Рыбный Мурман. 1990 г. Август.
Возвращенные имена и з репр е с си р ова нны х в 1937 году по де л у «параллельно го а н ти со в е тс ко го бло ка» (Ю. Л. П я та ков и др.) и поместить след ующ ую зам е т ку : «В начале двад ца ты х годов А. М. А р нольдов был председателем правления М урм а н с ко го пр ом ыш ле нно -тр а н спор т ного и ко л о н и за ци о н н о го комбина та , в состав ко тор о го с 1923 по 1930 год вхо дила М урм ан с ка я желе зная доро га . Он многое сделал для ра зви ти я прои зводи те л ь ны х сил К арело -М урм ан с ко го края , в его честь были то гда названы два по сел ка , лесозавод и т. д. Им написаны ряд н н и г, в т. ч. «Вторые Дарданеллы». В середине 20-х годов А. М. А рноль дов был переведен на Б елор усс кую ж е л е зн ую д оро гу . И далее его следы для северян по теряны . Просим всех, к т о что-либо знает об этом человеке, напи сать в М урм ан с к, на каф едру и с тории педи нс ти ту та . Будем благодарны за помощ ь в восста новлении и с то р и че с кой истины» . Однако газета почему-то не пошла нам навстречу, такой публикации не дала, а поручила своему корреспон денту Колесникову вступить в кон такт с автором. Но это опять-таки ни чего не дало. И посланный нами Ко- В к и ю бы вш и х военнопленны х , возвра щ ающ и х с я и з Германии . С ра зу после о ко н ч ан и я гр а ж д а н с ко й войны Арон М ар кович был комиссаром ,' на чал ьни ком и уполном оченным НКПС * Сы зрани . Затем его перевели в Л енин град : в 1922 год у на значили уполномо ченным НКПС по М урм ан с кой желе зной доро ге . И ч у ть по зж е — новое пор уче ние : Арнольдова избрали председателем правления М урм а н с ко го тр а н с п о р т н о п р омыш ле нно го и ко л о н и за ци о н н о го ком бината и с ка зал и : «Хо зяйствуй !» НАЧАЛЕ 1923 года А. М. Ар- нольдов объехал все станции и ра зъе зды Мурманской же лезной дороги. В Коле он посетил сельскохозяйственную ферму , интере совался племенными коровами холмо горской породы. В Мурманске его волновали проблемы рыбного промыс ла и экспорта. В Кандалакше новый начальник дороги посетил депо и порт. После объезда дороги Арнольдов пришел к выводу, что надо действо вать, по крайней мере, в трех на правлениях. Во-первых, как можно быстрее от ремонтировать, а кое-где достроить дорогу, держать ее круглый год ^ в исправном состоянии, наращивать объ- Кто такой нольдов Т ОЛЬКО СТАРОЖИЛЫ южной части Мурманска да немногие краеведы знают, что поселок Нагор ное раньше (до 1937 года) звали Арнольдовкой. В статистико-экономи ческом описании Мурманского окру га, опубликованном в 1929 году, чи таем, что это поселение основано, как колонизационный участок Мурман ской железной дороги, в 1925 году. Расположена была Арнольдовна в трех верстах от Колы и в семи от Мурманска, у устья Глубокого ручья. По переписи 1926 года там было все го одно колонистское хозяйство (4 человека). Но потом тут вырос целый ряд домов, появились лесопилка, ма газин, баня. В тридцатые годы здесь жило уже более 800 человек... Бы л аналогичный поселок и в Кан далакше , вернее — в ее пригороде, рядом с лесопильным заводом «нме- Щ 1 товарища А. М. Арнольдова». Возникло это производство тоже в середине двадцатых годов, завод имел четыре пилорамы и два обрез ных станка. Одним из первых дирек торов этого предприятия был Васи лий Георгиевич Фомин, 1899 года рождения, член ВКП(б) с 1920 го да, карел по национальности. В 1937 году все названия, связан ные с именем Арнольдова, исчезли, как будто их корова языком слизну ла. А. М. Арнольдова объявили «вра гом народа» и поселки переименова ли. В течение многих десятилетий его имя не упоминалось в печати. Но народ, люди, с которыми он когда-то работал, не забыли «началь ника Мурманки». Так звали мурман чане Арнольдова, имея в в и д у ” его Должность уполномоченного Нарко мата путей сообщения и председате ля правления Мурманской железной Дороги. Об этом свидетельствовало и письмо, полученное несколько лет йа зад от руководства и общественно сти Кандалакшского лесозавода: они просили сообщить биографические данные об это.м человеке на предмет присвоения его имени одной из улиц поселка. Но тогда у краеведов таких дан ных было маловато, о чем мы и на писали в Кандалакшу. Г ЕП ЧА С же располагаем значи- ъ телыю большим объемом ин формации и часть обнаруженных све дений изложили в этой статье. Но сначала о том, как добывалась эта информация, несколько слов об исторических источниках. Прежде всего были просмотрены все биогра фические справочники периода рево люции и нэпа, в т. ч. Полного собра ния сочинений В. И. Ленина и Био графической хроники вождя. В ше стом томе хроники есть краткая справка, из которой мы узнали на стоящую фамилию Арнольдова — Шейнфайн и уловили, как его жиз ненный путь пересекался с биографи ей В. И. Ленина. Затем мы попытались привлечь к делу поисков материалов об Арноль- дове прессу и послали в главную га зету железнодорожников страны — «Гудок» — письмо такого содержа ния: «Уваж аемы й то варищ реда ктор ! Не см ож е т ли Ваша газета помочь в вы я сне ни и судьбы ж е л е зн о д о р ож н и ка - руноводителя А. М. Арнольдова , одного 24 августа 1990 года лесникову материал (5,5 рукописной странички) пропал где-то в дебрях журналистских джунглей. Одновременно мы обратились с прось бой к со тр уд ни кам Комитета го с уд а р ственной безопасности по М урм анской области помочь навести с п р а в ки об этом человеке, репрессированном в годы н уль та Сталина . Но и т у т до сих пор абсолю тная тиш ина . В Центральном архиве Министер ства путей сообщений (пользуясь слу чаем, благодарю тт. П. В. Безногова и И. В. Максимову) выдали справку из личного дела А. М. Арнольдова. Вот что в ней говорится: «Родился в 1894 году, в семье служащего города Бор Подольской губернии. Учился в городском, затем реальном училище. В 1917 — 1920 годах служил в Крас ной гвардии. Вступил в партию в 1917 году. В 1930 году окончил Л е нинградский политехнический инсти тут, знал польский, немецкий, фран цузский языки. В 1936 году награж ден орденом Трудового Красного З н а мени». Но нас, мурманчан, интересует в первую очередь та часть жизни Аро на Марковича Арнольдова-Шеппфай- на, что связана с нашим краем, то есть 1922 — 1927 годы, годы нэпа, период его руководства Мурманской железной дорогой. Однако здесь не обойтись без неболь шо го в ступления . К а к известно , М ур манская железная дорога родилась в о гне первой мировой войны и была по строена в ре кордно ко р о т ки е срони (ме нее 2-х лет). Соединив незамерзающ ий К о л ь с ки й залив, куд а приходили паро ходы с гр у зам и от сою зн и ко в по А н та н те, с центром страны и фронтом , «Мур- манка» помогла России в войне с Гер манией . Поезда п у с тил и по ней, едва успев у л о ж и т ь рельсы на ш палы и создать временные мосты : обстоятельства не по зволяли ж д а ть . Начавшаяся революция разо гнала ко н тр а ген то в —- строителей и «достроечнинов» , а военная ин тервенция А н та н ты о тлож ила «доведение до ко н д и ции» М урм ан ской железной доро ги в дол гий ящ и к . К а к тол ь ко весной 1920 года было по кончено с белогвардейцами на Евро пейском Севере РСФСР, встал вопрос: «Что делать с «Мурманкой»?» Одни пред ла гали за кон сер ви ро ва ть ма гистраль у государства не было дене г на ее ре м он т и содержание . Д р у ги е советовали сдать д ор о гу в ко нце ссию , хо тя бы тем ж е а н гличанам . Третьи , не со глашаясь ни с теми , ни с д р у гим и , чесали за ты л к и и думали . В 1923 году появился декрет СТО «О колонизации Карело-Мурманского края» , согласно которому Мурман ская железная дорога превращалась в транспортно-промышленный и коло низационный комбинат. Новая само стоятельная и хозрасчетная организа ция должна была не только перево зить людей и грузы, но и осваивать необжитой Карело-Мурманский край. Сразу встал вопрос — кто же воз главит это новое и сложное дело, кто будет хозяином 150й-километро- вой дороги. Мурманского, Кандалак шского и Кемского портов и всей прилегающей территории в 3,2 млн. десятин? И вот т у т , на наш взгляд , не без у ч а стия В. И. Ленина и Ф . Э. Д зе р ж и н с ко го , кур и р о в а вш е го в то время тр ан спор т , выбор пал на А. М. Арнольдова . В годы гр а ж д а н с ко й войны он одно время был заведующ им отделом военны х сообще ний В серо ссий с ко го бюро военны х к о миссаров (Всебюровоенком ). В био граф и че с кой х р о н и к е ж и з н и В. И. Ленина м ож но найти у пом и на н и е о том , что 20 о к тя б р я 1918 года А . М. Арнольдов те ле граф ировал Ильичу о плохой работе Б р ян с ко й желе зной доро ги по о б сл уж ива емы грузовых и пассажирских пере возок. Во-вторых, изыскать финансовые средства для технического переустрой ства дороги, не ждать государствен ной дотации, использовать природные богатства края (лес, рыба, пушнина, слюда, мрамор и т. д.), развивать промышленность, торговать с Евро пой. В-третьих, срочно и как можно плотнее заселить Карело-Мурманский край, дать колонистам (так тогда з в а ли переселенцев) льготы, сделать из них оседлое население, работающее в системе комбината. После первой ж е и н с п е кц и о н н о й по ездки А. М. А рнольдов поставил на прав лении вопрос о строительстве несколь - н и х новы х ле со пильны х заводов и ре монте с та ры х — в Медвежьей Горе, Ков- де, Умбе. Лесоматериалы с э ти х заводов пошли в А н гл ию , на вы р уче н ны е средст ва з а к у п а л и с ь рельсы , паровозы , необ ходимое оборудование , м у ка и сахар для рабочих. Председатель правления подоорал себе хороших помощников: отдел «Желрыба» возглавил Н. Д. Кура- сов. работающий на Мурмане с доре волюционной; поры, колонизационным отделом руководил первоклассный специалист Г. Ф. Чиркни. А. М. Арнольдов предложил правле нию еще одну идею — издавать свой ж у р н а л , и он вскоре появился . Его на- звали — «В е с тни к Карело -М урм ан ско го края» ). По М урм ан с кой дороге стал к у р сирова ть ва гон -кл уб , ко торы й ежеднев но посещали сотни ж еле знод орож ни ко в . Арон Маркович щедро поощрял научные изыскания на Севере, и правление выделяло деньги на геоло горазведочные работы в Хибинах (по отделу «Желсиликат»). В 1923 году Мурманская дорога приняла участие в первой советской сельскохозяйст венной выставке. Рассказывают , что подготовка к открытию выставки в Москве уже заканчивалась, когда по ступила заявка от «мурманцев» (так тогда звали северян). Вся территория на выставке была уже распределена и обустроена, но Арнольдов так на пирал на свои «особенности края» , что начальство выставки уступило: в самом глухом углу, в овраге, где раньше была свалка, ему отвели ме стечко под экспозицию. Там были поставлены кр а сны е ва гоны , где разм естили э к с п о н а ты , рядом —- ла- рен , где продавали и к р у и сем гу , на оле н я х было ор га ни зова но праздничное к а тание детей и в зрослы х . О «М урманке» , ее э к з о т и к е долго говорили все м о с кв и чи . Но Арнольдова хорошо знали и в Мурманске — здесь на рождество он организовал Полярную ярмарку , на которую пригласили гостей не только из Ленинграда, Одессы, Киева, но и из соседних стран. Комбинат заклю чил ряд выгодных сделок. По инициативе А. М. Арнольдова в Мурманске была построена первая гостиница, он поддержал сооружение первого каменного здания в Запо лярье — дома ТПО (транспортно-по требительского общества). А самое главное, в годы нэпа ожи вилась экономическая жизнь края, увеличился грузопоток, по дороге по шли тяжелые составы. Весной 1924 года А. М. Арнольдов воз главил М у р ком п о р т — объединенный о р га н управления м о р с ким и и с у х о п у т ными комм е р че с ким и перево з кам и на Севере и поставил вопрос об у тверж де нии ново го там ож е н н о го тарифа для М урм ан с ка . Работая председателем правления М урм ан сио го ком б и на та , А. М . А р н о л ь дов бл и з ко .по зна ком ил ся с видным дея телем п а р ти и й государ ства 20-х годов Яном Эрнестовичем Р у д з у та ком , . ко то рый в 1924 год у стал во зглавлять Нар ком а т п у тей сообщ ения . В скоре после э то го на значения Я. Э. Р у д з у та к осмо т рел «М урм а н ку» и на заседании n pa e jg /' ния 18 февраля 1925 года подчер кивал : «М урм ан с кая ж еле зная доро га не есть то л ь ко т р а к т для пе ре во з ки , она есть х о зя й с тв е н ны й хребе т всего края» . D ОТЛИЧИЕ от многих хозяйст- w венников А. М. Арнольдов не замыкался на чисто хозяйственных делах — он любил и пропагандиро вал литературу, искусство, охоту, рыбалку, сам много и интересно пи сал, популяризировал Север и его проблемы. Еще в 1922 году в Петро граде вышла его брошюра «Вторые Дарданеллы . Мурманский выход в Европу» (термин «Вторые Дарданел лы» появился в период первой миро вой войны, когда Турция, будучи со юзницей Германии, закрыла южные проливы из Черного моря, и выход к союзникам через Север стали по ана логии звать «вторыми Дарданелла ми»). Основную задачу своего очерка ав тор видел в том, чтобы «выявить ос новные данные о богатствах Олонец- ко-Мурманского края и... начать че рез железную дорогу промышленную колонизацию края». В 1924 году вышла новая книга А. М. Арнольдова — «Колони з ацф Мурмана. Достижения и ближайшие перспективы», в которой шла. речь о восстановлении дороги, о первых ша гах Мурманского порта, о рыбных промыслах и освоении земных недр. На карте, приложенной к брошюре, есть схемы проектируемых (уже тог да!) железных дорог на КЪтлас 'и Тю мень, места будущих гидростанций иа Ковде, Ниве и Туломе. D O ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ 20-х " годов А. М. Арнольдов был переведен на другую работу. Вот его дальнейший послужной список: 1927— 1930 г г. — у п о л н а р ко м п у ти при СНК БССР, председатель правления Мо с ко в с ко -Б е л о р у с с ко -Б ал ти й с ко й железной доро ги ; 1930 — 1931 г г . — член колле гии НКПС, д и р е кто р М о с ко в с ко го тр а н с п о р тно -э ко ном и че с ко го и н с ти т у та ; 1931 — 1933 г г . — н а ч а л ь н и к О ктябрь с ко й ж . д., у полном о че н ны й СТО в Ле н и н гра д с ком п о р т у ; 1933 — 1935 г г . — н а ч а л ь н и к управле ния ва гонно го хо зяй с тва НКПС; 1936 — 1937 г г . — н а чал ь н и к Юго-Во сточной желе зной доро ги . Насколько можно судить по доку ментам и публикациям, связи А. М. Арнольдова с Мурманом не терялись и в тридцатые годы — об этом напо минает его телеграмма, при сланн ая"^ адрес журнала «Карело-Мурманский край» в 1933 году (к 10-летшо изда ния). В ней говорилось: «Глубоко со жалею о невозможности лично при сутствовать на юбилее десятилетия журнала «Карело-Мурманский край» в связи с моим докладом 2 января в коллегии НКПС». Арон Маркович приветствовал ред коллегию и читателей-северян с юбилеем и выражал надежду, что развитие производительных сил Се вера будет идти еще более успешно. В ж ур н а л е была помещ ена и фото граф ия А. М. Арнольдова . Интелли ген т ное, тонное лицо . Вы со ки й чи с ты й лоб. Карие глаза с у з к и м п р ищ у р ом . Прямой нос. М аленькие у с и к и , проф ессор ская бород ка . Одевался он то гда , к а к и все ж е л е зн о д о р ож н и ки : ф орменный френч , с у ко н ны е б рю к и , са по ги . Р ЕПРЕССИИ обрушились на г коммуниста А. М. Арнольдова в тридцать седьмом: в январе он был освобожден от должности начальника дороги, а вскоре и арестован. Об этом мурманчане могли дога даться по двум сообщениям. Первое было опубликовано в пе редовой газеты «Правда» 28 я н в а р е 1937 года, где говорилось: «Под ру ководством Серебрякова проводили вредительскую работу Лившиц, Ар нольдов, Миронов и другие. Извест но, что Арнольдову, например, уда лось задержать строительство четы рех вагоноремонтных заводов вместо Полутора до трех лет, увеличить сто имость строительства в несколько раз» (называлась эта статья весьма тенденциозно — «Троцкист — вре дитель — диверсант — шпион»). Второе сообщение было таное — посе л о к Арнольдовна , по с трое нны й ж е ле з ной доро гой вблизи М урм ан с ка и засе ле нны й коло ни с там и , переименовывался в Нагорное . Но пам я ть об А. М. Арнольдове н и к а к и м и гр о м ки м и обвинениям и и п р а в и тель с твенным и по становлениям и уби ть не удалось. Его ч т у т м урм анчане и ра- зы с н и в аю т о нем материалы . Мы будем благодарны всем, кто откликнется на нашу публикацию. А. КИСЕЛЕВ, исторических профессор, наук. доктор РЫБНЫЙМУРМАН f
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz