Рыбный Мурман. 1990 г. Август.
Из истории края ’ » Я ЕСКОЛЬ КО ЛЕТ НАЗАД по заданию госархива Мурман ской области мне пришлось встретиться с одним из старо жилов Заполярья Владимиром Емельяновичем Ляпкиным, чтобы записать его воспоминания о зарождении города Мурманска, а также о первых праздниках Севера , организатором и участни ком которых он был. Записи его воспоминаний составили около 20 машинописных страниц, которые и были переданы в госархив. Сейчас Владимира Емельяновича уже нет в живых. У меня сохранился черновик записок, сделанных с его слов и им исправ ленных. Первую часть записок В. Е. Ляп кина я и предлагаю вниманию читателей «Рыбного Мурмана». Вл. СЕКСТЕ, член Союза журналистов СССР. поезда... В России во время воины действовал сухой закон, и мужики решили раздобыть спиртного в* центральной Шве ции. На одной из станций груп па рабочих, в которой был и мой брат Сергей, побежала в магазин за горячительными на питками. Поезд тронулся, и я с чемоданом в руках остался в вагоне без брата. Один без не го добрался до норвежского порта Нарвик. К счастью , ра зл у ка с братом были недолгой. Ш вед ские власти быстро собрали всех р у с с к и х ра бочих , о тс тавш и х от поезда на нынешней конечной остановки троллейбуса № 6 на ул. Карла Либкнехта до Зеленого мыса и назывался «Портовой нахалов кой». Другой — между нынеш ним городским рынком и ули цей Туристов. Назывался он «Шанхаем» . Там же, где сейчас на улице Пищевиков находится хлебоза вод объединения «Мурманск- хлеб», стояли «заразные бара ки», в которых умирали от ти фа и других заразных болез ней сотни рабочих. Оттуда для большинства больных была од- Так строилась «Мурманкш Д ЕТСТВО мое было лым. Мне было полтора года, когда в 1902 го ду в возрасте 43 лет умер отец. Старший брат Сергей вскоре в поисках птицы-счастья уехал в Сибирь. Когда он нашел рабо ту . к нему уехали братья Фи липп и Иван. Сестра Шура уе х а л а в Ставрополь к тетке и устроилась домработницей у одной учительницы. С матерью в деревне Вулканов - ка , что на Смоленщине , остались т о л ь ко двое младших детей — я да сестра Фрося , ко торая была с тарш е меня на два с половиной года . К а к толь ко пом ню себя — я с сестрой Фросей ходил по б л и ж н и м деревням с сумой . По бирал ся . С 7 лет пас свиней , по том коров . С 8 лет стал учи ться в цер ко в н о -пр и хо д с кой ш коле , а во время ш ко л ь ны х на ни кул был поводырем у слепцов, с ко торы м и ходил по дорогам Смоленщины , пел «Лазаря». В 1911 году , ко гда мне было 11 лет, умерла мать в возрасте 53 лет. Приехавшая на похороны се с тра Ш ура увезла к себе в Став р опо л ь Ф ро сю , а меня отдала «в люди» . Т а к я попал в семью свя щ е н н и к а Чанцева в селе Климов Завод. «Ба тюш ка» Михаил и «ма т уш к а » Зинаида Леонидовна о тно сились ко мне хорош о . Зимой я у чи л ся в ш коле и то л ь ко летом пас с к о т и н у и помогал свящ енни к у а хо зяйстве . В 1913 году в отцовский дом из Сибири вернулся старший брат Сергей с женой и тремя детьми. Снова задымила старая отцовская кузница. Сергей был хорошим кузнецом и решил обучить этому ремеслу и меня. Священник не хотел меня от пускать. Считал, что я должен учиться в школе, но браг на стоял на своем, и я стал его подручным в кузницей Увы , деревенская к у з н и ц а не могла обеспечить зарабо тком на содержание большой семьи . И в 1914 году мы с братом Сергеем у с тр о и л и с ь на строи тельство ж е л е знодор ож но го туннел я под Л у га н с ко м . Я там стал п одр учны м у в з ры в н и ка . Носил за ним буры . Получал в месяц 1G рублей . А вскоре началась империа листическая война. Царская Россия не была подготовлена к ней. На фронте не хватало сна рядов и патронов, не хватало даже винтовок. Для получения боеприпасов и другого военного снаряжения от союзников по Антанте России срочно потре бовался порт на берегу неза- В тяже- мерзающего Баренцева моря, вс.его_ потому что пути к- балтийским и черноморским портам были перекрыты противником, а Архангельский порт действовал только в летние месяцы. В конце 1914 года царское п р а вительство приняло решение о строительстве желе зной дороги сначала от Петрозаводска до Со р о ки (ныне г. Беломорск), а затем о строительстве М урм ан с кой до ро ги от Петрозаводска до Коль с ко го залива . Летом 1915 года на всей трассе будущей доро ги нача лись с трои тельны е работы . Рабочих на строи тельство М ур м анской железной доро ги набира ли не толь ко в ц ен тр а л ьны х г у берния х России. Сюда по мобили зации направили много парней из Ка захстана и Средней А зии . Сюда ж е вербовали строителей из Ф и нл янди и и К и тая , направляли военнопленны х австрийцев , чехов, венгров , немцев. ОТ ТОГДА, в 1915 году, среди строителей ж еле з нодорожного туннеля иод Лу ганском и появились вербовщи ки с «Мурмапки». Вербовщики обещали «золотые горы», а кролю того строителям «Мур- преимущественно манки» давалась отсрочка от .мобилизации в армию. Мой брат Сергей, как и многие дру гие рабочие и крестьяне, пе рвался на фронт и поэтому охотно подписал предложенный ему контракт. Он решил взять с собой на строительство Мур манской железной дороги и ме ня. хотя мне не было еще и 15 лет. Это препятствие нам по могли преодолеть ловкие вер бовщики. которые отхлопотали для меня паспорт. Партии завербованны х рабочих о тправляли на Север разным и п у тями . Одних через А р ха н ге л ь с к , а оттуда на пароходах в Ка нд ала к ш у или С еменовскую б у х т у , где рождался новый город -пор т, д р у ги х — по ж еле зным доро гам че рез Ф и нл яндию , Ш в ец ию и Норве гию до н о р в еж с ко го порта Нарви ка , а от Н арви ка на пароходах в ту ж е С еменовскую б у х т у . Та партия , в к о т о р ую попали мы с братом , следовала к месту на зна чения через п о р т Н арви к. В дороге не обошлось без приключений. У границы меня чуть не сняли с поезда врачи. Я был мал ростом и хил здо ровьем. Брат с трудом угово рил карантинных врачей, и те разрешили мне ехать дальше. А в Швеции — новые волне ния для меня: брат отстал от р а зны х с та нци я х , и доставили их в Н арви к. Там наш у па р тию , п р и мерно 150 человек, по гр у зи л и на пароход «Василий Великий» . На этом пароходе мы и добрались до Семеновской б у х ты в Кольском заливе . На обратном п у ти в Нар ви к за очередной партией рабо чи х «Василий Великий» подорвал ся на немецкой мине и за тонул . Б ОЛЬШИНСТВО прибыв ших рабочих, пе имевших никакой специальности, на правлялись на земляные рабо ты, где были тогда каторжные условия. Мы с братом, как куз нецы, получили работу по спе циальности. Вначале мы рабо тали па строительстве станции Пулозеро, где трудились около 700 человек. Вскоре меня пе ревели в Мурманское паровоз ное депо подручным слесаря. Это депо строилось тогда на том же месте, где и сейчас на ходится Мурманское локомотив ное депо. На строительстве депо в ос новном были заняты русские и китайские рабочие. Мастерами были ино странцы. главным образом — американцы. Одно из зданий депо так* и называли — амери канским. З ао кеан с ки е специалисты очень плохо о тносились к ки тайц ам и часто обижали их . Помню , к а к после одного случая , ко гда аме р и к а н с к и й мастер обидел к и т а й с ко го рабочего, р у с с ки е строители по коло тили обидчика и потребова ли от начальства , чтобы ко всем тр уж е н и нам , независимо от расо вой или национальной п р и н ад леж но сти , было одинаково у в а ж и тельное отнош ение . Д А СТРОИТЕЛЬСТВО Мур- Кирка, лопата, тачка, лась «Мурманка»... лучшем случае — вагонетка... Так и строи- Фото из архива. майской железной доро ги собрались люди со всего света. Одни добровольно, дру гие иод конвоем. Изнуритель ный физический труд, т яж е лый климат Заполярья , недо статок- продовольствия и теп лой одежды, отсутствие жилья особенно сказывались на воен нопленных австрийцах и на ки тайских рабочих. Китайцы на нимались «на собственных хар чах» и пе получали никакого продовольствия. Трудно на звать едой то. что они вынуж дены были есть. Не случайно наибольшее количество дистро фиков и больных цингой, ти фом и дизентерией было среди китайцев и пленных. Среди них и смертность была наиболь шая. В лучш ем полож ении были к а надские рабочие, для ко то ры х а н г ли й с ка я фирма построила с пе ци альны е м еталлические сборные дома . Эти дома из-за и х внеш него вида сразу ж е стали на зы вать «чемоданами» . Канадцы прорабо тали всего не с кол ь ко месяцев и, не еыдержав условий ж и з н и на М урмане , верн ули сь к себе на родину . А ведь они были в п р и виле гированном полож ении по сравнению со всеми остальным и с трои телями «М у р м а н ки * . 1915 ГОДУ, когда я при был на Север. города Мурманска еще пе было. Вдоль Кольского залива спешно соо ружались причалы порта, про кладывались железнодорож ные пути, росли бараки, дере вянные дома и склады. Б ар а ков не хватало и многие рабо чие жили в товарных вагонах. Группы таких вагонов называ ли «красными деревнями» (по цвету вагонов). Многие строители жили в землянках и лачугах, сколо ченных из разного хлама. Один такой поселок лачуг тянулся от В па дорога — на городское клад бище, которое располагалось вдоль сопки, в районе нынеш него городского парка культу ры с детскими каруселями и колесом обозрения. В 1915 и 1916 годах улиц в городе еще не было. Тогда обычно говорили: «Пошел па базу», «Пошел на Нахаловку» и т. д. Или называли какие-то отдельные здания . Например, дом и склады купца Скрябина, которые находились в конце нынешнего проспекта Ленина, где сейчас расположены стан ция скорой помощи и баня 2. На нижней террасе города, не далеко от вагонного депо, ниже нынешнего вокзала станции Мурманск, сооружалось дере вянное здание вокзала. Центром нового города, как и сейчас, была территория в районе нынешней площади Со ветской Конституции. Хорошо помню официальное открытие города 21 сентября 1916 года (4 октября по новому стилю). В тот день на возвышенном месте, где сейчас стоит Дворец культуры имени С. М. Кирова, состоялась торжественная за кладка каменного храма, кото рый собирались там возвести. В тот день город получил наи менование Романов-на-Мурма- не. До то го населенный п у н н т на бере гу залива называли по -разно му. То Семеновской б ух той , то Семеновским поселком , то Мур- маном . Ну а после ф евральской революции 1917 года, ко торая смела д и на с тию Романовых в России, новый город стали на зы вать М урм ан ском . ЕНОП НЕВЕРОЯТНЫХ УСИЛИИ тысяч людей к середине ноября 1916 года Мурманская железная дорога, связавшая столицу России с Северным Ледовитым океаном, была сдана во временную эксп луатацию. Но дороге пошли по езда с грузами. В порту стало тесно от прибывающих сюда иностранных и русских парохо дов с военными грузами. В Кольском заливе появились во енные корабли русской флоти лии Северного Ледовитого оке ана. К тому времени на Мурмаи- стройке кроме меня трудились два моих старших брата: Сер гей в Пулозере, а Филипп в Коле. Филипп после отравле ния газами. которые немцы применили на фронте, мобилизован из армии, го подлечившись, он решил по ехать на Север, поближе к нам с Сергеем. Кстати, в Мурман ском краеведческом музее сейчас хранятся документы Фи липпа Емельяновича Ляпкина. как* одного из первых больше виков Колы. В Ц В вых выборных органах власти, возникших после февральской революции и действовавших не зависимо от Временного прави тельства: в Мурманском Совде пе (Совете рабочих, солдатских и матросских депутатов), в Центромуре (Центральном ко митете Мурманского ук репленного района), в Сов- желдоре (Совете депутатов железнодорожных рабочих) очень многие представите ли рабочих, солдат и матро сов наивно верили меньшеви кам и эсерам, которых" тогда было больше, чем большеви ков. В ко нце 1917 и в начале 1918 годов из М урм анска уехали мно гие строители железной доро ги , хо тя с тр ой ка еще продолжалась . Демобилизовалось и уехало много солдат и матросов. Часть оп у с тев ш и х кораблей военной флотилии была поставлена на пр и ко л . В во енной флотилии из 3 ты сяч м оря ков осталось толь ко 500. ТО ВРЕМЯ как в ре зультате демобилизации Вооруженные Силы Советов на Мурмане сокращались, на Коль ском заливе незаметно увеличи валось количество кораблей «со юзников». Англичане использо вали нападение белофиннов на советскую территорию в районе Печепги и Кандалакши. Под предлогом защиты Мурмана от белофиннов и немцев войска Антанты стали высаживаться в нашем городе. Вначале англий ские, французские и сербские солдаты вместе с отрядами Красной гвардии даже участво вали в боях с белофиннами и в дела местных властей не вме шивались. Но когда под контро лем англо-французских войск оказались все железнодорож ные станции от Мурманска до Кеми, когда частично разору женные и законсервированные русские корабли оказались в окружении английских кораб лей, «союзники» перестали скрывать свои истинные наме рения. 6 июля 1918 года новый председатель Мурманского сов депа эсер Юрьев подписал со глашение с «союзниками», ко торое формально давало англи чанам, французам, американ цам и другим иностранным вой скам видимость законного пра ва находиться на Кольском по луострове. А через несколько дней светлой июльской ночью неожиданно вспыхнуло здание Мурманского совдепа, которое находилось на второй террасе против вагонного депо в районе нынешней бани Л!» 1 на улице Комсомольской. Трехэтажный с балконами деревянный до.м совдепа охва тило пламя, а английские сол даты. окружавшие его. пе под пускали к нему пожарных. «Большевик горит», — смея лись солдаты, отгоняя сбежав шийся на пожар народ. Я сни мал койку в доме по соседству, почти рядом с совдепом, так что хорошо помню этот стран ный пожар, после которого в Мурманске произошел полити ческий переворот. Совдеп был разогнан. Э ки п а ж крей сера «Аскольд» , стоявш е го на рейде в районе Д ро вяного . о тка зал ся пр и зн а ть новую власть. Под жерлами п уш е к а н гл и й с ко го крей сера «Глори» и был Де- д р у ги х и н о с тр а н ны х кораблей ас- Иомпо- «ольдовцы , конечно , не могли из- Г1 менить полож е ни я , но и ин терве н ты вы н уж д ены были счи та ть ся с п уш ка м и «Аскольда» . Начались пере говоры с м оря кам и . В р е зул ь тате э к и п а ж у «Аскольда» было разрешено с ор уж и ем в р у к а х п о к и н у т ь корабль и по железной дороге выехать в С оветскую Рос сию . ОСЛЕ ОТЪЕЗДА АС КОЛЬДОВ ЦЕВ, которые ушли с корабля непокоренны ми, интервенты и белогвардей цы начали устанавливать новые порядки. Осенью 1918 года в Мурманске начались аресты большевиков и других защитни ков советской власти. Во мно гих местах, как в Иоканге, на Торос-острове, в Алексаидров- ске и Печеиге, в Мурманске и П года мне лет. Я хотя уже В стране ОКТЯБРЕ 1917 исполнилось 17 был еще мальчишкой, с трудовым стажем, проходила огромная ломка ста рых порядков. Сначала ф ев ральская революция, потом Ве ликий Октябрь. Все бурлило! Я бывал на многих митингах, но. конечно, не мог тогда разо браться , какая из многочислен- Дровяном, появились тюрьмы н пых партий лучше служит ни- концлагеря. т р п р р я м п я п п п я Но, несмотря на аресты и рас- гересам парода. стрелы , народ не собирался по ко - ВирОЧеМ, не Я ОДИН ПЛОХО ряться за х в а тч и кам . Сопротивле- разбнрался « обстановке. В пер- (Окончание на 15-й п р . ) рыбный мурман 11 17августа 1990 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz