Рыбный Мурман. 1990 г. Апрель.
Письмо финского приятеля «•У нас многие мечтают перебраться ш жительство а развитые страны. На - цншер , в Финляндию. Кому-то это уда- # 0 о гонг, как оя// устроились, как им там живется, информация до- <В СОЮЗЕ, поскольку теперь дуют вольные ветры, люди узнают больше, чем раньше, о других странах. Привлека- >т товары, уровень жизни, свобода ередвижени'и па Западе.-Для кого-то то предел мечтаний. По-моему, пе рав тот, кто так думает. Разве толь- .о это делает нас, людей, счастливы- ш? Если есть достаточная социаль- 1 ая защищенность от житейских невз- од. так люди должны бы развивать другие, духовные стороны своего со- >бщества и собственные достоинства. Эдпако у нас с этим не так уж бла гополучно. Обрати внимание, с какой аегкостыо радио и телевидение фор мируют вкусы и настроения людей через фильмы, музыку, — это часто дает отрицательные результаты. Ку да уж дальше, если люди не желают воспитывать своих детей! Что же касается жизненного уров ня в Финляндии, то оп, конечно, вы сокий, благодаря рыночной системе эко**6лшки и богатой традиции част ной собственности. Если судить по покупательской способности населе ния, то тут мы опережаем добрый де сяток высокоразвитых стран. Финнов ^аже призывают экономить, нежели покупать. Правда, паша экономика развивается в основном за счет леса, а надо бы, чтобы было что-то еще. В Финляндии надежная социаль ная защищенность, никому не прихо дится голодать. Хотя товары первой необходимости довольно дорогие, по сравнению с Центральной Европой. У всех финнов есть крыша над головой, у большинства жителей — свои до ма. Безработных свыше 100 ООО, но им платят пособие. Южная Финлян дия — густонаселенная, более разви тая и богатая, чем Лапландия, в кото рой живет всего 200 ООО жителей на территории, занимающей треть стра ны. В Северной Финляндии и в про винции в последнее время широко распространены самоубийства — то ?сть, несмотря на высокий уровень кизил, у человека остаются свои пси хологические тупики. Не скрыть и ro i^ jn o финны употребляют много 1 лкоголя, как и русские. В столице есть жилищная пробле ма. Охотников найти здесь работу до вольно много, готовы устроиться да- •: же хотя бы на год, если найдется жилье. Велика доля ручного труда, хотя и развита автоматика производ ства. Особенно на юге ощутима не хватка рабочих сил именно для ручно го труда. Хотя не везде одинаково. Например, в Салле, где я живу, рабо ты не найти, по требуются врачи. В Финляндии равноправие муж чин и женщин. Однако за труд жен щинам платят меньше, чем мужчи нам. У пас в Финляндии, как везде, есть богатые и бедные, по материальные ресурсы распределены более равно мерно, чем в других странах. Европы. Школьное образование, воспитание нравственности и культуры — па вы соком уровне. К СОЖ АЛЕНИЮ , я не очень то информирован о русских эми грантах, их количестве и ЖИ31Щ в Финляндии. Они, конечно, есТс^йЬ, думается, не очень их много. В последнее время часто финны же нятся па русских из Советского Со юза. Есть и счастливые браки. По во- обще-то Финляндия весьма туго встречает стремление иностранцев приехать сюда жить. Беженцы едут и к нам за более счастливой судьбой, но по сравнению с другими северны ми странами у нас иностранцев мало. В этом году к нам прибыли беженцы из Вьетнама, есть чилийцы. Сейчас вроде бы ждут курдов. Нет. мы это не приветствуем, за что Финляндию и критикуют иные страны. Но. с дру гой стороны, в Швеции и Франции, более открытых для эмигрантов, боль шой их приток вызвал проблему ра сизма. Если наступает период, когда трудно получить работу, то часто это больнее всего затрагивает эмигрантов. Конечно, в условиях многонациональ ного состава культура обогащается, но социальное благополучие поддер живать очень дорого. Я полагаю, что основная часть эми грантов из России — еще от царско- вольно противоречивая. Расскажи, как живут у вас эмигранты — в частности, русские». (Из письма в Финляндию). Так чем же изба красна? го периода и времен Октябрьской ре волюции. Их теперь совсем мало ос талось в живых, разве что потомство. В годы войны в Финляндии жило много их родственников, но потом они уехали в Швецию или в другие ме ста, если их не вернули обратно в СССР. Сейчас в некоторых учеб ных заведениях учатся прибалтиицы, карелы. В прошлом году в Финлян дию из СССР .могли переехать толь ко через бракосочетание. Но у пас есть закон: при разводе человек* пе- финского происхождения лишается гражданства. Многие, кому удалось сюда приехать, потом уезжали в другие места — скажем, в Швецию. В общем-то большинство живущих в Финляндии довольны жпзныо здесь. Хотя находятся и такие, которые, на против, ужасаются ею, кому-то не хватает товаров, кто-то сомневается, надолго ли достанет природных ре сурсов па дальнейшее безбедное су ществование. Это действительно се рьезная проблема для страны. Я знаю об этом не понаслышке, так как сам работаю в лесном хозяйстве. Приро да Лапландии — моя главная про фессиональная и гражданская забо та. П РОШЛОЙ ЗИМОИ загрязне ние лесов распространилось по восточной границе в Сал ле. Ядовитые вещества на двигаются из Ковдора и Мончегорска. Что делать Финляндии, если она ли шится своего главного жизненного ис точника — леса? Пока никто не зна ет и не может сказать уверенно, ког да будут приняты хоть какие-то ме ры против грозящего зла. Финны предложили кольским промышленни кам свою технологию, действенную, хоть и дорогую, по у вас нет па эго валюты. Ждем дополнительного отве та из СССР па этот счет в мае. . Увы, даже если в ближайшие годы удастся прекратить загрязнение, все равно уже произошли крайне нежела тельные реакции в почве и раститель ности вследствие окисления алюми ния. Зараженные леса следует выру бать, по при этом образуется такая «щель», что это не может не сказать ся па климате Финляндии, и не толь ко ее. Я хочу в ближайшее время взять напрокат видеокамеру, сиять фильм о погубленном лесе и показать в Салле школьникам, изучающим предмет «использование лесов». Толь ко что узнал по ТВ, что президент Койвисто продвинул в Вене вопрос о загрязнениях Кольского полуострова, которые вредят Финляндии. Мы достаточно осведомлены о жиз ни в СССР. Следим с переживанием за событиями в Прибалтике. Телеви дение и кинематограф часто знако мят с фильмами советских режиссе ров. Я был очень заинтересован твор чеством Тарковского, посмотрев его «Сталкер» — не все понял, но хотел бы разобраться в этой необычайно сложной и любопытной картине. Смо трел советские лепты о Бетховене, о Франсиско Гойя. Русская версия «Гамлета» хороша. Запомнился так же фильм: «Табор уходит в небо». Начал смотреть большой фильм о Ломоносове по телевизору, но не до смотрел, так* как уехал па Ближний Восток* по делам. А жаль. Недавно по радио слушал програм му о советских финнах. В пей был представлен Свен Локко, с которым я встречался в январе в Туломе. Оп рассказал о финнах, ставших жертва ми сталинских репрессий. Программа называется «Оставшимся в живых на до жить». Из рассказа Веса ХААТАЯ (г. Салла). Перевела Хельми ХУЛККО. Наша почта В «Рыбном Мурмане» от 6 апре ля сего года была опубликована моя статья «Лжедмитрии всея Руси». В редакцию пришли два отклика. Одно письмо подписано так*, что едва уда лось разобрать фамилию автора (и то, правильно ли еще?). Сдать бы эту анонимку в архив, по мы рассу дили иначе: тон и содержание письма типичны для иных «ревнителей» чи стоты национального духа, поэтому решено опубликовать его как пози цию подобных анонимщиков. Пусть читателей не смущают орфография и пунктуация сего послания — возмож но, так автор хотела выразить всю свою любовь к родпой речи, что то же характерно. Дабы избежать наре каний с ее стороны, оставляем непри косновенным язык подлинника. Второе письмо, наверное, написал человек*, искрение болеющий за раз вал и бесприютность в Отчизне. Но там ли ищет виновников несчастий? За что упрекает эта женщина автора статьи? За насмешки над алчущими российского тропа? над Богом в ро ли «генерала»? над сапогами и пор тупеями как атрибутами гостеприим ности? Да. в суждениях «Памяти» есть и позитивные идеи. Но, еще раз приходится объяснять, они не при- надлежат исключительно этой органи зации; эти мысли — общая и давняя наша мечта о более совершенном го сударственном устройстве, о знании истинной истории народа, о равно правии, о культуре и национальном достоинстве* каждого человека. Раз ница — существенная — в том, что одни пытаются достичь этих благ мирными, цивилизованными средст вами. а другие призывают: «вступай те в наше войско!» Что же касается подозрительной сохранности совет ских синагог (кстати, кто и где их видит па каждом шагу?), то это на блюдение оставим на совести автора письма — спорить трудно ни разу не видев предмета спора. Вот еще разве что справка о мо ем деде, над которым я будто бы смеюсь. Он умер, не выдержав пыток во время допроса, от рук «сталинских соколов», здесь, в Мурманской обла сти, в .1937 году. Их взяли пятерых братьев, лишь один остался жив, пройдя тюрьму; ои-то и рассказал, какими способами вытягивали из них признания в антигосударственной под польной подрывной деятельности. Брат моего деда при жизни, а осталь ные посмертно, реабилитированы. Но место их захоронения до сих пор не известно. Фамилии лжесвидетеля, до носчика и тех, кто пытал наших де дов в мурманских застенках, не ев рейские. Увы, русские. Такого сорта людей: и сейчас достаточно, что, одна ко, не умаляет моего уважения к своему пароду и уж тем более не вы зывает пресловутую русофобию — чувство низменное, свойственное, как и антисемитизм, людям желчным и, как правило, недалеким. Ну, так что же нам п и ш у т ... С. АРХИПОВ. (Наш корр .) НЕ ДЛЯ АРХИВА Автора!!! «Сразу видно, что статью писал не русский человек. Это вы Сионисты-Лже- дмитрии у нас в России! Чему же нам славянам радоваться? Правительство — газеты — телевидение — наука — про фессура все жидовня. Самый короткий анигдот Еврей-дворник. При царе — вы были, портными, парикмахерами, торгашами. Вы устроили революцию, и сейчас дерьмо варите. У нас давно не телевидение, а Теля- вив. «Взгляд» — прямая сионисская о р ганизация, которая извращает умы не очень далеких людей. Компанию против Сталина это Сиони сты возглавили. Поджег дома Актера — их работа (это они борятся против России). Вы не зримые оккупанты. В Англии — при королеве Елизавете бы ли изгнаны все евреи, о германии. Так наверное нет дыма без огня. «Евреи всех стран объединяйтесь» — ваш ло зунг. Уехали бы вы все вместе с... [тут сле дуют имена руководителей страны, ко торые ни к чему попусту трепать, опу стим) — и прихватите с собой... (тот же случай) и всю еврейскую свиту. Осве жили бы воздух в Союзе. И если есть такая организация про тив Сиона в защиту Союза я первая вступлю. Я уже пожилой человек, но я вижу постоянно второй план. Будьте Вы прокляты. ГОНЧЕНКО». Н а д кем смеетесь? «Тов. Архипов С.! Я женщина, поли тикой не интересовалась никогда, для этого я недостаточно образованна, да и считаю это делом мужским . Случайно при мне читали статью из «Рыбного Мурман а» от 6 апреля. Лиш ний раз испытала унижение и боль от Вашей победоносной и злорадной ста тьи, которую и Вашей-то не назовешь, сотнями таких же осмеяний расправля лись с простыми людьми и их поняти ями. Это тем более легко, что Вы ведь в штате редакции и можете напечатать многое из того, что захотите. Я имею право высказать свое мне ние, т. к. старше Вас и была свидете лем слез своих родителей и родителей моих сверстников, которые, несмотря на сверхнапряженный труд и нечелове ческие усилия, ничего не могли дать своим детям; у живших в бедности, у них отобрали последнее, чем дорожи ли, а главное, отняли детей, внушив им, что все родительские понятия — ста ромодный вздор, высмеивая такими же, как Ваша, статьями традиции и уклад их жизни. А главное в жизни должно быть: «Я хату покинул, пошел вое вать...» Красноречивее Вашей статьи памят ники такой политике — мертвые дерев ни, водочные ларьки и лечебно-трудо вые профилактории, данные взамен ре зультатов труда. Вы смеетесь и над своими дедом и прадедом, которые, судя по Вашему портрету, тоже были «дюжими парня ми», с «гордостью российского госте приимства». Но наверняка у них были свой образ мыслей и стиль речи. Возможно, общества «Память» в чем- то ошибаются, но выставлять их убеж дения на смех, имея поверхностное по нятие, не делает Ва/л чести. В нашем многонациональном горо де, к Вашему сведению, много и бег лых крестьян из Украины, Вологодской, Архангельской и других областей и их детей. Вы не из их числа? Все уже давно интернационалисты, и можете не опасаться за евреев, ничего им не грозит и грозить не может, ведь их традиции никто не разрушал, и ни одна синагога не пострадала, так что над ними не посмеешься. Смешны мы: ни кола, ни двора... Я не имею понятия об обществах «Память», там такие же, вероятно, лю ди, каких большинство среди нас, но у них есть конкретные убеждения и це ли, иначе бы на них так не нападали. А эти убеждения, вероятно, как у большинства из нас, имеют целью знать причину наших бед, чтобы в даль нейшем не дать возможности восполь зоваться доверчивостью простых лю дей во зло. Вот Вам еще предлог для иронии: ведь имя, которое вы носите, первона чально на Руси звучало Сергий, как это Вы до сих пор с этим миритесь? А.. В. СТОЛИНИНА. г Мурманск». рыбный мурман 21 апреля190 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz