Рыбный Мурман. 1989 г. Январь.
6 Сегодня и завтра бассейновою объединения ♦Г: "у Желания и возможности Эффективное использова ние капиталовложений — задача службы капитального строительства БПО. В лю бых системах и структурах. Внешне все просто. Но до стижимо ли? Я уверен, что если этим будет заниматься только на ша служба, то цель недо стижима. Вовлечь в про граммирование и осуществ ление эффективного инве стиционного процесса все БПО — в этом вижу основ ную для себя задачу. Сей час иге поддержки не ощу щаю. Критика типа: «У пас — убыточные суда, мало механизированы береговые предприятия» и т. д. — еще' не^ стала самокритикой на всех уровнях наших уп равленцев; как должно бы ло бы быть. Ибо создание основных производственных фондов является обязан ностью заказчика, того, кто впоследствии будет эксплуа тировать эти фонды. И даже в период централизации ка питаловложений обязанно сти эти с заказчика никто не снимал. А пока мы ви дим несостоятельность от дельных руководителей, пы тающихся свое неумение ор ганизовать эффективную эксплуатацию основных фон дов оправдать «плохими фондами». У нас принято, что техно логию на строящиеся пред- ирншия задает заказчик. Немало специалистов на бассейне призвано зани маться технологией, но именно она остается узким местом при разработке про ектов новых предприятий, техперевооружений и рекон струкции * существующих производств. Отсутствие эко логически чистых техноло гий рыбообработки вовлека ет все больший объем капи таловложений на очистные сооружения. Мы не успева ем их строить, отвлекая в то же время на эти цели ре сурсы и деньги со сфер, расширять которые ранее бассейн не смог по ряду причин. Такой недоразвитой сфе рой является социальная. Резкие снижения объемов капиталовложений на непро изводственное строительст во Минрыбхозом СССР за последние 10 лет увеличили очередь на жилье, детские сады. Не хватает мест в ле чебных учреждениях. С 1950 года «заморозилась» база отдыха на юге. Это — самый тяжелый комплекс проблем, который предстоит решать в новых условиях хозяйствования. В прошедшем году предприя тии с трудом смогли обеспе чить финансирование запла нированных объектов и мно гие из них закончили год без остатка средств на эти цели. А ведь только на строи тельство жилья в Мурман ске для работников отрасли предприятиям необходимо перечислить горисполкому 11,5 миллиона рублей из фондов социального разви тия. Существующие норма тивы отчислений позволяют образовать и большую сум му, но при стабильном вы полнении планов. В условиях, когда не вы полняется задание по при были, видимо, необходимо вводить жесткий режим эко номии, в том числе н средств, предназначенных на развитие производства. Служба строительства в новых условиях лишена пра ва регулировать расходова ние средств предприятий и может влиять на этот про цесс только методом разъ яснения и убеждения. Мы настоятельно призываем тру довые коллективы опреде лить приоритеты расходо вания своих средств, не распылять капвложения по многочисленным объектам, соизмерять свои программы строительства с возможно стями финансирования. Серьезную тревогу вызы вают возможности службы снабжения бассейна по обес печению строек материала ми и оборудованием, а также поставки их заказчи ком. В этом году предстоит комплектовать машино строительный завод, больни цу, информационно-вычисли тельный центр. Если в прошедшем году планы по этим объектам были прова лены только по вине ТСО «Мурманскстрой», то сейчас заказчики могут значитель но сдержать ход строитель ства из-за несвоевременной поставки кабельной продук ции. электротехиических изделий, запорной армату ры и других материалов, из делий. оборудования. По- моему. структурные измене ния в службе снабжения БПО оптимизма не вызыва ют. А вот жизнеспособным и, пожалуй, решающим в этом году считаю хозяйственный способ строительства. По крайней мере, накопленный за два года опыт позволяет надеяться на положительные сдвиги в капстроительстве. Ю. KHBBA, начальник отдела строи тельства БПО «Севрыба». «ИЩЕМ ВАРИАНТЫ» На вопросы корреспондента «РМ » отвечает заместитель генерального директора БПО «Севрыба» В. Ф. КОРЕЛЬ- СКИЙ. — Владимир Федорович, в прошлом году вы были началь. ником управления «Севрыбхо- лодфлот». Сейчас работаете все в том же старом кабинете, но ваша должность называется уже по-новому — «замести тель». Название — другое, а изменились ли служебные функции? — Да, они стали шире. Как заместитель генерально го я должен примерно 75 процентов внимания уделять собственному флоту, а 25 процентов — интересам бас сейна в целом. Кроме того, наш флот вы рос и количественно: мы приняли от рыбного порта отряд спасательных судов — 11 буксиров и учебное суд но «Хабаровск», на котором отрабатывается борьба за живучесть для всех экипа жей Северного бассейна. Не решен еще ряд вопро сов о разделении функцио нальных обязанностей между заместителями генерального директора БПО «Севрыба». В настоящее время готовится Положение о БПО. исходя из которого и будут определе ны конкретные обязанности. Да, служебные обязанно сти частично изменились, и частично еще будут менять ся: 1 февраля передаю флот генеральному директору. Я теперь заместитель, не отве чаю. как раньше, за все сам, а лишь исполняю определен ную функцию. — То есть ответственность сужается? — Да. раньше я был пер вым лицом на флоте, руково дителем. На каждый *доку мент требовалась моя под пись. Теперь этого не нужно. Разве что, когда Каргин бу дет в отъезде, да и то есть ведь первый заместитель... — Вас эта ситуация устраи вает? — В принципе... нет, ко нечно. — Ваше отношение к новой с тр у ктуре управления бассей ном? — Я был резко против всеобщего объединения. Не надо было спешить. Следова ло бы начать решение вопро са устойчивости финансового положения бассейна не тра диционным методом — пу тем наращивания объемов производства, а пересмотром состава основных фондов, из менением структуры выпу скаемой продукции через мо дернизацию производствен ных мощностей (как на су дах. так и па береговых предприятиях), переносом тя жести комплексной обработ ки рыбопродукции па бере говые предприятия. Не лиш нее дело — создание на бас сейне страхового фонда. Во прос только состоит в том. за счет каких источников его создавать, ведь из прибыли рентабельных предприятий остается в их распоряжении только минимум на содержа ние объектов соцкультбыта, обеспечение минимального количества научных разра боток и материального поощ рения. Вопрос скорее всего можно решить за счет амор тизационного фонда на кап ремонт. Так. за 1987 год нашему флоту начислено фонда капремонта 37 мил лионов рублей, а выделен ный лимит — 29 миллионов. Из оставшихся только по «Севрыбхолодфлоту» 8 мил лионов можно создать на бас сейне страховой фонд, сред ства из которого направлять по решению совета директо ров предприятиям, оказав шимся во временном затруд нительном финансовом со стоянии. но с последующим возвратом. Считаю и сейчас, что ка ждое предприятие должно хозяйствовать самостоятель но. А почувствуешь, что «в трубу вылетаешь», тогда сам побежишь объединяться. То есть, объединение долж но быть не насильственным, а экономически необходи мым. Нам — «Севрыбхолод флоту» — финансовый крах не грозил, мы всегда были рентабельны. Даже в самом тяжелом, в финансовом отно шении. году — 1986-м — го довая прибыль составила 53 миллиона рублей, в 1987-м — 68 миллионов, в 1988-м — 84 миллиона. Мы предлагали руковод ству ВРПО «сесть» на один из добывающих флотов, они отказались — слишком за пущена экономика, слишком много проблем, и проблем очень острых. Я был против объедине ния. но вышел приказ ми нистра. да и местные пар тийные . органы поддержали эту идею. Что сейчас гово рить. Дело сделано. Надо жить в новом качестве. И не просто «жить», а доказывать морякам, что ситуация бу дет меняться, что отдача от их труда станет выше. Надо думать о моряках, иначе завтра они скажут: «Раньше было 390 нахлебников, а теперь — 786». Пока же уп равленцы бывшего С Р Х Ф стараются переложить часть своих функций на начальни ков из главной конторы на «Пяти углах». А те отвеча ют: «Своим флотом занимай тесь сами». — Вы сказали: «Надо ж и ть в новом качестве». К а к будете это делать? Есть долгосрочная программа? — Наш флот состоит из трех основных звеньев; про изводственного (плавбазы). транспортного и танкерного. Обеспечить нормальную ра боту по этим трем направле ниям — это и есть наша программа. Имеющиеся у нас плавба зы отслужили свой срок или близки к этому. например плавбазы «Даурия» и «Сев- рыба» построены, соответст венно. в 1964 и 1965 годах, их нормативный срок — 24 года. Рыбомучные нлапЬазы отработали уже по 30 лет. Но заменить их нечем: все новые плавбазы расписаны Мнпрыбхозом на другие бассейны. Значит, в дальней шем выполнение своего про изводственного плана БПО должно обеспечить прежде всего за счет расширения производства па добываю щих судах. Например, на но вых траулерах типа «Моои- зуид». Конечно, это будет происходить не сразу, посте пенно. Поэтому мы составили план модернизации произ водственных мощностей на шего флота, чтобы продлить срок службы плавбаз до 1995— 2000 годов. Емкость имеющихся сейчас охлажда емых бункеров — 70 тонн — крайне недостаточна. Ну жны большие палубные буш керы на 300 тонн. Поэтом; хотим заключить контракты с инофирмами. чтобы они сделали это. не выводя суда из эксплуатации на длитель ный срок. Мы уже оформи ли так называемый «прото кол намерений» с одной ан глийской фирмой, впервые такие бункеры будут уста новлены на плавбазе «Виктор Кингисепп». Также планиру ется установка современной рыборазделочной техники. Морозилки будут заменены на плиточные агрегаты — принципиально новый, более производительный метод за морозки, со значительным снижением доли ручного тру да. Но в любом случае произ водственный флот БПО идет к «затуханию». И постепен но мы перейдем только к транспортным функциям, а производство рыбопродукции переместится на другие фло ты. if. наверное. этого не на до бояться. Теперь о транспорта^ ' Ежегодно к нам на флот будет приходить одно новое транспортное судно типа «Кристалл-2». Так, 1 фев раля принимаем эксперимен тальный транспорт «Г[амять Ильича». Оно послужит про тотипом для судна следую щего поколения — «Кри сталл-3». Будет полностью заменено грузовое устройст во, привычных стрел, мачт на нем уже не увидите. Вме сто них установят краны с гидравликой, стабилизирую щими устройствами, пере ключиться с трюма на трюм можно, буквально, за мину ты. Появятся специальные устройства для счета груза, ’ то есть морякам не придет ся, стоя в трюме, рисовать палочки — «рубщиков» не станет. Запланировано уста новить бортовые ЭВМ для решения вопросов навигации, остойчивости. Суда типа «Кристалл-3» будут гораздо большими по емкости, то ко топлива могут брат?> до о тысяч тонн — это, считайте, новый танкер. Это — наша транспортная концепция. Она реальна. В последние годы на бас сейне возникли серьезные проблемы с доставкой на промысел, особенно в даль ние районы, топлива, масел и даже воды. Тоннажа ката строфически не хватает. Из- за этого промысловые суда лежат в дрейфе. Старые танкеры пришли в негод ность. мы их списали. Новые в стране не строят. Купить новый танкер за валюту нам «не но карману». А бассей ну сегодня необходимо, как минимум, три танкера-«пяти тысячника». Ищем варианты, очевидно, в марте уже под пишем контракты" с одной инофирмой на установку на наших транспортах современ ного оборудования. 20 января 1989 года рыбныймурман
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz