Рыбный Мурман. 1990 г. Апрель.
Проблемы управления 28 марта в Мурманске состоялось сове щание первых помощников капитанов, се кре тарей парткомов, капитанов, начальников от делов загранплавания ассоциации «Севрыба». Речь шла о статусе первых помощников, их роли в современных условиях. В работе совещания приняли участие се к ретарь обкома КПСС Е. Б. Комаров, заве дующий агропромышленным отделом о б ко ма партии В. М. Смуров, заместитель на чальника Главного управления по кадрам Минрыбхоза СССР И. И. Скороход , генераль ный директор ассоциации «Севрыба» В. Ф . Корельский, второй секретарь горкома КПСС В. Ф . Никитин, секретарь Октябрьского рай кома партии Г. В. Степахно. Вел совещание заместитель генерального директора ассоциации «Севрыба» по кадрам и социальному развитию А. С. Васильев. ПРИЗВАНИЕ И ЛО М КО С Т Ь Слово предоставлено В. Ф. Корельскому. Он сказал, что мы являемся свидетелями и участниками больших пере мен, которые происходят в обществе. В этих условиях непремен но должны меняться принци пы работы первого помощни ка капитана. Прежние функ ции остаются: подбор экипа жа, создание здорового м о рально-психологического кли мата, организация воспита тельной работы, обеспечение дисциплины на судне. Однако сегодня первому помощнику нужна еще и душа, огромное желание посвятить себя этому нелегкому делу. Тем более что сейчас очень модно ста ло критиковать партийный ап парат, естественно, огонь кри тики не может не задегь и ломполита. А нужен ли он, первый по мощник капитана? Ведь не сколько экипажей уже попро бовали обходиться без него. Причем, уходя в рейс, даже радовались возможности • зять на освободившуюся зарплату дополнительные ра бочие руки. Да и капитану по проще жить без контроля «сбоку». Что же показали экспери ментальные рейсы? Дисципли на упала, морально-психоло гический климат оставлял же лать лучшего. А самое глав ное, «не стало» отдельного моряка, его личных проблем, есть член экипажа, обязанный нести вахту, выходить на под- вахты, безмолвно выполнять все требования командиров. И, конечно же, все это не мо -- ло не отразиться на произ водственной деятельности, на ее результатах. Поэтому мнение практиче ски всех экипажей было од нозначным: первый помощник капитана нужен. Но каким он должен быть? Прежде всего он должен быть яркой личностью, у ко торой работа с людьми — призвание. Естественно, не обходимы высокая квалифика ция, умение общаться, диску тировать и отстоять свою точ ку зрения, знание экономики, законов, эрудиция. Где готовить таких специа листов? Декан факультета по вышения квалификации МЗИМУ М. Н. Чечурина рас сказала о том, как будет ор ганизована в училище подго товка первых помощников, что сформулированы предло жения о новом подходе к ин ституту первых помощников. Представляется целесообраз ным, чтобы они владели зна ниями в области социального управления коллективом, су дового менеджмента, фи нансово-коммерческих функ ций, и подчинялись не только капитану, но и одному из ру ководителей флота. 3 пер спективе следует, видимо, обучать морских специалистов не на курсах, как сейчас, а на специальном факульте.е, вы давая им по скончании вто рой диплом о высшем обра зовании. Первый помощник капитана должен стать по мощником по кадрам и со циальным вопросам. Конечно, какой капитан от кажется от такого помощни ка? И готовить столь компе тентных специалистов необ ходимо. Но, как справедливо заметил в своем выступлении В. Ф . Корельский, один-един- ственный недостаюк — не умение работать с людьми — перечеркнет все достоинства будущего п ом п о л та . Значит, надо быть особенно внима тельными при отборе людей на учебу. А пока... И. И. С короход ,' выразив от имени министерства удов летворение тем, что Север ный бассейн шагает в ногу с жизнью, предложил собрав шимся анализ положения дел с дисциплиной. Более чем вдвое увеличилось число на рушений в «Дагьрыбе», на половину — в «Запрыбе». Очень много неприятностей из-за краж в заграничных ма газинах, которые совершили наши моряки, не брезговали они и продажей рыбы, судо вого имущества. В общем, «прославились» от Новой Зе ландии до Канады. Возросло число аварий, в прошлом го ду погибло восемь судов. Но еще горше — погибли 270 мо ряков, примем чаще всего причиной явилось нарушение дисциплины. А из-за наруше ния правил рыболовства при шлось выплатить более мил лиона инвалютных рублей и даже... отдать в счет штрафа судно. На треть увеличилось количество экипажей, по соб ственной вине не выполнив ших рейсовые задания. Сегодня отрасль отстает от плана по выпуску пищевой продукции на 66 тысяч тонн, а в сравнении с этим же пе риодом прошлого года разни ца составляет 162 тысячи тонн. Поэтому позиция Минрыб хоза, сектора рыбной про мышленности ЦК КПСС, об комов партии «рыбных» обла стей одна; институт первых помощников нужен. Недавно в министерстве со бирались перзые помощники капитанов из разных бассей нов, обсуждали положение дел, советовались, не изме нить ли название этой долж ности. Пришли к выводу, что надо оставить прежнее назва ние. Первые помощники нуж ны на крупнотоннажных су дах, а для малотоннажных — групповые. На совещании выступали первые помощники, капитаны, секретари парткомов, началь ники отделов зчэгранплазания флотов «Севрыбы». Они гово рили и доказывали, что хоро шая работа помполита — га рант успеха экипажа в про изводственных делах. И кро ме этого специалиста в эки паже некому взвалить на се бя тяжелый груз работы с людьми. Выступающие отстаи вали различные точки зрения о содержании деятельности, ее направленности и статусе должности перуого помощни ка капитана. Бот что сказал капитан-директор объедине ния «Мурманрыбпром» Д. И. Понг.вин. — Я согласен, что первый помощник нужен, но с оговор кой: пока наше государство не о состоянии обеспечить надле жащие условия и оплату тру да моряков. Только важно пре доставить первому помощнику юридические права, социаль ную защищенность, чтобы не был он м ал ьчи ком для битья . Кроме то го , следует и зм ени ть даже название его д олж нос ти , ведь и для м ор я ко в , и для инофирм он — представитель системы . с ком п р ом е ти ро в а в шей себя. То есть первы й п о м ощ н и к не обязательно дол ж е н бы ть свя занным с п а р т комом , с пар ти ей . П усть он работает на см ы ч ке а дм ини с трация — проф сою з — п а р т ком . Главное, чтобы это был че с тны й человек. — Пона пар тия комм ун и с то в является руноводящ ей , первые п ом ощ н и ки буд ут пр о в о д ни ка ми идей КПСС, — возразил В. Ф. Н и к и т и н . — И им н уж н а под д е р ж ка обкома па р ти и , го р кома , ассоциации , н уж н о одоб рение и х н уж н о го дела. Пер вый п ом ощ ни к должен п р о бить брешь в «стене», во здви г нутой между адм ини страцией и э ки п а ж е м , морем и берегом , стать представителем адм ини с трации по вы полнению ко л договора , взять на себя все личны е проблемы моряков . Н а чал ь ни к отдела за гр а н плавания М урм ан с ко го т р а лового флота И. М. Морозоа начал вы ступление вроде и з далека : с анализа э ко н ом и ч е с ко го полож ени я флота. На пример , го с за ка з — 100 — 105 процентов , обеспеченность его — 30 —35 процентов . М оряк ждет ж ил ье 20 лет, управление флота работает в арендуемом помещ ении , я полтора-два ра за возросло число переездов и перелетов э к и п а ж е й , а «Сов- рыбфлот» мало чем помогает, м инистерство занимает п о зи цию с торонне го наблюдателя. В э ти х условиях вести обще с тве нн ую , во спи та тел ьн ую ра боту, реш ать социальные проблемы м оря ков край не слож но , п о с к о л ь к у идеи не под кре пляю тся ко н кр е тн ы м и делами. Но без перво го помощ ни ка ж и т ь нельзя. Иван Матвеевич предложил р а зработанны й в М урм ан ском траловом флоте п р о е к т поло ж е ни я о первом пом ощ ни ке ка пи та на . Общий итог результатов со вещания подвел представитель Минрыбхоза СССР И. И. С ко роход. Он отметил, что ко мандный состав флотов «Сев- рыбы» перестраивает в на стоящее время методы рабо ты с судовыми экипажами, стремится, чтобы они соответ ствовали требованиям време ни. Обсуждаемые проблемы на данном семинаре являются примером определения ново го содержания деятельности, ориентированы не только на общественно-политические за дачи, но и на достижение ос новной цели — создание на судне сплоченного трудового коллектива, успешно живуще го и работающего в экстре мальных морских условиях. На совещании принято ре шение: создать рабочую груп пу из капитанов и первых по мощников для разработки своего проекта положения с учетом предложений, выска занных на совещании. Этот документ будет направлен в Минрыбхоз, где с учетом предложений моряков «Сев- рыбы» готовится отраслевое положение. З а ка н чи ва я р а с с ка з о м и нувшем совещ ании , замечу: м ногие вы с тупа вш ие недобрым словом поминали «Рыбный М урман» за д и с к у с с ию , к о т о рая п уб ли ковала сь под р у б р и кой «Ф ло тские комиссары»*. Мол. п л о х ую с л уж б у с о с л уж и ли письма м оря ков о помпо- л и та х , ведь больш инство а в торов вы с ка зы вал о сь протиа п е р вы х пом ощ ни ков . Но, думается , эта д и с ку с си я была очень важ ной а кци ей газе ты . М оря ки по л учи ли во з м ож но с ть о т к ры т о обменяться м нениям и , а не ш е п та ться по каю там . Ж и зн ь дока зала . что п о ка еще роль п е р вы х помощ - н и коев важ на . И они н уж ны флоту. И. БЕРЕЗЮК. (Наш корр.) Искать выход из тупика (Возвращаясь к внеочередному съезду рыбаков) 23 февраля нынешнего года «Рыбный Мурман» подробно расска зал о том, как проходил внеочередной съезд отраслевого профсою за. Рыбацкий форум завершился, но не затихли разговоры и о нем, и о тех проблемах, которые вызвали его проведение. Да и не вс * документы мы смогли тогда опубликовать. Сегодня предлагаем вашему вниманию часть материалов, посвя щенных съезду, которые напечатаны в журнале «Фактор» профсо юзного комитета Мурманского тралового флота. Первый — краткий анализ минувшего съезда, второй — часть текста, с которым собирался выступить на съезде от делегации Мурманского тралового флота старший электромеханик Ю. Т. Ле бедев. В работе внеочередного съезда профсоюза работников рыбного хозяйства, в докладах на нем пре дседателя ЦК профсоюза В. В. Кузьменка, министра Н. И. Котля- ра, принятом на съезде постанов лении не акцентировано внимание на решении скопившихся десяти летиями проблем моряков, хотя сьезд (он назывался внеочеред ным) был созван по требованию плавсостава. Почему делегатам плавсостава не удалось провести на съезде наказы моряков? 1. Плавсостав был представлен меньшинством — один от пяти тысяч. 2. Ни одна телеграмма плавсо става в адрес съезда не была за читана на нем, не доведена до делегатов. 3. Скоротечность работы съез да — два дня. 4. Материалы съезда (устав профсоюза, проект постановле ния) не были своевременно ро з даны делегатам, что не позволило делегатам глубоко их изучить. 5. Пассивность делегатов. Послесъездовские встречи с экипажами показали необходи мость нового качественного подхо да к профсоюзному движению в траловом флоте, основанному на полной самостоятельности проф союзной организации, ее профсо- В настоящее время практичес ки не созданы условия для нор мального экономического и соци ального развития флотов отрасли, не произошло ожидаемых корен ных изменений в подходах со стороны первых руководителей Верховного Совета, Совета Мини стров. Дополнительное тому под тверждение — формальная, кан целярская реакция на недавнее к ним обращение пяти секрета рей обкомов партии рыбных ре ' гионоз. Надоело всем нам заклинать государственные и правительст венные органы, уговаривать ка кого-нибудь дядю изменить под ходы к неотложным нуждам рыбной промышленности. Надо ели жонглирование и бесконеч ные фокусы вместо серьезного рассмотрения дел. Надоело говорить о несовер шенстве технологии и техники по добыче и обработке рыбы на су дах, примитивной спецодежде и условиях жизни, 12-часовой ежесуточной вахте на промысле, когда моряк находится беспре рывно на работе, месяцами, во вредных, по медицинским показа ниям, условиях, А ведь, действительно, чего же здесь особенно говорить — пять месяцев в море, один на бере гу. Пришел рыбак, ступил на зем лю, обнял детей, любимую , а дальше и не зчает, ч,о делать, сам как ребенок. Потому и раз~ валиваются семьи, растут так на зываемые трудные деги, форми руется, соответственно, общество настоящего и будущего. Я обращаюсь к сидящим в за ле, разве такая жизнь достойна человека? Кто из женщин согла сится иметь символического му жа, отца? Кто из мужчин согласится из нурять себя работой в море, чтобы попытаться забыть, что есть другая жизнь на земле, есть жен щины, которых не то что обнять — увидеть нельзя? Никто! Даже а морском торговом флоте, в ерз- § апреля1939 годаш 6 юзного комитета, регламентиро ванной уставом. Внеочередной съезд профсоюза не уделил плав составу ■ принятом уставе проф союза должного внимания. В нем по-прежнему главенствующим ос тается принцип демократического централизма, командный подход, ставящий в зависимость первич ные организации. _ Просим сообщить мнение м о ряков для наработки устава проф союзной организации в рамках профсоюза работников рыбного хозяйства, направленного на определение нашей организации на принципах федерации, о формировании взаимоотношений между вышестоящими профорга нами, организациями любых проф союзов на основе договоренно сти, взаимовыгодности, заинтере сованности в вопросах профсоюз ного движения. На наш взгляд, направление эгой работы долж но вестись параллельно ф орм и рованию структуры комитета ас социации плавсостава траловою флота, бассейна. В противном случае ассоциация без подде рж ки профсоюза сама по себе б у дет бесправной. Б. АЛЕКСЕЕВ, председатель профсоюзного комитет^ М урманского трало вого флоти. внении с рыбаками, жизнь и бота кажутся райскими. Рыбаки не хотят больше рабо тать по существующей схеме, на ступает предел их терпению. Нам представляется необходи мым зафиксировать сегодня по становлением съезда первооче редные, безотлагательные со циально-экономические измене ния; это сокращение сроков на хождения на промысле в море до трех месяцев и предоставле ние отдыха для реабилитации как человека и гражданина после промыслового рейса в течение срока, не меньшего длительности самого рейса. Нельзя больше загонять рыба ков в тупик, нет больше у них сил и терпения по 24 часа в сут ки из месяца в месяц находиться беспрерывно на работе. Конечно, рыбаки — не шахте ры, но на этом долго нельзя дер жаться, а тем более на Севере, где нет ни дач, ни огородов, ни жилья, в очереди на которое на до стоять более 20 лег, то е с т ^ терять рыбакам нечего, кроме собственных цепей. Люди умеют работать и рабо тают, подачек не просят. А коль стране сегодня крайне нужна рыбная продукция, из этого на до и исходить в правительстве и Минрыбхозе, причем конст руктивно. В дополнение к этому через съезд ставлю однозначно вопрос к Совету Министров: если не б у дет выполняться собственное по становление высшего распоряди тельного органа страны № 338 по развитию Мурманской области и, глазным образом, рыбной про мышленности, чудес не произой дет. Не драматизируя, можно сказать, мурманский рыбный край придет в упадок, и это опасно от разится на многих аспектах со временной политики и экономики. Ю. ЛЕБЕДЕВ, старший электромеханик М у р манского тралового флота. А РЫБНЫЙМУРМАН
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz