Рыбный Мурман. 1990 г. Август.

К 46-лепит Победы на Севере П ОБЕДУ в Великой Отечественной войне ковал весь народ. Наш край до ноября 1944 года был прифронтовым. Случа­ лись дни, летом — особенно часто, когда Мурманск и другие населенные пункты, железная дорога подвергались более жест­ кому боевому воздействию, чем передовая. Пиратствовали не только в Баренцевом море, но и на трас­ сах Арктики «волчьи стаи» подлодок врага, его надводные рей­ деры. Рыбаки, ведя промысел, могли в любую минуту подверг­ нуться нападению из глубины или с воздуха. В городе-порте каждый был воином, даже если и форму не носил: враг бомбил Мурманск по всей площади. Но, конечно, главными его целями были корабли и причалы. С первых дней войны. Сегодня мы публикуем «Хронику», подготовленную Николаем Ивановичем Малыгиным. Во время Великой Отечественной вой­ ны он служил на ледоколе «И. Сталин». Название корабля кому- то будет «резать слух», но, как говорится, служат там, куда по ­ шлют. Да и от правды жизни не уйдешь, как «не выбросишь слова из песни»... Ледокол был флагманом арктического флота и... одной из глаеных целей фашистских подводников и летчиков. Но экипаж корабля, сознавая важность своего места в общем строю, с че­ стью справился со всеми боевыми задачами. Ему довелось да­ же встречаться в весьма сложной обстановке с кораблями Япо­ нии — союзницы фашистской Германии. Конечно, сжатые до предела строки «Хроники» можно раз­ вернуть в широкое повествование. Но и такой рассказ очевидца и участника событий грозных лет поможет представить читате­ лям, особенно молодым, в каких нелегких условиях северяне- моряки , вместе с воинами сухопутного фронта, приближали час победы над ненавистным врагом. БОЕВЫЕ БУДНИ МОРЯКОВ ЛЕДОКОЛА Л ХРОНИКА ЕДОКОЛ «И. Сталин» — первенец советского ледокольного флота. По­ строен в Ленинграде, на Адмиралтейском заводе, во­ шел в строй в августе 1938 года как флагман арктиче­ ского флота. Мощность ма ­ шин ледокола 10 тысяч л. с. За вывод из ледового пле­ на л /п «Седов» в 1940 году был награжден орденом Л е ­ нина, а его первый капитан Михаил Прокопьевич Белоу ­ сов удостоен звания Героя Советского Союза. 22 июня 1941 г. Ледокол стал у причала завода Сев- морпути, готовясь к арктиче­ ской навигации. В 4 часа утра с 22 на 23 июня ледокол под­ вергся нападению фашистской авиации. Одна из бомб упала за кормой ледокола, не при­ чинив особого вреда. Жертв не было. На норабле в срочном поряд - не было установлено 8 зе н и т ­ ны х 45-мм орудий и б спаре н ­ ны х че ты р е х с тво л ьны х пулеме ­ тов ти па «Максим» . В соответ­ ствии с д и р е кти во й Совнаркома СССР и ЦК ВКП(б) от 29 ию ня 1941 года ледокол «И. Сталин» был введен в состав д ей с тв ую ­ ще го Северного флота. 17 июля 1941 г. На рейде у Мишукова ледокол подвергся атаке 20 фашистских бомбар­ дировщиков. Экипаж вел за­ градительный зенитный огонь. Прямых попаданий ни в ко ­ рабль, ни в береговые объек­ ты нет. Ледокол все время меняет я к о р н ую с тоянну . У фашистов , видимо , где-то сидят разведчи- ни. Туда, где корабль стоял ночью или вечером, утром фа­ ш и с ты бросаю т бомбы . А ле­ докол — уж е в дру гом месте залива ! 13 августа 1941 г. На якоре в Кольском заливе, готовность № 1. Ледокол прикрывает от налетов авиации Ваенгу (ныке Североморск). Утром налет фашистских самолетов на аэ­ родром в районе Ваенги и на лелокол. Все а та ки о тби ты , п р ям ы х попаданий нет, о гонь вели со­ вместно с СКР-18 и СКР-19. Сбили один самолет врага , за ­ писали на боевой счет СКР-19. У н и х есть раненые и з числа комендоров (артиллеристов ). 20 августа 1941 г. Ушли из Кольского залива на Диксон , где занялись проводкой транс­ портных судов по трассе Се­ верного пути вплоть до Чукот­ ского моря. Особых происше­ ствий и встреч с врагом в Арктике не было. 10 октября 1941 г. По при­ казу Наркома ВМФ Кузнеиова Н. Г. создано Беломорское управление ледовыми опера­ циями (УБЛО), куда начальни­ ком назначили командира ле­ докола капитана 2-го ранга Белоусова М. П. А команди­ ром ледокола назначен капи­ тан-лейтенант Пономарев Па­ вел А к и м о б и ч . Ноябрь 1941 г. Возвращение с трассы Севморпути под ох­ раной эскадренных миконос- цеп «Урицкий» и «Куйбышев». Переход п о и кры в а л и 17 са­ молетов р а зл и ч ны х типо в . Пе­ реходом в п о р т М о л о т с е с н (Се- веродеинсн ) командовал Е и ц е - адмирал Степанов Г. А. В Молотовсне ледснол дово­ о р уж ае тся : поставлены четыре 86 -мм п уш н и , одно м орское орудие 120-мм, четыре башен ­ ны х м о р с ки х орудия 105-мм. Декабрь 1941 г. Совместно с ледоколом «Ленин» проведе­ ны через льды Белого моря конвои РА-5 и 6. Защиту ка­ равана обеспечивали ледоко­ лы и самолеты прикрытия с аэродромов Беломорья. За декабрь проведено 22 транс­ порта. 1 января 1942 г. Совместно с ледоколом «Ленин» прове­ ли через льды Белого моря конвои АР-3 и АР-4. 4 января 1942 г. Получили приказ идти для спасения па­ рохода «Сорока» и буксиров­ ки его в Иоканьгу. Взяли 325 то н н у гля с СКР- 19, что обеспечило работу ле­ докола при полной на гр узне на 2 —3 с у т о к (с у то чны й рас ­ ход у гля 120 тонн ). Работы много , у гол ь выгребаем под «метлу». Ж ж ем все, что может горе ть в т о п к а х котлов . 15 января 1942 г. Утром на­ чали прием угля с парохода «Правда» в районе Никодим- ский — о. СосноБец в Белом море. 13.00 Боевая тревога . Д е ж у р ­ ные 45-мм орудия о т кры л и о гонь по «ю н ке р у -88», ноторый на бреющем полете пр иб ли ­ ж ал ся н кораблю . Он сбросил с небольшой высоты 4 бомбы .. Одна (первая) упала у левого борта и, взорвавш ись , пробила о бш и в к у судна в районе че т­ вертого нотельно го отделения. Котельное отделение затопле ­ но до ж ил ой палубы , нотлы по ­ туш е ны , о т клю че ны от систе ­ мы, пар стравлен , ж а р вы гре ­ бен из то п о к . Вторая бомба попала м еж ду дым овы х тр уб в кам б у з комсостава , пробила по ­ луметровое цементное п о к р ы ­ тие пола, стальной пол, все ле­ ж ащ и е ниж е п е ре кры ти я , до­ шла до ко тлов второго нотель­ но го отделения и взорвалась на ко тла х , оборвав и х крепл е ­ ния. В работе осталось четыре ко тла (в 1-м и 3-м ко тел ьны х отделениях). Третья и четвертая бомбы упали впереди носа, не п р и ч и ­ нив повреждений . Убито 4 человека и 11 ране ­ но. У би ты : старш ина Иванов, с та рш и на водолазов И. Наба­ тов , ко тел ьны й м аш и н и с т Н. Кралин и матрос Петров. После э то го случая в июне 1942 г. уполном о чен ны й Госу­ дар ственно го Коми тета Оборо­ ны И. Д. Папанин через А. И. М и кояна попросил И. В. Стали­ на по д ч и н и ть ледокол ему, на к н а ч а л ь н и к у Севморпути , к а к уполномоченном у ГКО по тр а н ­ спо р тны м перевозкам на Севе­ ре. Ледокол оказался под командой д в у х ведомств, т. к. просьба И. Д. Папанина была удовлетворена . Согласно д о к у ­ ментам ЦВМА ледокол «И. Ста­ лин» находился в составе Се­ верно го флота с 1 ию ля 1941 года по 9 мая 1945 года под двойным командованием : в пе ­ риод зим н и х операций в Бе­ лом море ледокол подчинялся ЕВФ, а в период работы в А р к ­ т и к е — ш табу П апанина на Д и ксо н е (под руководством А . И. Минеева). 18 января 1942 г. Под охра­ ной СКР-18 и авиации прикры ­ тия прибыли на рейд порта Молотовск, привели на букси­ ре пароход «Правда». Встали на ремонт. Приказом ПВО об­ ласти корабль включен в обо­ рон у города для зашиты от Еоздушног о нападения. Зенит­ чики несут вахты по готовно­ сти N2 1. Май 1942 г. На ледокол на­ значен командиром капитан 2-го ранга Горский Михаил Васильевич. Пономарев П. А. назначен на другой ледокол и уехал во Владивосток. Май 1942 г. У кром ки льда в районе Терско-ОрлоЕского маяка (горло Белого моря) взяли под проводку архангель­ скую группу судов конвоя РА- 16 в составе шести транспор­ тов, только что подвергшихся налету десяти фашистских самолетов. Самолеты врага отогнаны, потерь нет. Вечером пролетел на боль­ шой высоте ра звед чи к, сы гр а ­ ли боевую трево гу , разведчика обстреляли . У тром следующ его дня посты СНИС сообщ или , что на кара ва н ид у т 18 самолетов врага . Сы грали боевую трево ­ г у , нараван зашел в полосу тум ана , судов каравана не видно. Идем на к в молоне. Слы­ ш им ш ум моторов , т р е с к п уле ­ метов — идет во здуш ны й бой. Ф аш и с ты , не о б н а р уж и в ка ра ­ ван, повернули на И о ка нь гу , где обруш или свой гр у з на стоящ ие на рейде корабли . В мае проведено два кон­ воя PQ-16 и QP-13 в составе 12 транспортов. Потерь не имели. 19 июля 1942 г. Совместно с ледоколом «Ленин», в сопро­ вождении эскадренных мино­ носцев «Урицкий» и «Куйбы­ шев», пошли в Арктику . Эс­ минцы сопровождали до Ха- барово в Ю горском проливе и ушли в базу. Ш ли в тум ан и ш торм . На­ падений врага не было. Ледо­ кол последовал в пор т Д и ксо н , где взяли б ун ке р у гля , п р и н я ­ ли под провод ку тр а н сп о р ты и повели на во сто к через пролив В и л ь ки ц ко го . 25 августа 1942 г. Полным ходом идем на выручку экспе­ диции ЭОН-18, которую зажа­ ло льдом в районе мыса Шмидта. В составе э кспе д и ци и ледо­ колы «Ка ганович» и «М икоян» . Под и х провод кой лидер «Ба­ ку» , э см инцы «Ра зумны й» и «Ра зъяренны й» . Корабли Т и х о ­ о ке а н с ко го флота ид у т с во­ с то ка в состав Северного фло­ та. 25 августа 1942 г. Ледоколь­ ный пароход «Сибиряков» ве­ дет бой с фашистским рейде­ ром «Шеер». Напряженная об­ становка на трассе, но приказ есть приказ — идем на выруч­ ку ЭОН-18. 27 августа 1942 г. Освободи­ ли из ледового плена ледоко­ лы «Каганович» и «Микоян», вывели на чистую воду их и боевые корабли, которые пол­ ным ходом устремились на за­ пад, чтобы дать бой «Шееру». Но рейдер успел покинуть на­ ши арктические моря и поспе­ шил укрыться в шхерах Нор­ вегии. Проведя не с кол ь ко нарава- нов в восточном се кторе А р к - тини (от Т и кси до о. Колю чин в Ч у ко тсн ом море), в начале ноября 1942 года ледокол п р и ­ был в п о р т Провидения на Чу- нотне. 7 ноября 1942 г. Стоим на рейде американской военно- морской базы на Алеутских островах Датч-Харбор. Празд­ нуем 25-ю годовщину Велико­ го Октября. Налет я п о н с ко й авиации на остров К о т ка (в районе Датч - Харбора ). Ам ер и ка нцы ведут во здуш ны й бой, их корабли — за град и тел ьны й о гонь . Мы о г ­ ня не о т кры в а л и — я по нцы н нам ке приб лиж ал и сь . 1C ноября 1942 г. Прибыли в американский порт Сиэтл и встали на ремонт корпуса ко ­ рабля и замены 86-мм орудий на 10 одноствольных «эрлико- нов». Поставили также два глубинных бомбомета на кор ­ ме. 8 марта 1943 г. Полным хо­ дом следуем в пролив Лапе- руза, где во льдах застрял ка­ раван наших транспортов в количестве 37 судов. Владиво­ стокский ледокол «Добрыня Никитич» вывести караван из- за малой мощности своих ма­ шин не может. Караван подно­ сит к северным берегам о. Хоккайдо. Японские военные корабли и самолеты провоци­ руют наши транспорты. В четвертом к у р и л ь с к ом про ­ ливе встречаем я п о н с ки е бое­ вые норабли , ко торы е наводят на нас орудия . Сы грали бое­ вую тр ево гу , тож е вращаем с б о и орудия . С я п о н с к и х нораб- лей семафор: «Кто такие?» От­ вечаем: «Советский ледокол «Иосиф Сталин» . Я понцы ста ­ вят свои орудия на «ноль» и у ходя т за гор и зо н т , освобож ­ дая нам п у ть . Приблизились к ка ра в а н у , за с трявш ем у во льдах пролива Лаперуза . Через трое с у т о к вывели все суда на ч и с т ую во- ДУ. Май 1943 г. Получили при­ каз срочно идти в Берингово море, где во время шторма переломился с грузом муки и гороха американский транс­ порт. Приняли часть груза с аварийного судна, транспорт завели в залив Святого Лав­ рентия (о. Святого Лаврен­ тия, США) и пошли в бухту Провидения на Чукотке. Май 1943 г. Получили при­ каз выколоть суда, зазимовав­ шие у берегов Чукотки, зайти на о. Врангеля, снять часть зи­ мовщиков и доставить в порт Певек. На обратном пути от­ буксировать аварийное судно (транспорт) в порт Провидения на Чукотке. Прибыл новый командир к о ­ рабля напи тан 3-го ран га Вла­ дим ир Иванович Воронин . Гот­ с к и й Михаил Васильевич на ­ значен командиром Владиво­ с т о к с к о го военного порта . Всю на ви га ц ию 1943 года работали по провод ке транспор тов в Ч у ­ ко т с ком , Восточно -Сибирском м орях и море Лаптевых. 22 октября 1943 г. В соста­ ве конвоя АБ-55 под командо­ ванием контр-адмирала Куче- рова С. Г. вышли из порта Тикси на Лене на запад. У о. Большевик встретились с по­ путным караваном, шедшим под охраной минзага «Мур­ ман», СКР-19 и двух ТЩ. В проливе В и л ь ки ц ко го но чью нараван а таковали фа­ ш и с т с ки е с убм арины . М ин за г «М урман» стрелял ны р яющ им и снарядами , ТЩ бросали г л у ­ бинны е бомбы . Одна подлодка вра га утоплена . Наши по тери — тр а н с п о р т «А р хан гель с к» и один ТЩ . 10 ноября 1943 г. Стоим на якоре в Байдарацкой губе. Ко­ мандованию сообщено: силь­ но обострилась минная и под­ водная опасность на трассе перехода. П р и ка з Гитлера и Деница : во что бы то ни стало у то п и ть ле­ докол «И. Сталин». В Баренце ­ вом море ры снаю т ф аш и с т ­ с ки е ««волчьи стаи» подводных лодок. Появились подлодки с ан ус тиче сним и торпедами , уве ­ ли чилась дальность стрельбы ими . П ри ка з Верховно го Главно ко ­ мандующ е го : во что бы то ни стало с о хр а н и ть ледокол и приве с ти его в п о р т на значе ­ ния . 12 ноября 1943 г. Снялись с якоря в Байдарацкой губе. Кроме минзага «Мурман», СКР-18 и СКР-19 караван при­ крывают пришедшие из США тральщики АМ-112, 113, 114 и 115. Караван направился к про ­ ли в у Ка р с ки е Ворота, где п р и ­ соединились к ко н в ою лидер «Баку» , эсм инцы «К уйбыш ев» , «Разумный» и «Гром кий» , а т а кж е « У р и ц ки й » , ко торы й , ед­ ва встав в строй , сы грал бое­ вую тр е в о гу и пошел в а т а к у на подлодну п р о ти в н и к а , з а к и ­ дал ее гл уб и н ны м и бомбами. Вся армада кораблей шла про ­ тиволодочными к у р с ам и , пово ­ рачивая все «вдруг» через 5 м и н у т на п р о тяж е н и и всего опасно го у ч а с т ка (К а р с ки е Во­ рота — горло Белого моря). Впереди каравана ш ли 11 ТЩ , очищ ая п у т ь от плаваю ­ щ и х и д он ны х мин , и х о хр а н я ­ ли 6 кораблей ти п а СКР . 8 самолетов п р и кры в а л и конвой с воздуха , одновременно ведя п о и с к и об на р уж е ни е лодок врага . Боевая трево га , объявленная в К а р с к и х Воротах, отбоя не имела до входа в Белое море. Команды ар тиллеристов и бом­ бардиров ели и о тды хали поочередно на боевых постах , за переход было потоплено 2 подлодки ф аш истов . Это рабо­ та эсминцев « У р и ц ки й » и «Ра зум ны й» совместно с тр а л ьщ и ком АМН 14. 15 ноября 1943 г. Прибыли в порт Молотовск, потерь нет. После ремонта ледокол занял­ ся проводкой караванов через льды Белого моря и работал до мая 1944 года. Самолеты противника появлялись над ка­ раванами редко и отгонялись нашим зенитным огнем или истребителями прикрытия. В горле Белого моря постоян ­ но находилось 5 подлодок вра­ га , но корабли И о ка н ь гс ко й ба­ зы по стоянно и х оттуда « вы к у ­ ривали» гл уб и н ны м и бомбами. Помогала в этом и авиация . Зим няя ледокольная нави гация прош ла без по терь . v 8 июля 1944 г. Переход Для работы на трассе Севморпути. Командованием ББФ расстав­ лены корабли типа СКР на Есем опасном участке перехо­ да — от Канина до Карских Ворот. По п у ти следования ледокола кораблями сторожевой охраны у н и ч тож е н о 20 плавающ и х мин . Ледокол следовал в конвое БД-1, в составе д в у х тр а н с п о р ­ тов («Диксон» и новый , типа «Змпайр» , тр а н с п о р т «А р хан ­ гельск» ), в сопровож дении ли ­ дера «Баку» , эсминцев «Уриц - ний» и «Гремящ ий» , а та кж е пя ти трал ьщ инов ти па AM. С воздуха ко н вой п р и н ры ва л и 44 самолета. Всю н а в и га ц ию 1944 года ра­ ботали в море Л ап тевы х и Во­ сточно -С ибирском море, обес­ печивая пр о в о д ку караванов . В нашем се кторе А р к т и к и потерь не было. Октябрь 1944 г. В составе конвоя пошли на запад, в про­ ливе Вилькицкого встретились с минзагом «Мурман» и траль­ щиками АМ-113, 115 и 119. У о. Уединения взяли уголь с СКР-19 и пошли дальше. За­ паднее Диксона к конвою при­ соединились эсминец «Дея­ тельный», 5 кораблей типа ТЩ и 5 типа БО. У К а р сн и х Ворот ко н вой у си ­ лился за сче т лидера «Баку» и эсм инцев «Ж гучий» и «Ра­ зум ны й » . СКР-18 и м и н за г — «М урман» ш ли параллельно на ­ шему ледоколу, п р и кр ы в а я его своими бортами о т торпед вра ­ га. Лидер «Баку» шел голов ­ ным , СКР-19 замы кал конвой . Вновь боевая трево га , объяв ­ ленная в К а р с к и х Воротах, о т­ боя не имела. Все о тды хали , ели на боевых по с тах . За пе ­ риод перехода ф аш и с тс кие лод ки 10 раз пы тали сь а та ко ­ вать ледокол , но наж ды й раз о т го н яли сь кораблям и о хране ­ ния , ко торы е вели непре с тан ­ н ую б ом б еж ку гл уб и н ны м и бомбами. 29 ноября 1944 г. Прибыли на рейд Молотовска. Празд­ нуем победу над врагом в За­ полярье. Воздушная опасность мино­ вала, подводная сохраняется. Меня переводят на американ­ ский ледокол «Северный ве­ тер». Н. МАЛЫГИН, бывший котельный маши­ нист (по боевой тревоге — наводчик кормово го ору ­ дия). 31 августа л рыбныймурман

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz