Рыбный Мурман. 1989 г. Январь.
С О 0 0 о * Os а vo к I- X ф и с о см о о н и > * L a а а о < ч I- о л А Z V V Л 2 Ч О Xо а оЕ I - 2 о t X X X а с * о V V П ОСЛЕ ПУБЛИКАЦИИ статьи «Как принимают пароходы», в которой шла речь об упущениях в работе группы наблюдения Минрыбхоза СССР в Штральзунде, в редакции не умолкал телефон, шли письма. Статью обсуждали в экипажах, службах флотов. И вдруг — письмо из министерства. Сообщалось, что в Минрыбхозе СССР также рассмотрена статья «Как прини мают пароходы» (кстати, как явствует из текста, обсуждалась только первая часть из трех), что ответственным ра ботникам поручено ответить редакции по критическим замечаниям, касающим ся приемки судов. Замечу: ответов этих мы ждем по сей день — пятый (!) месяц. А еще совещание поручило Ю. Н. Быстрову, возглавляющему группу на блюдения министерства в Штральзунде, обсудить «данную статью в группе с привлечением капитанов и актива су дов». Но в Штральзунде, видимо, ре шили обойтись без «посторонних» и обсуждение провели на партийном со брании группы наблюдения. И вот получаем протокол партсобра ния. Нет возможности опубликовать его целиком, слишком длинный. Отмечу лишь: 13 человек выступили на собра нии и все высказали единую точку зре ния, что «статья необъективная, автор некомпетентен, тенденциозен, большин ство фактов извращено». К сожале нию, ни один из выступавших не ука зал, какие именно факты извращены. Но даже не в этом суть, ибо, несмот- пажей, кроме руководителей флотов, то есть тех, кому приходится расхлебы вать эту невкусную кашу. Вот почему не умолкал телефон в редакции и шли письма: в статье на званы вещи своими именами, сказано вслух о том, о чем говорилось за за крытыми дверями. Хотя и сегодня, в эпоху демократии и гласности, мы еще не избавились от страха. ЭВОНОК междугородне го телефона: ^ — Мне автора статьи «Как прини мают пароходы». — Слушаю вас. — Спасибо вам за статью. — Назовитесь, кто вы? — Сотрудник Министерства рыбного хозяйства СССР. — А фамилия? — Не надо фамилий (смеется), бо юсь, что будут репрессии... Готовя сегодняшний материал, я го ворила с десятками моряков . И не ко торые тоже просили не называть их фамилии: «Представители министерст ва есть не только в Штральзунде, что им стоит найти благовидный предлог и списать с судна». Ну что ж , чем черт не шутит, не будем рисковать. О чем же мы говорили? Именно о том, что не позволяет мне сегодня по верить в искренность коммунистов в группе наблюдения, — о системе отно шений между комнабом и моряками. Вот отдельные моменты из высказы ваний людей. Капитан-директор одного из судов: — Речь веду о траулере типа «Моон - затором по трубам и двигателю с «па радной» стороны и посмеиваются: «С этим работать можно». А. М. Синица, капитан-директор : — Мы — эксплуатационники, а не строители, тем более, что приезжаем , когда судно уже на плаву. На ходовых вроде все крутится, выходим на про мысел — встала рыбофабрика. Или:, пе ребор ки— из листов фанеры, подогна ны впритык, без допуска, потом они ло паются. Почему комнаб но требует изменения технологии? А. В. Григорьев, капитан-директор : — Неделю ходил, просил посмотреть контракт. Дали четырехлетней давности. Когда вышли на промысел, пришлось работать на вспомогательном двигате ле, на валогенератор перейти не уда лось. Пять суток мучались с рыбофаб- рикой. А. А. Бурдин, групповой механик: — По правилам Регистра СССР, эле ментная база автоматики должна без отказно работать 5 тысяч часов в год, а работает в 10 раз меньше: 400—500 часов. Это — качество работы изготови теля, но, зная об этом, комнаб ничего не предпринимает. A. П. Басавин, групповой механик: — На 716-м (СТМ «Петр Петров») от вод воды при охлаждении рыбы соеди нили в одну систему с опреснителем и защита компрессора не работала. Ф р е оновые насосы на «Омулях» не выдер живают никакой критики по электроча сти. B. Б. Грушко, капитан-директор : — Меня уговорили подписать акт приемки за четверо суток до выхода. Клялись, что все сделают. И з-за гонки оказался дефект сборки : «полетела» турбина, разобрали ее, а там болт. * * * Замечу, модернизация первого на Се- Когда «Александр Косарев» вышел 'Штральзунда, стали отказывать i нечные выключатели холодильных регатов, потекли трубопроводы , поте уже на промысле, вышел из строя г зотурбонагнетатель главного flBnraTej Я видела радиограммы с «АлексанД; Косарева» в механико-судовую служ ! флота об отказах оборудования в ре се. Конечно, сейчас трудно сказать о / нозначно: это вина того -то . Когда тра^ лер вернется в порт, все станет ясно Но то, что качество приемки судо мя гко говоря, оставляет желать лучше го — неопровержимый факт. Напрашивается вопрос: почему коми тет наблюдения оправдывает буквально значение своего названия — наблюдае со стороны, не требуя качества ни о поставщиков, ни от сборщиков, ни о заказчиков. Есть проект — делай п< проекту. Словно, действительно, как ут верждают специалисты комнаба, нель зя его менять. Нельзя изменять конст рукцию судна и те узлы механизмов, о которых зависит безопасность морепла вания. Но то, что может улучшить экс плуатационные показатели, увеличит! надежность работы механизмов, сделать более удобным их расположение, м о гут. И обязаны. ^ Но ржавчина равнодушия, принциг жить «как себе удобней» годами раз растались и крепли. А страх возмездия за критику закрывал рты недовольным Да и кто их слушал! Ведь, кстати, я не случайно оказалась в Штральзунде: не было больше сил слушать возмущенные рассказы моряков , надо было увидеть все своими глазами. Назову еще фамилии авторов писем в редакцию . «Статья „К а к принимают пароходы " обсуждена в службе море плавания М урманского тралового фло- АПАРОХОДЫШЫВАЮТ... ря на «извращение фактов», «необъек тивность», в выступлениях коммунистов группы наблюдения, видимо, вопреки их намерениям, прозвучала... поддержка статьи. Е. П . К и р с а н о в : « П р о е к т « А т л а н т и к - 488» ...конечно, устаревший, что, есте ственно, вызывает справедливое неудо вольствие экипажей. Считаю, что необ ходимо изменить порядок внедрения на судах нового оборудования. Сначала провести стендовые испытания... Нам необходимо больше уделять внимания контролю за работой экипажей с от четной документацией. Теперь капита нам дается на ознакомление под рос пись контракт с дополнениями... Не обходимо также ускорить решение воп роса о создании единой структуры уп равления деятельностью специалистов Минрыбхоза СССР, командируемых сей час как «Соврыбфлотом», так и «Судо- импортом». В. И. Алексеев: «Нам надо тщатель ней готовиться к совещаниям по ходу строительства судна, по-возможности всем присутствовать на них, чтобы сра зу на месте решать все разногласия». Ю. Н. Быстров: «Всем нам необходи мо ужесточить требования к качеству приемки и ремонта судов, помогать экипажам в освоении новых для них судов, чтобы могли нормально эксплуа тировать их с первого рейса. Надо иск лючить положение, когда позиция по тому или иному пункту оценивается по- разному судовыми специалистами и наблюдением». В. С. Балабанов: «Считаю, что всем нам необходимо ужесточить требования к качеству принимаемых судов, а то сейчас сплошным потоком идут телек сы об отказах на этих судах». Ну что ж , вроде бы радозаться надо, что в уважаемой группе наблюдения меняется отношение к делу. И теперь все будет хорошо, и Советский Союз будет получать траулеры самого высо ко го качества, и моряки не будут тре пать нервы ни при получении нового судна, ни при его эксплуатации, и ни кто не назовет комнаб пустым местом, и... Но, положа руку на сердце, скажу: не верится. Устоявшуюся и окрепш ую с годами систему незозможно изменить одной статьей, одним партсобранием. Когда специалисты высокого класса закладывают в проект оборудование бог знает какого года и — ничего, ни каких угрызений совести. Когда не менее грамотные специалисты и паль чиком не ведут, чтобы изменить этот проект или заменить явную нелепость чем-то более разумным и — ничего, спокойно получают немалую зарплату. Все хорошо себя чузствуют, кроме эки- зунд». Заранее было известно, что бу дут выброшены миллионы народных де нег. Не секрет, что проект готовился, когда денег никто не считал и доро говизна ценилась более, чем разум ная мысль. И с этими траулерами нам входить в 21-е столетие! Теперь же вынуждены менять на этих судах рыбофабрику, рвать нутро новому траулеру. М одер низацию нового судна выдают за благо. Это ли не издевательство над здравым смыслом? Кто за это ответит? Почему бы не назвать имена и фамилии «роди телей» проекта и назвать сумму ущер ба, которую они нанесли государству. А в статье — все правда. Сколько нер вов и здоровья тратят в Штральзунде наши специалисты! А группа наблюде ния сглаживает противоречия, стараясь заставить принять «незавершенку». Капитан-директор другого судна: — С нашим мнением мало считают ся. Оставили обогреватели только у двух стекол на мостике, остальные сня ли. Б ОЛЬШИНСТВО моряков не скрыва лись. О том, как заставляют принимать «незавершенку», говорит В. И. Пись менный, капитан-директор: — Получается, что экипаж принимает судно от строителей, а не комнаб. При чем, когда мы предъявляем требова ния, все очень недовольны. Мне «рук не выкручивали», я был настойчив. Д и ректор верфи потом пошутил, что если Письменный приедет получать очеред ное, 37-е судно, то его вообще строить не будем, после 36-го будет 38-е. Тре щины пера руля, отказ автоматики ДАУ — это произошло на выходе из ново- строя. В. С .'Т качен ко , капитан-директор: — Мы прибыли, когда подводная часть судна была покрашена и траулер спустили на воду. Я не хотел принимать. Закончилось тем, что мне дали гаран тийное письмо: зо время докования по красят за свой счет. И еще: и строите ли, и комнаб стараются оттянуть реше ние вопросов до последних дней. У ре дуктора зазоры между шестернями не соответствуют технической документа ции. Комнаб убеждал меня, что это — мелочь. Я возражал: «Я плачу 8 милли онов, зачем мне брак?» В. Ф . Егоров, старший механик: — Только перед ходовыми испыта ниями (!) была выдана документация по судовым механизмам: два ком пле к та по 12 чемоданов з каждом . Что же мы принимаем? У многобарабанной ле бедки при слабине трос спадал и по падал в «звездочку», у ваероукладчика не было ограждения... Да что перечне-' лять? Строители «прошлись» пульвери- верном бассейне траулера тип а «Моон- зунд» обошлась флоту в кр у гл е н ь кую сумму : около 300 ты сяч инвалю тны х рублей, «не считая» советских денег — демонтаж оборудования, переход в ФРГ на ус танов ку новой линии , зарплата э к и пажа за это время и — главное — т а к называемая, упущенная выгода, то есть не выпущенная рыбопродукция за это время. Разве Минрыбхоз платит эти деньги? Или «родители» проекта? Нет, платит М урманский тралфлот, которому в свое время заявили: «Или берешь «Моонзунды», или не получишь ничего!» Но если бы речь шла тольно об одном типе судов! «Незавершенку» заставляют принимать и на д р у ги х судах. Система... В. А. Зеленский, старший механик: — При подписании акта приемки подписывается еще и акт по дополни тельному резерву запасных частей для всего судна. Но при попустительстве комнаба у нас появилась такая его фор мулировка: «Поставка соответствующего ассортимента... будет осуществляться во время гарантийного ремонта. Если про давец (верфь — И. Б.) не сможет по ставить указанные запчасти к этому сроку , тогда разрешается дополнитель ная поставка их в течение одного года после гарантийного ремонта (в виде ис ключения)». Что это означает — ясно каждом у моряку. Далее: 42 электродвигателя установи ли с просроченным сроком монтажа. Далее: для лучшей работы автомати ки управления судовой электростанцией Берлинская лаборатория усовершенст вовала плату. Но надо было многие блоки отправить туда на обработку. Этого не сделали. Хорошо, что я смог уследить и потребовал дополнительные проверенные блоки. А то был бы отказ автоматики неминуем. Я. Я. Данилкин, старший помощник капитана: — Комнаб нажимал: «Принять в срок. Фабрику тебе сделали? Чего тебе еще?» Якорные цепи с дефектом, в танке пре сной воды шов не приварен, подвод ную часть траулера красили в дождь и краска отстала... Чего мне еще! В. К. Гарькуша, капитан-директор: — Специалисты завода брали меня на измор, все заявки переносили на ночь, причем вызывали несколько раз, ничего перед этим не устраняя. А чем помо г комнаб? Ничем. Когда мы обра щались за помощью, они занимали примиренческую позицию. ПРОЦИТИРОВАТЬ все письма, расска- * * зы, радиограммы моряков невоз можно . Остановлюсь лишь на общем, так сказать, крике души: отказ обору дования как результат некачествен ной приемки. Что может быть страшней этого в море? И что может быть стра шней, когда такое практически на каж дом судне. та и получила полное одобрение». Д о кумент подписан главным капитаном А. К. Кудряшовым и капитаном БМРТ «Памир» Г. А. Белоликовым. «Вопросы, поднятые к орре сп онд ент ом , правильны. злободневны. Факты подтверждаем», — пишут капитан-директор РТМК-с « А ^ к - сандр Косарев» В. М. Булатов и первый помощник В. Л. Алешинский. Множест во фактов, подтверждающих правиль ные выводы статьи, привели механи» Д . И. ^опыльцев, заместитель главног*' инженера М урманского тралового фло та В: Ю. Зимницкий, моринспектор Бе ломорской базы гослова Н. И. Клима шевич, рефмеханик Т. 3. Жуковские начальник вычислительного центра СТА «Фритьоф Нансен» С. А. Болдырев, на чальник базы технического обслужива ния М урманского тралового флот- Ю. Н. Мясников и многие, многие дру гие. Не считая устных заявлений, не счи тая телефонных звонков. „ВО ЗВРАЩ АЯСЬ к протоколу пар- * * тийного собрания в группе наб людения, скажу : коммунисты группь все-таки не сказали ничего конкретно го о том, как они намереваются уст ранить причины претензий экипажей «Необходимо изменить, надо тщатель ней готовиться, необходимо ужесто чить, надо исключить...» — вот и вся «конкретика» в их выступлениях. Но ведь от «надо» до практических дел — дистанция огромно го размера. И суть ее, прежде всего, в п е р е с ^ К ж - ке деятельности самого Минрыбхоза СССР и группы наблюдения в Штраль зунде, в частности. Вне этой публикации остались пись ма людей, рассказывающие о том, как работают представители Минрыбхоза в других портах мира, письма, полные горечи и досады. Но это — тема дру гого разговора. Напомню, что редакция «Рыбного Мурмана» пятый месяц ждет ответа по существу проблем, поднятых в статье «Как принимают пароходы», при чем решение о том, кто именно и по какой именно теме будет отвечать, принимали на своем совещании сам*- сотрудники министерства. Раз в Минрыбхозе такое отношение к проблемам флотов, соответственно и у его представителей аналогичное «Делай по проекту!» А если так, если комнаб ничего не может (не считает нужным?) изменить то, спрашивается, зачем он там? М о жет, судовладелец будет без посред ников получать от верфи новое судн< «под ключ»? Ведь опыт такого сотруд ничества есть, и немалый. И. БЕРЕЗР} < (Наш корр .] 13 января 1989 года РЫБНЫЙМУРМАН
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz