Рыбный Мурман. 1990 г. Апрель.

Из истории отрасли К 70-летию Мурманского тралового флота Совет ветерана В РЫ БНОЙ промышлен­ ности Севера я начи­ нал работать в 1932 году механиком па дизельных траулерах. На моей памяти все качественные и количе­ ственные преобразования Мурманского тралового флота. Видел и бывал на старых рыболовных трауле­ рах двадцатых годов, с ко­ торых пошел траловый флот, — «Сайда», «Треска», «Кумжа», «Феликс Дзер­ жинский», «Палтус» с их общими кубриками, уголь­ ным камельковым отоплени­ ем и т. д. Сам плавал иа траулерах, которыми начал пополнять­ ся флот в тридцатые годы. Несмотря на сложности и трудности первых пятиле­ ток, направленных на инду­ стриализацию страны, пар­ тия и правительство изыс­ кивали валюту для заказа траулеров за рубежом. При­ мером этой заботы явилось и начатое строительство оте­ чественных траулеров, хотя каши судостроительные за­ воды несли большую нагруз­ ку, выполняя ответственные заказы. Теперь не секрет — работали па оборону. Но и на новых траулерах рыбакам было нелегко: боль­ шинство их имели паровые котлы, работающие на ка­ менном угле. Разделывать рыбу приходилось на откры­ той "палубе, захлестываемой волнами и брызгами (суда были низкобортными). И в таких тяжелых усло­ виях экипажи плавали, вы­ полняли планы и социали­ стические обязательства. При этом любили, берегли, как говорится, держались за свои суда. Сейчас все это давно уш­ ло в прошлое. В корне из­ менилось лицо флота. На смену прежним пришли сов­ ременные промысловые ко­ рабли — теплоходы, осна­ щенные техникой, в которой учтены достижения научно- технического прогресса. Тя­ желый, изнуряющий, ие сравнимый ни с чем труд ко­ чегаров взяли на себя двига­ тели внутреннего сгорания. Под палубу, в закрытые по­ мещения, уш«а разделка рыбы; появилась рыборазде­ лочная техника. Вместе с флотом росли и мужали кадры, которые го­ товили созданные для рыб­ ной промышленности море­ ходные училища. Росла и семья флотов. П о . решению IV Мурман­ ской областной партийной конференции в 1949 году был создан специализирован­ ный сельдяной флот «Мур- мансельдь», превративший­ ся в рыбопромышленное объединение «Мурманрыб- пром». При создании этого флота кадрами «поделился» Мурманский траловый. Со временем менялись формы организации промыс­ ла в связи с его смещени­ ем в отдаленные районы Мирового океана. Это вы­ звало необходимость созда­ ния в 1965 году приемо- транспортного и рефрижера­ торного флота — «Севрыб- холодфлот», взявшего на се­ бя приемку рыбопродукции в море и. обеспечение про­ мысловых судов бассейна основными видами снабже­ ния. Это предприятие в ян­ варе отметило свое 25-летие. Горжусь тем, что, как быв­ ший тралфлотовец, внес свою посильную лепту в со­ здание и становление и <Сев- рыбхолодфлота». В состав этого флота ехо - дят все транспортные реф­ рижераторы, танкеры и мощ­ ные плавучие базы-рыбоза­ воды, создающие условия для ведения промысла в лю­ бых, самых отдаленных от порта районах. Продолжалось обновле­ ние и оснащение промысло­ вого флота. И эту дорого­ стоящую технику, за часть которой было заплачено зо­ лотом, новому поколению рыбаков следует беречь, ис­ пользовать все ее возможно­ сти. И самое, самое глав­ ное — работать с чувством высокой ответственности за порученное дело. В развитии рыбной про­ мышленности Севера боль­ шое внимание уделялось и социальным вопросам. Еще в конце тридцатых годов но личному указанию А. И. Ми­ кояна, бывшего тогда На­ родным комиссаром снабже­ ния, были построены: Дворец культуры и техники имени С. М.* Кирова, сильно разру­ шенный во время войны и заново восстановленный си­ лами и средствами рыбной промышленности, Дом меж­ дурейсового отдыха моряков на улице Шмидта, загород­ ная база однодневного отды­ ха в Мурмашах, в числе пер­ вых в городе возведены два больших каменных дома для комилавсостава флота. Это неопровержимые факты на­ шей жизни. И вот мой совет молодо­ му поколению: берегите и умножайте все то, что соз­ дали, отстояли в боях на суше и в море, восстанови­ ли после Великой Отечест­ венной войны ваши отцы и деды. Пусть будет примером, достойным подражания, ге­ роический труд капитанов А. Я. Маклакова, Д. И. Шай- танова, К. В. Ардеева, В. Д. Петрова, механиков В. А. Попова, А. Г. Черемного, А. М. Топехн, многих дру­ гих славных тружеников Мур4мана. ШЬ'-У-Ш и А Ч И Н А Я ПРОМЫСЕЛ СЕЛЬДИ в Северной Атлаити- 11 ке, руководители рыбной отрасли предполагали на­ долго «осесть» в этом районе. Поэтому в Польской Народ­ ной Республике специально для работы на промысле атлан­ тической сельди заказали серию плавучих баз. На некото­ рых базах были предусмотрены вертолетные комплексы для разведывательных полетов по поиску концентраций сельди. В числе других и на Северный бассейн поступило две та­ ких плавбазы — «Севрыба» и «Полярная звезда». Однако, поскольку сельдь от мест иагула, что где-то се­ веро-западнее Шпицбергена, мигрировала на нерест к бере­ гам Норвегии по определенным путям, которые постоянно контролировали поисковые суда перспективной и оператив­ ной разведок и научно-исследовательские суда ПИНРО , не­ обходимости в авиаразведке не возникало. ты ледовой разведки была установлена аппаратура, обеспечивающая двухсто­ роннюю радиосвязь с базой. А летчики и команда плав­ базы приспособили и закре­ пили в нижней части верто­ лета резиновые надувные поплавки. Но последнее бы­ ло, пожалуй, больше для ус­ покоения совести. Потому как, если бы что и случи­ лось, то... Очевидцы, припоминают такой случай. Однажды О ВЕРТОЛ Е Т Н Ы X КОМПЛЕКСАХ плав­ баз вспомнили, когда БМРТ и ПРТ, начав промышлять в Северо-Западной Атлантике, • продвинулись несколько выше, к побережью Лабра­ дора, где были хорошие концентрации столовой рыбы -г- трески. Но обстановка снладывалась так, что ус­ пешному ведению промысла мешали льды, подчас закры­ вая лучшие концентрации рыбы. В этой связи возник­ ла необходимость образова­ ния в Мурманском отделе­ нии гидрометеослужбы груп­ пы специалистов-океаноло- гов, которые могли бы обес­ печивать промысловые фло­ ты прогнозами ледовой об­ становки в районе Лабрадо­ ра. Эти прогнозы составля­ лись на основе методики, разработанной в диссертации океанолога, впоследствии кандидата географических наук А. А. Лебедева. Про­ гнозы выдавались общего характера, освещающие об­ становку по району в целом. Чтобы обеспечить безопас­ ное плавание судов (а п о в р еж ­ дения уж е были), следовало п р ом ыш л я ть то л ь ко в разводь ­ я х . Их ж е н у ж н о было найти . Пы тались исполь зова ть для э то го по стоянно д еж у р и вш и е в районе промы сла спасательные б у к с и р ы . Но суда э ти не п р и ­ способлены для плавания во льдах , да и эфф е кти вно с ть об­ н а р уж е н и я свободны х ото льда районов была довольно низна . Напраш ивался л о ги ч ­ ны й вывод: необходима авиа ­ развед ка , по том у к а к «сверху видно все»... Вот тогда-то Главное уп­ равление «Севрыба» и вне­ сло предложение Минрыбхо- зу направить в район Лабра­ дора для обеспечения ледо­ вой разведки одну из плав­ баз, имеющих вертолетный комплекс. Но, как часто у нас бывало тогда, это меро­ приятие взяли да и поручи­ ли не в меру высунувшимся инициаторам, хотя плавбазы с вертолетами были и на других бассейнах, и, в част­ ности, Западном. Обеспече­ ние этого мероприятия с на­ чала до конца было поруче­ но «Севрыбхолодфлоту». В первый рейс с вертолетом решили направить плавбазу «Севрыба». Из производст­ венной деятельности рефри­ жераторного флота выпада­ ла крупная единица, по те­ перешнему — плавзавод, ко­ торый должны были «обра­ батывать» другие производ­ ственные суда флота, пото­ му как план не снимали и не корректировали. А все это делалось для блага и в инте­ ресах траловых флотов всех бассейнов Минрыбхоза, про­ мышлявших в Северо-Запад­ ной Атлантике. Хотя неко­ торые из них, в частности, с Западного бассейна, иногда довольно неохотно оплачива­ ли свою долю по содержа­ нию ледовой разведки. На д о го в ор ны х началах М ур ­ м а н с ки й авиаотряд выделил «Севрыбхолодфлоту» у к о м п ­ л е к то в а н ны й э к и п а ж е м не ­ больш ой вертолет ти п а «МИ-2* и за счет своих фондов и сво­ ими бензовозами заправлял плавба зу в п о р т у бензином . Эта о тветственная операция сопровож дала сь целым к о м п ­ A V e / I U A i i лексом с л о ж ны х про ти во по ­ ж а р н ы х м ер о при я ти й : на вре­ мя за п р а в ки с плавбазы уда ­ лялись все лиш н и е члены с у ­ д о э ки п аж а за и с клю че нием общесудовой и п ож ар н о й вахт, на уча с т ке причала , куд а под­ ходил бензовоз, выставлялось специальное оцепление . Там ж е д олж н а была д е ж у р и т ь пор то ­ вая пож а р н а я маш ина с пено- туш ением . При следовании без о с тан о в о к в черте города бен­ зовоз д олж на была обязательно сопро вож да ть па тр ул ьн а я м аш и ­ на ГАИ . Т а к что хл о п о т и забот с по д го то в ко й плавбазы к вер ­ толе тном у рей су было больше чем доста точно . И все это де­ лалось в ин тере са х н аш и х пар тнеров — п ромы сл овы х фло­ тов , отдельные раб о тн и ки к о ­ то ры х в свое время довольно болезненно в о сприн ял и обра ­ зование специ ал и зиро ван но го реф риж ера тор но го флота. В 1968 ГОДУ после не­ скольких тренировоч­ ных посадок на стоявшую па рейде полностью заправлен­ ную всем необходимым для рейса плавбазу прилетел из Мурмашинского аэропорта и сел вертолет с экипажем. На борту базы уже находилась группа специалистов-океано- логов Мурманской гидроме­ теослужбы, которые должны были первыми осваивать ле­ довую авиаразведку в райо­ не промысла на Лабрадоре — задание весьма сложное и ответственное. Итак, плавбаза «Севрыба» под командованием капита- на-директора А. П. Болыче- ва отправилась в свой пер­ вый опытный рейс в новом качестве — как «база-верто- летоносец». Ведя ледовую разведку в районе промысла, отыскивая и находя свобод­ ные ото льда участки, эки­ паж вертолета оказывал про­ мысловикам конкретную по­ мощь в ведении успешного и безопасного лова рыбы. В составе группы специа­ листов гидрометеослужбы на базе была и инженер- океанолог, отчаянно смелая женщина Людмила Игнать­ евна Боровая, которая нарав­ не с мужчинами летала в качестве наблюдателя в ле­ довую разведку. А полеты на этом сухо­ путном вертолетике, не имевшем радиосвязи, в усло­ виях часто меняющейся по­ годы Северо-Западной Ат­ лантики были далеко не без­ опасными: во льдах часто встречались большие раз­ водья Чистой воды ...Правда, со временем, чтобы обезопа­ сить полеты, совместными усилиями авиаторов и спе­ циалистов флота на вертоле- группа мурманских БМРТ оказалась посредине боль­ шого ледяного поля. Неод­ нократно проведенная авиа­ разведка разводьев, других возможностей для выхода су­ дов из своеобразного ледово­ го плена не нашла. Тогда ру­ ководитель промысла, опыт­ ный моряк, за свою долгую жизнь на море повидавший всякого и побывавший в самых сложных переплетах, решил сам лететь в развед­ ку, заняв в машине место наблюдателя. Вся группа океанологов, переживая, с нетерпением ждала его воз­ вращения: а вдр\т где-то что-то недосмотрели, не за­ метили?! Когда вертолет воз­ вратился н сел на базу, старший группы океанологов задал летавшему руководи­ телю промыслом вопрос: «Что нового в ледовой об­ становке»? В ответ тот мах^ нул рукой и, смачно сплю­ нув, ответил: ' «Летайте са­ ми на этой керосинке, а с меня хватит!» Таковы были его впечатления о своем первом полете. Но, чтобы обеспечить про­ мысел так необходимо!! сто­ ловой рыбы не только на­ шими БМРТ, но и других бассейнов Минрыбхоза СССР, приходилось еще много полетать и на таких «керосинках». За четыре рейса, которые «Севрыба» под командованием Адольфа Петровича Болычева сдела­ ла на Лабрадор на ледовую разведку, все обошлось хо­ рошо: ке было никаких про­ исшествий с вертолетом. В этом сказался высокий про­ фессионализм мурманских авиаторов. Как-то случайно, будучи в Мурмашах, я услы­ шал такую присказку верто­ летчиков: «У вертолетов, хо­ тя крылья и короткие, зато*, рубли длинные...» По-види--* мому, это обстоятельство и имело решающее значение. А между тем вертолетная техника с течением времени постоянно менялась: на под­ ходе уже были более совер­ шенные, но и тяжелые все­ погодные вертолеты констч рукции Камова — «К-26». Они тогда только осваива­ лись, а рыбу-то необходимо было ловить не мешкая, и поэтому приходилось #6* 1ать, В том числе — На «ке­ росинках», кан окрестил МИ-2 опытный моряк, пови­ давший на своем веку вся­ кого... Подъем улова на бортовом РТ. 21 апреля 1990 гзда ю РЫБНЫЙ МУРМАН

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz