Рыбный Мурман. 1990 г. Апрель.

3 * «Рыбного Мурмана» ■"= П Р И О Б Р Е Л О Х А Р А К Т Е Р - 4 В. Н. СИМАК : — Подписа ­ ние к о н т р а к т о в за д е р ж и ­ вается, а это — миллионы п о те р я н ны х рублей. железобетонным занавесом нашего военно-промышленно­ го комплекса. II господа ка­ питалисты оказались более оперативными. У нас сегодня в море на­ ходится порядка 15 тысяч человек. А это — 15 тысяч человеческих жизней. И в каждый момент может про­ изойти что-то такое, что по­ требует предельной мобили­ зации сил, чтобы спасти лю­ дей. По международной ста­ тистике, ежегодно терпят бед­ ствие от 350 до 400 крупно­ тоннажных судов. А еже­ дневно, я подчеркиваю, еже­ дневно, идет 18— 20 сигна­ лов бедствия с малых судов прибрежного плавания. И как мы можем оказать во­ время помощь терпящему бедствие судну, если у нас из рук вон плохая связь? К примеру, тот же случай подводной лодкой. Для лЪго, чтобы установить связь, нам потребовалось (при на­ личии хорошей проходимо­ сти, постоянного дежурства специалистов) 40 минут для установления связи с момен­ та получения сигнала и да­ чи указания. У экипажа суд­ на, обнаруженного после ка­ тастрофы через двое суток*, цифра выживаемости состав­ ляет 10 процентов, а через восемь часов прибытия и оказания помощи — 50 про­ центов! Вот и вся арифмети­ ка. Мое личное мнение: надо • вложить необходимое коли­ чество денег, чтобы потом не собирать копейки. Это даже не проблема бассейна и даже не Мипрыбхоза, а го­ сударственного масштаба. Видимо, М ини стер ство ры б но го х о зя й с тв а СССР д олж ­ но взя ть на себя л ь в и н ую до ­ лю расходов? П. В. ВИНОГРАДОВ : — могу один пример приве­ сти. К нам приезжали в кон­ це прошлого года представи­ тели из одной норвежской фирмы. Они предложили нам систему для проводки наших судов по Кольскому заливу. Плюс, сказали, можем взять и прибрежные воды, прос­ матривать прохождение су­ дов, начиная от Вардё и кон­ чая Колой. На строительство требовалось 2 — 3 миллиона долларов. Нельзя забывать, что у пас под боком атомный флот... Сейчас норвежцы имеют свою систему конт­ роля движения вдоль побе­ режья, но она разорвана, они же через три — четыре года обещали сделать общую систему контроля вокруг Скандинавии, в которую мы вошли бы со своей системой. То есть безопасность море­ плавания судов контролиро- В. Я. ХАИРЕЧ : _ Р у к о ­ водство Северного бассейна еще 10 лет назад ставило э то т вопрос... валась бы от вод Норвегии до причалов нашего порта. Когда мы этот вопрос поста­ вили в министерстве, нам, мягко говоря, сказали, что у них тоже напряженно. Так что вместо денег нам здесь, в Мурманске, на всякий слу­ чай выдают таблетки йодис­ того калия. Поэтому я бы не сказал, что это только зада­ ча одного министерства. Нет — государственная. И сред­ ства надо изыскивать из гос­ бюджета. — Неснолько лет назад В и к ­ то р Я ковлевич Р ож о к о п у ­ бли ковал в «Рыбном М урмане» ряд статей именно по тем на ­ правлениям , о чем мы сейчас гово рим . Они имели резонанс, но среди р у ковод с тва «Севры- бы» п о д д е рж ки не нашли ... В. Я. РОЖОК : — Да. Я бы хотел добавить. А для этого немного опущусь па зе­ млю. Центр, безусловно, ну­ жен. Но посмотрим сейчас, что мы имеем и что будем иметь. Севастопольское НПО «Муссон» выпускает спут­ никовые станции. Зна­ чит, считаем, что до 1995 года мы сможем оснастить, имеется в виду тралфлот, скажем, 15— 20 судов. Не больше. Есть и новая стан­ ция «Айсберг», ее макет, но она практически еще не раз­ мещена и где будет изготав­ ливаться, никто не знает. Вторая проблема — это расширение телефонных ка­ налов по системе «Гори­ зонт». Мы в этом году ее опробовали, где-то уже 6 ме­ сяцев работаем. Но в Моск­ ве в центре управления свя­ зью сидит телефонистка. И это не автоматическая, а по­ луавтоматическая связь, ко­ торая практически ничего нам не дает. Поэтому под­ держиваю Павла Васильеви­ ча: это должна быть государ­ ственная программа. В. К . МАЛАШЕНКО : — Мы о тстали . К о см и ч е с к ую свя зь надо было у с та н а в л и ­ ва ть еще вчера . ЩШЩ Щ “ T i l l П. В. ВИНОГРАДОВ: — Вместо дене г нам выдаю т та б л е т ки йодисто го калия ... В. К. М АЛАШ ЕНКО : — Как известно, «Севрыба» приобрела три транспорта и они сейчас работают па пе­ ревозках грузов у иностран­ ных фрахтователей. По ним возникает масса всяких про­ блем, связанных с организа­ цией работы. Естественно, возникают вопросы, которые надо немедленно решать. В первую очередь надо бы дать капитану транспорта подроб­ ную информацию о контрак­ те, чтобы ои знал все его нюансы и не оказался в неу­ добном положении. А у нас такие конфузы были, к со­ жалению, когда мы не смог­ ли вовремя передать капита­ ну контракт. Если бы была система факсимильной свя­ зи, это было бы элементарно сделано, как здесь говорят, в пять секунд. — А если все пойдет, к а к задумано , через с ко л ь ко лет мы пол учим с п у т н и к о в ую связь? В. М . М ИШ КИН : — Че­ рез три года. В. М. М ОШ И Н : — А в ближайшие три года как ра- дноспециалисты должны ра­ ботать? Об этом не только в Минрыбхозе должны думать, но и в «Севрыбе». Сейчас у нас сияли одно­ го человека, по прибавили зарплату: Если уж на то по­ шло, первым помощникам прибавили крепко, а радио­ службе — совсем немного. Но это не самое важное. Главное, нужно срочно вво­ дить в штат оператора. Ведь деньги — это еще не все. Что ж, поощрять временщи­ ков, которые готовы па все? Они кричат, мол, давайте нам прибавляйте, мы будем... Не смогут, это точно. Вот говорят: уменьшить переписку. Какое там: день ото дня ее все больше и больше. — От ко го идет б ум аж ны й вал? В. М . М ОШ И Н : — Ото всех! Те же парткомы шлют никчемные инструкции, де­ пеши... Можно подумать, что без них работа на судне ос­ тановится и помполиты вооб­ ще не поймут, что в море им М. Т. СТУКАЛО : — На д анном т е х н и ч е с ком у р о в ­ не мы не мож ем п о вы си ть ка че с тво связи . надо делать... Вижу, что ка­ ждый вопрос ему, бедному, разжевывают. Инструктиру­ ют, как вести дело. Ф . С. ЦАРИК : — Дело в том, что когда капитан, пер­ вый помощник, уходят , в рейс, то им выдают рейсовое задание. Кажется, элемен­ тарно просто. пришел из рейса — отчитайся. И все. Но в течение рейса им приходится на каждый воп­ рос давать и давать разъяс­ нения. В. М. М ОШ ИН ; — Сов­ сем недавно (забыл с какого судна) была РДО за под­ писью предсудкома, но не капитана. Ему дали запрос, какое ои имеет па то право? Ои ответил, что секретарь ЦК профсоюза Г. С. Шапо­ валова разрешила предсудко- мам давать радиограммы без разрешения капитана. — То есть свой канал на ­ ладили? В. М. М ОШ ИН : — Выхо­ дит, так. У иас это просто. М . Т. СТУКАЛО: — Есть приказ «Севрыбы», который запрещает этим лицам да­ вать телеграммы. В. М . М ОШ ИН : — Но ведь дают! М. Т. СТУКАЛО: — Еще раз напоминаю, что запреще­ но лицам от общественных организаций давать такие РДО. Мы с радиоцентра не передаем. Ну, а с моря, вид­ но, идут пока. Конечно, пра­ вила радиосвязи, которые действуют сейчас, во многом устарели. Их надо пересмат­ ривать. Ю. В. М АКАРОВ : — Ка­ ков сейчас поток информа­ ции? Конечно, увеличился! А ведь она нужна для нор­ мальной работы. Если будет надежная связь с берегом без искажений и проволочек*, то повысятся и настроение, и производительность. Но се­ годня, как видим, этого нет. Сегодня каждый экипаж должен знать, что от пего требуется. Увы, пока это — благое пожелание... А как быть моряку, кото­ рый находится па любом ино­ странном корабле? Ои в лю­ бой момент за свои деньги может говорить с женой. Мо­ жет вызывать на разговор кого угодно. Что же наш моряк мо­ жет? Ничего. Даже за свои деньги. А ради дела вот о тех проблемах, о которых мы сегодня говорим, и с трудом, с потугами решаем, они, мо­ ряки, должны знать немед­ ленно. Потому что завтра это будет уже поздно. При­ веду пример. Сегодня у нас под срывом из-за непонима­ ния руководителей объекты социально-культурного назна­ чения. Что такое Дворец культуры для рыбаков? Это единственный храм культу­ ры, в который на сегодня можно зайти. Но наш Дво­ рец некому содержать. Неу­ жели рыбакам это безраз­ лично? Нет и еще раз пет. Просто-напросто они об этом не знают. Не уверен, что многие знают и вот об этом документе: было принято ре­ шение о строительстве ' в 1987 году нового радиоцент­ ра «Севрыбы». Где он? Вот передо мной другой документ: решение комис­ сии по вопросам транспорта, связи и информатики Вер­ ховного Совета СССР. Дата 1989 год, 23 ноября. Здесь написано четко и ясно: «...существующее отстава­ ние страны в уровне инфор­ матизации приобрело страте­ гически опасный характер и тормозит социально-экономи­ ческое развитие». Далее: «Считать необходимым при­ дать работам в области ин­ форматизации высший госу­ дарственный приоритет». 27 апреля мы проводим пленум обкома профсоюза по вопросам заболеваемости. И вот имеем такие цифры: сре­ дняя продолжительность жиз­ ни радистов — 60— 62 го­ да, 50— 55 лет — руководи­ телей. Картина малорадост­ ная. Психологические на­ грузки до того возросли, что дальше некуда. Надо их сни­ жать, особенно для моряков. И строительство центра — просто необходимо! ‘ В. М. М ИШ КИН : — Я специально не говорил о том, что же нам мешает? Иначе бы весь разговор. говоря языком радистов, мы бы не­ вольно «закоротили». Так что же мешает? Не решен вопрос о пере- отводе нам участка рядом с вычислительным центром. Письмо с такой просьбой на­ ходится сейчас у председате­ ля горисполкома Н. И. Бе­ режного. На том месте сей; час находится деревянный дом, жители которого уже выселены — 27 семей полу­ чили квартиры. То место должно отойти полностью иод центр космической ин­ формации, спутниковой свя­ зи. Теперь нужно держать па контроле сроки разработ­ ки проекта, изыскательские работы, начало строительст­ ва и его темпы. И чтобы к 1993 году корпус был бы введенным. Я подчеркиваю — это все начало больших перемен в инфраструктуре всего бассейна. Что нужно? Необходимо иметь лимиты подряда на это строительство. А это — во­ просы ассоциации «Севры­ ба», которая должна четко взаимодействовать с Мии- рыбхозом. Многое зависит от подрядчика — «Мурманск- иромстроя», который дал предварительное согласие. Это вопросы и к облисполко­ му, который формирует ли­ миты на подряды, общий план следующей пятилетки. Вот адреса, от которых зави­ сит все. Но выделение средств и желание — этого недоста­ точно. Как и тех названных постановлений. Не постанов­ ления были первоочередны­ ми, а именно созревшая не­ обходимость, потребность па­ ша внутренняя и насущная. Ведь v если не построим центр, то такое неуважение к человеку, к моряку проя­ вим, что дальше, как гово­ рится, и рассуждать нечего. Редакция благодарит всех тех, кто участвовал в за­ седании «круглого стола». И, в свою очередь, мы наде­ емся, что после публикации радиоспециалнсты и мно­ гие другие: капитаны, моряки, члены их семей — от­ кликнутся на материал, выскажутся на страницах. Мне­ ния здесь очень важны. Мы надеемся, что руководство нашей области, народные депутаты проникнутся забо­ той о новом центре космической связи. Пора от разго­ воров переходить к конкретным делам. Примечатель­ на в этом отношении реплика В. М. Мишкина, прозву­ чавшая в конце заседания: «Хотелось бы спросить У товарища Бережного: в каком состоянии находится во­ прос об отводе земельного участка под строительство центра? Ведь мы до сих пор не получили от него от­ вета». Итак, ждем. Публикацию подготовили А, ВАСИЛЬЕВ, Г. ЖУКОВ. мш ж МУРМАН 20 апреля190года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz