Рыбный Мурман. 1990 г. Апрель.
Из истории отрасли К 70-летию Мурманского тралового флота Совет ветерана В РЫ БНОЙ промышлен ности Севера я начи нал работать в 1932 году механиком па дизельных траулерах. На моей памяти все качественные и количе ственные преобразования Мурманского тралового флота. Видел и бывал на старых рыболовных трауле рах двадцатых годов, с ко торых пошел траловый флот, — «Сайда», «Треска», «Кумжа», «Феликс Дзер жинский», «Палтус» с их общими кубриками, уголь ным камельковым отоплени ем и т. д. Сам плавал иа траулерах, которыми начал пополнять ся флот в тридцатые годы. Несмотря на сложности и трудности первых пятиле ток, направленных на инду стриализацию страны, пар тия и правительство изыс кивали валюту для заказа траулеров за рубежом. При мером этой заботы явилось и начатое строительство оте чественных траулеров, хотя каши судостроительные за воды несли большую нагруз ку, выполняя ответственные заказы. Теперь не секрет — работали па оборону. Но и на новых траулерах рыбакам было нелегко: боль шинство их имели паровые котлы, работающие на ка менном угле. Разделывать рыбу приходилось на откры той "палубе, захлестываемой волнами и брызгами (суда были низкобортными). И в таких тяжелых усло виях экипажи плавали, вы полняли планы и социали стические обязательства. При этом любили, берегли, как говорится, держались за свои суда. Сейчас все это давно уш ло в прошлое. В корне из менилось лицо флота. На смену прежним пришли сов ременные промысловые ко рабли — теплоходы, осна щенные техникой, в которой учтены достижения научно- технического прогресса. Тя желый, изнуряющий, ие сравнимый ни с чем труд ко чегаров взяли на себя двига тели внутреннего сгорания. Под палубу, в закрытые по мещения, уш«а разделка рыбы; появилась рыборазде лочная техника. Вместе с флотом росли и мужали кадры, которые го товили созданные для рыб ной промышленности море ходные училища. Росла и семья флотов. П о . решению IV Мурман ской областной партийной конференции в 1949 году был создан специализирован ный сельдяной флот «Мур- мансельдь», превративший ся в рыбопромышленное объединение «Мурманрыб- пром». При создании этого флота кадрами «поделился» Мурманский траловый. Со временем менялись формы организации промыс ла в связи с его смещени ем в отдаленные районы Мирового океана. Это вы звало необходимость созда ния в 1965 году приемо- транспортного и рефрижера торного флота — «Севрыб- холодфлот», взявшего на се бя приемку рыбопродукции в море и. обеспечение про мысловых судов бассейна основными видами снабже ния. Это предприятие в ян варе отметило свое 25-летие. Горжусь тем, что, как быв ший тралфлотовец, внес свою посильную лепту в со здание и становление и <Сев- рыбхолодфлота». В состав этого флота ехо - дят все транспортные реф рижераторы, танкеры и мощ ные плавучие базы-рыбоза воды, создающие условия для ведения промысла в лю бых, самых отдаленных от порта районах. Продолжалось обновле ние и оснащение промысло вого флота. И эту дорого стоящую технику, за часть которой было заплачено зо лотом, новому поколению рыбаков следует беречь, ис пользовать все ее возможно сти. И самое, самое глав ное — работать с чувством высокой ответственности за порученное дело. В развитии рыбной про мышленности Севера боль шое внимание уделялось и социальным вопросам. Еще в конце тридцатых годов но личному указанию А. И. Ми кояна, бывшего тогда На родным комиссаром снабже ния, были построены: Дворец культуры и техники имени С. М.* Кирова, сильно разру шенный во время войны и заново восстановленный си лами и средствами рыбной промышленности, Дом меж дурейсового отдыха моряков на улице Шмидта, загород ная база однодневного отды ха в Мурмашах, в числе пер вых в городе возведены два больших каменных дома для комилавсостава флота. Это неопровержимые факты на шей жизни. И вот мой совет молодо му поколению: берегите и умножайте все то, что соз дали, отстояли в боях на суше и в море, восстанови ли после Великой Отечест венной войны ваши отцы и деды. Пусть будет примером, достойным подражания, ге роический труд капитанов А. Я. Маклакова, Д. И. Шай- танова, К. В. Ардеева, В. Д. Петрова, механиков В. А. Попова, А. Г. Черемного, А. М. Топехн, многих дру гих славных тружеников Мур4мана. ШЬ'-У-Ш и А Ч И Н А Я ПРОМЫСЕЛ СЕЛЬДИ в Северной Атлаити- 11 ке, руководители рыбной отрасли предполагали на долго «осесть» в этом районе. Поэтому в Польской Народ ной Республике специально для работы на промысле атлан тической сельди заказали серию плавучих баз. На некото рых базах были предусмотрены вертолетные комплексы для разведывательных полетов по поиску концентраций сельди. В числе других и на Северный бассейн поступило две та ких плавбазы — «Севрыба» и «Полярная звезда». Однако, поскольку сельдь от мест иагула, что где-то се веро-западнее Шпицбергена, мигрировала на нерест к бере гам Норвегии по определенным путям, которые постоянно контролировали поисковые суда перспективной и оператив ной разведок и научно-исследовательские суда ПИНРО , не обходимости в авиаразведке не возникало. ты ледовой разведки была установлена аппаратура, обеспечивающая двухсто роннюю радиосвязь с базой. А летчики и команда плав базы приспособили и закре пили в нижней части верто лета резиновые надувные поплавки. Но последнее бы ло, пожалуй, больше для ус покоения совести. Потому как, если бы что и случи лось, то... Очевидцы, припоминают такой случай. Однажды О ВЕРТОЛ Е Т Н Ы X КОМПЛЕКСАХ плав баз вспомнили, когда БМРТ и ПРТ, начав промышлять в Северо-Западной Атлантике, • продвинулись несколько выше, к побережью Лабра дора, где были хорошие концентрации столовой рыбы -г- трески. Но обстановка снладывалась так, что ус пешному ведению промысла мешали льды, подчас закры вая лучшие концентрации рыбы. В этой связи возник ла необходимость образова ния в Мурманском отделе нии гидрометеослужбы груп пы специалистов-океаноло- гов, которые могли бы обес печивать промысловые фло ты прогнозами ледовой об становки в районе Лабрадо ра. Эти прогнозы составля лись на основе методики, разработанной в диссертации океанолога, впоследствии кандидата географических наук А. А. Лебедева. Про гнозы выдавались общего характера, освещающие об становку по району в целом. Чтобы обеспечить безопас ное плавание судов (а п о в р еж дения уж е были), следовало п р ом ыш л я ть то л ь ко в разводь я х . Их ж е н у ж н о было найти . Пы тались исполь зова ть для э то го по стоянно д еж у р и вш и е в районе промы сла спасательные б у к с и р ы . Но суда э ти не п р и способлены для плавания во льдах , да и эфф е кти вно с ть об н а р уж е н и я свободны х ото льда районов была довольно низна . Напраш ивался л о ги ч ны й вывод: необходима авиа развед ка , по том у к а к «сверху видно все»... Вот тогда-то Главное уп равление «Севрыба» и вне сло предложение Минрыбхо- зу направить в район Лабра дора для обеспечения ледо вой разведки одну из плав баз, имеющих вертолетный комплекс. Но, как часто у нас бывало тогда, это меро приятие взяли да и поручи ли не в меру высунувшимся инициаторам, хотя плавбазы с вертолетами были и на других бассейнах, и, в част ности, Западном. Обеспече ние этого мероприятия с на чала до конца было поруче но «Севрыбхолодфлоту». В первый рейс с вертолетом решили направить плавбазу «Севрыба». Из производст венной деятельности рефри жераторного флота выпада ла крупная единица, по те перешнему — плавзавод, ко торый должны были «обра батывать» другие производ ственные суда флота, пото му как план не снимали и не корректировали. А все это делалось для блага и в инте ресах траловых флотов всех бассейнов Минрыбхоза, про мышлявших в Северо-Запад ной Атлантике. Хотя неко торые из них, в частности, с Западного бассейна, иногда довольно неохотно оплачива ли свою долю по содержа нию ледовой разведки. На д о го в ор ны х началах М ур м а н с ки й авиаотряд выделил «Севрыбхолодфлоту» у к о м п л е к то в а н ны й э к и п а ж е м не больш ой вертолет ти п а «МИ-2* и за счет своих фондов и сво ими бензовозами заправлял плавба зу в п о р т у бензином . Эта о тветственная операция сопровож дала сь целым к о м п A V e / I U A i i лексом с л о ж ны х про ти во по ж а р н ы х м ер о при я ти й : на вре мя за п р а в ки с плавбазы уда лялись все лиш н и е члены с у д о э ки п аж а за и с клю че нием общесудовой и п ож ар н о й вахт, на уча с т ке причала , куд а под ходил бензовоз, выставлялось специальное оцепление . Там ж е д олж н а была д е ж у р и т ь пор то вая пож а р н а я маш ина с пено- туш ением . При следовании без о с тан о в о к в черте города бен зовоз д олж на была обязательно сопро вож да ть па тр ул ьн а я м аш и на ГАИ . Т а к что хл о п о т и забот с по д го то в ко й плавбазы к вер толе тном у рей су было больше чем доста точно . И все это де лалось в ин тере са х н аш и х пар тнеров — п ромы сл овы х фло тов , отдельные раб о тн и ки к о то ры х в свое время довольно болезненно в о сприн ял и обра зование специ ал и зиро ван но го реф риж ера тор но го флота. В 1968 ГОДУ после не скольких тренировоч ных посадок на стоявшую па рейде полностью заправлен ную всем необходимым для рейса плавбазу прилетел из Мурмашинского аэропорта и сел вертолет с экипажем. На борту базы уже находилась группа специалистов-океано- логов Мурманской гидроме теослужбы, которые должны были первыми осваивать ле довую авиаразведку в райо не промысла на Лабрадоре — задание весьма сложное и ответственное. Итак, плавбаза «Севрыба» под командованием капита- на-директора А. П. Болыче- ва отправилась в свой пер вый опытный рейс в новом качестве — как «база-верто- летоносец». Ведя ледовую разведку в районе промысла, отыскивая и находя свобод ные ото льда участки, эки паж вертолета оказывал про мысловикам конкретную по мощь в ведении успешного и безопасного лова рыбы. В составе группы специа листов гидрометеослужбы на базе была и инженер- океанолог, отчаянно смелая женщина Людмила Игнать евна Боровая, которая нарав не с мужчинами летала в качестве наблюдателя в ле довую разведку. А полеты на этом сухо путном вертолетике, не имевшем радиосвязи, в усло виях часто меняющейся по годы Северо-Западной Ат лантики были далеко не без опасными: во льдах часто встречались большие раз водья Чистой воды ...Правда, со временем, чтобы обезопа сить полеты, совместными усилиями авиаторов и спе циалистов флота на вертоле- группа мурманских БМРТ оказалась посредине боль шого ледяного поля. Неод нократно проведенная авиа разведка разводьев, других возможностей для выхода су дов из своеобразного ледово го плена не нашла. Тогда ру ководитель промысла, опыт ный моряк, за свою долгую жизнь на море повидавший всякого и побывавший в самых сложных переплетах, решил сам лететь в развед ку, заняв в машине место наблюдателя. Вся группа океанологов, переживая, с нетерпением ждала его воз вращения: а вдр\т где-то что-то недосмотрели, не за метили?! Когда вертолет воз вратился н сел на базу, старший группы океанологов задал летавшему руководи телю промыслом вопрос: «Что нового в ледовой об становке»? В ответ тот мах^ нул рукой и, смачно сплю нув, ответил: ' «Летайте са ми на этой керосинке, а с меня хватит!» Таковы были его впечатления о своем первом полете. Но, чтобы обеспечить про мысел так необходимо!! сто ловой рыбы не только на шими БМРТ, но и других бассейнов Минрыбхоза СССР, приходилось еще много полетать и на таких «керосинках». За четыре рейса, которые «Севрыба» под командованием Адольфа Петровича Болычева сдела ла на Лабрадор на ледовую разведку, все обошлось хо рошо: ке было никаких про исшествий с вертолетом. В этом сказался высокий про фессионализм мурманских авиаторов. Как-то случайно, будучи в Мурмашах, я услы шал такую присказку верто летчиков: «У вертолетов, хо тя крылья и короткие, зато*, рубли длинные...» По-види--* мому, это обстоятельство и имело решающее значение. А между тем вертолетная техника с течением времени постоянно менялась: на под ходе уже были более совер шенные, но и тяжелые все погодные вертолеты констч рукции Камова — «К-26». Они тогда только осваива лись, а рыбу-то необходимо было ловить не мешкая, и поэтому приходилось #6* 1ать, В том числе — На «ке росинках», кан окрестил МИ-2 опытный моряк, пови давший на своем веку вся кого... Подъем улова на бортовом РТ. 21 апреля 1990 гзда ю РЫБНЫЙ МУРМАН
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz