Рыбный Мурман. 1990 г. Апрель.

Социальная сфера ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ЗАБОЛЕВАНИЕ — это не просто расстройство здоровья, приобретенное человеком на ра ­ бочем месте. Зачастую это еще и необходимость отказываться от любимой профессии, в зрелом возрасте переучиваться ново­ му делу, а иногда и инвалидность. Словом, это расстройство всего жизненного уклада, человеческая драма. Многим, пожалуй, покажется странным, но больше всего профзаболеваний «дарит» нам не химия, не дымные трубы ме­ таллургических гигантов, не промышленные отходы, льющиеся в реки, —^ а шум. Грохот, который окружает многих людей в процессе работы. Отечественная статистика утверждает: за по­ следние десять лет 50 процентов среди всех профзаболеваний составляет вызванная им потеря слуха, тугоухость. З НАТЬ ЭТО очень важ­ но рыбакам. Ведь на многих судах флота шум значительно превышает установленные санитарными нормами пределыю допусти­ мые уровни. Сотрудники Владиво­ стокского медицинского ин­ ститута обследовали более полутысячи моряков и ры­ баков, имеющих так назы­ ваемые шумовые профес­ сии — механиков, .мото­ ристов, машинистов, элект­ риков и т. п. И что же? По­ чти у 44 процентов из них обнаружены типичные для воздействия шума и вибра­ ции изменения слуха. Очень тревожная цифра. И по­ скольку технический уро­ вень, производственная культура в стране везде примерно одинаковы, то, ду­ мается, и на Северном бас­ сейне цифра эта пе меньше. Ухудшение слуха — не единственный вред, который наносит человеку шум. Воз­ действует он и на сердечно­ сосудистую систему, стиму­ лируя развитие гипертони­ ческой болезни. Установле­ но влияние этого вредного фактора также па желудоч­ но-кишечный тракт. Есть данные о том, что вообще работники «громкого» про­ изводства предрасположены к заболеваниям, легче под­ даются различным хворям, чем те, кто трудится в от­ носительной тишине. Таким образом, шумовая болезнь — это расстройство всего организма, хотя преимуще­ ственно страдает, конечно; слух. Каковы здесь нормативы? Они установлены Главной санитарной инспекцией стра­ ны: предельно допустимый уровень низкочастотного шума — 9 0— 100 децибелов, среднечастотного — 8 5— 90, высокочастотного — 75 — 85. Небесполезно знать, что импульсный грохот, воспри­ нимаемый как раздельные, часто следующие друг за другом удары или «тарах­ тение» хуже сказывается па здоровье, чем постоянный звук той же интенсивности. Обостряет ситуацию и ви­ брация, которая усиливает воздействие шума. Думает- цина здесь практически ни­ чем не сможет по.мочь. У пас нет лечебных средств, способных восстановить гиб­ нущие, а тем более погиб­ шие нервные клетки. При развившейся тугоухости лю­ бой степени никакое лечение уже пе улучшит слух. Мы лечим лишь для того, что­ бы задержать развитие бо­ лезни, остановить се — и только. I I B ся, рыбаки без труда узна­ ют «картинку», ведь именно эти факторы и характеризу­ ют атмосферу, царящую в судовом машинном отделе­ нии... Необязательно прорабо­ тать среди грохота долгий срок, чтобы начало разви­ ваться заболевание. Голов­ ная боль, «звон» в голове, раздражительность и повы­ шенная утомляемость, сви­ детельствующие о началь­ ных признаках поражения внутреннего уха, могут по­ явиться уже в первые годы и даже месяцы работы во вредных условиях. Еще одну опасность шу­ мовой болезни необходимо подчеркнуть — и жирно подчеркнуть! Она состоит в том, что болезнь подкрады­ вается незаметно, начинает­ ся как бы с пустяков. Ну, стал человек вдруг чуть ху­ же слышать, что говорят то­ варищи; потом это ощуще­ ние прошло... Потом снова вернулось на какой-то срок — не беда! Только ведь в конце может поджидать про­ грессирующая и даже пол­ ная глухота. И вся современная меди- Ч ТО ЖЕ ДЕЛАТЬ? Как бороться с шумом на судах? В последнее время у нас пет недостатка в про­ жектах, рисующих кратчай­ шие пути к «светлому бу­ дущему». И трудно ” удер­ жаться от того," чтобы пе потребовать: мол, долой ста­ рую технику, даешь новые механизмы, машины, микро­ процессорную систему уп­ равления! Да, прекрасно бы­ ло бы избавить тех же ме­ хаников от изнурительных вахт в жаре, грохоте и «тря­ сучке» машинного отделе­ ния... Но пока, пожалуй, по­ лезнее и трезвее быть «кон­ серватором»: не до жиру. Потому что машинные команды рыбацких судов глохнут, медленно, по вер­ но глохнут — сейчас. И принимать меры необходи­ мо — сейчас, а не в <свет­ лом будущем». Самое удручающее, что «меры» эти лежат под ру­ ками. Во всяком случае, так утверждает рыбацкая адми­ нистрация. Каждый раз, ког­ да больного с выявленной тугоухостью мы направляли в Кировск для освидетель­ ствования профзаболевания в специальной лаборатории, каждый раз на руках у пе­ го имелась бумага со сви­ детельством администрато­ ра: «Средствами индивиду­ альной защиты от шума ра­ бочее место обеспечено. Не припомню случая, чтобы за­ пись говорила об обратном. Однако..-. Врачи-отоларин­ гологи медсанчасти «Сев- рыбы» не так давно прове­ ли анкетирование двухсот грянет? членов судовых машинных команд. Причем, размышляя над полученными данными, нужно сделать поправку на то, что при прохождении ме­ дицинской комиссии моряк .мог быть и не вполне, мяг­ ко говоря, искренен, мог приукрасить истинное поло­ жение дел. И все же: лишь 31 процент опрошенных ука­ зали, что постоянно пользу­ ются средствами защиты от шума. Остальные же 69 процентов ответили: пользу­ ются непостоянно, либо не пользуются совсем. Не пользуются — но по­ чему? 39 человек (каждый пятый!) сказали, что таких средств просто нет на их рабочих местах. 52 моряка отметили: наушники неудоб­ ны. 20 опрошенных боялись «не услышать» машину и допустить аварию. Нередки­ ми были и такие ответы: «У пас на судне не принято», «Запрещает пользоваться стармех» и т. п. Да, традиции — на них, говорят, держится флот — тоже играют 'роль. Только вот все ли традиции доб­ рые? Если опытный стар­ ший механик уверен, что Проблемы быта и ЕДАВ НО мне довелось 11" отдыхать и лечиться в санатории-профилактории «Мурмаши». Многие труже­ ники судоверфи, рыбно­ го порта и рыбокомбината, а также пенсионеры имеют возможность подправить в нем пошатнувшееся здо­ ровье. Сразу хочу отметить, здесь хорошие врачи, внима­ тельные медсестры да и весь персонал. В служебных помещениях чистота и поря­ док*, налажены распорядок дня, распорядок лечения. Кормят вкусно и качествен­ но, словом, казалось бы, че­ го еще желать? 'Многие из тех, кто здесь побывал, со­ вершенно справедливо оставляют записи с благо­ дарностями в адрес коллек­ тива в книге предложений. Дальний район промысла. Срочное дело! Фото А. Одинцова. С п а с и б о , но... А все же нет-нет да заме­ чаешь, что не на все хвата­ ет хозяйского глаза. Особенно в том, что касает­ ся культурного досуга отды­ хающих. Имеется, скажем, бильярдная. Но шары у биль­ ярда разбиты, а кий остал­ ся лишь один, и тот поло­ ман. Спрашиваю у работни­ цы санатория: «Кто все по­ ломал?» Отвечает: «Да ребя­ та мурмашинские ходят ле­ том играть». Вот тебе и на! Для кого же тогда службы санатория предназначены? Надо бы следить за поряд­ ком. Зимой в санатории лечит­ ся немало людей, желаю­ щих побродить по снежку на лыжах. Чем не удоволь­ ствие! Спрашиваю: «Молено ли раздобыть у нас лыжи?» — «Лыжи-то есть, — гово­ рят. — Только па складе. А человек, который их вы­ дает, болеет». Точно так же не удалось организованно позаниматься физкульту­ рой. Физкультработник — на больничном. И культмас­ совик, заведующий крас­ ным уголком, тоже. Поэто­ му телевизор, который в нем находится, мы не уви­ дели.* Из трех телевизоров в санатории работал только один, и тот показывал лишь вторую программу. К тому же в комнате, где он находит­ ся, могут разместиться всего десятка" полтора человек. А время-то какое — предвы­ борная кампания, сессия Верховного Совета! Живешь, как иа острове, не знаешь что в стране творится. Не сочтите все это при­ дирками. Хорошее настрое­ ние — это ведь тоже лекар­ ство. И странно ли, что не­ которые отдыхающие в суб­ боту да воскресенье уезжа­ ли домой в Мурманск, нару­ шая режим? От скуки люди уезжали. Самое обидное, что ведь решить такие вопросы — пара пустяков. Ну, забо­ лел кто-то из работников, так доверьте вы ключи дру­ гому. Есть еще одни минус, большой минус. Это с точ­ ки зрения тех, кто принима­ ет озекеритовые процеду-. ры. Один котел, который ис­ пользуется для нагревания, действует, а второй на ре­ монте. Больные спрашива­ ют: «Как долго будет длить­ ся ремонт? Один котел нас «наушниками пользуются только «сачки» — то нуж­ ны ли комментарии? Это просто дремучее, преиебре- жительное отношение к чу­ жому здоровью. И к собст­ венному тоже. Словом, результат опро­ са можно подытожить так: охрана труда в этом отно­ шении па судах поставлена плохо. Далеко не весь лич­ ный состав, работающий в условиях интенсивного шу­ ма, обеспечен средствами за­ щиты, а за их использовани­ ем нет надлежащего контро­ ля. Более того — существу­ ет вполне реальное противо­ действие, основанное па ветхозаветных традициях. Так надо. ли в таком слу­ чае удивляться тому, что число больных тугоухостью, состоящих иа диспансерном учете в лор кабинете мед­ санчасти «Севрыбы», из го­ да в год увеличивается? Ни-* чего странного, поскольку живем в полном согласии с пословицей «Пока гром не грянет — мужик не пере­ крестится!» И подчас ведь гром гремит/.. Только тогда уже бывает поздно. Ни один врач не хочет специально «дробить» рыба­ ку море. Но иногда прихо­ дится делать это неблаго­ дарное, жестокое дело. Хотя беды можно было элемен­ тарно избежать, пользуйся человек в свое время сред­ ствами защиты. Для сведения: применение противошумов снижает ощу­ щение громкости звука на 20— 35 децибелов. В практи­ ке используются вкладыши многократного (втулки из микропористой резины) и однократного (из волокон органической бактерицидной ваты) пользования. Наибо­ лее эффективными считают­ ся вкладыши «Беруши», снижающие громкость звука в 4— 6 раз. Надежные сред­ ства защиты — наушники ПАС-80, ВЦНИИОТ-2, «Ки­ евские». Да, они бывают не очень удобны, но уж тут па- ^ до сделать выбор: удобство ■ или здоровье. А если иа судне нет средств защиты? Но ведь есть профсоюз, кол­ лективный договор... Надо требовать того, что положе­ но! В конце концов никому не придет в голову совать в движущийся механизм руку. Но практически то же са­ мое делают люди со своим слухом: безропотно отдают его на погибель, соглашаясь работать безо всякой защи­ ты в постоянном грохоте. И происходит это сплошь и рядом, сплошь и рядом... Е. ПРОСТАКОВ, зав. лор отделением ОМСЧ «Севрыба». не обеспечивает». — «Это дело долгое, — слышится в ответ. — Как отправим что- либо ремонтировать на судоверфь, так, считай,— бессрочно...» А ведь в про- г цедуре нуждаются многие, эффект от нее очень хоро­ ший. Не так давно к нам при­ ходил работник профкома судоверфи вместе с пред­ ставителем администрации санатория. Интересовались, какие есть проблемы. Мы обо всем этом им рассказы­ вали. Вот уже заканчивает­ ся срок путевки, а измене-, iinii что-то не видно. Конеч­ но, трудно рассчитывать, что недостатки исчезнут за ночь. И все же хотелось бы, чтобы они побыстрее пере­ стали портить настроение отдыхающих санатория-про­ филактория «Мурмаши» и репутацию его коллектива. И. АЛЕКСЕЕВ, пенсионер, ветеран рыб­ ной промышленности. а я 20 апреля190 года 12

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz