Рыбный Мурман. 1990 г. Август.

Страница репортера Из “ряг в грет Дона жествениый молебен, а ото­ шли лодьи от многолюдной саратовской набережной под колокольный звон и пение церковного хора. Трогатель­ ные дары вручили паломни­ кам верующие старушки — кто домашние пирожки на дорогу, кто вышитые салфет ­ ки, тапочки. И передали ли­ стки бумаги с написанными на них именами родных и близких, просили прочптать- произиести эти имена на святой земле Палестины... Сейчас на каждой из трех лодей экспедиции в среднем по 15 мореходов. В море выйдут 60 паломников. И по мере продвижения к конеч­ ной цели мы надеемся, что совместными усилиями спра­ вимся не толы/о со стихией, но и сможем приобщиться в походе к основам нашей об­ щей культуры, культуры, чьим стержнем вот уже две тысячи лет была и остается религия. НА С Н И М К А Х : п р о в о ды э кс п е д и ц и и в С ара ­ тове ; лодьи д в иж у т с я вни з по Волге. неизбежно , но мастерство у ч а ­ с тн и ко в го н к и было ю велир ­ ным. И. наверное, в этой борь­ бе с ветром, соперниками и собственными нервами чер ­ пали главное удовлетворение участники гонки. Да еще, по­ жалуй, в том, что объединя­ ла их общая страсть к пару­ су, которая ни границ, ни* языковых барьеров не при­ знает. И потому на норвеж- i ской яхте Свена Крафта во время гонки стоял за штур­ валом мурманский мальчиш­ ка Максим, да и на других яхтах экипажи на время ста­ ли интернациональными. II еще пример единства, достойный внимания. Не будь спонсоров — не быть регате. А ими стали Мур­ манское морское пароходст­ во, ассоциация «Севрыба», объединение «Севморнефте- геофизика» и межотраслевое НПО «Геосат». Как видим, ведомственные преграды одолеть можно, было бы де ­ ло. достойное общей под­ держки. После первого этапа рега ­ ты советским участникам ее выпало еще более серьезное испытание — 200-мильная гонка в Баренцевом море. В. МИХАЙЛОВ. С ветром споря — — — - Международная регата «Арктически О НИ . БЫЛИ ВНЕ КОН­ КУРЕНЦИИ. Внуши­ тельный катамаран двумя своими килями мощно и стремительно резал поль­ скую волну. Его многочис­ ленный экипаж, костяк ко­ торого составили яхтсмены Мурманской судоверфи, уве­ ренно обошел все крейсер­ ские яхты, не говоря уже о малых. Из шести кругов об­ щей протяженностью 47 с половиной километров состо­ яла первая гонка междуна­ родной регаты «Арктический рейс», организованной по инициативе парусного клуба Мурманского морского па­ роходства. Да, класс катама­ рана с поэтическим названи­ ем «Нежные ветры» никому не оставлял надежд опере­ дить его. А надежды на по­ беду были у многих. Не сбылись они и для американского яхтсмена До­ на Кэмпбелла. Накануне гонки, беседуя со мной, он заявил твердо: «Только пер­ вое место, иначе зачем бо­ роться...» Дон вместе со своей ж е ­ ной Пегги завершили гонку девятыми, но все, кто нахо­ дился па нашем катере. в том числе и судьи, встрети­ ли на финише американскую яхту из города-побратима Мур ма нека Джэ ксоивил ла дружными аплодисментами. Победа американцев, кото­ рую мы приветствовали, бы­ ла, пожалуй, весомее перво­ го места. «Пег дон» (и назва­ ние яхты составлено из имен супругов) — единственный парусник, пришедший на ре­ гату из далеких Соединен­ ных Штатов. Пришел, одо­ лев тысячи океанских миль в течение 35 дней плавания. Яхта во многом повторила путь, который прошел отец Дона. Он участвовал в годы второй мировой войны в со­ юзнических конвоях помощи Советской стране. Отдать должное надо и норвежским, и западногер­ манским спортсменам, и, ко­ нечно, нашим парням и дев ­ чатам пз Архангельска, ма ­ ленького карельского посел­ ка Чу на, которые морем до­ шли до Мурманска. Словом, на акватории Кольского за ­ лива, где проходил первый этап гонок, такого обилия парусов еще не было. Ветер то спадал, то нара ­ стал. Стремясь «поймать» его, яхтсм ены то и дело меняли па ­ руса . Вдали над серебристой гладью залива вдру г в с пы х и ­ вали яр ко -нра сны е и синие п а ­ р уса -спи на ке ры , надувавш ие ­ ся от п о п у тно го ветра словно воздуш ные ш ары . О трывистые команды , стремительное вра ­ щение ш турвалов , мелькание р у к , уб и р ающ и х и ставящ их паруса , — все это проносилось перед глазами под ш ипение у п р у го й мор ской волны . В к а ­ кой -то м и г, ко гда яхта зависа ­ ла над корм ой судей ско го к а ­ тера, стремясь со кра ти ть угол поворота на новый гоночны й к р у г , ка залось , столкновение И рейс» (Наш спецкор Виктор Георги передает с борта новодела древнерусской лодьи «На­ дежда».) (Окончание. Нач. на 1-й стр.) И ТАК, флотилия само­ дельных деревянных парусников, взявшая старт от острова Кижи в Онеж­ ском озере, благополучно продвигается к конечной це­ ли — египетскому городу От Онеги Д о Порт-Саид, где участники экспедиции совершат вос­ хождение па гору Сипай. Практически завершен пер­ вый этап акции «Паломниче­ ство*: за кормой остались волжские города, по курсу — первое из морей, которое предстоит пройти, — Азов ­ ское. Не было еше за годы Со­ ветской власти столь массо­ вых походов русских людей 1 с святым местам. Издревле русичи проторили путь в южные моря — легендар­ ный путь из варяг в греки. Правда, проходил он пе по Волге, а по Днепру, но се ­ годня пет возможности пол­ ностью повторить тот марш ­ рут. Вместе с тем и по Вол­ ге шли торговые лодьи. ко­ торые вели мужественные люди, — не просто купцы, а мореходы, неся в неведо­ мые страны свою культуру, надеясь на взаимопонимание с народами различных веро­ исповеданий. Вспомним хо­ тя бы хождение за три мо­ ря Афанасия Никитина... Самый' Теплый прием, па мой взгляд, был устроен нам в Саратове. Здесь ос­ новные заботы по встрече паломников взяла па себя местная православная цер ­ ковь. Мы смогли осмотреть древние русские храмы, в нашу честь был устроен тор- рыбный мурман )

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz