Рыбный Мурман. 1989 г. Январь.

и себе... Поверьте, вот я поделился с вами, и уже стало легче. Только ре ­ шиться на эту исповедь мне стоило не­ малых усилий». «Я тоже хотел написать объявление, но в «Службе знакомств» работают од ­ ни женщины , я засмущался и ушел». Вот такие они, наша надежда и опо ­ ра, наши сильные, мужественные и... Читая их письма, вообще в тупик стано­ вишься: чего мучаются? Так и хочется взять за р у ку и привести его, упираю ­ щегося, в «Службу знакомств», сказать: «Посмотри, замечательные женщины так нуждаются в тебе, сильном и добром . Протяни же руку!» А «Служба знакомств» рада помочь. В теперь уже минувшем году здесь введена еще одна система знакомства — «Надежда». Она помогает тем, кто не нашел своего счастья в «Печати» и «Письме». Здесь за небольшую плату обговариваются сведения, которые або­ нент хочет сообщить о себе, координа ­ ты (служебный или домашний телефо­ ны, адрес), по которым м ож но выйти на связь. В «Службе» подбирают або­ ненту желаемый вариант, а что из это­ го получится — решать двоим. Но и прежние системы в действии. А у них работа, хотя и очень светлая, добрая, нужная, но психологически очень трудная. Причем, в немалой сте­ пени их трудности зависят от несмело^ сти людей. Так, может, с Hoso ro года станем смелей? И вдруг удача, счастье улыб­ нутся нам? А сейчас хочу процитировать еще о д ­ но письмо. «Никогда не писал подоб ­ ных писем, но дру го го выхода для се­ бя не вижу. Я не умею знакомиться на улице или в транспорте. А в ж и зни моей настало время, когда понимаешь, что пришел к полному опустошению , во кру г тебя .ни ко го нет. Мне сейчас не­ обходимо все начать с нуля: вновь обрести семью, друзей , без этого в жизни нет цели, нет смысла». И. ВОЛКОВА. вующие службы. А в нашей патриархаль­ но-ханжеской стране все это считается стыдным, и большую смелость чаще проявляют* женщины , чем сильный пол. Наверное, все обратили внимание, что с предложениями познакомиться высту­ пают в газетах, в основном, женщины . Их объявления, саморасхваливания не­ редко вызывают снисходительную улыб­ ку у мужчин. Но улыбаются-то те, у ко ­ го «все есть», или те, кто сам, хотя и горюет один, ни за какие ковриж ки не напишет собственное объявление. К сожалению, бытует глубокое за­ блуждение, что женщина, написавшая в газету, дошла до предела отчаяния, что она, небось, «страшная», что ей «сгодит­ ся» любой. И сколько раз бывало так, что при встрече слетала с мужчины го р ­ дыня, и он говорил: «Знал бы я, что вы такая хорошенькая, такая умница, напи­ сал бы вам совсем по -другому . Извини­ те». Конечно, бывает и иначе. Но речь не о том. Речь о психологическом барь­ ере, мешающем хорошим людям стать счастливыми. «Нет, нет, я не могу !» А почему? Почему женщины, заявив о желании познакомиться, получают письма (в среднем до 50 штук), в основном, от мужчин — рабочих? Разве у нас нет оди ­ ноких учителей, инженеров, врачей? Очень много . Но они сильней г к о м п - лексуют»: «Что обо мне подумают, ска­ жут, а вдруг на работе прослышат, а как на меня знакомые посмотрят...». Да никак! Почему я снова пишу о проблеме одиночества, посвятив ей в прошлом году («РМ» №. 48) целую страницу! Да потому, что и в силу профессии и об ­ щительного характера имею не одну сотню знакомых, среди которых десят­ ки одиноких и потому несчастных людей. Причем практически каждый из них «комплексует», закрывая тем самым до ­ ро гу к возможному счастью. Для них и для сотен, а может, и тысяч других «робких» я и пишу эти строки. Новый год. Самый теплый, «домаш­ ний» праздник, когда уютно мерцают цветные огоньки на елке, льется весе­ лая музыка, вкусно пахнет праздничный стол. Хорошо. Тепло. В семье. Да и то не во всякой. А как себя чувствует в новогоднюю ночь тот, у ко го нет всего этого? Уве­ рена: особенно горько . Горько оттого, что по всем статьям, вроде, хороший че­ ловек, вроде, способен быть настоящим другом другому . А где этот другой? Где?.. Сколько раз спрашивала друзей : «По­ чему не идешь в „Службу знакомств"?» «Да ну, — отвечают, — засмеют меня, мол, сам не можешь найти человека». Или: «Да ну, там скажут: «Пришла „н е ­ веста"!» И заранее вспыхивают румян­ цем, опускают смущенные глаза. Да. Насколько велика в нас сила тра­ диций, закостенелых взглядов и на семью, и на возможность ее создания! На Западе считается вполне естествен­ ной форма знакомства через соответст­ Я вовсе не собираюсь проводить ка ­ кие-то деления мужчин на рабочих и интеллигентов, не в образовании дело, да и не всегда оно равнозначно интел­ лекту. Д ру гой вопрос, что одинокими чаще остаются интеллигентные женщи ­ ны, и для них духовное общение играет не последнюю роль в выборе будущей «половинки». А они-то, _«половинки» с интеллеч*»ом, как раз и оказываются на­ иболее робкими. Примеры? С колько угодно . Вот строч­ ки писем мужчин тем, чьи объязлеиия они выбрали в газете. «Почти месяц назад прочитал ваше объявление, и все это время набирался сл1,елости наг.исать». «Я долго колебался, прежде чем взять­ ся за перо. А потом решился, попыт­ ка — не пытка». «Пишет вам человек, уставший от оди­ ночества. Так хочется тепла, уважения до юных сердец Остался в прошлом беспредметный спор между «физиками» и «лириками». Но политехнический уклон в школе год от года сокращал количество учебных часов на литературу. В искусстве на первый план вышел образ сильной (автократичной) личности. И мы все дальше отодвигали духовность, не за­ бывая при этом декларативно призы ­ вать к формированию гармоничной личности. И все шло и ехало. Пока не приеха­ ло к проблеме «легко ли быть моло ­ дым»? «Вдруг» (откуда-то) взялись нар­ команы, проститутки, фарцовщики. «Вдруг» оказалось, что психология «ма­ ленькой Веры» отнюдь не исключение. Извечный спор отцов и детей идет сегодня в резком , порой далеком от корректности тоне. «Отцы» винят моло ­ дое поколение в практицизме, карье- ризме,равнодушии и т. д. «Дети» предъ­ являют счет старшим за ложь, лицеме­ рие, апатичность. Мне, представительнице старшего поколения, кажется, что мы виноваты перед детьми не столько в этих страш­ ных грехах, сколько в том, что всей си­ стемой образования и воспитания об­ рекли их на бездуховность, поскольку сами были лишены слишком многого . Ну скажите, пожалуйста, что мы с вами обрели, изучая в школе литературу? Нас заставляли препарировать ее так, что мы унесли с собой не красоту ее и величие, а «образ» (Онегина, Рахме­ това, «народа»). И удивляемся: надо же , в США (Англии, Франции) взахлеб чи­ тают Достоевского и Чехова! Чего, мол, они там находят, какие-такие «образы»! А что мы знаем о музыке? О живопи ­ си? Пение и рисование в школе! Легко ли молодому человеку быть сострадательным, если он о Достоев­ с ком то ли слышал, то ли нет. Где он найдет светлые слова признания в люб­ ви, если он знает лишь рефрен песни «Я хочу быть с тобой» или нечто похо­ жее, а поэзию считает старомодным трубадурством . Легко ли быть молодым без уроков высокого Гуманизма, вопло­ щенных в мировой художественной культуре! Именно преподавание в школе азов мировой художественной культуры (МХК ) и стало приметой последнего времени. Начиналось оно с факульта­ тивных занятий (в шести мурманских школах и сегодня МХК проходят на факультативах), но с этого года в одиннадцати школах МХК — обязатель­ ный предмет. Хотя идет он все-таки в на грузку ребятам ,ибо не включен в учебную программу. «Мы не удовлетворены уровнем пре ­ подавания мировой художественной культуры, — сетует заместитель заве­ дующего городским отделом народного образования С. В. Портенко. — Дело в том, что здесь все зависит от духовно­ го богатства личности преподавателя. Мы посылали несколько человек на курсы в Москву и Ленинград, неко­ торые педагоги учились в институте усовершенствования учителей. Понятно, что этого мало, есть риск «засушить» предмет. Детям нужны не дилетантские рассуждения, а глубокая эстетическая подготовка», — заключила Светлана Вя­ чеславовна. творчестве. По ходу урока они то разы ­ грывают сценку, то выступают в роли церковников , требуя запретить Баху пи­ сать такие сочинения, то отвечают на вопросы, ч 'о такое полифония, орато­ рия, ария и т. д. Вот группа девочек подходит к пианино и исполняет поли­ фонический вокализ Баха. И снова зву ­ чит с пластинки «царь царей музыки», орган, на экране сменяют одна дру гую картины средневековья, в классе разно­ сится запах свечей, в их колеблющем ­ ся свете ярко блестят глаза ребят. Они сидят, не шелохнувшись. — Музы ка Баха звала к единству, вну­ шала надежду, она была необходима из­ мученному, разобщенному народу Гер­ мании. Под высокими сводами собора звучала музыка , в которой утвержда­ лась жизнь , — рассказывает Людмила Валентиновна. — Бетховен сравнивал Ба­ ха с морем , Горький — с горной вер­ шиной. Музыканты говорили, что в ми ­ ре музыки был только один Бах, под­ черкивая величие его творений. Включается свет, ур о к окончен. При­ тихшие, взволнованные выходят ребята из класса. А я остаюсь, чтобы послу­ шать мнение присутствовавших здесь учителей, представителей роно. — Я словно побывал в храме или оперном театре, — делится впечатлени­ ем от урока директор школы Юрий Иванович Мешалкин. — Взволнован до слез. Такие уро ки учат доброте, гума­ низму, очищают душу человека. И да­ рят радость прикосновения к искусст­ ву. Конечно, будь такие уро ки системой, то есть, если бы преподавание всех предметов основывалось не на долдон- стве, а на эмоциональном воздействии, наверное, общество избавилось бы от множества проблем нравственного ха­ рактера. Но в том-то и печаль, что это — редкость. М ож но по пальцам пере­ считать учителей, которые на самом де ­ ле Учителя, а не урокодатели. Большая редкость среди них люди, знающее кром е своего предмета поэзию , м у з ь г ку, живопись, а уж тем паче не жалею ­ щие времени и сил поделиться этим богатством с ребятами. Вспоминаю учительницу математики в школе № 2, ныне работника педучи­ лища, Л. Н. Скобелкину. Ее класс не пропускал ни одной премьеры в теат­ ре, устраивал вечера поэзии, не выле­ зал из библиотек. И в этом классе не было равнодушных! Бесспорно, МХК — не панацея от бездуховности, безнравствености. Одна­ ко знание основ ее не только духовно обогащает личность (имею в виду ин­ теллект), но и смягчает душу, учит по ­ нимать горе другого , вглядываться в глубины е го души. А это бесценно, это — панацея от равнодушия. Побольше бы только таких препода­ вателей, как Л. В. Хаматова, умеющих достучаться до юных сердец. И. БЕРЕЗЮК. (Наш корр .). ПА СНИМКЕ: Л. В. Хаматова с груп­ пой семиклассниц, исполняющих вока­ лиз И. С. Баха. Ф ото Б. ЩУКИНА . Ребятам школы № 50 крупно повезло: к МХК их готовят заранее, еще в седь­ мом классе, на уроках музыки. Я побы­ вала на одном из таких уроков у пре ­ подавателя Людмилы Валентиновны Ха- матовой. ...Класс, оборудованный в виде амфи­ театра, погружается в темноту. И вот зажигаются свечи на стенах, на пиани­ но, высвечивая на нем букет алых роз. Некоторые ребята одеты в костюмы XV III века. Людмила Валентиновна садится за пи­ анино, ребята поют «Весеннюю песню» Иоганна Себастьяна Баха. Включается диапроектор, дети, глядя на картины XV II—X V III веков, слушают негромкий голос преподавателя, рассказывающий о времени великого композитора , о его

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz