Рыбный Мурман. 1989 г. Январь.

о 1 •?Зда}*&Д С*: ‘w.v-v-’;. Творческий конкурс «Рыбного Мурмана» Рыбацкий еженедельник вновь приглашает журнали­ стов, прозаиков, поэтов — и профессионалов, и тех, кто только пробует свои силы — принять участие в творче­ ском конкурсе «Рыбного Мурмана». Надеемся, что наши авторы расскажут на страницах газеты о людях, активно участвующих в об­ новлении страны, о трудных траницах в истории запо­ лярного края, о мужестве тех, кто ценою жизни отсто­ ял нашу свободу. Впрочем, это лишь основные ориенти­ ры, темы произведений ни­ как не ограничиваются. Конкурс проводится по трем разделам — поэзии, прозы, публицистики. В каждом из них установлено по три премии для авторов лучших произведений: пер­ вая премия — в размере 60 рублей, вторая — 40, третья'— 25 рублей.; Специальная премия — 30 рублей предназначена ав­ тору наиболее интересной юмористической или сатири­ ческой работы, которая мо­ жет быть выполнена в лю­ бом жанре — от карикатуры до стихотворной подборки. Желаем вам творческих успехов в нынешнем году! С нетерпением ждем знакомст­ ва с новыми авторами! Журнал «Север» (№ II, 12 ) «Труд на пользу!» — только раз мелькнет это традиционное приветствие занятому работой человеку на страницах повести, воло­ годского прозаика Василия Елесина «Своя крыша» (Оно до сих пор в ходу на Вологодчине, но все больше в дальних деревнях да меж людьми пожилыми.) Однако для героя повести, Дементия Ильича Чужгина, мастерови­ того столяра, преподающего ребятишкам в деревенской школе уроки труда, это не просто ” привычный набор слов. Это для него условие и смысл существования. Можно было бы сказать, что «Своя крыша» точно вписывается в традиционное русло «деревенской прозы» с ее утверждением извечной ценности труда, совести, любви к небогатой родной земле. Однако исторический фон, взятый автором, — скорбные 37-йи 38-йгоды — обязывали его к поиску но^ вых вопросов... Дементий строит дом, гнездо для боль­ шой, теснящейся в одной комнатушке семьи. Не хо­ ромы, не по заработкам они ему, но такой чтоб жить можно было. Рядом работа­ ют раскулаченные (кому по­ слабление сделано), исчеза­ ют из деревни новоявленные «враги народа», бесчинству­ ет начальство, налоги стано­ вятся все круче, а Чужгин — строит дом. Недоумевая, мучаясь, пытаясь разобрать­ ся в происходящем само­ стоятельно, поступать по со­ вести (за что и выгоняют его с работы: сделанный шкаф, вопреки «умным» советам, отвозит жене заказчика, только что арестованного человека), — строит и стро­ ит.; Во времена всеобщей ломки занят тем, что возво­ дит «свою крышу» для «светлой поросли военного поколения»... И у читателя невольно прорастает вопрос: уцелеет ли этот «простой» вологодский мужик, а шире — истинный хозяин и строи­ тель жизни — на драматич­ ных исторических поворо­ тах? Уцелел ли? Среди поэтических про­ изведений одиннадцатого номера интерес вызывают фрагменты поэмы Виктора Кушмаяова «Небдииса Внт- тор», посвященной выдаю­ щемуся коми писателю Вик­ тору Савину, незаконно реп­ рессированному и погибше­ му почти полвека назад. В заголовок поэмы вынесен псевдоним, под которым зна­ ли Савина читатели. Одна из главок рассказывает о скульпторе, который рабо­ тает над памятником погиб­ шему писателю и мечтает сделать его таким, «Чтобы знали живые, как страшно Оклеветанному — Умереть». Почитателей творчества Николая Рубцова в этом но­ мере привлекут воспомина­ ния о встречах с большим русским поэтом горьковско­ го журналиста и прозаика Александра Сизова, озаглав­ ленные «По лесам, в окрест­ ностях Ветлуги». «Боль и ненависть» с под­ заголовком «Записки фрон­ тового пулеметчика» — пер­ вая литературная публика­ ция бывшего партийного ра ­ ботника и педагога Анатолия Лебедева. В ней нет особых художественных изысков, записки, занявшие весьма солидное место в двух номе­ рах журнала, интересны со­ всем другим — откровен­ ностью и искренностью рас­ сказа о пережитом совсем юным, наспех обученным офицером на самой страш­ ной из войн. Пожалуй, еще два-три года назад они могли бы появиться лишь с замет­ ными купюрами, поскольку пишет Лебедев так. как оно было — жестоко, без рету­ ши, не опасаясь полемики со сложившимися обычаями. Две трети журнальной стра­ ницы, например, занимают размышления о знаменитом лозунге «З а Родину! За Ста­ лина!» Вот лишь несколько строк: «...чем дальше, тем реже употреблялась эта ф ра ­ за. Думается, она вообще не занимала такого места в на­ шем фронтовом лексиконе, как это изображали в своих корреспонденциях военные журналисты... Наверное, и фронтовики поверили в ее универсальность и запомни­ ли таковой не столько из действительности, сколько из тех же газет». В 12-м номере «Севера» опубликована повесть про­ заика Александра Малышева «Открытка для Надежды». Она рассказывает о любви, зародившейся в месте вроде бы для того вовсе непригод­ ном, — в мастерской обще­ ства слепых, когда туда при­ шла «оказывать шефскую помощь», а попросту — чи­ тать книги девушка с сосед­ ней фабрики. Надежда — это ее имя. И в то же вре­ мя та опора, которую необ­ ходимо найти в жизни моло­ дому герою повести. Поэтический раздел номе ра обращает на себя внима­ ние подборкой стихотворений Олега Мишина «Уходят дни» и поэмой Анатолия Родина «Мария Кузьмина». Из публицистических про­ изведений отметим очерк мурманского литератора Юрия Волка «О море, мо­ ре...», рассказывающий о впечатлениях и мыслях, по черпнутых во время коман­ дировки на ведущие промы­ сел рыбацкие суда группы писателей. Постоянные чита­ тели «Рыбного Мурмана» уже знакомы с этим очер­ ком: газетный вариант был опубликован весной минув­ шего года. В номере опубликованы также «Ундозерское жизне­ описание» Александра Ось- кина — документальный рассказ о жизни большой русской семьи с конца де­ вятнадцатого века, «Право быть собой. Штрихи к порт­ рету Сергея Залыгина» ле­ нинградского литературове­ да Геннадия Мурикова и другие материалы. РЫБНЫЙ мурман 13 января 189 года Ансамблю - звание народного Шире круг1. I Танцевальному коллективу «Морская душа» Высшего инженер­ ного морского училища имени Ленинского комсомола недавно присвоено почетное звание народного. На каких бы концертных площадках не выступали молодые тан­ цоры, им неизменно сопутствует успех. Ансамбль дважды побы­ вал в Москве, где удостоен дипломов ВДНХ , а весной прошлого года совершил поездку в Киев . В столице Украины работают при­ знанные знатоки хореографии, немало самобытных танцевальных коллективов. Тем дороже отзывы зрителей и специалистов о мурманчанах, например , такие: «У ансамбля большое будущее», «Он мог бы украсить сцену любого Дворца культуры». Достойным творческим итогом гастрольной поездки стал новый номер в программе ансамбля — «Украинская сюита». С ним кол­ лектив недавно выступил на концерте, средства от к о т о р о г о п е р е ­ числены в помощь пострадавшим жителям Армении. ^ Сейчас руководитель ансамбля «Морская душа» //. Я. Арон- чик вместе с самодеятельными артистами готовит танцевальную героико-патриотическую сюиту, посвященную 4о-летшо освобож­ дения Советского Заполярья. А . МИХАЙЛОВА. В поисках доверия Новая постановка теат­ рального коллектива иод ру­ ководством Ирины Лисов­ ской в ДКиТ имени С. М. Кирова показана пока лишь узкому кругу «домашних друзей» театра-студии «Ак­ тер». Первая мысль, возник­ шая у меня во время спек­ такля по пьесе Атола Фугар­ да «Здесь живут люди», со­ впала с названием пьесы, только все три слова хоте­ лось как-то уважительно подчеркнуть и адресовать артистам. t Уже в день предваритель­ ного просмотра было видно, что получился увлекатель­ ный спектакль, по-человече­ ски понятный, духовно на­ полненный, необходимый тем. кто еще умеет сомне­ ваться в себе. Получилось произведение русского пси­ хологического театра по пье­ се южноафриканского дра­ матурга с европейским под­ текстом..; В театре и кино мы проч­ но привыкли к сюжету, связности, а дома, наедине с зеркалом, думаем совсем по- другому. К тому же, гово­ рят, сюжетов мало. Все по­ вторяется... Только жизнь у каждого своя. Можно прожить ее как Милли из пьесы Фугарда, безоглядно и бурно. И мож­ но провести молодость за наблюдениями над жизнью, раскладывая их по полочкам различных философий, как Дон из той же пьесы. В спектакле мы знакомим­ ся с четырьмя персонажами. Двое из них, юные супруги Шорти и Сисси в исполне­ нии Игоря и Елены Галич, — неудачливые любовники, сексуально и в быту неудов­ летворенные люди. Их жиз­ ни как оы иллюстрируют го­ рячий и, похоже, неразре­ шимый спор Милли, пожп- йой квартирной хозяйки ге­ роев спектакля (Марина Ящук). и ее молодого оппо­ нента Дона (Андрей Секур- цев). Спор идет о то.м, что та­ кое любовь — физическое влечение, духовное или все вместе и можно ли ее чем- то заменить; о том, что про­ исходит с человеком, «вы­ павшим» из времени в два­ дцать лет, и о том, как жить в одиночестве отверг­ нутой любимым женщине после пятидесяти. Есть, конечно, свои «сек­ реты» у привлекательности спектакля. Один из них в том, что в маленьком зале комнаты № 20 Дворца куль­ туры актерам удается со­ здать эмоционально заря­ женное поле. При всей горе­ чи ситуации на сцене зри­ тель становится как бы заин­ тересованным исповедником каждого из участников этого разобщенного квартета. Все персонажи пьесы замкнуты в безнадежном одиночестве, хотя вокруг них живут люди. Каждый по-своему пытается найти понимание и любовь ближне­ го. И ничего не получается. Невозможно. На сцене же мы видим удивительную чуткость ак­ теров друг к другу, тонкость и естественность реакций на каждый взгляд и даже на невысказанную мысль. Их молчаливые ответы на коро- бящие попроси понятны яри- телю, потому что ответы за­ ложены актерами в чувства их персонажей, они есть, так сказать, в биополе спектак­ ля. Да просто потому, что эти мысли и паши тоже. Взволнованный и аргумен­ тированный спор Милли и Дона о том, что искать и добиваться чего-то в жизни бесполезно, но и бездейст­ вие. даже оправданное, тай­ нее бессмысленно, —- на сло­ вах не решен. А на деле... В атмосфере спектакля, в догадках и ощу­ щениях зрителя, в мыслях и чувствах героев спектакля — ответ есть. Может быть, важнейшим достоинством спектакля является как раз то, что в.этом ответе есть суровость и оптимизм, но нет навязчивой однозначно­ сти. Многие замечают, что те­ атральное искусство в по­ следние годы отошло па пе­ риферию интересов людей. Отчасти виновато в этом стремление театра только развлекать. Но постепенно становится понятно, что на­ стоящая задача искусства — изучать скрытую в глубине жизнь человеческих чувств, истинные мотивы поступков и страданий мужчин и жен­ щин. Похоже, что первым в Мурманске на эту тропу ста­ новится самодеятельный кол­ лектив. Непросто и двойственно экономически существует те­ атр-студия «Актер». Но главное то, что люди здесь живут бесконечно интересно творчески, что режиссер И. Лисовская и ее актеры не славы ищут, а духовного единения со зрителем. И общих открытий. И взаимно­ го доверии. И. БОРИСОВА, сотрудник Мурманской организации Союза теат­ ральных деятелей. В гостях у муз Рампа

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz