Рыбный Мурман. 1990 г. Август.
НЕ ХВАТАЕТ СПЛОЧЕННОСТИ Уважаемая редакция! Мы тоже за съезд рыбаков. Д а в но пора нам собраться. Нам не хватает сплоченности в отличие от разного рода на чальников — у них везде свои люди, родня. А простой рыбак беспра вен. И на судне, и в управ лении. И даже в поликлинике не может слова сказать , ина че двадцатый раз пошлют анализы сдавать. А если ска жешь слово начальству, то визированных рейсов не ви дать. Если ты из плавсостава, то работай пятнадцать, а то и все тридцать лет — и ничего не добьешься: ни квартиры, ни путевки, а о машине и го ворить нечего (некоторые ве зут. конечно, ио если нет и пе было заходов?) Как все надоело. Надо, на до менять обстановку, хватит терпеть. С уважением Савельев, Ла зарев и другие. ЧТО ТВОРИТСЯ? Мы ваши постоянные чита тели. Сил больше нет терпеть — хочется поделиться... На каждом шагу одни хапуги, бю рократы , буржуи — больше ка к журналисту и газете и по жаловаться некому. Мы хотим знать, что это за «перестрой ка» такая и зачем пять послед них лет били-били и добили нашу страну до основания. Од на треть населения бесится от жира, а две трети — голые и голодные. Разве раньше такое было? Все началось с борьбы с пьянством. Свои заводы закры ли, работяг уволили. Где на ши добротные коньяки и ви ноградные вина? Сейчас нет их. Везут в магазины какую -то импортную бормотуху. Потом пошла свободная на циональная политика. Распус тили всех. Мы весь Союз а свое время объездили, все на ши республики — и нигде ни кто никого из нас не обругал и не сказал: «Зачем вы, рус ские, приехали?» А сейчас что у нас а стране творится? Д о какой распри довели страну... Все потому, что облили грязью наше прошлое и наших мертвых вождей. Надо было, раз такие смелые, в свое вре мя выступать и бить по ж и вым... Семьи Поповых и Петухо вых. молодой УЧЕНЫЙ В этом году стал кандида том технических наук моло дой ученый Сергей Юлиано вич Дубровин . Коренной м ур манчанин, окончив в 1982 го ду технический факультет МВИМУ, он был оставлен на кафедре технологии рыбных продуктов стажером -препо- давателем. Через год переве ден на должность ассистента рыбный мурман этой кафедры и сразу же а к тивно подключился к выпол нению госбюджетной научно- исследовательской темы «Раз работка и совершенствование технологических кормов и ж и ров из рыбного сырья». М о лодой исследователь постоян но бывал на рыбокомбинате, хорошо изучил технологиче ские процессы получения рыбьего жира. В этом же на правлении под руководством доцента М. Ф . Мукатовой он стал работать, поступив в 1985 году в очную аспирантуру МВИМУ. Дубровин, работая в тес ном контакте с производст венниками, добился хороших результатов. На способ полу чения ветеринарного жира с применением карбамида ему выдали свидетельство об изо бретении. С его участием бы ли проведены биологические испытания продуктов, полу ченных из печени ^ и с п о л ь з о ванием карбамида. И, нако нец, на основании анализа и обобщения результатов, про веденных экспериментов Д уб ровиным составлены времен ные технологические инструк ции по производству полу фабрикатов жира для ветери нарных целей, временные на ставления по использованию белковой эмульсии на откор ме подсвинков. Эти докумен ты проданы промышленным предприятиям А гропромсою - за Мурманской области. Это уже большая и заслуженная победа... В. ЗАСУХИН, сотрудник МВИМУ. Из редакционной почти ОТПОВЕДЬ ИСПОВЕДИ В 24-м номере «РМ» опуб ликована статья «Исповедь бродяги» («Века наш след остудят»). Мы отвергаем инсинуации, допущенные автором по ад ресу одной из школ города и ее учителей. Категорически не приемлем попытку автора по казать, что первоистоки его незадазшейся жизни (о кото рой он, как уверяет, не сожа леет) восходят к школе, ее учителям. Нет уж, сударь! Ес ли выбрал для себя позорную судьбу, то марать других, ни когда не желавших тебе дур ного и пытавшихся удержать тебя от этого, — по меньшей мере подло. В «Исповеди» не названа школа. Но мы-то знаем, что речь идет о нашей школе. Из трех упомянутых учителей названа лишь одна фамилия (и та переврана). Но мы-то зна ем, что речь идет о наших учителях, которых (и не толь ко их) мы знаем и помним по фамилии, имени и отчеству. Мы помним их в военных гимнастерках со следами от снятых погон, с «иконостасом» из орденов и медалей на груди. Именно такими они за помнились, когда встречали нас на крыльце школы в сен тябре 1945 года. Это были первые демобилизованные по сле Победы. Именно с прихо дом их началось возрожде ние нашей школы. Именно благодаря трудам физкультурника, о котором так уничижительно отзывается ав тор «Исповеди», учениками школы укомплектовывались команды четырех ведущих спортивных обществ города по игровым видам спорта. Этим физкультурником и его това рищами взращивались чемпио ны города, области, респуб лики, Праздника Севера. И еще долгие, долгие годы бла годаря высокой самоотдаче этого физкультурника спор тивный авторитет школы оставался предметом вожде ления для многих. Именно благодаря химику определили свой жизненный выбор многие наши школьные товарищи. А некоторые из них стали учеными-химиками, кандидатами, докторами наук, внесли свой вклад в те на правления науки и техники, о которых еще и сегодня гово рить в подробностях не при нято. У химика, великолепно го шахматиста, познали азы шахмат сотни мальчишек, и не которые из нас в их числе. Именно ученики нашего школьного литератора удивля ли своей эрудицией экзамена торов московских и ленин градских вузов. Эти учителя и их товарищи давали нам зна ния, помогавшие при сдаче вступительных экзаменов в са мые престижные учебные за ведения. Из трех упомянутых в «Ис поведи» учителей один офи циально носит звание заслу женного учителя республики. Но при других обстоятельствах каждый из них мог стать, и вполне заслуженно, обладате лем почетного звания. И все- таки, независимо от «обстоя тельств», в нашем понимании они и есть подлинные, самые настоящие НАРОДНЫЕ УЧИТЕ ЛЯ. Нет, мы не считаем, что с наших учителей следует пи сать иконы. Но мы (сами да ле ко -не ангелы) понимали их тогда: люди прошли страшную войну и остались живы. Им ли прятать обыденную челове ческую слабость?! Тем более что не слабости определяли их как личностей, а сильные нравственные, человеческие качества: _ самоотверженность, самоотдача, преданность свое му делу, доброта. И мы счи таем себя в неоплатном дол гу перед ними, от нас им глу бочайшая благодарность. Эти чувства после прочтения «Исповеди бродяги» застави ли нас протрубить «большой сбор» и взяться за перо, что бы написать это письмо. И. КАЛОШИН, В. ХОБОТИ- ЛОВ, Ю. РОЗАЕВ, В. СИВ КОВ, С. БАРКОВ и другие выпускники школы 1951— 1954 годов. ШКОЛУ свою НЕ ПОКИНУ К ОГДА ПЯТЬ лет назад я переходила па работу учителем истории, то просила: «Только не в 42-ю школу». Почему? Да потому, что в ту пору о ней шла дурная слава: разболтанный коллек тив. ужасная дисциплина па уроках, склоки... Кому же хочется попадать в такой ко тел? Но случилось так*, что все другие варианты не под ходили и работать я пришла именно в 42-ю. За пять ми нувших лет школа пережила два ремонта, сменились три директора. И когда для ме ня встал вопрос о переходе на работу в педагогический институт, я вдруг остро по няла. как мне не хочется уходить из школы вообще и из этой конкретно. Работу учителя легкой и беззаботной не назовешь, много разного было и в про шедшие пять лет. Но я люб лю ее четкий рабочий ритм, кипящую суету школьных коридоров, пружинистое на пряжение каждого урока. Мне нравится, когда после занятия ребята забрасывают меня вопросами, когда они приносят свои книжки с до Я полнительным материалом и непременно хотят рассказать тебе то. о чем прочитали до ма. С ребятами я посмот рела почти весь репертуар областного драматического театра, успевала на все но винки кинематографа, пе пропускала ни одного «Взг ляда» , ни одного выпуска «Комсомолки» или «Собе седника». А как же иначе, если па перемене, после уро ков, да нередко и несколько минут на уроке, обязательно идет обмен мнениями о сю жетах, статьях, проблемах? Помнится, когда начался ро ковый бум и вся натура учи теля сопротивлялась этому «металлолому», я силилась разобраться с помощью ре бят в топкостях этой му зы ки. Мальчики мои, Гена Ромулов и Саша Сгулов, натащили ворохи кассет, пы тались внушить уважение и любовь к року. Еще сложнее бывало тогда, когда в пылу урока ты выбираешь не са мые удачные слова и ви дишь осуждение в глазах умницы Люды Беспаловой. Готова сквозь землю прова литься, а надо дальше вести урок... Что бы ни было за те четыре-пять лет, пока ве дешь свой класс, к выпуск ному вечеру всегда кажется, что это самые хорошие уче ники, в твоей жизни больше таких уже не будет. НЕ ХОЧУ уходить из этой школы, потому что здесь познакомилась с замечательными людьми, мо ими коллегами. И если бы я могла выбирать учителей и составить «сборную», кото рой можно доверить своего ребенка, я бы очень хотела, чтобы математике учила Н. М. Каплина. Это она про водит забавные математиче ские КВНы и «поезда», ни когда пе забывает про ф а культативы и кружки по предмету, все время в курсе всех профессиональных но винок. А русский язык и ли тературу в «сборной» могли бы вести сразу три интересных, твор ческих учителя-словесипка — Г. Ф. Королева, Л. И. Лабурская и В. С. Редькова. У каждой из них свой непо вторимый стиль, по тем ин тереснее. Я бы мечтала, что бы классным руководителем моей дочери была молодая учительница биологии Л. А. Соломатина. Мне жаль уходить из школы, где за последние го ды произошли большие из менения к лучшему: обога тилось материальное и тех ническое оснащение, открыл ся компьютерный класс, на всех этажах установлены простейшие спортивные сна ряды, оборудован второй спортивный з ал и открыто множество спортсекций. З НАЧИТ ЛИ ЭТО, что я не вижу в нашей шко ле никаких недостатков, что все меня устраивает? Р а з у меется, нет. Хотелось бы. чтобы вложение немалых средств, работа многих но вых специалистов быстрее давали бы отдачу в качест ве роста уровня воспитанно сти наших ребят. Чтобы не появлялись больше гнусные слова па партах, стенах шко лы и в подъездах нашего микрорайона, чтобы невоз можно было услышать не цензурную браиь прямо па парадном крыльце или в классе. Но для этого необхо димо вернуть авторитет школы и интеллигентность вообще. Л. ШТЫЛЕ8 А, учительница школы № 42. ТОГДА ОБ ЭТОМ ПОМАЛКИВАЛИ Я уже рассказывал о хоккей ном матче североморцев с ка надскими моряками, который состоялся в Полярном в дале кие военные годы. Редакция тогда указала мое местожи тельство. Откликнулся друг — участник того необычного мат ча, и мы обмениваемся пись мами. Спасибо газете за это! Расскажу и о футболе тех далеких времен. Подтолкнула меня — и в какой-то мере за дела — публикация в «Совет ском спорте» под заголовком «Тайный матч 44-го года». Га зета рассказывала о встрече с англичанами в Москве, как о сенсации. Возможно, такие не санкционированные матчи бы ли и еще где-то. Но уверенно можно сказать: их организацию брали на себя очень смелые люди. Тогда действовала уста новка свыше «Только победа», иначе... Впрочем, достаточно вспомнить первый официаль ный матч, проигранный коман дой ЦДКА югославам (тогда их окрестили «ревизионистами», а следовательно, нашими вра гами). После этого армейскую Команду «лейтенантов» разо гнали, а игроков — разжало вали. Организаторы московско го' матча 44-го года наказания не понесли. Оказалось, наши разгромили всего лишь «сбор ную» любителей из... торгпред ства и посольства. А вот что было в Полярном в том же сорок четвертом! На настойчи вый вызов на игру английских футболистов начальство раз думывало. Все-таки родона чальники футбола! Проиграем, дойдет до верхов, что тогда? Настояли наши игроки : «Сыгра ем, мол, поле ровное, мяч круглый». А тогда был лучезарный, со всем не северный воскресный денек. Те счастливцы, которые получили увольнительные, ню хом учуяли, что надо держать курс на стадион. Иногда тай ное становится явным! Серые гранитные трибуны постепенно темнели. По свистку англий ского судьи (таков был до го вор) команды построились. Са моуверенные гости были в но венькой щеголеватой форме. Футболки с высоко закатан ными рукавами, в удивительно коротких трусах (в отличие от наших ««мастерских» до ко лен). Посмеивались, перегова ривались, нетерпеливо пере минаясь с ноги на ногу. Ниче го не скажешь, воображение поражали! Наши не рисова лись. Они просто хотели хоро шо сыграть. Хотя и прошло сорок шесть лет, но многое помню. В це лом игра была азартная, по- спортивному злая. Суетились больше англичане. Они отлич но владели техникой, но про игрывали в быстроте, много шумели, упрекая друг друга. Победили наши, и костьми не пришлось ложиться. Думали, на этом поставят точку. Но вско ре противная сторона под го товила и укрепила новый сос тав и потребовала реванша. Объективности ради следует сказать, что и наши не сиде ли, тоже пришло подкрепле ние, а главное — поймали к у раж и снова победили. Англи чане долго находились в пла вании, а наши жили на бере гу, видимо, в этом была ос новная причина нашего пре восходства! Однако дружба с иностранными спортсменами была всегда на высоте Не один уикэнд провели вме сте, смотрели их фильмы, тан цевали. Были и другие поедин ки. Мне потом рассказываги, что выигрывали и англимане, но газеты о них не писали .. и. КОТОВ. 3! августа I990 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz