Рыбный Мурман. 1989 г. Январь.

ы<А отвечать придется мне же» Вынужден к вам обратиться с вопросом, который Imкто не желает решать. Хожу я в море па судне типа ПСТ. Специфика работы:' частые при­ ходы и отходы (ежемесячно), корот­ кие стоянки (2— 3 дня). По должно­ сти я — начальник радиостанции. Выход в море только по паспорту моряка на судах любого типа. Живу в пограничной зоне, в поселке Росля- ково. Для проезда через КПП необ­ ходим гражданский паспорт с пропис­ кой в нем. Раньше (три года назад) к паспор­ ту моряка в отделении Североморско­ го ГОВД выдавалась справка с ука­ занием прописки, по которой можно бт^Рю беспрепятственно следовать че­ рез КПП. Потом паспортный отдел УВД «перестроился» и отменил эти справки, ничего не дав взамен. Те­ перь, приходя в порт, надо в паспорт­ ной группе службы капитана рыбного порта выстоять очередь и заменить паспорт моряка на гражданский. А при отходе судна — выстоять две очереди в отделе кадров тралфлота для получения бумажки на паспорт, отстоять очередь в паспортной груп­ пе порта, чтобы получить паспорт моряка. Все это, разумеется, в рабочее время, хотя при приходе или отходе дел на судне очень много. Но самое плохое, когда приход или отход в вы­ ходные дни, что бывает довольно ча­ сто. Ведь в эти дни паспортная груп­ па не работает. И если приход со второй половины дня в пятницу до воскресенья, то домой попасть не­ возможно. Та же самая картина на отходе. Семья, разумеется, от этого тоже не в восторге. На все это уходит масса времени и сил. про нерпы уже по стоит упо­ минать. Приходится постоянно что-то нз^рпать, изворачиваться и обманы­ вать. С этим вопросом обращался во все упомянутые организации. Кива­ ют друг на" друга, а что-то конкрет­ но ответить никто не желает. В пас­ портном отделе областного УВД ска­ зали. что такой порядок- заведен с ведома начальников отделов кадров флотов, базирующихся в Мурманске, и никаких возражений с их стороны не было. Вот такая бюрократическая степа. Непонятно, k qm v выгодно, Письма читателей 1 « РЫБНЫЙМУРМАН » чтобы человек метался, нервни­ чал и нарушал частокол инструк­ ций? Или это та самая забота о человеке, о которой столько напи­ сано в газетах и сказано на засе­ даниях красивых слов? ‘Довольно скоро на каком-нибудь нарушении я попадусь, а отвечать придется мне же. С. СОЛОВЬЕВ, начальник радиостанции ПСТ «Кли­ мовен» тралового флота. Без 5 рублей негоден Хочу коснуться организации тур­ поездок за границу. Конечно, коли­ чество путевок оставляет желать лучшего, но речь даже не о них са­ мих, а о процессе оформления. Какие радостные сообщения печатала ког­ да-то газета — «все трудности оформ­ ления документов для турпоездки ис­ черпаны». Да, с какой-то стороны проявили понимание — уменьшилась документация. Но разве можно без сложностей?! Минздрав приложил руку в isujaсдсшш барьеров . Л р о с го ди­ ву даешься: теперь для того что­ бы заполучить в анкете фразу «Годен для поездки», нужно схо­ дить в сберкассу, заплатить 5 рублей, затем в назначенное вре­ мя обратиться к терапевту (за­ метьте — очередь!), чтобы врач наконец-то приложился пером к анкете: «Можно ехать». Парадокс в том, что у каждого мо­ ряка на руках санитарные книжки с заключениями годовых комиссий — иди на своем судне хоть к берегам Америки! Еще совсем недавно собрав­ шемуся в турпоездку вместе с анке­ той достаточно было" показывать сан- книжку; руководитель поездки делал отметку и, как говорится, — «Будь здоров, поезжай!» Теперь заключе­ ния регулярной медкомиссии, оказы­ вается. недостаточно авторитетны ...5 рублей не хватает! Не в деньгах дело, а в самой .«мы­ шиной возне», в пустой беготне по ступенькам финансовых бюрократов. Вот так проявили заботу о моряках! Облегчили путь к отдыху. В какой-то степени я понимаю: у людей, которые редко навещают вра­ ча. нужно проверить здоровье — го­ товы ли к поездке. Тут труд врача налицо. Можно и заплатить. Но с мо­ ряками как быть? У них регулярно проверяется здоровье! Вот я и хочу спросить — кому же все это нужно? Покажите мне моряка, который радовался бы такой «медвежьей» заботе медиков. И не смешно ли самим работникам мед­ санчасти «Севрыбы» смотреть на все происходящее со стороны? П. ОРЛОВА, г. Мурманск. Бой бюрократам Здравствуйте! Пишу потому, что понравилось ваше выступление («Бег по кругу», «РМ» от 7 октября 1988 г.) как отчет депутата горсове­ та. Отчет, конечно, неполный, ибо полный не вместить. Но и так каж­ дому здравомыслящему человеку яс­ но. что чем резче удар по бесхозяй­ ственности, по бюрократии — тем отчет лучше. Л удары в прошлом были хорошие. Хорошо то, что вы разорвали порочный круг. А то ведь как бывает: сессия, депутат встает и написанной бумаге что-то рой мурлычет, кое-кто его слушает, часть дремлет, часть имитирует, что внимательно слушает. Кому это нуж­ но? Для «галочки» все той же бюро­ кратии. Ничего не сделано, а время убито. Застой и болото. Вылезти из этой трясины сложно.. Поэтому ваша заметка — это первый прорыв. И в этой связи — вот мои наказы, кото­ рые помогут не одному, двум, а мно­ гим. сооирается по заранее читает, по* Первое. Активнее бороться 9 бюрократией. Тогда наши город* ские власти не станут занимать* ся таким бесполезным делом, как вытаскивание судна «Николай Кипповпч» па берег. Уже сколько денег ухлопано, сколько затрачено труда, средств, но, как писал «РМ » , еще миллиончик по­ требуется. а затем еще деньги потре­ буются для его поддержания...- И это происходит в тот период, когда В Мурманске нет ни одного порядочно* го овощехранилища (плохих больше чем достаточно), мясокомбината (как сообщала «Полярная правда», мяс­ ные туши лежат под дождем).. Второе. Покончить с основный позорным явлением нашего горо« да — очередями за вином-вод­ кой. Ввести талоны. Высшие городские власти, видимо, боятся, что непью­ щие бабули будут продавать свои талоны. Ну и что? Пусть это станет для них помощью от государства, пенсия-то не ахти какая... Кроме то* го, у милиции работы поубавится, а то ведь только в основном и делают, что порядок в очередях наводят, да спекулянтов ловят. И эта вспомога* тельная работа у них скоро станет основной, если не ввести талоны. Третье. До сих пор в Мурман* ске возводят дома со встроенны­ ми батареями отопления в сте« пах. Неужели не могут понять товарищи, что теплопередача тем больше, чем больше разность температур. Если в квартире плюс 15, а на улице — минус 20. то батареи греют улицу. Зато соблюдается эсте­ тика. Но такую эстетику люди име­ нуют дурыо. В соседних странах (Швеции. Норвегии, Финляндии) ба« т а р е и от оп л е н и я и и х од я т си m i y r p i l жилого помещения, да еще на стен­ ки устанавливают экран из алюминие­ вой фольги. На устранение всех трех недостат­ ков не требуется особых средств, ма­ териалов. Нужна трезвая голова и здравый рассудок. С. БОЯРСКИЙ, старший механик БМРТ «Михаил Вербицкий». Это письмо пришло перед новым го ­ дом, и тогда же получено сообщение о том, что Станиславу Станиславовичу Боярскому присвоено звание «Заслужен­ ный работник рыбного хозяйства РСФСР»* 1ГОГДА человек собирается * * на работу, то, какую бы должность он ни занимал, ос­ мотрит свой костюм : чист ли? отутюжен? не порван ли слу­ чайно? опрятен? удобен?.. Но я сейчас хочу поговорить о внешнем виде, не человека, а... судна. Ведь наши суда — ч а с т ы е гости заморских стран, чи если для нашей страны спра­ ведлива пословица, что «встре­ чают по одежке» , то для за­ рубежных — тоже. Думаю даже, что иметь «приличный» ■ид — это норма человека и судна. А всегда ли наши ры­ боловецкие суда имеют «при­ личный» вид, да еще тогда, ко ­ гда отправляются они в за- гранрейс? ...На транспортный рефриже­ ратор «Александр Иванов» уп­ равления «Сезрыбхолодфлот» мы пересели в Баренцевом море с рыбацкого ПСТ, что­ бы на нем возвращаться в Мурманск. На ПСТ нас напут­ ствовали шутливой фразой: «На белом пароходе возвра­ щаться будете, с комфортом !» Действительно, с палубы ПСТ транспортный рефрижератор выглядел внушительно, белая надстройка, вроде, гарантиро­ вала, что это действительно «белый пароход». Но как толь­ ко мы оказались внутри «бело­ го парохода», то поняли, в «Белый пароход» каком преимущественном по­ ложении по сравнению с этим конкретным «А. Ивановым» были рыбаки с ПСТ! «Белый пароход» внутри был убогим, как если бы мы попа­ ли в кабинет известного пер­ сонажа Гоголя из романа «Мертвые души» Плюшкина. В кают-компании и салонах, в том числе и командного со­ става, диваны и кресла — или с выпирающими пружинами, или с провалившимися днища­ ми, замызганные, вся мебель — полуразвалившаяся. Не обе­ денных столах — несвежие, с невыводимыми пятнами ска­ терти, постоянно невы раж ен ­ ного вида, посуда — сборная, как в дешевейшем питейном заведении где-нибудь при д о ­ роге. В каютах — та же кар­ тина. И более того — не ра­ ботает вентиляция, переборки в заплатах... — Старый уже пароход, — сказали мне, объясняя все это убожество. Сказали бесцвет­ ным голосом, е котором не слышно было ни возражения, ни возмущения, ни протеста. И это более всего меня пора­ зило: весь этот развал, запу­ стение и оскудение, царившие на всем «белом пароходе» бы­ ли для работавших здесь лю ­ дей нормой! Ни этот развал, ни несвежие скатерти, ни пло­ хая посуда, ни невкусная пи­ ща, ни неприбранный вид офи­ циантки — ничто их уже не возмущало, не обижало, не оскорбляло. Транспортный рефрижератор через несколько дней должен был явиться в порт, чтобы сразу же после разгрузки пой­ ти в загранрейс. — А все это развалилось давно или в этом рейсе? — спросила я. — Давно, — ответили мне так ж е равнодушно. — И без ремонта пойдете в загранрейс? — Без ремонта... «Интересно, — подумала я, — а дома у этих людей, на­ верное, и мебельные гарниту­ ры, и отлаженное домашнее хозяйство, и красивая одежда... Почему ж » они мирятся со всей этой обстановкой разру ­ хи на борту судна, на котором живут месяцами, где проходит большая часть их жизни?» Но еще больше возникло у меня претензий к береговым службам: зайдешь в управле­ ние любого флота — там и ковры, и кабинеты мебелью обставлены со вкусом, стены обшиты деревом, да так, что­ бы в кабинеты шумы лишние не проникали, — чистота, уют, эстетика. Но ведь все это до ­ быто в первую очередь стара­ ниями и трудом тех, кто на­ ходится от отпуска до отпу­ ска в море, в ледяной болтан­ ке или в жарище южных ши­ рот. Мне, например, непонят­ но, ка к в каютах без вентиля­ ции в южных широтах могут отдыхать, жить рыбаки?! Как они могут добиваться высоких показателей в труде, а не в заболеваемости? Так почему ж е так мало береговые служ ­ бы заботятся о тех, кто в мо ­ ре? Ведь ком у -ком у , а «Сев- рыбхолодфлоту», с е го при­ былью, не грех подумать о том, в ка ком состоянии его суда, а каких условиях его работники трудятся. И в пер­ вую очередь не грех бы об этом вспомнить проф сою зно ­ му комитету! Знаю, сейчас мне выложат ворох инструкций. Бумаги у нас на эти инструкции всегда хватает, в отличие от вечных нехваток бумаги на газеты, журналы, салфетки и школь­ ные тетради! Знаю, что по «накатанной дорож ке» проф ­ ком поедет, рассказывая о сроках ремонта, о сроках экс­ плуатации, и т. д. и т. п. Но ведь безнравственно за­ ставлять людей, зарабатываю­ щих для государства миллио­ ны рублей в тяжелейших ус­ ловиях, жить в убожестве. Если для чиновников раз­ говоры о нравственности не­ что абстрактное, то хочется привести, по-моему, тоже су­ щественный довод: когда суд­ но заходит в загранпорт, на нем бывают иностранные пред­ ставители, и отношение их к нашей стране в целом, а не только к данному обшарпанно­ му судну, будет соответствен­ ным тому, как повлияет на них открывшееся взору убожество «белого парохода». Ведь не может не подрывать свой ав­ торитет держава, которая на­ правляет «в гости» такое суд­ но. Н. САКСАКОВА, член Союза журналисте* . СССР. г. Мурманск. рыбныймурман 13 января 1989 года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz