Рыбный Мурман. 1990 г. Апрель.
3 * «Рыбного Мурмана» ■"= П Р И О Б Р Е Л О Х А Р А К Т Е Р - 4 В. Н. СИМАК : — Подписа ние к о н т р а к т о в за д е р ж и вается, а это — миллионы п о те р я н ны х рублей. железобетонным занавесом нашего военно-промышленно го комплекса. II господа ка питалисты оказались более оперативными. У нас сегодня в море на ходится порядка 15 тысяч человек. А это — 15 тысяч человеческих жизней. И в каждый момент может про изойти что-то такое, что по требует предельной мобили зации сил, чтобы спасти лю дей. По международной ста тистике, ежегодно терпят бед ствие от 350 до 400 крупно тоннажных судов. А еже дневно, я подчеркиваю, еже дневно, идет 18— 20 сигна лов бедствия с малых судов прибрежного плавания. И как мы можем оказать во время помощь терпящему бедствие судну, если у нас из рук вон плохая связь? К примеру, тот же случай подводной лодкой. Для лЪго, чтобы установить связь, нам потребовалось (при на личии хорошей проходимо сти, постоянного дежурства специалистов) 40 минут для установления связи с момен та получения сигнала и да чи указания. У экипажа суд на, обнаруженного после ка тастрофы через двое суток*, цифра выживаемости состав ляет 10 процентов, а через восемь часов прибытия и оказания помощи — 50 про центов! Вот и вся арифмети ка. Мое личное мнение: надо • вложить необходимое коли чество денег, чтобы потом не собирать копейки. Это даже не проблема бассейна и даже не Мипрыбхоза, а го сударственного масштаба. Видимо, М ини стер ство ры б но го х о зя й с тв а СССР д олж но взя ть на себя л ь в и н ую до лю расходов? П. В. ВИНОГРАДОВ : — могу один пример приве сти. К нам приезжали в кон це прошлого года представи тели из одной норвежской фирмы. Они предложили нам систему для проводки наших судов по Кольскому заливу. Плюс, сказали, можем взять и прибрежные воды, прос матривать прохождение су дов, начиная от Вардё и кон чая Колой. На строительство требовалось 2 — 3 миллиона долларов. Нельзя забывать, что у пас под боком атомный флот... Сейчас норвежцы имеют свою систему конт роля движения вдоль побе режья, но она разорвана, они же через три — четыре года обещали сделать общую систему контроля вокруг Скандинавии, в которую мы вошли бы со своей системой. То есть безопасность море плавания судов контролиро- В. Я. ХАИРЕЧ : _ Р у к о водство Северного бассейна еще 10 лет назад ставило э то т вопрос... валась бы от вод Норвегии до причалов нашего порта. Когда мы этот вопрос поста вили в министерстве, нам, мягко говоря, сказали, что у них тоже напряженно. Так что вместо денег нам здесь, в Мурманске, на всякий слу чай выдают таблетки йодис того калия. Поэтому я бы не сказал, что это только зада ча одного министерства. Нет — государственная. И сред ства надо изыскивать из гос бюджета. — Неснолько лет назад В и к то р Я ковлевич Р ож о к о п у бли ковал в «Рыбном М урмане» ряд статей именно по тем на правлениям , о чем мы сейчас гово рим . Они имели резонанс, но среди р у ковод с тва «Севры- бы» п о д д е рж ки не нашли ... В. Я. РОЖОК : — Да. Я бы хотел добавить. А для этого немного опущусь па зе млю. Центр, безусловно, ну жен. Но посмотрим сейчас, что мы имеем и что будем иметь. Севастопольское НПО «Муссон» выпускает спут никовые станции. Зна чит, считаем, что до 1995 года мы сможем оснастить, имеется в виду тралфлот, скажем, 15— 20 судов. Не больше. Есть и новая стан ция «Айсберг», ее макет, но она практически еще не раз мещена и где будет изготав ливаться, никто не знает. Вторая проблема — это расширение телефонных ка налов по системе «Гори зонт». Мы в этом году ее опробовали, где-то уже 6 ме сяцев работаем. Но в Моск ве в центре управления свя зью сидит телефонистка. И это не автоматическая, а по луавтоматическая связь, ко торая практически ничего нам не дает. Поэтому под держиваю Павла Васильеви ча: это должна быть государ ственная программа. В. К . МАЛАШЕНКО : — Мы о тстали . К о см и ч е с к ую свя зь надо было у с та н а в л и ва ть еще вчера . ЩШЩ Щ “ T i l l П. В. ВИНОГРАДОВ: — Вместо дене г нам выдаю т та б л е т ки йодисто го калия ... В. К. М АЛАШ ЕНКО : — Как известно, «Севрыба» приобрела три транспорта и они сейчас работают па пе ревозках грузов у иностран ных фрахтователей. По ним возникает масса всяких про блем, связанных с организа цией работы. Естественно, возникают вопросы, которые надо немедленно решать. В первую очередь надо бы дать капитану транспорта подроб ную информацию о контрак те, чтобы ои знал все его нюансы и не оказался в неу добном положении. А у нас такие конфузы были, к со жалению, когда мы не смог ли вовремя передать капита ну контракт. Если бы была система факсимильной свя зи, это было бы элементарно сделано, как здесь говорят, в пять секунд. — А если все пойдет, к а к задумано , через с ко л ь ко лет мы пол учим с п у т н и к о в ую связь? В. М . М ИШ КИН : — Че рез три года. В. М. М ОШ И Н : — А в ближайшие три года как ра- дноспециалисты должны ра ботать? Об этом не только в Минрыбхозе должны думать, но и в «Севрыбе». Сейчас у нас сияли одно го человека, по прибавили зарплату: Если уж на то по шло, первым помощникам прибавили крепко, а радио службе — совсем немного. Но это не самое важное. Главное, нужно срочно вво дить в штат оператора. Ведь деньги — это еще не все. Что ж, поощрять временщи ков, которые готовы па все? Они кричат, мол, давайте нам прибавляйте, мы будем... Не смогут, это точно. Вот говорят: уменьшить переписку. Какое там: день ото дня ее все больше и больше. — От ко го идет б ум аж ны й вал? В. М . М ОШ И Н : — Ото всех! Те же парткомы шлют никчемные инструкции, де пеши... Можно подумать, что без них работа на судне ос тановится и помполиты вооб ще не поймут, что в море им М. Т. СТУКАЛО : — На д анном т е х н и ч е с ком у р о в не мы не мож ем п о вы си ть ка че с тво связи . надо делать... Вижу, что ка ждый вопрос ему, бедному, разжевывают. Инструктиру ют, как вести дело. Ф . С. ЦАРИК : — Дело в том, что когда капитан, пер вый помощник, уходят , в рейс, то им выдают рейсовое задание. Кажется, элемен тарно просто. пришел из рейса — отчитайся. И все. Но в течение рейса им приходится на каждый воп рос давать и давать разъяс нения. В. М. М ОШ ИН ; — Сов сем недавно (забыл с какого судна) была РДО за под писью предсудкома, но не капитана. Ему дали запрос, какое ои имеет па то право? Ои ответил, что секретарь ЦК профсоюза Г. С. Шапо валова разрешила предсудко- мам давать радиограммы без разрешения капитана. — То есть свой канал на ладили? В. М. М ОШ ИН : — Выхо дит, так. У иас это просто. М . Т. СТУКАЛО: — Есть приказ «Севрыбы», который запрещает этим лицам да вать телеграммы. В. М . М ОШ ИН : — Но ведь дают! М. Т. СТУКАЛО: — Еще раз напоминаю, что запреще но лицам от общественных организаций давать такие РДО. Мы с радиоцентра не передаем. Ну, а с моря, вид но, идут пока. Конечно, пра вила радиосвязи, которые действуют сейчас, во многом устарели. Их надо пересмат ривать. Ю. В. М АКАРОВ : — Ка ков сейчас поток информа ции? Конечно, увеличился! А ведь она нужна для нор мальной работы. Если будет надежная связь с берегом без искажений и проволочек*, то повысятся и настроение, и производительность. Но се годня, как видим, этого нет. Сегодня каждый экипаж должен знать, что от пего требуется. Увы, пока это — благое пожелание... А как быть моряку, кото рый находится па любом ино странном корабле? Ои в лю бой момент за свои деньги может говорить с женой. Мо жет вызывать на разговор кого угодно. Что же наш моряк мо жет? Ничего. Даже за свои деньги. А ради дела вот о тех проблемах, о которых мы сегодня говорим, и с трудом, с потугами решаем, они, мо ряки, должны знать немед ленно. Потому что завтра это будет уже поздно. При веду пример. Сегодня у нас под срывом из-за непонима ния руководителей объекты социально-культурного назна чения. Что такое Дворец культуры для рыбаков? Это единственный храм культу ры, в который на сегодня можно зайти. Но наш Дво рец некому содержать. Неу жели рыбакам это безраз лично? Нет и еще раз пет. Просто-напросто они об этом не знают. Не уверен, что многие знают и вот об этом документе: было принято ре шение о строительстве ' в 1987 году нового радиоцент ра «Севрыбы». Где он? Вот передо мной другой документ: решение комис сии по вопросам транспорта, связи и информатики Вер ховного Совета СССР. Дата 1989 год, 23 ноября. Здесь написано четко и ясно: «...существующее отстава ние страны в уровне инфор матизации приобрело страте гически опасный характер и тормозит социально-экономи ческое развитие». Далее: «Считать необходимым при дать работам в области ин форматизации высший госу дарственный приоритет». 27 апреля мы проводим пленум обкома профсоюза по вопросам заболеваемости. И вот имеем такие цифры: сре дняя продолжительность жиз ни радистов — 60— 62 го да, 50— 55 лет — руководи телей. Картина малорадост ная. Психологические на грузки до того возросли, что дальше некуда. Надо их сни жать, особенно для моряков. И строительство центра — просто необходимо! ‘ В. М. М ИШ КИН : — Я специально не говорил о том, что же нам мешает? Иначе бы весь разговор. говоря языком радистов, мы бы не вольно «закоротили». Так что же мешает? Не решен вопрос о пере- отводе нам участка рядом с вычислительным центром. Письмо с такой просьбой на ходится сейчас у председате ля горисполкома Н. И. Бе режного. На том месте сей; час находится деревянный дом, жители которого уже выселены — 27 семей полу чили квартиры. То место должно отойти полностью иод центр космической ин формации, спутниковой свя зи. Теперь нужно держать па контроле сроки разработ ки проекта, изыскательские работы, начало строительст ва и его темпы. И чтобы к 1993 году корпус был бы введенным. Я подчеркиваю — это все начало больших перемен в инфраструктуре всего бассейна. Что нужно? Необходимо иметь лимиты подряда на это строительство. А это — во просы ассоциации «Севры ба», которая должна четко взаимодействовать с Мии- рыбхозом. Многое зависит от подрядчика — «Мурманск- иромстроя», который дал предварительное согласие. Это вопросы и к облисполко му, который формирует ли миты на подряды, общий план следующей пятилетки. Вот адреса, от которых зави сит все. Но выделение средств и желание — этого недоста точно. Как и тех названных постановлений. Не постанов ления были первоочередны ми, а именно созревшая не обходимость, потребность па ша внутренняя и насущная. Ведь v если не построим центр, то такое неуважение к человеку, к моряку проя вим, что дальше, как гово рится, и рассуждать нечего. Редакция благодарит всех тех, кто участвовал в за седании «круглого стола». И, в свою очередь, мы наде емся, что после публикации радиоспециалнсты и мно гие другие: капитаны, моряки, члены их семей — от кликнутся на материал, выскажутся на страницах. Мне ния здесь очень важны. Мы надеемся, что руководство нашей области, народные депутаты проникнутся забо той о новом центре космической связи. Пора от разго воров переходить к конкретным делам. Примечатель на в этом отношении реплика В. М. Мишкина, прозву чавшая в конце заседания: «Хотелось бы спросить У товарища Бережного: в каком состоянии находится во прос об отводе земельного участка под строительство центра? Ведь мы до сих пор не получили от него от вета». Итак, ждем. Публикацию подготовили А, ВАСИЛЬЕВ, Г. ЖУКОВ. мш ж МУРМАН 20 апреля190года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz