Рыбный Мурман. 1990 г. Август.

Точка зрения. Рецензия читателя и ЕДА ВНИИ ПРИЕЗД в Заполярье известного скульптора Л. Кербеля вернул меня к суро­ вым дням Великой Отечественной войны: летом 19-44 года я присутствовал па церемонии открытия «Памятника погибшим подводникам» — одной из первых его значительных работ. Покрывало с па­ мятника, по команде, снимал Сергей Дмитриевич Кукушкин, мичман гвардейской Краснознаменной подводной лодки «Щ-402» , не подозревая, что по горькой иронии военной .судьбы открывает памят­ ник и самому себе. Имена, названия погибших ко­ раблей не наносились, справедливо считая, что это дело будущего — война продолжалась. Через два месяца погибла подводная лодка «В-1» (командир И. И Фисанович), в сентябре — «Щ-402» (коман­ дир А. М. Каутский). Это была последняя, но са­ мая трагическая и тягостная потеря за всю войну: лодка, находясь в надводном положении, была по ошибке атакована нашим самолетом и потоплена. И «В-1», которую наши подводники получили и ос­ воили в Англии, по пути домой была, как недавно сообщалось в печати, потоплена патрульным само­ летом «хозяев». Проходили десятилетия, названия погибших над­ водных и подводных кораблей, имена личного сос­ тава продолжали ждать своего воплощения в гра­ ните и мраморе, но ощущалась какая-то тенденция, препятствующая даже полной публикации потерь в широкой печати, «Памятник погибшим подводни­ кам» стал именоваться «Героям-подводппкам Северного флота». Складывалось впечатление, пе- ИСТОРИЯ «М-122» [командир В. Н. Бурденко) — январь 1944 г. «С-54» (командир Д . К. Братишко) — май 1944 г. «С-55» (командир Л. М. Сушкин) — декабрь 1943 г. «В-1» (командир И. И. Фисанович) — август 1944 г. З а каждым погибшим кораблем — десятки чело­ веческих судеб. Благодарное Отечество должно знать и помнить героев. К сожалению, пе имею сведений по торпедным катерам, большим и малым охотникам, тральщикам. О ДНАКО ВЕРНЕМСЯ к последней работе про­ фессора А. А. Киселева «Мурманск — го­ род-герой». Как рядовой читатель, вынужден кон­ статировать, что в этой сравнительно небольшой книге автор допускает ряд серьезных искажении и ошибок, требующих, как любой брак, гласного ис­ правления. Касаюсь только раздела, посвященного Северно^- му флоту. На стр. 49 разбирается принципиальный вопрос о соотношении сил Северного флота и про­ тивника в начальный период Великой Отечествен­ ной войны. Вывод автора однозначен: «Соотноше­ ние сил на море в начальном периоде войны было в пользу противника». Анализируя и сравнивая приводимый состав противоборствующих сил, к такому выводу пе при­ ходишь. Сказывается, на мой взгляд, навязчивый стереотип прошлых лет. Обратимся к официальным источникам: «На Севере у противника не было крупных военно-морских сил, не было и больших кораблей, так как гитлеровское командование пла- ТЕРПИТ ИСКАЖЕНИЙ реходящее в уверенность, что сведения о числе боевых потерь Северного ф л о т а я в л яю т с я н еж е л а ­ тельными для освещения в печати. В РЕМЕНА ИЗМЕНИЛИСЬ , а город Мурманск заслуженно стал городом-гёроем. Этой теме посвятил свою последнюю работу историк, профес­ сор А. А. Киселев — книгу «Мурманск — город- герой» (Москва, 1988 г.). Она вышла большим ти­ ражом в бурный период перестройки, но среди ее десяти глав, к сожалению, места для этих сведе­ ний также не нашлось. Читатель должен, наконец, знать всю правду, знать ту цену, которую заплатили наши воины за победу, жертвуя своей жизнью, спасая мир от фа ­ шизма. В морских глубинах покоятся экипажи многих боевых кораблей Северного флота, и книга, посвя­ щенная Мурманску, помимо всего, обязана быть Ём символические памятником, с поименным их йеречислением. Этого не произошло, реквием не прозвучал и мы до настоящего времени в долгу у павших моряков Северного флота. Постараюсь частично восполнить этот пробел. Предлагаю читателям скорбный список погибших кораблей, с датой гибели каждого. ЭСКАДРЕННЫЕ МИНОНОСЦЫ «Стремительный» —- 20.07.1941 г. «Сокрушительный» — 21.11.1942 г. «Деятельный» — 16.01.1945 г. СТОРОЖЕВЫЕ КОРАБЛИ «Жемчуг» — 11.08.1941 г. «Бриллиант» — 22.09.1944 г. ПОДВОДНЫЕ КОРАБЛИ «К-1» (командир М. Ф . Хомяков) — октябрь 1943 г. «К-2» (командир В. П. Уткин) — август 1942 г. «К-3» (командир К. И. Малофеев) — август 1943 г. «К-22» (командир С. И. Кульбакин, комдив В. Н. Ко­ тельников) — февраль 1943 г. «К-23» (командир Л. С. Потапов, комдив М. И. Гад- жиев) — май 1942 г. «Д-3» (командир М . И. Бибеев) — июнь 1942 г. «Щ-401» (командир А. Е. Моисеев) — май 1942 г. «Щ-402» (командир А. И. Каутский) — сентябрь 1944 г. «Щ-403» (командир К. М . Шуйский] — октябрь 1943 г. «Щ-421» {экипаж снят) — апрель 1942 г. «Щ-422» (командир Ф . А. Видяев) — июль 1943 г. «М-172» (командир И. Н. Кунец) — октябрь 1943 г. «М-173» (командир В. А. Терехин) — август 1943 г. «М-174» (командир И. Е. Сухорученко) — сентябрь 1943 г. «М-175» (командир М. Л. Мелкадзе) — январь 1942 г. «М-176» (командир И. Л. Бондаревич) — июнь 1942 г. «М-106» (командир П. С. Самарин) — ноябрь 1943 г. «М-108» (командир Г. Д . Коваленко] — октябрь 1943 г. «М-121» (командир В. И. Кожакин) — октябрь 1942 г. пировало захват Полярного и Мурманска как чис­ то сухопутную операцию и было уверено б успеш­ ном исходе молниеносного удара. Таким образом, противник превосходил нас в авиации, живой силе, вооружении сухопутных войск. («Боевой путь Со­ ветского Военно-Морского Флота». Москва. 1988 г., стр. 1 7 7— 178.) В мае 1942 года на Северном флоте произошел редчайший случай — поединок «М-176» (командир И. Л. Бондаревич) с вражеской субмариной, имев­ шей большее водоизмещение и пятикратный пере­ вес торпедного вооружения. Лодки встретились на удалении 25 миль от берегов, в районе больших глубин, в надводном положении. После обнаруже­ ния друг друга срочно погрузились. Дальнейший ход событий" в интерпретации автора на стр. 63 следующий: «Первым не Еыдержал противник* и пустил торпеду. Промах, очевидно, вывел ' его из себя: ведь он знал пеленг на советскую лодку! В течение 20 минут гитлеровцы израсходовали весь боезапас». Для сведения: боезапас немецкой лодки — де­ сять торпед. Подобное легкомыслие ее командира, по воле автора легко и просто форсирующего со­ бытия, невольно оглупляет опытного, опасного и сильного врага. До окончания поединка остается еще около трех часов, но о дальнейших действиях подводных кораблей автору сказать просто нечего, кроме небольшой импровизации: «На исходе тре­ тьего часа, когда гитлеровцы, обманутые тишиной, решили всплыть, их настиг неотвратимый удар». Очень грубое искажение действительности. До последних минут велась рискованная игра со смер­ тью. Разумеется , гитлеровцы пошли на всплытие не потому, что были «обмануты тишиной», обе лодки находились на незначительном удалении и хорошо прослушивались. Просчет и поражение врага были результатом необыкновенной выдерж­ ки, мастерства командира и всего экипажа «М-176». «В подводном положении, маневрируя на трех­ узловом ходу, меняя курс и глубину, И. Л. Бон­ даревич не только уклонялся от выпущенных тор­ пед' противника, н о "и как бы вызывал его на но­ вую атаку. Несколько раз у него было сильное ис­ кушение выпустить хотя бы одну из двух имею­ щихся торпед, но он сдерживал себя. Становилось все трудней дышать, но экипаж не замечал этого, никогда подводники не были так близки к смерти, но это рождало не страх, а величайшую собран­ ность. Когда рядом прошла последняя, десятая, тор­ педа, шел четвертый час с начала поединка. Враг израсходовал весь боекомплект и уверенно пошел на всплытие, решив, видимо, что наша лодка без­ оружна. Через несколько минут он был уничтожен , двухторпедным залпом». (И. А. Колышкнн. «В глу­ бинах полярных морей». Москва, 1964 г., стр. 164). В книге «Мурманск — город-герой» на стр. 59 читаем: «Подводные лодки «Малютки», «Щуки» , «Катюши» успешно применяли не только торпеды и мины, но и артиллерию, они прорывались во вра­ жеские гавани и топили суда у причалов». Несмотря на мажорный тон этого утверждения, следует подчеркнуть, что лодки типа «Щ» и «М» пе являлись минными заградителями, т. е. не бы­ ли приспособлены для постановки мин, атакуя, ни­ когда не использовали артиллерию, ввиду ее явной слабости, а успешно применяли только свое основ­ ное оружие — торпеды. Еще одна погрешность — на стр. 57: «На тор­ педных катерах, этих небольших, по быстроходных и маневренных кораблях, служили паши земляки: А. А. Безгин, С. Е. Едемский, С. Г. Краев, А. Я. Маклаков, А. И. Малыгин, С. С. Полоторацкий, И. М. Титов и другие». Далее идет описание бое­ вых действий и дерзких атак лихих катерников. Все перечисленные моряки — опытные капита­ ны, гордость нашего промыслового флота, некото­ рых я знал лично. Они воевали во втором дивизи­ оне сторожевых катеров Северного флота. Слово — С. Е. Едемскому, командиру отряда: «Наш де- визион состоял из 17 катеров. Все они в мирное время были рыболовными судами, скорость хода от семи до девяти узлов, не могли мы «охвастать и вооружением». («Это было на Крайнем Севере». 1965 г. Мурманск, стр. 121.) Я назвал бы их великими и скромными т р у т ­ никами войны. На тихоходных, слабовооружеиных мотоботах они высаживали десанты, доставляли технику, боеприпасы, снабжение для воинских ча­ стей, вывозили раненых, подвергались артобстре­ лу, налетам авиации, несли потери. Нужен ли здесь этот элемент вымысла, приводимый автором? Нет, он противоречит истине и неуместен. Н Е С К О Л Ь К О ЗАМЕЧАНИИ по подборке фото- 11 иллюстраций в книге А. А. Киселева. Так, на стр. 160 обращает на себя внимание фотосни­ мок довоенного рыбного порта. На переднем плане — РТ-10 «Лебедка», впоследствии легендарный СКР «Туман», геройски погибший в неравном бою осенью 1941 г. Но, позвольте, в только что опуб­ ликованной работе А. А. Киселева «Мурманской области 50 лет» (Мурманск. 1988 г.) на стр. 22 по­ мещен снимок РТ-10 «Лебедка» более крупного плана. Построечный тип этих РТ конструктивно со­ вершенно различен, следовательно, под одним, из­ вестным на есю страну славным именем корабля, в результате небрежности или незнания, в один и тот же период опубликованы снимки двух разных судов. Через несколько страниц очередная фотография с неожиданным пояснением: «Члены экипажа па­ рохода «Старый большевик», слева капитан И. И. Афанасьев» . Достаточно беглого взгляда, чтобы убе­ диться, что это не так. С горечью можно т о л ^ о предполагать, сколько доверчивых читателей, гля­ дя, согласно аннотации, на первого помощника ка­ питана К. М. Петровского, будут тщетно узнавать в нем Героя Советского Союза, кавалера высшего боевого ордена Великобритании Ивана Ивановича Афанасьева, прославленного капитана теплохода «Старый большевик». Так кажущаяся мелочь, до­ пущенная небрежность или незнание превращают­ ся в неуважение к памяти о людях и событиях. Д ОСТАТОЧНО БОЛ ЬШ АЯ РАБОТА проделана доктором исторических наук, профессором А. А. Киселевым, он является автором почти всех книг по истории Кольского края , города Мурман­ ска, охватывающих период после 1917 года. Но подобная монополия, на мой взгляд, не совсем оп­ равданна. Наш город и край тесно связаны с мо­ рем, следовательно, и с флотом. Эта тема глубоко специфична и требует, помимо глубоких знаний, определенной профессиональной морской подготов­ ки, в противном случае она легко уязвима. Автор­ ский круг должен расширяться з а счет привлечения лиц, отвечающих этим требованиям, ибо нельзя объ­ ять необъятное. А пока, ознакомившись с книгой, вынужден констатировать, что уважаемый автор называет подводное положение лодки ее «под­ водным состоянием», теплоход — «пароходом» и т. п., чего не избежал он и в предшествующих работах. ^ Не следует забывать, что даже самая маленькая ошибка, будучи обнаруженной, подрывает доверие ко всему остальному, а все большое, как известно, строится из мелочей. Г. АНУФРИЕВ, мурманчанин. ОБ АВТОРЕ. Г. А. Ануфриев — коренной мурман­ чанин. Его детство совпало с предвоенными и воен­ ными годами, когда их семья жила в Полярном, где он своими глазами видел жизнь главной тогда базы Северного флота. Еще мальчишкой был наслышан о подвигах североморцев, многих знал в лицо. Естественно, став взрослым, Герман Андреевич свя­ зал свою судьбу с морем : работал с 1957 года в М ур ­ манском траловом флоте, прошел традиционный путь многих — от матроса до капитана. Знает историю флота, поскольку сам участник и свидетель многих событий, знает, можно сказать без преувеличения, сот­ ни людей, прошедших нелегкий курс «рыбацкой ака­ демии» — то есть самой работы и жизни в море, на промысле. Закономерен и его глубокий интерес к ис­ тории Краснознаменного Северного флота. Его замет­ ки (а это не первая публикация Г. А. Ануфриева) — забота о качестве новых изданий, вернее — тревога по поводу допускаемых авторами погрешностей, ко ­ торые наносят вред изучению истории нашего края. 3 августа 1990 года ю РЫБНЫЙ МУРМДН

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz