Рыбный Мурман. 1990 г. Апрель.
---------- ,"Г » »«г- а- В гостях у муз Палитра Заполярья ' п В свете рампы ...................... ..... Н И Н I Искать и удивляться П ЕРСОНАЛЬНАЯ ВЫ СТАВКА Виталия Бу бенцова, состоявшаяся не давно в Мурманском худо жественном музее, собрала лучшие, любимейшие рабо ты автора, созданные за два дцать лет Два зала заняла она, в одном разместились графические произведения, во втором живописные. Од нако такое разделение, по жалуй, важно лишь для ис кусствоведов, смакующих уровень артистизма худож ника в том или ином жанре. Нормальный же зритель, для которого посещение вы ставки не профессиональные будни, а небольшой празд ник, — тот вряд ли разде лил экспозиции обоих залов в своем сознании. Представленные на вы ставке работы, большую их часть, объединяло — ска зать бы любовь, но нет, сло во это в последнее время за- терли-измусолили чуть не до полного размывания смысла — иапряжепно-участлпвое вглядывание в разнообразные лики нашего края, который чем-чем, а разнообразием-то как раз не слишком гре шит. Тем насущнее, стало быть, уловить все возмож ные переливы света и на строения, всю гамму состоя ний. Словно бы идет худож ник с этюдником и рюкза ком по Терскому, скажем, берегу (хотя не только по v Терскому и не только по бе регу), и одолевает его жад ность. И будь его воля, то, не мудрствуя, скатал бы ои все увиденное в огромный рулон, да унес бы с собой. Но поскольку это неиспол нимо, то и приходится чуть ие па каждом шагу останав ливаться, ведь нельзя же в самом деле упустить: лодки сушатся на берегу... рыба ки -развесили сети... прибой ярится, силясь раздвинуть гранитные глыбы... а вот лю бопытная парочка на бар же... и снова лодки устало леглись на песке... Иичего- то он не в силах оставить, не потревожив - — кистыо или пусть даже цветными карандашами, уж что под руку попадется, ие до жан ров, успеть бы. Жадность, слово.м. Хозяйская жад ность. Виталий Николаевич Бу бенцов — мурманчанин. По рождению, по месту работы, похоже, и по душевной склонности. Не то чтобы он кроме Заполярья ничем больше и не интересовался, пет. Мелькали в экспозиции верблюды, пески, смуглые мастерицы, склонившиеся над восточными коврами, даже что-то из «заграничных впечатлений» присутствова ло, не без того. Но что ж поделать, если от холста к холсту складывалось на вы ставке постепенно ощуще ние, что «экзотику»-то художник пишет, да, с ра достью, да, с удовольствием — по как бы в отпуске. Посто янно помня, что дома оста лось еще сто-оль- ко ненаписанных лодок, озер, скал, ледников, заливов, деревьев, кораблей, сопок, полян... Словом, что дома ждет настоящая рабо та. Суждение довольно по верхностное и даже необъ ективное. Поскольку не од ни же пейзажи, но и портре ты, жанровые картины были выставлены в экспозиции, и натюрморты тоже. Но раз уж сорвалось с языка... По казалось, главное для ху дожника — искать все новые образы красоты в том, что, казалось бы, знакомо вдоль и поперек, — в чертах род ной женщины, в чертах род ного края. Искать, постоян но открывая неизведанное, постоянно удивляясь — вот этим прибрежным камнем, голубым с одного бока и оранжевым с другого, осве щенного низким солнцем по луночи заполярного лета, вот этому северному сия нию, могучему, точно голос органа, корявым морщинам старого помора, сохнущим на ветвях дерева огромным буям, рыбацким лодкам, уста ло притихшим па берегу по сле трудной вахты... в. николин. Репродукция картины В. Н. Бубенцова «Две лодки». «Ав топортрет» (фрагмент). У Р О К ДЛЯ П А П Ы Ц А Ш О БЩ И И ЗНАКОМЫ Й Винни-Пух поселился на 11 сцепе областного театра кукол. И озадачил детей и взрослых своими новыми причудами. Известная каждому — хотя бы по мультфильму — сказ ка Артура Аллана Милна «Винни-Пух и все, все, все» со средоточена па приключениях милых очеловеченных зверю шек-. В руках же режиссера Виктора Шраймаиа кукольная сказка становится поводом для драматического спектакля. Про то, как большая дружная семья в старом уютном доме развлекает единственного ребенка — шестилетпего Кристо фера Робина, разыгрывая на обеденном столе куклами не большие сюжеты из повести Милна. И для зрителей, знаю щих наизусть все эти сюжеты, важнее оказывается именно спектакль-сказка про благополучную семью, идиллнчность которой резко контрастирует с пашей повседневностью. Интонация ностальгии по светлому прошлому задана в спектакле большой вступительной сценой, где шестнадцати- легний уже Кристофер Робин, которого играет Наталья Арсеньева, грезит о почти райском детстве в своей бывшей комнате. Для пас, не англичан, зрелищем является то, как Папа, Мама, Бабушка, дядюшка Дэвид и тетушка Эллен собира ются в детской летним вечером. Все красиво и строго одеты. Хором поют по нотам смешную детскую песенку. И озабо чены только тем, как бы еще развлечь и порадовать Ребен ка. У каждого есть роль в сказке Милна. А в рамках этих ролей проявляются и их взаимоотношения. Спектакль в целом, пожалуй, не имеет развивающегося сюжета, в нем интересна прежде всего атмосфера. Атмосфе ра такая кружевная, изящно-топкая, рассчитанная на образо ванность и жизненный опыт, какая очень мила бабушкам, мамам и папам, но довольно сложно воспринимается детьми. К сожалению, маленькие зрители почти ничего не пони мают из происходящего на сцене. Им неясны нюансы взаи моотношений, они обижаются, когда персонажи спектакля поют па английском языке, поздравляя дядюшку с днем ро ждения. Боюсь, что мурманские ребятишки — кроме всего прочего — просто не верят, что так бывает... А взрослые взволнованы до слез. Наверное, узнают свои давние, детской поры, мечты. О том, как папа, такой же солидный и улыбчивый, как за служенный артист РСФС Р Александр Гусев, рассказывал бы сказку от лица забавной куклы-медвежонка Винни-Пуха. Потом бы пришла элегантная, как заслуженная артистка РСФСР Елена Коротаева, строгая мама, а в ее ловких ру ках ожил бы смешной розовый поросенок Пятачок. И, за быв про свои взрослые проблемы, мама и папа импровизи ровали бы кукольный спектакль на основе любимой сказки. А вот к ним присоединяется наивный и немножко обидчи вый дядюшка в традиционных английских бриджах и жилете, драматически прекрасно сыгранный актером Владимиром Пьяиковым. Он обычно играет ослика Иа в домашних спек таклях. Но сегодня грустит оттого, что все забыли про его, дядюшкин, день рождения. Все куклы и люди в спектакле чутки и внимательны друг к другу. На сцене царят любовь и уют. Дома-очага с тради циями и этикетом, шалостями и взаимной снисходитель ностью. На удивление красивое воплощение взрослой фантазии о счастливом, окруженном добром и заботой детстве создал в нашем театре кукол режиссер из Магнитогорска Виктор Шраймаи. Он известен кукольникам многих городов и стран как одни из самых талантливых и оригинальных постановщиков. Мур манчане встречаются с его творчеством впервые. И на спек такле «Винни-Пух...» убеждаются в оригинальности замысла мастера: спектакль похож иа «практическое занятие» для родителей по общению с детьми. И смотреть его надо не как сюжетную сказку, а как «ностальгическую» мечту. Жаль тех родителей, которые приводят на него детей-дошколыш- ков. Им приходится уходить со спектакля. Но зато какая ра дость посетить этот английский дом с ребятишками лет восьми-двенадцати! И помечтать вместе о том, как могло бы славно быть и у иас... И. БОРИСОВА, член секции критики при Мурманской организации СТД. Творчество читателей Кинозал Прощания и встречи Причал. Прощались быстро и без слез. Тот голос, что будил нас, старпом унес. Механику дал «краба» — и был таков. Скупы и скоры прощанья рыбаков. Д р у г другу за путину успели надоесть. Пуд соли, ведра чая... пора знать честь! А встречи, примечал я, идут не так: — Привет! Здоров, дружище ! — Как жизнь, моряк ! ...За месяцы опять все переговорят, и на прощанье слов не хватит у ребят. о О € Натруженные руки опустив (копала огород), сидит согбенно. Седая прядь прилипла у виска , во взгляде одиночества тоска, и думает, уверен непременно, о нас, о детях... Матери обидно с самой собою тяготы делить. Л нам, конечно, нам бывает стыдно, что мы могли одну ее забыть. Ну не совсем забыть — шлем письма, телеграммы... Своих забот — гора, невпроворот! Но часто ночью слышу, как зовет меня моя покинутая мама. В. САВЕЛЬЕВ, судовой врач «Сегрыбы». С т р а с т н а я с е д ь м и ц а (неделя перед Пасхой, с 9 по 14 апреля, когда вспо минают о страстях, пережи тых Христом в течение семи дней перед казнью) началась для мурманчан демонстраци ей американского художест венно - публицистического фильма «Иисус» во Дворце культуры и техники им. Киро ва. Ранее он шел одним сеан сом в кинотеатре «Мурманск». Как и тогда, просмотр орга низован областным Фондом милосердия и общиной еван гельских христиан-баптистов. Ф ильм то чно о траж а е т со бы тия , и зл ож е н ны е в Еванге лии от Л у к и . Сейчас вырос и н терес к Библии , а к у п и т ь к н и г у негде. Поэтому кин о в ер си я , б ли з кая к и с т о ч н и к у , ин терес на для м н о ги х . Интересна и тем, что впервые м урм анчане видят фильм на б иб л ей с кую тем у . К ар ти на лиш е на х у д о ж н и ч е с к и х и зы с ко в , она ра с сч и та на не на зн а то ко в к и н о и с к у с с тв а , а на ш и р о к у ю п уб л и к у . Но это не ум ал яе т ее до с то и н с тв — зр ел ищ но с ти , по- зна ва тельно с ти . Зрители долго не отпускали Динарий кесаря пресвитера церкви баптистов Григория Берга и члена об щины Александра Алексеева, выступивших после про смотра. Вопросы сыпались один за другим : почему в фильме никто не крестится? почему Иисус принес себя в жертву ради людей, а челове чество так и не стало счаст ливее? как христиане относятся к другим религиям — исла му, буддизму, не единый ли у всех народов бог в разных ликах? что такое Пасха? и так далее, так далее. В конце кон цов пришлось освободить зал для очередного сеанса, и бе седа длилась допоздна в хол ле ДК. Баптисты призвали зрителей не скупиться на братскую по мощь обездоленным, обой денным судьбой людям. Средства, вы р уче н ны е за эти кино вечера , п о й д у т в по мощь бедным . Билеты на «Иисуса» ра зош лись очень бы стро , далеко не все ж е л аю щие попали в ки но зал . Есть смысл пр од о лж и ть его демон с трацию . Кто-то идет просто на «ред кий фильм». Кого-то прельща ет беседа с верующими. Иным важно сознавать, что это бла готворительная акция. В связи с этим уместно вспомнить евангельский сюжет, прозву чавший и в фильме. Иисуса спрашивают ж рецы : «Счита ешь ли ты грехом платить на лог кесарю?» Иисус взял ди нарий (монету) и спросил: «Кто изображен на монете?» — «Кесарь». — «Пусть кесарю она и будет отдана. А Госпо ду мы платим верой. Богу — богово, а кесарю — кесаре во». Вот и мы. Что в нашей ла дони — «динарий кесаря» или милость к нищим? А. БЕЛОВ. рыбный мурман 13 20 апреля 190 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz