Рыбный Мурман. 1989 г. Январь.
ы<А отвечать придется мне же» Вынужден к вам обратиться с вопросом, который Imкто не желает решать. Хожу я в море па судне типа ПСТ. Специфика работы:' частые при ходы и отходы (ежемесячно), корот кие стоянки (2— 3 дня). По должно сти я — начальник радиостанции. Выход в море только по паспорту моряка на судах любого типа. Живу в пограничной зоне, в поселке Росля- ково. Для проезда через КПП необ ходим гражданский паспорт с пропис кой в нем. Раньше (три года назад) к паспор ту моряка в отделении Североморско го ГОВД выдавалась справка с ука занием прописки, по которой можно бт^Рю беспрепятственно следовать че рез КПП. Потом паспортный отдел УВД «перестроился» и отменил эти справки, ничего не дав взамен. Те перь, приходя в порт, надо в паспорт ной группе службы капитана рыбного порта выстоять очередь и заменить паспорт моряка на гражданский. А при отходе судна — выстоять две очереди в отделе кадров тралфлота для получения бумажки на паспорт, отстоять очередь в паспортной груп пе порта, чтобы получить паспорт моряка. Все это, разумеется, в рабочее время, хотя при приходе или отходе дел на судне очень много. Но самое плохое, когда приход или отход в вы ходные дни, что бывает довольно ча сто. Ведь в эти дни паспортная груп па не работает. И если приход со второй половины дня в пятницу до воскресенья, то домой попасть не возможно. Та же самая картина на отходе. Семья, разумеется, от этого тоже не в восторге. На все это уходит масса времени и сил. про нерпы уже по стоит упо минать. Приходится постоянно что-то нз^рпать, изворачиваться и обманы вать. С этим вопросом обращался во все упомянутые организации. Кива ют друг на" друга, а что-то конкрет но ответить никто не желает. В пас портном отделе областного УВД ска зали. что такой порядок- заведен с ведома начальников отделов кадров флотов, базирующихся в Мурманске, и никаких возражений с их стороны не было. Вот такая бюрократическая степа. Непонятно, k qm v выгодно, Письма читателей 1 « РЫБНЫЙМУРМАН » чтобы человек метался, нервни чал и нарушал частокол инструк ций? Или это та самая забота о человеке, о которой столько напи сано в газетах и сказано на засе даниях красивых слов? ‘Довольно скоро на каком-нибудь нарушении я попадусь, а отвечать придется мне же. С. СОЛОВЬЕВ, начальник радиостанции ПСТ «Кли мовен» тралового флота. Без 5 рублей негоден Хочу коснуться организации тур поездок за границу. Конечно, коли чество путевок оставляет желать лучшего, но речь даже не о них са мих, а о процессе оформления. Какие радостные сообщения печатала ког да-то газета — «все трудности оформ ления документов для турпоездки ис черпаны». Да, с какой-то стороны проявили понимание — уменьшилась документация. Но разве можно без сложностей?! Минздрав приложил руку в isujaсдсшш барьеров . Л р о с го ди ву даешься: теперь для того что бы заполучить в анкете фразу «Годен для поездки», нужно схо дить в сберкассу, заплатить 5 рублей, затем в назначенное вре мя обратиться к терапевту (за метьте — очередь!), чтобы врач наконец-то приложился пером к анкете: «Можно ехать». Парадокс в том, что у каждого мо ряка на руках санитарные книжки с заключениями годовых комиссий — иди на своем судне хоть к берегам Америки! Еще совсем недавно собрав шемуся в турпоездку вместе с анке той достаточно было" показывать сан- книжку; руководитель поездки делал отметку и, как говорится, — «Будь здоров, поезжай!» Теперь заключе ния регулярной медкомиссии, оказы вается. недостаточно авторитетны ...5 рублей не хватает! Не в деньгах дело, а в самой .«мы шиной возне», в пустой беготне по ступенькам финансовых бюрократов. Вот так проявили заботу о моряках! Облегчили путь к отдыху. В какой-то степени я понимаю: у людей, которые редко навещают вра ча. нужно проверить здоровье — го товы ли к поездке. Тут труд врача налицо. Можно и заплатить. Но с мо ряками как быть? У них регулярно проверяется здоровье! Вот я и хочу спросить — кому же все это нужно? Покажите мне моряка, который радовался бы такой «медвежьей» заботе медиков. И не смешно ли самим работникам мед санчасти «Севрыбы» смотреть на все происходящее со стороны? П. ОРЛОВА, г. Мурманск. Бой бюрократам Здравствуйте! Пишу потому, что понравилось ваше выступление («Бег по кругу», «РМ» от 7 октября 1988 г.) как отчет депутата горсове та. Отчет, конечно, неполный, ибо полный не вместить. Но и так каж дому здравомыслящему человеку яс но. что чем резче удар по бесхозяй ственности, по бюрократии — тем отчет лучше. Л удары в прошлом были хорошие. Хорошо то, что вы разорвали порочный круг. А то ведь как бывает: сессия, депутат встает и написанной бумаге что-то рой мурлычет, кое-кто его слушает, часть дремлет, часть имитирует, что внимательно слушает. Кому это нуж но? Для «галочки» все той же бюро кратии. Ничего не сделано, а время убито. Застой и болото. Вылезти из этой трясины сложно.. Поэтому ваша заметка — это первый прорыв. И в этой связи — вот мои наказы, кото рые помогут не одному, двум, а мно гим. сооирается по заранее читает, по* Первое. Активнее бороться 9 бюрократией. Тогда наши город* ские власти не станут занимать* ся таким бесполезным делом, как вытаскивание судна «Николай Кипповпч» па берег. Уже сколько денег ухлопано, сколько затрачено труда, средств, но, как писал «РМ » , еще миллиончик по требуется. а затем еще деньги потре буются для его поддержания...- И это происходит в тот период, когда В Мурманске нет ни одного порядочно* го овощехранилища (плохих больше чем достаточно), мясокомбината (как сообщала «Полярная правда», мяс ные туши лежат под дождем).. Второе. Покончить с основный позорным явлением нашего горо« да — очередями за вином-вод кой. Ввести талоны. Высшие городские власти, видимо, боятся, что непью щие бабули будут продавать свои талоны. Ну и что? Пусть это станет для них помощью от государства, пенсия-то не ахти какая... Кроме то* го, у милиции работы поубавится, а то ведь только в основном и делают, что порядок в очередях наводят, да спекулянтов ловят. И эта вспомога* тельная работа у них скоро станет основной, если не ввести талоны. Третье. До сих пор в Мурман* ске возводят дома со встроенны ми батареями отопления в сте« пах. Неужели не могут понять товарищи, что теплопередача тем больше, чем больше разность температур. Если в квартире плюс 15, а на улице — минус 20. то батареи греют улицу. Зато соблюдается эсте тика. Но такую эстетику люди име нуют дурыо. В соседних странах (Швеции. Норвегии, Финляндии) ба« т а р е и от оп л е н и я и и х од я т си m i y r p i l жилого помещения, да еще на стен ки устанавливают экран из алюминие вой фольги. На устранение всех трех недостат ков не требуется особых средств, ма териалов. Нужна трезвая голова и здравый рассудок. С. БОЯРСКИЙ, старший механик БМРТ «Михаил Вербицкий». Это письмо пришло перед новым го дом, и тогда же получено сообщение о том, что Станиславу Станиславовичу Боярскому присвоено звание «Заслужен ный работник рыбного хозяйства РСФСР»* 1ГОГДА человек собирается * * на работу, то, какую бы должность он ни занимал, ос мотрит свой костюм : чист ли? отутюжен? не порван ли слу чайно? опрятен? удобен?.. Но я сейчас хочу поговорить о внешнем виде, не человека, а... судна. Ведь наши суда — ч а с т ы е гости заморских стран, чи если для нашей страны спра ведлива пословица, что «встре чают по одежке» , то для за рубежных — тоже. Думаю даже, что иметь «приличный» ■ид — это норма человека и судна. А всегда ли наши ры боловецкие суда имеют «при личный» вид, да еще тогда, ко гда отправляются они в за- гранрейс? ...На транспортный рефриже ратор «Александр Иванов» уп равления «Сезрыбхолодфлот» мы пересели в Баренцевом море с рыбацкого ПСТ, что бы на нем возвращаться в Мурманск. На ПСТ нас напут ствовали шутливой фразой: «На белом пароходе возвра щаться будете, с комфортом !» Действительно, с палубы ПСТ транспортный рефрижератор выглядел внушительно, белая надстройка, вроде, гарантиро вала, что это действительно «белый пароход». Но как толь ко мы оказались внутри «бело го парохода», то поняли, в «Белый пароход» каком преимущественном по ложении по сравнению с этим конкретным «А. Ивановым» были рыбаки с ПСТ! «Белый пароход» внутри был убогим, как если бы мы попа ли в кабинет известного пер сонажа Гоголя из романа «Мертвые души» Плюшкина. В кают-компании и салонах, в том числе и командного со става, диваны и кресла — или с выпирающими пружинами, или с провалившимися днища ми, замызганные, вся мебель — полуразвалившаяся. Не обе денных столах — несвежие, с невыводимыми пятнами ска терти, постоянно невы раж ен ного вида, посуда — сборная, как в дешевейшем питейном заведении где-нибудь при д о роге. В каютах — та же кар тина. И более того — не ра ботает вентиляция, переборки в заплатах... — Старый уже пароход, — сказали мне, объясняя все это убожество. Сказали бесцвет ным голосом, е котором не слышно было ни возражения, ни возмущения, ни протеста. И это более всего меня пора зило: весь этот развал, запу стение и оскудение, царившие на всем «белом пароходе» бы ли для работавших здесь лю дей нормой! Ни этот развал, ни несвежие скатерти, ни пло хая посуда, ни невкусная пи ща, ни неприбранный вид офи циантки — ничто их уже не возмущало, не обижало, не оскорбляло. Транспортный рефрижератор через несколько дней должен был явиться в порт, чтобы сразу же после разгрузки пой ти в загранрейс. — А все это развалилось давно или в этом рейсе? — спросила я. — Давно, — ответили мне так ж е равнодушно. — И без ремонта пойдете в загранрейс? — Без ремонта... «Интересно, — подумала я, — а дома у этих людей, на верное, и мебельные гарниту ры, и отлаженное домашнее хозяйство, и красивая одежда... Почему ж » они мирятся со всей этой обстановкой разру хи на борту судна, на котором живут месяцами, где проходит большая часть их жизни?» Но еще больше возникло у меня претензий к береговым службам: зайдешь в управле ние любого флота — там и ковры, и кабинеты мебелью обставлены со вкусом, стены обшиты деревом, да так, что бы в кабинеты шумы лишние не проникали, — чистота, уют, эстетика. Но ведь все это до быто в первую очередь стара ниями и трудом тех, кто на ходится от отпуска до отпу ска в море, в ледяной болтан ке или в жарище южных ши рот. Мне, например, непонят но, ка к в каютах без вентиля ции в южных широтах могут отдыхать, жить рыбаки?! Как они могут добиваться высоких показателей в труде, а не в заболеваемости? Так почему ж е так мало береговые служ бы заботятся о тех, кто в мо ре? Ведь ком у -ком у , а «Сев- рыбхолодфлоту», с е го при былью, не грех подумать о том, в ка ком состоянии его суда, а каких условиях его работники трудятся. И в пер вую очередь не грех бы об этом вспомнить проф сою зно му комитету! Знаю, сейчас мне выложат ворох инструкций. Бумаги у нас на эти инструкции всегда хватает, в отличие от вечных нехваток бумаги на газеты, журналы, салфетки и школь ные тетради! Знаю, что по «накатанной дорож ке» проф ком поедет, рассказывая о сроках ремонта, о сроках экс плуатации, и т. д. и т. п. Но ведь безнравственно за ставлять людей, зарабатываю щих для государства миллио ны рублей в тяжелейших ус ловиях, жить в убожестве. Если для чиновников раз говоры о нравственности не что абстрактное, то хочется привести, по-моему, тоже су щественный довод: когда суд но заходит в загранпорт, на нем бывают иностранные пред ставители, и отношение их к нашей стране в целом, а не только к данному обшарпанно му судну, будет соответствен ным тому, как повлияет на них открывшееся взору убожество «белого парохода». Ведь не может не подрывать свой ав торитет держава, которая на правляет «в гости» такое суд но. Н. САКСАКОВА, член Союза журналисте* . СССР. г. Мурманск. рыбныймурман 13 января 1989 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz