Рыбный Мурман. 1989 г. Январь.
Как отдыхаешь, я ВСЕ более склонен со гласиться со своей мамой, ветераном тралфлота, пенсионеркой, о которой родная организация давным- давно забыла. Да, она пра ва: флотам нужен не чело век, а производственная еди ница. К такому выводу при водят размышления и о мо ей работе. Помню, с каким азартом трудился в первые мои мор ские годы. И как же я мог работать иначе — потомст венный тралфлотовец, мур манчанин? (Сейчас, кстати, мурманчанин на флоте встре чается не часто). Когда при шел из первого рейса, то с воодушевлением рассказывал маме, как буквально валил ся с ног после вахты, каких усилий стоило выходить на следующую вахту, как перед началом работы болели ру ки, как я их подвязывал на веревках, чтобы не мешала спать ломота в суставах... Нет, не жаловался — хва стался, нисколько того не стесняясь: ведь я справился с трудной рыбацкой работой, справился с честью, не под вел ее, маму, знающую эту работу не понаслышке. Но мать есть мать, ее ин тересовало совсем другое. И она меня спросила: «А жнл-то как?» Я что-то лепе тал о друзьях, о первом в моей жизни шторме... Весь рейс для меня был воскли цанием «план» и мелькани ем шкерочного ножа. Это было в 1976 году, а сейчас начался 1989-й. Смогу ли сейчас что-нибудь расска зать ма.ме или уподоблюсь давнему знакомому, пропла вавшему намного больше, чем я. Он на все вопросы от вечал: «А что море? Море, cmcv v.cio д о р о г у т а к а я > . Итак, попробую ответить-, какое оно, море, вернее, как мы живем в море. Да-да, не только работаем, но и жи вем немалую часть своей жизни. Если не большую. D C E наши рейсы начн- ** наются почти одина ково. На переходе готовимся к промыслу, делимся на вах ты, подвахты, наука сразу приступает к работе (я сей час хожу на судах «Севрыб- промразведки»). Помполит, если это не «спящая краса вица», знакомится с экипа жем. Проводится собрание, на котором объясняются за дачи рейса, выбираются су довой совет, судовой коми тет, различные обществен ные организации. Все это не более чем соблюдение ф ор мальностей — за редким исключением, когда команда относительно стабильна. Вы боры проходят по принципу «только не я». Да и само количество организаций, скромно говоря, приводит в смущение. Например: к «Об ществу охраны памятников истории и культуры», чле ном которого считаюсь, у меня нет никакого доверия, после того как я посетил Со ловки. Однако попробуйте в этом убедить большинство помполитов. Окажется, что не понимаешь политики... и т. д. и т. п. Но всем ясно, взносы во многие общества для нас — не более, чем на лог на моряцкое терпение. Справедливости ради заме чу, что в последнее время в этом отношении наметились некоторые изменения. Сей час помполит реже грозит. Но при случае — вспомнит. Вообще переходы на промысел — это период, когда экипаж наиболее ак тивен. Только с берега, от дохнули... Моряков еще не давит однообразие, еще нет временной усталости, доста точно домашних впечатле ний. Но приходим на промы сел. И сразу начинают бро саться в глаза многочислен- По рой по чьей-то ошибке (но не обязательно по ошибке) вещает «Голос...». Посколь ку вдали от родных бере гов «голоса» слышно гораз до лучше нашей «Атлаити- тараканам -пли! ные нелепости. Интересно, кто из работ ников наших профкомов пы тался после хорошей, удар ной шкерки сыграть нечто • душевное на мандолине или балалайке, которые никак не переведутся на флотах? А то спросите у любого пер вого помощника капитана, каких усилий стоит собрать моряков на лекцию о между народном положении. Кста ти, последнее нововведение па лекционном фронте — помполит сначала сам чита ет все газеты и дает прочн тать, кому сочтет нужным, затем собирается команда и проводится обзор печати, после чего газеты выдаются в общее пользование. Прав да, на лекциях исключается какое-либо обсуждение но востей (сами не читали, не продумали, не сложилось мнение), но это уже «из держки», главное — общий фон есть. И не вина помпо литов, что до сих пор на су да поступает мизерное коли чество газет, точнее, коли чество экземпляров. Как правило, во время промысла все желания моря ков сводятся к отдыху, что вполне понятно: нагрузки в связи с сокращением экипа жей возросли. Разумеется, не всегда на судне бешеные темпы: есть и переходы, бы вают рейсы более спокой ные, случается никак не на ладится промобстановка... Чем мы тогда занимаемся? НИКОГДА не забуду ** давний случай. Встре чаю в «Детском мире» двоих знакомых по флоту. Зная, что оба не женаты, поинте ресовался, каким ветром их занесло в магазин игрушек. Оказалось, у них па судне полно тараканов, и, дабы не скучать в рейсе, парни ку пили детские пистолеты с присосками... для стрельбы по движущимся усатым ми шеням. Они же поделились со мной опытом устройства тараканьих бегов. Вот так мы и развлекаемся! Карты, нарды, домино, фильмы на стареньких «Украинах». Бы вает, впрочем, иногда непло хая библиотека... Существует давнее и не безосновательное мнение, что моряки на судах быстро, так сказать, «опрощаются». И тем сильнее, чем дольше длится рейс. В этом пет ни чего удивительного. Мы ото рваны от нормальной жизни. В век информационного взрыва наблюдаем лишь сла бые зарницы этого взрыва — он для нас где-то за гори зонтом. Почта при всем ее, допустим, желании не все сильна. А иногда и бессиль на. Современное телевидение не может добраться даже до Баренцева моря, не говоря уже о дальних районах, а космическая связь настолько дорога, что доступна только капиталистам. Радиоволны постоянно собирают по все му свету грозовые разряды.- Не единичны случаи, когда помполит с круглыми глаза ми, бросая ложку за обе дом, убегает выключать су довую трансляцию, по кото- ки». Это далеко не полная кар тина, но и она довольно без радостна. Так и слышу воз ражение: критиковать, мол легче, а вот что сделать-то надо, и кто делать будет? Сейчас к* привычным сло вам «ведется планомерная работа», «постепенно», «со временем» добавились «пе рестройка затронула», «ко ренные изменения»... . «Че ловеческий фактор» прозву чало очень недолго, а на прасно. Без него как раз и не будет никаких изменений, никакой перестройки. Необ ходимо, не откладывая, ре шать насущные проблемы и труда, и быта. Улучшение условий жизни моряков в море должно встать в один ряд с решением жилищной проблемы. Обещания занять ся этим вопросом тогда, ког да деньги появятся, равны обещанию достать Луну, по скольку условия жизни на прямую связаны с произво дительностью труда. Кто нее будет делать пред приятию деньги? Штаты со кратили, а орудуем все тем же ножнком. Машины где-то в перспективе. Хотя на грузки возросли вдвое, за работная плата только бла годаря повышению окладов держится па уровне послед них 3 — Л лет. Истощение нрсшыслишлх аапасоь при вело к тому, что промысел, особенно на севере, идет «вспышками», что изматыва ет людей и физически, и морально. Если при всем этом не улучшить условия жизни в море, то неизбежно подскочит текучка кадров уже в ближайшее время, что неизменно ведет к набору случайных людей, ухудше нию дисциплины, попусти тельству к нарушениям. А это, в свою очередь, первый признак приближающегося банкротства. Н АЧИНАТЬ надо обяза тельно с быта, органи зации досуга, с тех самых мелочей, о которых за вы полнением плана все , заоы- вают... Кают-компании и салоны команды не должны быть агиткомпатами за Со ветскую власть. Мы всем своим существованием се мидесятилетним уже доказа ли привязанность к ней, а не к капитализму. Хочется, чтобы оборудование этих по мещений было. максимально уютным, располагало к от дыху от тяжких повседнев ных хлопот. Может, у кого- то вызовет смешок, но счи таю, что электронные игры на судне более приглядны, чем красные уши моряка, проигравшего в карты. Да вайте попробуем организо вать в следующем году кон курс на лучший салоп команды и в конце года под ведем итоги. Только нужно заинтересовать непосредст венных участников возна граждениями, пусть и не большими. А лучше всего — видеомагнитофонами, спорттрепажерами, хороши ми книгами для экипажа. Предлагаю профкому со брать необходимую инфор мацию, чтобы любой моряк, умеющий изготавливать ка кие-либо поделки, имел воз^ можность взять сам или за казать на судно необходимые материалы и инструменты (хотя бы напрокат). И тогда можно один-два раза в год проводить выставки народ ного творчества с последую щей реализацией экспона тов. Можно отчислять не большой процент устроите лям выставки-продажи, по основная сумма пусть идет изготовителю, поддерживает его интерес на будущее. Здесь есть резон подумать и о вечном дефиците «шир потреба». В конце концов не важно, что именно будет изготовлено: мочалки или парусники, чеканка или резь ба по дереву, шкатулки или чучело пинагора. Главное — досуг. Чтобы *иор;Цм! ирлу долл , более богатую и свежую ин формацию, необходимо улуч шить качество существую-’ щих радиобюллетеней и до плачивать радистам за их прием как за внеплановую работу. Пусть эта доплата идет за каждый бюллетень, что можно и не сложно про контролировать. Давно ждет решения воп рос о флотских спортсменах. Мне довелось наблюдать, как на сейнере стармех за нимался штангой. Словами это трудно передать, и я очень сожалею, что не кино любитель. В общем было что-то среднее между разо зленным медведем и талант- ливььм клоуном: качка! Но по сути смешного здесь ма ло, подобные занятия чрева ты тяжелыми последствиями для здоровья. Спорткаюты с тренажерами — вот что ждут наши спортсмены. А неужели такая уж фан тастика, например, каюты эмоциональной разгрузки? С электросном, массажем и т. д. И еще. Меня часто удив ляет, что наши моряки не занимают призовых мест • в областных конкурсах худо жественной самодеятельно сти. Информация о них по ступает с опозданием, если поступает вообще. Посыла ются же на конкурс зача стую те, кто оказался под рукой. И опять же: заинте ресованности нет. А что ес ли награждать победителей представительного конкурса . летним отпуском не по гра фику или чем-нибудь еще привлекательным для моря ка? Изыскать резервы, что бы будущие участники мог- 2Г ли сыграться, отработать ре пертуар. Ведь на флоте не мало талантливой молодежи, ее надо выявлять, помогать. В этом году много раз говоров о помполитах. Нуж ны они или не нужны? На сколько знаю, большинство моряков по крайней мере, у пас, в промразведке, счита ют, что ненужны. Я ходил на судах, где не было пер вых помощников капитанов, и не раз слышал, как моря ки, неплохие ребята, откро венно радовались их отсутст вию. Думаю, такое отноше ние к помполитам часто идет от их некомпетентности по многим вопросам, а порой и от откровенной лени. Народ стал грамотным, сейчас ко миссару мало уметь читать, надо еще уметь спорить и убеждать. Плакаты уже не в моде. Необходимы знания — и глубокие — по психо логии, по организации культ- массовой работы. VBEPEH , что это н&ф* * полный «пакет предло жений». Спросите самих мо ряков — вы услышите еще столько же, даже больше. И давайте от слов переходить к делам. Не надо жалеть де нег и усилий там, где это касается человека, именно человека, а не производст венной единицы. Пора счи тать прибыль не только от денег, вложенных непосред ственно в производство, лю и от тех, что вложили в доб рые человеческие отноше ния.- О. БОРОДИН, боцман НПО «Севрыбпо- иск». Когда азтор принес в редак цию свою статью , то в разго воре его спросили: «Кан идет на судах вашего флота третий Всесоюзный фестиваль народ ного творчества?» — Ни разу не слыхал об этом фестивале, — пожал пле чами рыбак. А ведь Олег Бородин — че ловек далеко не посторонний в кул ьтурной работе. Он — участ н и к областных семинаров мо лодых литераторов, не раз пе чатал свои стихотворения в местной печати, в том числе и в «Рыбном Мурмане». Не прав да ли, красноречивый штрих? Если у ж такие , к а к Олег «не в курсе», то можно представить, ка ков общий уровень ор гани зации фестиваля во флоте. Похоже, все-таки сбываются опасения, вы сказанные в пуб ли кации , приуроченной к о т кры тию фестиваля, — что ор гани заторы на местах начнут рас качиваться лишь ко гда насту пит пора отчетов и н уж но бу дет показать товар лицом. В статье рыбака (в ко торый раз!) прозвучало предложение пойти навстречу тем, кто от дает свое свободное время раз личного рода поделкам... И трудно т у т не вспомнить , что год с небольшим назад М ур манский горисполком принял развернутое постановление, первым пун ктом в котором бы ло именно то, о чем пишет наш автор. К а к же мы выпол няем решения органов народ ной власти? И к а к следим за их исполнением? Да, изменения к лучшему, которые происходят в судовом быту , настолько малы, что ры баки их пра ктиче с ки не ощ у щают. Разве что кое-где стали появляться в каю т -ком паниях видеомагнитофоны, иногда по ступаю т спорттренажеры . Од на ко ведь и сами рыбаки , глав ные наши читатели, частенько проявляют в этом вопросе не понятную пассивность. Вот любопы тный разговор, случившийся в середине о к тября, накануне первого снега. Позвонил моряк, ко торы й не смог попасть на тралфлотов- с к ую турба зу «Лесной причал», потому что там проводились учения по гражданской оборо не. Возмущенный тем, что не смог воспользоваться послед ними солнечными деньками , он требовал от газеты немед ленно разобраться с безобраз никами . — Но ведь вы уже разобра лись. Возьмите и напишите заме тку в газету! Однако убедить моряка, кстати , представителя комсо става, не удавалось. Чувство валось, ему очень хочется , ч то бы обидчиков «пропечатали», только его собственную фа милию не упоминали . Чтобы ч уж им и руками ... В конце ко н цов ж урналис т ляпнул : — Но ведь вы и сами долж ны бороться за свои права! — Да?! — изумился моряк. Потом, прежде чем хлопнуть телефонной трубкой , сар касти чески отчеканил : — Вот запи сать бы наш разговор на маг нитофон да переслать в «Лите р а турн ую газету»! Подразумевалось, видимо: то- то влетело бы ж ур на ли с ту за глупость ! К а к это — сами? В ка ком законе сказано?! Грустное впечатление оста лось после этого разговора. Глубоко же укоренилась в на шем сознании формула «вот барин приедет, он нас всех рассудит». А взять слово, вы сказать собственную то ч к у зрения , никем не утвержден ную , рассудить самостоятель но, публично, откры то ... Для мно гих это до сих пор в ы ц ^ дит непривычно , вы зывал " изумление. И даже, к а к види те, протест. Не оттого ли т а к неохотно о т кли каю тся читатели на ма териалы , посвященные пробле мам досуга и быта? Отмолча лись, например, после острой статьи матроса-севрыбхолод- флотовца В. Азарова «Мы в море живем». Нет, ко гда дело касается вопросов оплаты, ре ж им а работы — т у т «почтовая сум ка» еженедельника полна. А вот опубликована не т а к дав но корреспонденция первого помощ ника капи тана бывшего «Севрыбхолодфлота» Г. Щети нина «Досуг — дело серьез ное», и вновь — тиш ина ... Неохота ввязываться? Не стоит хлопот проблема? Или ждем сообщения о «приняты х мерах-»? Но можно заранее предсказать, что весомость «мер» будет во многом зави сеть от заинтересованности , ко тор ую проявят читатели. Вспомните хотя бы недавнюю историю с подпиской . Кто за ставил отработать назад адми нистра тивную машину? Чита тели! Мы с вами. Та к прав ли Олег Бородин, говоря «Спросите самих моря- нов — вы услышите столько же , даже больше»? Поживем -- увидим . Считайте это после словие вопросом. ОТДЕЛ КУЛЬТУРЫ И БЫТАЧ 13 января 1989 года РЫБНЫЙМУРМАН
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz