Рыбный Мурман. 1990 г. Август.
Конфликтная ситуация «Убедительно просим о немедленной замене капитан* Чер- нигина», — писал экипаж БМРТ «Нарочь» генеральному дире к тору объединения «Мурманрыбпром» В. Д . Демяненко . И хотя в* письме слово «просим», на самом деле это — требование. Д о статочно было послушать, что моряки говорили на сборе коман ды после рейса, достаточно было видеть, как капитан В. Г. Чер- нигин пытался отвести от себя их обвинения, чтобы убедиться: конфликт достиг апогея и «мирным путем» его уже не раз решить. С КОЛЬКО можно и в печа ти, и по телевидению убеждать руководителей всех рангов, от начальни ков флотов до капитанов и помполитов: уважаемые, не жалейте времени и сил для об щения с моряками, объясняй те им все ваши приказы, их логичность и необходимость! Ну что, в самом деле, трудно это? Унизительно? Так ведь нет, не хотят. Собственные амби ции преобладают. А в итоге... Вот и на БМРТ «Нарочь» на чалом всех событий послужи ло высокомерное молчание ка питана по поводу изменения рейса. Теперь-то, на сборе эки пажа после рейса (назовем это сбор № 2), зам. генерального директора объединения А. И. Кухтин объяснил подробней шим образом, почему понадо билось менять рейсовое зада ние. Это было продиктовано не только сложившейся поли тической ситуацией в странах, возле которых предполагалась работа экипажа, но и экономи ческими (в масштабе флота) причинами. Но тогда, в самом начале, экипаж недоумевал: на сборе команды (№ 1) перед вылетом капитан объявил, что, приняв судно, идем в ЮЗА, причем в хозрасчетном варианте. Потом выяснилось: в рейсовом зада нии — нечто иное, вроде ЮВА, вроде нет. А поскольку до ЮЗА переход 20 суток, реши ли быстренько отремонтиро вать самое-самое в порту, остальное — своими силами на переходе. Но тут пришла ра диограмма из управления: рейс в ЮВА (переход три дня). Созвали общесудовое собра ние, так как знали, что без со_ гласия хозрасчетного экипажа менять рейсовое задание нико му не дозволено. И тут В. Г. Чернигин совершил первую в цепочке ошибку: он заявил, что здесь, в море, он — еди ноначальник, никаких запросов в порт посылать не будет, ибо здесь он сам решает, что именно делать. На сборе эки пажа № 2 Вячеслав Геннадь евич заявил: — Надо кончать порочную практику разъяснений. Есть ка питан, он принимает решение. Ничуть не умаляя капитан ского авторитета, напомню ста ринную, можно сказать, древ нюю истину: капитан без мат росов — никто, а матросы без капитана — команда. Ни один матрос не позволит себе вме шиваться или просить разъяс нений по вопросам навигации или организации работы штур манов. Но производственная деятельность, ее результаты очень даже интересуют каж дого моряка. И каждый с пол ным основанием ждет от капи тана тире директора четкого отзета на все производствен ные вопросы. На «Нарочи» ситуация ос ложнялась тем, что предыду щий рейс для экипажа был «прогарным» и команда рас считывала на этот раз попра вить свои материальные дела. Все отлично понимали, что в ЮВА рыбалка настоящей не будет, а, стало быть, рейс сно ва станет «прогарным». По судну уже бродило слово «за бастовка». Но вновь избранный предсудкома старший механик В. И. Евса собрал команду. По говорили, обсудили, решили: никаких забастовок, лучше от править а порт РДО. что, мол, несогласны с изменением рей. созого задания, а потому про сим прислать замену... 71 че ловеку. Что же в это время делали капитан и его первый помощ ник? «Отсиживались в каютах и только изредка показывались людям, да и то лишь затем, чтобы запугать экипаж», — объясняют авторы письма ге неральному директору. На что рассчитывали? Видно, думали по старинке: виза всем нужна, заработок тоже, покричат-по- ворчат моряки да и примолк нут. А потому капитан при малейшем поводе спешил за- ниа состоялось только при по вторном созыве: сначала капи тан категорически запретил со брание. Тут уже твердо реши ли о тр а зи т ь документы и пер вой и зторой проверок в ОБХСС. Получать «скоропорт» в тре тий раз 3. Г. Чернигин от правился сам. На этот раз все было благополучно, кроме со стояния самого капитана. Он возвращался, как бы это ска зать помягче: в общем, чуть «теплый», а потому командир ские эмоции были обострены. Приказывал всей группе моря- коз разом спускаться по штормтрапу. Зная, что экипаж видел его •в таком состоянии, В. Г. Черни гин решил: лучшая защита — это нападение. И пошло-по- ехало. Посыпались выговоры, выкрики: «Вы врете! Выкручи ваетесь!» Реплика заместителя гене рального директора объедине ния А. И. Козловского : «Но у вас был первый помощник ка питана!» — потонула в хохоте зала. Одни кричат: «Его не было», другие: «Был, но спал». Хотя, судя по письму, по вы ступлениям моряков , В. В. Боб ков не спал, а поддерживал капитана в его неправых дей ствиях. Например, он присутствовал, когда ребята брали на судно щенка, но промолчал, не ска зал, что это запрещено. Неко торое время длилась тишина по этому поводу на судне. А потом один из моряков , при чем абсолютно невиновный, получил выговор за наруше ние запрета капитана (нельзя ПРОТИВОСТОЯНИЕ верить моряка: «Все, в следу ющий рейс ты не пойдешь» или «Все. Ты списан». Исполь зовались методы и похлеще, но о них чуть позже. Итак, судно вышло из ре монта на неделю раньше, и сразу экипаж приступил к про мыслу. Воцарился обычный ра бочий ритм, примолкли ребя та: есть рыба, надо спешить. Пришло время получать «скоропорт», как называют мо ряки продукты, не подлежа щие длительному хранению. И, может, не вспыхнул бы но вый, еще более острый конф ликт между командой и капи таном, не случись крупная не достача продуктов: 60 литров молока, 4 больших банки май онеза, 20 килограммов печени, 45 килограммов помидоров, два ящика цыплят. Зато в ка честве традиционного для ино фирм презента (обычно не большого, чисто символическо го) в каюту капитана внесли свыше 20 бутылок водки, ящик сигарет «Ротманс» (одни из са мых дорогих), много кофе и чая. По поводу недостачи продук тов экипажу объяснили: часть утоплена при перегрузке, а другую часть.... разворовала сама команда. А чтобы под сластить пилюлю, по судовой трансляции объявили: «Рядо вому составу можно получить кофе из расчета банка на ше стерых». Судовой комитет потребовал было у капитана документы на полученный презент. Отказ. Тогда судком принял реше ние направить дело в ОБХСС. Но потом договорились сде лать это по приходе в порт. И снова потекли рабочие будни. И снова пришло время получать «скоропорт». Цитирую письмо экипажа: «Группа народного контроля ведет проверку при выгрузке с катера. В ящиках с майоне зом найдены три бутылки коньяка, 12 банок кофе. Вто рой помощник капитана выно сит с катера спортивную сум ку. раздутую от стеклянной посуды. На требование народ ных контролеров предъявить сумку для проверки отвечает, что это его личные вещи, и уходит с ней в каюту капита на». Первый помощник, когда к нему обратились народные контролеры за помощью, предпочел не вмешиваться в это дело. Тем временем выяв ляется новая недостача: ящик ветчины на сумму 133 доллара. Опять собирается судком, слушает отчет группы народ ного контроля. Правда, заседа- предупреждения. И даже про вокации. ...Старший мастер добычи Игорь Николаевич Бойко, «про винившийся» тем, что возглав лял группу народного контро ля, следил на палубе за подъ емом трала, когда его вызвали на мостик. Стояла глубокая ночь. Игорь Николаевич встал перед капитаном и услышал: «Вы пьяны, идите отдыхать». Сзади хихикал первый помощ ник. И. Н. Бойко предложил: «Давайте проведем эксперти зу». Капитан сказал: «А за чем?» Хорошо, что старший мастер проявил тогда выдержку и молча отправился сноза на палубу. Кто знает, каков был бы исход этой «беседы»... * * * Н а к а з а н и й было столько, что сейчас, после возвра щения экипажа, даже не верится, что такое может позволить себе капитан в рей се. Ведь кто лучше него, капи тана, знает, как сказываются утомление, монотонный труд, вахты-подзахты, вся тяжкая морская жизнь на психике лю дей. Побережней бы к коман де, а он, наоборот... На сборе экипажа № 2 мо ряки приводили десятки при меров, мягко говоря, неспра ведливости капитана. М е х а н и к -н а л а д ч и к В. Г. Си м о н е н к о : — Мне влепили выговор за то, что плохо работает рыбо мучная установка. Но ведь ей необходим ремонт, а в МРТО занимались в основном глав ным двигателем, установки не касались, надеясь отремонти ровать ее во время длительно го перехода. За два-три дня такое не отремонтировать. Матрос С. Пражко: — Четверо моряков получи ли выговоры за уход с подвах- ты. Но ушли-то трое. Я пришел к капитану, а он говорит: «Раз ты не написал объяснитель ную...» — «Какую объяснитель ную? Я же остался работать!» — «Все разно должен напи сать». В. Г. Чернигин комментиру ет: — С вас объяснение взять очень тяжело, вы не хотите пи сать. В ответ на заявление мно гих моряков о том, что капи тан уходил с острых собра ний, комментарий звучал так: — А по каким вопросам со брание-то? У меня радио- созет в 21 час, потому и ухо дил. А запретов на собрания не было. 8 зале возмущенный гул, держать животных на судне). Группа моряков написала за явление, что этот человек не виноват, но капитан решение не отменил. Бывали и исключения. Выступает судовой врач Л. Ф. Григорьева: — Приятель капитана, мат рос, однажды напился, прово дилась медэкспертиза. Но ему это безболезненно сошло с рук. То есть у капитана двой ная мораль. Что касается ме ня, то Чернигин позволял себе мат в разговоре со мной и по вторял: «Вы в следующий раз не пойдете, потому что друж и те с демократами». В СЕ, что накипело, накопи лось, все, что, честно го воря, боялись высказать в море, выплеснулось здесь, на сборе. Горечь, оби да, ярость обрушились на ка питана и его первого помощ ника. И если В. В. Бобков с видимым равнодушием наблю дал за кипением страстей в зале, то В. Г. Чернигин играл роль незаслуженно оскорбляе мого человека, которого подо зревают в каких-то не ведомых ему грехах. Моряки жалуются на отсут ствие информации. В. Г. Чер нигин отвечает, что регулярно вывешивалась информация о работе судов а группе. «Но нас больше интересуют собствен ные результаты», — возража ют моряки. Капитан: «Ваши деньги, вы и думайте. А что вы хотите, чтобы я каждый день начислял вам зарплату и выдавал на руки?» Под общий хохот В. Г. Чер нигин заявляет: «В рейсе ни кто не боялся зайти ко мне в каюту чайку попить». Для ко го это говорится? Для начальников служб, присутст вующих на сборе? Для заме стителя генерального директо ра? Для самого себя? Полный зал моряков, людей, которые вынуждены были мол чать почти пять месяцев. За чем им-то говорить неправду? А то, что говорится неправда, видно по реакции зала. Сижу, слушаю, и зло берет: господи, ну до чего же м ож но дойти в амбициях! Каждый конфликтный случай можно было тихо, мирно распутать в собственном коллективе. Но для этого надо видеть в каж дом моряке Человека, а не безгласного исполнителя адми нистративной власти. Не спорим, капитан — еди ноначальник «а судне. Но не до абсурда, не до жесткого противопоставления капитана команде. Тем паче « наше де мократичное время. Вячеслав Геннадьевич, судя по выступлениям моряков , не любит тех, кто имеет собст венное мнение. Его благо склонностью пользуются лю ди покорные, молча исполняю щие его распоряжения. Пример: когда начальники служб стали заполнять бланки характеристик на подчиненных, капитан приказал ничего не пи сать в двух последних строч ках: «особые отметки» и «при годность для загранрейсов». Предсудкома попытался запро сить «берег», справедливо ли, мол,- такое. Капитан запретил давать такую РДО. Зато у ка питана вкупе с первым помощ ником появилась еще одна очень действенная возмож ность держать моряков «на коротком поводке». Как это - нервировало людей, как раз дражало и как мешало нор мальной работе, нетрудно до гадаться. *3 На День рыбака на стенде появился приказ, в котором капитан поздравлял экипаж. Обычно пишутся имена лучших моряков («приказываю объ явить благодарность... поме стить на Д оску почета» и т. д.). А здесь — ничего. Почему то гда поздравление названо при казом? У Скажете: мелочь. Возможно. На берегу. В море мелочей не бывает. В одном из рейсов я видела слезы обиды на глазах моряка, чье имя капитан забыл внести в список отмеченных. И стран но, и страшно было видеть эти слезы человека, отдавшего мо рю два десятка лет. Вот как каждому из нас нужно, чтобы его уважали, ценили его труд, как важно услышать доброе слово, пусть небольшую, но похвалу. Как это окрыляет! Тем более молодых. А их в экипаже — большинство. У В. Г. Чернигина своя точка зрения. Он считает, что на «его» судне поощрять некого. Ну, а что касается презентов, Вячеслав Геннадьевич на сборе сказал так: — Это — старинная морская традиция. Если презент запи сан в квитанции, он должен быть оприходован по судну. Если нет, я поступаю с ним, как хочу: могу выбросить за борт, отдать команде, взять себе. Заместитель генерального директора А. И. Козловский поправил капитана: — Чернигин не прав. Если презент не внесен в докумен ты, он должен быть оприходо ван по судну (документально оформлен). С БОР экипажа длился еще долго. Нервничали моря ки, заново переживая большие и малые конф ликты рейса. Явно нервничал капитан под насмешливыми взглядами и колючими вопро сами своей команды. Две враждующие стороны. Но ведь В. Г. Чернигин не ка кой-то злодей, такой же совет ский моряк, как и они и, на верное, в душе неплохой че ловек. Но экипаж категорически не согласен работать с ним. Два рейса убедили людей: с этим человеком невозможен кон такт... Да. Хорошо то, что хорошо кончается. Хорошо, что эки паж решил вести борьбу за справедливость «парламентски ми» методами, а не дикарски ми «разборками», хотя в бесе де со мной моряки говорили; что в море не раз возникало желание «вдарить». И был бы повод-то для кон фликта серьезный. А то ведь так, бог знает что, ка к сказал один из присутствующих: дело выеденного яйца не стоит. И. БЕРЕЗЮК. 31 августа 1990 года. РЫБНЫЙ МУРМАН
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz