Рыбный Мурман. 1989 г. Январь.
4 Человек и экономика: Объективный взгляд Экономим копеики, теряем миллионы Впервые о существовании Калининградского морского рыбного порта я узнал лет девять назад. На каждом собра нии только и слышал: «Докеры КМРП зарабатывают столь ко же, что и мы — докеры Мурманского морского рыбного порта, хотя и пе получают полярных надбавок и северных коэффициентов». Объяснить причину высокой заработной платы калининградцев толком никто не мог, а может быть, и не хотел. Тогда же я узнал, что Калининградский рыбный порт — наш соперник но социалистическому соревнованию. Естественно, что мне очень хотелось побывать в Калинин граде и посмотреть, не четыре ли руки там у каждого до кера, и не летают ли у них ящики с рыбой сами по себе. Потому что объяснить столь высокие заработки калинин градцев как-то иначе было трудно. И вот в декабре 1988 года по распоряжению начальника порта я, наконец, был направлен в командировку. Посмот рев работу наших соперников, побеседовав с руководством порта, понял причину и высокой заработной платы, и высо кой выработки докеров. Стало ясно: нам, мурманчанам, есть чему поучиться у коллег-соперников. Например, в ноябре прошлого года восемь докеров-кали- нинградцев за слюну перегрузили из холодильника в вагоны 666 тонн рыбопродукции. У нас нее во втором грузовом районе такие трудовые достижения, пожалуй, не под силу и целой бригаде. Почему? Работники калининградского холо дильника еще до постановки вагонов ищут в камерах места расположения нужного ассортимента рыбы, и к моменту по становки вагонов рыба немедленно вывозится из камеры к вагонам. У нас нее, к сожалению, все делается исключитель но в обратном порядке. Не лучшим образом у нас обстоят дела и на складе рыб ной муки. Если в КМРП все мешки с мукой находятся на поддонах, и за смену звено докеров отгружает более двух сот тонн муки, то во втором районе ММРП при выгрузке с судов муку сначала снимают с поддонов н складируют в штабель, а потом, при отгрузке в вагоны, эту же муку вновь укладывают из штабеля на поддоны. Для того чтобы за грузить двести тони, нашему звену потребуется самое мень шее две смены, не говоря уже о напрасных физических за тратах. И даже в самом элементарном — простых деревянных поддонах, которых сейчас требуется большое количество, ка лининградцы обошли нас, наладив у себя их ремонт и из готовление. Мы же заказываем эти поддоны на стороне с доставкой и порт вагонами. И ото во времена самофинанси рования и самоокупаемости. Калининградский рыбебыт при разнарядке на выгрузку судна делает оговорку: при отсутствии вагонов и во время маневров рыбопродукцию отгружать на холодильник, а рыбную муку — на склад. У нас же этого нет, а «козлами отпущения» остаются докеры, которые, если нет вагонов, сидят без работы, и моряки, которые ждут транспорта в море. О работе наших соперников можно судить, сравнив не которые показатели. Так, месячная выработка одного доке ра Калининградского морского рыбного порта за ноябрь прошлого года составляет 320 тонн, нашего докера второго района третьей смены — 260 топи. Производительность на одного работающего за десять месяцев составляет у них 111,3 процента, а у нас — 94,1 процента. Средняя заработ ная плата за ноябрь у рабочих КМРП 382 рубля, а у треть ей смены второго района ММРП — 232 рубля (без учета полярных надбавок и коэффициента). В КМРП рабочим вы плачивают 40 процентов «ночной» надбавки, а руководство ММРП все продолжает «изыскивать» для этого средства. Думаю, что при такой организации труда искать придется еще долго. Я не экономист, а рабочий, по могу с уверенностью ска-* зать, что выгружать рыбопродукцию на склады во время отсутствия вагонов и маневров выгодно. То мизерное уве личение себестоимости тонны рыбопродукции из-за «лиш ней» операции померкнет перед сотнями тонн своевременно выгруженной и отправленной потребителям продукции, сот нями часов сэкономленного промысловикам и транспортам времени. А если это не так, то зачем нам БПО «Севрыба», да и в конечном счете, вся перестройка, если мы продолжа ем смотреть каждый из своего кошелька — экономя ко пейки и теряя на этом миллионы? Может возникнуть вопрос, зачем я это пишу, и зачем мне, рабочему, это надо? Отвечу: мне лично много пе надо. Я хочу спокойно работать в течение всей смены, без простоев, а не бегать без толку с ящиком туда-сюда. Хочу получать зарплату, соответствующую моему нелегкому труду и по зволяющую жить на Севере. Хочу, чтобы когда-нибудь со брались вместе наши нормировщики, работники отдела ор^ га 1 шзации труда и зарплаты во главе с начальником порта В. В. Кусковым и загрузили вручную хотя бы один вагон. Получили бы за работу деньги и ответили: соответствуют ли расценки физическим затратам? И больше всего хочу, что бы руководство порта получало заработанную плату, а не оклады. Нужно учиться работать у своих соперников — коллек тива Калининградского морского рыбного порта. Врать и немедленно внедрять все новое, все лучшее у портовиков Таллинна, Находки, Керчи, Севастополя. А пока из-за нашей бесхозяйственности, неразворотливостп простаивают брига ды докеров, простаивают у причалов суда, ждут в море транспорта рыбаки... В. ЧЕРНЯКОВ, звеньевой укрупненной комплексной бригады рыбного порта. D КОНЦЕ 1987 года состоя- лось собрание област но го - партийно-хозяйственного актива, на котором начальник ВРПО «Севрыба» М. И. Кар гин предложил проект буду щей фирмы «Север», осно ванной на концепции «объ единенного флота». По его мнению и мнению разработ чиков этой идеи,- поддержан ной отдельными специалиста ми, аппарат управления всем Северным бассейном должен находиться во главе объеди ненного флота на базе трал- флота и «Мурманрыбпрома». Как считали (и продолжают они считать), именно такая струк тура позволит эффективно уп равлять всеми экономически ми и социальными процесса ми. Средства массовой инфор мации активно (если не ска зать — бурно) включились в ее обсуждение. . Наш еженедельник в нача ле 1988 года опубликовал схему организационно-упрев- ленческой структуры пред полагаемой фирмы, а также выдержки из выступлений на активе. Будущее Северного бассей на никого не оставило равно душным. Редакция получила множество писем, радио грамм, в которых выражались суждения, высказывались оцен ки, читатели предлагали соб ственные структуры. Выступа ли руководители флотов, предприятий, капитаны, моря ки, руководители обществен ных организаций, ветераны. В общей сложности в газете было напечатано с января по сентябрь 55 статей, коррес понденций, радиограмм... Все, кто пожелал высказаться, на шли трибуну в лице газеты. По этому поводу еженедель ник провел заседание «круг лого стола». В пяти обшир ных статьях убеждал читате лей в своей правоте М. И. Каргин. Мы провели элемен тарный подсчет, и оказалось, что на страницах еженедель ника активные сторонники «объединенного флота» вы ступали 21 раз. И в редакци онном портфеле нет ни одно го письма, которое бы не увидело свет. Правда, после того, как вы шел приказ № 400 Минрыб хоза СССР о создании БПО, мы получили статью замести теля генерального директора рыбокомбината Ю. В. Менан- кова, который, в отличие- от министерской, предлагал соб ственную структуру. Матери ал мы не опубликовали, ибо «поезд ушел» — приказ в данном случае следовало уже выполнять, а не обсуждать. (К сожалению, это послужило поводом Ю . В. Мананкову для необоснованного обвинения наступили другие. Но не бу дем утешать себя и читателей: ^ перестройка усилила изощрен ность сопротивленцев критике. Начиная в прошлом году публикации писем под рубри кой — «Фирма «Север». Ка кой ей быть?» редакция поста вила перед собой цель: преж де чем сформировать общест венное мнение, выяснить, ка кое ж е оно на самом деле? Дабы не подтасовывать его до «правильного», дабы оно не выглядело подделкой, редак ция дала возможность выска- позиция Заметки по поводу редакции в зажиме критики, о чем он заявил на отчетно- выборной партийной конфе ренции Первомайского райо на.) Как известно, со своей кон цепцией руководство ВРПО не достучалось до министер ства, и на бассейне с 1 де кабря 1988 года создано БПО. И тем не менее некоторые работники аппарата БПО уп рекают «Рыбный Мурман» в том, что он печатал письма без комментариев, выплески* вая на страницы газеты мне ния тех, кто, дескать, в уп- равлении-то ничего не смыс лит, что надо было поддер жать и настойчиво агитиро вать тружеников Северного бассейна за идею «объеди ненного флота», и в конечном счете сформировать общест венное мнение таким обра зом, чтобы все, как один, единодушно проголосовали за данную структуру. Выдвигает ся еще больший упрек : мол, газета не выполнила своей «организаторской роли». Не спорим, в последнее время еженедельник перестал быть «карманным изданием» для некоторых специалистов «Севрыбы»: попусту бить в литавры, поддерживать спу щенные сверху, придуманные в кабинетах, но далекие от жизни инициативы, почииы и прочее трубадурство. Времена заться всем желающим , опи раясь на реальное, а не орга низованное «общественное^ мнение», соблюдая при в с ем * при этом социалистический плюрализм мнений. «И мне совершенно непо нятно то, что некоторые то варищи по существу начина ют выступать против плюра лизма мнений как такового, когда говорят, что он якобы означает отсутствие позиции, вводит а заблуждение, сеет сумятицу в обществе. Думаю , что такие взгляды на плюра лизм мнений — не что иное, как заблуждение. Потому что только на стыке мнений, со поставлении взглядов и м ож но найти истину, сформулиро вать правильные выводы» — так говорил на недавней встре че с деятелями науки и куль туры М . С. Горбачев. Нам это тоже непонятно: почему только работники ап парата БПО имеют право на истину? Почему голос других для них — пустой звук? Обобщая сказанное, приве дем еще одну цитату: «Соци алистический орган д о л ж е ^ вести полемику... без п о л е м * ^ ки не обойтись», — утверж дал В. И. Ленин. Эта фраза взята за основу работы редакции газеты «Рыб ный Мурман». Постоянной ра боты. Вот такова наша позиция. Флот и М ИНУВШИЙ год был для объединения очень труд ным прежде всего пото му, что это был год, когда мы учились работать в условиях самофинансирования и хозра счета. Надо было сначала пе ревести на хозрасчет экипажи, подготовить базу, а уж потом все объединение. А получи лось наоборот: в министерст ве установили нормативы, ис ходя из плана пятилетки, не учитывая сегодняшнее состоя ние сырьевой базы. И нашему коллективу при шлось хуже, чем всем другим. Мы потеряли треть объемов добычи рыбы и пищевой «у берега». Только 18 судов -ко - шельковистов давали нам две надцать процентов плана на облове мойвы. Изменение со стояния сырьевой базы в Ба ренцевом море заставило на ши суда уходить в отдаленные районы промысла, перепро филировать работу флота на улучшенный ассортимент, раз делку, фаршевое производст во. Удаленность флота увели чила затраты на его эксплуа тацию, кроме того мы вынуж дены ежегодно тратить поч ти- 13 миллионов рублей на оплату перелета экипажей. Не менее сложной была проблема перехода флота на выпуск разделанной продук ции и продукции улучшенного ассортимента. Дело в том, что мы всегда (так сложилось ис торически) ориентировались Путь один на «вал»: мойва, сел»дь не требовали особой обработки, разделки. Средняя цена одной тонны такой продукции — 600 рублей. В новых условиях потребовалось перепрофили ровать флот на выпуск более дорогой и более трудоемкой продукции, потребовалась м о дернизация судов. Первым таким шагом было оснащение шести судов обо рудованием для выпуска рыб ного фарша. С коро на промы сел выйдут еще два траулера. Пока изготовлено около 2000 тонн фарша, задание на 1989 год — до 5—5,5 тысячи тонн, а в последующий период ос настим оборудованием еще восемь судов и выпуск фарша доведем до 10— 15 тысяч тонн. Мы изучали спрос на эту продукцию на перерабатыва ющих предприятиях 75 обла стей страны. Получается, что у нас готовы купить 30 тысяч тонн фарша. Проблема лишь в установке оборудования для выпуска колбасы и другой фаршевой продукции. Сейчас договариваемся о закупке оборудования, заключаем до говоры с предприятиями о со здании совместного производ ства. Ищем возможности произ водства пищевой продукции js . •• из криля. В 1988 году получи ли хорошие результаты на БМРТ «Град» в выпуске пасты «Океан», в плене — переобо рудование по этой технологии еще одного БМРТ, а траулер «Град» в этом месяце выйдет на промысел, где будет изго тавливать консервы «Мясо криля». На БМРТ «Торос» сейчас проходят наладочные испытания оборудования, ко торое позволит изготавливать филе из трески по европей ским стандартам. Вторым очень важным для нас направлением было раз- 20 января 1989 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz