Рыбный Мурман. 1989 г. Январь.

4 Человек и экономика: Объективный взгляд Экономим копеики, теряем миллионы Впервые о существовании Калининградского морского рыбного порта я узнал лет девять назад. На каждом собра­ нии только и слышал: «Докеры КМРП зарабатывают столь­ ко же, что и мы — докеры Мурманского морского рыбного порта, хотя и пе получают полярных надбавок и северных коэффициентов». Объяснить причину высокой заработной платы калининградцев толком никто не мог, а может быть, и не хотел. Тогда же я узнал, что Калининградский рыбный порт — наш соперник но социалистическому соревнованию. Естественно, что мне очень хотелось побывать в Калинин­ граде и посмотреть, не четыре ли руки там у каждого до­ кера, и не летают ли у них ящики с рыбой сами по себе. Потому что объяснить столь высокие заработки калинин­ градцев как-то иначе было трудно. И вот в декабре 1988 года по распоряжению начальника порта я, наконец, был направлен в командировку. Посмот­ рев работу наших соперников, побеседовав с руководством порта, понял причину и высокой заработной платы, и высо­ кой выработки докеров. Стало ясно: нам, мурманчанам, есть чему поучиться у коллег-соперников. Например, в ноябре прошлого года восемь докеров-кали- нинградцев за слюну перегрузили из холодильника в вагоны 666 тонн рыбопродукции. У нас нее во втором грузовом районе такие трудовые достижения, пожалуй, не под силу и целой бригаде. Почему? Работники калининградского холо­ дильника еще до постановки вагонов ищут в камерах места расположения нужного ассортимента рыбы, и к моменту по­ становки вагонов рыба немедленно вывозится из камеры к вагонам. У нас нее, к сожалению, все делается исключитель­ но в обратном порядке. Не лучшим образом у нас обстоят дела и на складе рыб­ ной муки. Если в КМРП все мешки с мукой находятся на поддонах, и за смену звено докеров отгружает более двух­ сот тонн муки, то во втором районе ММРП при выгрузке с судов муку сначала снимают с поддонов н складируют в штабель, а потом, при отгрузке в вагоны, эту же муку вновь укладывают из штабеля на поддоны. Для того чтобы за­ грузить двести тони, нашему звену потребуется самое мень­ шее две смены, не говоря уже о напрасных физических за­ тратах. И даже в самом элементарном — простых деревянных поддонах, которых сейчас требуется большое количество, ка­ лининградцы обошли нас, наладив у себя их ремонт и из­ готовление. Мы же заказываем эти поддоны на стороне с доставкой и порт вагонами. И ото во времена самофинанси­ рования и самоокупаемости. Калининградский рыбебыт при разнарядке на выгрузку судна делает оговорку: при отсутствии вагонов и во время маневров рыбопродукцию отгружать на холодильник, а рыбную муку — на склад. У нас же этого нет, а «козлами отпущения» остаются докеры, которые, если нет вагонов, сидят без работы, и моряки, которые ждут транспорта в море. О работе наших соперников можно судить, сравнив не­ которые показатели. Так, месячная выработка одного доке­ ра Калининградского морского рыбного порта за ноябрь прошлого года составляет 320 тонн, нашего докера второго района третьей смены — 260 топи. Производительность на одного работающего за десять месяцев составляет у них 111,3 процента, а у нас — 94,1 процента. Средняя заработ­ ная плата за ноябрь у рабочих КМРП 382 рубля, а у треть­ ей смены второго района ММРП — 232 рубля (без учета полярных надбавок и коэффициента). В КМРП рабочим вы­ плачивают 40 процентов «ночной» надбавки, а руководство ММРП все продолжает «изыскивать» для этого средства. Думаю, что при такой организации труда искать придется еще долго. Я не экономист, а рабочий, по могу с уверенностью ска-* зать, что выгружать рыбопродукцию на склады во время отсутствия вагонов и маневров выгодно. То мизерное уве­ личение себестоимости тонны рыбопродукции из-за «лиш­ ней» операции померкнет перед сотнями тонн своевременно выгруженной и отправленной потребителям продукции, сот­ нями часов сэкономленного промысловикам и транспортам времени. А если это не так, то зачем нам БПО «Севрыба», да и в конечном счете, вся перестройка, если мы продолжа­ ем смотреть каждый из своего кошелька — экономя ко­ пейки и теряя на этом миллионы? Может возникнуть вопрос, зачем я это пишу, и зачем мне, рабочему, это надо? Отвечу: мне лично много пе надо. Я хочу спокойно работать в течение всей смены, без простоев, а не бегать без толку с ящиком туда-сюда. Хочу получать зарплату, соответствующую моему нелегкому труду и по­ зволяющую жить на Севере. Хочу, чтобы когда-нибудь со­ брались вместе наши нормировщики, работники отдела ор^ га 1 шзации труда и зарплаты во главе с начальником порта В. В. Кусковым и загрузили вручную хотя бы один вагон. Получили бы за работу деньги и ответили: соответствуют ли расценки физическим затратам? И больше всего хочу, что­ бы руководство порта получало заработанную плату, а не оклады. Нужно учиться работать у своих соперников — коллек­ тива Калининградского морского рыбного порта. Врать и немедленно внедрять все новое, все лучшее у портовиков Таллинна, Находки, Керчи, Севастополя. А пока из-за нашей бесхозяйственности, неразворотливостп простаивают брига­ ды докеров, простаивают у причалов суда, ждут в море транспорта рыбаки... В. ЧЕРНЯКОВ, звеньевой укрупненной комплексной бригады рыбного порта. D КОНЦЕ 1987 года состоя- лось собрание област­ но го - партийно-хозяйственного актива, на котором начальник ВРПО «Севрыба» М. И. Кар­ гин предложил проект буду­ щей фирмы «Север», осно­ ванной на концепции «объ­ единенного флота». По его мнению и мнению разработ­ чиков этой идеи,- поддержан­ ной отдельными специалиста­ ми, аппарат управления всем Северным бассейном должен находиться во главе объеди­ ненного флота на базе трал- флота и «Мурманрыбпрома». Как считали (и продолжают они считать), именно такая струк­ тура позволит эффективно уп­ равлять всеми экономически­ ми и социальными процесса­ ми. Средства массовой инфор­ мации активно (если не ска­ зать — бурно) включились в ее обсуждение. . Наш еженедельник в нача­ ле 1988 года опубликовал схему организационно-упрев- ленческой структуры пред­ полагаемой фирмы, а также выдержки из выступлений на активе. Будущее Северного бассей­ на никого не оставило равно­ душным. Редакция получила множество писем, радио­ грамм, в которых выражались суждения, высказывались оцен­ ки, читатели предлагали соб­ ственные структуры. Выступа­ ли руководители флотов, предприятий, капитаны, моря ­ ки, руководители обществен­ ных организаций, ветераны. В общей сложности в газете было напечатано с января по сентябрь 55 статей, коррес ­ понденций, радиограмм... Все, кто пожелал высказаться, на­ шли трибуну в лице газеты. По этому поводу еженедель­ ник провел заседание «круг­ лого стола». В пяти обшир­ ных статьях убеждал читате­ лей в своей правоте М. И. Каргин. Мы провели элемен­ тарный подсчет, и оказалось, что на страницах еженедель­ ника активные сторонники «объединенного флота» вы­ ступали 21 раз. И в редакци­ онном портфеле нет ни одно­ го письма, которое бы не увидело свет. Правда, после того, как вы­ шел приказ № 400 Минрыб­ хоза СССР о создании БПО, мы получили статью замести­ теля генерального директора рыбокомбината Ю. В. Менан- кова, который, в отличие- от министерской, предлагал соб­ ственную структуру. Матери­ ал мы не опубликовали, ибо «поезд ушел» — приказ в данном случае следовало уже выполнять, а не обсуждать. (К сожалению, это послужило поводом Ю . В. Мананкову для необоснованного обвинения наступили другие. Но не бу­ дем утешать себя и читателей: ^ перестройка усилила изощрен­ ность сопротивленцев критике. Начиная в прошлом году публикации писем под рубри ­ кой — «Фирма «Север». Ка­ кой ей быть?» редакция поста­ вила перед собой цель: преж ­ де чем сформировать общест­ венное мнение, выяснить, ка­ кое ж е оно на самом деле? Дабы не подтасовывать его до «правильного», дабы оно не выглядело подделкой, редак­ ция дала возможность выска- позиция Заметки по поводу редакции в зажиме критики, о чем он заявил на отчетно- выборной партийной конфе­ ренции Первомайского райо­ на.) Как известно, со своей кон ­ цепцией руководство ВРПО не достучалось до министер­ ства, и на бассейне с 1 де­ кабря 1988 года создано БПО. И тем не менее некоторые работники аппарата БПО уп­ рекают «Рыбный Мурман» в том, что он печатал письма без комментариев, выплески* вая на страницы газеты мне­ ния тех, кто, дескать, в уп- равлении-то ничего не смыс­ лит, что надо было поддер­ жать и настойчиво агитиро­ вать тружеников Северного бассейна за идею «объеди­ ненного флота», и в конечном счете сформировать общест­ венное мнение таким обра­ зом, чтобы все, как один, единодушно проголосовали за данную структуру. Выдвигает­ ся еще больший упрек : мол, газета не выполнила своей «организаторской роли». Не спорим, в последнее время еженедельник перестал быть «карманным изданием» для некоторых специалистов «Севрыбы»: попусту бить в литавры, поддерживать спу­ щенные сверху, придуманные в кабинетах, но далекие от жизни инициативы, почииы и прочее трубадурство. Времена заться всем желающим , опи­ раясь на реальное, а не орга ­ низованное «общественное^ мнение», соблюдая при в с ем * при этом социалистический плюрализм мнений. «И мне совершенно непо­ нятно то, что некоторые то­ варищи по существу начина­ ют выступать против плюра­ лизма мнений как такового, когда говорят, что он якобы означает отсутствие позиции, вводит а заблуждение, сеет сумятицу в обществе. Думаю , что такие взгляды на плюра­ лизм мнений — не что иное, как заблуждение. Потому что только на стыке мнений, со­ поставлении взглядов и м ож ­ но найти истину, сформулиро­ вать правильные выводы» — так говорил на недавней встре­ че с деятелями науки и куль­ туры М . С. Горбачев. Нам это тоже непонятно: почему только работники ап­ парата БПО имеют право на истину? Почему голос других для них — пустой звук? Обобщая сказанное, приве­ дем еще одну цитату: «Соци­ алистический орган д о л ж е ^ вести полемику... без п о л е м * ^ ки не обойтись», — утверж ­ дал В. И. Ленин. Эта фраза взята за основу работы редакции газеты «Рыб­ ный Мурман». Постоянной ра­ боты. Вот такова наша позиция. Флот и М ИНУВШИЙ год был для объединения очень труд­ ным прежде всего пото­ му, что это был год, когда мы учились работать в условиях самофинансирования и хозра­ счета. Надо было сначала пе­ ревести на хозрасчет экипажи, подготовить базу, а уж потом все объединение. А получи­ лось наоборот: в министерст­ ве установили нормативы, ис­ ходя из плана пятилетки, не учитывая сегодняшнее состоя­ ние сырьевой базы. И нашему коллективу при ­ шлось хуже, чем всем другим. Мы потеряли треть объемов добычи рыбы и пищевой «у берега». Только 18 судов -ко - шельковистов давали нам две­ надцать процентов плана на облове мойвы. Изменение со­ стояния сырьевой базы в Ба­ ренцевом море заставило на­ ши суда уходить в отдаленные районы промысла, перепро ­ филировать работу флота на улучшенный ассортимент, раз­ делку, фаршевое производст­ во. Удаленность флота увели­ чила затраты на его эксплуа­ тацию, кроме того мы вынуж ­ дены ежегодно тратить поч­ ти- 13 миллионов рублей на оплату перелета экипажей. Не менее сложной была проблема перехода флота на выпуск разделанной продук ­ ции и продукции улучшенного ассортимента. Дело в том, что мы всегда (так сложилось ис­ торически) ориентировались Путь один на «вал»: мойва, сел»дь не требовали особой обработки, разделки. Средняя цена одной тонны такой продукции — 600 рублей. В новых условиях потребовалось перепрофили­ ровать флот на выпуск более дорогой и более трудоемкой продукции, потребовалась м о ­ дернизация судов. Первым таким шагом было оснащение шести судов обо ­ рудованием для выпуска рыб ­ ного фарша. С коро на промы ­ сел выйдут еще два траулера. Пока изготовлено около 2000 тонн фарша, задание на 1989 год — до 5—5,5 тысячи тонн, а в последующий период ос­ настим оборудованием еще восемь судов и выпуск фарша доведем до 10— 15 тысяч тонн. Мы изучали спрос на эту продукцию на перерабатыва­ ющих предприятиях 75 обла­ стей страны. Получается, что у нас готовы купить 30 тысяч тонн фарша. Проблема лишь в установке оборудования для выпуска колбасы и другой фаршевой продукции. Сейчас договариваемся о закупке оборудования, заключаем до ­ говоры с предприятиями о со­ здании совместного производ ­ ства. Ищем возможности произ­ водства пищевой продукции js . •• из криля. В 1988 году получи­ ли хорошие результаты на БМРТ «Град» в выпуске пасты «Океан», в плене — переобо ­ рудование по этой технологии еще одного БМРТ, а траулер «Град» в этом месяце выйдет на промысел, где будет изго ­ тавливать консервы «Мясо криля». На БМРТ «Торос» сейчас проходят наладочные испытания оборудования, ко ­ торое позволит изготавливать филе из трески по европей­ ским стандартам. Вторым очень важным для нас направлением было раз- 20 января 1989 года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz