Рыбный Мурман. 1989 г. Январь.
о 1 •?Зда}*&Д С*: ‘w.v-v-’;. Творческий конкурс «Рыбного Мурмана» Рыбацкий еженедельник вновь приглашает журнали стов, прозаиков, поэтов — и профессионалов, и тех, кто только пробует свои силы — принять участие в творче ском конкурсе «Рыбного Мурмана». Надеемся, что наши авторы расскажут на страницах газеты о людях, активно участвующих в об новлении страны, о трудных траницах в истории запо лярного края, о мужестве тех, кто ценою жизни отсто ял нашу свободу. Впрочем, это лишь основные ориенти ры, темы произведений ни как не ограничиваются. Конкурс проводится по трем разделам — поэзии, прозы, публицистики. В каждом из них установлено по три премии для авторов лучших произведений: пер вая премия — в размере 60 рублей, вторая — 40, третья'— 25 рублей.; Специальная премия — 30 рублей предназначена ав тору наиболее интересной юмористической или сатири ческой работы, которая мо жет быть выполнена в лю бом жанре — от карикатуры до стихотворной подборки. Желаем вам творческих успехов в нынешнем году! С нетерпением ждем знакомст ва с новыми авторами! Журнал «Север» (№ II, 12 ) «Труд на пользу!» — только раз мелькнет это традиционное приветствие занятому работой человеку на страницах повести, воло годского прозаика Василия Елесина «Своя крыша» (Оно до сих пор в ходу на Вологодчине, но все больше в дальних деревнях да меж людьми пожилыми.) Однако для героя повести, Дементия Ильича Чужгина, мастерови того столяра, преподающего ребятишкам в деревенской школе уроки труда, это не просто ” привычный набор слов. Это для него условие и смысл существования. Можно было бы сказать, что «Своя крыша» точно вписывается в традиционное русло «деревенской прозы» с ее утверждением извечной ценности труда, совести, любви к небогатой родной земле. Однако исторический фон, взятый автором, — скорбные 37-йи 38-йгоды — обязывали его к поиску но^ вых вопросов... Дементий строит дом, гнездо для боль шой, теснящейся в одной комнатушке семьи. Не хо ромы, не по заработкам они ему, но такой чтоб жить можно было. Рядом работа ют раскулаченные (кому по слабление сделано), исчеза ют из деревни новоявленные «враги народа», бесчинству ет начальство, налоги стано вятся все круче, а Чужгин — строит дом. Недоумевая, мучаясь, пытаясь разобрать ся в происходящем само стоятельно, поступать по со вести (за что и выгоняют его с работы: сделанный шкаф, вопреки «умным» советам, отвозит жене заказчика, только что арестованного человека), — строит и стро ит.; Во времена всеобщей ломки занят тем, что возво дит «свою крышу» для «светлой поросли военного поколения»... И у читателя невольно прорастает вопрос: уцелеет ли этот «простой» вологодский мужик, а шире — истинный хозяин и строи тель жизни — на драматич ных исторических поворо тах? Уцелел ли? Среди поэтических про изведений одиннадцатого номера интерес вызывают фрагменты поэмы Виктора Кушмаяова «Небдииса Внт- тор», посвященной выдаю щемуся коми писателю Вик тору Савину, незаконно реп рессированному и погибше му почти полвека назад. В заголовок поэмы вынесен псевдоним, под которым зна ли Савина читатели. Одна из главок рассказывает о скульпторе, который рабо тает над памятником погиб шему писателю и мечтает сделать его таким, «Чтобы знали живые, как страшно Оклеветанному — Умереть». Почитателей творчества Николая Рубцова в этом но мере привлекут воспомина ния о встречах с большим русским поэтом горьковско го журналиста и прозаика Александра Сизова, озаглав ленные «По лесам, в окрест ностях Ветлуги». «Боль и ненависть» с под заголовком «Записки фрон тового пулеметчика» — пер вая литературная публика ция бывшего партийного ра ботника и педагога Анатолия Лебедева. В ней нет особых художественных изысков, записки, занявшие весьма солидное место в двух номе рах журнала, интересны со всем другим — откровен ностью и искренностью рас сказа о пережитом совсем юным, наспех обученным офицером на самой страш ной из войн. Пожалуй, еще два-три года назад они могли бы появиться лишь с замет ными купюрами, поскольку пишет Лебедев так. как оно было — жестоко, без рету ши, не опасаясь полемики со сложившимися обычаями. Две трети журнальной стра ницы, например, занимают размышления о знаменитом лозунге «З а Родину! За Ста лина!» Вот лишь несколько строк: «...чем дальше, тем реже употреблялась эта ф ра за. Думается, она вообще не занимала такого места в на шем фронтовом лексиконе, как это изображали в своих корреспонденциях военные журналисты... Наверное, и фронтовики поверили в ее универсальность и запомни ли таковой не столько из действительности, сколько из тех же газет». В 12-м номере «Севера» опубликована повесть про заика Александра Малышева «Открытка для Надежды». Она рассказывает о любви, зародившейся в месте вроде бы для того вовсе непригод ном, — в мастерской обще ства слепых, когда туда при шла «оказывать шефскую помощь», а попросту — чи тать книги девушка с сосед ней фабрики. Надежда — это ее имя. И в то же вре мя та опора, которую необ ходимо найти в жизни моло дому герою повести. Поэтический раздел номе ра обращает на себя внима ние подборкой стихотворений Олега Мишина «Уходят дни» и поэмой Анатолия Родина «Мария Кузьмина». Из публицистических про изведений отметим очерк мурманского литератора Юрия Волка «О море, мо ре...», рассказывающий о впечатлениях и мыслях, по черпнутых во время коман дировки на ведущие промы сел рыбацкие суда группы писателей. Постоянные чита тели «Рыбного Мурмана» уже знакомы с этим очер ком: газетный вариант был опубликован весной минув шего года. В номере опубликованы также «Ундозерское жизне описание» Александра Ось- кина — документальный рассказ о жизни большой русской семьи с конца де вятнадцатого века, «Право быть собой. Штрихи к порт рету Сергея Залыгина» ле нинградского литературове да Геннадия Мурикова и другие материалы. РЫБНЫЙ мурман 13 января 189 года Ансамблю - звание народного Шире круг1. I Танцевальному коллективу «Морская душа» Высшего инженер ного морского училища имени Ленинского комсомола недавно присвоено почетное звание народного. На каких бы концертных площадках не выступали молодые тан цоры, им неизменно сопутствует успех. Ансамбль дважды побы вал в Москве, где удостоен дипломов ВДНХ , а весной прошлого года совершил поездку в Киев . В столице Украины работают при знанные знатоки хореографии, немало самобытных танцевальных коллективов. Тем дороже отзывы зрителей и специалистов о мурманчанах, например , такие: «У ансамбля большое будущее», «Он мог бы украсить сцену любого Дворца культуры». Достойным творческим итогом гастрольной поездки стал новый номер в программе ансамбля — «Украинская сюита». С ним кол лектив недавно выступил на концерте, средства от к о т о р о г о п е р е числены в помощь пострадавшим жителям Армении. ^ Сейчас руководитель ансамбля «Морская душа» //. Я. Арон- чик вместе с самодеятельными артистами готовит танцевальную героико-патриотическую сюиту, посвященную 4о-летшо освобож дения Советского Заполярья. А . МИХАЙЛОВА. В поисках доверия Новая постановка теат рального коллектива иод ру ководством Ирины Лисов ской в ДКиТ имени С. М. Кирова показана пока лишь узкому кругу «домашних друзей» театра-студии «Ак тер». Первая мысль, возник шая у меня во время спек такля по пьесе Атола Фугар да «Здесь живут люди», со впала с названием пьесы, только все три слова хоте лось как-то уважительно подчеркнуть и адресовать артистам. t Уже в день предваритель ного просмотра было видно, что получился увлекатель ный спектакль, по-человече ски понятный, духовно на полненный, необходимый тем. кто еще умеет сомне ваться в себе. Получилось произведение русского пси хологического театра по пье се южноафриканского дра матурга с европейским под текстом..; В театре и кино мы проч но привыкли к сюжету, связности, а дома, наедине с зеркалом, думаем совсем по- другому. К тому же, гово рят, сюжетов мало. Все по вторяется... Только жизнь у каждого своя. Можно прожить ее как Милли из пьесы Фугарда, безоглядно и бурно. И мож но провести молодость за наблюдениями над жизнью, раскладывая их по полочкам различных философий, как Дон из той же пьесы. В спектакле мы знакомим ся с четырьмя персонажами. Двое из них, юные супруги Шорти и Сисси в исполне нии Игоря и Елены Галич, — неудачливые любовники, сексуально и в быту неудов летворенные люди. Их жиз ни как оы иллюстрируют го рячий и, похоже, неразре шимый спор Милли, пожп- йой квартирной хозяйки ге роев спектакля (Марина Ящук). и ее молодого оппо нента Дона (Андрей Секур- цев). Спор идет о то.м, что та кое любовь — физическое влечение, духовное или все вместе и можно ли ее чем- то заменить; о том, что про исходит с человеком, «вы павшим» из времени в два дцать лет, и о том, как жить в одиночестве отверг нутой любимым женщине после пятидесяти. Есть, конечно, свои «сек реты» у привлекательности спектакля. Один из них в том, что в маленьком зале комнаты № 20 Дворца куль туры актерам удается со здать эмоционально заря женное поле. При всей горе чи ситуации на сцене зри тель становится как бы заин тересованным исповедником каждого из участников этого разобщенного квартета. Все персонажи пьесы замкнуты в безнадежном одиночестве, хотя вокруг них живут люди. Каждый по-своему пытается найти понимание и любовь ближне го. И ничего не получается. Невозможно. На сцене же мы видим удивительную чуткость ак теров друг к другу, тонкость и естественность реакций на каждый взгляд и даже на невысказанную мысль. Их молчаливые ответы на коро- бящие попроси понятны яри- телю, потому что ответы за ложены актерами в чувства их персонажей, они есть, так сказать, в биополе спектак ля. Да просто потому, что эти мысли и паши тоже. Взволнованный и аргумен тированный спор Милли и Дона о том, что искать и добиваться чего-то в жизни бесполезно, но и бездейст вие. даже оправданное, тай нее бессмысленно, —- на сло вах не решен. А на деле... В атмосфере спектакля, в догадках и ощу щениях зрителя, в мыслях и чувствах героев спектакля — ответ есть. Может быть, важнейшим достоинством спектакля является как раз то, что в.этом ответе есть суровость и оптимизм, но нет навязчивой однозначно сти. Многие замечают, что те атральное искусство в по следние годы отошло па пе риферию интересов людей. Отчасти виновато в этом стремление театра только развлекать. Но постепенно становится понятно, что на стоящая задача искусства — изучать скрытую в глубине жизнь человеческих чувств, истинные мотивы поступков и страданий мужчин и жен щин. Похоже, что первым в Мурманске на эту тропу ста новится самодеятельный кол лектив. Непросто и двойственно экономически существует те атр-студия «Актер». Но главное то, что люди здесь живут бесконечно интересно творчески, что режиссер И. Лисовская и ее актеры не славы ищут, а духовного единения со зрителем. И общих открытий. И взаимно го доверии. И. БОРИСОВА, сотрудник Мурманской организации Союза теат ральных деятелей. В гостях у муз Рампа
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz