Рыбный Мурман. 1990 г. Апрель.
«Круглый стол» И Л ДНЯХ в редакции газеты состоялось очередное за седание «круглого стола». На нем шла речь о строи тельстве в Мурманске центра космической информации и спутниковой связи. В обсуждении проблемы приняли участие председатель Мурманского обкома профсоюза работников рыбного хозяй- стза 10. В. М АКА РОВ , генеральный директор НПО «Сев- рыбснстемотехника» В. М. М ИШ КИН , директор по внешне экономической деятельности фирмы «Севрыбсбыт» В. Н. СИМАК , главный государственный инспектор по безопас ности мореплавания и портовому надзору П. В. ВИН О ГРА ДОВ, главный специалист по транспорту А РП В. К. МА- ЛАШ ЕНКО , главный специалист по кадрам и социальному развитию АРП В. Я. ХАИ РЕ Ч , начальник радиоцентра тра лового флота М. Т. СТУКАЛО, главный специалист по свя зи НПО «Севрыбснстемотехника» В. И. СЕМЕНАС , заме ститель начальника отдела связи тралфлота В. Я. РОЖОК , начальники радиостанции В. М. М ОШ И Н (траловый флот) и Ф . С. ЦАРИ К («Мурманрыбпром»). В. Я. ХАИ РЕЧ : — Руко водство Северного бассейна еще десять лет назад стави ло вопрос о том, чтобы в районах, где работают паши промысловые суда, транс порты, плавбазы, экипажи имели непосредственную связь с Мурманском. Могли просматривать ^программы Центрального телевидения, слышать советское радио. Но, несмотря на все меры, которые предпринимались, мы этого до сего времени добиться не смогли. Не под держали нас в свое время министерство и ЦК проф союза. Поэтому сегодня тот шаг, который сделан новым руководством «Севрыбы» по инициативе НПО «Севрыб- системотехиика», его гене рального директора и спе циалистов, нужно только приветствовать. . Позволит ли новы й цен тр ц ивили зова нно «ра зговаривать» с западным и партнерами? В. Н. СИМАК : — Наши флоты размещены в основ ном по зонам иностранных государств. А ведь это биз нес, который осуществляется на коммерческой основе. Конечно, скорость и каче ство" связи для нас очень ва жны. Мы сейчас направляем флот в зону Гренландии, где не могли промышлять, на чиная с 1977 года, после введения 200-мильных зон. Так вот я сидел и на телек се печатал полтора часа. Вместо того чтобы за 10 ми нут по телефону уладить все вопросы. Дальше. Возникают кон такты по созданию совмест ных предприятий. Бумаг ну жно в пределах 70— 100 стра ниц. Перепечатываем. Возим потом в Москву. Потом за границу. Поездки, отвлече ния... Плюс — материаль ные затраты, которые не сравнимы с передачей ин формации по факсу. Ска жем, факсимильная связь за нимает для этих дел всего 5 — 1$ минут. Далее с испра влением ошибок! Практичес ки это дискуссия, те же переговоры, по только с об меном письменной информа цией. — Были ли срывы контрак тов из-за отсутствия связи? В. Н. СИМАК : — Не бы ло,-'но были большие задер жки. А это равноценно. По теря денег, потеря рыбы... Стоимость сегодняшней свя зи с зарубежными партнера ми в 10 раз выше, если бы я имел контакт через спут ник. В Мурманск представи тели фирмы недавно не мо гли пробиться. Они ведь за казывают разговоры через Москву, а это — время... К тому же — через телекс. А телекс стоит весьма дорого. Если учитывать то, что мы теряем по контрактам, то цифры могут быть и шести значные. В. И. СЕМЕНАС : — Пос ле реконструкции радиоцент ра связисты стали работать традиционными каналами че рез новые передающие ра диоцентры, имеющие хоро шие антенны. Большое зна чение здесь сыграли люди, так как к тем антеннам, ко торые были по проекту, по ставили дополнительные для работы с дальними района ми. Это, конечно, прогресс. Но все-таки назрела боль шая необходимость ускорен ного развития спутниковой системы связи. Флот начина ет оснащаться новыми систе мами, правда, темпы неболь шие. Причина в том, что оте чественная промышленность нам поставляет очень огра ниченное количество спутни ковых систем связи, всего 12 единиц поступило на круп ные суда. Если вести осна щение такими темпами даже крупнотоннажных судов, то нам потребуется не менее ста лет. — Давайте поподробнее рас с ка ж ем читателям , что ж е со бой будет пред ставля ть цен тр в ш и ро ком смысле э то го сло ва. В. М. М ИШ КИН : — Бу дущий комплекс представля ет собой два здания: бассей новый вычислительный центр (9-этажиое здание которого введено в прошлом году) и будущий центр приема кос мической информации, о ко тором мы ведем речь. По строено здание ВЦ, но центр космической информации из прошлой пятилетки переко чевал в текущую, теперь — в следующую... А потреб ность в нем очень велика. В чем она выражается? Нам на бассейне пе решить комплек сно вопрос информационно- вычислительного обслужива ния без связи. Ведь оно включает в себя быстроту, оперативность, качество по лучения информации. И как результат — сокращение потерь. Всем известно, что в море находится по стоимости око ло миллиарда рублей основ ных фондов флотов. II не се крет, что тут мы теряем очень много. Мы пе имеем тесных ин формационно - производст венных связей: плавбаз с до бывающими судами, транс портов — с берегом в той мере, в какой необходимо для планирования производ ственного процесса, опера тивного и достаточно кратко временного. А возьмите проблемы сбы та, заявки вагонов. До сих пор порт не получает развер нутых коносаментов, в необ ходимом ‘ виде каргоплаиов для того, чтобы иметь пол ные сведения о загрузке: .ка кие вагоны поставить — хо лодильные или иной специ фикации... Второй момент. Он очень мощно связан с социальными аспектами. Когда мы просчи тали все радиопотоки, иду щие в Мурманск, а также из Мурманска,- то оказалось, что объем информации мо жно расценивать как услуги населению. Они носят не производственный, а 6 0— 65 процентов социальный ха рактер. Вот цифры. В год идет 3,5 миллиона радио грамм, 60 тысяч радиопере; говоров с населением. Много это или мало? Посчитайте. Если взять четырехмесячный О Т С Т А В А Н И Е О П А С Н Ы Й Ф . С. ЦАРИК : — М о р я к у доста точно по го в о р и ть с домом 5 м и н у т — и он уж е сча с тли вы й . рейс, то получается, что мо ряк один раз (!) в три рейса имеет контакт с берегом. Далее. Впервые в отрасли, да и в стране, появится воз можность членам семей мо ряков позвонить но телефо ну своему мужу, другу, бра ту, которые находятся в мо ре или иипорту. Таким обра зом, услуги населению воз растут в десять раз. Дру гой вопрос: сколько это бу дет стоить? Здесь возможны какие-либо компенсации предприятий. Существенно и то, что с вводом центра мы переводим в него весь ра диоцентр, который находится в старом ДМО и занимает 2 этажа. А это — тысяча ква дратных метров жилого по мещения. — В к а к о й стадии на ход и т ся с трои тел ьс тво объе кта и есть ли у вас д ень ги на него? В. М. М ИШ КИН : — Ра бота над проектом ведется. Срок — один год. Два года будет вестись строительство. Объект обойдется нам поряд ка 2-х миллионов. По всей видимости, у нас, у «Севрыб- системотехнйки», денег пока не хватит. Нам еще придет ся купить ЭВМ стоимостью миллион рублей. Будем брать кредит в байке. Наде емся, что, может быть, часть средств выделят из центра лизованных фондов. — Есть ли на д р у ги х бас сейнах подобно го рода налоги? В. М. М ИШ КИН : — В рыбной отрасли нет. В Мии- морфлоте есть. — Дене г в полном объеме для объе кта нет. Где их взять? В. М. М ИШ КИН : — Вче ра состоялось заседание пра вления ассоциации. Обсуж дался перечень объектов ка питального строительства па 13-ю пятилетку. И выяви лось, что средств па социаль ную сферу, на производст венное строительство у пред приятий нет. Но тем пе менее, если смотреть «за» и «против», необходимо поскрести по су- Ю. В. МАКАРОВ : — Если будет надеж ная связь с бе ре гом , у м ор я ко в п о вы с я т ся и настроение , и п р о и з води тельность . в . М. М ИШ КИН : _ Нам н и к т о не мешает, но н и к т о ниче го и не делает... секам, посмотреть прежде всего у себя в НПО . Как я уже говорил, думаем взять кредиты. Надеяться на до левое участие тралфлота, ББГЛ, «Мурмапрыбпрома» — дело заведомо гиблое. — Валентин Матвеевич , кто сейчас вам м е тае т? В. М . М ИШ КИН . — Ви дите ли, нам никто не меша ет, но ведь инкто ничего и пе делает! И никто не помо гает. Ф . С. ЦАРИК . — Ясно, что все экономические проб лемы тесно связаны. Но по чему-то у нас человеческий фактор пе учитывается на флотах. Ведь смотрите, что получается. Моряку достаточно пять минут поговорить с родным домом — и человек* уходит счастливый, совсем другое на строение. Если пе поговорил, начальник радиостанции ви новат! А ведь у пего свои проблемы. Он — один. У пего убрали радиста. Если мы сейчас потеряем время, не добьемся, чтобы центр на чал строиться, то... Думаю, что через пять, максимум десять лет, у нас будет проблема на флотах: мало кто захочет выходить в мо ре. К этому дело идет. Тем более сейчас люди видят, какая зарплата в море, а ка кая на берегу. Надо забо титься о том, чтобы челове ку, работающему в море, создавались бы условия. И одно из них — связь с бере гом: четкая, бесперебойная. Возьмите районы ЮВТО и А Ч А . Пока выручает нас Клайпедский радиоцентр. А что будет, если он закроет ся? Тогда, считайте, для мур манских судов проблема бу дет. Возьмите ЮВА . Какая- никакая, там есть телефонная связь. Но начинает работу в ШШШ: В. И. СЕМЕНАС: — Т а ки ми тем пам и по требуе тся 100 лет, ч тобы о сн а с ти ть суда с п у т н и к о в ы м и сис те мами . В. М. МОШИН: —- Когда отдыхать радисту, если - работает почти сутки? ; g * к р у гл ы е 11 часов. Но тут же иност ранцы «забивают». А что это значит, если кто-то гово рит с домом? Он слово ус лышал, слово — пропустил, настроение падает. Надо сде лать так, чтобы моряк не те рял по месяцам связи с бе регом, родными. — Чтобы п о с та в и ть все то ч к и над «/», есть сейчас п р о блемы с Клайпедой? Ставят ли вопрос ли товцы т а к , чтобы за* к р ы т ь для нас свой радио* центр? { ' М . Т. СТУКАЛО: — Не давно я разговаривал и с Клайпедой, й С Калинингра дом. Как таковой пока проб лемы нет. Но она Может на зреть. Есть опасения. Конкретно решение сейчас во что упирается? Говорю как связист, который более 30 лет занимается этим делом. Нам нужно радиобюро, в ко тором будет предусмотрена спутниковая связь/ Эте^во- все пе значит, что будет с yjfj ществовать только одна сис тема. Здесь необходимо иметь в виду все аспекты. И технические, и экономичес кие, и социальные. Экономи чески па первых порах это будет все дороговато. Зна чит, следует на' первых по рах все использовать в ком плексе: и спутниковую, II традиционную связь. — Павел Васильевич , с к а ж и те о т кро в е нн о , если бы у нас была та ка я система с п у т н и к о вой свя зи , мы могли бы бы с т рее подойти к атомной подлод ке «Комсомолец» , за тон увш ей ровно год назад в Н ор веж с ком море? П. В. ВИНОГРАДОВ : — Думаю, что да. Почему-то мы все время бьем только «по хвостам». Ведь как ни странно, спутник-то первый запустил Советский Союз! Первое средство радиосвязи и даже первая навигационная система спутниковая появи лась у нас. Но они закрыты в . Я. РОЖОК: — Это д олж на бы ть го с уд а р с тве н ная про грамма . 20апреля190 года 4 ш ш МУРМ&1
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz