Рыбный Мурман. 1989 г. Январь.
Приказ шжистра о структуре управления рыбнымхозяйством Северного бассейна Во исполнение постановления Совета Министров СССР и при каза Минрыбхоза от 9 сентября 1988 г. №400 «О генеральной схеме управления рыбным хозяйством» министр рыбного хо зяйства Н. И. Котляр издал приказ о создании с 1 декабря 1988 года в непосредственном подчинении Минрыбхоза СССР Северного бассейнового производственного рыбохозяйственно го объединения (БПО «Севрыба») на базе упраздняемых управ ления «Севрыбхолодфлот», управления «Севрыбсбыт», управле ния материально-технического снабжения и транспортно-склад- ской конторы — с правом юридического лица, на самостоятель ном балансе, с местонахождением в г. Мурманске, с включени ем в его состав на правах структурной единицы М урманского морско го рыбного порта. В целях усиления интегра ции науки и производства, ус корения научно-технического прогресса на бассейне созда ны с 1 января 1989 года в не посредственном подчинении БПО «Севрыба»: — научно-производственное объединение систем и средств автоматизации управления (НПО «Севрыбсистемотехни- ка») на базе вычислительного центра, проектных отделов АСУ и службы научно-техни ческой информации ЦПКТБ ВРПО «Севрыба» — с правом юридического лица, на само стоятельном балансе, . место нахождение — г. Мурманск; — научно - производствен ное объединение морских рыб ных исследований, океаногра фии и промысловой разведки (НПО «Севрыбпоиск») на базе Полярного научно-исследова- тельского института рыбного хозяйства и океанографии с от делением в г. Архангельске и управления поисковой развед ки и научно-исследовательско го флота «Севрыбпромразвед- ка» — с правом юридического лица, на самостоятельном ба лансе, местонахождение — г. Мурманск; — мурманский проектно конструкторский и технологи ческий институт судостроения, модернизации и эксплуатации флота и разработки средств механизации «Севгипрорыб- флот» на базе Центрального проектно -конструкторско го и На вновь созданное БПО «Севрыба» возложены следую щие основные функции: — обеспечение разработки единой для бассейна стратегии общебассейновых научных ис следований, обеспечивающих проведение единой научно- технической политики, направ ленной на создание и внедре ние новейших технологий, ме ханизации и автоматизации производственных процес сов, повышение эффективно сти деятельности организаций науки и научного обслужива ния на основе принципов пол ного хозрасчета; — организация перспектив ного планирования на основе пропорционального и сбалан сированного развития произ водственных объединений, координация в интересах всех входящих в него объединений финансовой, учетно-контроль ной и правовой деятель ности; совершенствование новых форм организации тру да и внешнеэкономических связей; — формирование госзаказа, обеспечение выполнения до говорных обязательств по по ставкам. Организация специа лизации и кооперирования предприятий, распределение квот вылова и расстановка производственного флота; — организация транспорт ной, сбытовой деятельности, оптовой и фирменной торгов ли рыботоварами; — обеспечение и проведе ние единой инвестиционной политики, технического пере вооружения и реконструкции 13 января 1989 года технологического бюро (ЦПКТБ) ВРПО «Севрыба» и М урманского отделения «Гип- рорыбфлота» — с правом юридического лица, на само стоятельном балансе, местона хождение — г. Мурманск; — научно-технический центр по развитию технического и технологического уровня обра ботки сырьевых ресурсов «Севрыбтехцентр» на базе ликвидируемого ПТО «Севтех- рыбпром» — с правом юриди ческого лица, на самостоятель ном балансе, местонахожде ние — г. Мурманск, с вклю чением в его состав строяще гося машиностроительного за вода. В целях повышения уровня концентрации и координации судоремонтных работ произ ведено с 1 декабря 1988 года укрупнение производственного объединения судоремонтных предприятий «Мурманская су доверфь», в его состав вклю чен завод «Севреммаш» на правах структурной единицы без права юридического лица. С 1 декабря 1988 года лик видирован спецаппарат произ водственного объединения «Карелрыбпром». В качестве головного предприятия объе динения «Карелрыбпром» оп ределен Петрозаводский ры бокомбинат. С 1 января 1989 года ликви дировано Центральное проект- но -конструкторское и техноло гическое бюро (ЦПКТБ) ВРПО «Севрыба». объединений (предприятий), рационального использования и эффективности капиталь ных вложений; — осуществление единой кадровой политики в условиях выборности руководителей, формирование резерва р у ко водителей, решение вопросов социального развития на бас сейне; % — обеспечение устойчивого материально - технического снабжения, развития оптовой торговли и организация пря мых связей; — осуществление государ ственного контроля за безопа сностью мореплавания в соот ветствии с международными соглашениями и конвенциями. В связи с упразднением уп равления «Севрыбсбыт» и транспортно-складской конто ры функции по сбыту рыбото варов, централизованному ма териально-техническому обес печению и взаиморасчетам по снабженческо-сбытовым опе рациям возложены на М урман ский морской рыбный порт. Для рассмотрения хозяйст венных споров между входя щими в состав БПО «Севрыба» объединениями, предприятиями и организациями без ограни чения суммы иска, а также ис ков других предприятий, объ единений, организаций Мин рыбхоза СССР на сумму до 10 тысяч рублей при БПО «Севрыба» создан арбитраж с содержанием за счет долевых отчислений производственных объединений, предприятий и организаций, включая голов ное объединение. 4 Человек и экономика: ВРЕМЯ ДОКАЖЕТ Как мы уже сообщали, в БПО «Севрыба» состоялся конкурс на замещение ва кантных должностей замес тителей генерального дирек тора, начальников отделов и служб. Об его итогах, новой структуре БПО шла речь на недавней пресс-конференции. В ней участвовали генераль ный директор БПО М. И. Каргин, председатель обко ма профсоюза работников рыбного хозяйства Ю. В. Макаров, начальник службы безопасности мореплавания БПО, член конкурсной ко миссии П. В. Виноградов, заместитель председателя областного правления НТО пищевой промышленности Я. Д. Брацлавер. Они отве тили на вопросы журнали стов. П. В. Виноградов: — В течение полутора лет «Сев- рыба» разрабатывала новую систему управления, направ ленную на повышение эффек тивности производства. Ее основой стал объединенный флот. Однако такую органи зационно - управленческую структуру некоторые руково дители встретили в штыки. Общую точку зрения нам на бассейне выработать, к сожа лению, не удалось. Только потому, что мы здесь, в Мурманске, не смог- _ ли найти общий язык, выну ждены были принять струк туру, предложенную мини стерством для всех бассей нов. Как быть в такой ситуа ции? Отчасти выход найден. Ш Ш Ш беспреце дентный в отрасли и области конкурс на замещение ва кантных должностей замести: телей генерального директо ра БПО, начальников отде- ■ лов и служб (генеральный директор М. И. Каргин не избирался, он утвержден в должности приказом мини стра). Все отделы ВРПО уп разднены. Разработано поло- - жение о конкурсе, создана конкурсная комиссия, в ко торую вошли представители партийных, профсоюзных ор ганизаций, ПСИХОЛОГИ.; Важно было отобрать спе циалистов, которые могли бы с максимальной эффек тивностью решать управлен ческие задачи в этих усло виях. Ведь в аппарат ВРПО влилась большая группа лю- Пресс-конференция дей других подразделений и, естественно, каждый из них мог претендовать на ту или иную должность. Мы стре мились создать обстановку демократичности.; На 42 должности подано 77 заявлений, в результате отбора к конкурсу было до пущено G3 человека, затем 19 человек, узнав о высоких требованиях, сияли свои кан дидатуры. Что показал кон курс? Высокий уровень под готовки специалистов, шла честная творческая борьба; критерий один — компетент ность. Кое-что оказалось и неожиданным. Например, в процессе конкурса прошла частичная реорганизация структуры но предложению претендентов. К сожалению, ряд долж ностей до сих пор вакантен, в частности «кресло» заме стителя генерального дирек тора по экономике. И последнее. На наш взгляд, имело место соблю дение объективных оценок, предвзятость отсутствовала. — Почему мало претенден тов участвовало в конкурсе? II. В. Виноградов: — Мно гие не верили в него. Сра ботал старый стереотип, мол, это — игра в демокра тию. И не более. М. И. Каргин: — Я слы шал и такое мнение: «Кон курс страшнее госэкзамена». II это, пожалуй, так. „Но це надо конкурс возводить в аб- lfWllnT-- - ет учитывать не только «го лую» характеристику, но весь комплекс знаний, под готовку человека, его авто ритет на бассейне. Вот из чего исходила комиссия, об мениваясь мнениями и про ставляя баллы. — Почему на должность за местителя генерального дире к тора по эконом и ке не было претендентов, и сейчас она ва кантна . Что — нет хорош их экономистов на бассейне? П. В. Виноградов: — Без условно, этот пост — дале ко не «сладкий». Потому-то некоторые, видимо, поняли, что не справятся, М. И . . Каргин: — В быв шем ВРПО мы много лет пытались добиться установ ления такой должности. Но тогда бытовало мнение, что На вопросы нашего коррес пондента отвечает замести тель начальника экономиче ской службы БПО «Севрыба» — начальник отдела организа ции труда и заработной пла ты Н. И. ХУСНЕТДИНОВ. — Развитие нормирования, увеличение технологически обоснованных норм и тому подобные мероприятия — это та работа, которая у нас ве лась всегда, это не какая-то новая программа, а наши пря мые обязанности. Если же го ворить о масштабной про грамме, рассчитанной на дли тельный срок, то это — хоз расчет. Эта работа выходит за рамки ООТиЗа и осущест вляется на стьжах между от- делал\и. Главная наша задача на се годня — разработка и внед рение хозрасчетных отноше ний на уровне «бригада — экипаж — предприятие». В чем основная трудность: фонд заработной платы сей час формируется на основе валового дохода, расходуется только исходя из трудо затрат. Получается неувязка каждый руководитель дол жен быть экономистом. Ду мается, это одна из причин того, что мы не вырастили своего хорошего специалиста. Ну, и кроме сказанного, в настоящее время поднимать экономику — дело очень не легкое, Потому пока и нет желающих. Но, думаю, это временная трудность, вакан сия будет заполнена. Я в этом убежден. Я. Д. Брацлавер: — В этой связи интересно отме тить. У нас, в Мурманске, вроде бы много ученых эк< ^ помистов, поучающих, каЭ» надо работать. Но почему-то нйкто из них не предложил себя на должность зама... М. И. Каргин: — А меж ду прочим, на Северном бас сейне очень много вопросов, требующих экономической проработки. К тому же нам пущен не просто экономист, а человек, имеющий опыт управления. — На прошедших отчетно- выборных па р ти й ны х конфе ренциях прозвучало: «Севры ба», занимаясь деловыми и г рами, запустила хозяйственную деятельность и с плачевными итогами подошла к ко нц у 1988 года... М. И. Каргин: — Это не так. Нам деловые игры не мешали, а, наоборот, учили работать, управлять процес сом производства. Вы же знаете, что резко ухудши лась сырьевая база, все меньше становится прибыли. Узел завязался крепко. От сюда п все сложности. По- _JcUi M ilСl y i l 'ilLLiO * 5йвались' ЬбъёйТтгтеii'if?ft~''q^ro- тов, концентрации всех сиф ’ и средств бассейна. И от этого мы никуда не денемся. Каждый сам по себе не спра вится ни с экономическими, ни с социальными задачами. Как, к примеру, решить проблему жилья? Только пу тем создания мощного стро ительного треста, куда долж ны вложить деньги все фло ты и предприятия. А рекон струкция рыбокомбината? Только ли это его дело? Ко нечно, нет. Уверен, что со временем к той структуре, которую мы нарабатывали, придем обязательно. — Насколько аппарат БПО будет вплотную занят произ водством? Ведь спецаппарат бывшего ВРПО непосредствен но этим не занимался. У него были другие ф ункции . Сегодня и завтра Платить* между порядком образования и расходования ФЗП. Если бы в минувшем году Минрыбхоз СССР не пополнил базовые ФЗП «Мурманрыбпрома» и тралфлота на 1,5 миллиона рублей каждому, то они бы закончили год с перерасхо дом фонда. Поэтому повторяю : наша наиболее сложная задача на 1989 и последующий год — «увязать» порядок образова ния и расходования ФЗП. Для этого мы заключили до говор с ЦПКТБ на разработку нормативной базы по образо ванию ФЗП или фонда опла ты, то есть рассчитать данные по типам судов, районам про мысла, ассортименту выпу скаемой продукции и режиму эксплуатации. Они же будут и «отслеживать» эту базу — формировать статистические данные для анализа хозяйст венной деятельности судов с учетом финансового резуль тата (что раньше никогда не делалось в течение рейса, а лишь по его окончании). На основе этих разработок мы переводим экипажи на первую модель хозрасчета, далее — на вторую. Тогда коллектив будет получать уж е не ФЗП , как сейчас, а фонд
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz