Рыбный Мурман. 1990 г. Август.

НЕ ХВАТАЕТ СПЛОЧЕННОСТИ Уважаемая редакция! Мы тоже за съезд рыбаков. Д а в ­ но пора нам собраться. Нам не хватает сплоченности в отличие от разного рода на­ чальников — у них везде свои люди, родня. А простой рыбак беспра­ вен. И на судне, и в управ­ лении. И даже в поликлинике не может слова сказать , ина­ че двадцатый раз пошлют анализы сдавать. А если ска­ жешь слово начальству, то визированных рейсов не ви­ дать. Если ты из плавсостава, то работай пятнадцать, а то и все тридцать лет — и ничего не добьешься: ни квартиры, ни путевки, а о машине и го­ ворить нечего (некоторые ве ­ зут. конечно, ио если нет и пе было заходов?) Как все надоело. Надо, на ­ до менять обстановку, хватит терпеть. С уважением Савельев, Ла­ зарев и другие. ЧТО ТВОРИТСЯ? Мы ваши постоянные чита­ тели. Сил больше нет терпеть — хочется поделиться... На каждом шагу одни хапуги, бю ­ рократы , буржуи — больше ка к журналисту и газете и по ­ жаловаться некому. Мы хотим знать, что это за «перестрой­ ка» такая и зачем пять послед­ них лет били-били и добили нашу страну до основания. Од­ на треть населения бесится от жира, а две трети — голые и голодные. Разве раньше такое было? Все началось с борьбы с пьянством. Свои заводы закры ­ ли, работяг уволили. Где на­ ши добротные коньяки и ви­ ноградные вина? Сейчас нет их. Везут в магазины какую -то импортную бормотуху. Потом пошла свободная на­ циональная политика. Распус­ тили всех. Мы весь Союз а свое время объездили, все на­ ши республики — и нигде ни­ кто никого из нас не обругал и не сказал: «Зачем вы, рус­ ские, приехали?» А сейчас что у нас а стране творится? Д о какой распри довели страну... Все потому, что облили грязью наше прошлое и наших мертвых вождей. Надо было, раз такие смелые, в свое вре­ мя выступать и бить по ж и ­ вым... Семьи Поповых и Петухо­ вых. молодой УЧЕНЫЙ В этом году стал кандида­ том технических наук моло­ дой ученый Сергей Юлиано­ вич Дубровин . Коренной м ур ­ манчанин, окончив в 1982 го ­ ду технический факультет МВИМУ, он был оставлен на кафедре технологии рыбных продуктов стажером -препо- давателем. Через год переве­ ден на должность ассистента рыбный мурман этой кафедры и сразу же а к ­ тивно подключился к выпол­ нению госбюджетной научно- исследовательской темы «Раз­ работка и совершенствование технологических кормов и ж и ­ ров из рыбного сырья». М о ­ лодой исследователь постоян­ но бывал на рыбокомбинате, хорошо изучил технологиче­ ские процессы получения рыбьего жира. В этом же на­ правлении под руководством доцента М. Ф . Мукатовой он стал работать, поступив в 1985 году в очную аспирантуру МВИМУ. Дубровин, работая в тес­ ном контакте с производст­ венниками, добился хороших результатов. На способ полу­ чения ветеринарного жира с применением карбамида ему выдали свидетельство об изо­ бретении. С его участием бы­ ли проведены биологические испытания продуктов, полу­ ченных из печени ^ и с п о л ь з о ­ ванием карбамида. И, нако­ нец, на основании анализа и обобщения результатов, про ­ веденных экспериментов Д уб ­ ровиным составлены времен­ ные технологические инструк­ ции по производству полу­ фабрикатов жира для ветери­ нарных целей, временные на­ ставления по использованию белковой эмульсии на откор ­ ме подсвинков. Эти докумен ­ ты проданы промышленным предприятиям А гропромсою - за Мурманской области. Это уже большая и заслуженная победа... В. ЗАСУХИН, сотрудник МВИМУ. Из редакционной почти ОТПОВЕДЬ ИСПОВЕДИ В 24-м номере «РМ» опуб­ ликована статья «Исповедь бродяги» («Века наш след остудят»). Мы отвергаем инсинуации, допущенные автором по ад­ ресу одной из школ города и ее учителей. Категорически не приемлем попытку автора по ­ казать, что первоистоки его незадазшейся жизни (о кото­ рой он, как уверяет, не сожа­ леет) восходят к школе, ее учителям. Нет уж, сударь! Ес­ ли выбрал для себя позорную судьбу, то марать других, ни­ когда не желавших тебе дур­ ного и пытавшихся удержать тебя от этого, — по меньшей мере подло. В «Исповеди» не названа школа. Но мы-то знаем, что речь идет о нашей школе. Из трех упомянутых учителей названа лишь одна фамилия (и та переврана). Но мы-то зна­ ем, что речь идет о наших учителях, которых (и не толь­ ко их) мы знаем и помним по фамилии, имени и отчеству. Мы помним их в военных гимнастерках со следами от снятых погон, с «иконостасом» из орденов и медалей на груди. Именно такими они за­ помнились, когда встречали нас на крыльце школы в сен­ тябре 1945 года. Это были первые демобилизованные по­ сле Победы. Именно с прихо­ дом их началось возрожде­ ние нашей школы. Именно благодаря трудам физкультурника, о котором так уничижительно отзывается ав­ тор «Исповеди», учениками школы укомплектовывались команды четырех ведущих спортивных обществ города по игровым видам спорта. Этим физкультурником и его това­ рищами взращивались чемпио­ ны города, области, респуб­ лики, Праздника Севера. И еще долгие, долгие годы бла­ годаря высокой самоотдаче этого физкультурника спор­ тивный авторитет школы оставался предметом вожде­ ления для многих. Именно благодаря химику определили свой жизненный выбор многие наши школьные товарищи. А некоторые из них стали учеными-химиками, кандидатами, докторами наук, внесли свой вклад в те на­ правления науки и техники, о которых еще и сегодня гово­ рить в подробностях не при ­ нято. У химика, великолепно­ го шахматиста, познали азы шахмат сотни мальчишек, и не­ которые из нас в их числе. Именно ученики нашего школьного литератора удивля­ ли своей эрудицией экзамена­ торов московских и ленин­ градских вузов. Эти учителя и их товарищи давали нам зна­ ния, помогавшие при сдаче вступительных экзаменов в са­ мые престижные учебные за­ ведения. Из трех упомянутых в «Ис­ поведи» учителей один офи­ циально носит звание заслу­ женного учителя республики. Но при других обстоятельствах каждый из них мог стать, и вполне заслуженно, обладате­ лем почетного звания. И все- таки, независимо от «обстоя­ тельств», в нашем понимании они и есть подлинные, самые настоящие НАРОДНЫЕ УЧИТЕ­ ЛЯ. Нет, мы не считаем, что с наших учителей следует пи­ сать иконы. Но мы (сами да­ ле ко -не ангелы) понимали их тогда: люди прошли страшную войну и остались живы. Им ли прятать обыденную челове­ ческую слабость?! Тем более что не слабости определяли их как личностей, а сильные нравственные, человеческие качества: _ самоотверженность, самоотдача, преданность свое­ му делу, доброта. И мы счи­ таем себя в неоплатном дол­ гу перед ними, от нас им глу­ бочайшая благодарность. Эти чувства после прочтения «Исповеди бродяги» застави­ ли нас протрубить «большой сбор» и взяться за перо, что­ бы написать это письмо. И. КАЛОШИН, В. ХОБОТИ- ЛОВ, Ю. РОЗАЕВ, В. СИВ­ КОВ, С. БАРКОВ и другие выпускники школы 1951— 1954 годов. ШКОЛУ свою НЕ ПОКИНУ К ОГДА ПЯТЬ лет назад я переходила па работу учителем истории, то просила: «Только не в 42-ю школу». Почему? Да потому, что в ту пору о ней шла дурная слава: разболтанный коллек­ тив. ужасная дисциплина па уроках, склоки... Кому же хочется попадать в такой ко­ тел? Но случилось так*, что все другие варианты не под­ ходили и работать я пришла именно в 42-ю. За пять ми­ нувших лет школа пережила два ремонта, сменились три директора. И когда для ме­ ня встал вопрос о переходе на работу в педагогический институт, я вдруг остро по­ няла. как мне не хочется уходить из школы вообще и из этой конкретно. Работу учителя легкой и беззаботной не назовешь, много разного было и в про­ шедшие пять лет. Но я люб­ лю ее четкий рабочий ритм, кипящую суету школьных коридоров, пружинистое на ­ пряжение каждого урока. Мне нравится, когда после занятия ребята забрасывают меня вопросами, когда они приносят свои книжки с до­ Я полнительным материалом и непременно хотят рассказать тебе то. о чем прочитали до­ ма. С ребятами я посмот­ рела почти весь репертуар областного драматического театра, успевала на все но­ винки кинематографа, пе пропускала ни одного «Взг ­ ляда» , ни одного выпуска «Комсомолки» или «Собе­ седника». А как же иначе, если па перемене, после уро­ ков, да нередко и несколько минут на уроке, обязательно идет обмен мнениями о сю­ жетах, статьях, проблемах? Помнится, когда начался ро­ ковый бум и вся натура учи­ теля сопротивлялась этому «металлолому», я силилась разобраться с помощью ре ­ бят в топкостях этой му зы ­ ки. Мальчики мои, Гена Ромулов и Саша Сгулов, натащили ворохи кассет, пы­ тались внушить уважение и любовь к року. Еще сложнее бывало тогда, когда в пылу урока ты выбираешь не са ­ мые удачные слова и ви­ дишь осуждение в глазах умницы Люды Беспаловой. Готова сквозь землю прова­ литься, а надо дальше вести урок... Что бы ни было за те четыре-пять лет, пока ве­ дешь свой класс, к выпуск­ ному вечеру всегда кажется, что это самые хорошие уче­ ники, в твоей жизни больше таких уже не будет. НЕ ХОЧУ уходить из этой школы, потому что здесь познакомилась с замечательными людьми, мо­ ими коллегами. И если бы я могла выбирать учителей и составить «сборную», кото­ рой можно доверить своего ребенка, я бы очень хотела, чтобы математике учила Н. М. Каплина. Это она про­ водит забавные математиче­ ские КВНы и «поезда», ни­ когда пе забывает про ф а ­ культативы и кружки по предмету, все время в курсе всех профессиональных но­ винок. А русский язык и ли­ тературу в «сборной» могли бы вести сразу три интересных, твор­ ческих учителя-словесипка — Г. Ф. Королева, Л. И. Лабурская и В. С. Редькова. У каждой из них свой непо­ вторимый стиль, по тем ин­ тереснее. Я бы мечтала, что­ бы классным руководителем моей дочери была молодая учительница биологии Л. А. Соломатина. Мне жаль уходить из школы, где за последние го­ ды произошли большие из­ менения к лучшему: обога­ тилось материальное и тех­ ническое оснащение, открыл­ ся компьютерный класс, на всех этажах установлены простейшие спортивные сна­ ряды, оборудован второй спортивный з ал и открыто множество спортсекций. З НАЧИТ ЛИ ЭТО, что я не вижу в нашей шко­ ле никаких недостатков, что все меня устраивает? Р а з у ­ меется, нет. Хотелось бы. чтобы вложение немалых средств, работа многих но­ вых специалистов быстрее давали бы отдачу в качест­ ве роста уровня воспитанно­ сти наших ребят. Чтобы не появлялись больше гнусные слова па партах, стенах шко­ лы и в подъездах нашего микрорайона, чтобы невоз­ можно было услышать не­ цензурную браиь прямо па парадном крыльце или в классе. Но для этого необхо­ димо вернуть авторитет школы и интеллигентность вообще. Л. ШТЫЛЕ8 А, учительница школы № 42. ТОГДА ОБ ЭТОМ ПОМАЛКИВАЛИ Я уже рассказывал о хоккей­ ном матче североморцев с ка ­ надскими моряками, который состоялся в Полярном в дале­ кие военные годы. Редакция тогда указала мое местожи­ тельство. Откликнулся друг — участник того необычного мат­ ча, и мы обмениваемся пись­ мами. Спасибо газете за это! Расскажу и о футболе тех далеких времен. Подтолкнула меня — и в какой-то мере за­ дела — публикация в «Совет­ ском спорте» под заголовком «Тайный матч 44-го года». Га­ зета рассказывала о встрече с англичанами в Москве, как о сенсации. Возможно, такие не­ санкционированные матчи бы­ ли и еще где-то. Но уверенно можно сказать: их организацию брали на себя очень смелые люди. Тогда действовала уста­ новка свыше «Только победа», иначе... Впрочем, достаточно вспомнить первый официаль­ ный матч, проигранный коман­ дой ЦДКА югославам (тогда их окрестили «ревизионистами», а следовательно, нашими вра­ гами). После этого армейскую Команду «лейтенантов» разо­ гнали, а игроков — разжало­ вали. Организаторы московско ­ го' матча 44-го года наказания не понесли. Оказалось, наши разгромили всего лишь «сбор­ ную» любителей из... торгпред­ ства и посольства. А вот что было в Полярном в том же сорок четвертом! На настойчи­ вый вызов на игру английских футболистов начальство раз­ думывало. Все-таки родона­ чальники футбола! Проиграем, дойдет до верхов, что тогда? Настояли наши игроки : «Сыгра­ ем, мол, поле ровное, мяч круглый». А тогда был лучезарный, со­ всем не северный воскресный денек. Те счастливцы, которые получили увольнительные, ню ­ хом учуяли, что надо держать курс на стадион. Иногда тай­ ное становится явным! Серые гранитные трибуны постепенно темнели. По свистку англий­ ского судьи (таков был до го ­ вор) команды построились. Са­ моуверенные гости были в но­ венькой щеголеватой форме. Футболки с высоко закатан­ ными рукавами, в удивительно коротких трусах (в отличие от наших ««мастерских» до ко ­ лен). Посмеивались, перегова­ ривались, нетерпеливо пере­ минаясь с ноги на ногу. Ниче­ го не скажешь, воображение поражали! Наши не рисова­ лись. Они просто хотели хоро­ шо сыграть. Хотя и прошло сорок шесть лет, но многое помню. В це­ лом игра была азартная, по- спортивному злая. Суетились больше англичане. Они отлич­ но владели техникой, но про ­ игрывали в быстроте, много шумели, упрекая друг друга. Победили наши, и костьми не пришлось ложиться. Думали, на этом поставят точку. Но вско­ ре противная сторона под го ­ товила и укрепила новый сос­ тав и потребовала реванша. Объективности ради следует сказать, что и наши не сиде­ ли, тоже пришло подкрепле­ ние, а главное — поймали к у ­ раж и снова победили. Англи­ чане долго находились в пла­ вании, а наши жили на бере­ гу, видимо, в этом была ос­ новная причина нашего пре ­ восходства! Однако дружба с иностранными спортсменами была всегда на высоте Не один уикэнд провели вме­ сте, смотрели их фильмы, тан­ цевали. Были и другие поедин­ ки. Мне потом рассказываги, что выигрывали и англимане, но газеты о них не писали .. и. КОТОВ. 3! августа I990 года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz