Рыбный Мурман. 1990 г. Апрель.

---------- ,"Г » »«г- а- В гостях у муз Палитра Заполярья ' п В свете рампы ...................... ..... Н И Н I Искать и удивляться П ЕРСОНАЛЬНАЯ ВЫ­ СТАВКА Виталия Бу­ бенцова, состоявшаяся не­ давно в Мурманском худо­ жественном музее, собрала лучшие, любимейшие рабо­ ты автора, созданные за два­ дцать лет Два зала заняла она, в одном разместились графические произведения, во втором живописные. Од­ нако такое разделение, по­ жалуй, важно лишь для ис­ кусствоведов, смакующих уровень артистизма худож­ ника в том или ином жанре. Нормальный же зритель, для которого посещение вы­ ставки не профессиональные будни, а небольшой празд­ ник, — тот вряд ли разде­ лил экспозиции обоих залов в своем сознании. Представленные на вы­ ставке работы, большую их часть, объединяло — ска­ зать бы любовь, но нет, сло­ во это в последнее время за- терли-измусолили чуть не до полного размывания смысла — иапряжепно-участлпвое вглядывание в разнообразные лики нашего края, который чем-чем, а разнообразием-то как раз не слишком гре­ шит. Тем насущнее, стало быть, уловить все возмож­ ные переливы света и на­ строения, всю гамму состоя­ ний. Словно бы идет худож­ ник с этюдником и рюкза­ ком по Терскому, скажем, берегу (хотя не только по v Терскому и не только по бе­ регу), и одолевает его жад­ ность. И будь его воля, то, не мудрствуя, скатал бы ои все увиденное в огромный рулон, да унес бы с собой. Но поскольку это неиспол­ нимо, то и приходится чуть ие па каждом шагу останав­ ливаться, ведь нельзя же в самом деле упустить: лодки сушатся на берегу... рыба­ ки -развесили сети... прибой ярится, силясь раздвинуть гранитные глыбы... а вот лю­ бопытная парочка на бар­ же... и снова лодки устало леглись на песке... Иичего- то он не в силах оставить, не потревожив - — кистыо или пусть даже цветными карандашами, уж что под руку попадется, ие до жан­ ров, успеть бы. Жадность, слово.м. Хозяйская жад­ ность. Виталий Николаевич Бу­ бенцов — мурманчанин. По рождению, по месту работы, похоже, и по душевной склонности. Не то чтобы он кроме Заполярья ничем больше и не интересовался, пет. Мелькали в экспозиции верблюды, пески, смуглые мастерицы, склонившиеся над восточными коврами, даже что-то из «заграничных впечатлений» присутствова­ ло, не без того. Но что ж поделать, если от холста к холсту складывалось на вы­ ставке постепенно ощуще­ ние, что «экзотику»-то художник пишет, да, с ра­ достью, да, с удовольствием — по как бы в отпуске. Посто­ янно помня, что дома оста­ лось еще сто-оль- ко ненаписанных лодок, озер, скал, ледников, заливов, деревьев, кораблей, сопок, полян... Словом, что дома ждет настоящая рабо­ та. Суждение довольно по­ верхностное и даже необъ­ ективное. Поскольку не од­ ни же пейзажи, но и портре­ ты, жанровые картины были выставлены в экспозиции, и натюрморты тоже. Но раз уж сорвалось с языка... По­ казалось, главное для ху­ дожника — искать все новые образы красоты в том, что, казалось бы, знакомо вдоль и поперек, — в чертах род­ ной женщины, в чертах род­ ного края. Искать, постоян­ но открывая неизведанное, постоянно удивляясь — вот этим прибрежным камнем, голубым с одного бока и оранжевым с другого, осве­ щенного низким солнцем по­ луночи заполярного лета, вот этому северному сия­ нию, могучему, точно голос органа, корявым морщинам старого помора, сохнущим на ветвях дерева огромным буям, рыбацким лодкам, уста­ ло притихшим па берегу по­ сле трудной вахты... в. николин. Репродукция картины В. Н. Бубенцова «Две лодки». «Ав­ топортрет» (фрагмент). У Р О К ДЛЯ П А П Ы Ц А Ш О БЩ И И ЗНАКОМЫ Й Винни-Пух поселился на 11 сцепе областного театра кукол. И озадачил детей и взрослых своими новыми причудами. Известная каждому — хотя бы по мультфильму — сказ­ ка Артура Аллана Милна «Винни-Пух и все, все, все» со­ средоточена па приключениях милых очеловеченных зверю­ шек-. В руках же режиссера Виктора Шраймаиа кукольная сказка становится поводом для драматического спектакля. Про то, как большая дружная семья в старом уютном доме развлекает единственного ребенка — шестилетпего Кристо­ фера Робина, разыгрывая на обеденном столе куклами не­ большие сюжеты из повести Милна. И для зрителей, знаю­ щих наизусть все эти сюжеты, важнее оказывается именно спектакль-сказка про благополучную семью, идиллнчность которой резко контрастирует с пашей повседневностью. Интонация ностальгии по светлому прошлому задана в спектакле большой вступительной сценой, где шестнадцати- легний уже Кристофер Робин, которого играет Наталья Арсеньева, грезит о почти райском детстве в своей бывшей комнате. Для пас, не англичан, зрелищем является то, как Папа, Мама, Бабушка, дядюшка Дэвид и тетушка Эллен собира­ ются в детской летним вечером. Все красиво и строго одеты. Хором поют по нотам смешную детскую песенку. И озабо­ чены только тем, как бы еще развлечь и порадовать Ребен­ ка. У каждого есть роль в сказке Милна. А в рамках этих ролей проявляются и их взаимоотношения. Спектакль в целом, пожалуй, не имеет развивающегося сюжета, в нем интересна прежде всего атмосфера. Атмосфе­ ра такая кружевная, изящно-топкая, рассчитанная на образо­ ванность и жизненный опыт, какая очень мила бабушкам, мамам и папам, но довольно сложно воспринимается детьми. К сожалению, маленькие зрители почти ничего не пони­ мают из происходящего на сцене. Им неясны нюансы взаи­ моотношений, они обижаются, когда персонажи спектакля поют па английском языке, поздравляя дядюшку с днем ро­ ждения. Боюсь, что мурманские ребятишки — кроме всего прочего — просто не верят, что так бывает... А взрослые взволнованы до слез. Наверное, узнают свои давние, детской поры, мечты. О том, как папа, такой же солидный и улыбчивый, как за­ служенный артист РСФС Р Александр Гусев, рассказывал бы сказку от лица забавной куклы-медвежонка Винни-Пуха. Потом бы пришла элегантная, как заслуженная артистка РСФСР Елена Коротаева, строгая мама, а в ее ловких ру­ ках ожил бы смешной розовый поросенок Пятачок. И, за­ быв про свои взрослые проблемы, мама и папа импровизи­ ровали бы кукольный спектакль на основе любимой сказки. А вот к ним присоединяется наивный и немножко обидчи­ вый дядюшка в традиционных английских бриджах и жилете, драматически прекрасно сыгранный актером Владимиром Пьяиковым. Он обычно играет ослика Иа в домашних спек­ таклях. Но сегодня грустит оттого, что все забыли про его, дядюшкин, день рождения. Все куклы и люди в спектакле чутки и внимательны друг к другу. На сцене царят любовь и уют. Дома-очага с тради­ циями и этикетом, шалостями и взаимной снисходитель­ ностью. На удивление красивое воплощение взрослой фантазии о счастливом, окруженном добром и заботой детстве создал в нашем театре кукол режиссер из Магнитогорска Виктор Шраймаи. Он известен кукольникам многих городов и стран как одни из самых талантливых и оригинальных постановщиков. Мур­ манчане встречаются с его творчеством впервые. И на спек­ такле «Винни-Пух...» убеждаются в оригинальности замысла мастера: спектакль похож иа «практическое занятие» для родителей по общению с детьми. И смотреть его надо не как сюжетную сказку, а как «ностальгическую» мечту. Жаль тех родителей, которые приводят на него детей-дошколыш- ков. Им приходится уходить со спектакля. Но зато какая ра­ дость посетить этот английский дом с ребятишками лет восьми-двенадцати! И помечтать вместе о том, как могло бы славно быть и у иас... И. БОРИСОВА, член секции критики при Мурманской организации СТД. Творчество читателей Кинозал Прощания и встречи Причал. Прощались быстро и без слез. Тот голос, что будил нас, старпом унес. Механику дал «краба» — и был таков. Скупы и скоры прощанья рыбаков. Д р у г другу за путину успели надоесть. Пуд соли, ведра чая... пора знать честь! А встречи, примечал я, идут не так: — Привет! Здоров, дружище ! — Как жизнь, моряк ! ...За месяцы опять все переговорят, и на прощанье слов не хватит у ребят. о О € Натруженные руки опустив (копала огород), сидит согбенно. Седая прядь прилипла у виска , во взгляде одиночества тоска, и думает, уверен непременно, о нас, о детях... Матери обидно с самой собою тяготы делить. Л нам, конечно, нам бывает стыдно, что мы могли одну ее забыть. Ну не совсем забыть — шлем письма, телеграммы... Своих забот — гора, невпроворот! Но часто ночью слышу, как зовет меня моя покинутая мама. В. САВЕЛЬЕВ, судовой врач «Сегрыбы». С т р а с т н а я с е д ь м и ц а (неделя перед Пасхой, с 9 по 14 апреля, когда вспо­ минают о страстях, пережи­ тых Христом в течение семи дней перед казнью) началась для мурманчан демонстраци­ ей американского художест­ венно - публицистического фильма «Иисус» во Дворце культуры и техники им. Киро ­ ва. Ранее он шел одним сеан­ сом в кинотеатре «Мурманск». Как и тогда, просмотр орга­ низован областным Фондом милосердия и общиной еван­ гельских христиан-баптистов. Ф ильм то чно о траж а е т со­ бы тия , и зл ож е н ны е в Еванге ­ лии от Л у к и . Сейчас вырос и н ­ терес к Библии , а к у п и т ь к н и ­ г у негде. Поэтому кин о в ер си я , б ли з кая к и с т о ч н и к у , ин терес ­ на для м н о ги х . Интересна и тем, что впервые м урм анчане видят фильм на б иб л ей с кую тем у . К ар ти на лиш е на х у д о ж ­ н и ч е с к и х и зы с ко в , она ра с сч и ­ та на не на зн а то ко в к и н о и с ­ к у с с тв а , а на ш и р о к у ю п уб л и ­ к у . Но это не ум ал яе т ее до­ с то и н с тв — зр ел ищ но с ти , по- зна ва тельно с ти . Зрители долго не отпускали Динарий кесаря пресвитера церкви баптистов Григория Берга и члена об­ щины Александра Алексеева, выступивших после про­ смотра. Вопросы сыпались один за другим : почему в фильме никто не крестится? почему Иисус принес себя в жертву ради людей, а челове­ чество так и не стало счаст­ ливее? как христиане относятся к другим религиям — исла­ му, буддизму, не единый ли у всех народов бог в разных ликах? что такое Пасха? и так далее, так далее. В конце кон ­ цов пришлось освободить зал для очередного сеанса, и бе­ седа длилась допоздна в хол­ ле ДК. Баптисты призвали зрителей не скупиться на братскую по­ мощь обездоленным, обой­ денным судьбой людям. Средства, вы р уче н ны е за эти кино вечера , п о й д у т в по ­ мощь бедным . Билеты на «Иисуса» ра зош лись очень бы стро , далеко не все ж е л аю ­ щие попали в ки но зал . Есть смысл пр од о лж и ть его демон ­ с трацию . Кто-то идет просто на «ред­ кий фильм». Кого-то прельща­ ет беседа с верующими. Иным важно сознавать, что это бла­ готворительная акция. В связи с этим уместно вспомнить евангельский сюжет, прозву­ чавший и в фильме. Иисуса спрашивают ж рецы : «Счита­ ешь ли ты грехом платить на­ лог кесарю?» Иисус взял ди­ нарий (монету) и спросил: «Кто изображен на монете?» — «Кесарь». — «Пусть кесарю она и будет отдана. А Госпо­ ду мы платим верой. Богу — богово, а кесарю — кесаре­ во». Вот и мы. Что в нашей ла­ дони — «динарий кесаря» или милость к нищим? А. БЕЛОВ. рыбный мурман 13 20 апреля 190 года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz