Рыбный Мурман. 1990 г. Август.
Точка зрения. Рецензия читателя и ЕДА ВНИИ ПРИЕЗД в Заполярье известного скульптора Л. Кербеля вернул меня к суро вым дням Великой Отечественной войны: летом 19-44 года я присутствовал па церемонии открытия «Памятника погибшим подводникам» — одной из первых его значительных работ. Покрывало с па мятника, по команде, снимал Сергей Дмитриевич Кукушкин, мичман гвардейской Краснознаменной подводной лодки «Щ-402» , не подозревая, что по горькой иронии военной .судьбы открывает памят ник и самому себе. Имена, названия погибших ко раблей не наносились, справедливо считая, что это дело будущего — война продолжалась. Через два месяца погибла подводная лодка «В-1» (командир И. И Фисанович), в сентябре — «Щ-402» (коман дир А. М. Каутский). Это была последняя, но са мая трагическая и тягостная потеря за всю войну: лодка, находясь в надводном положении, была по ошибке атакована нашим самолетом и потоплена. И «В-1», которую наши подводники получили и ос воили в Англии, по пути домой была, как недавно сообщалось в печати, потоплена патрульным само летом «хозяев». Проходили десятилетия, названия погибших над водных и подводных кораблей, имена личного сос тава продолжали ждать своего воплощения в гра ните и мраморе, но ощущалась какая-то тенденция, препятствующая даже полной публикации потерь в широкой печати, «Памятник погибшим подводни кам» стал именоваться «Героям-подводппкам Северного флота». Складывалось впечатление, пе- ИСТОРИЯ «М-122» [командир В. Н. Бурденко) — январь 1944 г. «С-54» (командир Д . К. Братишко) — май 1944 г. «С-55» (командир Л. М. Сушкин) — декабрь 1943 г. «В-1» (командир И. И. Фисанович) — август 1944 г. З а каждым погибшим кораблем — десятки чело веческих судеб. Благодарное Отечество должно знать и помнить героев. К сожалению, пе имею сведений по торпедным катерам, большим и малым охотникам, тральщикам. О ДНАКО ВЕРНЕМСЯ к последней работе про фессора А. А. Киселева «Мурманск — го род-герой». Как рядовой читатель, вынужден кон статировать, что в этой сравнительно небольшой книге автор допускает ряд серьезных искажении и ошибок, требующих, как любой брак, гласного ис правления. Касаюсь только раздела, посвященного Северно^- му флоту. На стр. 49 разбирается принципиальный вопрос о соотношении сил Северного флота и про тивника в начальный период Великой Отечествен ной войны. Вывод автора однозначен: «Соотноше ние сил на море в начальном периоде войны было в пользу противника». Анализируя и сравнивая приводимый состав противоборствующих сил, к такому выводу пе при ходишь. Сказывается, на мой взгляд, навязчивый стереотип прошлых лет. Обратимся к официальным источникам: «На Севере у противника не было крупных военно-морских сил, не было и больших кораблей, так как гитлеровское командование пла- ТЕРПИТ ИСКАЖЕНИЙ реходящее в уверенность, что сведения о числе боевых потерь Северного ф л о т а я в л яю т с я н еж е л а тельными для освещения в печати. В РЕМЕНА ИЗМЕНИЛИСЬ , а город Мурманск заслуженно стал городом-гёроем. Этой теме посвятил свою последнюю работу историк, профес сор А. А. Киселев — книгу «Мурманск — город- герой» (Москва, 1988 г.). Она вышла большим ти ражом в бурный период перестройки, но среди ее десяти глав, к сожалению, места для этих сведе ний также не нашлось. Читатель должен, наконец, знать всю правду, знать ту цену, которую заплатили наши воины за победу, жертвуя своей жизнью, спасая мир от фа шизма. В морских глубинах покоятся экипажи многих боевых кораблей Северного флота, и книга, посвя щенная Мурманску, помимо всего, обязана быть Ём символические памятником, с поименным их йеречислением. Этого не произошло, реквием не прозвучал и мы до настоящего времени в долгу у павших моряков Северного флота. Постараюсь частично восполнить этот пробел. Предлагаю читателям скорбный список погибших кораблей, с датой гибели каждого. ЭСКАДРЕННЫЕ МИНОНОСЦЫ «Стремительный» —- 20.07.1941 г. «Сокрушительный» — 21.11.1942 г. «Деятельный» — 16.01.1945 г. СТОРОЖЕВЫЕ КОРАБЛИ «Жемчуг» — 11.08.1941 г. «Бриллиант» — 22.09.1944 г. ПОДВОДНЫЕ КОРАБЛИ «К-1» (командир М. Ф . Хомяков) — октябрь 1943 г. «К-2» (командир В. П. Уткин) — август 1942 г. «К-3» (командир К. И. Малофеев) — август 1943 г. «К-22» (командир С. И. Кульбакин, комдив В. Н. Ко тельников) — февраль 1943 г. «К-23» (командир Л. С. Потапов, комдив М. И. Гад- жиев) — май 1942 г. «Д-3» (командир М . И. Бибеев) — июнь 1942 г. «Щ-401» (командир А. Е. Моисеев) — май 1942 г. «Щ-402» (командир А. И. Каутский) — сентябрь 1944 г. «Щ-403» (командир К. М . Шуйский] — октябрь 1943 г. «Щ-421» {экипаж снят) — апрель 1942 г. «Щ-422» (командир Ф . А. Видяев) — июль 1943 г. «М-172» (командир И. Н. Кунец) — октябрь 1943 г. «М-173» (командир В. А. Терехин) — август 1943 г. «М-174» (командир И. Е. Сухорученко) — сентябрь 1943 г. «М-175» (командир М. Л. Мелкадзе) — январь 1942 г. «М-176» (командир И. Л. Бондаревич) — июнь 1942 г. «М-106» (командир П. С. Самарин) — ноябрь 1943 г. «М-108» (командир Г. Д . Коваленко] — октябрь 1943 г. «М-121» (командир В. И. Кожакин) — октябрь 1942 г. пировало захват Полярного и Мурманска как чис то сухопутную операцию и было уверено б успеш ном исходе молниеносного удара. Таким образом, противник превосходил нас в авиации, живой силе, вооружении сухопутных войск. («Боевой путь Со ветского Военно-Морского Флота». Москва. 1988 г., стр. 1 7 7— 178.) В мае 1942 года на Северном флоте произошел редчайший случай — поединок «М-176» (командир И. Л. Бондаревич) с вражеской субмариной, имев шей большее водоизмещение и пятикратный пере вес торпедного вооружения. Лодки встретились на удалении 25 миль от берегов, в районе больших глубин, в надводном положении. После обнаруже ния друг друга срочно погрузились. Дальнейший ход событий" в интерпретации автора на стр. 63 следующий: «Первым не Еыдержал противник* и пустил торпеду. Промах, очевидно, вывел ' его из себя: ведь он знал пеленг на советскую лодку! В течение 20 минут гитлеровцы израсходовали весь боезапас». Для сведения: боезапас немецкой лодки — де сять торпед. Подобное легкомыслие ее командира, по воле автора легко и просто форсирующего со бытия, невольно оглупляет опытного, опасного и сильного врага. До окончания поединка остается еще около трех часов, но о дальнейших действиях подводных кораблей автору сказать просто нечего, кроме небольшой импровизации: «На исходе тре тьего часа, когда гитлеровцы, обманутые тишиной, решили всплыть, их настиг неотвратимый удар». Очень грубое искажение действительности. До последних минут велась рискованная игра со смер тью. Разумеется , гитлеровцы пошли на всплытие не потому, что были «обмануты тишиной», обе лодки находились на незначительном удалении и хорошо прослушивались. Просчет и поражение врага были результатом необыкновенной выдерж ки, мастерства командира и всего экипажа «М-176». «В подводном положении, маневрируя на трех узловом ходу, меняя курс и глубину, И. Л. Бон даревич не только уклонялся от выпущенных тор пед' противника, н о "и как бы вызывал его на но вую атаку. Несколько раз у него было сильное ис кушение выпустить хотя бы одну из двух имею щихся торпед, но он сдерживал себя. Становилось все трудней дышать, но экипаж не замечал этого, никогда подводники не были так близки к смерти, но это рождало не страх, а величайшую собран ность. Когда рядом прошла последняя, десятая, тор педа, шел четвертый час с начала поединка. Враг израсходовал весь боекомплект и уверенно пошел на всплытие, решив, видимо, что наша лодка без оружна. Через несколько минут он был уничтожен , двухторпедным залпом». (И. А. Колышкнн. «В глу бинах полярных морей». Москва, 1964 г., стр. 164). В книге «Мурманск — город-герой» на стр. 59 читаем: «Подводные лодки «Малютки», «Щуки» , «Катюши» успешно применяли не только торпеды и мины, но и артиллерию, они прорывались во вра жеские гавани и топили суда у причалов». Несмотря на мажорный тон этого утверждения, следует подчеркнуть, что лодки типа «Щ» и «М» пе являлись минными заградителями, т. е. не бы ли приспособлены для постановки мин, атакуя, ни когда не использовали артиллерию, ввиду ее явной слабости, а успешно применяли только свое основ ное оружие — торпеды. Еще одна погрешность — на стр. 57: «На тор педных катерах, этих небольших, по быстроходных и маневренных кораблях, служили паши земляки: А. А. Безгин, С. Е. Едемский, С. Г. Краев, А. Я. Маклаков, А. И. Малыгин, С. С. Полоторацкий, И. М. Титов и другие». Далее идет описание бое вых действий и дерзких атак лихих катерников. Все перечисленные моряки — опытные капита ны, гордость нашего промыслового флота, некото рых я знал лично. Они воевали во втором дивизи оне сторожевых катеров Северного флота. Слово — С. Е. Едемскому, командиру отряда: «Наш де- визион состоял из 17 катеров. Все они в мирное время были рыболовными судами, скорость хода от семи до девяти узлов, не могли мы «охвастать и вооружением». («Это было на Крайнем Севере». 1965 г. Мурманск, стр. 121.) Я назвал бы их великими и скромными т р у т никами войны. На тихоходных, слабовооружеиных мотоботах они высаживали десанты, доставляли технику, боеприпасы, снабжение для воинских ча стей, вывозили раненых, подвергались артобстре лу, налетам авиации, несли потери. Нужен ли здесь этот элемент вымысла, приводимый автором? Нет, он противоречит истине и неуместен. Н Е С К О Л Ь К О ЗАМЕЧАНИИ по подборке фото- 11 иллюстраций в книге А. А. Киселева. Так, на стр. 160 обращает на себя внимание фотосни мок довоенного рыбного порта. На переднем плане — РТ-10 «Лебедка», впоследствии легендарный СКР «Туман», геройски погибший в неравном бою осенью 1941 г. Но, позвольте, в только что опуб ликованной работе А. А. Киселева «Мурманской области 50 лет» (Мурманск. 1988 г.) на стр. 22 по мещен снимок РТ-10 «Лебедка» более крупного плана. Построечный тип этих РТ конструктивно со вершенно различен, следовательно, под одним, из вестным на есю страну славным именем корабля, в результате небрежности или незнания, в один и тот же период опубликованы снимки двух разных судов. Через несколько страниц очередная фотография с неожиданным пояснением: «Члены экипажа па рохода «Старый большевик», слева капитан И. И. Афанасьев» . Достаточно беглого взгляда, чтобы убе диться, что это не так. С горечью можно т о л ^ о предполагать, сколько доверчивых читателей, гля дя, согласно аннотации, на первого помощника ка питана К. М. Петровского, будут тщетно узнавать в нем Героя Советского Союза, кавалера высшего боевого ордена Великобритании Ивана Ивановича Афанасьева, прославленного капитана теплохода «Старый большевик». Так кажущаяся мелочь, до пущенная небрежность или незнание превращают ся в неуважение к памяти о людях и событиях. Д ОСТАТОЧНО БОЛ ЬШ АЯ РАБОТА проделана доктором исторических наук, профессором А. А. Киселевым, он является автором почти всех книг по истории Кольского края , города Мурман ска, охватывающих период после 1917 года. Но подобная монополия, на мой взгляд, не совсем оп равданна. Наш город и край тесно связаны с мо рем, следовательно, и с флотом. Эта тема глубоко специфична и требует, помимо глубоких знаний, определенной профессиональной морской подготов ки, в противном случае она легко уязвима. Автор ский круг должен расширяться з а счет привлечения лиц, отвечающих этим требованиям, ибо нельзя объ ять необъятное. А пока, ознакомившись с книгой, вынужден констатировать, что уважаемый автор называет подводное положение лодки ее «под водным состоянием», теплоход — «пароходом» и т. п., чего не избежал он и в предшествующих работах. ^ Не следует забывать, что даже самая маленькая ошибка, будучи обнаруженной, подрывает доверие ко всему остальному, а все большое, как известно, строится из мелочей. Г. АНУФРИЕВ, мурманчанин. ОБ АВТОРЕ. Г. А. Ануфриев — коренной мурман чанин. Его детство совпало с предвоенными и воен ными годами, когда их семья жила в Полярном, где он своими глазами видел жизнь главной тогда базы Северного флота. Еще мальчишкой был наслышан о подвигах североморцев, многих знал в лицо. Естественно, став взрослым, Герман Андреевич свя зал свою судьбу с морем : работал с 1957 года в М ур манском траловом флоте, прошел традиционный путь многих — от матроса до капитана. Знает историю флота, поскольку сам участник и свидетель многих событий, знает, можно сказать без преувеличения, сот ни людей, прошедших нелегкий курс «рыбацкой ака демии» — то есть самой работы и жизни в море, на промысле. Закономерен и его глубокий интерес к ис тории Краснознаменного Северного флота. Его замет ки (а это не первая публикация Г. А. Ануфриева) — забота о качестве новых изданий, вернее — тревога по поводу допускаемых авторами погрешностей, ко торые наносят вред изучению истории нашего края. 3 августа 1990 года ю РЫБНЫЙ МУРМДН
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz