Рыбный Мурман. 1990 г. Апрель.
ле политических, эко номических, научных... Не встречались в пе чати критические суж дения о наших взаимо отношениях с северны ми соседями, в част ности, с Норвегией. Сегодня мы предлага ем читателям три точ ки зрения на эту проб лему. Вероятно, их больше, вот поэтому редакция предполага ет продолжить разго вор. А пока... Три точки зрения трески. Пока нет оснований ре комендовать возобновление про мысла мойвы на 1990 год, но перспективы на будущее обнаде живающие. В этой связи хотелось бы об ратить внимание на некоторые публикации, в которых не всегда отражается объективная ситуа ция с запасами промысловых рыб Баренцева моря. Чего стоит, на пример, такое высказывание: «Не было в истории, чтобы так исчез ла рыба, как мойва. Ее в море н е ^ совсем, даже признаков м о лоди. И никто не знает, будет ли она когда-нибудь». Разделяя тревогу и опасения таких авто- Норвегии. Во всех районах Се верной Атлантики промысел кре ветки регулируется установлени ем научно обоснованной величи ны общего годового улова. Од нако, несмотря на постоянные предложения советской делега ции на протяжении восьми лет, креветка остается практически единственным объектом Барен цева моря, промысел которого не регулируется. Для решения этой проблемы потребуется даль нейшая совместная работа. Тем не менее есть все основания на увеличение советского вылова креветки примерно в два раза по сравнению с 1989 годом. УЧЕНЫХ УСЛЫШАН ров за судьбу Баренцева моря в целом, следует пожелать им воздержаться от изложения си туации в таком виде, а если они считают необходимым задать по добные вопросы, то следует по стараться и дать ответ на них. Как ожидалось учеными, на блюдается некоторое увеличение численности морско го окуня -клю - вача за счет вступления в про мысловый запас рыб поколения 1982 -года. Это позволило ре ко мендовать величину допустимого улова его на 1990 год в объеме 18 тысяч тонн. В среднемноголет нем плане — очень низкий вы лов, но он позволяет стабилизи ровать состояние запаса в бли жайшие два года. Не следует думать, что работа смешанной комиссии проходила при полном взаимопонимании и согласии, хотя, справедливости ради, и советская и норвежская делегации стремились ' к этому. Тем не менее были и определен ные сложности в работе. Одним из таких моментов явилось об суждение проблемы регулиро вания промысла креветки. За пасы ее, по данным советских и норвежских ученых, увеличива ются, и на следующий год кре ветка будет играть важную роль в промысле как СССР, так и д а 1 щ т ш В. ШЛЕЙНИК, заместитель директора ПИНРО по научной работе, кандидат биологических наук. Как уже отмечалось выше, в основу работы смешанной совет ско -норвежской комиссии по ры боловству положены результаты научных исследований специали стов двух стран. Однако не по следнюю роль играют социаль ные и политические аспекты. Так, при оценке перспектив промыс ла в Баренцевом море и сопре дельных водах приходится учи тывать наличие 200-мильных эко номических зон. В силу особенностей биологии многие рыбы, представляющие интерес для отечественного про мысла (морской окунь, палтус, сельдь, путассу), распределяют ся в норвежских водах. И хотя рыба не знает о существовании границ, -установленных человеком, приходится учитывать их при принятии решений о возможно стях промысла. Так, для получе ния права на ведение промысла окуня, палтуса, путассу и других объектов в норвежской экономи ческой зоне Советский Союз вы нужден отдавать часть своей кво ты по треске за неимением дру гого объекта в качестве обмена. Не стал исключением и 1990 год. Советская сторона передала Нор вегии 20 тысяч тонн трески из своей квоты, получив за это пра во на вылов 16 тысяч тонн мор ского окуня-клювача, 3 тысячи тонн золотистого окуня, 4,1 ты сячи тонн палтуса. Отдельным вопросом на сме шанной комиссии рассматрива лось состояние запасов и пер спективы промысла атлантическо- скандинавской весенне-нере- стующей сельди. На протяжении длительного периода числен ность ее не позволяла ученым ре комендовать возобновление промысла в Норвежском море. Появление в 1983 году многочис ленного поколения сельди, кото рая на первых трех годах жизни распределилась не только в нор вежских водах, но и далеко на востоке Баренцева моря, приве ло к резкому увеличению био массы популяции. В настоящее время запас сельди составляет около 1,5 миллиона тонн и весь он находится в 200-мильной эко номической зоне Норвегии. Не смотря на, казалось бы, значи тельную величину биомассы сель ди, особенно в сравнении с дру гими объектами, промысел ее рекомендован на очень низком уровне — 80 тысяч тонн. Пока нет оснований надеяться на улучше ние с запасами сельди по край ней мере до 1993 года. С учетом передачи Норвегии части квоты вылова трески Советский Союз получил в 1990 году 12 тысяч тонн сельди. В Баренцевом море кроме рыбаков СССР и Норвегии про мысел трески и пикши ведут су да третьих стран. На 1990 год в рамках смешанной комиссии вы делено для них 14 тысяч тонн трески и как прилов — тысяча тонн пикши. Таким образом, советская кво та вылова трески составила 73 тысячи тонн и пикши 12 тысяч тонн. Рекомендованные объемы вы лова на 1990 год, принятые на 18 сессии смешанной советско- норвежской комиссии по рыбо ловству, по всем объектам учи тывают реальную ситуацию с со стоянием их запасов. Отличительной особенностью прошедшего совещания от пре дыдущих сессий является полное соответствие принятых решений о режиме эксплуатации запасов промысловых объектов научно обоснованным рекомендациям специалистов. Это должно стать основой рационального ведения промысла в Баренцевом море и сопредельных водах. «Где же вы были в. TOPOXOB, заместитель директора по производству АРП «Севры- ба». П ОЛЕМИКА на страницах печати о состоянии рыб ных ресурсов Баренцева моря продолжается не первый год. Всеми авторами публикаций выражается боль шая озабоченность снижени ем запасов ранее многочис ленных основных промысло вых видов рыб: трески, пик ши, морского окуня, мойвы и других. По-разному трактуют ся причины сложившегося положения. Пусть не подумают, что я, используя последний аргу мент, пытаюсь «обелить» рыб ную промышленность. Не бу дем лукавить, она внесла до статочный вклад в «рачитель ное» хозяйствование. Теперь задача состоит в том, чтобы в будущем не допустить оши бок прошлых лет. Это касает ся как деятельности рыбаков, так и вопросов исследова тельской работы рыбохозяй ственной науки. Я не оши бусь, утверждая о том, что во многом произошла переоцен ка подхода к эксплуатации сырьевых ресурсов, и не толь ко Баренцева моря. Больше внимания стало проявляться к рекомендациям ПИНРО. Не скрою , что не всегда удовлет ворены судовладельцы, рабо той наших ученых. Есть спра ведливые нарекания, но су ществует еще и инерция ста рого мышления. Но в общем сотрудничество направлено на более тесный и деловой кон такт. Многие руководители промышленности понимают необходимость такого шага, но, вероятно, не все, в том числе и в науке, избавились от зуда критиканства, стрем ления подвергать сомнению все сделанное ранее (толь ко не ими самими), беспоч венных обвинений всех и вся. Ознакомившись со статьями директора ММБИ Г. Г. Мати- шова и заместителя директо ра ПИНРО В. И. Шлейника, я прежде всего обратил внима ние на форму изложения од ной и той же проблемы обе ими авторами. В первом слу чае Г. Г. Матишов огульно отрицает результаты много летней работы советско-нор- вержской комиссии по рыбо ловству без глубокого знания существа вопроса, не дает никаких конкретных предло жений. Да и где им быть? Ведь ММБИ и Г. Г. Матишов, насколько известно, научных исследований ресурсов Ба ренцева моря и сопредельных районов не проводили. Откуда же такая уверенность в своей правоте? Ведь даже попытка оценить целесообразность мер регулирования показы вает его неосведомленность в сути вопроса. Какие основа ния для заявления «...сущест вующие формы квотирования международного рыболовства не выдерживают критики». Все? Или какие-нибудь кон кретные? Имеются ли предло жения по этому поводу? Так ли важен был переход на ячею с ее большим внут ренним размером? Исследо вания по этому вопросу и международная практика по казывают, что этот вопрос проблематичен. Что касается допустимых уловов на треску, то следо вало бы знать, что последние два года они определялись только с учетом рекоменда ций науки, а в последний год принято меньше рекомендо ванного объема. О квоте нор вежской стороны: она пере дается на взаимной основе. Такими же бесконечными являются заявления, что «... оценки и меры... регули рования мойвы... не базирова лись на биологических знани ях и в конечном счете спо собствовали очевидному пе релову баранцевоморской мойвы...» И совсем, по меньшей ме ре, неожиданный вывод о са- модискредитации советско- норвежской комиссии. Оказы вается, все беды — из-за от сутствия в комиссии незави симых специалистов академи ческой и университетской на уки! Где же вы были раньше, т. Матишов Г. Г.? Статья В. Н. Шлейника: она может показаться излишне оптимистической. Но я доста точно знаком с исследования ми ПИНРО и хочу отметить, что автор в вопросе прогно зирования перспективы ис пользует фактический матери ал, полученный в результате научных исследований. о порядке? незамедлительно дозаправить эту разницу в 500 кг. По тре бованию рефмеханика полное количество фреона было пе рекачено в линейные и ре зервные ресиверы. При такой операции остается, конечно, определенное количество в трубопроводах, испарителях и конденсаторах. По счету рефмеханика было определено немного больше — 4000 кг. С этим определе нием количества наши специа листы не могли соглашаться, так как это* не соответствова ло действительности. По не знанию рефмеханика Василия Курки мы были вынуждены дозаправить 2500 кг. Совер шенно правильно, это соответ ствовало сумме 7500 рублей, которые в связи с неквалифи цированным поведением реф механика подарили судну. Мы сделали это только для того, чтобы не допустить задержки судна, так как для 100-про центного доказательства при шлось бы откачать фреон в полном количестве. После перезаправки обору дования специалисты народно го предприятия «Кюльавто- мат» отказались работать с переполненным оборудова нием. Через несколько дней пос ле отхода судна мы узнали, что оно зашло в г. Росток, и рефмеханик, испуганный пере- заполнением фреона, отдал на судно СТР номер 810 около 1500 кг. В связи с перезапол- нением больше не обеспечи валась функция сборных ре сиверов, которые служат рас ширению в условиях тропи ков. Еще замечание по приему экипажей на верфи. Вы знае те, что между нашими страна ми оформлены торговые кон тракты, которые выполняются нашей верфью. В этих конт рактах оговорены услуги вер фи по приезду, размещению и обслуживанию экипажей. Указанные контракты не обя зывают верфь встречать эки пажи в Берлине (расстояние отсюда 250 км) или Штраль- зунде. Мы лично приветству ем каждый экипаж. А также приветствовали этого рефме ханика Курку. Претензии к работающей здесь группе Минрыбхоза под руководством тов. Быстрова я, в силу своей профессии, не могу оценить. Однако по по стоянной совместной работе с работающими советскими специалистами знаю, что она здесь на месте, заботится О порядке и хорошей атмосфе ре. Вы видите, что также в этом вопросе ваш рефмеха ник дал оценку без знания положений. В дальнейшем он (Курка) описывает работу компрессо ров. По опыту эксплуатации уже выпущенных судов были выставлены обоснованные за мечания по автоматам типа ЕБЛ-630, в частности, по каче ству материала контактов, ко торое существенно было по вышено, начиная с судна СТР номер 809. Дополнительно к " П и с ь м о и з ГДР этому значительно была улуч шена их работа установкой ва куумных контакторов для каж дого компрессора, начиная с судна СТР номер 815. В заключение выражаю просьбу опубликовать наш от вет в вашей газете и напра вить нам этот выпуск. С уважением, Клаус ШУЛЬКЕ, ответственный сдатчик на народном предприятии «Фольксверфь». III три .I ьзунд (ГДР). Из всего огромного количества писем, которые получила ре дакция по поводу публицистических статей о приемке наших судоо в Штральзунде, это (если не считать гневных министер ских филиппик) единственное, что идет под песенку: «Все хо рошо, прекрасная маркиза». Мы нисколько не ставим под сомнение компетентность К. Шульке (не будем использовать его методы личных напа док). И его коллег. Только вот возникает вопрос: если на вер фи в ГДР так все хорошо складывается, то почему же нашим флотам приходится сразу же после новостроя идти в ФРГ и переоснащать траулеры уже западногерманским оборудова нием, увеличивая и без того фантастическую стоимость «Моон- зундов» (22 миллиона рублей)! РЫБНЫЙМУРМАН 27апреля 1990 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz