Рыбный Мурман. 1990 г. Август.

Экономическая политика Северною бассейна: М АТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СНАБЖЕНИЕ. Направление это в хозяйственной деятельности наших бассейновых пред­ приятий едва ли не самое уязвимое. И в грядущих рыночных отношениях без значительных перемен здесь просто не обой­ дешься. В самом деле, в какой цех ни зайдешь, в каком эки­ паже ни побываешь — почти везде слышишь одно и то же : не хватает того-то, недопоставлено то-то. Ощущение такое, что на иной-то лад эти, мягко говоря, снабженческие неувязки и переиначить трудно. Вот и получается, тянем какой уже год знакомый мотив, слова одни и те же... Когда делился такими вот, не слишком радостными взглядами на реальное производственное бытие, с которым вынуждены мириться и на верфи, и на флотах, подчеркнул, что в ближай­ шее время вряд ли, наверное, удастся что-либо здесь сущест- венно поправить, мой собеседник — первый заместитель ди ­ ректора недавно образовавшейся на бассейне фирмы «Севрыб- снаб» В. В. Леонтьев в принципе был согласен с этим. Однако не преминул оговориться: и времена меняются, да и подходы к делу сейчас совсем иные. . А 1 В. В. ЛЕОНТЬЕВ. На пути к рынку ского снабжения, находивше­ гося в подчинении БПО «Сев- рыба». Работает у нас сей­ час в штате около 300 чело­ век. — Это общий, списочный со­ став! — Да. Может, кому-то и покажется такое количество значительным, мол, родилась очередная контора с разду­ тым штатом и толку здесь не будет... — Ну здесь я сразу хочу встать на вашу защиту. Так как убедился, изучая, каким шта­ том обходятся снабженческие звенья на тех же флотах, — ваш, не намного больше. К примеру, в «Мурманрыбпро- ме» двести с лишним человек занимаются снабжением. — Вы знаете, наверное, ниш делом. . я г — То есть ваша забота до ­ стать, точнее, приобрести... — ...Я бы употребил бо­ лее точное слово «купить». — Согласен — поскольку предстоит работа в условиях рыночных отношений * * и... — Продать! В сущности все ведь должно быть прос­ то. Мы и созданы для прос­ тоты и удобства, для этого у нас есть и складские по­ мещения, их мы должны в самое ближайшее время зна ­ чительно расширить. Хотя не все здесь пойдет так глад­ ко. — Нужны средства! — Очень! Со своих потре­ бителей мы получаем 5,2 процента за услуги. Чем вы х о д им ли СНАБЖЕНЧЕСКОГО — Я не новичок в этой сфере и вижу, — начал он разговор, — действительно, слишком длительное время средства производства — звено очень важное па на­ шем соцрынке — к своему потребителю шли в общем- то в традиционно-устоявшей- ся форме материально-техни­ ческого снабжения. То есть всеми, или почти всеми ресурсами ведал и рас­ поряжался центр. — Да. Теоретически это означало: плановое распре­ деление ресурсов по центра­ лизованно утвержденным фондам на основе прикреп­ ления производителей и по­ требителей друг к другу. Ну а как это выглядело практи­ чески, догадаться не так уж Что рушатся сейчас ста­ рые связи — это очевидно. Когда только новые зарабо­ тают? Ведь «допрнкрепля- лись», здесь я хочу восполь­ зоваться термином моего со­ беседника, с легкой-то руки всемогущего и всезнающего центра, до того, что станки на некоторых производствен­ ных участках вынуждены вы ­ ключать: нет металла! Его, этот металл, в свою очередь недопоставил такой-то завод (в который раз не срабаты­ вало ведомственное «при­ крепление»). В то же самое время на другом производ­ стве создавались такие сверхнормативные запасы, которые, как говорится, и не снились сидящим на голод­ ном пайке металлообработчи- кам. Впрочем, на темы снаб­ женческих иеурлдиц ^да и в них ли одних дело!) можно рассуждать долго, факты бу­ дут бесконечны. — Виталий Васильевич, пе­ ред тем как продолжить раз­ говор : в чем же видится вы­ ход из, прямо скажем, снаб­ женческого тупика, какие практические шаги делает ва­ ша фирма для улучшения снаб­ жения бассейна необходимыми ресурсами, наконец, собирае­ тесь вы ими торговать или по- прежнему распределять, — вопросов здесь множество! — давайте коротко проинформи­ руем наших читателей о том, когда и на базе чего вы сфор­ мировались! — Наша фирма «Севрыб- снаб» создана 1 января 1990 года на базе ТСК (транснорт- но-склалской конторы) и от­ дела материалыго-техппче- это только подтверждает, сколь трудна пока еще ра ­ бота па этом участке, как слаба и материально не обес­ печена, в смысле оргтехни­ ки, эта сфера. Сейчас мы за ­ канчиваем отработку про­ граммы для ЭВМ. Ведь по­ ступающая па бассейн но­ менклатура изделий огром­ на, до 8 тысяч наименований. Нужна полная информация о том, что есть в наличии. Дело в том, что до 70 про­ центов всех ресурсов, посту­ пающих н а . предприятия ры ­ бопромышленной ассоциа­ ции, обеспечиваем мы непос­ редственно. — Остальное!.. — Берут на себя пока флоты п береговые подраз­ деления. ГГо тенденция тако­ ва, что это должно быть на- М онолог д ел о во го человека больше товарооборот — тем прибыльнее работа. — Но товарооборот при по­ лупустых складах не может приносить фирме достаток. — Вот по этой причине мы и выходим па прямые связи, расширяем паши кон­ такты с заводами, которые выпускают интересующую бассейн продукцию. Ведь очевидно: система централи­ зованного, по сути карточ­ ного распределения не мо­ ж ет держаться долго. Хотим мы этого или нет, но. к то­ варному обращению, от пря­ мого распределения ресур­ сов, переходить придется. Притом в самое ближайшее время. Но сейчас в матери­ ально-техническом снабже­ нии отсутствует важнейшая отличительная черта рынка: коммерческая связь между >*■ ПЕРВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ О МОРСКОМ ГРЕБЕШНЕ — ценном моллюске, пользующемся хорошим спросом на иностранных рынках, — появились в *РМ» два года назад. Тогда авторы не­ доумевали, почему в условиях нехватни сырья наши флотские предприниматели не обращают внимания на ценный продукт, в изобилии имеющийся под боком, — в Баренцевом и Белом морях. В прошлом году в наших водах промышлял гребешколов «Фейм» со смешанным фарерско-советским экипажем. А в нынешнем году «Севрыбхолодфлот» купил в Голландии подержанное спе­ циализированное судно «Скаллопер» («Гребешколов»» — англ.). Слово капитану — Василию Даниловичу Огневу. ПОЧЕММОРСКОЙ ГРЕБЕШОК? Ж ЕЛАНИЕ КУПИТЬ ГРЕ- БЕШКОЛОВ возникло еще во время рейса на «Фей- ме», тогда же сделали и предварительные прикидки. Например, чем расплачивать­ ся? Конечно же, будущим сырьем. Но тогда мы не зна ­ ли наших запасов гребешка. Чтобы расплатиться за суд­ но такого класса, надо было работать года два. Л кто знал, останется ли после ин­ тенсивного промысла доста­ точно гребешка уже для ра­ боты «на себя». Поэтому я высказал свое мнение о нецелесообразности покупки суперсовременного судна. Нужно было «что-то подешевле». Мои слова по­ пали на благодатную почву, и поиски пошли в этом на­ правлении. В январе отпра­ вились осматривать суда в Норвегии, ФРГ , и Голлан­ дии. Наилучшим вариантом оказался голландский «Скал- лопер». Это может показать­ ся странным, но основным критерием при отборе было число спальных мест. Их стиль работы *«— минималь­ ный экипаж — и наш — с массой комсостава (у них 4 человека, у нас — 12) здесь наглядно не стыкуются. «С каллоперу» 25 лет, но в 1987 год у был проведен ка п р е ­ м он т маш ины , тогда ж е заме ­ нили ф абри ку . Это го в о р и т о многом . Судно до э то го из-за о тс у тс твия к в о т год провело в отстое . СРХФ запла тил за не­ го 2,3 миллиона долларов (в 7 —8 раз меньше , чем с тои т «Фейм»), расплата с рассроч ­ кой на 1,5 года — будущей п р од у кц и е й . Голландцы за свой сче т прои звели поддерживаю ­ щ ий ремонт, мы увеличили на 7 число с п а л ьны х мест, но и в та ком виде это судно не ти ­ пич но для СРХФ. Салон — об­ щ и й , а не отдельные для рядо ­ вого и ком андно го составов, уборщ иц , оф ициан то к, пр ач е к у нас нет, есть стиральная ма­ ш и на , и все без и с клю че н и я се­ бе с ти р аю т сами , самооб служ и ­ вание и в столовой . И все же у н и х на ф абри ке работали 26 человек, а мы при э к и п а ж е в 45 человек на ф а б р и ку ♦вы­ ж али» толь ко 22. Когда покупали «Скалло­ пер», думали о 3 —5 годах эксплуатации. Первый рейс рассчитан па 135 суток*. От­ кровенно говоря, я ожидал, что за первый день промыс­ ла мы не сможем произвести и сотни килограммов гребе­ шка (плановая нагрузка в первые 20 суток рейса — 2 тонны в день, дальше — 3 тонны готового продукта, выловить моллюска для это­ го надо в 10 ра з больше). Но мои страхи не оправда­ лись, в первый день выпу­ стили 11 центнеров, а за 3,5 дня — 76 центнеров продук­ ции. Поэтому можно уже после первого же рейса не только полностью рассчита­ ться за судно, но п полу­ чить прибыль. Конечно, ког­ да мы начали работу, не заладилось одно — другое — третье... Не держал тем­ пературу холодильник, по­ тек варильиик, не все полу­ чалось с очисткой гребешка, сломалась лебедка, которая таскает драги, агрегат слож­ ный — гидравлика высокого давления, пришлось идти в Мурманск, завод взялся с большим нежеланием под давлением нашего руковод­ ства. Но не следует думать, что у голландцев были ка­ кие-то попытки нас в чем-то обмануть, они понесли боль­ шие затраты при подготовке судна к продаже, которые значительно превзошли их ожидания, но они не жало ­ вались, а просто констатиро­ вали факт. Они предлагали нам взять в первый рейс, естественно, за наш счет, 5 нх специали­ стов: капитана, стармеха, электромеханика, специали­ стов по гидравлике и фабри­ ке. Мы взяли только послед­ него, он крайне важен: про­ цесс варки гребешка — де­ ло тонкое. Достаточно ска­ зать, что, сменив район про­ мысла, отбежав на 10 миль, ои «на ощупь» определяет не­ обходимое время варки, при- бавляя-убавляя по полсекун­ ды. Получает этот специа­ лист 2 —2,5 тысячи долла­ ров, причем он не инженер с дипломом, а просто опыт­ ный матрос, но деньги эти он отрабатывает, «пашет» по 12 — 14 часов. На фабрике у нас работаю т д е в уш ки , 5 человек — ком а н ­ дированны е с ры боком бина та , 8 — с наше го флота: бывш ие уб орщ ицы и буф е тчицы . Здесь им пр и хо д и тся по 12 часов в день стоять у конвейера и ра­ ботать с м а ксим альной бы с т ­ ротой и вним ательностью , в р у ч ­ н ую отбрасывая плохо о чищ ен ­ ны й гребеш о к (единственная ручная операция на судне), с маш ин первоначальной о ч и с т ­ к и 100 процентов гребеш ка идет неочищ енным , все повто ­ ряется , и тогда неочищ енно го уж е около 90 процентов , и т а к далее и т а к далее... После тре х дней на промысле д е в уш ки по ­ говариваю т : «Мы все отсюда сбежим» . Т а к они нигде ран ь ­ ше не работали . Перед рейсом было сове­ щание по оплате труда, я внес предложение о долевом участии экипажа в прибыли, то есть какую-то ее часть от­ дать на судно. У нас в рыб­ ной промышленности на оп­ лату труда идет 7 процен­ тов, я просил — 3, мне ска ­ зали , что это будет слиш­ ком (экипаж " фарерского «Фейма» нанимался за 27 процентов от общего дохода. Ред .). А ведь что бы мы имели тогда? Я бы не ходил по фабрике и не говорил: «Девочки, давайте быстрее работать!» Они бы сами при­ ходили на мостик и проси­ ли: «Капитан, давай больше сырья!» И мы бы приносили значительно больше прибы­ ли флоту н государству. Но нам дали повременно- премиальную систему. На­ чальник ООТиЗа С. И. Конь- шипа произвела расчеты, и чтобы полностью получить премию, надо выпускать 4 ,2 тонны продукта (при плане в 3 тонны), тогда матросу- рыбообработчику начислят в месяц 1142 рубля, в прин­ ципе, тоже неплохие деньги, но за какой труд... Не каж ­ дый согласится ТАК рабо­ тать за такие деньги. Кроме того, есть еще оплата в дол­ ларах, этим «Скаллопер» су­ щественно отличается от остальных судов бассейна. Д е в уш ки , ко торы е с тоя т на со р ти ро в ке гребеш ка , при вы ­ рабо тке 3 тонн в с у т к и пол у ­ ча т в месяц по 100 долларов за количество и 100 за ка че с т ­ во п р о д у к ц и и . Это хорош ая оплата . Но о п я т ь ж е мы и здесь с п о т к н у л и с ь . Я предла ­ гал : мы перевыполняем план на 1 процен т , больше на 1 пр оц е н т получаем валю ты . Ес­ ли , перевы полнив вдвое план , мы пол учим в два раза боль­ ше долларов, ведь э ко ном и т с я время на промы сле , м ож но еще рейс сделать, еще п р и ­ быль прине с ти флоту, а сумма вы п л а т э к и п а ж у остается та ж е , то л ь ко уб и р аю т с я п р е п я т ­ ствия к по вы ш е н ию э ки п аж ем прои звод и тельно с ти труда... О тказали ... Этот торм о з — бо­ я зн ь за пл а ти ть «лишнее» • - го ­ ре наше го общества. Могу добавить: мы сокра­ тили третьего штурмана, вах­ ты теперь несут и второй, и старший помощник, п капи­ тан, но сейчас узнаю, что портнадзор вроде бы ставит нам палки в колеса и грозит­ ся не выпускать в море без третьего штурмана. Это со­ вершенно непонятно. У них вообще только два судоводителя. В море надо работать, а отдыхать — на берегу. О тносительно удивления ч и ­ тателей : почем у гребеш колов к у п и л «Севрыбхолодфлот», а не наши добы вающ ие флоты — п о к у п а е т тот, к то хоче т де­ ла ть д ен ь ги . Наши лю ди , к о т о ­ рые «сидят» на бере гу и ко т о ­ р ы х мы ино гда пору гиваем , в этом случае проявили больше расторопно сти и комм ер че с кой х в а т к и . В. ОГНЕВ, капитан специализирован­ ного судна «Скаллопер». 3 августа 1990 года рыбный мурман

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz