Рыбный Мурман. 1990 г. Август.
Экономическая политика Северною бассейна: М АТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СНАБЖЕНИЕ. Направление это в хозяйственной деятельности наших бассейновых пред приятий едва ли не самое уязвимое. И в грядущих рыночных отношениях без значительных перемен здесь просто не обой дешься. В самом деле, в какой цех ни зайдешь, в каком эки паже ни побываешь — почти везде слышишь одно и то же : не хватает того-то, недопоставлено то-то. Ощущение такое, что на иной-то лад эти, мягко говоря, снабженческие неувязки и переиначить трудно. Вот и получается, тянем какой уже год знакомый мотив, слова одни и те же... Когда делился такими вот, не слишком радостными взглядами на реальное производственное бытие, с которым вынуждены мириться и на верфи, и на флотах, подчеркнул, что в ближай шее время вряд ли, наверное, удастся что-либо здесь сущест- венно поправить, мой собеседник — первый заместитель ди ректора недавно образовавшейся на бассейне фирмы «Севрыб- снаб» В. В. Леонтьев в принципе был согласен с этим. Однако не преминул оговориться: и времена меняются, да и подходы к делу сейчас совсем иные. . А 1 В. В. ЛЕОНТЬЕВ. На пути к рынку ского снабжения, находивше гося в подчинении БПО «Сев- рыба». Работает у нас сей час в штате около 300 чело век. — Это общий, списочный со став! — Да. Может, кому-то и покажется такое количество значительным, мол, родилась очередная контора с разду тым штатом и толку здесь не будет... — Ну здесь я сразу хочу встать на вашу защиту. Так как убедился, изучая, каким шта том обходятся снабженческие звенья на тех же флотах, — ваш, не намного больше. К примеру, в «Мурманрыбпро- ме» двести с лишним человек занимаются снабжением. — Вы знаете, наверное, ниш делом. . я г — То есть ваша забота до стать, точнее, приобрести... — ...Я бы употребил бо лее точное слово «купить». — Согласен — поскольку предстоит работа в условиях рыночных отношений * * и... — Продать! В сущности все ведь должно быть прос то. Мы и созданы для прос тоты и удобства, для этого у нас есть и складские по мещения, их мы должны в самое ближайшее время зна чительно расширить. Хотя не все здесь пойдет так глад ко. — Нужны средства! — Очень! Со своих потре бителей мы получаем 5,2 процента за услуги. Чем вы х о д им ли СНАБЖЕНЧЕСКОГО — Я не новичок в этой сфере и вижу, — начал он разговор, — действительно, слишком длительное время средства производства — звено очень важное па на шем соцрынке — к своему потребителю шли в общем- то в традиционно-устоявшей- ся форме материально-техни ческого снабжения. То есть всеми, или почти всеми ресурсами ведал и рас поряжался центр. — Да. Теоретически это означало: плановое распре деление ресурсов по центра лизованно утвержденным фондам на основе прикреп ления производителей и по требителей друг к другу. Ну а как это выглядело практи чески, догадаться не так уж Что рушатся сейчас ста рые связи — это очевидно. Когда только новые зарабо тают? Ведь «допрнкрепля- лись», здесь я хочу восполь зоваться термином моего со беседника, с легкой-то руки всемогущего и всезнающего центра, до того, что станки на некоторых производствен ных участках вынуждены вы ключать: нет металла! Его, этот металл, в свою очередь недопоставил такой-то завод (в который раз не срабаты вало ведомственное «при крепление»). В то же самое время на другом производ стве создавались такие сверхнормативные запасы, которые, как говорится, и не снились сидящим на голод ном пайке металлообработчи- кам. Впрочем, на темы снаб женческих иеурлдиц ^да и в них ли одних дело!) можно рассуждать долго, факты бу дут бесконечны. — Виталий Васильевич, пе ред тем как продолжить раз говор : в чем же видится вы ход из, прямо скажем, снаб женческого тупика, какие практические шаги делает ва ша фирма для улучшения снаб жения бассейна необходимыми ресурсами, наконец, собирае тесь вы ими торговать или по- прежнему распределять, — вопросов здесь множество! — давайте коротко проинформи руем наших читателей о том, когда и на базе чего вы сфор мировались! — Наша фирма «Севрыб- снаб» создана 1 января 1990 года на базе ТСК (транснорт- но-склалской конторы) и от дела материалыго-техппче- это только подтверждает, сколь трудна пока еще ра бота па этом участке, как слаба и материально не обес печена, в смысле оргтехни ки, эта сфера. Сейчас мы за канчиваем отработку про граммы для ЭВМ. Ведь по ступающая па бассейн но менклатура изделий огром на, до 8 тысяч наименований. Нужна полная информация о том, что есть в наличии. Дело в том, что до 70 про центов всех ресурсов, посту пающих н а . предприятия ры бопромышленной ассоциа ции, обеспечиваем мы непос редственно. — Остальное!.. — Берут на себя пока флоты п береговые подраз деления. ГГо тенденция тако ва, что это должно быть на- М онолог д ел о во го человека больше товарооборот — тем прибыльнее работа. — Но товарооборот при по лупустых складах не может приносить фирме достаток. — Вот по этой причине мы и выходим па прямые связи, расширяем паши кон такты с заводами, которые выпускают интересующую бассейн продукцию. Ведь очевидно: система централи зованного, по сути карточ ного распределения не мо ж ет держаться долго. Хотим мы этого или нет, но. к то варному обращению, от пря мого распределения ресур сов, переходить придется. Притом в самое ближайшее время. Но сейчас в матери ально-техническом снабже нии отсутствует важнейшая отличительная черта рынка: коммерческая связь между >*■ ПЕРВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ О МОРСКОМ ГРЕБЕШНЕ — ценном моллюске, пользующемся хорошим спросом на иностранных рынках, — появились в *РМ» два года назад. Тогда авторы не доумевали, почему в условиях нехватни сырья наши флотские предприниматели не обращают внимания на ценный продукт, в изобилии имеющийся под боком, — в Баренцевом и Белом морях. В прошлом году в наших водах промышлял гребешколов «Фейм» со смешанным фарерско-советским экипажем. А в нынешнем году «Севрыбхолодфлот» купил в Голландии подержанное спе циализированное судно «Скаллопер» («Гребешколов»» — англ.). Слово капитану — Василию Даниловичу Огневу. ПОЧЕММОРСКОЙ ГРЕБЕШОК? Ж ЕЛАНИЕ КУПИТЬ ГРЕ- БЕШКОЛОВ возникло еще во время рейса на «Фей- ме», тогда же сделали и предварительные прикидки. Например, чем расплачивать ся? Конечно же, будущим сырьем. Но тогда мы не зна ли наших запасов гребешка. Чтобы расплатиться за суд но такого класса, надо было работать года два. Л кто знал, останется ли после ин тенсивного промысла доста точно гребешка уже для ра боты «на себя». Поэтому я высказал свое мнение о нецелесообразности покупки суперсовременного судна. Нужно было «что-то подешевле». Мои слова по пали на благодатную почву, и поиски пошли в этом на правлении. В январе отпра вились осматривать суда в Норвегии, ФРГ , и Голлан дии. Наилучшим вариантом оказался голландский «Скал- лопер». Это может показать ся странным, но основным критерием при отборе было число спальных мест. Их стиль работы *«— минималь ный экипаж — и наш — с массой комсостава (у них 4 человека, у нас — 12) здесь наглядно не стыкуются. «С каллоперу» 25 лет, но в 1987 год у был проведен ка п р е м он т маш ины , тогда ж е заме нили ф абри ку . Это го в о р и т о многом . Судно до э то го из-за о тс у тс твия к в о т год провело в отстое . СРХФ запла тил за не го 2,3 миллиона долларов (в 7 —8 раз меньше , чем с тои т «Фейм»), расплата с рассроч кой на 1,5 года — будущей п р од у кц и е й . Голландцы за свой сче т прои звели поддерживаю щ ий ремонт, мы увеличили на 7 число с п а л ьны х мест, но и в та ком виде это судно не ти пич но для СРХФ. Салон — об щ и й , а не отдельные для рядо вого и ком андно го составов, уборщ иц , оф ициан то к, пр ач е к у нас нет, есть стиральная ма ш и на , и все без и с клю че н и я се бе с ти р аю т сами , самооб служ и вание и в столовой . И все же у н и х на ф абри ке работали 26 человек, а мы при э к и п а ж е в 45 человек на ф а б р и ку ♦вы ж али» толь ко 22. Когда покупали «Скалло пер», думали о 3 —5 годах эксплуатации. Первый рейс рассчитан па 135 суток*. От кровенно говоря, я ожидал, что за первый день промыс ла мы не сможем произвести и сотни килограммов гребе шка (плановая нагрузка в первые 20 суток рейса — 2 тонны в день, дальше — 3 тонны готового продукта, выловить моллюска для это го надо в 10 ра з больше). Но мои страхи не оправда лись, в первый день выпу стили 11 центнеров, а за 3,5 дня — 76 центнеров продук ции. Поэтому можно уже после первого же рейса не только полностью рассчита ться за судно, но п полу чить прибыль. Конечно, ког да мы начали работу, не заладилось одно — другое — третье... Не держал тем пературу холодильник, по тек варильиик, не все полу чалось с очисткой гребешка, сломалась лебедка, которая таскает драги, агрегат слож ный — гидравлика высокого давления, пришлось идти в Мурманск, завод взялся с большим нежеланием под давлением нашего руковод ства. Но не следует думать, что у голландцев были ка кие-то попытки нас в чем-то обмануть, они понесли боль шие затраты при подготовке судна к продаже, которые значительно превзошли их ожидания, но они не жало вались, а просто констатиро вали факт. Они предлагали нам взять в первый рейс, естественно, за наш счет, 5 нх специали стов: капитана, стармеха, электромеханика, специали стов по гидравлике и фабри ке. Мы взяли только послед него, он крайне важен: про цесс варки гребешка — де ло тонкое. Достаточно ска зать, что, сменив район про мысла, отбежав на 10 миль, ои «на ощупь» определяет не обходимое время варки, при- бавляя-убавляя по полсекун ды. Получает этот специа лист 2 —2,5 тысячи долла ров, причем он не инженер с дипломом, а просто опыт ный матрос, но деньги эти он отрабатывает, «пашет» по 12 — 14 часов. На фабрике у нас работаю т д е в уш ки , 5 человек — ком а н дированны е с ры боком бина та , 8 — с наше го флота: бывш ие уб орщ ицы и буф е тчицы . Здесь им пр и хо д и тся по 12 часов в день стоять у конвейера и ра ботать с м а ксим альной бы с т ротой и вним ательностью , в р у ч н ую отбрасывая плохо о чищ ен ны й гребеш о к (единственная ручная операция на судне), с маш ин первоначальной о ч и с т к и 100 процентов гребеш ка идет неочищ енным , все повто ряется , и тогда неочищ енно го уж е около 90 процентов , и т а к далее и т а к далее... После тре х дней на промысле д е в уш ки по говариваю т : «Мы все отсюда сбежим» . Т а к они нигде ран ь ше не работали . Перед рейсом было сове щание по оплате труда, я внес предложение о долевом участии экипажа в прибыли, то есть какую-то ее часть от дать на судно. У нас в рыб ной промышленности на оп лату труда идет 7 процен тов, я просил — 3, мне ска зали , что это будет слиш ком (экипаж " фарерского «Фейма» нанимался за 27 процентов от общего дохода. Ред .). А ведь что бы мы имели тогда? Я бы не ходил по фабрике и не говорил: «Девочки, давайте быстрее работать!» Они бы сами при ходили на мостик и проси ли: «Капитан, давай больше сырья!» И мы бы приносили значительно больше прибы ли флоту н государству. Но нам дали повременно- премиальную систему. На чальник ООТиЗа С. И. Конь- шипа произвела расчеты, и чтобы полностью получить премию, надо выпускать 4 ,2 тонны продукта (при плане в 3 тонны), тогда матросу- рыбообработчику начислят в месяц 1142 рубля, в прин ципе, тоже неплохие деньги, но за какой труд... Не каж дый согласится ТАК рабо тать за такие деньги. Кроме того, есть еще оплата в дол ларах, этим «Скаллопер» су щественно отличается от остальных судов бассейна. Д е в уш ки , ко торы е с тоя т на со р ти ро в ке гребеш ка , при вы рабо тке 3 тонн в с у т к и пол у ча т в месяц по 100 долларов за количество и 100 за ка че с т во п р о д у к ц и и . Это хорош ая оплата . Но о п я т ь ж е мы и здесь с п о т к н у л и с ь . Я предла гал : мы перевыполняем план на 1 процен т , больше на 1 пр оц е н т получаем валю ты . Ес ли , перевы полнив вдвое план , мы пол учим в два раза боль ше долларов, ведь э ко ном и т с я время на промы сле , м ож но еще рейс сделать, еще п р и быль прине с ти флоту, а сумма вы п л а т э к и п а ж у остается та ж е , то л ь ко уб и р аю т с я п р е п я т ствия к по вы ш е н ию э ки п аж ем прои звод и тельно с ти труда... О тказали ... Этот торм о з — бо я зн ь за пл а ти ть «лишнее» • - го ре наше го общества. Могу добавить: мы сокра тили третьего штурмана, вах ты теперь несут и второй, и старший помощник, п капи тан, но сейчас узнаю, что портнадзор вроде бы ставит нам палки в колеса и грозит ся не выпускать в море без третьего штурмана. Это со вершенно непонятно. У них вообще только два судоводителя. В море надо работать, а отдыхать — на берегу. О тносительно удивления ч и тателей : почем у гребеш колов к у п и л «Севрыбхолодфлот», а не наши добы вающ ие флоты — п о к у п а е т тот, к то хоче т де ла ть д ен ь ги . Наши лю ди , к о т о рые «сидят» на бере гу и ко т о р ы х мы ино гда пору гиваем , в этом случае проявили больше расторопно сти и комм ер че с кой х в а т к и . В. ОГНЕВ, капитан специализирован ного судна «Скаллопер». 3 августа 1990 года рыбный мурман
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz