Рыбный Мурман. 1990 г. Август.
Страница репортера Из “ряг в грет Дона жествениый молебен, а ото шли лодьи от многолюдной саратовской набережной под колокольный звон и пение церковного хора. Трогатель ные дары вручили паломни кам верующие старушки — кто домашние пирожки на дорогу, кто вышитые салфет ки, тапочки. И передали ли стки бумаги с написанными на них именами родных и близких, просили прочптать- произиести эти имена на святой земле Палестины... Сейчас на каждой из трех лодей экспедиции в среднем по 15 мореходов. В море выйдут 60 паломников. И по мере продвижения к конеч ной цели мы надеемся, что совместными усилиями спра вимся не толы/о со стихией, но и сможем приобщиться в походе к основам нашей об щей культуры, культуры, чьим стержнем вот уже две тысячи лет была и остается религия. НА С Н И М К А Х : п р о в о ды э кс п е д и ц и и в С ара тове ; лодьи д в иж у т с я вни з по Волге. неизбежно , но мастерство у ч а с тн и ко в го н к и было ю велир ным. И. наверное, в этой борь бе с ветром, соперниками и собственными нервами чер пали главное удовлетворение участники гонки. Да еще, по жалуй, в том, что объединя ла их общая страсть к пару су, которая ни границ, ни* языковых барьеров не при знает. И потому на норвеж- i ской яхте Свена Крафта во время гонки стоял за штур валом мурманский мальчиш ка Максим, да и на других яхтах экипажи на время ста ли интернациональными. II еще пример единства, достойный внимания. Не будь спонсоров — не быть регате. А ими стали Мур манское морское пароходст во, ассоциация «Севрыба», объединение «Севморнефте- геофизика» и межотраслевое НПО «Геосат». Как видим, ведомственные преграды одолеть можно, было бы де ло. достойное общей под держки. После первого этапа рега ты советским участникам ее выпало еще более серьезное испытание — 200-мильная гонка в Баренцевом море. В. МИХАЙЛОВ. С ветром споря — — — - Международная регата «Арктически О НИ . БЫЛИ ВНЕ КОН КУРЕНЦИИ. Внуши тельный катамаран двумя своими килями мощно и стремительно резал поль скую волну. Его многочис ленный экипаж, костяк ко торого составили яхтсмены Мурманской судоверфи, уве ренно обошел все крейсер ские яхты, не говоря уже о малых. Из шести кругов об щей протяженностью 47 с половиной километров состо яла первая гонка междуна родной регаты «Арктический рейс», организованной по инициативе парусного клуба Мурманского морского па роходства. Да, класс катама рана с поэтическим названи ем «Нежные ветры» никому не оставлял надежд опере дить его. А надежды на по беду были у многих. Не сбылись они и для американского яхтсмена До на Кэмпбелла. Накануне гонки, беседуя со мной, он заявил твердо: «Только пер вое место, иначе зачем бо роться...» Дон вместе со своей ж е ной Пегги завершили гонку девятыми, но все, кто нахо дился па нашем катере. в том числе и судьи, встрети ли на финише американскую яхту из города-побратима Мур ма нека Джэ ксоивил ла дружными аплодисментами. Победа американцев, кото рую мы приветствовали, бы ла, пожалуй, весомее перво го места. «Пег дон» (и назва ние яхты составлено из имен супругов) — единственный парусник, пришедший на ре гату из далеких Соединен ных Штатов. Пришел, одо лев тысячи океанских миль в течение 35 дней плавания. Яхта во многом повторила путь, который прошел отец Дона. Он участвовал в годы второй мировой войны в со юзнических конвоях помощи Советской стране. Отдать должное надо и норвежским, и западногер манским спортсменам, и, ко нечно, нашим парням и дев чатам пз Архангельска, ма ленького карельского посел ка Чу на, которые морем до шли до Мурманска. Словом, на акватории Кольского за лива, где проходил первый этап гонок, такого обилия парусов еще не было. Ветер то спадал, то нара стал. Стремясь «поймать» его, яхтсм ены то и дело меняли па руса . Вдали над серебристой гладью залива вдру г в с пы х и вали яр ко -нра сны е и синие п а р уса -спи на ке ры , надувавш ие ся от п о п у тно го ветра словно воздуш ные ш ары . О трывистые команды , стремительное вра щение ш турвалов , мелькание р у к , уб и р ающ и х и ставящ их паруса , — все это проносилось перед глазами под ш ипение у п р у го й мор ской волны . В к а кой -то м и г, ко гда яхта зависа ла над корм ой судей ско го к а тера, стремясь со кра ти ть угол поворота на новый гоночны й к р у г , ка залось , столкновение И рейс» (Наш спецкор Виктор Георги передает с борта новодела древнерусской лодьи «На дежда».) (Окончание. Нач. на 1-й стр.) И ТАК, флотилия само дельных деревянных парусников, взявшая старт от острова Кижи в Онеж ском озере, благополучно продвигается к конечной це ли — египетскому городу От Онеги Д о Порт-Саид, где участники экспедиции совершат вос хождение па гору Сипай. Практически завершен пер вый этап акции «Паломниче ство*: за кормой остались волжские города, по курсу — первое из морей, которое предстоит пройти, — Азов ское. Не было еше за годы Со ветской власти столь массо вых походов русских людей 1 с святым местам. Издревле русичи проторили путь в южные моря — легендар ный путь из варяг в греки. Правда, проходил он пе по Волге, а по Днепру, но се годня пет возможности пол ностью повторить тот марш рут. Вместе с тем и по Вол ге шли торговые лодьи. ко торые вели мужественные люди, — не просто купцы, а мореходы, неся в неведо мые страны свою культуру, надеясь на взаимопонимание с народами различных веро исповеданий. Вспомним хо тя бы хождение за три мо ря Афанасия Никитина... Самый' Теплый прием, па мой взгляд, был устроен нам в Саратове. Здесь ос новные заботы по встрече паломников взяла па себя местная православная цер ковь. Мы смогли осмотреть древние русские храмы, в нашу честь был устроен тор- рыбный мурман )
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz