, кроме нашей стра ны, нет такого количества «бумаг», как у нас. И нигде не висит над ка питаном дамоклов меч плана, только у нас. И еще: какими бы глубокими ни были знания, как бы еысоки ни были морские качества, без умения про никать в суть человеческих отноше- . гн и й , в души моряков, капитан никог да не станет настоящим командиром, умом и совестью экипажа. Хочу про цитировать интересные мысли одного из капитанов — П. Оспчаиского («Морской флот», 1987, № 7): — Для обеспечения нормальной работы флота сегодня требуется го раздо больше капитанов, чем 2 0—30 лет назад, для того же количества судов. Тогда становились капитанами надолго, навсегда. Не каждый чело век поднимался на капитанский мо стик Личностью, но почти каждый становился ею. Такие капитаны были носителями традиций, они аккумули ровали в себе нравственный и про фессиональный опыт, который потом бережно переходил от поколения к поколению. Так незримо, по с огром ной отдачей работала школа капита нов. • Сегодня капитан не только не ус певает состариться па мостике, но он не успевает стать там ^Личностью. Далее П. О с и ч а кс ки й гово р и т о том , что частая смена ка п и та н о в ведет н том у , что новые нравственны е и профес сиональные ценности не н а капл иваю тся , а старые постепенно распы ляю тся . С уходом старой гвардии само слово «ш ко ла» исчезло и з л е к с и ко н а моряков . Эту проблему обсуждали на с траниц а х «По лярной правды» и «Рыбно го Мурмана» ка п и та ны «Севрыбы» Н. Г уцкалов , Н. Ти тов, Д. Березенко и дру гие . Да, в море есть время обдумать и осмыслить многое, чего в береговой суете не замечаешь. Капитаны, давайте о б ъ е д и н и м с я ! Д УМЫ, ЗНАНИЯ , ОПЫТ КА ПИТАНОВ необходимо обсуж дать, обобщать, делиться ими с мо лодежью. Для этого и создана наша ассоциация. А еще и для развития и укрепления взаимопомощи, дружбы, солидарности. Будем стремиться по ставить работу нашего объединения так, чтобы при любых жизненных ситуациях в море и на берегу капи таны к члены их семей могли полу чить любую помощь и квалифициро ванный совет. Ведь не секрет, что капитан сегодня часто остается один на один с мощным административ ным аппаратом. Изменится ли что-либо, когда ка питан станет членом ассоциации? Из менится главное: атмосфера. Ведь се годня далеко не каждый готов высту пить с возражением тому или иному решению, рожденному в" ведомствен ных недрах. Ассоциация способна иметь независимое от аппарата .мне ние, исключающее пристрастное отно шение к человеку. Наши задачи определены уставом, он теперь есть на всех судах. Устано вили дружеские деловые отношения с 'аналогичными 'объединениями Мур манского пароходства, Эстонии, Се вастополя. В будущем году планиру ем войти в международную федера цию морских капитанов. Сейчас в ре ги о н ал ьны х ассоциациях ка п и та н о в с траны обсуждается вопрос создания Всесоюзной федерации . ассо циаций и клубов ка п и та но в . Такая ор гани за ц и я координировала бы наши дей ствия . имела бы право выдви гать ка н д и датов в народные депута ты страны , вы ходи ть с предлож ениям и и ини ц и а ти ва ми в законодательны е ор ганы . Наша АКС, со гласно ус та ву , о т кры та для всех ка п и та но в лю бы х ор гани заций Северного региона . Была мысль о созда нии единой о р гани зац ии с М урм ан ским м ор с ким пароходством . Но мы на уров не правлений наш их ассоциаций о б с уж дали этот вопрос и реш или , что пока это го делать не следует: будем самосто ятельными и, со гласно девизу, едиными для безопасности М Ы ПРИГЛАШАЕМ быть пол ноправными и равными среди равных членами пашей ассоциации капитанов, занимающих ныне руко водящие посты на флотах и в объеди нениях. Нам нужна их помощь, по скольку пробле.м у новой организа ции немало. Одна из самых важных — поме щение. Думается, капитаны в нашем морском городе вправе надеяться на помещение, где бы можно было и об меняться опытом, и получить свежую информацию, и отдохнуть в любой вечер с женой или друзьями, назна чить встречу коллег. Помещение есть (благодаря заботе ректора МВИМУ А. А. Панченко) — по ловина второго э таж а вы сш е го и нж е н ер но го м ор ско го училищ а на про тив к о р п у са «А», но его н уж н о ка пи та л ьн о отре м он тировать и достойно обставить . А пока у нас есть прекрасно обо рудованная кают-компания для капи танов па четвертом этаже корпуса «А» училища. А. СУВОРОВ, президент ассоциации капитанов Се вера. Резонанс «Дефицит совести» — пед таким заголовком была напечатана статья старшего мастера добычи Мурманского тралового флота И. А. Курам- шина («РМ»Г 1990, № 17). Речь шла о том, как Мурманский траловый флот создал р е ж и м наибольшего благоприятство вания кооперативу ({Интеграл», который, в свою очередь, за ключил договоры еще с че тырьмя кооперативами. Боль СЕтора в том, что отдача от такого союза минимальная, зато суммы, получаемые от кооператива сотрудничавши ми с ним работниками трал- флота, весьма солидные. Да лее Игорь Александрович рас сказывал, как экипажу СТМ «Василий Зайцев» пришлось долго и мучительно доказы вать свое право на высокий заработок, поскольку он рабо тал на аренде. «Деньги долж ны быть заработаны», — за ключал автор в своей статье. Публикуем ответ генераль ного директора ассоциации «Севрыба» В. Ф . КОРЕЛЬСКО- ГО. «Создание кооперативов, их производственная и финан совая деятельность регламен тируются соответствующими нормативными актами. В ча стности, штатное расписание, размер должностных окладов, размер заработной платы чле нов кооператива определяют ся самим кооперативом с уче том личного вклада в достиг нутые конечные результаты в пределах средств, предусмот ренных на оплату труда. Участие отдельных работни ков Мурманского тралового флота (P. X. Надырова и В. А. Кухнюк) в кооперативах до РЫБНЫЙ МУРМЛН принятия Закона СССР о ко операции не запрещалось. После принятия Закона, в ко тором запрещается руководя- щим работникам предприятий занимать определенные долж ности в кооперативах, глав ный бухгалтер Мурманского тралового флота Р* X. Нады- ров и начальник финансового отдела В. А. Кухнюк вышли из кооперативов «Эра» и «Ре монтник ТО». По поводу выплаты зара ботной платы экипажу СТМ «Василий Зайцев» АРП «Сев- рыба» сообщает следующее. Экипаж судна вышел е рейс на условиях арендного подря да. Данный метод подрядных отношений, несмотря на оби лие различной рекомендатель ной литературы, отрабатыва ется применительно к флоту рыбной промышленности: уточ няются условия подряда, текст договора, порядок взаимоот ношений судовладельца и экипажа, порядок формирова ния фонда оплаты труда (II модель хозяйственного рас чета) при работе предприятия в целом на 1-й модели хоз расчета. Уточнение отдельных моментов привело к задерж ке в начислении заработной платы экипажу судна, но сама сумма фонда оплаты труда в точности соответствует перво начальным условиям договора об арендном подряде. ОТ РЕДАКЦИИ. Есть еще и нравственные аспекты пробле мы, которым в основном и была посвящена статья И. А. Курамшина. А они не всегда совпадают с юридическими, им Должен дать оценку кол лектив. Уважаемая редакция! Я не могла удержаться, чтобы не откликнуться на вашу публикацию — заседание «круглого стола», п о с в ящ ен ного актуальным вопросам строительства в Мурманске центра космической связи («РМ» , 1990 , 2 0 апреля). Один из его участников ска зал такие слова: «Моряку достаточно пять минут по говорить с родным домом — и человек уходит счастли вый». Это говорил Ф. С. Ца- рик. А мне хочется сказать об обратной связи — это о же нах, матерях, о близких зна комых и даже об отцах. Я ежедневно работаю со сводкой, пришедшей с моря со Есех его районов на бе рег. В ней я вижу сразу многое: как за день отрабо тали БМРТ , ПСТ, ТР и т. д., сколько выловили рыбы, штормуются экипажи или идут в порт на отдых. Все эти данные обрабатывает наш вычислительный центр. И оперативная информация ежедневно расходится для служб флотов. Центр космической связи и мы Хочу сказать, что в па шей организации работает очень много женщин, отцов, у которых близкие люди — моряки. Очень часто они подходят ко мне для того, чтобы спросить: «Когда суд но придет в порт? А как они сейчас работают? Где? И можно ли посмотреть коорди наты?» Да еще и по карте найти. А ведь что значит «посмотреть?» Это только взглянуть на бумагу, па циф ры, не больше. Но как это важно людям. Порой быва ет некогда, по не могу от казать никому, потому что нужно видеть глаза, кото рые сразу засветились, а лицо расцвело в улыбке. Я сама жена моряка. Муж ходит на БМРТ в «Мурмаи- рыбпроме» капитаном. Он звонит домой, так как у нас есть телефон. Бывает, очень нужно позвонить самой, что бы поговорить или посове товаться. А у кого нет те лефона, еще труднее. По этому я думаю и очень на деюсь, что меня поддержат многие члены семей моря ков: центр космической свя зи необходим всем! Думается, что и народ ные депутаты обязательно должны нас поддержать, не словом, а делом! То есть на до сделать все зависящее в гор. и обл. Советах, чтобы в планы строительных ме роприятий этот центр был обязательно включен! Как и многие мурманчане, уверена, моряки и их семьи своим трудом давно уже заработа ли себе на такой подарок. С уважением —- Л. И. ПРО НИНА, инженер НПО «Сев- рыбсистемотехника». РАБОТА НА ПАЛУБЕ. Ф ото В. КОНОНОВА. 3 августа 1890 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz