Рыбный Мурман. 1989 г. Январь.
«...если рассматривать ка кое угодно общественное яв ление в процессе его разви тия, то в нем всегда ока жутся остатки прошлого, ос нова настоящего и зачатки будущего». В. И. Ленин. Идеологическая работа: «зачатки будущего» ^ Г О Д С небольшим назад ■ комсомольскую организа цию Мурманской оперативной группы Беломорской базы госло- ва критиковали - с самых различ ных трибун. И вдруг на отчетно- выборной конференции се кре тарь парткома оперативной груп пы Л. Н. Авсянкин (не ради кра сного словца, а по справедливо сти) доложил делегатам о том, что в жизни флотского ком сом о ла произошли существенные из менения. Замечу попутно, что за скупы ми словами похвалы — целена правленная, кропотливая работа партийного комитета, сумевшего р_£орне изменить свое отношение к * комсомольской организации. — Прежде всего комсомоль цам, а их в организации свыше тысячи, был нужен лидер, — ска зал при встрече Леонид Ники форович. — Еще до избрания секретарем комитета ВЛКСМ м о лодой коммунист судоводитель Владимир Олимский показал се бя инициативным, творческим ак тивистом. Никто не возражал про тив того, чтобы именно он стал вожаком . Надо еще обязательно доба вить, что партком принял на сво ем заседании специальное поста новление об улучшении работы с молодежью . И на сей раз не получилось так, как бывало не редко : приняли — и с плеч до лой. Напротив, установили конт роль за выполнением. И первые же результаты порадовали — по полнение партийная организация получила из своего флотского комсомола. На одном из последних собра ний принимали кандидатом в чле ны КПСС матроса Олега Никити на. Вроде анкетные данные ти пичны для молодежи наших дней, но даже за официальными строч ками нетрудно угадать активную личность: избирался заместите лем секретаря комитета ВЛКСМ, депутат райсовета, служил в Аф ганистане, заочник высшей море ходки. Затем зачитали заявление второго штурмана В. Малухи. Комсомольцы постоянно избира ют Валерия секретарем на про мысловых судах. Обоих представ лял Владимир Олимский. Кстати, секретаря комитета в кабинете застать почти незозмож - райкоме ВЛКСМ. В результате горисполком выделил подвальное помещение на улице Шмидта, 29. — Это будет не просто набив шая всем оскомину дискотека, — продолжает разговор В. Олим ский. — Мы разработали поло жение клуба, в котором учли не обходимость всесторонней рабо ты с плавсоставом. В союзе с на ми профком, библиотека. Это бу дет клуб и для подростков, и для взрослых. А почему бы не использовать его и как вечерний детсад? Нынче комитет ВЛКСМ все зна ет о делах и задумках судовых комсомольских организаций. Вла димир Олимский и его замести тель Сергей Кузнецов взяли се бе за правило: обязательно бы- Лидер всегда в центре (штрихи к портрету молодого коммуниста) но. Мне повезло далеко не сра зу. — Прежде всего, мы решили избавиться от бумажной волоки ты, от пустопорожних разговоров, — коротко заметил Владимир. — Упорядочили сбор членских взно сов, первыми в «Севрыбе» пере шли на безналичный расчет. В секторе учета сразу спокойно вздохнули. Но на сегодня самая больная проблема — досуг ры баков. В комитете комсомола родилась идея создать хотя бы м олодеж ный клуб. Известили руководство и партком. Доброе начинание на шло поддерж ку и в Октябрьском вать на собраниях экипажей пе ред уходом в рейс и после их возвращения в порт. И что вы ду маете: на промысле сейчас рабо тают 4 ком сомольско -м олодеж - ных коллектива, еще 5 борются за присвоение этого звания. Кста ти, для их аттестации избрали ко миссию, разработали положение о премировании победителей. А еще создали фонд молодеж ной инициативы. Что это даст? Да позволит оперативней решать социальные проблемы, поощрять активных общественников и тех, кто участвует в научно-техниче ском творчестве. В коллективе .Мурманской оперативной группы много молодых семей. Но для них не выделяют ни квартиры, ни места в детском саду. И что же комитет ВЛКСМ? На нужды под шефного детсада выделил 500 рублей, задумал строительство МЖК в Беломорске... Сейчас над флотским ком сомо лом шефствуют 30 коммунистов оперативной группы Беломорской базы гослова, 8 из них избраны секретарями комсомольских о р ганизаций. Только в этом году вступило в партию по ре ком ен дации комсомола 16 человек. Среди шефов комсомола — заместитель начальника отдела кадров, член парткома В. И. Ефи мов. Он всегда внимательно и чутко относится к молодежи, к начинающим морякам и специа листам. Выслушает, даст дельный совет. Заглянул в субботний день в его кабинет, а он непринужден но беседует с молодыми ребята ми. На прощание твердо пообе щал Виктор Иванович выполнить их просьбы. Или другой член парткома, на чальник отдела загранплавания А. И. Ушкалов. Он тоже представ лял на том партийном собрании кандидатов в члены КПСС О. Ни китина и В. Малуху. Постоянно общается с молодыми промысло виками, а в лучших из них ви дит... будущих первых помощни ков капитанов. Потому, может, .ничуть не уди вительно, что комсомольцы и м о лодежь поверили в свои силы. С. БАЙМУРЗИН. (Наш внешт. корр .) НА СНИМКЕ: В. Олимский (в центре). ИГРЫ ВСЕРЬЕЗ, или Как « оживить » курсы повышения квалификации И не думал, что беседа о курсах повышения квалификации мо жет увлечь. Само словосочетание по привычке отталкивает: ох уж эти пресно-замусоленные лекции '«в свете требований и решений» — ка к вспомнишь, сразу в сон клонит. Рассчитывал, поспрошаю са мую малость, так, ради общей информации: что понравилось, а что — нет. Но тут вдруг разговорились по -крупному с одним из руководителей недавних курсов в «Севрыбе» — заместителем на чальника отдела организации работы с кадрами загранплавания БПО В. П. ЩИКЛИНЫМ. — Владимир Павлович, чаще всего (по нрайней мере т а к бы ло прежде) кур сы повышения квалиф икации — формальность, ко торая в первую голову необхо дима вышестоящим инстанциям , дабы отрапортовать тем, которые еще выше. Смею тан утверждать потому, что и сам не единожды «повышал» свою квалификацию . Вы готовы со мной поспорить или согласиться? — Мне кажется, категоричное заявление здесь не годится: тот, кто поистине хочет пополнить свой багаж знаний, обязательно что-то вынесет даже с никудыш ной лекции. Хотя в целом курсы п^Лышения, » той форме, ко то рая устоялась, давно заформали- зовались. Я с восемьдесят первого года заместитель руководителя груп пы, теперь — зам. начальник* огдела. Выступал и сам с докла дами, был и слушателем курсов. Потому выводы строю не на пу стом месте. Но надо все-таки о п ределить, о чем речь, о каких курсах — повышения квалифика ции специалистов или идеологи ческого актива? — Разве кон кре тнос ть что-то меняет? — 3 том и соль, что нынешние спецкурсы для идеологического актива командного состава судов «Севрыбы» выгодно . отличались от всех предыдущих. Судите са ми: всего три лекции и оставше еся время из тридцатишестичасо вой программы — на деловые иг ры. — Хорошо. Тогда давайте по смотрим на наш у проблему с эко. комической т о ч ки зрения . Кто ф инансирует курсы? Во что они обходятся предприятию или объ единению и дают ли отдачу, к о торая бы компенсировала затра ты? На мой взгляд. в условиях - Лзрасчета далеко на второстепен н о е «опросы . — Вы правы. Но даже с мате- рыбныймурман риальной стороны прошедшие недавно- курсы куда «дешевле». Стоит, наверное, посчитать. Рань ше специалистов отправляли на обучение в Калининград или по селок Рыбное под Москву. От рывали людей от производства. И, признаемся честно, ко е -кто из слушателей обычно воспринимал такую поездку как дополнитель ный отпуск за счет предприятия. Ну а что отдохнут неделю -дру- гую — кто станет проверять, на сколько обогатились знаниями. А приплюсуйте сюда еще команди ровочные расходы: за восемь дней около тридцати рублей на человека, прибавьте оплату за проезд в Калининград и обратно, проживание в общежитии и за траты на обучение специалистов — 130 — 140 рублей. А если за пятерых? Уже о коло семисот. Курсы финансируют на долевой основе флоты объединения, они и гарантируют оплату. Давайте посмотрим документы : вот хотя бы Беломорская база гослова, пять человек, за шесть дней об учения с предприятия причитает ся... сто рублей. Улавливаете раз ницу? В семь раз выходит мень ше. Все потому, что нынешние курсы по тридцатишестичасовой программе «Актуальные пробле мы идеологической борьбы и контрпропаганды» впервые про водили в Мурманске. Преимуще ство даже в том, что после заня тий, при необходимости, тот же первый помощник капитана мог побывать своем экипаже. — Понимаю, что словами тр уд но передать царивш ую на заня тия х атмосферу, и все-таки хоте лось бы представить по вашему рассказу , ка кова эффективность новой формы работы с идеологи ческим активом судов? — Что ж, попробую убедить. Возьмем хотя бы один из дней курсов. Тема практикума — «Ино странный порт». Сколько зача стую возникает нетрадиционных ситуаций? Моряки теряются, не знают, как себя вести, если по падают в трудное положение. А какими беспомощными порой мы выглядим перед иностранцами? Задают самые разные вопросы, а в ответ — штампы, навязшие на зубах. Что было на занятиях? Две группы слушателей. У одних — собственная роль, советских м о ряков, у других — роль предста вителей инофирм, иностранных гостей, посетивших судно. Заме чу, кстати, иностранцы тоже раз ные: есть среди них люди, пита ющие неприязнь к СССР, а есть обычные граждане, просто не знакомые с нашей страной. Инте ресуются перестройкой, демокра тизацией, гласностью. Да вот хо тя бы такой пример : «У вас уже была не одна экономическая ре форма. Уверены ли, что сегод няшняя завершится успешно?» И ведь тут просто так не скажешь: «Да, конечно». Иностранцы — сразу вопрос в лоб: «Аргумен ты?» Мне понравилось убедительное выступление капитана С. В. Бан никова. Да и группа экспертов, следившая за тем, как разреша ется ситуация, кто в ней управля ет, оценила его ответ высшим баллом. Сумел капитан ухватить самую сердцевину, точно подме тил, что все прежние реформы буксовали из -за келейности, не достатка гласности и демократии. Аргументированно, так, что «ино странцы» оказались обе зоружен ными, ответили капитаны Г. Т. Ко злов, О. С. Дамаскин. А вот один командир проявил, если сказать мягко , политиче с кую близорукость. Взял да и брякнул безапелляционно: ника кой перестройки у нас нет и не будет. Зато многие другие свои -.- ми ответами доказали: перестрой ка наша, хоть и немало сложно стей, необратима. — Кстати, политическая незре лость — болезнь пока еще доволь но распространенная не только среди рукооодителей-производст- венников, но да*ке, к сожалению, среди первых помощников ка п и танов: далеко не все имеют соот ветствующий уровень подготовки . Хотелось бы знать в связи с этим, кто обучался на курсах? — Одиннадцать капитанов, двадцать четыре первых помощ ника, механики, от второго до главного, третьи помощники — всего пятьдесят слушателей. К о нечно, багаж за плечами у всех разный. Но в том и цель курсов — действительно повысить квали фикацию. Одна лишь любопытная деталь, к слову, о политической зрело сти. Такого я что-то не припоАл- ню. Сначала развернулась целая дискуссия по национальным про блемам у нас в стране, а увен чалась она тем, что слушатели решили от имени курсов послать в адрес Президиума Верховного Совета СССР телеграмму по по воду озабоченности ситуацией, сложившейся в Прибалтике, в ча стности, в связи с изменениями и дополнениями в Конституции Эс тонской ССР. — «Повышение квалификации» — слиш ком общее понятие. Ка ко ва же все-таки главная цель к у р сов? И сумели ли ее достигнуть? — Надо исходить из того, что моряк загранплавания сегодня не просто специалист, который кр у тит гайки или шкерит рыбу, а представитель нашего государст ва за рубежом . В былые годы мы слишком заискивали перед иностранцами. Обидно и горько. Так вот, чтобы в будущем не повторять ошибок, для того и играли на курсах. Всерьез, с ка ж у , играли. А получилось или нет — судят сами слушатели. Знаю, что многим понравилось. Так и говорили: польза от деловых игр большая. Сколько «горели» в инпортах наши моряки, сколько разводили руками. Жизнь есть жизнь. Нельзя по ней идти с за крытыми глазами: вероятности больше, что споткнешься и упа дешь. Вот и отрабатывали самые щекотливые ситуации. Напился, извините, скажем, третий штур ман, разбил витрину фешене бельного магазина (а бывало и такое), капитана тащат в суд — как быть? Или исчез человек в чужом порту: ваши действия? Мне вот вспомнились курсы во семьдесят пятого года в Калинин граде. Отрабатывали ситуацию не такую уж редкую в жизни. О ка залась, допустим, команда в Ма ро кко . Самолет двое суток не вылетает, валюты нет: ни попить, ни в туалет, простите, сходить. Как поступить? Однажды нашим морякам 8 действительности по везло: сумели бесплатно дозво ниться через представительство Аэрофлота до консульства. Но ведь удача могла и отвернуться. Как сейчас помню, тогда бывший старший инженер управления «Севрыбпромразведка» В. А. Парфенов предложил для этой ситуации чересчур «оригиналь ный» выход: устроить заварушку, мол, обратят внимание иностран цы и помогут. Да ведь кое -кто только этого и ждет. И если оценивать курсы, п р о ходившие в прошлом году, могу сказать: подобных ответов, не просто безграмотных, но и о т кр о венно аполитичных, не было. А это уже заметный шаг вперед. — Ну а если мне потребуется консультация . д р уж е с кий совет, к а к повести себя ■ том или ином случае, к ком у лучше обратиться? Были, наверное, о тлични ки на курсах? — Зачеты поставили всем. Но особо, хотелось бы отметить ква лифицированные и грамотные от веты первых помощников с судов тралового флота В. Н. Половцева, А. Д . Фискевича, «М урманрыб- прома» — Г. П. Князева, В. Н. Ле бедева, капитанов тралфлота С. В. Банникова и О. С. Дамаски - на, ведущего специалиста рыбно го порта К. Г. Янчева, первого помощника капитана Беломорской базы гослова В. А. Тодосейчука. Вел беседу С. МИРОНОВ. (Наш корр .) 13 января 1389 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz