Рыбный Мурман. 1989 г. Январь.

С О 0 0 о * Os а vo к I- X ф и с о см о о н и > * L a а а о < ч I- о л А Z V V Л 2 Ч О Xо а оЕ I - 2 о t X X X а с * о V V П ОСЛЕ ПУБЛИКАЦИИ статьи «Как принимают пароходы», в которой шла речь об упущениях в работе группы наблюдения Минрыбхоза СССР в Штральзунде, в редакции не умолкал телефон, шли письма. Статью обсуждали в экипажах, службах флотов. И вдруг — письмо из министерства. Сообщалось, что в Минрыбхозе СССР также рассмотрена статья «Как прини­ мают пароходы» (кстати, как явствует из текста, обсуждалась только первая часть из трех), что ответственным ра­ ботникам поручено ответить редакции по критическим замечаниям, касающим­ ся приемки судов. Замечу: ответов этих мы ждем по сей день — пятый (!) месяц. А еще совещание поручило Ю. Н. Быстрову, возглавляющему группу на­ блюдения министерства в Штральзунде, обсудить «данную статью в группе с привлечением капитанов и актива су­ дов». Но в Штральзунде, видимо, ре ­ шили обойтись без «посторонних» и обсуждение провели на партийном со­ брании группы наблюдения. И вот получаем протокол партсобра­ ния. Нет возможности опубликовать его целиком, слишком длинный. Отмечу лишь: 13 человек выступили на собра­ нии и все высказали единую точку зре ­ ния, что «статья необъективная, автор некомпетентен, тенденциозен, большин­ ство фактов извращено». К сожале­ нию, ни один из выступавших не ука­ зал, какие именно факты извращены. Но даже не в этом суть, ибо, несмот- пажей, кроме руководителей флотов, то есть тех, кому приходится расхлебы­ вать эту невкусную кашу. Вот почему не умолкал телефон в редакции и шли письма: в статье на­ званы вещи своими именами, сказано вслух о том, о чем говорилось за за­ крытыми дверями. Хотя и сегодня, в эпоху демократии и гласности, мы еще не избавились от страха. ЭВОНОК междугородне го телефона: ^ — Мне автора статьи «Как прини­ мают пароходы». — Слушаю вас. — Спасибо вам за статью. — Назовитесь, кто вы? — Сотрудник Министерства рыбного хозяйства СССР. — А фамилия? — Не надо фамилий (смеется), бо ­ юсь, что будут репрессии... Готовя сегодняшний материал, я го ­ ворила с десятками моряков . И не ко ­ торые тоже просили не называть их фамилии: «Представители министерст­ ва есть не только в Штральзунде, что им стоит найти благовидный предлог и списать с судна». Ну что ж , чем черт не шутит, не будем рисковать. О чем же мы говорили? Именно о том, что не позволяет мне сегодня по­ верить в искренность коммунистов в группе наблюдения, — о системе отно­ шений между комнабом и моряками. Вот отдельные моменты из высказы­ ваний людей. Капитан-директор одного из судов: — Речь веду о траулере типа «Моон - затором по трубам и двигателю с «па­ радной» стороны и посмеиваются: «С этим работать можно». А. М. Синица, капитан-директор : — Мы — эксплуатационники, а не строители, тем более, что приезжаем , когда судно уже на плаву. На ходовых вроде все крутится, выходим на про ­ мысел — встала рыбофабрика. Или:, пе­ ребор ки— из листов фанеры, подогна­ ны впритык, без допуска, потом они ло­ паются. Почему комнаб но требует изменения технологии? А. В. Григорьев, капитан-директор : — Неделю ходил, просил посмотреть контракт. Дали четырехлетней давности. Когда вышли на промысел, пришлось работать на вспомогательном двигате­ ле, на валогенератор перейти не уда­ лось. Пять суток мучались с рыбофаб- рикой. А. А. Бурдин, групповой механик: — По правилам Регистра СССР, эле­ ментная база автоматики должна без­ отказно работать 5 тысяч часов в год, а работает в 10 раз меньше: 400—500 часов. Это — качество работы изготови­ теля, но, зная об этом, комнаб ничего не предпринимает. A. П. Басавин, групповой механик: — На 716-м (СТМ «Петр Петров») от­ вод воды при охлаждении рыбы соеди­ нили в одну систему с опреснителем и защита компрессора не работала. Ф р е ­ оновые насосы на «Омулях» не выдер­ живают никакой критики по электроча­ сти. B. Б. Грушко, капитан-директор : — Меня уговорили подписать акт приемки за четверо суток до выхода. Клялись, что все сделают. И з-за гонки оказался дефект сборки : «полетела» турбина, разобрали ее, а там болт. * * * Замечу, модернизация первого на Се- Когда «Александр Косарев» вышел 'Штральзунда, стали отказывать i нечные выключатели холодильных регатов, потекли трубопроводы , поте уже на промысле, вышел из строя г зотурбонагнетатель главного flBnraTej Я видела радиограммы с «АлексанД; Косарева» в механико-судовую служ ! флота об отказах оборудования в ре се. Конечно, сейчас трудно сказать о / нозначно: это вина того -то . Когда тра^ лер вернется в порт, все станет ясно Но то, что качество приемки судо мя гко говоря, оставляет желать лучше го — неопровержимый факт. Напрашивается вопрос: почему коми тет наблюдения оправдывает буквально значение своего названия — наблюдае со стороны, не требуя качества ни о поставщиков, ни от сборщиков, ни о заказчиков. Есть проект — делай п< проекту. Словно, действительно, как ут верждают специалисты комнаба, нель зя его менять. Нельзя изменять конст рукцию судна и те узлы механизмов, о которых зависит безопасность морепла вания. Но то, что может улучшить экс ­ плуатационные показатели, увеличит! надежность работы механизмов, сделать более удобным их расположение, м о ­ гут. И обязаны. ^ Но ржавчина равнодушия, принциг жить «как себе удобней» годами раз­ растались и крепли. А страх возмездия за критику закрывал рты недовольным Да и кто их слушал! Ведь, кстати, я не случайно оказалась в Штральзунде: не было больше сил слушать возмущенные рассказы моряков , надо было увидеть все своими глазами. Назову еще фамилии авторов писем в редакцию . «Статья „К а к принимают пароходы " обсуждена в службе море ­ плавания М урманского тралового фло- АПАРОХОДЫШЫВАЮТ... ря на «извращение фактов», «необъек­ тивность», в выступлениях коммунистов группы наблюдения, видимо, вопреки их намерениям, прозвучала... поддержка статьи. Е. П . К и р с а н о в : « П р о е к т « А т л а н т и к - 488» ...конечно, устаревший, что, есте­ ственно, вызывает справедливое неудо­ вольствие экипажей. Считаю, что необ­ ходимо изменить порядок внедрения на судах нового оборудования. Сначала провести стендовые испытания... Нам необходимо больше уделять внимания контролю за работой экипажей с от­ четной документацией. Теперь капита­ нам дается на ознакомление под рос­ пись контракт с дополнениями... Не­ обходимо также ускорить решение воп­ роса о создании единой структуры уп ­ равления деятельностью специалистов Минрыбхоза СССР, командируемых сей­ час как «Соврыбфлотом», так и «Судо- импортом». В. И. Алексеев: «Нам надо тщатель­ ней готовиться к совещаниям по ходу строительства судна, по-возможности всем присутствовать на них, чтобы сра­ зу на месте решать все разногласия». Ю. Н. Быстров: «Всем нам необходи­ мо ужесточить требования к качеству приемки и ремонта судов, помогать экипажам в освоении новых для них судов, чтобы могли нормально эксплуа­ тировать их с первого рейса. Надо иск­ лючить положение, когда позиция по тому или иному пункту оценивается по- разному судовыми специалистами и наблюдением». В. С. Балабанов: «Считаю, что всем нам необходимо ужесточить требования к качеству принимаемых судов, а то сейчас сплошным потоком идут телек­ сы об отказах на этих судах». Ну что ж , вроде бы радозаться надо, что в уважаемой группе наблюдения меняется отношение к делу. И теперь все будет хорошо, и Советский Союз будет получать траулеры самого высо­ ко го качества, и моряки не будут тре­ пать нервы ни при получении нового судна, ни при его эксплуатации, и ни­ кто не назовет комнаб пустым местом, и... Но, положа руку на сердце, скажу: не верится. Устоявшуюся и окрепш ую с годами систему незозможно изменить одной статьей, одним партсобранием. Когда специалисты высокого класса закладывают в проект оборудование бог знает какого года и — ничего, ни­ каких угрызений совести. Когда не менее грамотные специалисты и паль­ чиком не ведут, чтобы изменить этот проект или заменить явную нелепость чем-то более разумным и — ничего, спокойно получают немалую зарплату. Все хорошо себя чузствуют, кроме эки- зунд». Заранее было известно, что бу ­ дут выброшены миллионы народных де­ нег. Не секрет, что проект готовился, когда денег никто не считал и доро ­ говизна ценилась более, чем разум ­ ная мысль. И с этими траулерами нам входить в 21-е столетие! Теперь же вынуждены менять на этих судах рыбофабрику, рвать нутро новому траулеру. М одер ­ низацию нового судна выдают за благо. Это ли не издевательство над здравым смыслом? Кто за это ответит? Почему бы не назвать имена и фамилии «роди­ телей» проекта и назвать сумму ущер ­ ба, которую они нанесли государству. А в статье — все правда. Сколько нер­ вов и здоровья тратят в Штральзунде наши специалисты! А группа наблюде­ ния сглаживает противоречия, стараясь заставить принять «незавершенку». Капитан-директор другого судна: — С нашим мнением мало считают­ ся. Оставили обогреватели только у двух стекол на мостике, остальные сня­ ли. Б ОЛЬШИНСТВО моряков не скрыва­ лись. О том, как заставляют принимать «незавершенку», говорит В. И. Пись­ менный, капитан-директор: — Получается, что экипаж принимает судно от строителей, а не комнаб. При­ чем, когда мы предъявляем требова­ ния, все очень недовольны. Мне «рук не выкручивали», я был настойчив. Д и ­ ректор верфи потом пошутил, что если Письменный приедет получать очеред­ ное, 37-е судно, то его вообще строить не будем, после 36-го будет 38-е. Тре­ щины пера руля, отказ автоматики ДАУ — это произошло на выходе из ново- строя. В. С .'Т качен ко , капитан-директор: — Мы прибыли, когда подводная часть судна была покрашена и траулер спустили на воду. Я не хотел принимать. Закончилось тем, что мне дали гаран­ тийное письмо: зо время докования по ­ красят за свой счет. И еще: и строите­ ли, и комнаб стараются оттянуть реше­ ние вопросов до последних дней. У ре ­ дуктора зазоры между шестернями не соответствуют технической документа­ ции. Комнаб убеждал меня, что это — мелочь. Я возражал: «Я плачу 8 милли­ онов, зачем мне брак?» В. Ф . Егоров, старший механик: — Только перед ходовыми испыта­ ниями (!) была выдана документация по судовым механизмам: два ком пле к ­ та по 12 чемоданов з каждом . Что же мы принимаем? У многобарабанной ле­ бедки при слабине трос спадал и по ­ падал в «звездочку», у ваероукладчика не было ограждения... Да что перечне-' лять? Строители «прошлись» пульвери- верном бассейне траулера тип а «Моон- зунд» обошлась флоту в кр у гл е н ь кую сумму : около 300 ты сяч инвалю тны х рублей, «не считая» советских денег — демонтаж оборудования, переход в ФРГ на ус танов ку новой линии , зарплата э к и ­ пажа за это время и — главное — т а к называемая, упущенная выгода, то есть не выпущенная рыбопродукция за это время. Разве Минрыбхоз платит эти деньги? Или «родители» проекта? Нет, платит М урманский тралфлот, которому в свое время заявили: «Или берешь «Моонзунды», или не получишь ничего!» Но если бы речь шла тольно об одном типе судов! «Незавершенку» заставляют принимать и на д р у ги х судах. Система... В. А. Зеленский, старший механик: — При подписании акта приемки подписывается еще и акт по дополни­ тельному резерву запасных частей для всего судна. Но при попустительстве комнаба у нас появилась такая его фор­ мулировка: «Поставка соответствующего ассортимента... будет осуществляться во время гарантийного ремонта. Если про­ давец (верфь — И. Б.) не сможет по ­ ставить указанные запчасти к этому сроку , тогда разрешается дополнитель­ ная поставка их в течение одного года после гарантийного ремонта (в виде ис­ ключения)». Что это означает — ясно каждом у моряку. Далее: 42 электродвигателя установи­ ли с просроченным сроком монтажа. Далее: для лучшей работы автомати­ ки управления судовой электростанцией Берлинская лаборатория усовершенст­ вовала плату. Но надо было многие блоки отправить туда на обработку. Этого не сделали. Хорошо, что я смог уследить и потребовал дополнительные проверенные блоки. А то был бы отказ автоматики неминуем. Я. Я. Данилкин, старший помощник капитана: — Комнаб нажимал: «Принять в срок. Фабрику тебе сделали? Чего тебе еще?» Якорные цепи с дефектом, в танке пре­ сной воды шов не приварен, подвод­ ную часть траулера красили в дождь и краска отстала... Чего мне еще! В. К. Гарькуша, капитан-директор: — Специалисты завода брали меня на измор, все заявки переносили на ночь, причем вызывали несколько раз, ничего перед этим не устраняя. А чем помо г комнаб? Ничем. Когда мы обра­ щались за помощью, они занимали примиренческую позицию. ПРОЦИТИРОВАТЬ все письма, расска- * * зы, радиограммы моряков невоз­ можно . Остановлюсь лишь на общем, так сказать, крике души: отказ обору­ дования как результат некачествен­ ной приемки. Что может быть страшней этого в море? И что может быть стра­ шней, когда такое практически на каж ­ дом судне. та и получила полное одобрение». Д о ­ кумент подписан главным капитаном А. К. Кудряшовым и капитаном БМРТ «Памир» Г. А. Белоликовым. «Вопросы, поднятые к орре сп онд ент ом , правильны. злободневны. Факты подтверждаем», — пишут капитан-директор РТМК-с « А ^ к - сандр Косарев» В. М. Булатов и первый помощник В. Л. Алешинский. Множест­ во фактов, подтверждающих правиль­ ные выводы статьи, привели механи» Д . И. ^опыльцев, заместитель главног*' инженера М урманского тралового фло та В: Ю. Зимницкий, моринспектор Бе ломорской базы гослова Н. И. Клима шевич, рефмеханик Т. 3. Жуковские начальник вычислительного центра СТА «Фритьоф Нансен» С. А. Болдырев, на чальник базы технического обслужива ния М урманского тралового флот- Ю. Н. Мясников и многие, многие дру гие. Не считая устных заявлений, не счи тая телефонных звонков. „ВО ЗВРАЩ АЯСЬ к протоколу пар- * * тийного собрания в группе наб людения, скажу : коммунисты группь все-таки не сказали ничего конкретно ­ го о том, как они намереваются уст­ ранить причины претензий экипажей «Необходимо изменить, надо тщатель­ ней готовиться, необходимо ужесто ­ чить, надо исключить...» — вот и вся «конкретика» в их выступлениях. Но ведь от «надо» до практических дел — дистанция огромно го размера. И суть ее, прежде всего, в п е р е с ^ К ж - ке деятельности самого Минрыбхоза СССР и группы наблюдения в Штраль­ зунде, в частности. Вне этой публикации остались пись­ ма людей, рассказывающие о том, как работают представители Минрыбхоза в других портах мира, письма, полные горечи и досады. Но это — тема дру ­ гого разговора. Напомню, что редакция «Рыбного Мурмана» пятый месяц ждет ответа по существу проблем, поднятых в статье «Как принимают пароходы», при­ чем решение о том, кто именно и по какой именно теме будет отвечать, принимали на своем совещании сам*- сотрудники министерства. Раз в Минрыбхозе такое отношение к проблемам флотов, соответственно и у его представителей аналогичное «Делай по проекту!» А если так, если комнаб ничего не может (не считает нужным?) изменить то, спрашивается, зачем он там? М о ­ жет, судовладелец будет без посред ников получать от верфи новое судн< «под ключ»? Ведь опыт такого сотруд ­ ничества есть, и немалый. И. БЕРЕЗР} < (Наш корр .] 13 января 1989 года РЫБНЫЙМУРМАН

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz