Рыбный Мурман. 1990 г. Август.
_ .Q КИПАЖ , равняясь! ^ Смирно! Равнение на право!» — старший помощ- ник командира атомохода, печатая шаг, направился на встречу командиру. З ам ер ли в строю офицеры, мичма ны, матросы. Застыл по стойке «смирно» и Леонид Рябшши . Он только что при был из учебного отряда на подводную лодку. Никого из подводников не знал и в голове нет-нет да появля лась мысль: «Как-то встре тят?» Командир, поздоровав шись с подводниками, объ явил, что в экипаж для дальнейшего прохождения службы прибыл машииист- турбииист матрос Рябипии. Тут же, перед строем. Лео нид рассказал о себе. Учил ся в школе, помогал родите лям, потом закончил на «от лично» учебный отряд — в эти несколько фраз вместил ся весь его жизненный путь. Леонид вглядывался в ли ца стоящих в строю подвод ников: они смотрели на него одобрительно, открыто, как бы подбадривая: «Пе вол нуйся, парень. Поддержим, поможем. Здесь все делают одно дело». От этого у него стало па душе спокойнее. Первое же знакомство с кораблем поразило Леонида. Ему, высокому паршо, труд но *было ходить по отсекам, не пригибаясь. Казалось , пет ни одного кубического деци метра помещении, который был бы свободен от механиз мов. Сплетение труб разно го диаметра, окраски и на значения, электрические ка бели и приборы, электрон ная аппаратура, корабель ные электростанции, тур бинная установка огромной мощности — все это произ вело па молодого матроса двойственное впечатление: восторг и гордость за такое со в е рше нств о те хнич е с кой мысли и опасение: «Смогу ли все это изучить и управ- лять сложнейшей техникой!» Подводники догадывались, что творилось в душе у Лео нида и старались подбодрить его: «Не вешай иоса! По степенно все освоишь. Не боги горшки обжигают, а ты — комсомолец, отступать пе имеешь права». — Я не отступлю, — ска зано это Леонидом было твердо, без всякой рисовки. II пе потому, что он был самоуверенным или не представлял всего объема работы. Он исходил из то го, что раз этой техникой грамотно управляли до пе го, то и он, приложив все свои силы, настойчивость и старание, хуже других быть не имеет права. II началась учеба, трудная, подчас нуд ная, изматывающая , отби рающая без остатка все вре мя, всего Леонида. Именно на этот период приходятся наиболее корот кие письма домой. Он потом признался, что времени хва тало только на то, чтобы раз в неделю отправить корот кое, на пол-странички, пись мо. Моряк очень переживал, что не может послать мате ри письмо и ответить па все ее вопросы: и какая погода в Заполярье , и что у них да ют на обед, и кто его друзья, командиры?.. — Товарищ мичман, ра з решите обратиться? — Ря- бинин со схемой стоял у пульта управления турбин ной установкой. — Не .со всем^ ясно мне, как сраба тывает аварийная защита при превышении парамет ров. И вот они вдвоем разби раются в сложном вопросе. Старшина команды турбиии- ' стов мичман П. Рожин не навязчиво объяснял , ставил вопросы перед молодым и дотошным подводником, на правляя его пытливый ум на поиск. Он уже всем поправился своей настойчивостью, тру долюбием. Многие в экипа же знали, что отец Леонида — в прошлом моряк Се верного флота, подводник пятидесятых годов, прово жая сына служить Отечест ву, наказывал ему быть до стойным защитником Роди ны, высоко нести честь Ря- бинипых. Большую роль в станов лении Леонида Рябипнпа как ‘подводника сыграл старший матрос М. Краси льников. Он заканчивал слу жбу и передавал свой опыт новичку. — Не забывай, Лепя, что без воды не будут работать ни атомное сердце корабля, ни паротурбинная установ ка. А это значит, что лодка пе сможет двигаться, не бу дет электроэнергии, нельзя будет применить оружие. Да ШАГ стрельбы. Уже на подходе к базе вышел из строя иасос. И вот сейчас Леонид стоял перед мичманом П. Рожи- ным и просил разрешения остаться на лодке н произ вести его ремонт. — Вы пе спали почти сутки, а завтра много рабо ты. Так что надо идти отды хать. — Товарищ мичман, я сделаю насос и отдохну. Мне будет спокойнее от со знания, что матчасть в строю. Обрадовался, когда полу чил «добро». А утром до кладывал команд iipy груп- Бое вые традиции в судьбах молод ых БЕССМЕРТИЕ и подводники без воды дол го не проживут. Так что от тебя, твоего мастерства з а висит очень многое. И по том, па нашем боевом посту с момента постройки подвод ной лодки не было ни одно го матроса, к кому командо вание предъявляло бы пре тензии. Выслушав этот монолог, Рябииип даже обиделся. — Ты что, мне не ве ришь? Да смогу я, смогу. Трудностей я пе боюсь. Ты только объясняй мне поболь ше, «гоняй» по схемам, что бы я побыстрее смог тебя заменить. Ведь скоро в по ход. а мне еще вон сколько надо изучить. А по поводу нарушений ты зря мне на поминаешь — служить буду честно. Через месяц М. Красиль ников докладывал коман диру группы, что Л. Ряби- нин специальность знает твердо, эксплуатировать тех нику на всех режимах мо жет надежно. Правда. ре монтная подготовка пока от стает, но это дело наживное. Да офицер и сам видел, что новичок не боится ра боты, пе стесняется обра титься к опытным подводни кам за помощью. В его з а писной книжке появилась запись: «Л. В. Рябинин — трудол юби вый , надеж 1 1 ы i i, цепкий моряк, все схватыва ет на лету. Немногословен. Рассудителен. На комсо мольских собраниях крити кует по-деловому, принципи ален, честен». Основания для такой записи были. Так, на комсомольском собрании он выступил с критикой ма троса Аноскпна, который со бирался увольняться в з а пас, а замену себе не подго товил, за три года службы высококлассным специали стом не стал. Прошло лето. Все чаще и чаще стали идти дожди, сме нившиеся снегопадами. В этот год метели и морозы стали властвовать на Коль ской земле уже в сентябре. Корабль только что вернул ся с полигона, где подводни ки отрабатывали торпедные пы: «Товарищ капитан-лей тенант, насос введен в строй, опробован в работе, замеча ний нет». Глаза, уставшие от недосыпания, искрились радостью — трудная работа была выполнена им само стоятельно. Они еще раз опробовали насос в работе. З ам е ч а н и й д ей с тви т е л ь н о не было, качество работы ма троса — отлпчпое. Засыпая , он услышал го лос заместителя командира атомохода по политической части, который ппформпро- вал по трансляции личный- состав о поступке Леони да. Улыбка блуждала на осунувшемся лице северо морца. Потом еще были не раз выходы в море. ...Подводная лодка всплы ла в ночной темноте Барен цева моря. Морозный воз дух свежими струями тек в отсек. И казалось, что нет ничего приятнее вдыхать его после долгих дней подводно го плавания. Команда из центрального поста «Подвах тенным от мест отойти!» давно прозвучала, а матрос Л. Рябииип ,"немного размяв шись на площадке у меха низмов, открыл папку с чер тежами. Это у пего уже во шло в привычку: как только появлялась возможность, он старался побольше узнать о технических средствах свое го отсека. «Жадный До знаний» — так потом охарактеризует его командир дивизиона. Леонид поставил перед со бой сложную задачу: стать специалистом 1 класса к концу второго года службы. Упорен он был и в полити ческой подготовке. Его об стоятельные ответы в по следнее время оценивались только «на отлично». Вско ре он был объявлен отлич ником боевой и политиче ской подготовки. По всему было видно, что своей цели он добъется — станет спе циалистом 1 класса. Целе устремленный, технически грамотный моряк, он пости гал одну за другой тонкости своей профессии, вершины мастерства подводника. Как-то захожу в Ленин скую комнату и вижу — сидит Леонид перед листом чистой бумаги, грустит. Уви дел меня, попытался встать. «Сидите, сидите», — оста навливаю его. Разговорились о его родителях, родном го роде Шарья , что в Костром ской области. Он рассказал, как красиво у них летом. Как здорово косить свежую душистую траву. Потом 'за шел разговор о партии. Ря- бишш признался, что гото вится к вступлению, но од ному трудно во многом ра зобраться. Я с радостью со гласился помочь ему в этом. В служебной карточке старшего матроса Л. В. Ря- бииипа уже было 8 поощре ний. «За исключительно доб росовестное отношение к изучению боевой техники и досрочную сдачу экзаменов на самостоятельное обслу живание боевого поста — благодарность». «За отли ч ное выполнение ремонтных работ п проявленную при этом настойчивость и тру долюбие — благодарность», «За успехи в социалистиче ском соревновании за право называться последователем лучшего специалиста воен ных лет — грамота», «За освоение смежной специаль ности и оказание помощи молодому матросу — благо дарность»... Последнее поощ рение — 10 суток отпуска с выездом на родину реализо вать не успел — корабль вышел в море. После воз вращения лодки в базу он должен был убыть в кратко срочны!! отпуск. U II ЧТО не предвещало • • •11 беды. Лодка шла па большой глубине. Вахта уже подходила к концу, когда в нескольких метрах от Лео нида раздался громкий удар, а потом свист, как будто р я дом заработал реактивный двигатель самолета. Резко стала расти температура воздуха в отсеке. «Р а зры в паропровода!» — понял Леонид. Осмотрев шись, он увидел, как пар, ударяясь о прочный корпус, «белел». Обстановка была оценена мгновенно. Доло жить в центральный пост и на пульт управления глав ной энергетической уста новки из-за огромной силы свиста не удастся. Инструк ция в этом случае требова ла спуститься в трюм к трас сам, по которым циркулиро вала холодная забортная во да и где температура была намного ниже, чем в других местах отсека. Поврежден ный участок паропровода должен быть отключен из смежного отсека. — Надо закрыть клапан, отсечь аварийный участок, иначе.., — Леонид к этому времени был опытным моря ком и знал, что во время поступления большого коли чества пара в отсек-, самое страшное происходит не из- за повышения температуры (хотя уже одно это крайне опасно), а пз-за резкого па дения сопротивления изоля ции электрооборудования и возникновения пожара. Под вергать риску корабль, сво их боевых товарищей он не мог. До клапана, отсекающего аварийный участок паропро вода. добраться не так-то просто. Снизу не подлезть — мешают механизмы и трубопроводы. Сверху не подступиться — пар отсек пути к клапану. Единствен ная возможность — до браться сбоку. И Леонид по лез. Но у самого клапана пар поставил и здесь пре граду. Тогда матрос, превозмо гая страшную боль от ожо гов, дотянулся до маховика и стал закрывать клапан. Казалось, маховик клапана был раскален на огне. Кожа на руках сначала вздулась огромным волдырем, а по том слезла и осталась на маховике, сделавшем послед ний оборот. Нестерпимо го рели грудь, ноги, руки, обожжены были дыхатель ные пути. А в это время из соседне го отсека на помощь ему пробилась аварийная пар тия. Температура воздуха — около 150 градусов. Гово рить нельзя. За металличе ские предметы не . взяться. Когда подошли к носовой переборке, навстречу шаг нул Леонид. И тут же упал на руки товарищей. Его отнесли к врачу, но спасти жизнь отважного под водника не удалось. Для не го тот клапан стал Мамае вым курганом, рубежом, за который отступать воину нельзя. 11 он не отступил ... Р ВОИНСКИМИ ПОЧЕ- ^ СТЯМИ он похоронен в родном городе. Первая З а водская улица в г. Шарье, па которой жил Леонид Ря- биннп, стала носить его имя. На этой улице и сейчас жи вет мать " подводника-северо- морца Валентина Акимовна Рябинина. На боевом посту, нося щем его имя, установлена мемориальная табличка с надписью: «На этом боевом посту, до конца выполнив CBoif долг, геройски погиб старший матрос Леонид Ва сильевич Рябшши». Прошли годы, но он и сей час с теми, кто несет нелег кую вахту в глубинах Миро вого океана, вдохновляя се вероморцев па отличное слу жение Отчизне. А. БЕРЕЗНЕВ, кандидат исторических на- ук. г. Баку. А ВТОР ОЧЕРКА, Анатолий Тихонович Березнев, лично знал Леонида Рябини на. В отсек, где, не страшась смерти, выполнял свой долг матрос, он входил вместе с аварийной группой. Ездил с подводниками в Шарью хоро нить Леонида. Переписывает ся с его матерью. ...Нашим читателям извест ны подвиги североморцев, спасавших ценой своей жизни корабли в годы Великой Оте чественной войны. Леонид совершил героический посту пок в мирное время. Значит, боевые традиции и сегодня в волевых качествах, в судьбе молодых воинов. рыбный мурман 11 3 августа 1990 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz