Рыбный Мурман. 1989 г. Сентябрь.
Q Стоп-кадр Как проголосует зритель? «Восход «Черной Луны» — на- ззание этого американского кино детектива появится на рекламных щитах Мурманска лишь на две недели. Конкретнее, его можно посмотреть в кинотеатре «Роди на» с 4 по 17 сентября, после че го лента демонстрироваться не будет. На таких условиях предо ставили фильм в распоряжение мурманчан посредники — твор- ческо-производственное объе динение «Паритет», созданное при кинофонде Союза кинемато графистов СССР, и фирма «Ва шингтон фильм ассоушиэйтес». «Черная Луна» — так окрестили создатели гоночный суперавтомо биль XXI века, который и явля ется, так сказать, главным геро ем ленты. Кража экспонатов м е ж дународной автомобильной вы ставки, серия головокружитель ных погонь, драматичные ситуа ции, в которые то и дело п о падают действующие лица и, са мо собой, любовная линия — вот основные вехи развлекательной картины. В ней зрители вновь встретятся с актрисой Линдой Гамильтон, исполнительницей главной женской роли в памятном боевике «Кинг-Конг жиз». Трудно гадать, станет ли после появления «Восхода «Черной Лу ны» теснее в списке * мировых ше дезроз. Демонстрация фильма в М урманске интересна другим. Это попытка, пусть единичная, как-то раздвинуть рамки традици онного проката, обогатить репер туар, который беден именно на зрелищные, развлекательные ленты. Разумеется, акция далека от благотворительности. Билеты на односерийный фильм будут сто ить непривычно доро го — рубль и рубль двадцать. Почему? — Потому что шестьдесят пять процентов выручки мы отдаем владельцам авторских прав, — отвечает директор кинотеатра «Родина» С. С. Чистякова. — А из оставшейся суммы пятьдесят пять процентов отчисляем в м е стный бюджет и двадцать обла стному киновидеообъединению. Так что кинотеатру остается всего ничего. Но мы надеемся, фильм вызовет интерес мурманчан, о со бенно, если учесть, что больше они его нигде не узидят. Кстат^ хочу подчеркнуть, на просмотр оформляются предварительные заявки по телефону 5-51-82. Ры баки могут сделать заявки прямо с моря. Для них также будут продаваться билеты по паспорту моряка в кассе бронирования за 15 минут до начала сеанса. — Сколько билетов вы для них оставите в этой кассе? — Будет зависеть от спроса. Но по крайней мере по 40 биле- тоз на каждый сеанс, то есть по два ряда. В. н и к о л и н . Тема для размышления Т ОТ, КОМУ пришлось провожать в последний путь своих родных и близких, познал все уха бы этой скорбной дороги. А так как никто из нас не застрахован и впредь от участия в этом печаль ном ритуале, надо, наверное, раскрыть сегодня все его безрадостные «секреты». Разговор этот хоть и не самый приятный, навер ное, необходим. Ибо все мы смертны. «Секреты скорбного пути» — так семь лет на зад назвал свой материал мурманский поэт Влади мир Семенов (Смирнов) и опубликовал его в на шем еженедельнике. Многие из проблем, поднятых тогда автором, уже решены похоронной службой, по многие и остались. Тогда, семь лет назад, Владимир Семенов лишь мечтал о спецработниках, которые бы взяли на се бя различные заботы по организации похорон с тем чтобы родные и близкие участвовали только в за вершающем ритуале. А сегодня Мурманск, возможно, один из немно гих в республике городов, где, позвонив по телефону (э-42-85), можно пригласить на дом агента по о р ганизации похорон. Этот человек за умеренную плату сделает все необходимое: оформит заказы на гроб с ритуальными украшениями (по желанию), на венки, ленты, рытье могилы, катафалк, подвоз ку песка, устройство поминок... Даже оформит все необходимые документы. Единственное условие; вызвать агента можно лишь имея на руках заключение врача о смерти. Смерть всегда беспощадна и неожиданна. И ес ли человек умирал в «нерабочий» день и дома, то близким предстояло решить нелегкий вопрос: как и на чем отвезти покойника в морг. Теперь в лю бой день недели, позвонив в похоронное бюро, мож но вызвать машину и санитаров. Столкнувшись с бедой, многие нервничают, спе шат с похоронами, опасаясь, что и здесь есть ка кие-то сроки, ограничения. Ничего подобного. Нет. Суета в столь печальном ритуале неуместна. Похо роны допустимы не ранее, чем через сутки с мо мента смерти. В морге тело может лежать несколь ко дней, опытные специалисты помогут сохранить его. Часто люди недовольны тем, что время подачи катафалка жестко регламентировано. К сожалению, это так. Городская похоронная служба располага ет лишь шестью спецмашинами в день. А если учесть, что они ломаются, буксуют, особенно зи мой, на наших далеко не безупречных дорогах... Одни просят подъехать к дому, другие — к рабо те. третьи по дороге еще и в церковь заедут... Не знаю, как отнесутся к этому городские вла сти, но есть предложение построить на кладбище часовенку. Как бы стыдливо мы не отворачивались от подобных проблем, однако люди, верующие или просто желающие уйти из жизни по традициям сво их предков, есть и будут. И я не думаю, чтобы церковь отказалась от такого предложения. За последние годы появились на кладбище зал проведения гражданских панихид, магазинчик по продаже искусственных цветов и венков. Здесь на прокат можно взять лопату или лом. Тут же. р я дом с центральным входом, открылась мастерская по изготовлению памятников. И что немаловажно: ваш заказ, если вы оформите его зимой, сохранят до весны-лета, когда памятник будет удобно ста вить. Завод «Металлист» теперь принимает заказы на изготовление металлических оградок (цена 50— 60 рублей). Кстати, раньше здесь же вполне офици ально делали металлические памятники. Последнее время подобную услугу не оказывает ни одно пред приятие Мурманска. Хотя на большинстве захоро нений, особенно новых, стоят именно металлические памятники. Изготовили их (как правило, «в виде исключения», по знакомству) на тех же «Метал листе». судоверфи. С Р З ММФ. Так почему, нако нец. не разрешить делать эго вполне официально, за определенную плату, а вырученные" средства опять же пойдут г; «кошелек ►предприятия?! АКИХ ТОЛЬКО жутких историй, жалоб на грабеж со стороны кладбищенских рабочих не наслушаешься во время похорон... Чего, к при меру. стоит хотя бы вот эта жалоба: «Мой муж*, бывший моряк, был похоронен год назад. Но когда этим летом я приехала на клад бище. чтобы подготовить место для установки па мятника, то увидела, что впритык к могиле мужа вырыта другая. Требую принять меры...» Да, действительно, подобные жалобы случаются. И чаще всего потому, что многие из нас. не дове ряя государственному сервису, предпочитают част ника. А кто такой «частник» на кладбище? Бич, бомж, — назовите его как угодно, ничего от этого не из менится. Всем известно, и руководству, и милиции, что прижилась на кладбище группа бичей. Многие после ЛТП, тюрем. Здесь же они пьют, спят, едят: Спившиеся, потерявшие все в этой жизни, люди. Как правило, у них пет пи прописки, ни дома, ни семьи. Они молоды, от 20 до 40 лет. Встречаются среди бичей и настоящие самородки — с золоты- СКОРБ ПУТЬ ми (хоть и трясущимися) руками, с красными дип ломами о высшем образовании. Вот оии-то и пред лагают свои услуги людям, растерявшимся от го ря и утраты близкого человека: кому — могилу вы копать, кому — об удобном и сухом местечке «сго вориться». Получив задаток, чаще всего запивают. Да так. что приходит катафалк с покойником, а мо гила не готова.- И насчет «уговора о местечке» тоже обман: выкопают могилу с нарушением всех норм, впритык к другим и — баста. А настанет лето, стает снег — тогда и начинаются жалобы. Правда, те, кого бичи «обобрали», да слово не сдержали, жалоб обычно не пишут. На кого пи сать? Обидчнка-то днем с огнем не сыскать. Конечно, если по-хорошему, то администрация кладбища должна следить за порядком. Но вся ад министрация — это два человека: заведующий к-ладоищем и смотритель. Оба, как правило, жен щины. А территория кладбища сегодня — 46 гек таров. Вот и уследи за порядком: чтобы бичи мо гилы не рыли, выпивохи цветы с могил не таска ли. Не реально все это. Зато реально другое. За многие годы существо вания мурмашинского кладбища никак не найдутся средства обнести его забором (глядишь, и меньше подозрительных личностей бродило бы здесь по ве черам, ибо объявление о часах работы кладбища, открытого всем и всякому, по сути — фикция). Еще в восемьдесят второ.м году «Рыбный Мур ман» устами городских властей обещал читателям, что через два года начнется в Мурманске строи тельство крематория и при нем — мемориального парка. По проекту мыслился этот комплекс в Се верной промзоне. Туда же планировалось перенес ти и собрать воодипо все пункты, мастерские го родской похоронной службы. Прошло семь лет. II ничего не изменилось. Все также администрация бюро спецобслуживания не располагает точными данными о том. где и когда будет сооружаться крематорий, не знакомы здесь и с проектной документацией. Говорят, что все за стряло в недрах УКСа горисполкома.- А может, по ра* обнародовать эти «тайны», с мурманчанами по советоваться? Тем более, поводов для такого серь езного совета накопилось немало. В 1973 году было закрыто старое мурманское .кладбище в Северной промзоне. Через четыре го да исполком должен принять решение о дальней шей его судьбе. Кладбище по мурмашииской дороге эксплуатиру ется уже 16 лет. Место для него выбрано, что и говорить, абсолютно бездумно: камни, болото, рядом река, в нее же и сток. Но сегодня уже и это клад бище (по правой стороне) перенаселено. Захороне ния ведутся теперь слева, на 7-м километре. Но площадка здесь еще меньше и еще хуже. Надолго и этой территории не хватит. А что дальше? Так и будут расти, извините, «города» мертвецов, от I сентября 1989 года воевывая постепенно землю, пригодную для строи тельства, землепашества? Любое цивилизованное общество просто не по зволит себе как подобную «роскошь», так и неува жение к памяти усопших. Давайте подумаем и о том, что перед тем, как мурманское кладбище бу дет сравнено с землей, многие горожане захотят перенести прах близких. Но куда? Хорошо, если бы таким местом стал тот самый мемориальный парк при крематории.; - ^ Чрезвычайно осложняет работу городской похо ронной службы разбросанность ее участков. Так. мастерская по изготовлению гробов находится на Гагарина, в центре жилого массива. Машины здесь частенько буксуют, и гробы приходится переносить на плечах.; Жильцы, естественно, б у н т у ю т : кому приятно такое соседство и зрелище? На Аскольдовцев, 26, размещается мастерская по изготовлению венков. Находится она в цоколь ном этаже жилого дома. Техники здесь никакой. Работницы вручную гнут проволоку, громадными ножницами режут цветочки, тут же покрывают их парафшюм. Парафин, красители делают сами. Если поступает спецзаказ на елочные венки, эти же жен щины едут в лес и на отведенных участках наре зают лапник. На один венок уходит до 300 ело вых лапок. Безрадостный, одним словом, кабальный труд. Вот и посчитайте, сколько времени, труда, того же бензина уходит на то, чтобы проводить в по следний путь усопшего. Аскольдовцев, Гагарина. Комсомольская, 7-й километр мурмашииской доро ги — расстояния немалые, неудобства и расходы большие. Очень много нареканий (и не только в нашем городе) вызывают так называемые места почетных захоронений.- Располагаются они в самом центре и отличаются от других кладбищенских участков осо бой чистотой и ухоженностью. Захоронены зд?*< люди в основном известные, бывшие руководители. Почему им особые привилегии и после смерти? Лично я" не знаю. Знаю только, что существует по этому вопросу особое решение горисполкома. При нято" оно было давно, по, как видим, силу свою не утратило и поныне. «Царское место» и в паше перестроечное время магнитом притягивает к себе различных начальни ков, больших и маленьких. И время от времени в кабинете начальника бюро спецобслуживания раз дается звонок и голос топом, не терпящим возра жений, произносит: «К тебе придет такой-то, сде лай все, о чем попросит». А просят, как правило, все то же «почетное место»... на тот свет. Да, «царское место» действительно отличается. Здесь сухо, чисто. Но стоит отойти от него чуть в сторону, и вы увидите снятые за ненадобностью старые, проржавевшие памятники, мусор, забытый цемент, доски, выцветшие венки. Пешеходные тро- .пы постепенно сужаются, сдавливаемые со всех сторон все новыми могилами (многие вырыты «по з в о н к у » , по приказу «свыше»). И глядя на все это, никак не можешь сосредоточиться на мыслях, чис тых, безгрешных. На памяти. Вот он — наш грех: блат в своем страшном вырождении, кладбищен ское чинопочитание. Чем мы только с вами не тор гуем?! Памятью. Душой. Принципами. Совестью. Элементарной человеческой порядочностью. За проблемами сегодняшнего дефицита не видгсп дефицит куда более страшный. Не потому ли все отодвигаем' решение «кладбищенских проблем >: не горит ведь и покойники не забастуют. Почившие наши близкие и в самом деле протестовать против забвения, неуважения к их памяти уже не могут. Ну а мы что, так и будем мириться с серостью ду шевной? Те, кому довелось посетить кладбища в Виль нюсе, Риге, Таллинне, легко поймут меня. Туда при ходишь, как в храм, где рождаются в тебе чувства, высокие и торжественные, чистые и светлые, где уважение к усопшим не па словах, а вот оно — * в строгости аллей, в скромном величии памятни ков, в броской яркости зелени и цветов. А мы? Мы даже не можем постараться догово риться с совхозом «Цветы Заполярья», чтобы хо тя бы по выходным торговали они цветами и рас садой у центральных ворот кладбища. (Конечно, кто не хочет работать, тот создает се бе непреодолимые проблемы.) Духовность наша — столь нежный цветок, что поддерживать жизнь в нем дано поколениям. И без нее пет связи и понимания между прадедом и внуком, матерью и сыном. Нет без нее корней у рода человеческого. Л. ШЕБЕКО. ■ п.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz