Рыбный Мурман. 1989 г. Январь.
учимся на к 5 Утраченная выгода Считаю, что к 1988 году, первому году работы в по* ных экономических услови ях, при самофинансирова нии. самоокупаемости и де мократизации управления производством, коллектив рыбокомбината подошел под готовленным. Провели серьезную реор ганизацию. Раньше у нас было 12 заводов, это, есте ственно, затрудняло управ ляемость предприятиями, по рождало массу разногласий при обеспечении их снабже нием и производственным сырьем, затрудняло маневр рабочей силон — здесь мы несли потери. Проаиализиро- t B ситуацию и обработав лученные данные, сумели убедить коллективы в не обходимости укрупнения про изводственных единиц. Про вели объединение заводов и получили то, на что рассчи тывали: сняли разногласия между заводами, сократили управленческий аппарат, в итоге — нормальная управ ляемость производством. И все же, те показатели, которые были запланирова ны рыбокомбинату на 1988 год, не были выполнены в полном объеме. По предва рительным данным недобра ли 4 миллиона 800 тысяч рублей прибыли, недодали 6 тысяч тонн пищевой рыбо продукции, на 11 миллионов рублей отстали от плана в выпуске товарной продук ции. Причин тому, и объектив ных, и субъективных, нема ло. Самая очевидная — не допоставка сырья флотами. Убытки здесь как прямые — иевыпуск пищевой ц то-, -$$шой продукции, так и косвенные — штрафы от потребителей за недопостав ку продукции в ассортимен те. Почему у нас такое боль шое (11 миллионов рублей!) невыполнение плана по то- Проблемы управления парной? Не- в последней сте пени из-за снижения цен па рыбин жир. Если в 1987 го ду тонна рыбьего жира сто ила 4 тысячи рублей, то сей час максимальная цена — 3,5 тысячи рублей за тонну. Только на этом рыбокомби нат «потерял» сразу 5 мил лионов. Если говорить о потерях, или лучше сказать, утрачен ной выгоде, то причиной тому — изготовление убы точной продукции. В прош лом году наш коллектив вы пускал продукцию 272 наи меновании, из них прибыль ных — 157, убыточных — 115. Только за счет выпу ска соленой рыбопродукции мы получили 13 миллионов рублей убытка. Причем от казаться" от ее изготовления мы не вправе — она стоит в госзаказе. Этот вопрос пас беспокоит давно, но решить его можно только «наверху» — в Минрыбхозе СССР . Невыполнен нами и илап по реализации. Но па конец года на территории рыбо комбината осталось лежать продукции на 15 миллионов рублей, в основном рыбий жир, консервы. Омертвение ценностей, нет оборота средств, а причина уважи тельная: несчастье в Арме нии повлекло за собой не хватку транспорта. Есть и потери по нашей вине. Мы не подготовили, не построили емкости для хранения рыбьего жира, по этому арендуем танкеры у бывшего «Севрыбхолодфло та». Аренда одного танкера обходится в сутки в 2,5 ты сячи рублей, в год — почти миллион, а их у нас стояло два, иногда и три. Ошибку исправляем, в этом году на чнем установку своих емко стей для хранения жиров. • •Аналогичный просчет: не хватает холодильных емко стей, приходится арендовать суда для хранения мороже ной рыбопродукт т . И все же мы ожидали вы полнения плана по прибыли в прошедшем году. Получи мы недопоставленные нам 6 тысяч тонн рыбы. думаю, были бы с планом. Почему? Потому что предварительный анализ показывает, что про тивозатратный механизм у пас действует, то есть, если мы куда-то вкладываем денеж ки, они не идут нам в убы ток, а дают прибыль. На пример, сортность выпускае мой нами продукции выше плановой на 1,5 процента, 56 процентов — доля про дукции улучшенного ассор тимента. все это — допол нительная прибыль. В про шлом году фондоотдача с вложенного рубля равнялась 3 рублям 84 копейкам — не плохой показатель. Снизи лись затраты на рубль то варной продукции." По срав нению с 1985 годом произ водительность труда вырос ла на 17,9 процента, а за работная плата — на 14, то есть нужный разрыв со хранен. Сегодняшняя ситуация на промысле тревожит не толь ко рыбаков, но и нас. Ком бинату необходимо иметь го довой объем производства не менее 270 миллионов руб лей, для этого надо полу чить от рыбаков 115 тысяч тонн рыбы, а мы па сегодня смогли договориться о по ставках только 85-ти тысяч тонн. Беспокоит и другое: вдруг будет много рыбы, тогда мы не сможем ее нормально ис пользовать — может не хватить тары, транспорта, ведь материальное обеспече ние идет только под объемы госзаказа., В. ЗЕЛЕНСКИЙ, генеральный директор М ур манского рыбообрабаты вающего комбината. перестройка модернизация витие рыбоводства. В 1988 го д у вырастили 130 тонн форе ли и вывели форелевое хо зяй ство на базе Имандровского рыбоводного завода из убы точного в прибыльное. В ныне шнем году планируем на этих ж е мощностях вырастить 180 тонн , из них 80 тонн перерабо тать на Умбском рыбозаводе на пресервы . Уже начали модернизацию этого завода с тем, чтобы в 1991 году полу чать до 500 тонн форели. Совместно с ПИНРО мы ве- поиски биотехнологии вы р у л и в а н и я смолта. Подобных на учны х разработок у нас в стране нет, есть в Норвегии, но там иные климатичесние ус ловия. Занимаемся этим на Кислогубском опытном уча с т ке и в переоборудованном це хе Верхнетуломского рыбозаво да. Купили и установили в г у бе Кислой норвеж с кую ферму, переоборудовали судно для пе ревозки смолта. Опыт работы в прошлом году доказал, что и у нас вполне возможно то варное выращивание семги, но чтобы это дело стало рента бельным, н уж ны нрупные к а питаловложения . В этом году начнем строить завод смолта, занимаемся переоборудованием берегового семужьего хозяйст ва в Териберке. Сейчас ведем переговоры с рыбокомбинатом о совместном производстве гранулированного корма для рыб, переработки форели и приготовления ко н сервов и пресервов из той ры бы, ко тор ую вылавливаем сей час. Направление на резкое уве личение выпуска разделанной продукции (в 1988 году выпус тили 62,5 тысячи тонн вместо 40 тысяч по плану) позволило намного улучшить использова ние сырца на пищевые цели. Ведь, учитывая недолов рыбы в объеме 420 тысяч тонн, из готовлено на 16 с лишним ты сяч тонн пищевой продукции больше, чем в 1987 году. Кроме того, на 39 процентов снизилось количество претен зий к качеству, производитель ность труда возросла на 1,9 процента, себестоимость про дукции снизилась на 2,4 мил лиона рублей. То есть, я хочу подчеркнуть главное, в условиях оскудев шей сырьевой базы единст венный путь выхода на при быль — выпуск продукции улучшенного ассортимента и переработка сырья на бере говых предприятиях. А для этого нужна модернизация флота, наращивание выпуска разделанной рыбы и фарша, создание совместных произ водств, новые формы хозяй ствования. У нас сейчас шесть экипа жей ушли в рейс на условиях хозрасчета, один — на аренд ном подряде. Но вся беда в том, что мы здесь, на берегу, не всегда м ож ем обеспечить новаторам соответствующие снабжение и обслуживание. В минувшем году мы полу чили всего лишь 5 миллионов рублей прибыли вместо запла нированных 35,2 миллиона. Из них крупнотоннажный флот дал 17 миллионов прибыли, а группа СТР — около 11 мил лионов убытков. Причина не только в невы полнении госзаказа по пище вой, но и в несбалансирован ности натуральных и стоимост ных показателей, в несбалан сированности цен на продук цию, при дефиците сырьевой базы очень большой процент выпускается продукции убы точной. Но без нее не про жить. Сложное положение еще и вот в чем: предполагая выйти на плановые рубежи, мы пе рерасходовали фонды социа льного развития и материаль ного поощрения. Этот перера сход необходимо «закрыть» в 1989 году. И еще: сегодня бассейн в сложнейшем положении. Каж дый флот решает проблемы своими путями. Это приводит к раздроблению средств, а не к желаемым результатам. Счи таю, надо сконцентрировать средства и направить их на модернизацию флота и рыбо комбината, развивать парал лельные связи. В. ДЕМЯНЕНКО, генеральный директор объ единения «Мурманрыб- пром». ДИАЛОГ ГЛУХИХ? Резонанс* «Кто нам мешает», «Вогреки здравому смыслу» (* РМ» от 23 декабря 1988го.^а) В РАДИОГРАММЕ с моря, опубликованной поп заго ловком «Кто нам мешает», капи- тан-директор БМРТ «Туман-2» «Мурманрыбпрома» Н. И. Ф ед о ров назвал тех, кто тормо зит работу экипажа, взявше го судно на арендный подряд. В их числе фигурировал и началь ник службы эксплуатации БПО «Севрыба» В. К. Малашснко. Мы попросили тов. Малашен- ко изложить свой взгляд на си туацию. Вот его письмо. «Если отложить в сторону эмо ции и обвинения, которыми ка питан Н. И. Федоров заклеймил ■ начале «Севрыбхолодфлот», за тем представителей «Севрыбы» за отмену направления ТР «Ук раинский комсомолец» к авто номно работающему на боль шом удалении (более 900 миль) от группы судну, то ожидаемые последствия такого решения, по утверждению капитана, приводи ли к длительному простою «Ту- мана-2», проблеме перевалки огромного количества снабжения на шлюпках, что «чревато серь езной опасностью», лишению эки пажа БМРТ „...возможности сроч ной отправки больного в М ур манск"». Мы располагали другой ин формацией о состоянии дел. Од нако, опасаясь возможного про счета, запросили капитана дать пояснения, еще раз уточнили ему нашу позицию: при существую щ е м д е ф и ц и т е е м к о с т е й н е м о ж ем без серьезного обоснова ния отвлечь транспорт, это не избежно приведет к простою флота в районах промысла. М о ряки знают, что любые задерж ки транспортов к таким послед ствиям приводят немедленно. Так, задержка подхода в ЦВА инотранспорта всего на неделю привела в конце ноября — на чале декабря к большим просто ям половины группы CTM. Оке- зывать помощь этому району ушел и «Украинский комсомо лец». Поскольку ответа не последо вало, был дан повторный запрос. Реакция Н. И. Федорова на него читателям известна. В последующей РДО, изложен ной в статье «Кто нам мешает», Н. И. Федоров уже с подписями всех членов экипажа обвинил нас в предвзятости. Говоря о состоя нии муки , указывал, что «...заме ститель начальника промрайона по производству Зиновьев после тщательного осмотра и ознаком ления с документацией убедился в полном соответствии всем нор мам». И далее «...проблемы вы грузки довели до абсурдного со стояния». Берем сводку с «Тумана-2» (она — основной и пра ктиче ски единственный объективный до ку мент для всех береговых служб, используемый для анализа обста новки и принятия мер), ко торую составляет администрация судна и обязан контролировать напитан. Но вы нигде до 25 ноября не об наружите вы пус ка и наличия на борту пищевой продукции ни в тоннах , ни в денежном выраже нии, но «У краинс кий комсомолец» ведь ушел с промысла 19 ноября. Может, сводка неверна? Почему напитан не позаботился о ее до стоверности и пишет другое? Так или иначе, но отсутствие полной и достоверной информа ции, если еще можно сомневаться в сводках, выполнило т у роль, ко тор ую можно было ожидать... В дальнейшем БМРТ продолжал нормальную промысловую дея тельность в мукомольном вариан те, вы пуская ежесуточно от 8 до 13 тонн рыбной м у ки и, набрав гр у з 495 тонн м уки и 11 тонн пи щевой, без простоев 15 декабря РЫБНЫЙМУРМАН встал к очередному транспорту на вы гр у з к у . Пищевая продукция не выпускалась (по оценке штаба) из-за отсутствия соответствующе го сырья, а не емкостей. Но вер но и другое, если бы такое сырье появилось, тоЧ^кладировать пище вую затем уже было бы некуда. Далее, снабжение с «У краинско го комсомольца» траулер не полу чал. Оно т а к и оставалось на про мысле и было передано вместе с другим на очередном ТР при раз гр у з ке без опасных перевалок. О срочности его доставки трудно судить, но на промысле ранее для «Тумана-2» находилось 15 тонн снабжения на ТР «Ирбен- с кий пролив». Капитан Н. И. Фе доров не стал его получать и ушел в другой район промысла. Штабу пришлось искать оказию для доставки ему снабжения . Зачем Hie обвинять в этом дру гих? Возможности отправить больно го были. Например, на БМРТ «Буран», работавшем рядом. В этом случае больной был бы в Мурманске даже раньше, чем на «У краинском комсомольце». Что касается состояния рыбной муки, выпущенной «Туманом-2» во время выгрузки на ТР, то Зиновьев, на которого ссылает ся капитан Федоров , написал нам другое: «...Замечания по продукции в нестандартной упаковке: 1. Меш ки без полиэтиленовых вклады шей. 2. Мешки сверху зачехле ны полиэтиленовыми вкладыша ми, данная продукция периоди чески возвращалась обратно... В трех подряд стропах обнаружено несоответствие температуры тре бованиям правил, выгрузка биле прекращена. По просьбе техно лога «Тумана-2» акт администра цией ТР не составлялся...» Позднее уже капитан другого ТР указал значительно завышен ную температуру муки в мешках — 39—41 градус. Если говорить о придирках, то ранее, еще не имея этих тревож ных РДО, было дано указание капитанам ТР и штабу принимать муку с отклонениями от правил палубным грузом под ответст венность изготовителя. О заметке «Вопреки здравому смыслу» («РМ» от 23 декабря 1988 г.). Нам также хотелось бы присоединиться к мнению заме стителя генерального директора «Мурманрыбпрома» А. Кухтина, автора заметки, о необходимости более тщательно подходить к анализу экономической эффектив ности в комплексе «промсудно- транспор.т» и, пожалуй, поста вить этот вопрос шире: к анали зу любой ситуации вообще. Как видим, оценка ее не однозначна. Наводить порядок нужно в хо зяйстве «Мурманрыбпрома». Важно, чтобы лица, занимаю щиеся этим, проявляли как трез вость, так и принципиальность. В. МАЛАШЕНКО , начальник службы эксплуата ции БПО «Севрыба». * * * Это письмо редакция получи ла почти одновременно с очеред ной радиограммой от Н. Ф ед о р о ва и секретаря парторганизации В. Алексеева. В ней, в частности, говорится: «По-прежнему лише ны возможности производства пищевой продукции. Палубным грузом не приняли ни одного мешка (речь идет о вы грузке рыбной м уки — РЕД.). Прошу решить вопрос полной выгрузки на ТР «Матиас Тезен». Переписка идет. Проблемы у экипажа, взявшего судно в арен ду (впервые на флоте!), остают ся. I 20 жаря 1989 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz