Рыбный Мурман. 1989 г. Январь.

6 Сегодня и завтра бассейновою объединения ♦Г: "у Желания и возможности Эффективное использова­ ние капиталовложений — задача службы капитального строительства БПО. В лю­ бых системах и структурах. Внешне все просто. Но до­ стижимо ли? Я уверен, что если этим будет заниматься только на­ ша служба, то цель недо­ стижима. Вовлечь в про­ граммирование и осуществ­ ление эффективного инве­ стиционного процесса все БПО — в этом вижу основ­ ную для себя задачу. Сей­ час иге поддержки не ощу­ щаю. Критика типа: «У пас — убыточные суда, мало механизированы береговые предприятия» и т. д. — еще' не^ стала самокритикой на всех уровнях наших уп­ равленцев; как должно бы­ ло бы быть. Ибо создание основных производственных фондов является обязан­ ностью заказчика, того, кто впоследствии будет эксплуа­ тировать эти фонды. И даже в период централизации ка­ питаловложений обязанно­ сти эти с заказчика никто не снимал. А пока мы ви­ дим несостоятельность от­ дельных руководителей, пы­ тающихся свое неумение ор­ ганизовать эффективную эксплуатацию основных фон­ дов оправдать «плохими фондами». У нас принято, что техно­ логию на строящиеся пред- ирншия задает заказчик. Немало специалистов на бассейне призвано зани­ маться технологией, но именно она остается узким местом при разработке про­ ектов новых предприятий, техперевооружений и рекон­ струкции * существующих производств. Отсутствие эко­ логически чистых техноло­ гий рыбообработки вовлека­ ет все больший объем капи­ таловложений на очистные сооружения. Мы не успева­ ем их строить, отвлекая в то же время на эти цели ре­ сурсы и деньги со сфер, расширять которые ранее бассейн не смог по ряду причин. Такой недоразвитой сфе­ рой является социальная. Резкие снижения объемов капиталовложений на непро­ изводственное строительст­ во Минрыбхозом СССР за последние 10 лет увеличили очередь на жилье, детские сады. Не хватает мест в ле­ чебных учреждениях. С 1950 года «заморозилась» база отдыха на юге. Это — самый тяжелый комплекс проблем, который предстоит решать в новых условиях хозяйствования. В прошедшем году предприя­ тии с трудом смогли обеспе­ чить финансирование запла­ нированных объектов и мно­ гие из них закончили год без остатка средств на эти цели. А ведь только на строи­ тельство жилья в Мурман­ ске для работников отрасли предприятиям необходимо перечислить горисполкому 11,5 миллиона рублей из фондов социального разви­ тия. Существующие норма­ тивы отчислений позволяют образовать и большую сум­ му, но при стабильном вы­ полнении планов. В условиях, когда не вы­ полняется задание по при­ были, видимо, необходимо вводить жесткий режим эко­ номии, в том числе н средств, предназначенных на развитие производства. Служба строительства в новых условиях лишена пра­ ва регулировать расходова­ ние средств предприятий и может влиять на этот про­ цесс только методом разъ­ яснения и убеждения. Мы настоятельно призываем тру­ довые коллективы опреде­ лить приоритеты расходо­ вания своих средств, не распылять капвложения по многочисленным объектам, соизмерять свои программы строительства с возможно­ стями финансирования. Серьезную тревогу вызы­ вают возможности службы снабжения бассейна по обес­ печению строек материала­ ми и оборудованием, а также поставки их заказчи­ ком. В этом году предстоит комплектовать машино­ строительный завод, больни­ цу, информационно-вычисли­ тельный центр. Если в прошедшем году планы по этим объектам были прова­ лены только по вине ТСО «Мурманскстрой», то сейчас заказчики могут значитель­ но сдержать ход строитель­ ства из-за несвоевременной поставки кабельной продук­ ции. электротехиических изделий, запорной армату­ ры и других материалов, из­ делий. оборудования. По- моему. структурные измене­ ния в службе снабжения БПО оптимизма не вызыва­ ют. А вот жизнеспособным и, пожалуй, решающим в этом году считаю хозяйственный способ строительства. По крайней мере, накопленный за два года опыт позволяет надеяться на положительные сдвиги в капстроительстве. Ю. KHBBA, начальник отдела строи­ тельства БПО «Севрыба». «ИЩЕМ ВАРИАНТЫ» На вопросы корреспондента «РМ » отвечает заместитель генерального директора БПО «Севрыба» В. Ф. КОРЕЛЬ- СКИЙ. — Владимир Федорович, в прошлом году вы были началь. ником управления «Севрыбхо- лодфлот». Сейчас работаете все в том же старом кабинете, но ваша должность называется уже по-новому — «замести­ тель». Название — другое, а изменились ли служебные функции? — Да, они стали шире. Как заместитель генерально­ го я должен примерно 75 процентов внимания уделять собственному флоту, а 25 процентов — интересам бас­ сейна в целом. Кроме того, наш флот вы­ рос и количественно: мы приняли от рыбного порта отряд спасательных судов — 11 буксиров и учебное суд­ но «Хабаровск», на котором отрабатывается борьба за живучесть для всех экипа­ жей Северного бассейна. Не решен еще ряд вопро­ сов о разделении функцио­ нальных обязанностей между заместителями генерального директора БПО «Севрыба». В настоящее время готовится Положение о БПО. исходя из которого и будут определе­ ны конкретные обязанности. Да, служебные обязанно­ сти частично изменились, и частично еще будут менять­ ся: 1 февраля передаю флот генеральному директору. Я теперь заместитель, не отве­ чаю. как раньше, за все сам, а лишь исполняю определен­ ную функцию. — То есть ответственность сужается? — Да. раньше я был пер­ вым лицом на флоте, руково­ дителем. На каждый *доку­ мент требовалась моя под­ пись. Теперь этого не нужно. Разве что, когда Каргин бу­ дет в отъезде, да и то есть ведь первый заместитель... — Вас эта ситуация устраи ­ вает? — В принципе... нет, ко­ нечно. — Ваше отношение к новой с тр у ктуре управления бассей­ ном? — Я был резко против всеобщего объединения. Не надо было спешить. Следова­ ло бы начать решение вопро­ са устойчивости финансового положения бассейна не тра­ диционным методом — пу­ тем наращивания объемов производства, а пересмотром состава основных фондов, из­ менением структуры выпу­ скаемой продукции через мо­ дернизацию производствен­ ных мощностей (как на су­ дах. так и па береговых предприятиях), переносом тя­ жести комплексной обработ­ ки рыбопродукции па бере­ говые предприятия. Не лиш­ нее дело — создание на бас­ сейне страхового фонда. Во­ прос только состоит в том. за счет каких источников его создавать, ведь из прибыли рентабельных предприятий остается в их распоряжении только минимум на содержа­ ние объектов соцкультбыта, обеспечение минимального количества научных разра­ боток и материального поощ­ рения. Вопрос скорее всего можно решить за счет амор­ тизационного фонда на кап­ ремонт. Так. за 1987 год нашему флоту начислено фонда капремонта 37 мил­ лионов рублей, а выделен­ ный лимит — 29 миллионов. Из оставшихся только по «Севрыбхолодфлоту» 8 мил­ лионов можно создать на бас­ сейне страховой фонд, сред­ ства из которого направлять по решению совета директо­ ров предприятиям, оказав­ шимся во временном затруд­ нительном финансовом со­ стоянии. но с последующим возвратом. Считаю и сейчас, что ка­ ждое предприятие должно хозяйствовать самостоятель­ но. А почувствуешь, что «в трубу вылетаешь», тогда сам побежишь объединяться. То есть, объединение долж­ но быть не насильственным, а экономически необходи­ мым. Нам — «Севрыбхолод­ флоту» — финансовый крах не грозил, мы всегда были рентабельны. Даже в самом тяжелом, в финансовом отно­ шении. году — 1986-м — го­ довая прибыль составила 53 миллиона рублей, в 1987-м — 68 миллионов, в 1988-м — 84 миллиона. Мы предлагали руковод­ ству ВРПО «сесть» на один из добывающих флотов, они отказались — слишком за­ пущена экономика, слишком много проблем, и проблем очень острых. Я был против объедине­ ния. но вышел приказ ми­ нистра. да и местные пар­ тийные . органы поддержали эту идею. Что сейчас гово­ рить. Дело сделано. Надо жить в новом качестве. И не просто «жить», а доказывать морякам, что ситуация бу­ дет меняться, что отдача от их труда станет выше. Надо думать о моряках, иначе завтра они скажут: «Раньше было 390 нахлебников, а теперь — 786». Пока же уп­ равленцы бывшего С Р Х Ф стараются переложить часть своих функций на начальни­ ков из главной конторы на «Пяти углах». А те отвеча­ ют: «Своим флотом занимай­ тесь сами». — Вы сказали: «Надо ж и ть в новом качестве». К а к будете это делать? Есть долгосрочная программа? — Наш флот состоит из трех основных звеньев; про­ изводственного (плавбазы). транспортного и танкерного. Обеспечить нормальную ра ­ боту по этим трем направле­ ниям — это и есть наша программа. Имеющиеся у нас плавба­ зы отслужили свой срок или близки к этому. например плавбазы «Даурия» и «Сев- рыба» построены, соответст­ венно. в 1964 и 1965 годах, их нормативный срок — 24 года. Рыбомучные нлапЬазы отработали уже по 30 лет. Но заменить их нечем: все новые плавбазы расписаны Мнпрыбхозом на другие бассейны. Значит, в дальней­ шем выполнение своего про­ изводственного плана БПО должно обеспечить прежде всего за счет расширения производства па добываю­ щих судах. Например, на но­ вых траулерах типа «Моои- зуид». Конечно, это будет происходить не сразу, посте­ пенно. Поэтому мы составили план модернизации произ­ водственных мощностей на­ шего флота, чтобы продлить срок службы плавбаз до 1995— 2000 годов. Емкость имеющихся сейчас охлажда­ емых бункеров — 70 тонн — крайне недостаточна. Ну­ жны большие палубные буш керы на 300 тонн. Поэтом; хотим заключить контракты с инофирмами. чтобы они сделали это. не выводя суда из эксплуатации на длитель­ ный срок. Мы уже оформи­ ли так называемый «прото­ кол намерений» с одной ан­ глийской фирмой, впервые такие бункеры будут уста­ новлены на плавбазе «Виктор Кингисепп». Также планиру­ ется установка современной рыборазделочной техники. Морозилки будут заменены на плиточные агрегаты — принципиально новый, более производительный метод за­ морозки, со значительным снижением доли ручного тру­ да. Но в любом случае произ­ водственный флот БПО идет к «затуханию». И постепен­ но мы перейдем только к транспортным функциям, а производство рыбопродукции переместится на другие фло­ ты. if. наверное. этого не на­ до бояться. Теперь о транспорта^ ' Ежегодно к нам на флот будет приходить одно новое транспортное судно типа «Кристалл-2». Так, 1 фев­ раля принимаем эксперимен­ тальный транспорт «Г[амять Ильича». Оно послужит про­ тотипом для судна следую­ щего поколения — «Кри­ сталл-3». Будет полностью заменено грузовое устройст­ во, привычных стрел, мачт на нем уже не увидите. Вме­ сто них установят краны с гидравликой, стабилизирую­ щими устройствами, пере­ ключиться с трюма на трюм можно, буквально, за мину­ ты. Появятся специальные устройства для счета груза, ’ то есть морякам не придет­ ся, стоя в трюме, рисовать палочки — «рубщиков» не станет. Запланировано уста­ новить бортовые ЭВМ для решения вопросов навигации, остойчивости. Суда типа «Кристалл-3» будут гораздо большими по емкости, то ко топлива могут брат?> до о тысяч тонн — это, считайте, новый танкер. Это — наша транспортная концепция. Она реальна. В последние годы на бас­ сейне возникли серьезные проблемы с доставкой на промысел, особенно в даль­ ние районы, топлива, масел и даже воды. Тоннажа ката­ строфически не хватает. Из- за этого промысловые суда лежат в дрейфе. Старые танкеры пришли в негод­ ность. мы их списали. Новые в стране не строят. Купить новый танкер за валюту нам «не но карману». А бассей­ ну сегодня необходимо, как минимум, три танкера-«пяти­ тысячника». Ищем варианты, очевидно, в марте уже под­ пишем контракты" с одной инофирмой на установку на наших транспортах современ­ ного оборудования. 20 января 1989 года рыбныймурман

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz