Рыбный Мурман. 1990 г. Апрель.

Проблемы управления 28 марта в Мурманске состоялось сове­ щание первых помощников капитанов, се кре ­ тарей парткомов, капитанов, начальников от ­ делов загранплавания ассоциации «Севрыба». Речь шла о статусе первых помощников, их роли в современных условиях. В работе совещания приняли участие се к ­ ретарь обкома КПСС Е. Б. Комаров, заве­ дующий агропромышленным отделом о б ко ­ ма партии В. М. Смуров, заместитель на­ чальника Главного управления по кадрам Минрыбхоза СССР И. И. Скороход , генераль­ ный директор ассоциации «Севрыба» В. Ф . Корельский, второй секретарь горкома КПСС В. Ф . Никитин, секретарь Октябрьского рай­ кома партии Г. В. Степахно. Вел совещание заместитель генерального директора ассоциации «Севрыба» по кадрам и социальному развитию А. С. Васильев. ПРИЗВАНИЕ И ЛО М КО С Т Ь Слово предоставлено В. Ф. Корельскому. Он сказал, что мы являемся свидетелями и участниками больших пере­ мен, которые происходят в обществе. В этих условиях непремен­ но должны меняться принци­ пы работы первого помощни­ ка капитана. Прежние функ­ ции остаются: подбор экипа­ жа, создание здорового м о ­ рально-психологического кли­ мата, организация воспита­ тельной работы, обеспечение дисциплины на судне. Однако сегодня первому помощнику нужна еще и душа, огромное желание посвятить себя этому нелегкому делу. Тем более что сейчас очень модно ста­ ло критиковать партийный ап­ парат, естественно, огонь кри ­ тики не может не задегь и ломполита. А нужен ли он, первый по­ мощник капитана? Ведь не­ сколько экипажей уже попро­ бовали обходиться без него. Причем, уходя в рейс, даже радовались возможности • зять на освободившуюся зарплату дополнительные ра­ бочие руки. Да и капитану по­ проще жить без контроля «сбоку». Что же показали экспери­ ментальные рейсы? Дисципли­ на упала, морально-психоло­ гический климат оставлял же ­ лать лучшего. А самое глав­ ное, «не стало» отдельного моряка, его личных проблем, есть член экипажа, обязанный нести вахту, выходить на под- вахты, безмолвно выполнять все требования командиров. И, конечно же, все это не мо -- ло не отразиться на произ­ водственной деятельности, на ее результатах. Поэтому мнение практиче­ ски всех экипажей было од­ нозначным: первый помощник капитана нужен. Но каким он должен быть? Прежде всего он должен быть яркой личностью, у ко ­ торой работа с людьми — призвание. Естественно, не­ обходимы высокая квалифика­ ция, умение общаться, диску­ тировать и отстоять свою точ­ ку зрения, знание экономики, законов, эрудиция. Где готовить таких специа­ листов? Декан факультета по­ вышения квалификации МЗИМУ М. Н. Чечурина рас­ сказала о том, как будет ор ­ ганизована в училище подго­ товка первых помощников, что сформулированы предло­ жения о новом подходе к ин­ ституту первых помощников. Представляется целесообраз­ ным, чтобы они владели зна­ ниями в области социального управления коллективом, су­ дового менеджмента, фи­ нансово-коммерческих функ­ ций, и подчинялись не только капитану, но и одному из ру­ ководителей флота. 3 пер­ спективе следует, видимо, обучать морских специалистов не на курсах, как сейчас, а на специальном факульте.е, вы­ давая им по скончании вто­ рой диплом о высшем обра­ зовании. Первый помощник капитана должен стать по­ мощником по кадрам и со­ циальным вопросам. Конечно, какой капитан от­ кажется от такого помощни­ ка? И готовить столь компе ­ тентных специалистов необ­ ходимо. Но, как справедливо заметил в своем выступлении В. Ф . Корельский, один-един- ственный недостаюк — не­ умение работать с людьми — перечеркнет все достоинства будущего п ом п о л та . Значит, надо быть особенно внима­ тельными при отборе людей на учебу. А пока... И. И. С короход ,' выразив от имени министерства удов­ летворение тем, что Север­ ный бассейн шагает в ногу с жизнью, предложил собрав­ шимся анализ положения дел с дисциплиной. Более чем вдвое увеличилось число на­ рушений в «Дагьрыбе», на­ половину — в «Запрыбе». Очень много неприятностей из-за краж в заграничных ма­ газинах, которые совершили наши моряки, не брезговали они и продажей рыбы, судо­ вого имущества. В общем, «прославились» от Новой Зе­ ландии до Канады. Возросло число аварий, в прошлом го­ ду погибло восемь судов. Но еще горше — погибли 270 мо­ ряков, примем чаще всего причиной явилось нарушение дисциплины. А из-за наруше­ ния правил рыболовства при­ шлось выплатить более мил­ лиона инвалютных рублей и даже... отдать в счет штрафа судно. На треть увеличилось количество экипажей, по соб­ ственной вине не выполнив­ ших рейсовые задания. Сегодня отрасль отстает от плана по выпуску пищевой продукции на 66 тысяч тонн, а в сравнении с этим же пе­ риодом прошлого года разни­ ца составляет 162 тысячи тонн. Поэтому позиция Минрыб­ хоза, сектора рыбной про ­ мышленности ЦК КПСС, об­ комов партии «рыбных» обла­ стей одна; институт первых помощников нужен. Недавно в министерстве со­ бирались перзые помощники капитанов из разных бассей­ нов, обсуждали положение дел, советовались, не изме­ нить ли название этой долж ­ ности. Пришли к выводу, что надо оставить прежнее назва­ ние. Первые помощники нуж­ ны на крупнотоннажных су­ дах, а для малотоннажных — групповые. На совещании выступали первые помощники, капитаны, секретари парткомов, началь­ ники отделов зчэгранплазания флотов «Севрыбы». Они гово­ рили и доказывали, что хоро­ шая работа помполита — га­ рант успеха экипажа в про­ изводственных делах. И кро ­ ме этого специалиста в эки­ паже некому взвалить на се­ бя тяжелый груз работы с людьми. Выступающие отстаи­ вали различные точки зрения о содержании деятельности, ее направленности и статусе должности перуого помощни­ ка капитана. Бот что сказал капитан-директор объедине­ ния «Мурманрыбпром» Д. И. Понг.вин. — Я согласен, что первый помощник нужен, но с оговор­ кой: пока наше государство не о состоянии обеспечить надле­ жащие условия и оплату тру ­ да моряков. Только важно пре­ доставить первому помощнику юридические права, социаль­ ную защищенность, чтобы не был он м ал ьчи ком для битья . Кроме то го , следует и зм ени ть даже название его д олж нос ти , ведь и для м ор я ко в , и для инофирм он — представитель системы . с ком п р ом е ти ро в а в ­ шей себя. То есть первы й п о ­ м ощ н и к не обязательно дол ­ ж е н бы ть свя занным с п а р т ­ комом , с пар ти ей . П усть он работает на см ы ч ке а дм ини ­ с трация — проф сою з — п а р т ­ ком . Главное, чтобы это был че с тны й человек. — Пона пар тия комм ун и с то в является руноводящ ей , первые п ом ощ н и ки буд ут пр о в о д ни ка ­ ми идей КПСС, — возразил В. Ф. Н и к и т и н . — И им н уж н а под ­ д е р ж ка обкома па р ти и , го р ­ кома , ассоциации , н уж н о одоб­ рение и х н уж н о го дела. Пер­ вый п ом ощ ни к должен п р о ­ бить брешь в «стене», во здви г­ нутой между адм ини страцией и э ки п а ж е м , морем и берегом , стать представителем адм ини ­ с трации по вы полнению ко л ­ договора , взять на себя все личны е проблемы моряков . Н а чал ь ни к отдела за гр а н ­ плавания М урм ан с ко го т р а ­ лового флота И. М. Морозоа начал вы ступление вроде и з ­ далека : с анализа э ко н ом и ч е ­ с ко го полож ени я флота. На­ пример , го с за ка з — 100 — 105 процентов , обеспеченность его — 30 —35 процентов . М оряк ждет ж ил ье 20 лет, управление флота работает в арендуемом помещ ении , я полтора-два ра ­ за возросло число переездов и перелетов э к и п а ж е й , а «Сов- рыбфлот» мало чем помогает, м инистерство занимает п о зи ­ цию с торонне го наблюдателя. В э ти х условиях вести обще­ с тве нн ую , во спи та тел ьн ую ра ­ боту, реш ать социальные проблемы м оря ков край не слож но , п о с к о л ь к у идеи не под кре пляю тся ко н кр е тн ы м и делами. Но без перво го помощ ­ ни ка ж и т ь нельзя. Иван Матвеевич предложил р а зработанны й в М урм ан ском траловом флоте п р о е к т поло ­ ж е ни я о первом пом ощ ни ке ка пи та на . Общий итог результатов со­ вещания подвел представитель Минрыбхоза СССР И. И. С ко­ роход. Он отметил, что ко ­ мандный состав флотов «Сев- рыбы» перестраивает в на­ стоящее время методы рабо­ ты с судовыми экипажами, стремится, чтобы они соответ­ ствовали требованиям време­ ни. Обсуждаемые проблемы на данном семинаре являются примером определения ново­ го содержания деятельности, ориентированы не только на общественно-политические за­ дачи, но и на достижение ос­ новной цели — создание на судне сплоченного трудового коллектива, успешно живуще­ го и работающего в экстре­ мальных морских условиях. На совещании принято ре­ шение: создать рабочую груп­ пу из капитанов и первых по­ мощников для разработки своего проекта положения с учетом предложений, выска­ занных на совещании. Этот документ будет направлен в Минрыбхоз, где с учетом предложений моряков «Сев- рыбы» готовится отраслевое положение. З а ка н чи ва я р а с с ка з о м и ­ нувшем совещ ании , замечу: м ногие вы с тупа вш ие недобрым словом поминали «Рыбный М урман» за д и с к у с с ию , к о т о ­ рая п уб ли ковала сь под р у б р и ­ кой «Ф ло тские комиссары»*. Мол. п л о х ую с л уж б у с о с л уж и ­ ли письма м оря ков о помпо- л и та х , ведь больш инство а в ­ торов вы с ка зы вал о сь протиа п е р вы х пом ощ ни ков . Но, думается , эта д и с ку с си я была очень важ ной а кци ей газе ты . М оря ки по л учи ли во з­ м ож но с ть о т к ры т о обменяться м нениям и , а не ш е п та ться по каю там . Ж и зн ь дока зала . что п о ка еще роль п е р вы х помощ - н и коев важ на . И они н уж ны флоту. И. БЕРЕЗЮК. (Наш корр.) Искать выход из тупика (Возвращаясь к внеочередному съезду рыбаков) 23 февраля нынешнего года «Рыбный Мурман» подробно расска­ зал о том, как проходил внеочередной съезд отраслевого профсою ­ за. Рыбацкий форум завершился, но не затихли разговоры и о нем, и о тех проблемах, которые вызвали его проведение. Да и не вс * документы мы смогли тогда опубликовать. Сегодня предлагаем вашему вниманию часть материалов, посвя­ щенных съезду, которые напечатаны в журнале «Фактор» профсо­ юзного комитета Мурманского тралового флота. Первый — краткий анализ минувшего съезда, второй — часть текста, с которым собирался выступить на съезде от делегации Мурманского тралового флота старший электромеханик Ю. Т. Ле­ бедев. В работе внеочередного съезда профсоюза работников рыбного хозяйства, в докладах на нем пре­ дседателя ЦК профсоюза В. В. Кузьменка, министра Н. И. Котля- ра, принятом на съезде постанов­ лении не акцентировано внимание на решении скопившихся десяти­ летиями проблем моряков, хотя сьезд (он назывался внеочеред­ ным) был созван по требованию плавсостава. Почему делегатам плавсостава не удалось провести на съезде наказы моряков? 1. Плавсостав был представлен меньшинством — один от пяти тысяч. 2. Ни одна телеграмма плавсо­ става в адрес съезда не была за­ читана на нем, не доведена до делегатов. 3. Скоротечность работы съез­ да — два дня. 4. Материалы съезда (устав профсоюза, проект постановле­ ния) не были своевременно ро з ­ даны делегатам, что не позволило делегатам глубоко их изучить. 5. Пассивность делегатов. Послесъездовские встречи с экипажами показали необходи­ мость нового качественного подхо­ да к профсоюзному движению в траловом флоте, основанному на полной самостоятельности проф ­ союзной организации, ее профсо- В настоящее время практичес­ ки не созданы условия для нор­ мального экономического и соци­ ального развития флотов отрасли, не произошло ожидаемых корен ­ ных изменений в подходах со стороны первых руководителей Верховного Совета, Совета Мини­ стров. Дополнительное тому под ­ тверждение — формальная, кан­ целярская реакция на недавнее к ним обращение пяти секрета­ рей обкомов партии рыбных ре ' гионоз. Надоело всем нам заклинать государственные и правительст­ венные органы, уговаривать ка ­ кого-нибудь дядю изменить под­ ходы к неотложным нуждам рыбной промышленности. Надо­ ели жонглирование и бесконеч­ ные фокусы вместо серьезного рассмотрения дел. Надоело говорить о несовер­ шенстве технологии и техники по добыче и обработке рыбы на су­ дах, примитивной спецодежде и условиях жизни, 12-часовой ежесуточной вахте на промысле, когда моряк находится беспре­ рывно на работе, месяцами, во вредных, по медицинским показа­ ниям, условиях, А ведь, действительно, чего же здесь особенно говорить — пять месяцев в море, один на бере ­ гу. Пришел рыбак, ступил на зем ­ лю, обнял детей, любимую , а дальше и не зчает, ч,о делать, сам как ребенок. Потому и раз~ валиваются семьи, растут так на­ зываемые трудные деги, форми­ руется, соответственно, общество настоящего и будущего. Я обращаюсь к сидящим в за­ ле, разве такая жизнь достойна человека? Кто из женщин согла­ сится иметь символического му ­ жа, отца? Кто из мужчин согласится из­ нурять себя работой в море, чтобы попытаться забыть, что есть другая жизнь на земле, есть жен­ щины, которых не то что обнять — увидеть нельзя? Никто! Даже а морском торговом флоте, в ерз- § апреля1939 годаш 6 юзного комитета, регламентиро­ ванной уставом. Внеочередной съезд профсоюза не уделил плав­ составу ■ принятом уставе проф ­ союза должного внимания. В нем по-прежнему главенствующим ос­ тается принцип демократического централизма, командный подход, ставящий в зависимость первич­ ные организации. _ Просим сообщить мнение м о ­ ряков для наработки устава проф ­ союзной организации в рамках профсоюза работников рыбного хозяйства, направленного на определение нашей организации на принципах федерации, о формировании взаимоотношений между вышестоящими профорга нами, организациями любых проф ­ союзов на основе договоренно ­ сти, взаимовыгодности, заинтере сованности в вопросах профсоюз ного движения. На наш взгляд, направление эгой работы долж ­ но вестись параллельно ф орм и ­ рованию структуры комитета ас ­ социации плавсостава траловою флота, бассейна. В противном случае ассоциация без подде рж ­ ки профсоюза сама по себе б у ­ дет бесправной. Б. АЛЕКСЕЕВ, председатель профсоюзного комитет^ М урманского трало­ вого флоти. внении с рыбаками, жизнь и бота кажутся райскими. Рыбаки не хотят больше рабо­ тать по существующей схеме, на­ ступает предел их терпению. Нам представляется необходи­ мым зафиксировать сегодня по ­ становлением съезда первооче­ редные, безотлагательные со­ циально-экономические измене­ ния; это сокращение сроков на­ хождения на промысле в море до трех месяцев и предоставле­ ние отдыха для реабилитации как человека и гражданина после промыслового рейса в течение срока, не меньшего длительности самого рейса. Нельзя больше загонять рыба­ ков в тупик, нет больше у них сил и терпения по 24 часа в сут­ ки из месяца в месяц находиться беспрерывно на работе. Конечно, рыбаки — не шахте­ ры, но на этом долго нельзя дер ­ жаться, а тем более на Севере, где нет ни дач, ни огородов, ни жилья, в очереди на которое на до стоять более 20 лег, то е с т ^ терять рыбакам нечего, кроме собственных цепей. Люди умеют работать и рабо­ тают, подачек не просят. А коль стране сегодня крайне нужна рыбная продукция, из этого на­ до и исходить в правительстве и Минрыбхозе, причем конст­ руктивно. В дополнение к этому через съезд ставлю однозначно вопрос к Совету Министров: если не б у ­ дет выполняться собственное по­ становление высшего распоряди­ тельного органа страны № 338 по развитию Мурманской области и, глазным образом, рыбной про ­ мышленности, чудес не произой ­ дет. Не драматизируя, можно сказать, мурманский рыбный край придет в упадок, и это опасно от­ разится на многих аспектах со ­ временной политики и экономики. Ю. ЛЕБЕДЕВ, старший электромеханик М у р ­ манского тралового флота. А РЫБНЫЙМУРМАН

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz