Рыбный Мурман. 1989 г. Январь.
8 Точка зрения Д ВЫ «за» или «против»? — первым делом спешили уточнить почти все, с кем я пы тался договориться о встрече в минувшие дни. — По телефону в двух словах не объяснишь. Есть соображения «за», но есть и «против»... — Нет, вы прямо скажите! — Давайте встретимся, погово рим. — Ну, знаете, сейчас о нас та- ко-ое пишут... Да, пишут, да, говорят. Видео кооперативы, появившиеся в М у р манске меньше полугода назад (в области раньше) и образовавшие уже достаточно заметную прокат ную сеть, успели привлечь 'к себе острое внимание общественности. Внимание, от которо го им, чувст вуется, довольно зябко . Настоль ко, что в кругах, занятых видео промыслом, ходит упорный слух: 1 января, сегодня то есть, должно появиться некое постановление, которое то ли ре зко ограничит их деятельность, то ли вовсе пред пишет «высшую меру» — ликви дацию .- Чтобы четче очертить тему, от делить овец от козлищ , сразу подчеркну , что речь здесь не б у дет идти о подпольно-подвальном прокате . Уже сам факт подполь ности во мно гом определяет р е пертуар подобных «заведений» и отношение к ним. Если хочешь прокрутить диснеевских «Трех по росят», прятаться незачем. Пря чутся, надо полагать, когда заря жаю т в кассетоприемник недву смысленное свинство. Которое преследуется по закону. Впрочем, это другая тема. Сейчас мы поговорим о тех, кто занимается видеопромыслом на виду у всех у нас — в Домах и Дворцах культуры, гостиницах, общежитиях, кафе, школах, на вокзалах... Да везде, где лишь найдется место для трех-четы- рех десятков стульев. . |> ОТ, например , досуговый ко о - * * ператив «Маяк». Досуг, предлагаемый им, правда, не бле щет* разнообразием —: одно лишь видео. В будущем кооператоры грозятся организовывать вечера отдыха, дискотеки и прочие м о лодежные увеселения. А пока каждый вечер на трех площад ках г—-фв гостинице «Меридиан» (или новом ДМО ), на втором эта же старого Дома междурейсово го отдыха рыбаков и в общ ежи тии -тралфлота на улице Папани- на, 17 по вечерам устраивают ся видеосеансы. В проекте также просмотровый салон на- турбазе «Лесной причал». «Маяк» организован при управ лении тралового флота и обслу живает практически только рыба ков: вход в ДМ О и гостиницу — по пропускам . Аппаратура, поме щение арендуются- у флота за ежемесячную сумму, которой хватит на «Жигули». Само собой, кооператив официально зареги^ стрирован, платит положенное в фонд социального страхования, в бю джет города. Из шестерых чле нов лишь один, полностью работа ет в штате — А. Э. Художилоз, отвечающий за исправность теле мониторов и капризных отечест венных «видиков». Остальные — работники тралового флота. Цены на билеты вполне божеские : рубль за одну серию на сеансе а 19 часов, полтора — в 2J. По вы ходным устраиваются бесплатные просмотры мультиков для детей работников флота. Наконец, беседуя с и. о. пред седателя «Маяка» («законный» председатель, технолог В. М. Гершкович, был в рейсе), стар шим инженером отдела по рабо те с моряками загранплазания В. С. Секириным , мы подобрались к главному вопросу: — Что вы показываете зрите лям? • - 6 ответ на столе появляется отпечатанный на машинке список, в начале которого скромно тес-, нятся десятка полтора наззаний советских документальных лент, предназначенных для бесплатного показа. — Да, конечно, на них зрителя не соберешь... I января 1989 года ВИДЕО ПО- ПИРАТСКИ будет предоставлять нам 20 филь мов первого экрана в год, но это условие не выполняется. Получа ем одно старье, на которое ни кто не пойдет. Что было делать? Вот и крутим зарубежье. Работ ники зала говорят: «Двадцать лет сюда никто не ходил!» А теперь всегда люди. Мы открыли там ви деокафе «Зеленый попугай», со бираемся организовать видео дискотеку. — Но вы понимаете, что в один прекрасный день все это может рухнуть? — Нас не закроют. Мы — не кооператив. Вот им запретят ра ботать в сфере идеологии, это да. — А если последует запрет на показ нелицензионных зарубеж ных фильмов? — Ну тогда... Тогда попробуем выйти на небольшие эксперимен тальные студии, есть такие в стра не... Да нет, нас это скорее все го не коснется! • А затем идут 62 названия филь мов, на которых и зиждется бла гополучие кооператива. Ну вот несколько наугад: «Взрывник любви», «Лицо со шрамом», «Ма лыш Каратэ», «Охотник за смер тью», «Гонки с дьяволом», «Поли ция нравов» — далее примерно в том же духе... Руки, честно гово ря, чешутся проехаться по этим названиям, но я себя одергиваю , вспомнив прекрасного ленинград ского прозаика Виктора К оне ц ко го, который как-то заметил, что имеет обыкновение рассуждать о фильме на основании знакомства с заборной афишей. И что самое странное, с обычной дозой ядо витой самоиронии «удивляется» писатель, уверен в своем праве на это. Поэтому не стоит мом ен тально занимать боксерскую стой ку. И все-таки... — По какому принципу вы их отбираете? — Руководствуемся таможен ным списком . Так что запрещен ных фильмов не показываем. А вообще, конечно, хотелось бы, чтобы .в городе , например, при горотделе культуры была создана к а к а я - т о к о м и с с и я , к о т о р а я б ы контролировала наш репертуар, давала свое заключение, следует тот или иной фильм показывать или'нет.* ТУ ЖЕ самую «стенку» упи- ” рается, в конце концов, и беседа с представителем коопе ратива «Волна», созданного при торговом порте, — председате лем В. В. Гришечкиным и ревизо ром А. Ю. Амеленковым . Первый работает помощником шкипера, второй судоводителем-механиком портофлота. — Мы сами заинтересованы, чтобы был контролирующий • о р ган! Даже согласны оплачивать его работу. Только чтобы все бы ло законно ! И чтобы определен ные лица ругали, за определенные действия кого -то конкретно , а не всех огульно. А то кто-то дискре дитирует наше движение, а по том... О деятельности самой «Волны» можно судить со слов Т. В. Бело- крыльцевой, директора клуба «Су доверфи», в котором находится один из четырех салонов коопе ратива. • — Ничего такого, э-э... посто роннего они не предлагают. По казывают в основном боевики, комедии, фильмы про каратэ. Мы все их предварительно просмат риваем. Зальчик у нас маленький, иногда он битком набит, даже просят повторить. Посещают ра бочие наших общежитий, м оло дежь из города. Беспорядки? Нет, этого не бывает. Словом, в целом Татьяна Ва сильевна довольна: люди идут в клуб, проф ком предприятия полу чает 20 процентов выручки видео салона. — Поймите, мы ж е только пользу приносим ! — горячится В. В. Гришечкин. — Любого участ кового спросите, он будет за нас обеими руками. Пацаны, зместо того, чтобы стекла бить да маши ны курочить, сидят и смотрят! jP СЛИ поразмыслить, то видео- кооператорам действительно нет. особого резона тащить на эк раны откровенную дрянь. Делает- ся-то все на виду, в случае чего м ожно крупно погореть. Хотя, замечу, многие, с кем пришлось беседовать, нелестно отзывались 0 кооперативе «Затейник» (о нем не так давно писала «Полярная правда»), который не гнушается весьма сомнительной продукцией . Всплыло и название эротического фильма «Греческая смоковница», будто бы показанного в середине декабря в североморском Доме офицеров... Так, может, действи тельно создать для кооперативов какую -то комиссию , которая утверждала бы им репертуар, контролировала его выполнение, да и спать спокойно? — Никаких комиссий не будет, — пожимает плечами В. Ф . Мат- веенков, директор областного к и новидеообъединения (оно созда но недавно взамен упраздненных управления кинофикации и конто ры кинопроката). — Дело в том, что кооператоры зарабатывают исключительно на зарубежной продукции, которая никем не к у п лена у фирм-производителей. Это их единственный козырь . Если же мы начнем им давать «добро» в любой форме, значит будем ос вящать авторитетом государствен ной организации обычное вид е о пиратство, нарушение авторского права. Наоборот, это нужно реши тельно пресечь. — Так как же кооперативам все-таки быть? — Пусть заключают с нами до говоры, переходят на репертуар Госфонда. Тогда будет честная конкуренция . Если докажут, что работают лучше, они победят. А сегодня не может быть нормаль ной- конкуренции , когда они. по казывают- «Челюсти», а мы «Мо- онзунд». Вы вот поинтересуйтесь,' что творится в Росте... D РОСТЕ работает видеосалон " молодежного культурного центра Ленинского района. «Мы не кооператив!» — подчеркивают его руководители. Однако салон действует в том же самом русле: прокат исключительно ' зарубеж ных фильмов, права на которые нашей страной не куплены. Главное отличие — размах. Зал рассчитан на 600 мест, правда, приходят в среднем, по словам директора МКЦ А. А. Касьяненко и его заместителя Н. Г. Голови ной, приблизительно 130 человек на сеанс. В зале установлен ви деопроектор «Панасоник» с эк раном два на три метра — это, конечно, не телевизор. Сеансы — трижды в день, цена билета — 1 рубль. По выходным действует (бесплатно) детская комната для тех, кому не с кем оставить р е бенка. Причем эта — лишь одна из шести точек, где действует хозрасчетный видеоцентр МКЦ. Заключен договор даже с видео салоном ДКиТ имени С. М. Киро ва, в котором расположен МКЦ О ктябрьского района! Да, энергии и предприимчивости (а речь идет лишь об одной стороне деятель ности Ленинского ААКЦ) молодых организаторов нельзя не позави довать... Но это между прочим. Мы встретились для разговора на д р у гую тему. — У нас нет иного выхода, — говорит Александр Касьяненко. — Аппаратуру мы взяли з арен ду у государственной организа ции, ВПТО «Видеофильм». Платим за нее 60 процентов выручки. В договоре было сказано, что ВПТО - Ч ТО не запрещено, то ра зре шено! — слышал я от о р ганизаторов видеопромысла ка ж дый раз, когда речь заходила об авторских правах. — Наша страна не подписала Римскую конвенцию по видео, поэтому м ож но крутить все что угодно, кроме запрещен ного Уголовного коде ксом — п о р нографии и пропаганды насилия. — Действительно, не подписали, но являемся ее участниками, — сказала по телефону сотрудник Всесоюзного производственно- технического объединения «Ви деофильм» Л. К. Фом кина . — По этому, ка к культурная страна, должны ее соблюдать. Ответ этот лишь породил но вые ionpocw i. «Участие» без под писания документа — означает лишь моральное сочувствие или предусматривает также штрафные санкции? К тому ж е есть Женев ская конвенция по авторскому праву, подписанная СССР в 1973 году. Дело было до ш ироко го распространения видео, но в том документе идет речь, в частности, и о кинофильмах. А что показы вают кооператоры? Те ж е самые фильмы, толь ко переписанные на магнитную пленку. Разве произво дитель (владелец авторского пра ва) теряет право на кинопроизве дение лишь оттого, что оно вос производится иным образом? Организаторы видеопромысла любят ссылаться на статьи искус ствоведа и философа В. Ю. Бо- рева в журнале «Культурно-про светительная работа», а также на составленный >им список 158 за рубежных фильмов, которые «мо- гут быть рекомендованы для ин дивидуального показа и использо ваться в. процессе учебной, культ- просветработы, и контр-пропаган- дистской .деятельности». (Заметь те: индивидуального, * а не к о м мерческо го .) И, как ни странно, никто .из моих 'собеседни ков не читал -— или запамятовали? — статью того же Борева во втором номере этого журнала за про шлый год. Именно ту, где ска зано: «видеофильмы, которые приобретены неофициально или официально, но только для д о машнего просмотра (то . есть без по купки лицензии на видеопро кат), нельзя использовать для по каза широкой публике, организа ции коммерческих и публичных (массовых) просмотров ; их тира жирование и распространение за прещены в пределах СССР». Достаточно красноречиво. Толь ко — каким законом , документом запрещены? И если закон не дей ствует... то существует ли он? Не разбериха длится не первый ме сяц и не первый год. В Ленинграде решили покончить с нею одним махом. Не так давно исполком Ленсовета принял р е шение, которым на территории города и пригородов запрещает ся «коммерческий показ зару бежных видеопрограмм и филь мов, не приобретенных для пока за в СССР и не имеющих разре шительных удостоверений Госки- но СССР...» Для кооперативов установлена также государствен ная цена на билеты. («Ленинград ская правда» от 7 декабря.) На практике это означает быструю гибель видеокооперативов, ко то рым не прожить на той п р од у к ции, которой заполнены экраны кинотеатров. Со своими крош еч ными залами, да чаще неблестя щей аппаратурой — нет, не по тянут. А НУЖНЫ ли нам вообще ^ и - деокооперативы? Жили и Z - них, слава богу. Еще столько же проживем . Пускай их прогораю т ! Толь ко ,. во-первых, нажитая ап паратура никуда не денется — лишь мощнее станет «подполье». Во-вторых, чего хорошего , если исчезнут небольшие зальчики, к о торые находятся под самым бо ком у рыбаков, обитателей общ е житий, в залах ожидания аэропор тов? Что м ож ем мы быстро и эф фективно дать взамен? Нет, д у мается, все ж е нужны . При том, разумеется, условии, что будут неукоснительно соблюдаться в р е пертуаре принятые идеологиче ские нормы. Но как им сойти с «пиратской стези»? Есть ли такая в о зм о ж ность? Наверное, шагом в правильном направлении было бы создание ассоциации или объединения. Сло житься средствами, приобрести валюту — да и выйти самостоя тельно на зарубежный рынок. Сразу отпадут претензии к c o jg p - жанию фильмов, так как пать-то, надо полагать, б?дут «верняк», который не вызовет острого интереса прокуратуры . Разумеется, придется привлечь к делу специалистов-искусствове- дов, ведь общественность потре бует, чтобы демонстрировались не просто «безвредные» фильмы, но и полезные! Речь-то не о шаш лыках, о культуре ! Разумеется, нынешнее раздолье канет, коли чество про грамм будет ограниче но вложенными средствами и придется всерьез заниматься ре кламой, учиться работать с филь мами, а не просто нажимать кн оп ки. Отпадут те, кто занялся этим делом лишь затем, чтобы, как сказал старший налоговый реви'- зор -инспектор облфинотдела Ю . Н. Пода, «быстро получить большую прибыль — быстро- быстро, пока не лопнули!». Лоп нут, если не способны на боль шее. Придется, видимо, коопера торам каким -то образом прини мать участие в борьбе против «подпольщиков», отстаивая при обретенные права... М но го чего придется! Так ведь это все Добу дет нормальной работой, органи зацией альтернативного проката, серьезным и цивилизованно по ставленным делом. ‘...Я рисовал радужные картины одному • собеседнику, второму, третьему... и видел, как скучнели их лица. Честно говоря, разоча ровывали они. Нет, не аплодис ментов я ждал, но хоть каких-то встречных солидных идей. Уверен был: уж кто-кто, а кооператоры просчитали дальнейшие действия на много ходов вперед. Однако получилось: журналист уговари вал их думать о перспективе, а в ответ звучал мотив, популярный лет пятнадцать назад — «Надей ся и жди». — Возможно, потом действи тельно придется выходить за р у беж , — откликнулся В. Д . Тарта- ковский, председатель филиала м осковско го кооператива «Кон корд», заведения крупно го , имею щего не одно ответвление по стране. — А пока? — Пока не принято решений, нет смысла. К ОГДА материал был уже на писан, мы вновь созвонились с председателем кооператива «Волна» В. В. Гришечкиным. — А в Ленинграде-то ничего не вышло! — сообщил он. — Был там знакомый человек и расска зал, что после решения гориспол кома на неделю все прекратили работать, а потом пошло по-ста рому. Что не запрещено законом, то разрешено! В его голосе чувствовалось яв ное и, наверное, естественное удовлетворение. Что ж , значит кооператоров больше устраивав' нынешний пиратский девиз: «до ходней оно и прелестней». Толь ко вот долго ли еще производи телен видеопродукции буде устраивать то, что стремительж растущий рынок необъятной стра ны пользуется ею «за так»? Дол го ли все это будет устраивал нас самих? В. БЕЛЯЕВ. (Наш к о ф
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz