Рыбный Мурман. 1990 г. Апрель.

Письмо зенитчиков 8 апреля — День войск противовоз­ д уш н о й обороны страны. Большую роль в прикрытии Мурманска, его пор ­ та, железнодорожно го узла от налетов вражеской авиации в годы Великой Отечественной войны сыграли зенитчи­ ки, летчики. Поздравляем ветеранов ПВО с праздником ! Совет ветеранов 1-го корпуса ПВО (председатель М. Я. Ощепков) ведет работу по увековечению памяти под­ вига воинов. Об этом мы еще подроб­ но расскажем. А пока знакомим чита­ телей с письмом из Кирова. Совет ветеранов 885-го зенитно- |артиллерийского полка обращается в !Мурманский горисполком с предло- ; жением: отметить к 45-летию нашей |Великой Победы боевые заслуги бой­ цов и командиров полка в защите Мурманска от немецкой авиации. Полк прибыл в Мурманск в кон­ це июня 1942 года, когда город уже гирел. Не сумев взять город с суши, краг решил разрушить и уничтожить (♦го ударами с воздуха. Но против­ ник не достиг своей цели. Мощный огонь более чем 100 орудий нашего полка сорвал его замыслы. Прикры- ^ .i e огневым щитом, ни па один день •Ле прерывали своей работы морской порт и железнодорожный узел горо­ да. а также электростанция в Мур- машах, снабжавшая энергией весь iрайон. Зенитчики корпуса сбили почти половину из всех вражеских самоле­ тов, уничтоженных над Кольским полуостровом (84 самолета из 208). Нельзя сказать, чтобы роль полка |в защите Мурманска не была отме- ! чена, в школе № 16 организован Уголок боевой славы полка, в Крае­ ведческом музее готовится неболь- |шой стенд о нем. Все это хорошо. Но, думается, мы нисколько не пре­ увеличим его заслуги, если сделаем что-то и еще. Мы хотим, чтобы был поставлен памятный знак на сопке, где в июне 1942 — апреле 1943 гг., т. е. в период самых больших боев, находился командный пункт полка. Сейчас здесь стоит памятник за­ щитникам Заполярья — «Алеша». Зимой 1943 г. командный пункт полка стал подвергаться системати­ ческим бомбардировкам, причем бы- ю замечено, что во время налетов р.ражеские лазутчики ракетами ука­ зывали его местоположение. По­ этому примерно в апреле 1943 г., гочиую дату мы не помним, команд- ! ный пункт полка был перенесен в другое место. На памятном знаке должна быть надпись: «Здесь в июне 1942 — апреле 1943 гг. находился командный пункт 885-го зепитно-ар- гиллерийского полка, которым ко­ мандовал полковник Афанасий Поли- стович Колесников». Между прочим, сейчас у памятни­ ка «Алеше» стоят две зенитные пуш­ ки. по непонятно, почему они нахо­ дятся здесь. А с установкой памят­ ного знака все станет ясно. II второе паше предложение. Не сочтите за нескромность, но, может быть, име- • нем полка назвать одну из улиц или Р ЕДКО кто нынче отважит­ ся провести отпуск дина­ рам 9 Прибалтике. Да еще на собственной машине — по ко ­ лесить по всем трем респуб­ ликам. Ан нетг среди наших читателей, оказывается, есть такие смельчаки. На днях ре ­ дакционная почта пополнилась своеобразными путевыми за­ метками, выдержки из кото ­ рых мы и публикуем. «НАША СОБСТВЕННОСТЬ!» В восьмидесяти километрах от Таллинна, в лесу у дороги стоят маленькие симпатичные домики для отдыха автотури­ стов. Эстонская семья, состо­ ящая из 3-х человек, — хозя­ ева этого, только что открыв­ шегося, кемпинга. Они с та­ кой любовью оборудовали этот райский уголок в сосно­ вом лесу, что можно только позавидовать их трудолюбию и отменному вкусу. «Этот лес и домики — наша собствен­ ность, наш труд», — с гор ­ достью говорили они. На воп­ рос: «А не страшно одним в лесу?» — доброжелательные площадей города? Поверьте, эти зна­ ки внимания нужны не нам, нам скоро уже вообще ничего не нужно будет. Это нужно молодежи и всем последующим поколениям, чтобы зна­ ли, как советские люди сражались за Родину в годы Великой Отечест­ венной войны. Тем более что уже сегодня появились деятели, которые стремятся принизить, скомпромети­ ровать нашу победу и глумятся над памятью тех, кто ее завоевал. А. ПЕРЕШЕИНА, председатель совета ветеранов 885-го зенитно-артиллерийского пол­ ка. В. ЧЕРВЯКОВА, Р. ЗЕЛЕНЕЕ8А, К. КО ­ ЩЕЕВА, члены совета. г. Киров. Из редакционной почты Сходите ------------- в рейс! Очень внимательно прочитал статью иод интригующим названием «3 3% социального неравенства» и ре­ шил принять участие в предложен­ ной дискуссии. Ну, во-первых, хочу спросить, где та «райская» страна, где молено при­ обрести «Форд» за 200 долларов, чтобы здесь его продать за 20 тысяч советских рублей? Во-вторых, о меч­ те флотской молодежи я впервые узнал из статьи Петра Болычева. Хорошая мысль. Надо взять «на воо­ ружение». В-третьих, насчет заработ­ ка капитана я судить не берусь. А про себя могу сообщить, что на захо­ де в инпорт я получаю 35 0— 400 долларов (за рейс в 5 месяцев). Это примерно соответствует месячному пособию по безработице среднего аме­ риканца. Это, наверное, очень много? В статье меня больше всего обес­ покоило не предложение автора вве­ сти дифференцированную выплату валюты, а та обеспокоенность его за шальные доходы моряков. Я воздер­ жусь от описания трудностей и не­ удобств морской жизни. Об этом в самом «Рыбном Мурмаие» писалось уже достаточно. Я просто предлагаю автору взять творческую командиров­ ку и пойти в рейс, желательно па полгода, рыбообработчиком, и тогда он тоже станет владельцем тех «благ», которыми располагают моря­ ки... Дорога в море открыта всем — и строителям, и учителям, и журна­ листам. И. БОНДАРЬ, микробиолог ПО «Мурманрыб- пром». Откликнулись ---- на беду В результате аварии на Чернобыль­ ской АЭС причинен значительный ущерб коллективам ряда предприятий рыбного хозяйства Гомельской обла­ сти. Им была оказана материальная по­ мощь от ЦК профсоюза работников рыбного хозяйства. Из Гомельской рыбной базы посту­ пила телеграмма: «Профком Гомельской рыбной базы, весь коллектив выражают сердечную благодарность за чуткость и заботу, проявленные вами в организации ма­ териальной помощи для рыбаков и рыбообработчиков Гомельской области. Радостно сознавать, что вы оказались душевными и милосердными людьми, откликнулись на нашу беду, укрепив веру людей в силу солидарности на­ ших советских профсоюзов»». берет охотно. Что касается технологии, то да, она несколько изменена. Кста­ ти, одобрена дегустационным советом «Севрыбы» и в Минрыбхозэ. «Счастливого плавания!» Два письма — о сельди В порту горы импортных бочек с исландской сельдью. Груз прибыл еще в январе-феврале норвежским транспортом. И вот уже который ме­ сяц эти сотни тонн, а может, и тыся­ чи, находятся не в движении, ие го­ воря о их реализации. Зашел я в посолочный цех па пер­ вом причале, и что увидел: бочки импортные открываются, и идет пе- ретарка в паши деревянные бочки. Вся перекладка сельди идет вруч­ ную, с добавлением специй. Просто за душу берег: где-то нет ни кильки, пи салаки, а тут продукт не реали­ зуетеи ...перетарикается. А. Б. Сейчас на рыбокомбинате перера­ батывают импортную сельдь. Залива­ ют обычным тузлуком — в воде растворены до определенной концент­ рации специи. Мне кажется, что ес­ ли бы использовали традиционную технологию, заливали рыбу вареным маринадом, она была бы вкусней. И. АЛЕКСЕЕВ Мы попросили прокомментировать эти письма главного технолога рыбо­ комбината Л. В. ШАШКИНУ . — По поводу того, что сельдь не реализуется. Это не так. Мы постоян­ но отгружаем готовую продукцию . Из обычной соленой сельди делаем пря­ ную. Она вкуснее, и потребитель ее «Но если не боязнь утонуть, то что же тогда привело впервые чело­ века, это, рожденное в лесах р при­ говоренное к жизни на суша, сущест­ во, -в зыбучее царство ветр* й во­ ли?..» Так начинает свою книгу о профессии моряка ХеЛьмуу Ханке «На семи морях: морДк, смерть, дьявол, хроника старины» . (М. Мысль, 1989), которая поступила в объединенную библиотеку плавсоста­ ва. В ГДР книга выдержала шесть изданий Советский читатель знает книги этого писателя-марнниста «Седьмой континент», «Люди, кораб­ ли, океаны». В своей новой книге он пишет о моряках: от капитана Кука, адмирала Нельсона, корсара Дрейка — до «парией с бака». По времени — это огромный период: от зарожде­ ния мореплавания до эпохи «чайных» клиперов, уступивших в начале ве­ ка место пароходам. Книга не случайно имеет подзаго­ ловок «Хроника старины». 9 ней можно найти разные документы: от дневников и писем великих первоот­ крывателей до образцов морского фольклора. Немало любопытного в книге. X. Ханке объясняет, что такое «Томми Шенди», откуда появились тельняш­ ки, ленточки на бескозырках, брюки- клеш. Наполнены экзотикой страницы, посвященные пиратам. Пишет Хельмут Ханке о своих ге­ роях с любовыо. Чувство юмора при сутствует на страницах его книги. Он самый настоящий романтик, поэт моря. Представляя книгу читателям, хо­ чется закончить пожеланием, кото­ рым древние навигаторы провожали мореходов на поиски неизведанного. «Эвилойя!» — «Счастливого плава­ ния! » А. ПТУШКИНА, старший библиограф объединенной библиотеки плавсостзва. !!;= Ч то происходит в Прибалтике Неужели мы им мешаем? эстонцы лишь мило улыбну­ лись. ИНТЕРФРОНТ Таллинн. Мы в гост як у рус­ ских, более 40 лет живущих в Эстонии. Здесь родились и выросли их дети. Эстония их дом, родина детей, молодость и пришедшая старость. А эс­ тонского языка не знают и не хотят знать. Странно... С на­ ми они приветливы, госте­ приимны, а о культуре рес­ публики, в которой живут, от­ зываются с пренебрежением и усмешкой. Строят дачу на берегу моря — уникальное сооружение по индивидуаль­ ному проекту с подземным гаражом и каминным залом. Осматриваем дачу и спраши­ ваем: — А если Эстония выйдет из Союза, что с дачей делагь- то будете? — В зо р в ем ! ДНИ СТАРОГО ТАЛЛИННА В выходные праздник был в самом разгаре. На узеньких мощеных улицах старого го ­ рода люди веселились как могли: и песни эстонские пе­ ли, и танцевали; отовсюду д о ­ носились громкий смех, весе­ лая музыка. На глазной пло­ щади возле ратуши шла бой­ кая торговля национальными сузенирами. . Среди них осо ­ бенно бросались в глаза на­ стоящие мышеловки красного цвета (цвета флага СССР). Эта игрушка держала в железных тисках маленькую мышку, вы­ крашенную в цвет наци ональ ­ но го флага Эстонии... ОБИДА В Риге захожу на почту от­ править заказное письмо. Не разобравшись в написании об ­ ратного адреса, обратилась за помощью к работнице почты. И услышала в ответ вопрос- замечание, высказанное с убийственной вежливостью красивой женщины с безуко ­ ризненными манерами: «За­ чем вы приехали в Латвию, не зная нашего языка?» «ЗАПРАВЛЯЙТЕСЬ СВОИМ МОЛОКОМ !» Эстония. На автозаправоч­ ной станции спрашиваем: — Скажите, вы обслуживае­ те машины с русскими номе­ рами? — Да, обслужизаем, но вы­ шло все наоборот. Дело в том, что наших эстонских ту­ ристов не заправляют в Псков­ ской области. — Почему? — Потому что Эстония от­ казала в поставке молока Пскову. И поэтому нам гозо- рлт: «Раз не даете молоко , то и заправляйте им свои ма­ шины!» ХОЗЯИН • Стасис — литовец, мужчина старше 40 лет, отец троих де­ тей. Он выдержан, тактичен и предупредительно вежлив. — Как смотришь на то, что республика выйдет из Сою ­ за? Глаза его сразу загорелись, он понял, что мы готозы го ­ ворить на эту больную тему1. __ Все литовцы только «за». Знаем, что придется потуже затянуть пояса, но этого нэ боимся. Вы только не оЬи- жайтесь, но русские — не хо­ зяева... ЛЮБИ СВОЙ ДОМ Новые районы Вильнюса. Вроде бетонные короб ки , как и везде, но расставлены кра­ сиво на зеленой траве в ху­ дожественном беспорядке. Здесь — в три этажа, рядом — в пять, а неподалеку — в девять. И в каждом кварталь- чике по-разному оф о рм л е ны . Не город — сплошная поляна. Любят литовцы свою родину, берегут и хотят жить в гармо­ нии с природой. Неужели мы им мешаем! А. ИСТОМИНА. 6 апреля 190 года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz