Рыбный Мурман. 1989 г. Январь.
и себе... Поверьте, вот я поделился с вами, и уже стало легче. Только ре шиться на эту исповедь мне стоило не малых усилий». «Я тоже хотел написать объявление, но в «Службе знакомств» работают од ни женщины , я засмущался и ушел». Вот такие они, наша надежда и опо ра, наши сильные, мужественные и... Читая их письма, вообще в тупик стано вишься: чего мучаются? Так и хочется взять за р у ку и привести его, упираю щегося, в «Службу знакомств», сказать: «Посмотри, замечательные женщины так нуждаются в тебе, сильном и добром . Протяни же руку!» А «Служба знакомств» рада помочь. В теперь уже минувшем году здесь введена еще одна система знакомства — «Надежда». Она помогает тем, кто не нашел своего счастья в «Печати» и «Письме». Здесь за небольшую плату обговариваются сведения, которые або нент хочет сообщить о себе, координа ты (служебный или домашний телефо ны, адрес), по которым м ож но выйти на связь. В «Службе» подбирают або ненту желаемый вариант, а что из это го получится — решать двоим. Но и прежние системы в действии. А у них работа, хотя и очень светлая, добрая, нужная, но психологически очень трудная. Причем, в немалой сте пени их трудности зависят от несмело^ сти людей. Так, может, с Hoso ro года станем смелей? И вдруг удача, счастье улыб нутся нам? А сейчас хочу процитировать еще о д но письмо. «Никогда не писал подоб ных писем, но дру го го выхода для се бя не вижу. Я не умею знакомиться на улице или в транспорте. А в ж и зни моей настало время, когда понимаешь, что пришел к полному опустошению , во кру г тебя .ни ко го нет. Мне сейчас не обходимо все начать с нуля: вновь обрести семью, друзей , без этого в жизни нет цели, нет смысла». И. ВОЛКОВА. вующие службы. А в нашей патриархаль но-ханжеской стране все это считается стыдным, и большую смелость чаще проявляют* женщины , чем сильный пол. Наверное, все обратили внимание, что с предложениями познакомиться высту пают в газетах, в основном, женщины . Их объявления, саморасхваливания не редко вызывают снисходительную улыб ку у мужчин. Но улыбаются-то те, у ко го «все есть», или те, кто сам, хотя и горюет один, ни за какие ковриж ки не напишет собственное объявление. К сожалению, бытует глубокое за блуждение, что женщина, написавшая в газету, дошла до предела отчаяния, что она, небось, «страшная», что ей «сгодит ся» любой. И сколько раз бывало так, что при встрече слетала с мужчины го р дыня, и он говорил: «Знал бы я, что вы такая хорошенькая, такая умница, напи сал бы вам совсем по -другому . Извини те». Конечно, бывает и иначе. Но речь не о том. Речь о психологическом барь ере, мешающем хорошим людям стать счастливыми. «Нет, нет, я не могу !» А почему? Почему женщины, заявив о желании познакомиться, получают письма (в среднем до 50 штук), в основном, от мужчин — рабочих? Разве у нас нет оди ноких учителей, инженеров, врачей? Очень много . Но они сильней г к о м п - лексуют»: «Что обо мне подумают, ска жут, а вдруг на работе прослышат, а как на меня знакомые посмотрят...». Да никак! Почему я снова пишу о проблеме одиночества, посвятив ей в прошлом году («РМ» №. 48) целую страницу! Да потому, что и в силу профессии и об щительного характера имею не одну сотню знакомых, среди которых десят ки одиноких и потому несчастных людей. Причем практически каждый из них «комплексует», закрывая тем самым до ро гу к возможному счастью. Для них и для сотен, а может, и тысяч других «робких» я и пишу эти строки. Новый год. Самый теплый, «домаш ний» праздник, когда уютно мерцают цветные огоньки на елке, льется весе лая музыка, вкусно пахнет праздничный стол. Хорошо. Тепло. В семье. Да и то не во всякой. А как себя чувствует в новогоднюю ночь тот, у ко го нет всего этого? Уве рена: особенно горько . Горько оттого, что по всем статьям, вроде, хороший че ловек, вроде, способен быть настоящим другом другому . А где этот другой? Где?.. Сколько раз спрашивала друзей : «По чему не идешь в „Службу знакомств"?» «Да ну, — отвечают, — засмеют меня, мол, сам не можешь найти человека». Или: «Да ну, там скажут: «Пришла „н е веста"!» И заранее вспыхивают румян цем, опускают смущенные глаза. Да. Насколько велика в нас сила тра диций, закостенелых взглядов и на семью, и на возможность ее создания! На Западе считается вполне естествен ной форма знакомства через соответст Я вовсе не собираюсь проводить ка кие-то деления мужчин на рабочих и интеллигентов, не в образовании дело, да и не всегда оно равнозначно интел лекту. Д ру гой вопрос, что одинокими чаще остаются интеллигентные женщи ны, и для них духовное общение играет не последнюю роль в выборе будущей «половинки». А они-то, _«половинки» с интеллеч*»ом, как раз и оказываются на иболее робкими. Примеры? С колько угодно . Вот строч ки писем мужчин тем, чьи объязлеиия они выбрали в газете. «Почти месяц назад прочитал ваше объявление, и все это время набирался сл1,елости наг.исать». «Я долго колебался, прежде чем взять ся за перо. А потом решился, попыт ка — не пытка». «Пишет вам человек, уставший от оди ночества. Так хочется тепла, уважения до юных сердец Остался в прошлом беспредметный спор между «физиками» и «лириками». Но политехнический уклон в школе год от года сокращал количество учебных часов на литературу. В искусстве на первый план вышел образ сильной (автократичной) личности. И мы все дальше отодвигали духовность, не за бывая при этом декларативно призы вать к формированию гармоничной личности. И все шло и ехало. Пока не приеха ло к проблеме «легко ли быть моло дым»? «Вдруг» (откуда-то) взялись нар команы, проститутки, фарцовщики. «Вдруг» оказалось, что психология «ма ленькой Веры» отнюдь не исключение. Извечный спор отцов и детей идет сегодня в резком , порой далеком от корректности тоне. «Отцы» винят моло дое поколение в практицизме, карье- ризме,равнодушии и т. д. «Дети» предъ являют счет старшим за ложь, лицеме рие, апатичность. Мне, представительнице старшего поколения, кажется, что мы виноваты перед детьми не столько в этих страш ных грехах, сколько в том, что всей си стемой образования и воспитания об рекли их на бездуховность, поскольку сами были лишены слишком многого . Ну скажите, пожалуйста, что мы с вами обрели, изучая в школе литературу? Нас заставляли препарировать ее так, что мы унесли с собой не красоту ее и величие, а «образ» (Онегина, Рахме това, «народа»). И удивляемся: надо же , в США (Англии, Франции) взахлеб чи тают Достоевского и Чехова! Чего, мол, они там находят, какие-такие «образы»! А что мы знаем о музыке? О живопи си? Пение и рисование в школе! Легко ли молодому человеку быть сострадательным, если он о Достоев с ком то ли слышал, то ли нет. Где он найдет светлые слова признания в люб ви, если он знает лишь рефрен песни «Я хочу быть с тобой» или нечто похо жее, а поэзию считает старомодным трубадурством . Легко ли быть молодым без уроков высокого Гуманизма, вопло щенных в мировой художественной культуре! Именно преподавание в школе азов мировой художественной культуры (МХК ) и стало приметой последнего времени. Начиналось оно с факульта тивных занятий (в шести мурманских школах и сегодня МХК проходят на факультативах), но с этого года в одиннадцати школах МХК — обязатель ный предмет. Хотя идет он все-таки в на грузку ребятам ,ибо не включен в учебную программу. «Мы не удовлетворены уровнем пре подавания мировой художественной культуры, — сетует заместитель заве дующего городским отделом народного образования С. В. Портенко. — Дело в том, что здесь все зависит от духовно го богатства личности преподавателя. Мы посылали несколько человек на курсы в Москву и Ленинград, неко торые педагоги учились в институте усовершенствования учителей. Понятно, что этого мало, есть риск «засушить» предмет. Детям нужны не дилетантские рассуждения, а глубокая эстетическая подготовка», — заключила Светлана Вя чеславовна. творчестве. По ходу урока они то разы грывают сценку, то выступают в роли церковников , требуя запретить Баху пи сать такие сочинения, то отвечают на вопросы, ч 'о такое полифония, орато рия, ария и т. д. Вот группа девочек подходит к пианино и исполняет поли фонический вокализ Баха. И снова зву чит с пластинки «царь царей музыки», орган, на экране сменяют одна дру гую картины средневековья, в классе разно сится запах свечей, в их колеблющем ся свете ярко блестят глаза ребят. Они сидят, не шелохнувшись. — Музы ка Баха звала к единству, вну шала надежду, она была необходима из мученному, разобщенному народу Гер мании. Под высокими сводами собора звучала музыка , в которой утвержда лась жизнь , — рассказывает Людмила Валентиновна. — Бетховен сравнивал Ба ха с морем , Горький — с горной вер шиной. Музыканты говорили, что в ми ре музыки был только один Бах, под черкивая величие его творений. Включается свет, ур о к окончен. При тихшие, взволнованные выходят ребята из класса. А я остаюсь, чтобы послу шать мнение присутствовавших здесь учителей, представителей роно. — Я словно побывал в храме или оперном театре, — делится впечатлени ем от урока директор школы Юрий Иванович Мешалкин. — Взволнован до слез. Такие уро ки учат доброте, гума низму, очищают душу человека. И да рят радость прикосновения к искусст ву. Конечно, будь такие уро ки системой, то есть, если бы преподавание всех предметов основывалось не на долдон- стве, а на эмоциональном воздействии, наверное, общество избавилось бы от множества проблем нравственного ха рактера. Но в том-то и печаль, что это — редкость. М ож но по пальцам пере считать учителей, которые на самом де ле Учителя, а не урокодатели. Большая редкость среди них люди, знающее кром е своего предмета поэзию , м у з ь г ку, живопись, а уж тем паче не жалею щие времени и сил поделиться этим богатством с ребятами. Вспоминаю учительницу математики в школе № 2, ныне работника педучи лища, Л. Н. Скобелкину. Ее класс не пропускал ни одной премьеры в теат ре, устраивал вечера поэзии, не выле зал из библиотек. И в этом классе не было равнодушных! Бесспорно, МХК — не панацея от бездуховности, безнравствености. Одна ко знание основ ее не только духовно обогащает личность (имею в виду ин теллект), но и смягчает душу, учит по нимать горе другого , вглядываться в глубины е го души. А это бесценно, это — панацея от равнодушия. Побольше бы только таких препода вателей, как Л. В. Хаматова, умеющих достучаться до юных сердец. И. БЕРЕЗЮК. (Наш корр .). ПА СНИМКЕ: Л. В. Хаматова с груп пой семиклассниц, исполняющих вока лиз И. С. Баха. Ф ото Б. ЩУКИНА . Ребятам школы № 50 крупно повезло: к МХК их готовят заранее, еще в седь мом классе, на уроках музыки. Я побы вала на одном из таких уроков у пре подавателя Людмилы Валентиновны Ха- матовой. ...Класс, оборудованный в виде амфи театра, погружается в темноту. И вот зажигаются свечи на стенах, на пиани но, высвечивая на нем букет алых роз. Некоторые ребята одеты в костюмы XV III века. Людмила Валентиновна садится за пи анино, ребята поют «Весеннюю песню» Иоганна Себастьяна Баха. Включается диапроектор, дети, глядя на картины XV II—X V III веков, слушают негромкий голос преподавателя, рассказывающий о времени великого композитора , о его
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz