Рыбный Мурман. 1989 г. Сентябрь.

HhKHXt'T 1УлЯЛЗШН «кЦИГЛ. Mi»(.'«(И* «■>»к»-»>»"* Я\НЯ>-< 'ft-л »)<а»1Й»>Ч«*< О/»« • Н4 » М (» v»<ЬМ«.* i? £*л-M<* <<л»ь <-•.«г* //я прилавках киосков ьСоюзпечати» по­ явился первый помер нового Оля советского читателя журнала «АКВА». «Аква» — один u.t наиболее важных журналов о природе и экологии мира, который уже многие годы чи- 't та for везде па итальянском языке. Be лико- Ltenno иллюстрированное издание на русском ■— плод итало-советского сотрудничество. Популярный экологический журнал своим подзаголовком выбрал слова «вода, природа, ж и т ь » . Со следующего года «Аква» в Совет­ ском Союзе будет выходить регулярно. ПА СНИМКЕ: обложка первого номера журнала «АКВА» на русском языке. Новинки автомобилестроения Т Т О ВЫ Й двухосный «КамАЗ», непри- * * вычных очертаний грузовой «Га­ зик», огромный кузовной «Кировец» — эти и другие автоповинки представле­ ны на выставке «Повышение техниче­ ского уровня, качества и надежности автотсхники», которая открылась на ВЯНУ СССР . Особое внимание посетителей привле­ кает большой раздел новинок КамАЗа, н>»вые разработки автозаводцев Горько­ го, перспективные модели новых двига­ телей ВАЗа. Выставка обстоятельно рассказывает, как автостроители совершенствуют тех­ нологииf, внедряют автоматизирован­ ные системы. НА СНИМКЕ: «Ока» — малолитраж­ ный автомобиль, изготовленный на КамАЗе. Скорость — Н о км/часt расход топлива — 4,6 литра на J00 км. На СВЯЗИ 01 И Н Е З А М Е Т Н О У С Н У Л Та строительная бытовка принадлежала рабочим СУ-Зч^ треста «Спецстроймеханиза- ция». Находилась она во дво­ ре школы-интерната на ули­ це Баумана, где строится но­ вый корпус интерната. Уже под утро, в половине четвертого, сторож располо­ женного рядом учебно-произ­ водственного комбината уви­ дел, что из-под крыши бы­ товки валит дым. Вызванные им пожарные, вскрыв бытовку, обнаружили внутри нее человека, рабоче­ го' этого стройуправления В. Д. Сеиько. Спасать его было уже, увы. поздно. Ря­ дом с погибшим были обна­ ружены несколько бутылок из-под спиртного. Пожар начался от «заро ­ ненного огня», т. е., скорее всего, от непотушенного окурка. Закурив, как это ча­ сто бывает, человек незамет­ но заснул. П О Т У Ш И Т Е Т Е Л Е В И З О Р Мурманск: Бабикова, е * Свердлова, 2; Зеленая, Кольский, 212... — это ад­ реса домов, где с разницей в деиь-два в квартирах мур­ манчан загорались телевизо­ ры. Особо стоит поговорить о тех, что были на улицах Зе ­ леной и Свердлова. На Зеленой, когда из те­ левизора внезапно повалил дым, хозяин квартиры, рас­ терявшись, в панике заме тался по квартире. Хорошо еще выскочил из квартиры и попросил соседей вызвать по­ жарных. Неосведомленность в необ­ ходимых действиях для такой ситуации и паника обошлись человеку порчей ие только телевизора, но и других ве­ щей в квартире. Сильно по­ страдала и сама квартира. На улице Свердлова же, хоть if случилась та же беда глубокой ночыо, и дома бы­ ла* одна женщина, но. не рас­ терявшись. она быстро з?— лила телевизор водой. Такое, увы, при нынешнем качестве телевизоров может случиться в каждой кварти­ ре" Помните эти несложные правила, не теряйтесь — и ущерб от внезапно загорев­ шегося телевизора сведете до минимума. И — не остав­ ляйте его в комнате включен­ ным’без присмотра. З А Г О Р Е Л О С Ь ПО З В О Н К У Хроника пожаров, проис­ шедших в Мурманске за не­ сколько недавних дней. Улица Чу мбарова-Лучиiг- ского, 25. От короткого за­ мыкания в элёктрозвонке за ­ горелось в прихожей кварти­ ры. То же самое случилось в доме № 8 на улице Ушако­ ва. Такие загорания звонков трудно предсказать и «спро- филактировать». Небольшой совет: при покупке звонка отдавайте предпочтение не людному с мелодичным зво­ ном, а тому, что имеет обыч- ' ный звуковой сигнал и нахо=^ днтся в металлическом кор­ пусе. Они более надежны. ‘ Улица А с icoльдовцев, 25/2. От неосторожного курения человека в одной из квартир загорелись постельные при­ надлежности. Ладно, что все закончи­ лось относительно благопо­ лучно. Но не забывайте, что курение — это самая частая причина гибели людей при пожаре. Хотите жить — не курите лежа. Кольский проспект. В пу­ ти следования неожиданно загорелся автобус. Причина — недостаток в конструкции электрооборудования. Не растерявшись, водитель Владимир Иванович Келлер принял все меры безопасно­ сти, эвакуировал всех пасса­ жиров. Вызванные пожарные быстро справились с огнем. В. КАЛИНИНА, наш внешт. корр . ~ _______________________________________________________________________ 4 «Мама, нас выгоняют!» Чрезвычайная ситуация Д ЕТИ ПСКА еще мало что поняли. Они еще ждут обещанных уроков английско­ го и фигурного катания, меч ­ тают о музыке и хореографии. Сегодняшний день начался с тех же вопросов, какими кон ­ чился вчерашний. Сегодняш­ ний день они проведут в сво­ ем классе, к которому за пер ­ вый месяц учебы успели при ­ выкнуть. Завтрашний день учебы нач­ нется... А неизвестно, где он начнется и будет ли он вооб­ ще. И будет ли вообще суще­ ствовать этот класс — 1-й «Б» — тоже неизвестно. По край ­ ней мере, зам. зав. роно Вале­ рий Николаевич Львов вполне допускает, что первоклашек придется вернуть опять в сады. — Родителям надо объяс­ нить, — спокойно говорит Львов. — Или пусть соглаша­ ются на то, что предлагают. — Родителям-то вы объяс­ ните, — отвечаю я, — а как быть с детьми? — А при чем тут дети? — удивляется Львов. — Им-то ка ­ кая разница? В том-то и дело, что дети и впрямь оказались здесь ни причем. Про них в этой чрез ­ вычайной ситуации не подумал никто. А развивались события сле­ дующим образом. Из двух классов шестилеток, набран­ ных в 36-й школе, один должен был заниматься в здании ш ко ­ лы, второй — на базе детсада № 8, что расположен в трех минутах ходьбы от школы. Ро­ дителей уверили, что про грам ­ ма у ребят будет идентичная, что отличий между классами не будет никаких, разве что на базе садика ребятишек луч­ ше покормят, да и поспокой ­ нее там. Собственно, в этих обещаниях ничего нереально­ го и не было. Разделили классы по ж р е ­ бию, без всяких обид. 1-й «А» — з школе, 1-й «Б» — в саду. Эх, знать бы тогда родителям, что согласившись на 1-й «Б», они автоматически обрекли и себя, и своих детей на це­ лую череду нелепиц и обид. Отдел капстроительства тра­ лового флота сорвал ремонт сада №. 8, в результате чего к 1 сентября целый класс о ка ­ зался... без класса. Директора школы А. С. Либероза, при­ шедшего з тралфлот просить ускорения ремонта, зам. на­ чальника флота И. И. Ф руцкий просто выгнал из кабинета. Единственное, чего удалось добиться Алексею Семеновичу, — гарантийного письма от И. И. Ф руц ко го , который обе­ щал окончить ремонт к 1 о к ­ тября. Роно Октябрьского района определило детей в детсад № 1 рыбного порта. Родите­ лям сие, конечно же, не п о ­ нравилось, но они, как гово­ рится, «вошли в положение». Да и, честно гозоря, кому хо­ телось начинать школьную жизнь ребенка с конфликтов? Тем более, что на первом, уже школьном, родительском со­ брании их снова заверили, что удаленность от школы на детях не отразится. Увы, цену этим заверениям родители узнали очень скоро. Два класса «А» и «Б», объ­ единяются в бассейне. Там же, естественно, встречаются и р о ­ дители. Так вот, в «Б» неожи ­ данно для себя узнали, что в «А» уже идет английский, что дети занимаются в хоре, что их учат фигурному катанию, что... То есть, родители вдруг поняли что в классе «А» уже есть все, что было обещано, но не выполнено в классе «Б». Ладно, потерпим, думали папы и мамы — издержки орг- периода, перейдем в свой са­ дик — и все наладится. Нет, в своем 1 «Б» детиш­ кам было очень хорошо. Учи­ тельница, Анна Петровна Сид- лярович, делала все, чтобы первоклашки полюбили школу и сам учебный процесс. Увы, на постоянные вопросы детей (знаете ведь, как настойчивы дети, если им что-то пообеща­ ли!) об английском, музыке и пр. пр. пр. ответить так ничего и не могла. Винсзата ли была в этом школа? Педагоги были готовы, программа сформирована, но в ней, естественно, не было предусмотрено разгильдяйство строителей и равнодушие р о ­ но. Дело школы — учить де­ тей, а создавать для этого ус­ ловия школе должна Совет­ ская зласть. Роно, между про ­ чим, одно из составляющих этой власти. Так вот, именно роно определило детей в сад № 1. На месяц. Не поинтере­ совавшись даже, насколько реален этот срок. В. Г. Львов был в ремонтирующемся са­ ду № 8 последний раз... в июне. И вот закончился гарантиро­ ванный тралфлотом месяц, но не закончился ремонт. И в один прекрасный день дети пришли домой и сказали ту са­ мую фразу: «Мама, нас выго­ няют из школы...» Вообще-то пока не из ш ко ­ лы — из первого сада, но во- первых, кто знает, что будет завтра, а во-вторых, — по про ­ буйте объяснить это детям! Оказалось, что рыбный порт не может больше держать там ЧУЖИХ детей. (А мы все го ­ ворим, что не бывает чужих детей, чужой беды и т. д.) «Обремененный» чувством вины, тралфлот, вместо того, чтоб экстренно закончить р е ­ монт, предложил переселить детей на месяц (опять!) в д р у ­ гой садик, теперь уже за пла­ вательный бассейн. Ну а те, кто ходит в школу сам? Или те, кого родители не могут забрать из школы? Им- то как быть? Ходить через пе­ рекрестки и ездить на транс­ порте а шесть-то лет? А как быть с той самой хрупкостью психики шестилеток, о которой нам столько твердили сами же педагоги? На эти вопросы ни в роно, ни в гороно отвечать не хотят. Роно, раздраженное недо­ вольством родителей, твердит одно: приведем к вам на со­ брание Ф руц ко го , спрашивай­ те с него. Будто шестилеток огдазали на обучение в тралфлот, а не школу. Увы, чрезвычайная по всем меркам, эта ситуация не за­ ставила работников роно и гороно выйти из уютных каби­ нетов и защитить детей. Более того, зав. гороно Б. С. Коган сказал, что и слышит-то об этом впервые. Борис Семенович отреагиро­ вал вообще весьма странным образом : он вдруг стал ругать 36-ю школу за стиль и мето­ ды работы, за маниловские прожекты и необоснованные амбиции. За английский с ше­ сти лет, которо го нет ни а одной программе, за классы шестилеток, с которыми столь­ ко возни, за то, что дирек­ тор слишком много берет на себя. То есть, за то, чем 36-я отличается от всех остальных, за те росточки но ­ вого, которые пробили себе здесь дорогу. За то, что ди ­ ректор Либеров, вопреки всем канонам, захотел и сде­ лал (!) школу для учеников, а не для отчета, за то, что во ­ юет он с рутиной и косностью, за то, что хочет Либеров жить и работать, опережая инструк­ ции... — Он к нам ни разу не при ­ шел и не рассказал о своих проблемах, — горячился Борис Семенович, — он все хочет сам! А мне показалось, что при подобном отношении к школе визит директора в гороно был заранее обречен. И еще по ­ думалось, что если директор школы не идет в гороно со своими бедами, то это не он, а гороно должно озаботиться, почему так происходит. Сейчас директор в отпуске, ЧП, которое свершается нынче, свершается без него. Что ж, ситуация весьма удобная, чтоб потом тому же Либерозу ска­ зать: вот, дескать, чего ты своими новшествами добился... Старо, как мир. Борьба отживающего с но ­ вым, борьба мнений, сил и амбиций существовала всегда. Но один вопрос тревожит, один вопрос не дает мне по ­ коя: почему страдают дети? Они-то —- при чем? Н. НЕЧАЕВА. Фотсиг.фсрмгция — 29 сентября 1989 года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz