Рыбный Мурман. 1990 г. Апрель.
Страница репортера Пединститут --------------- Ч то в Литве? ------ Мнения очевидцев Литва волнует. Неопределенность ее положения — это неоп ределенность и наших впечатлений о ходе перестройки а наци ональном вопросе. Знаем ли мы всю правду о том, что там происходит? Сообщения ТАСС скупы, слухи — противоречивы. В этой ситуации мнение сторонников отделения интересно. С двумя из них удалось поговорить нашим корреспондентам. Сергей ПЕТРЕНКО, учитель средней школы: — Литва дискриминирует русское население? Это не правда. Я русский. В Литве оказался не так давно, по службе (бывший военнослужа щий, офицер). Последние со бытия поставили меня перед выбором, и я его сделал; уво лился из армии, вышел из членов КПСС, потому что мои убеждения расходятся с офи циальной позицией этой пар тии относительно литовского вопроса. Работаю в небольшом городке , преподаю английский язык, являюсь активистом ме стного отделения «Саюдиса». Ко мне, как и ко многим рус скоязычным, не враждеб ным к нынешнему правитель ству Литвы, коренное населе ние относится доброжелатель но, больше того — друже любно, как к полноправным жителям Литвы. И тут нацио нальность не имеет значения — это действительно так! Мое мнение: право Литвы на само определение — исторически и юридически оправданно, в этическом смысле — целесо образно. Альгимантас АДИКЛИС, слу жащий портофлота: — Когда я ехал в азтобусе из аэропорта в Паневежис, впервые увидел военные вер толеты. Это меня поразило. Они летели так низко над на ми, что можно было разгля деть лица пилотов. Военные зертолеты — и в таком коли честве? Зачем?! Дальше — больше. В городе на перекре стках солдаты, боевая техни ка, военные патрули на ули цах. Литовцы к ним уже при выкли, а мне, оказавшемуся на родине после длительных поездок, это было странно, вселяло тревогу. А еще пора зило не ведомое раньше ощу щение свежего ветра, внут ренней свободы, душевного подъема нации. Веет переме нами — счастливыми, хоть и тяжелыми в бытовом смысле переменами! Не обернутся ли эти пере мены кровавыми событиями? Не думаю. Надеюсь на это. Армия затевает игры, заведо мо обреченные на провал. Оценивая трезво опасность нагнетаемой напряженности, Ландсбергис обратился к наро ду с призывом не поддавать ся депрессии, избегать возм о жных провокаций, не противо действовать солдатам и все уличные недоразумения ре шать мирным путем. Есть примеры: в неболь шом городке Алитусе неизве стными была обстреляна из машины колонна десантников. Стреляли, правда, холостыми патронами, но в напряженной обстановке, царящей в Литве, такой инцидент мог бы по- злечь серьезные последствия. Отделение Литвы из «совет ского конгломерата» неиз бежно, поскольку к этому стремится литовский народ. А. АНТОНОВ, наш внешт. корр., С. АРХИПОВ. Это мнения людей заинтересованных, небеспристрастных: ак тивиста «Саюдиса» — русского по национальности, и, без сом нения, близкого к «Саюдису» литовца. Мы предоставили им слозо, чтобы читатели увидели и сумели оценить и их точку зрения, хотя, в принципе, «Саюдис» узурпировал все точки зре ния и других в его прессе просто нет сегодня. Однако на мно готысячных митингах и в парламенте самой Литвы, в парламен те нашей страны другие точки зрения высказываются, иные оценки звучат. Приводятся другие примеры: русскоязычное на селение, особенно офицеры Советской Армии, третируются; да же прослужившим по 30 лет в Литве, имеющим жилье, запре щено получать паспорта, прописываться, их отправляют туда, «откуда призывались». Выходки у союзных ведомств, погромы военкоматов — это тоже Литва сегодня. о народной дипломатии ...Век учись М ур.\iai 1 ский педагогичес- кий институт с нового учеб ного года будет готовить учителей английского и не мецкого, а также английско го и финского языков. В каждую группу нового от деления филологического факультета поступят учить ся по 25 человек. Абитуриенты должны сдать три экзамена: по ино странному языку, который изучали в школе (любому), русскому языку и литерату ре (устно) и сочинение. Первые два года студен ты будут изучать только анг лийский. а с третьего курса — второй избранный язык. Ожидаются преподаватели финского языка из Петроза водского университета и из Финляндии. Заочная учеба исключена. Вероятно, многие сейчас хотели бы освоить хотя бы один иностранный язык: мы все чаще' встречаемся с за рубежными гостями, сами бываем за границей, хотим знакомиться, общаться, на ходить друзей. В этом смыс ле новое отделение в педин ституте весьма актуально. Как сообщил нам проректор по учебной работе Алексей Авдеев, в мурманских шко лах в скором будущем будут преподавать финский язык (в отдельных классах), для чего и готовятся кадры учи телей. Кроме того, кафедра ино странных языков организу ет ежегодные курсы по изу чению английского языка для желающих (плата в год — до 120 рублей). Курсы очень популярны, но воз можности их ограничены. Ос тается надеяться, что таких курсов в нашем городе бу дет больше, покуда растет интерес к- языкам и набира ет силу движение «пародпоп дипломатии >. в. СЕУРУЯРВИ. На приз «РМ» «Каисса» ведет дальше В ш ахматном клубе «Каисса * М урм ан с ко го та рн о го ком б и на та продолж аю тся отборочные и гры б л и ц тур н и р а по ш а хм а там на пр и з газе ты «Рыбный М урман» . Во втором т у р н и р е участвовало 16 ш а хм а ти стов перво го и второ го разрядов. Право на участие в финале по лучил победитель т у р н и р а , представитель воин с кой части А на толий Николаев , набравш ий в 15 встречах 14 оч ко в , Вла дим ир Царев (судоверфь), в а к ти в е ко тор о го 10 оч ко в , Ва лен тин Кривополенов (трал- флот) и Юрий К р у то в («Сев- ры б техцен тр» ), набравш ие по 9,5 оч ка . Следующ ий о тборочны й блиц т у р н и р состои тся 30 апреля в 15.00. Приглашаем ш а хм а ти с тов исполь зова ть свой послед ний шанс. С 29 апреля по 9 мая в М он че гор ске будет проходи ть командное первенство по ш а х матам КФ К и спо р т кл уб о в М урм ан с ко го облсовета ВДФСО проф сою зов . На э ти х соревно вани я х наш город будет пред ставлен сборной командой р ы баков под флагом ш ахматно г&Г клуба «Каисса» . Пожелаем им успеха . В. ИВОЧКИН, председатель совета клуба «Каисса». Нет, еще не Рок % щ § || ф Ш Ш Л : f «Макаревич! Ты гений!» — такой вы крик-из восторженной толпы поразил и давних поклонников «Машины времени». Одно слово — фанаты. Но как задушев но! Да и что уж там душой кривить, группа выступила отменно. Как и в ста рые добрые времена, она на высоте, что бы ни ворчали снобы, как бы ни меня лись наши вкусы, как бы ни восторга лись меломаны интеллектуальным ле нинградским роком, затмившим столи цу. Редко кто из ветеранов рока отва жился бы на распахнутую всем взорам ностальгию, компрометирующую воз раст группы в глазах вечио молодой публики. Но разве не взволнует такое: * Слишком короток век. Позади — до обидного мало. Был мороз — не мороз, Да и зной был — не очепь-то зной. Только с каждой весной Все острей ощущенье финала Этой маленькой пьесы. Что придумана явно пе мной. НА СНИМКЕ : на концерте рок-группы «Мишина времени* в Оленсгор( ком Двор це спорта. К Закону о свободе вероисповеданий Право на совесть «Содействие». Возможно, кому-то из читателей наша точка зрения поможет сформулировать свою позицию в данном вопросе. и к о ны , мощи , а н тим и н сы , д р у гие предметы , принадлеж ащ и е Ц ер к ви, а т а кж е к н и г и С вященного П и сания , рели гио зно -ф илософ ской л и те р а туры и фонды ц е р ко в ны х биб лиоте к. Имущество , приобретенное ре- Цель этой п уб л и кац и и — п о зн а - стаенными о р га н и зац и ям и без уча - ф ормации , в клю ча я прессу , радио ли ги о зны м и или а теи с ти че с ким и k o m m t w читателей с п п е л л ож еы и я - стия р е л и ги о зны х или а теи стиче с - и телевидение . ор га н и зац и ям и на собственные ^ е: к и х о р га н и за ц и й либо предвари - Н рели гио зным или а теи стиче с - средства либо по основаниям , лре- м и к о а к о н у о с в о б о д е в е р о и с п о - тельно го со гласования с ними . ним объединениям танж е о тнося т - ^ у см о тр е н ны м д анным законода - веданий , п о д го то в л е н ны м и м у р - 3. Ш кол а в СССР отделена о т ся прои звод ственны е , се л ь с ко хо - тельством , является собствен - Хпм гтмАнп /ы » Р пйтгтрпм Ц ер кви и а те и с ти ч е с ки х ор га н и за - зяй с тве нны е , лечебные и учебные но с тью р е л и ги о зны х и а теистиче - м а н с ки м Л ри с ти а н с ким Ьра тством ц и - д опуснае тся преподавание ре- заведения, м она с ты ри , библио те ки , с .ш х о р га ни заций . ли гии и атеизма по вы бору уча - общества тре зво с ти , конф ессио - Р ели гио зным и а теи с тиче с ким щ и хся . нальные учреж д ения общественно - о р га ни зац иям м о гу т принадлеж а ть Граждане м о гу т обуча ться рели- го п и т а н и я , п р ию ты и дома п р и - строения , тран спо р тны е средства , ги и и а теи зм у , к а к индивидуаль - зрения , не зависимые добровольные библио те ки , типо граф и и и любое но. т а к и совместно с д р у ги м и , в г р у п п ы по охране поряд ка и т. п., иное им ущ ество в соотве тствии с 1. Граждане СССР. независимо том числе на дом у и в уче б ны х создающиеся для об сл уж и ва ни я их целями деятельности . от о тнош ения к рели гии , равны заведениях при р е л и ги о зны х и и удовлетворения р е л и ги о зны х и Собственность р е л и ги о зны х и перед за кон ом . Это равноправие а теи с ти че с ки х объединениях . Д ип - а те и с ти ч е с ки х по требностей и а те и с ти ч е с ки х о р га н и зац и й охра - обеспечивается общим занонода - ломы об о ко н ч а н и и т а к и х заведе- являющ иеся и х неотъемлемой няется заноном наравне с государ - тельством во всех областях эионо- ний равноценны дипломам го с у - частью . ственным и общ ественным имуще - м и че с ко й , п о л и ти че с кой , социаль - д ар с тве нны х уче б ны х заведений . 5. Рели гиозное или атеистиче - ством. ной и ку л ь т у р н о й ж и з н и . Родители им ею т право обеспе- ское общество р е ги с тр и р уе тся ис- 7. Р ели гио зны е обряды и цере- Недопустимо прямое или косвен - чива ть рели гиозное или а теи с ти - полкомом р ай онно го Совета с мо монии , а т а кж е а теи с ти че с ки е ме- ное о гр аничение прав и установ - ческое воспи тание или обучение мента уведомления о ф а кте сво- ро пр и я ти я прои зводя тся в молит- ление ка ки х -л и б о преим ущ ес тв своих детей в соо тве тствии со его сущ е с твования и носит явоч - ве нны х зд ани я х , в о к р у г ни х , а граж д а н в зави сим о с ти от о тно - своими убеж дениям и . ны й ха ра к те р . Право ю рид иче с ко - т а кж е в и н ы х общ е ственны х ме- шения к рел и гии . 4. Р ели гио зны е или атеистичес - го лица рели гио зное или а теисти - с та х и на к в а р ти р а х граж д а н , 2. Отделение Церкви * и а теисти - кие о р га н и за ц и и имею т право уча - ческое объединение приобретает с в клю ча я места отбы тия на ка за н и я , ч е с ки х о р га н и за ц и й от госуд ар с т - ствоеать в общ ественно -политиче - момента за я в ки о р е ги с тр а ци и . в о и н с ки е части . ва. В целях за кр е пл е н и я за чело- с ко й и к у л ь т у р н о й ж и з н и с траны 6. Н астоящ ий за кон отменяет Право о с уж д е н ны х иметь при веком дей стви тел ьной свободы ве- (работе Советов и и х о р га н и за ц и й . Д е кр е т 1922 г. «О национали за - себе предметы р ел и ги о зн о го к у л ь - роисповеданий госуд ар с тво не вме- бла го твори тельно с ти , просве ти - ции Всего ц ер ко в н о го им ущ ества» , та не подл еж и т о гр а н и че н ию , ш ивается во в н у тр е н ню ю деятель- тельстве . спорте , лечебной рабо- Государство обязано безвозмездно 8 . Р ели гио зны е о р га н и за ц и и ность р е л и ги о зны х и а теи стиче с - те), исполь зова ть все средства во звра ти ть Ц ер кви и рел и гио зным вправе п р и гл аш а ть на работу гра - к и х о р га н и за ц и и и сообществ . массовой инф орм ации . объединениям все им ущ е с тво и ж дан , с ко торы м и за клю чае тся Вопросы , ка сающ и е ся э ти х ор- Р ели гио зные и а теи с ти че с ки е ценно сти , принадл еж ащ и е ей ис- трудовой до говор , р е ги с тр и р уемы й га н и за ц и и , не м о гу т реш аться го- объединения им ею т право на соб- ториче сии : здания , пр ил е гающ и е в пр оф сою зны х ор га нах , создан - суд а р с тв е нны м и о р га нам и и обще- с т в е н н ы * средства массовой ин - п о с т р о й ки , ц е р к о в н ую у тв а р ь , ны х Ц ер ковью . 27апреля 190года 14 Граждане , работающие в р ел и ги о з ны х и а теи с ти че с ки х о р га н и заци я х , подлежат социальном у обеспечению и с тр а хо в а нию н а равне с рабочими и сл уж ащ им и го с уд а р с тве н ны х учреж д ений , дая чего вно ся т в фонд с о ц о б е с п е ^ ния средства , отчисляемые о т своих доходов, в размере и п о рядке , установленном Советом М инистров СССР. Р ели гио зны е и а теи с тиче с кие объединения м о гу т создавать свой собственный фонд социально го с траховани я и обеспечения. 9. Доходы от прои зводственной деятельности р ел и ги о зны х и а те и с т и ч е с к и х ор га н и зац и й , к а к сред ства , о тчисляемые от их доходов на бла готворительны е цели и со- ц и а л ь н о -кул ь т у р ны е м еропри я тия , не облагаю тся налогами в соответ ствии с законодательством , нало гообложение сл уж и телей к у л ь та осущ ествляется по со о тв е тс тв ую щим статьям КЗОТ. Нало гообложение доходов г р а ж дан , рабо тающ и х в р е л и ги о зны х и а те и с ти ч е с ки х о р г а н и з а ц и я х ,о с у ществляется по с та в кам для рабо чи х го с уд а р с тве н ны х п р ед п р и я ти и . Не д о п у с ка е тся давление г о с у д ар с тв е нны х с л уж ащ и х на р ел и ги озны е или а теи с ти че с ки е о р га н и зации с целью «добровольно -при н у д и те л ь ны х * о тчислений в Ф о нд мира и д р у ги е фонды . Андрей ИХ1ЛАРИОНОЗ. Христианское Братство «Содей ствие». рыбныймурман
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz