Рыбный Мурман. 1990 г. Апрель.
«Когда же был он в Венеции, собра лись против него латинские еписко пы, и черноризцы, и* попы, как воро ны на сокола, и воздвигли трнязыч- ную ересь, говоря: «Скажи нам, как ты теперь создал для славян письме на н учишь нм, а их не обрел раньше никто другой, ни апостол, ни папа римский, ни Григорий Богослов, ни Иероним, ни Августин? Мы же зна ем лишь три языка, на которых подо бает бога с помощью письмен сла вить: еврейский, греческий и латин ский». Отвечал же нм Философ: «Не идет ли дождь от бога равно на всех, не сияет ли для всех солнце, не рав но ли все вдыхаем воздух? Как же вы не стыдитесь лишь три языка при знавать, а прочим всем народам и племенам велите быть слепыми и глу хими?» Р АННИМ утром 14 февраля мы вы ехали из Мурманска. Дорога тя желая, как заледенелая стиральная до ска. «Рафик» трясет, бросает из сторо ны в сторону, заносит — того и гляди, выбросит за обочину, за черный суг роб в предрассветную мглу. Нас четве ро, кого судьба свела в «рафике»: Лю бовь Карповна Видяева, работник обл исполкома, Иван Никандрович Быков, водитель с 30-летним стажем, Сергей Грушанский, тоже водитель не новичок, и автор этих строк. Перед самым отъездом ребята по просили художника написать с обоих бортов машины: «Мурманск — София — Мурманск» и оттрафаретить на ка поте моржа с белым медведем — что бы все видели, откуда мы и куда. Мы едем в Софию за памятником Кириллу и Мефодию. Впереди лежит дорога, долгих пять тысяч километров, а позади — воспоминания... Четыре года назад, в середине апре ля, мне позвонил Виталий Семенович Маслов: «Приходи, надо помочь...» По сле работы я пришел в областную на учную библиотеку, где на третьем эта же в просторном зале меня уже встре чал улыбающийся Маслов: «Ты понял, что здесь будет?!» Я осмотрелся — вез де книги: старые, очень старые, ста ринные... «Здесь будет выставка старин ной книги!» — «Да! Отсюда мы начнем празднование славянской письменности! Все школы города придут сюда на ур о ки Слова, и лучшие студенты пединсти тута проведут эти уроки ! Здесь прове дем научную конференцию по пробле мам языка! А потом... впрочем, давай помогай!» — мы стали развешивать портреты писателей, критиков, издате лей — тех, кто стоял у истоков родно го языка, — известных, малоизвестных, совсем забытых. «Нас, дураков, учили, — говорил Виталий Семенович, — что литература начинается чуть ли не с Пушкина, а до Пушкина смотри сколь ко было! А вот тут, — Маслов остано вился, — надо бы повесить портрет протопопа Аввакума, но у меня его нет...» С каждым днем в водоворот подго товки втягивалось все больше и больше людей. А 24 мая 1986 года впервые в нашей стране состоялся праздник, суть которого — возвращение к корням сла вянской культуры, возрождение ее тра диций, обогативших и многие иные культуры. Вспомним, что многие наро ды нашей страны — не только русские, украинцы и белорусы — получили письменность, основанную на алфавите, созданном великими болгарами-просее- тителями Кириллом и Мефодием. Кончился лед. Мчится «рафик», раз брызгивая маслянистую жижу. Мчится в Ленинград, оттуда в Новгород, затем Минск, Киев, Одессу, Варну, Софию, с севера — на юг. Как и сам праздник славянской письменности, забивший родничком у берегов Ледовитого о к е ана и полноводной рекой разлившийся по землям российским, белорусским, украинским : Мурманск — Вологда — Новгород — Киев... В нынешнем году его центром станет Минск — течет ре ка и не будет ей конца! «Когда узнал о нем римский папа, послал за ним. А когда дошел он до Рима, вышел сам апостолик Андриан навстречу ему со всеми горожанами, неся свечи, ибо узнали, что несет мо щи святого Климента, мученика и папы римского... Папа же, приняв славянские книги, освятил и положил их в церковь святой Марин, что на зывается Фатне. Пели же над ними литургию...» U A НОВГОРОД 17 февраля выпал белый-белый снег. Утром в гости ницу пришел Борис Степанович Рома нов, ныне секретарь Новгородской пи сательской организации, а в не столь и давнем прошлом — основатель, первый руководитель Мурманской. Встретил нас, как родственников — ведь мы не Путевые заметки >. *%■'• A n 'AW,XfSV,y ,v.viy/»\V,'WiJC > Мы тоже представляемся, вот и позна комились. Отсюда — вместе и до кон ца. Но сначала Ильичевск, откуда на пароме поплывем в Варну. Таможенник, осмотрев глыбу апати та, засмеялся: «У них там что, булыж ников нет?» — «А это не булыжник, — тихо сказал Толя, — это апатит, из не го бриллианты делают». — «А-а, — протянул таможенник, — тогда проез жайте», — на этом досмотр завершил ся. «Другие же говорят: «Зачем создал тридцать восемь письмен, можно и меньшим (числом письмен) писать, как греки двадцатью четырьмя буква ми пишут». А не знаю точно, сколь кими пишут греки. Есть ведь у них двадцать четыре буквы, но письмо их не полно с этими буквами и добавили 11 двоегласных и цифры три — «шесть», «девяносто» и «девятьсот» н собирается их всех 30 и восемь. По добно тому н по тому образцу создал «И потому еще славянские пись мена более святы и более достоннь почитания, ибо создал их святой муж а греческие — язычники эллины. 9*- ли же кто скажет, что дело его несо вершенно, ибо и теперь его еще до делывают, то на эти речн такой от вет: так и греческие работы многс раз доделывали Аквила и Снммах и потом иные многие. Ибо легче после доделывать, чем сначала создать». На следующий день выехали из Со фии в Варну. Теперь нас на одного больше — с нами до Мурманска от правился корреспондент центральной болгарской газеты Васил Попов. «КамАЗ» с «рафиком» въехали на паром «Герои Шипки», и капитан Анатолий Якутии приказал поднять флаги расцве чивания — в честь Кирилла и Мефо- дия! D ОДЕССЕ тот ж е таможенник с * * уважением смотрит на памятник: «Накрыли бы брезентом, чтобы дождь не мочил или снег...» — «Так брезент Не габаритный гр у з просто земляки, мы едем за Кириллом святой Кирилл 3 0 письмен и во- и Мефодием... семь...» В 1988 году в Новгороде грянули к о локола Софийского собора — в честь Дня славянской письменности, совпав шего с 1000-летием крещения Руси. Это был праздник! Не чета мурманскому... Только в том-то и дело, что мурман ский — первый, потому и памятник — Мурманску. «Ничего, — вздыхает Бо рис Романов, — у нас тоже есть памят ник, на котором изображены Кирилл и Мефодий... Собирайтесь-ка, я вам м но го чего покажу!» ...Как только пересекли границу Бело руссии, пошел сухой асфальт. Ребята по веселели: «Даже не верится!» Иван притормозил, и машина плавно перевалилась через железнодорожное полотно. «Через эту дорогу проходила линия фронта, — сказал Иван. — С той стороны — немцы, с этой — партизаны. Нас у матери шестеро детей было. Всю войну прятались в лесу в землян ке. Однажды пришли каратели и стали лес прочесывать. Мы с матерью побе жали. Забежали в болото и легли во круг кочки , только головы торчат. И — надо же ! — двое немцев прямо на нас вышли. Один автомат поднял, хотел стрелять, да второй его остановил, мах нул рукой и они ушли», — Иван мину ту помолчал. — «А вообще в этом рай оне каждый второй был убит...» — «Может, заедем в твою деревню?» — «Моей деревни даже на карте нет...» Стоят вдоль дороги памятники сожжен ным деревням: один, второй, третий... «Случилось же в те дин, что Рос тислав, князь славянский, со Свято- полком послали из Моравии к цесарю Михаилу, говоря так: «Мы божьей милостью здоровы, н пришли нам учителя многие от итальянцев, и от греков, и от немцев, и учат нас по- разному, а мы, славяне, люди про стые, it нет у нас, кто бы наставил истине н дал нам знание. Так, добрый владыка, пошли такого мужа, кото рый нас наставит всякой правде». Тогда цесарь Михаил сказал Филосо фу Константину: «Слышь ли, Фило соф, эту речь? Никто другой сделать этого не сможет, кроме тебя. Вот даю тебе дары многие и иди, взяв брата своего игумена Мефодия. Вы ведь со- луняне, а солуияне все чисто говорят но-славянске». Нас предупреждали, что на Украине с бензином будут проблемы. Подъез жаем заправляться. «Нема!» — гово рит мужчина с кавказскими усами. Сер гей просит: «Мы ведь в Софию за па мятником едем!» Мужчина окинул «ра фик» взором, прочитал надпись на бор ту и... «Ладно! Найдем трошки». В Одессе «состыковываемся» с «КамАЗом», который вышел из Мурман ска чуть позже . В его кузове семитон ная глыба апатита — дар северян бол гарскому музею «Человек и Земля». На обратном пути ее место займет бронзовый памятник. Знакомимся с во дителями. «Громов Владимир!» — па рень богатырского сложения, под стать своей машине, и «Молчанов А натолий !» ПЪЕХАВ в Софию, остановились у первого поста ГАИ и позвонили: «Встречайте!» Фонд «13 веков Болгарии» по роду деятельности напоминает наш Фонд культуры, только с большим опытом и стажем. Кирилло-мефодиевский вестник «За буквите», издание Фонда, в 1986 году напечатал материалы, связанные с мурманским праздником . С тех пор между заполярной писательской орга низацией и Фондом завязалась дружба. Тогда же Фонд предложил подарить Мурманску точную копию памятника Кириллу и Мефодию . И такая копия была отлита — на деньги, пожертво ванные частными лицами и организаци ями. По количеству тепла и доброты, вложенных в памятник, бронзовая ко пия могла бы считаться золотой... Представитель Фонда «13 веков Бол гарии» Иван Попов до самого отъезда из Софии не расставался с нами, ока зывая всяческую помощь. За четыре дня мы стали настоящими друзьями. Около здания Музея камня семитон ная глыба апатита улеглась на землю — она станет первым экспонатом под открытым небом, экспонатом Сада камней. Директор музея погладил ми нерал рукой, не скрывая радости: «Ка кой замечательный экземпляр! Он бу дет одним из лучших экспонатов наше го музея! Пойдемте, я вам покажу все камни...» В тот же день памятник по грузили на «КамАЗ». «Наилучшим обра зом, — сказал Анатолий, — я за груз расписался, можно ехать. Только справ ку надо взять, что груз негабаритный, а то наша ГАИ будет на каждом шагу останавливать». Справку такую взяли... 3 марта — День независимости Бол гарии. Этот праздник отмечается в честь освобождения страны от осман ского ига. В Софию прибыла офици альная советская делегация в составе министра культуры РСФСР Ю. С. Ме- лентьева, народного депутата СССР митрополита Волоколамского и Юрь евского Питирима, заместителя предсе дателя М урманского облисполкома А. С. Дубровина, писателя В. С. Мас- лоЕа и других для торжественного при нятия болгарского дара. Наша группа отправилась к Софий ской национальной библиотеке, где установлен оригинал памятника. Чуть позднее сюда же прибыла официальная делегация для возложения цветов. На ши пути пересеклись, но не надолго. После возложения цветов мы все ока зались свидетелями торжественного подписания акта передачи памятника Мурманску. С болгарской стороны при сутствовали генеральный директор Ф он да Недялко Пятков, министр культуры Крастио Горанов, автор скульптуры Владимир Гиновски и другие. После подписания с обеих сторон прозвуча ли теплые слова. Мне запомнилось ска занное митрополитом Питиримом: «К сожалению, мы утратили дух славянст ва. Может быть, сегодняшний акт ста нет началом его возрождения...» тереть его будет!» — объясняет Воло дя. — «Ну-ну... Счастливого пути!» В городе встретились еще с двумя нашими земляками, поэтами Владими ром Александровичем Смирновым и Виктором Леонтьевичем Тимофеевым. Теперь нас будет еще больше. 7 марта «КамАЗ» с «негабаритным грузом» поставили около памятника Та расу Шевченко — одному из основате лей кирилло-мефодиевского братства. На борту повесили болгарский и совет ский флаги, эмблему Дня славянской письменности и полотно с изображени ем Кирилла и Мефодия — все было за готовлено заранее еще в -Мурманске. Положили на столик около памятника журналы «За буквите» — вырученные деньги пойдут на установку памятника. Людей собралось много.* школьники, студенты, горожане Одессы. Одним из первых взял слово руководитель Одес ской писательской организации Иван Михайлович Дузь. И полилась певучая украинская речь... А потом выступал архимандрит Тихон — на русском язы ке. И снова звучала украинская речь, снова русская; писатели, школьники, учителя — русские, украинцы, болгары — говорили, сменяя друг друга, гово рили о солунских братьях, о величии их подвига, о значении культуры и языка для славянских народов и народов во обще. Через двое суток мы в Киеве. «КамАЗ» и «рафик» въехали в Софий ский храмовый музейный комплекс. И вдруг ударили в колокола на колоколь не Софийского собора. Впервые за 60 лет зазвучали. Это — праздник! Разлил ся колокольный звон по Киеву — в честь Кирилла и Мефодия! Люди со брались — митинг будет. Фотографы на крыши домов залезли — все увидеть хотят. А когда замолкли колокола, взял сло во писатель, народный депутат СССР Борис Ильич Олейник. И опять зазвуча ли слова благодарности Кириллу и М е фодию, дорогим болгарам, всем, кто уберег в своей душе славянский огонь. А людей прибывало все больше и бФль- ше. Запел хор Владимирского кафед рального собора, и вслед за этим на чалась служба — благодарственный м о лебен святым равноапостольным Ки риллу и Мефодию . Закончилась служба крестным ходом и освящением памят ника. Но и после этого люди не разо шлись, напротив, окружили памятник, стали трогать его руками, поднимали малышей, касаясь их головками брон зовых фигур, целовали, плакали, моли лись о чем-то, шепча заветные слова изваяниям. В этот день в Киев прилетела, став членом нашей группы, Калина Канева, журналист болгарского еженедельника «Антени». Она подошла к плачущей женщине и спросила: «Скажите, что вам дал сегодняшний праздник?» — «Вы привезли нам счастье», — просто отве тила та. В Минске к нам присоединился Вита лий Семенович Маслов — зачинатель 27апреля190 года 12 mmmm
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz